Меню

Иштар это бог солнца

Иштар – шумерская богиня любви и войны

Верования и традиции шумеров представляли часть одной из самых древних культур человечества. Многие боги шумеро-аккадского пантеона в дальнейшем стали прототипами известных нам египетских или греческих божеств, хотя, конечно, сильно преобразились в новой интерпретации. Ярчайшей богиней шумеров была Иштар, которой поклонялись в самых разных регионах, а культ имел огромное значение для людей.

Покровительница плодородия была прекрасной, любвеобильной и коварной. Позднее Иштар даже стали называть демоницей. Что же повлияло на столь резкие перемены в отношении к богине? Что могут открыть в Иштар предания, дошедшие до наших дней?

Богиня Иштар и её семья

Иштар – центральное женское божество шумерских верований. Она выступает покровительницей любви, воплощением сексуальности и красоты, из-за чего порой Иштар сравнивают с Афродитой, греческой “коллегой”.

На мой взгляд, это не совсем верно. В отличие от многих других богинь любви, Иштар является также воительницей. В ней сочетаются женственность и жестокость, силы защитницы и разрушительницы.

Имя богини связано со словом “астар”, и именно так в древности народы называли сияющую звезду на небосклоне, ею являлась планета Венера. Иштар почиталась у самых разных народов, из-за чего в мифах о её происхождении встречаются достаточно противоречивые сведения.

Например, “Эпос о Гильгамеше” называет её родителями бога неба Ану и его жену Анту. В известном предании о схождении Иштар в потусторонний мир её отцом выступает бог луны Син, а сестрой – покровительница мира мёртвых Эрешкигаль.

Центром почитания Иштар было Аккадское царство, однако культ её был распространён по всей Месопотамии и за её пределами. Нередко её имя появляется в древних источниках рядом с именами правителей, и это неслучайно.

Супругом богини считался Баал, покровитель стихий, солнца и плодородия. Баал очень часто отождествлялся с могущественными царями, что также являлись своего рода “мужьями” Иштар. Чтобы задобрить Баала, люди приносили ему жертвы, причём человеческие в том числе.

Конкретного упоминания о детях Иштар нет, хотя есть незначительные отсылки к ранним преданиям. Согласно мифам, богиня точно имела сына. Не исключено, что у неё родились и другие дети, ведь Иштар не славилась верностью и скромностью.

Эта богиня предавалась любви с самыми разными божествами и людьми. Неслучайно куртизанки считали её своей покровительницей и защитницей. Иштар поощряла всякие любовные связи, а со временем её имя стало отождествляться с похотью и безнравственностью.

Путешествие Иштар в мир мёртвых

Об Иштар нам рассказывают самые разные легенды. Одной из самых интересных, насыщенной различными образами мне показалась история о сошествии богини в Преисподнюю.

Из-за ветрености и легкомыслия Иштар был погублен Таммуз, бог плодородия. Богиня должна была искупить свою вину, для чего отправилась в царство мёртвых. У врат в потусторонний мир она требует открыть ей путь, в ином случае грозит выпустить на свободу всех умерших.

О приходе Иштар слуги докладывают её сестре, царице Преисподней Эрешкигаль. Та, испугавшись гнева могущественной богини, приказала впустить Иштар.

Путь к владениям Эрешкигаль оказывается долгим и непростым. Иштар проходит семь врат, и возле каждых из них лишается части своего одеяния или украшений, в которых заключена защитная магическая сила.

Перед властительницей мира мёртвых Иштар оказалась совершенно беззащитной. Эрешкигаль, втайне ненавидящая сестру, насылает на неё шесть десятков болезней, запирает в тёмном подземелье. Во время отсутствия Иштар на земле люди и животные, растения и стихии начинают чахнуть. Жизнь останавливается, ведь с ней нет главной богини.

Именно тогда верховный бог Эйе принимает решение освободить Иштар, что он и приказывает её сестре. Увы, вернуться просто так богиня не могла, ей пришлось оставить в царстве мёртвых своего возлюбленного Таммуза, которому она так мечтала вернуть жизнь.

Почему богиня стала демоницей?

Времена менялись, и верования шумерского народа начинали претерпевать изменения, переходя в период упадка. Если изначально Иштар считалась богиней плодородия и любви, покровительницей жизни, без которой всё живое на земле умирало, то через несколько столетий всё кардинально поменялось.

В более поздних преданиях мне встречаются характеристики Иштар как богини-демоницы разврата и блуда. От этих перемен пострадал и её супруг Баал, которого стали причислять к тёмным жестоким демонам.

Читайте также:  География 5 класс восход солнца

Языческие культы всевозможными способами пытались очернить и, надо признать, это успешно удалось. Иштар превратилась в коварную искусительницу, не ведающую о справедливости, моральных принципах и чести.

Она не гнушается вступать в связь с самыми разными людьми – от правителей до бродяг, с животными или божествами. Иштар в своём “новом” облике практически не имела положительных черт, из-за чего вскоре была вытеснена другими божествами, превратившись в забытую властительницу страсти и любви.

Иштар в работах современных художников

Иштар постигла участь многих божеств. Из могущественной защитницы и покровительницы продолжения жизни она превратилась в блудницу, однако вины её в этом не было. Образ Иштар меняли лишь сами люди – в зависимости от времени и требований, которое оно предъявляло. Несмотря на это, Иштар была и остаётся одним из самых значимых древних божеств, что сумели оказать огромное влияние на более поздние верования и даже направления религии.

Источник

Иштар

История персонажа

Персонаж шумерской мифологии, богиня войны, секса и плодородия. Также олицетворяет планету Венера. Атрибуты богини Иштар — львы и восьмиконечные звезды. Персонажа обычно изображали крылатой женщиной, вооруженной луком и стрелами. Иштар поклонялись всюду на территории древней Месопотамии. С именем богини были связаны такие религиозные практики, как ритуальная проституция.

История происхождения

Имя богини происходит от древнего слова «астар». В прасемитских языках так называли планету Венера. Поскольку древние считали, что Венера, видимая лучше всего утром и вечером — это две разных звезды, то и имен у небесного тела было два. Мужское — Астар, или «утренняя звезда», и женское — Астарт, или «вечерняя звезда».

В одних семитских культурах это разделение сохранилось и закрепилось в мифологии, а в других, в частности, шумеро-аккадской — два аспекта Венеры слились в едином мифологическом персонаже. Поэтому богине Иштар свойственна андрогинность — признаки и мужского, и женского полов. Иштар — богиня одновременно войны, секса и деторождения.

Шумеры

Кроме того, в восточносемитских языках, на которых говорили предки древних шумеров и аккадцев, слово «астар» означало богиню вообще. Из-за того, что имя богини использовалось как нарицательное, вышло так, что Иштар поглотила множество других месопотамских божеств, чьи образы слились с представлениями об Иштар. Аккадцы знали богиню под именем Иштар, а у шумеров то же божество носило имя Инанна.

Мифы и легенды

К Иштар в ее ипостаси богини войны обращались аккадские цари, поэтому Иштар получила эпитет «царица царей», а также Ануннит, или «Иштар-воительница». Считается, что Иштар восседает на божественном престоле вместе с мужем, верховным богом неба Ану, и тот советуется с супругой, когда принимает решения, потому что Иштар мудра и проницательна. Боги склоняются перед четой правителей, а люди испытывают страх перед ликом Иштар.

Иштар – арт

Считается, что могущественная богиня держит в руках судьбы сущего, однако при этом образ Иштар пленяет и вызывает влечение. Глаза богини переливаются цветами радуги, а уста источают мед. Иштар дает людям удачу и жизненные силы. Богиня благосклонна к покорным почитателям, взаимно влюбленным и людям с благими намерениями.

Два мифа, касающихся Иштар, описаны в «Эпосе о Гильгамеше» и тексте, повествующем о том, как богиня ходила в Преисподнюю. В одном из них Иштар отправляется в земли мертвых. Богиня становится под дверьми Преисподней и велит, чтобы те отперли. А иначе Иштар сама расколотит ворота и выведет мертвецов, которые станут пожирать живых. Как видим, идея зомби-апокалипсиса не нова. Сестра Иштар, владычица подземного царства Эрешкигаль, в испуге велит впустить богиню.

Эрешкигаль

Иштар приходится пройти семь врат подземного мира, и у каждых ворот богиня оставляет часть собственного облачения, так что в результате предстает перед Эрешкигаль обнаженной. Одежды Иштар также наделены волшебными силами, и лишенная их богиня становится слабой. Эрешкигаль разгневана и велит запереть Иштар.

На земле из-за отсутствия Иштар прекратились процессы размножения. Боги отправляют к Эрешкигаль посланника. Тот вынуждает владычицу подземного царства отпустить Иштар, однако Эрешкигаль требует, чтобы богиня нашла себе замену. Иштар проходит обратно семь ворот, возвращает собственные одежды и выбирается из царства мертвых, однако вместо богини в мир мертвых должен спуститься Таммуз, возлюбленный богини.

Читайте также:  Снимать против солнца или

В «Эпосе о Гильгамеше» герой ходил в далекий поход и возвращается с удачей. Перед ним предстает богиня Иштар, которая предлагает Гильгамешу взять ее в жены, а взамен обещает, что перед героем склонятся государи и владыки и принесут дары, стада героя станут втройне плодороднее, а животные станут полны жизненной силы.

Гильгамеш и Энкиду

Гильгамеш обещает неизменно приносить Иштар щедрые жертвоприношения, но брать богиню в жены отказывается, поскольку та известна непостоянством и вероломством. У богини было много любовников, которых Иштар предала. Среди них Таммуз, отправленный в царство мертвых, а также несколько персонажей, обращенных богиней в животных.

Ответ Гильгамеша оскорбляет Иштар, и та отправляется на небо, где жалуется на героя отцу и матери. Богиня требует, чтобы те создали для нее громадного быка, и снова грозит зомби-апокалипсисом в случае, если ей не дадут того, чего она хочет. Божественный отец выполняет просьбу Иштар, и громадный бык спускается с неба.

На земле зверюга выпивает реку Евфрат и принимается убивать людей, но герой Гильгамеш победил чудовищного быка и принес в жертву. Богиня смотрит на это со стены города Урук и проклинает героя, а спутник Гильгамеша Энкиду швыряет в Иштар оторванную ногу быка. Над этой ногой богиня плачет вместе с блудницами, которых созывает для этого. Этот эпизод в биографии богини заканчивается не к чести Иштар.

Гильгамеш и небесный бык

Блудницы напрямую связаны с богиней Иштар. В рамках культа Иштар практиковалась иерогамия — «священный брак», сексуальный ритуал, в ходе которого люди исполняли роли мужских и женских божеств, заключающих между собой брак. Ритуал проводили обычно правитель шумерского города и верховная жрица Иштар.

В городе Урук проходили празднества в честь Иштар, которые носили черты оргии. Например, особые жрицы в ходе этих празднеств приносили в жертву богине девственность. Урук именовался «городом священных проституток», а Иштар считалась покровительницей блудниц.

Иштар в культуре

Американский писатель-фантаст первой половины ХХ века Абрахам Меррит в 1924 году опубликовал мистико-приключенческий роман «Корабль Иштар». По сюжету герой находит некий древний камень, внутри которого скрыта модель античного корабля. Эта игрушка оказывается магическим предметом, благодаря которому героя заносит в непонятный мир, находящийся вне пространства и времени. Там, на некоем проклятом корабле, двое вавилонских богов — Нергал и Иштар — сошлись в бесконечной битве.

Писатель Нил Гейман

Образ богини Иштар присутствует в романе Нила Геймана «Американские боги». По мотивам романа был снят одноименный сериал, первый сезон которого вышел в 2017 году. По сюжету, Иштар забыта людьми как древняя богиня плодородия, распри и весеннего пробуждения природы, но все же неплохо приспособилась к текущей версии реальности, став Пасхой.

Теперь это светская дамочка-блондинка в весенних цветах, богиня пасхальных кроликов. В одном из эпизодов мистер Среда напоминает Пасхе о тех деньках, когда героиня звалась Иштар и царила над несметными толпами верующих.

Пасху в первом сезоне играет актриса Кристин Ченовет. Известно, что после первого сезона Ченовет покинула сериал, пока не известно, кто будет исполнять роль Пасхи во втором сезоне и планируется ли присутствие этого персонажа в сериале.

Кристин Ченовет

Богиня Иштар появляется и в вымышленной вселенной комиксов «DC». В 2001-2002 годах вышли три книги комиксов серии «JLA Gatekeeper», где фигурирует персонаж Ishtar — древняя ассирийская богиня любви, плодородия и войны. Богиня появляется также в комиксах «Песочный человек» («The Sandman») Нила Геймана, в арке «Тhe Brief Lives». Героине известен танец блаженства и разрушения, посредством которого можно убить все живые существа в округе.

Источник

ИШТАР

ИШТАР — глав­ное жен­ское бо­же­ст­во ме­со­по­там­ско­го​ (шу­ме­ро-ак­кад­ско­го) пан­те­о­на, бо­ги­ня пло­до­ро­дия, люб­ви, вой­ны и рас­при, в ас­т­раль­ном пла­не — оли­це­тво­ре­ние пла­не­ты Ве­не­ра.

Имя Иштар про­ис­хо­дит от се­ми­тического тер­ми­на «ас­тар», ко­то­рый у раз­ных групп се­ми­тоя­зыч­ных на­ро­дов оз­на­чал ли­бо «бо­ги­ня», ли­бо «бог». Иштар име­но­ва­лась «гос­по­жой не­ба и зем­ли», «гос­по­жой не­бес­но­го све­та», «гос­по­жой стран», «гос­по­жой во­инств» и др. По-ви­ди­мо­му, Иштар при­пи­сы­ва­ли и дар це­ли­тель­ст­ва. Например, ста­тую Иштар Ни­не­вий­ской царь Ми­тан­ни Туш­рат­та в XIV веке до н. э. при­слал на вре­мя в Еги­пет Амен­хо­те­пу III для из­ле­че­ния ка­ко­го-то не­ду­га, ко­то­рым тот стра­дал. Жен­щи­ны упо­ва­ли на по­мощь Иштар при ро­дах.

Читайте также:  Не отнимайте солнце у детей авторы

Ге­неа­ло­гия Иштар и её ме­сто в пан­те­о­не свя­за­ны со мно­ги­ми бо­га­ми. Культ её, воз­мож­но, вос­хо­дит к куль­ту Иш­ха­ры, бо­лее древ­ней бо­ги­ни с ана­ло­гич­ны­ми функ­ция­ми, чьё имя име­ет ещё до­шу­мер­ское про­ис­хо­ж­де­ние. Кро­ме то­го, со вре­ме­ни III ди­на­стии Ура (конец III-го тысячелетия до н. э.) из­вес­тен культ ак­кад­ской бо­ги­ни На­найи, ко­то­рая по сво­им функ­ци­ям близ­ка Иштар и, мо­жет быть, яв­ля­ет­ся её ипо­ста­сью, про­дол­жав­шей свою жизнь в ахе­ме­нид­ское и эл­ли­ни­стическое вре­мя и поль­зо­вав­шей­ся при­зна­ни­ем не толь­ко в Ме­со­по­та­мии, но так­же в Си­рии и Ира­не. В ре­гио­не вос­точ­но-сре­ди­зем­но­мор­ско­го по­бе­ре­жья Иштар по­чи­та­лась под име­нем Ас­тар­ты.

Об­раз Иштар ока­зал влия­ние на куль­ты пло­до­ро­дия у хур­ри­тов, хет­тов и др. Иштар так­же ста­ла по­чи­тать­ся в Егип­те со вре­ме­ни Но­во­го цар­ст­ва (середина XVI века — третья четверть XI века до н. э.), в Мем­фи­се ей бы­ло по­строе­но свя­ти­ли­ще. В са­мой же Ме­со­по­та­мии цен­тром куль­та Инан­ны-Иштар был город Урук, где об­ря­ды и празд­не­ст­ва в честь бо­ги­ни но­си­ли ор­гиа­стический ха­рак­тер. Хра­мы Иштар на­хо­ди­лись и во мно­гих др. го­ро­дах Ме­со­по­та­мии: Уре, Иси­не, Ак­ка­де, Ма­ри, Нип­пу­ре, Ну­зи, Ни­не­вии, Ар­бе­ле, Аш­шу­ре. В хра­мах Иштар для слу­же­ния и празд­неств в её честь со­дер­жа­лись жри­цы, блуд­ни­цы, ев­ну­хи, а так­же пе­ви­цы, тан­цов­щи­цы и му­зы­кантши.

Сим­вол Иштар — вось­ми­ко­неч­ная звез­да или мно­го­ле­пе­ст­ко­вая ро­зет­ка. Её свя­щен­ные жи­вот­ные — пан­те­ра и лев, она не­ред­ко изо­бра­жа­лась стоя­щей на спи­нах этих жи­вот­ных. Скульп­ту­ры и рель­е­фы пред­став­ля­ют Иштар по-раз­но­му: кры­ла­той, ино­гда че­ты­рёх­кры­лой, об­на­жён­ной с под­чёрк­ну­ты­ми по­ло­вы­ми при­зна­ка­ми, в длин­ном одея­нии, но с об­на­жён­ной гру­дью, с со­су­дом с лью­щей­ся во­дой, с ат­ри­бу­та­ми вои­тель­ни­цы, ве­ду­щей на ве­рёв­ке плен­ных, и др.

Со­глас­но ме­ст­ным городским тра­ди­ци­ям, Инан­на-Иштар в Уре счи­та­лась до­че­рью Нан­ны (Си­на), се­ст­рой Уту (Ша­ма­ша) и Эреш­ки­галь, бо­ги­ни за­гроб­но­го ми­ра; в Аш­шу­ре — до­че­рью и суп­ру­гой вер­хов­но­го бо­га Аш­шу­ра; в Уру­ке — бо­га Ана [Ану(м)]; с воз­вы­ше­ни­ем куль­та Эн­ли­ля — его до­че­рью. В ро­ли му­жа Инан­ны-Иштар ино­гда фи­гу­ри­ру­ет За­ба­ба — бог-по­кро­ви­тель Ки­ша, но в боль­шин­ст­ве ми­фов — бог-пас­тух Ду­му­зи. В ка­че­ст­ве сы­на Иштар упо­ми­на­ет­ся бог-вои­тель Ша­ра из города Ум­ма. Не­ред­ки бы­ли тео­фор­ные име­на, вклю­чаю­щие имя бо­ги­ни: на­ме­ст­ник Ма­ри Пу­зур-Иш­тар («Тай­на Иш­тар»), царь Иси­на Ли­пит-Иш­тар («При­кос­но­ве­ние Иш­тар») и др.

Инан­на-Иштар ста­ла од­ним из центральных об­ра­зов ми­фо­эпического твор­че­ст­ва на­ро­дов Ме­со­по­та­мии, фор­ми­ро­ва­ние ко­то­ро­го на­ча­лось в Шу­ме­ре, в свя­зи с чем б. ч. ми­фов по­свя­ще­на Инан­не. Осо­бен­но об­ши­рен цикл ми­фов об Инан­не и её суп­ру­ге Ду­му­зи, став­ший ос­но­вой для ри­туа­ла «свя­щен­но­го бра­ко­со­че­та­ния». В шу­мер­ских и ак­кад­ских ва­ри­ан­тах по­лу­чил раз­ви­тие миф о Гиль­га­ме­ше и не­бес­ном бы­ке: в от­ме­ст­ку ге­рою, от­верг­ше­му лю­бовь Иштар, бо­ги­ня на­сы­ла­ет на Урук чу­до­вищ­но­го бы­ка, ко­то­ро­го тот всё же по­бе­ж­да­ет. В шу­мер­ских и ак­кад­ских ва­ри­ан­тах со­хра­нил­ся са­мый по­пу­ляр­ный миф о нис­хо­ж­де­нии Инан­ны-Иштар в пре­ис­под­нюю.

При­чём в шу­мер­ском ва­ри­ан­те Инан­на спус­ка­ет­ся в за­гроб­ный мир из же­ла­ния ос­по­рить и об­рес­ти власть у сво­ей се­ст­ры, ца­ри­цы это­го ми­ра, но, бу­ду­чи по­бе­ж­де­на ею, пра­во вер­нуть­ся на зем­лю об­ре­та­ет це­ной «за­ме­ны» се­бя сво­им суп­ру­гом Ду­му­зи, ко­то­рый от­ны­не пол­го­да дол­жен про­во­дить в цар­ст­ве мёрт­вых, а др. пол­го­да — на зем­ле. В ак­кад­ской вер­сии ми­фа Иштар спус­ка­ет­ся в за­гроб­ный мир для спа­се­ния без­вре­мен­но по­гиб­ше­го суп­ру­га и по­сле му­чи­тель­ных ис­пы­та­ний до­би­ва­ет­ся его воз­вра­ще­ния че­рез ка­ж­дые пол­го­да на зем­лю. Имен­но этот миф лёг в ос­но­ву пред­став­ле­ний о сме­не вре­мён го­да, об уми­раю­щем и вос­кре­саю­щем бо­ге.

Иллюстрации:

Иш­тар. Ста­туя из хра­ма в Ма­ри. Нач. 2-го тыс.до н. э. На­цио­наль­ный му­зей (Ха­леб). Архив БРЭ.

«Иш­тар на льве». Рель­еф из Эш­нун­ны Лувр (Па­риж). Архив БРЭ.

Источник

Adblock
detector