Меню

Использование космоса мирных целях

Мирное использование космоса

Технический перевод статьи журнала ROOM, №1 июль 2014

Симонетта Ди Пиппо (Simonetta Di Pippo), Управление Организации Объединённых Наций по вопросам космического пространства

«Государства – участники Договора несут ответственность на международном уровне за свои национальные проекты, которые они реализуют в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, будь то программы, выполняемые государственными органами или негосударственными структурами . ». (Договор ООН об использовании космического пространства, 1967 год).

В последние годы эта выдержка из «Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела», общеизвестного как «Договор по космосу», стала как никогда актуальной в виду того, что появляется всё большее число новых участников, жаждущих и имеющих возможность освоить космическое пространство, как государства, так и частные лица.

Договор, принятый в 1967 году при общем согласии на Генеральной Ассамблее ООН, стал весьма уместен, поскольку в 1950-х годах на международной космической арене доминировали только США и СССР; теперь же ситуация изменилась: многие государства и коммерческие организации выразили желание участвовать в космической деятельности.

Управление Организации Объединённых Наций по вопросам космического пространства (УВКП ООН), которое было создано в самом начале космической эры, оказывает содействие международному сотрудничеству между государствами и международными организациями в области мирного использования космического пространства. По мере изменения расстановки сил на космической арене роль УВКП ООН становится всё более и более весомой в вопросах содействия мирному использованию космоса в рамках своей программы деятельности.

Договор по космосу стал краеугольным камнем системы международно-правового режима, регулирующего использование космического пространства в мирных целях. За ним последовали ещё четыре международных соглашения: «О спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство» (1968); «О международной ответственности за ущерб, причинённый космическими объектами» (Конвенция об ответственности, 1972); «О регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство» (Конвенция о регистрации, 1975) и «О деятельности государств на Луне и других небесных телах» (Соглашение о Луне, 1979).

Пять блоков принципов и деклараций дополняют договоры, хотя они и не являются юридически обязательными; они оговаривают порядок транснационального прямого спутникового телевизионного вещания и дистанционного зондирования поверхности Земли. Они также регулируют безопасное использование ядерных источников энергии, необходимых для проведения исследований и использования космического пространства.

«Декларация о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств с особым учётом потребностей развивающихся стран от 13 декабря 1996 года» уделяет особое внимание необходимости укрепления международного сотрудничества на всех уровнях, с участием широкого круга заинтересованных сторон.

В Организации Объединённых Наций Комитет по использованию космического пространства в мирных целях (COPUOS) является основным органом для содействия мирному использованию космоса для экономического, социального и научного развития, в частности в интересах развивающихся стран. Комитет и его вспомогательные органы: научно-технический и юридический подкомитеты координируют международное сотрудничество в области космической деятельности в целях укрепления согласованности и взаимодополняемости для соблюдения международно-правового режима в использовании космического пространства.

Комитет сыграл важную роль в разработке пяти договоров по межпланетному праву и пяти блоков принципов и деклараций по использованию космического пространства. В дополнение к договорам и принципам Комитет дал рекомендации Генеральной Ассамблее по следующим Резолюциям (впоследствии принятым): об определении понятия «запускающее государство» (резолюция 59/115); о совершенствовании практики регистрации объектов, запускаемых в космос (резолюция 62/101) и о национальном космическом законодательстве (резолюция 68/74).

В последние годы на космической арене был замечен массовый всплеск активности. Растущее число новых игроков и новых космических возможностей развивающихся стран, а также рост числа частных структур создали новые прецеденты для правовой базы.

Частные структуры не могут действовать вне рамок международного космического права. В конечном счёте государства несут ответственность за деятельность своих граждан в открытом космосе, и частная космическая деятельность требует авторизации и постоянного контроля в соответствии со статьёй VI Договора по космосу:

«Деятельность негосударственных структур в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, должна проводиться с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего Государства – участника Договора».

Государства и международные межправительственные организации регулярно дают оценку деятельности COPUOS в рамках проведения исследований и использования космического пространства в соответствии с межпланетной нормативно-правовой базой. Такая квалификация также включает процедуры надзора, которые выполняет COPUOS для контроля деятельности неправительственных структур, находящихся под их юрисдикцией.

Несмотря на появление новых и более доступных по цене космических технологий, всё ещё есть потребность в значительных финансовых инвестициях, необходимых для проведения космической деятельности. Это лишь означает, насколько важен высокий уровень международного сотрудничества между государствами и частными организациями различных стран. Международное сотрудничество, осуществляемое в соответствии с разработанными COPUOS механизмами в рамках международно-правового режима, имеет первостепенное значение в условиях быстро меняющейся международной обстановки в космическом секторе.

COPUOS продолжает играть ключевую роль в качестве уникальной платформы для международного сотрудничества в космосе на глобальном уровне. В основе его работы лежит фундаментальная потребность в обеспечении мирного использования космоса на благо всего человечества. Такая установка также является главной миссией Управления ООН по вопросам космического пространства (УВКП ООН).

УВКП ООН работает в направлении повышения осведомлённости лиц, принимающих решения о выгодах использования космических технологий, их применения в решении социальных потребностей в области устойчивого развития и в усилении роли космических технологий для социально-экономического развития Земли, в частности для развивающихся стран. Управление содействует укреплению международного сотрудничества между государствами-членами и национальными и международными структурами, имеющими дело с космическими технологиями, в том числе в частном секторе. Задачей первостепенной значимости для УВКП ООН является подчеркнуть свою роль и определить нишу для развития космического пространства, в то время как глобальное сообщество неуклонно движется к выполнению программы развития после 2015 и решению новых задач Программы устойчивого развития тысячелетия. УВКП ООН и далее будет продолжать стимулировать продвижение космической науки и техники и их применения на благо всего человечества.

Управление ООН по вопросам космического пространства (УВКПООН) – орган Организации Объединённых Наций с аппаратом около 30 сотрудников, находится в Вене, с офисами в Бонне и Пекине (для выполнения программы СПАЙДЕР-ООН). УВКПООН находится в центре международной активности по обеспечению преимущества космической техники для удовлетворения глобальных потребностей в области развития и защиты, а также сохранения окружающей среды на Земле и в космосе. Его главная задача заключается в содействии в работе Комитета по мирному использованию космического пространства и его подкомитетов.

Технический перевод статьи журнала ROOM

Оригинал статьи можно прочитать по этой ссылке
The peaceful use of space
журнал ROOM №1 июль 2014

Источник

Международное право. Особенная часть

Мирное и безопасное использование космического пространства

С целью обеспечения мирного и безопасного использования космического пространства и небесных тел, а также предупреждения непредсказуемых по своим масштабам последствий милитаризации космоса и насыщения его ядерными источниками энергии международное право устанавливает: во-первых, систему ограничений по использованию ядерной энергии в космическом пространстве в мирных целях; во-вторых, частично демилитаризованный режим этого пространства и полностью демилитаризованный режим Луны и других небесных тел; в-третьих, полный запрет на размещение ядерного оружия и оружия массового уничтожения в космосе.

Согласно ст. 4 Договора по космосу государства-участники обязались не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или с любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать его в космическом пространстве каким-либо иным образом. Запрещается создание на небесных телах военных без, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров.

Еще до заключения этою Договора государства, подписавшие Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963 г.), согласились не проводить испытаний соответствующего оружия в космосе. А в 1977 г. была достигнута договоренность не прибегать к использованию ядерного оружия и других средств воздействия на природную среду космического пространства, могущих иметь широкие и долгосрочные последствия (Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду).

Некоторые вопросы, связанные с ограничением военного использования космоса, нашли в свое время отражение в двусторонних договорах между СССР и США — ведущими космическими державами с огромным потенциалом оружия. В частности, согласно Договору об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г. (Договор по ПРО) стороны взяли на себя обязательства не создавать, не испытывать и не развертывать систему противоракетной обороны космического базирования. А Договором об ограничении стратегических вооружений 1979 г. были предусмотрены меры по ликвидации так называемых частично орбитальных ракет, находившихся на вооружении армий СССР и США.

В 2002 г. на Международной конференции в Гааге был принят Международный кодекс поведения против распространения баллистических ракет. Его уже подписали более 100 государств. Им предусмотрен обмен между подписавшими данный документ государствами сообщениями о запуске баллистических ракет. Эти сообщения должны содержать информацию о классе баллистической ракеты, запланированное направление запуска и другие параметры. К сожалению, этот Кодекс имеет только рекомендательный характер.

Система принципов мирного использования ядерной энергии в космосе зафиксирована в резолюции ООН «Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве» (1992 г.). Эта система предполагает сведение к минимуму количества радиоактивного материала в космосе и связанных с этим рисков использования ядерных источников энергии в космическом пространстве.

Ядерные источники энергии удобны и незаменимы для выполнения длительных полетов в космическое пространство в силу своей компактности, длительности срока службы и некоторых других качеств. Но эти источники таят в себе и большие опасности. Поэтому закрепленные Резолюцией принципы касаются только космических полетов, «которые не могут осуществляться разумным способом с использованием неядерных источников энергии» (Принцип 3).

Общим требованием к государствам, запускающим космические объекты с ядерными источниками энергии на борту, является требование ядерной безопасности населения, земной и космической окружающей среды. Это требование конкретизировано применительно к таким ядерным источникам энергии, как ядерные реакторы и радиоизотопные генераторы. Ядерные реакторы могут использоваться: а) в ходе межпланетных полетов: б) на достаточно высоких орбитах; в) на низких околоземных орбитах, если после выполнения рабочей части своего полета они «хранятся» на достаточно высоких орбитах.

Под «достаточно высокой орбитой» понимается орбита, продолжительность нахождения на которой достаточно велика, чтобы обеспечить достаточный распад продуктов деления примерно до уровня радиоактивности актинидов. Достаточно высокая орбита должна быть такой, чтобы свести к минимуму риск для нынешних и будущих космических полетов, а также вероятность столкновения с другими космическими объектами. При определении высоты достаточно высокой орбиты учитывается также, что части разрушенного реактора должны достичь требуемого уровня распада до их возвращения в атмосферу Земли.

Ядерные реакторы не выводятся на критический уровень до достижения ими эксплуатационной орбиты или до вывода на межпланетную траекторию. Конструкция ядерного реактора должна обеспечивать, что он не перейдет в критическое состояние до выхода на эксплуатационную орбиту в условиях любых возможных событий, включая взрыв ракеты, возвращение в атмосферу, падение на поверхность или воду, погружение в воду или проникновение воды в активную зону.

Радиоактивные генераторы могут использоваться для межпланетных полетов за пределами гравитационного ноля Земли, а также на околоземной орбите, если после завершения рабочей части своего полета они «хранятся» на достаточно высоких орбитах.

Эти генераторы должны иметь защитную оболочку, сконструированную таким образом, чтобы выдерживать тепловые и аэродинамические нагрузки во время возвращения в верхние слои атмосферы в предвидимых орбитальных условиях. При ударе о землю система защитной оболочки и физическая форма изотопов должны гарантировать отсутствие выброса радиоактивного материала в окружающую среду (Принцип 3).

Любое государство, запускающее космический объекте ядерными источниками энергии на борту, должно провести всеобъемлющую оценку безопасности такого полета (Принцип 4), а также своевременно информировать заинтересованные государства в том случае, если на этом космическом объекте появляется неисправность и возникает опасность возвращения радиоактивных материалов на Землю (Принцип 5). После уведомления об ожидаемом возвращении в атмосферу Земли такого космического объекта, имеющего ядерный источник энергии на борту, все государства, обладающие средствами контроля и слежения за космическими объектами, в духе международного сотрудничества сообщают Генеральному секретарю ООН и заинтересованному государству соответствующую информацию о неисправном космическом объекте, а также принимают совместные меры по ликвидации фактических и возможных вредных последствий (Принцип 7).

В соответствии с Договором по космосу государства несут международную ответственность за национальную деятельность, связанную с использованием ядерных источников энергии в космическом пространстве, независимо от того, осуществляется она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами.

Существующая система международных принципов и норм, касающихся военной и ядерной безопасности, позволила избежать «космических войн» и серьезных ядерных инцидентов в космическом пространстве. Но соответствующие угрозы остаются. Не случайно начиная с 1982 г. Генеральная Ассамблея ООН ежегодно принимает резолюции о предотвращении гонки вооружений в космическом пространстве. С этими резолюциями, однако, считаются отнюдь не все государства. В 2006 г., например, в США был обнародован правительственный документ под названием «Национальная космическая политика», объявивший в одностороннем порядке космос зоной американских национальных интересов. В документе, в частности, отмечается, что «США будут препятствовать развитию новых правовых режимов и других ограничений, которые направлены на запрещение либо ограничение доступа США к использованию космоса. Предложенные соглашения о контроле за оружием или ограничении не должны уменьшать права США проводить изучения, разработки, испытания и другие операции либо виды деятельности в космосе в национальных интересах США» 1 Цит. по: Джаху Р. Прогрессивное развитие международного космического права // Статус, применение и прогрессивное развитие международного и национального космического права: Сборник. К., 2007. С. 42. .

Обычное оружие сейчас тоже обладает огромным разрушительным потенциалом. В этой связи обоснованной представляется постановка вопроса о запрещении на международно-правовом уровне размещения в космическом пространстве оружия любого рода и использования этого пространства в военных целях. Космос не должен стать зоной силового решения политических конфликтов земного происхождения.

Источник

Читайте также:  Опасные объекты космоса для земли

Космос, солнце и луна © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.