Исключение лишнего методика лампа фонарь солнце
Обработка и анализ результатов. О высоком уровне логики мышления свидетельствуют восемь-десять правильных ответов, о хорошем 6-7 ответов, о достаточном — 4-5, о низком — менее чем 5.
2. Методика “Исключение лишнего”
Цель: изучение способности к обобщению.
Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:
1. Лампа, фонарь, солнце, свеча.
2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.
3. Собака, лошадь, корова, лось.
4. Стол, стул, пол, кровать.
5. Сладкий, горький, кислый, горячий.
6. Очки, глаза, нос, уши.
7. Трактор, комбайн, машина, сани.
8. Москва, Киев, Волга, Минск.
9. Шум, свист, гром, град.
10. Суп, кисель, кастрюля, картошка.
11. Береза, сосна, дуб, роза.
12. Абрикос, персик, помидор, апельсин.
Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.
Обработка и анализ результатов.
1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).
2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя “кастрюля” — это посуда, а остальное — еда).
3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.
4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).
Ключ к оценке результатов. Высокий уровень — 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями; хороший — 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний — 7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий — 1-6 рядов с одним родовым понятием.
3. Методика “Изучение скорости мышления”
Цель: определение скорости мышления.
Оборудование: набор слов с пропущенными буквами, секундомер.
Порядок исследования. В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа.
Источник
Методика «Исключение лишнего»
Цель: изучение способности к обобщению у младших школьников.
Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:
- Лампа, фонарь, солнце, свеча.
- Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.
- Собака, лошадь, корова, лось.
- Стол, стул, пол, кровать.
- Сладкий, горький, кислый, горячий.
- Очки, глаза, нос, уши.
- Трактор, комбайн, машина, сани.
- Москва, Киев, Волга, Минск.
- Шум, свист, гром, град.
- Суп, кисель, кастрюля, картошка.
- Береза, сосна, дуб, роза.
- Абрикос, персик, помидор, апельсин.
Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.
Обработка и анализ результатов.
- Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).
- Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя «кастрюля» – это посуда, а остальное – еда).
- Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.
- Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).
Ключ к оценке результатов. Высокий уровень – 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями; хороший – 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний – 7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий – 1-6 рядов с одним родовым понятием.
Источник
Методика изучения младшего школьника.
Методика «Исключение лишнего»
Цель: изучение способности к обобщению. Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:
1. Лампа, фонарь, солнце, свеча.
2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.
3. Собака, лошадь, корова, лось.
4. Стол, стул, пол, кровать.
5. Сладкий, горький, кислый, горячий.
6. Очки, глаза, нос, уши.
7. Трактор, комбайн, машина, сани.
8. Москва, Киев, Волга, Минск.
9. Шум, свист, гром, град.
10. Суп, кисель, кастрюля, картошка.
11. Береза, сосна, дуб, роза.
12. Абрикос, персик, помидор, апельсин.
Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему. Обработка и анализ результатов.
1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).
2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя «кастрюля» — это посуда, а остальное — еда).
3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.
4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).
Ключ к оценке результатов. Высокий уровень — 7-12 рядов обобщены родовыми понятиями; хороший — 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний -7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий — 1-6 рядов с одним родовым понятием.
Источник
Диагностика мышления у младших школьников
Методика «Исключение лишнего»
Цель: изучение способности к обобщению. Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:
1. Лампа, фонарь, солнце, свеча .
2. Сапоги, ботинки, шнурки , валенки.
3. Собака , лошадь, корова, лось.
4. Стол, стул, пол , кровать.
5. Сладкий, горький, кислый, горячий .
6. Очки , глаза, нос, уши.
7. Трактор, комбайн, машина, сани .
8. Москва, Киев, Волга , Минск.
9. Шум, свист, гром, град .
10. Суп, кисель , кастрюля, картошка.
11. Береза, сосна, дуб, роза .
12. Абрикос, персик, помидор , апельсин.
Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.
Обработка и анализ результатов.
1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).
2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя «кастрюля» — это посуда, а остальное — еда).
3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.
4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).
Ключ к оценке результатов. Высокий уровень — 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями; хороший — 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний — 7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий — 1-6 рядов с одним родовым понятием
ПРОТОКОЛ
по методике «Исключение лишнего »
1. Дата : 16.09/2014
3. Испытуемый :Б.А
4. Социальное положение : обучающийся
5. Возраст : 10 лет.
6. Самочувствие испытуемого : удовлетворительное
7. Дополнительные сведения : тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель : Методика предназначена для исследования способности к классификации и анализу.
9. Экспериментальный материал : бланк, секундомер, лист бумаги
10. Инструкция : «Перед вами бланк с 12 рядами слов. Вам необходимо за 3 мин. выделить и вычеркнуть в каждом ряду четвертое слово, не связанное родовым единством с другими четырьмя.
11. Бланк ответа
12. Отчёт испытуемого : Задание заинтересовало.
13. Отчёт экспериментатора : Исследование проходило без особенностей, испытуемый быстро и четко выполнял задание.
14. Обработка результатов : Испытуемый выполнил правильно 11 заданий, правильно выделил лишнее слово .
15. Интерпретация : данные результаты говорят о том, что у испытуемого высокий уровень обобщения (отнесение к классу на основании функциональных признаков);
. 16. Вывод : хорошо развито понятийное мышление ( 11 правильных ответов при норме 12) . Средний уровень обобщения (отнесение к классу на основании функциональных признаков);
17. Литература : Немов Р.С. Психология:Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений:В 3 кн. – 3-е изд. – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2007. – Кн.3.
ПРОТОКОЛ
по методике «Исключение понятий »
1. Дата : 16.09/2014
4. Социальное положение : обучающийся
5. Возраст : 10 лет.
6. Самочувствие испытуемого : удовлетворительное
7. Дополнительные сведения : тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель : Методика предназначена для исследования способности к классификации и анализу.
9. Экспериментальный материал : бланк, секундомер, лист бумаги
10. Инструкция : «Перед вами бланк с 12 рядами слов. Вам необходимо за 3 мин. выделить и вычеркнуть в каждом ряду четвертое слово, не связанное родовым единством с другими четырьмя.
11. Бланк ответа
12. Отчёт испытуемого : Задание заинтересовало.
13. Отчёт экспериментатора : Исследование проходило без особенностей, испытуемый быстро и четко выполнял задание.
14. Обработка результатов : Испытуемый выполнил правильно 11 заданий, правильно выделил лишнее слово .
15. Интерпретация : данные результаты говорят о том, что у испытуемого высокий уровень обобщения при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);
. 16. Вывод : хорошо развито понятийное мышление ( 11 правильных ответов при норме 12) . Высокий уровень обобщения при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);
17. Литература : Немов Р.С. Психология:Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений:В 3 кн. – 3-е изд. – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2007. – Кн.3.
ПРОТОКОЛ
по методике «Исключение понятий »
1. Дата : 16.09/2014
4. Социальное положение : обучающийся
5. Возраст : 10 лет.
6. Самочувствие испытуемого : удовлетворительное
7. Дополнительные сведения : тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель : Методика предназначена для исследования способности к классификации и анализу.
9. Экспериментальный материал : бланк, секундомер, лист бумаги
10. Инструкция : «Перед вами бланк с 12 рядами слов. Вам необходимо за 3 мин. выделить и вычеркнуть в каждом ряду четвертое слово, не связанное родовым единством с другими четырьмя.
11. Бланк ответа
12. Отчёт испытуемого : Задание заинтересовало.
13. Отчёт экспериментатора : Исследование проходило без особенностей, испытуемый быстро и четко выполнял задание.
14. Обработка результатов : Испытуемый выполнил правильно 11 заданий, правильно выделил лишнее слово .
15. Интерпретация : данные результаты говорят о том, что у испытуемого высокий уровень обобщения при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);
. 16. Вывод : хорошо развито понятийное мышление ( 11 правильных ответов при норме 12) . Высокий уровень обобщения при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);
17. Литература : Немов Р.С. Психология:Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений:В 3 кн. – 3-е изд. – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2007. – Кн.3.
ПРОТОКОЛ
по методике «Исключение понятий »
1. Дата : 16.09/2014
4. Социальное положение : обучающийся
5. Возраст : 10 лет.
6. Самочувствие испытуемого : удовлетворительное
7. Дополнительные сведения : тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель : Методика предназначена для исследования способности к классификации и анализу.
9. Экспериментальный материал : бланк, секундомер, лист бумаги
10. Инструкция : «Перед вами бланк с 12 рядами слов. Вам необходимо за 3 мин. выделить и вычеркнуть в каждом ряду четвертое слово, не связанное родовым единством с другими четырьмя.
11. Бланк ответа
12. Отчёт испытуемого : Задание заинтересовало.
13. Отчёт экспериментатора : Исследование проходило без особенностей, испытуемый быстро и четко выполнял задание.
14. Обработка результатов : Испытуемый выполнил правильно 11 заданий, правильно выделил лишнее слово .
15. Интерпретация : данные результаты говорят о том, что у испытуемого высокий уровень обобщения при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);
. 16. Вывод : хорошо развито понятийное мышление ( 11 правильных ответов при норме 12) . Высокий уровень обобщения при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);
17. Литература : Немов Р.С. Психология:Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений:В 3 кн. – 3-е изд. – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2007. – Кн.3.
ПРОТОКОЛ
по методике «Исключение понятий »
1. Дата : 16.09/2014
4. Социальное положение : обучающийся
5. Возраст : 10 лет.
6. Самочувствие испытуемого : удовлетворительное
7. Дополнительные сведения : тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель : Методика предназначена для исследования способности к классификации и анализу.
9. Экспериментальный материал : бланк, секундомер, лист бумаги
10. Инструкция : «Перед вами бланк с 12 рядами слов. Вам необходимо за 3 мин. выделить и вычеркнуть в каждом ряду четвертое слово, не связанное родовым единством с другими четырьмя.
11. Бланк ответа
12. Отчёт испытуемого : Задание заинтересовало.
13. Отчёт экспериментатора : Исследование проходило без особенностей, испытуемый быстро и четко выполнял задание.
14. Обработка результатов : Испытуемый выполнил правильно 9 заданий, правильно выделил лишнее слово .
15. Интерпретация : данные результаты говорят о том, что у испытуемого высокий уровень обобщения при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);
. 16. Вывод : не очень хорошо развито понятийное мышление ( 9 правильных ответов при норме 12) . Средний уровень обобщения при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);
17. Литература : Немов Р.С. Психология:Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений:В 3 кн. – 3-е изд. – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2007. – Кн.3.
ПРОТОКОЛ
по методике «Исключение понятий »
1. Дата : 16.09/2014
3. Испытуемый :К.О
4. Социальное положение : обучающийся
5. Возраст : 10 лет.
6. Самочувствие испытуемого : удовлетворительное
7. Дополнительные сведения : тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель : Методика предназначена для исследования способности к классификации и анализу.
9. Экспериментальный материал : бланк, секундомер, лист бумаги
10. Инструкция : «Перед вами бланк с 12 рядами слов. Вам необходимо за 3 мин. выделить и вычеркнуть в каждом ряду четвертое слово, не связанное родовым единством с другими четырьмя.
11. Бланк ответа
12. Отчёт испытуемого : Задание заинтересовало.
13. Отчёт экспериментатора : Исследование проходило без особенностей, испытуемый быстро и четко выполнял задание.
14. Обработка результатов : Испытуемый выполнил правильно 11 заданий, правильно выделил лишнее слово .
15. Интерпретация : данные результаты говорят о том, что у испытуемого высокий уровень обобщения при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);
. 16. Вывод : хорошо развито понятийное мышление (11 правильных ответов при норме 12) . Высокий уровень обобщения при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);
17. Литература : Немов Р.С. Психология:Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений:В 3 кн. – 3-е изд. – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2007. – Кн.3.
ПРОТОКОЛ
по методике «Исключение понятий »
1. Дата : 16.09/2014
4. Социальное положение : обучающийся
5. Возраст : 10 лет.
6. Самочувствие испытуемого : удовлетворительное
7. Дополнительные сведения : тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель : Методика предназначена для исследования способности к классификации и анализу.
9. Экспериментальный материал : бланк, секундомер, лист бумаги
10. Инструкция : «Перед вами бланк с 12 рядами слов. Вам необходимо за 3 мин. выделить и вычеркнуть в каждом ряду четвертое слово, не связанное родовым единством с другими четырьмя.
11. Бланк ответа
12. Отчёт испытуемого : Задание заинтересовало.
13. Отчёт экспериментатора : Исследование проходило без особенностей, испытуемый быстро и четко выполнял задание.
14. Обработка результатов : Испытуемый выполнил правильно 11 заданий, правильно выделил лишнее слово .
15. Интерпретация : данные результаты говорят о том, что у испытуемого высокий уровень обобщения при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);
. 16. Вывод : хорошо развито понятийное мышление (11 правильных ответов при норме 12) . Высокий уровень обобщения при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);
17. Литература : Немов Р.С. Психология:Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений:В 3 кн. – 3-е изд. – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2007. – Кн.3.
ПРОТОКОЛ
по методике «Исключение понятий »
1. Дата : 16.09/2014
3. Испытуемый : М.Д.
4. Социальное положение : обучающийся
5. Возраст : 10 лет.
6. Самочувствие испытуемого : удовлетворительное
7. Дополнительные сведения : тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель : Методика предназначена для исследования способности к классификации и анализу.
9. Экспериментальный материал : бланк, секундомер, лист бумаги
10. Инструкция : «Перед вами бланк с 12 рядами слов. Вам необходимо за 3 мин. выделить и вычеркнуть в каждом ряду четвертое слово, не связанное родовым единством с другими четырьмя.
11. Бланк ответа
12. Отчёт испытуемого : Задание заинтересовало.
13. Отчёт экспериментатора : Исследование проходило без особенностей, испытуемый быстро и четко выполнял задание.
14. Обработка результатов : Испытуемый выполнил правильно 10 заданий, правильно выделил лишнее слово .
15. Интерпретация : данные результаты говорят о том, что у испытуемого высокий уровень обобщения при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);
. 16. Вывод : не очень хорошо развито понятийное мышление (10 правильных ответов при норме 12) . Средний уровень обобщения при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);
17. Литература : Немов Р.С. Психология:Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений:В 3 кн. – 3-е изд. – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2007. – Кн.3.
ПРОТОКОЛ
по методике «Исключение понятий »
1. Дата : 16.09/2014
4. Социальное положение : обучающийся
5. Возраст : 12 лет.
6. Самочувствие испытуемого : удовлетворительное
7. Дополнительные сведения : тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель : Методика предназначена для исследования способности к классификации и анализу.
9. Экспериментальный материал : бланк, секундомер, лист бумаги
10. Инструкция : «Перед вами бланк с 12 рядами слов. Вам необходимо за 3 мин. выделить и вычеркнуть в каждом ряду четвертое слово, не связанное родовым единством с другими четырьмя.
11. Бланк ответа
12. Отчёт испытуемого : Задание заинтересовало.
13. Отчёт экспериментатора : Исследование проходило без особенностей, испытуемый быстро и четко выполнял задание.
14. Обработка результатов : Испытуемый выполнил правильно 8заданий, правильно выделил лишнее слово .
15. Интерпретация : данные результаты говорят о том, что у испытуемого средний уровень обобщения при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);
. 16. Вывод : не очень хорошо развито понятийное мышление (8 правильных ответов при норме 12) . Средний уровень обобщения при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);
ПРОТОКОЛ
по методике «Исключение понятий »
1. Дата : 16.09/2014
4. Социальное положение : обучающийся
5. Возраст : 10 лет.
6. Самочувствие испытуемого : удовлетворительное
7. Дополнительные сведения : тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель : Методика предназначена для исследования способности к классификации и анализу.
9. Экспериментальный материал : бланк, секундомер, лист бумаги
10. Инструкция : «Перед вами бланк с 12 рядами слов. Вам необходимо за 3 мин. выделить и вычеркнуть в каждом ряду четвертое слово, не связанное родовым единством с другими четырьмя.
11. Бланк ответа
12. Отчёт испытуемого : Задание заинтересовало.
13. Отчёт экспериментатора : Исследование проходило без особенностей, испытуемый быстро и четко выполнял задание.
14. Обработка результатов : Испытуемый выполнил правильно 10 заданий, правильно выделил лишнее слово .
15. Интерпретация : данные результаты говорят о том, что у испытуемого средний уровень обобщения при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);
. 16. Вывод : не очень хорошо развито понятийное мышление (10 правильных ответов при норме 12) . Средний уровень обобщения при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);
Источник