Иштар – шумерская богиня любви и войны
Верования и традиции шумеров представляли часть одной из самых древних культур человечества. Многие боги шумеро-аккадского пантеона в дальнейшем стали прототипами известных нам египетских или греческих божеств, хотя, конечно, сильно преобразились в новой интерпретации. Ярчайшей богиней шумеров была Иштар, которой поклонялись в самых разных регионах, а культ имел огромное значение для людей.
Покровительница плодородия была прекрасной, любвеобильной и коварной. Позднее Иштар даже стали называть демоницей. Что же повлияло на столь резкие перемены в отношении к богине? Что могут открыть в Иштар предания, дошедшие до наших дней?
Богиня Иштар и её семья
Иштар – центральное женское божество шумерских верований. Она выступает покровительницей любви, воплощением сексуальности и красоты, из-за чего порой Иштар сравнивают с Афродитой, греческой “коллегой”.
На мой взгляд, это не совсем верно. В отличие от многих других богинь любви, Иштар является также воительницей. В ней сочетаются женственность и жестокость, силы защитницы и разрушительницы.
Имя богини связано со словом “астар”, и именно так в древности народы называли сияющую звезду на небосклоне, ею являлась планета Венера. Иштар почиталась у самых разных народов, из-за чего в мифах о её происхождении встречаются достаточно противоречивые сведения.
Например, “Эпос о Гильгамеше” называет её родителями бога неба Ану и его жену Анту. В известном предании о схождении Иштар в потусторонний мир её отцом выступает бог луны Син, а сестрой – покровительница мира мёртвых Эрешкигаль.
Центром почитания Иштар было Аккадское царство, однако культ её был распространён по всей Месопотамии и за её пределами. Нередко её имя появляется в древних источниках рядом с именами правителей, и это неслучайно.
Супругом богини считался Баал, покровитель стихий, солнца и плодородия. Баал очень часто отождествлялся с могущественными царями, что также являлись своего рода “мужьями” Иштар. Чтобы задобрить Баала, люди приносили ему жертвы, причём человеческие в том числе.
Конкретного упоминания о детях Иштар нет, хотя есть незначительные отсылки к ранним преданиям. Согласно мифам, богиня точно имела сына. Не исключено, что у неё родились и другие дети, ведь Иштар не славилась верностью и скромностью.
Эта богиня предавалась любви с самыми разными божествами и людьми. Неслучайно куртизанки считали её своей покровительницей и защитницей. Иштар поощряла всякие любовные связи, а со временем её имя стало отождествляться с похотью и безнравственностью.
Путешествие Иштар в мир мёртвых
Об Иштар нам рассказывают самые разные легенды. Одной из самых интересных, насыщенной различными образами мне показалась история о сошествии богини в Преисподнюю.
Из-за ветрености и легкомыслия Иштар был погублен Таммуз, бог плодородия. Богиня должна была искупить свою вину, для чего отправилась в царство мёртвых. У врат в потусторонний мир она требует открыть ей путь, в ином случае грозит выпустить на свободу всех умерших.
О приходе Иштар слуги докладывают её сестре, царице Преисподней Эрешкигаль. Та, испугавшись гнева могущественной богини, приказала впустить Иштар.
Путь к владениям Эрешкигаль оказывается долгим и непростым. Иштар проходит семь врат, и возле каждых из них лишается части своего одеяния или украшений, в которых заключена защитная магическая сила.
Перед властительницей мира мёртвых Иштар оказалась совершенно беззащитной. Эрешкигаль, втайне ненавидящая сестру, насылает на неё шесть десятков болезней, запирает в тёмном подземелье. Во время отсутствия Иштар на земле люди и животные, растения и стихии начинают чахнуть. Жизнь останавливается, ведь с ней нет главной богини.
Именно тогда верховный бог Эйе принимает решение освободить Иштар, что он и приказывает её сестре. Увы, вернуться просто так богиня не могла, ей пришлось оставить в царстве мёртвых своего возлюбленного Таммуза, которому она так мечтала вернуть жизнь.
Почему богиня стала демоницей?
Времена менялись, и верования шумерского народа начинали претерпевать изменения, переходя в период упадка. Если изначально Иштар считалась богиней плодородия и любви, покровительницей жизни, без которой всё живое на земле умирало, то через несколько столетий всё кардинально поменялось.
В более поздних преданиях мне встречаются характеристики Иштар как богини-демоницы разврата и блуда. От этих перемен пострадал и её супруг Баал, которого стали причислять к тёмным жестоким демонам.
Языческие культы всевозможными способами пытались очернить и, надо признать, это успешно удалось. Иштар превратилась в коварную искусительницу, не ведающую о справедливости, моральных принципах и чести.
Она не гнушается вступать в связь с самыми разными людьми – от правителей до бродяг, с животными или божествами. Иштар в своём “новом” облике практически не имела положительных черт, из-за чего вскоре была вытеснена другими божествами, превратившись в забытую властительницу страсти и любви.
Иштар в работах современных художников
Иштар постигла участь многих божеств. Из могущественной защитницы и покровительницы продолжения жизни она превратилась в блудницу, однако вины её в этом не было. Образ Иштар меняли лишь сами люди – в зависимости от времени и требований, которое оно предъявляло. Несмотря на это, Иштар была и остаётся одним из самых значимых древних божеств, что сумели оказать огромное влияние на более поздние верования и даже направления религии.
Источник
Иштар
История персонажа
Персонаж шумерской мифологии, богиня войны, секса и плодородия. Также олицетворяет планету Венера. Атрибуты богини Иштар — львы и восьмиконечные звезды. Персонажа обычно изображали крылатой женщиной, вооруженной луком и стрелами. Иштар поклонялись всюду на территории древней Месопотамии. С именем богини были связаны такие религиозные практики, как ритуальная проституция.
История происхождения
Имя богини происходит от древнего слова «астар». В прасемитских языках так называли планету Венера. Поскольку древние считали, что Венера, видимая лучше всего утром и вечером — это две разных звезды, то и имен у небесного тела было два. Мужское — Астар, или «утренняя звезда», и женское — Астарт, или «вечерняя звезда».
В одних семитских культурах это разделение сохранилось и закрепилось в мифологии, а в других, в частности, шумеро-аккадской — два аспекта Венеры слились в едином мифологическом персонаже. Поэтому богине Иштар свойственна андрогинность — признаки и мужского, и женского полов. Иштар — богиня одновременно войны, секса и деторождения.
Шумеры
Кроме того, в восточносемитских языках, на которых говорили предки древних шумеров и аккадцев, слово «астар» означало богиню вообще. Из-за того, что имя богини использовалось как нарицательное, вышло так, что Иштар поглотила множество других месопотамских божеств, чьи образы слились с представлениями об Иштар. Аккадцы знали богиню под именем Иштар, а у шумеров то же божество носило имя Инанна.
Мифы и легенды
К Иштар в ее ипостаси богини войны обращались аккадские цари, поэтому Иштар получила эпитет «царица царей», а также Ануннит, или «Иштар-воительница». Считается, что Иштар восседает на божественном престоле вместе с мужем, верховным богом неба Ану, и тот советуется с супругой, когда принимает решения, потому что Иштар мудра и проницательна. Боги склоняются перед четой правителей, а люди испытывают страх перед ликом Иштар.
Иштар – арт
Считается, что могущественная богиня держит в руках судьбы сущего, однако при этом образ Иштар пленяет и вызывает влечение. Глаза богини переливаются цветами радуги, а уста источают мед. Иштар дает людям удачу и жизненные силы. Богиня благосклонна к покорным почитателям, взаимно влюбленным и людям с благими намерениями.
Два мифа, касающихся Иштар, описаны в «Эпосе о Гильгамеше» и тексте, повествующем о том, как богиня ходила в Преисподнюю. В одном из них Иштар отправляется в земли мертвых. Богиня становится под дверьми Преисподней и велит, чтобы те отперли. А иначе Иштар сама расколотит ворота и выведет мертвецов, которые станут пожирать живых. Как видим, идея зомби-апокалипсиса не нова. Сестра Иштар, владычица подземного царства Эрешкигаль, в испуге велит впустить богиню.
Эрешкигаль
Иштар приходится пройти семь врат подземного мира, и у каждых ворот богиня оставляет часть собственного облачения, так что в результате предстает перед Эрешкигаль обнаженной. Одежды Иштар также наделены волшебными силами, и лишенная их богиня становится слабой. Эрешкигаль разгневана и велит запереть Иштар.
На земле из-за отсутствия Иштар прекратились процессы размножения. Боги отправляют к Эрешкигаль посланника. Тот вынуждает владычицу подземного царства отпустить Иштар, однако Эрешкигаль требует, чтобы богиня нашла себе замену. Иштар проходит обратно семь ворот, возвращает собственные одежды и выбирается из царства мертвых, однако вместо богини в мир мертвых должен спуститься Таммуз, возлюбленный богини.
В «Эпосе о Гильгамеше» герой ходил в далекий поход и возвращается с удачей. Перед ним предстает богиня Иштар, которая предлагает Гильгамешу взять ее в жены, а взамен обещает, что перед героем склонятся государи и владыки и принесут дары, стада героя станут втройне плодороднее, а животные станут полны жизненной силы.
Гильгамеш и Энкиду
Гильгамеш обещает неизменно приносить Иштар щедрые жертвоприношения, но брать богиню в жены отказывается, поскольку та известна непостоянством и вероломством. У богини было много любовников, которых Иштар предала. Среди них Таммуз, отправленный в царство мертвых, а также несколько персонажей, обращенных богиней в животных.
Ответ Гильгамеша оскорбляет Иштар, и та отправляется на небо, где жалуется на героя отцу и матери. Богиня требует, чтобы те создали для нее громадного быка, и снова грозит зомби-апокалипсисом в случае, если ей не дадут того, чего она хочет. Божественный отец выполняет просьбу Иштар, и громадный бык спускается с неба.
На земле зверюга выпивает реку Евфрат и принимается убивать людей, но герой Гильгамеш победил чудовищного быка и принес в жертву. Богиня смотрит на это со стены города Урук и проклинает героя, а спутник Гильгамеша Энкиду швыряет в Иштар оторванную ногу быка. Над этой ногой богиня плачет вместе с блудницами, которых созывает для этого. Этот эпизод в биографии богини заканчивается не к чести Иштар.
Гильгамеш и небесный бык
Блудницы напрямую связаны с богиней Иштар. В рамках культа Иштар практиковалась иерогамия — «священный брак», сексуальный ритуал, в ходе которого люди исполняли роли мужских и женских божеств, заключающих между собой брак. Ритуал проводили обычно правитель шумерского города и верховная жрица Иштар.
В городе Урук проходили празднества в честь Иштар, которые носили черты оргии. Например, особые жрицы в ходе этих празднеств приносили в жертву богине девственность. Урук именовался «городом священных проституток», а Иштар считалась покровительницей блудниц.
Иштар в культуре
Американский писатель-фантаст первой половины ХХ века Абрахам Меррит в 1924 году опубликовал мистико-приключенческий роман «Корабль Иштар». По сюжету герой находит некий древний камень, внутри которого скрыта модель античного корабля. Эта игрушка оказывается магическим предметом, благодаря которому героя заносит в непонятный мир, находящийся вне пространства и времени. Там, на некоем проклятом корабле, двое вавилонских богов — Нергал и Иштар — сошлись в бесконечной битве.
Писатель Нил Гейман
Образ богини Иштар присутствует в романе Нила Геймана «Американские боги». По мотивам романа был снят одноименный сериал, первый сезон которого вышел в 2017 году. По сюжету, Иштар забыта людьми как древняя богиня плодородия, распри и весеннего пробуждения природы, но все же неплохо приспособилась к текущей версии реальности, став Пасхой.
Теперь это светская дамочка-блондинка в весенних цветах, богиня пасхальных кроликов. В одном из эпизодов мистер Среда напоминает Пасхе о тех деньках, когда героиня звалась Иштар и царила над несметными толпами верующих.
Пасху в первом сезоне играет актриса Кристин Ченовет. Известно, что после первого сезона Ченовет покинула сериал, пока не известно, кто будет исполнять роль Пасхи во втором сезоне и планируется ли присутствие этого персонажа в сериале.
Кристин Ченовет
Богиня Иштар появляется и в вымышленной вселенной комиксов «DC». В 2001-2002 годах вышли три книги комиксов серии «JLA Gatekeeper», где фигурирует персонаж Ishtar — древняя ассирийская богиня любви, плодородия и войны. Богиня появляется также в комиксах «Песочный человек» («The Sandman») Нила Геймана, в арке «Тhe Brief Lives». Героине известен танец блаженства и разрушения, посредством которого можно убить все живые существа в округе.
Источник
ИШТАР
ИШТАР — главное женское божество месопотамского (шумеро-аккадского) пантеона, богиня плодородия, любви, войны и распри, в астральном плане — олицетворение планеты Венера.
Имя Иштар происходит от семитического термина «астар», который у разных групп семитоязычных народов означал либо «богиня», либо «бог». Иштар именовалась «госпожой неба и земли», «госпожой небесного света», «госпожой стран», «госпожой воинств» и др. По-видимому, Иштар приписывали и дар целительства. Например, статую Иштар Ниневийской царь Митанни Тушратта в XIV веке до н. э. прислал на время в Египет Аменхотепу III для излечения какого-то недуга, которым тот страдал. Женщины уповали на помощь Иштар при родах.
Генеалогия Иштар и её место в пантеоне связаны со многими богами. Культ её, возможно, восходит к культу Ишхары, более древней богини с аналогичными функциями, чьё имя имеет ещё дошумерское происхождение. Кроме того, со времени III династии Ура (конец III-го тысячелетия до н. э.) известен культ аккадской богини Нанайи, которая по своим функциям близка Иштар и, может быть, является её ипостасью, продолжавшей свою жизнь в ахеменидское и эллинистическое время и пользовавшейся признанием не только в Месопотамии, но также в Сирии и Иране. В регионе восточно-средиземноморского побережья Иштар почиталась под именем Астарты.
Образ Иштар оказал влияние на культы плодородия у хурритов, хеттов и др. Иштар также стала почитаться в Египте со времени Нового царства (середина XVI века — третья четверть XI века до н. э.), в Мемфисе ей было построено святилище. В самой же Месопотамии центром культа Инанны-Иштар был город Урук, где обряды и празднества в честь богини носили оргиастический характер. Храмы Иштар находились и во многих др. городах Месопотамии: Уре, Исине, Аккаде, Мари, Ниппуре, Нузи, Ниневии, Арбеле, Ашшуре. В храмах Иштар для служения и празднеств в её честь содержались жрицы, блудницы, евнухи, а также певицы, танцовщицы и музыкантши.
Символ Иштар — восьмиконечная звезда или многолепестковая розетка. Её священные животные — пантера и лев, она нередко изображалась стоящей на спинах этих животных. Скульптуры и рельефы представляют Иштар по-разному: крылатой, иногда четырёхкрылой, обнажённой с подчёркнутыми половыми признаками, в длинном одеянии, но с обнажённой грудью, с сосудом с льющейся водой, с атрибутами воительницы, ведущей на верёвке пленных, и др.
Согласно местным городским традициям, Инанна-Иштар в Уре считалась дочерью Нанны (Сина), сестрой Уту (Шамаша) и Эрешкигаль, богини загробного мира; в Ашшуре — дочерью и супругой верховного бога Ашшура; в Уруке — бога Ана [Ану(м)]; с возвышением культа Энлиля — его дочерью. В роли мужа Инанны-Иштар иногда фигурирует Забаба — бог-покровитель Киша, но в большинстве мифов — бог-пастух Думузи. В качестве сына Иштар упоминается бог-воитель Шара из города Умма. Нередки были теофорные имена, включающие имя богини: наместник Мари Пузур-Иштар («Тайна Иштар»), царь Исина Липит-Иштар («Прикосновение Иштар») и др.
Инанна-Иштар стала одним из центральных образов мифоэпического творчества народов Месопотамии, формирование которого началось в Шумере, в связи с чем б. ч. мифов посвящена Инанне. Особенно обширен цикл мифов об Инанне и её супруге Думузи, ставший основой для ритуала «священного бракосочетания». В шумерских и аккадских вариантах получил развитие миф о Гильгамеше и небесном быке: в отместку герою, отвергшему любовь Иштар, богиня насылает на Урук чудовищного быка, которого тот всё же побеждает. В шумерских и аккадских вариантах сохранился самый популярный миф о нисхождении Инанны-Иштар в преисподнюю.
Причём в шумерском варианте Инанна спускается в загробный мир из желания оспорить и обрести власть у своей сестры, царицы этого мира, но, будучи побеждена ею, право вернуться на землю обретает ценой «замены» себя своим супругом Думузи, который отныне полгода должен проводить в царстве мёртвых, а др. полгода — на земле. В аккадской версии мифа Иштар спускается в загробный мир для спасения безвременно погибшего супруга и после мучительных испытаний добивается его возвращения через каждые полгода на землю. Именно этот миф лёг в основу представлений о смене времён года, об умирающем и воскресающем боге.
Иллюстрации:
Иштар. Статуя из храма в Мари. Нач. 2-го тыс.до н. э. Национальный музей (Халеб). Архив БРЭ.
«Иштар на льве». Рельеф из Эшнунны Лувр (Париж). Архив БРЭ.
Источник