Космос как искусство: далекие галактики в творчестве художников и музыкантов
12 апреля 1961 года — один из лучших моментов в истории человечества. Юрий Гагарин полетел в космос.
Первым. Первым увидел красоту нашей планеты, первым провел в космосе эксперименты и первым вернулся на Землю, улыбаясь своей доброй улыбкой.
Сегодня в нашем городе в Музее космонавтики имени Глушко не только вспоминают полет Гагарина, но и приступают к празднованию собственного юбилея — музею исполняется 45 лет. В апреле 1973-го выставочное пространство было открыто в залах Иоанновского равелина, где до этого, в 1930-е годы, размещался II отдел газодинамической лаборатории — первой отечественной организации по разработке ракетных двигателей. Историю музея можно проследить на только что открывшейся выставке «От секретной лаборатории к полетам в космос».
Космос — это то, что объединяет физиков и лириков. Одни стремятся туда, ради научных экспериментов, достижений, прогресса. Другие о космосе, неизведанных мирах и цивилизациях мечтают. В честь дня космонавтики мы решили вспомнить некоторых художников, которые не могли жить без космоса.
Space art
Те, кто не мог представить свою жизнь без космоса, а также красок, придумали space art, или астрономическое искусство. Художники этого направления иллюстрируют научные достижения и космические технологии, но не чураются и экспериментов. Папой space art’а считается американец Чесли Боунстелл. Мальчишкой рисовал увиденное через телескоп. Затем работал на «фабрике грез», был художником «Горбуна из Нотр-Дама» и «Гражданина Кейна».
Космическая одиссея Стэнли Кубрика
Рисунки Боунстелла повлияли на режиссера Стэнли Кубрика. Когда в 1964-м в Нью-Йорке он встретил писателя Артура Кларка, знал — хочет снять фильм об отношении человека и Вселенной. «Космическая одиссея» — психоделический видеоряд, ницшеанство, Штраус и Лигети — до сих пор остается лучшим сай-фаем в истории.
Миры братьев Стругацких
«Не в громе космической катастрофы и не в пламени атомной войны. А в сытой, спокойной тишине кончается история человечества». Писали Аркадий и Борис Стругацкие, и сами эту кончину отодвигали — братьям принадлежит более трех сотен изданий. Стругацкие предостерегают: будущее поставит нас перед выбором между плохим и очень плохим. За этим братья будут уже наблюдать из космоса, их именем названа одна из малых планет.
Starman Дэвид Боуи
В 1968-м весь мир смотрел «Космическую одиссею» Кубрика, а в 1969-м слушал Space oddity юноши по имени Дэвид Боуи. Ему было всего 22, но он понял, космические трипы — это то, что нужно публике. Так появились его герои — потерянный майор Том, Зигги Стардаст, изможденный Белый Герцог. Символично, что сын Боуи — кинорежиссер Данкан Джонс — своим первым фильмом снял также фантастику. Любовь к космосу — это в крови.
Источник
Искусство и космос
Сейчас существует очень много замечательных книг ,мифов ,теорий и живописи о космосе
Тайны и загадки космоса привлекают не только учёных, но и писателей, поэтов. Такие творения уносят читателя в незабываемый мир фантастических приключений. Космическая тема очень часто затрагивается в мировой и русской культуре. Встречаются научно-фантастические, художественные, документальные книги о космосе. Многие из них уже стали художественной ценностью.
С давних времен до нас дошли легенды о полетах людей на небо. Интересен отрывок из древнеегипетской «Книги мертвых», которой свыше трех с половиной тысячи лет: «Это место не имеет воздуха, его глубина неизмеримая, оно чернее самой черной ночи». Напоминает описание космоса, сделанное современным астронавтом.Упоминания о черноте космоса можно встретить и в древних китайских текстах, и в лаосских заклинаниях. Откуда наши далекие предки могли знать, что космос такой на самом деле? А более близкое к нашим временам, в более поздних религиозных текстах утверждается, что небеса заливает яркий свет. Но побывав в космосе, люди удостоверились, что там и в самом деле космическая, черная, «кромешная» тьма, и Солнце другое — с протуберанцами, косматое, мохнатое, такое, которым его изображали на. старинных рисунках!
Теории .
На основании тех древних мифов, можно предположить , что в далёком прошлом Землю посещали разумные существа внеземного происхождения .
Большой Взрыв
Когда-то все вещество Вселенной было сжато в непредставимо маленькую точку бесконечно огромной плотности и температуры, а пространства и времени, то есть самой Вселенной, не существовало. Затем по неизвестной причине эта точка взорвалась, материя выплеснулась из нее наружу, в этот момент появились пространство и время, то есть сама Вселенная, и вот с тех пор Вселенная постоянно расширяется и охлаждается. И случился такой Большой Взрыв примерно 13.7 миллиардов лет назад.
о космизме.
Это — философское мировоззрение, в основе которого располагается знание о Космосе и представление о человеке как о «гражданине Мира». В философии это понятие связано с учением древних греков о мире как структурно-организованном и упорядоченном целом В настоящее время научные представления о Космосе опираются на теорию Большого взрыва. Сторонниками идеи космизма были такие выдающиеся учёные как В. И. Вернадский, А. Чижевский, К. Циолковский , Н. Ф. Фёдоров, Стивен Хокинг и многие другие.
Космос в литературе и поэзии
Сейчас существует очень много замечательных книг о космосе — как научно-фантастических, художественных (произведения Г. Уэллса, Берроуза, С. Лема, Р. Хайнлайна Кира Булычёва и пр.), так и научные, документальные, некоторые из которых также представляют художественную ценность (книги Стивена Хокинга, Владимира Вернадского, Константина Циолковского и др.).
Также можно встретить много прекрасных стихов о космосе (
Звёзды (Алексей Хомяков )К. Э. Циолковскому (Александр Чижевский )Небо (Иван Никитин )
Космизм в живописи
Ра звитие космонавтики и полеты в космос сыграли очень важную роль в становлении космической живописи. Космизм как новое направление в живописи явился продолжением русских духовных традиций, он особенно ярко заявил о себе в начале ХХ века. Это было связано с отражением в художественном пространстве космического мироощущения, за которым стояла новая красота и ее поиск. Впервые запечатленная на полотнах художников-космистов космическая красота инобытия приблизила искусство к реальности Космоса. Многие полотна художников-космистов музыкальны. Силой своего дара истинный художник переносит на холст звуки космических ритмов, и зритель становится сопричастным новой красоте и новой энергетике, которая расширяет его сознание, рождает новые высокие образы. Истоки рождения картин о космосе берут своё начало ещё во времена до космических полётов. Здесь большой интерес вызывает фигура замечательного русского художника Юрия Швеца. Картины Швеца и наброски к кинофильму «Космический рейс» опередили свое время на целые десятилетия: первому настоящему представителю «космической живописи» удалось вообразить то, что в реальности еще никто не видел.В космической живописи всегда ценны работы реальных очевидцев событий.Нельзя не сказать о космонавте и художнике Алексее Леонове, который отображал на бумаге виды космоса, некоторые из них ему посчастливилось увидеть своими глазами.
Тема космоса ,покорения Вселенной-это то ,что позволяет уведить будущее глазами художников,поэтов увидеть далёкие миры,космические корабли и города.Фантазия,взгляд сквозь время и пространство идея ,которая была актуальной,и долгое время будет оставаться таковой.
Источник
Космическое искусство — Space art
« Космическое искусство » (также « астрономическое искусство ») — термин, обозначающий жанр современного художественного выражения, который стремится показать чудеса Вселенной . Как и другие жанры, космическое искусство многогранно и включает в себя реализм, импрессионизм , аппаратное искусство, скульптуру, абстрактные образы и даже зоологическое искусство . Хотя художники долгое время создавали искусство с использованием астрономических элементов, сам жанр космического искусства все еще находится в зачаточном состоянии, начавшись только тогда, когда человечество обрело способность смотреть на наш мир и художественно изображать то, что мы видим снаружи. Каким бы ни был стилистический путь, художник обычно пытается передать идеи, так или иначе связанные с пространством, часто включая понимание бесконечного разнообразия и простора, которое нас окружает. В некоторых случаях художники, считающие себя космическими художниками, используют больше, чем иллюстрации и живопись, чтобы сообщать о научных открытиях или работах, изображающих космос, у некоторых была возможность напрямую работать с космическими технологиями и учеными в попытках расширить искусство, гуманитарные науки и культуру. выражение относительно освоения космоса .
Практики изобразительного искусства в течение многих десятилетий исследовали пространство в своем воображении, используя традиционные средства рисования, и многие теперь используют цифровые средства для достижения аналогичных целей. Научно-фантастические журналы и журналы с очерками когда-то были основным средством распространения космического искусства, часто с описанием планет, космических кораблей и драматических пейзажей инопланетян. Чесли Бонестелл , Р. А. Смит, Люсьен Рудо , Дэвид А. Харди и Людек Песек были одними из главных художников на заре существования этого жанра, активно участвовавших в визуализации предложений по исследованию космоса при участии астрономов и экспертов в области детской ракетной техники, стремящихся к распространению. свои идеи для более широкой аудитории. (Действительно, второй администратор НАСА, Джеймс Э. Уэбб , инициировал программу космического искусства космического агентства в 1962 году, через четыре года после его основания.) Сильной стороной работы Бонестелла, в частности, было изображение экзотических миров с их собственной инопланетной красотой, часто дающей чувство пункта назначения, а также технологические средства, чтобы добраться туда.
СОДЕРЖАНИЕ
Астрономическое искусство
Астрономическое искусство — это аспект космического искусства, посвященный визуализации чудес космоса . Основное внимание в таком искусстве уделяется космической среде как новому рубежу для человечества. Многие другие работы изображают инопланетные миры, крайности материи, такие как черные дыры , и концепции, возникшие на основе вдохновения, полученного из астрономии .
Астрономическое искусство в значительной степени зародилось в 1940-х и 50-х годах благодаря способностям Чесли Боунстелла решать огромные проблемы перспективы, рисовать глазами мастера матового художника для создания реалистичного визуального впечатления и искать величайших экспертов в областях, которые увлекали. ему. Его работа помогла многим в послевоенную эпоху задуматься о космических путешествиях, которые казались фантастическими до ракеты Фау-2 . По сей день многочисленные художники помогают воплотить идеи в презентабельную форму в космическом сообществе, как в изображении последних идей о том, как покинуть Землю, так и в демонстрации чудес, ожидающих нас там.
Астрономическое искусство — последнее из нескольких направлений в искусстве, которые исследовали идеи, возникающие в результате продолжающегося исследования Земли ( школа реки Гудзон , или люминизм ), далекого прошлого (древняя история и доисторическое искусство животных) и постоянно открывающейся вселенной. Большинство художников-астрономов используют традиционные методы рисования или цифровые эквиваленты таким образом, чтобы выводить зрителя на рубежи человеческих знаний, собранных при исследовании космоса. Такие работы обычно изображают вещи на знакомом визуальном языке реализма, экстраполированном на экзотические среды, детали которых отражают текущие знания и обоснованные догадки. Примером процесса создания астрономического искусства может быть изучение и посещение пустыни, чтобы испытать что-то из того, что могло бы быть на Марсе, и рисование, основанное на таком опыте. Другой вариант — услышать о чем-то, что может быть удивительным, чтобы посмотреть вблизи, а затем поискать опубликованные статьи или экспертов в этой области. Обычно есть художественные усилия, чтобы подчеркнуть благоприятные визуальные элементы, точно так же, как фотограф создает снимок. Лучшее астрономическое искусство делится со зрителем тем, что захватывает воображение художников по поводу изображаемого предмета.
Научно-фантастические журналы, такие как Fantasy и Science Fiction , Amazing , Astounding (позже переименованные в Analog ) и Galaxy, служили основным источником информации о космических и особенно астрономических художниках в 1950-х годах. Несколько журналов с эссе с картинками того времени, такие как Life , Collier’s и Coronet, были другими крупными изданиями для такого искусства. Сегодня астрономическое искусство можно увидеть в таких журналах, как Sky and Telescope , The Planetary Report и иногда в Scientific American . Программа изобразительного искусства НАСА — это постоянная попытка нанять художников для создания работ, в целом специфичных для конкретного космического проекта. Программные документы исторических событий в узнаваемой форме от профессиональных художников. Программа изящных искусств НАСА действовала в эпоху, казалось бы, неограниченного прогресса во времена первого руководителя этой программы Джеймса Дина, хотя даже тогда изобразительный реализм казался скорее подмножеством, чем доминирующим визуальным влиянием.
Работы, которые документируют ситуации космических полетов, подобные упомянутым выше, аналогичны по концепции правительственным усилиям во время Второй мировой войны по отправке художников в зоны боевых действий, чтобы задокументировать вещи такими, какими они их видели, многие из которых появились в современных журналах Life .
Еще одна близкая параллель с астрономическим искусством — искусство динозавров. Обе художественные школы исследуют недостижимые области с намерением привнести в них ощущение реальности. «Великие мастера» в этой области, такие как Чарльз Р. Найт и Зденек Буриан, работали с экспертами в этой области, используя самую лучшую доступную информацию, чтобы создать реалистичное видение того, что мы никогда не сможем увидеть своими глазами. В идеале, как и в случае с астрономическим искусством, такая работа пытается показать, что известно о предмете, с некоторыми обоснованными догадками, чтобы заполнить неизвестное и непознаваемое. Мы видим более свежие работы значительного числа великих художников-динозавров, которые отражают рост знаний о положениях тела, вероятных перьях и т. Д., Точно так же, как мы видим нарисованные сейчас инопланетные пейзажи, которые раскрывают собранные знания, а не скалистые фантазии и небо Марс прошлых лет. Большинство современных широко публикуемых художников-исследователей космоса и астрономии принадлежат к Международной ассоциации художников-астрономов с 1983 года.
Исторические влияния
1301 | Картина Джотто ди Бондоне «Поклонение волхвов» включает в себя комету в небе, которая, как полагают, указывает на появление кометы Галлея в 1301 году. |
Второй симпозиум планетария Хайдена по космическим путешествиям, состоявшийся в Нью-Йорке в октябре 1952 года, привел к появлению в журнале Colliers серии широко читаемых статей о космических полетах, иллюстрированных Bonestell и другими.