Конспект урока по познанию мира на тему «Исследование космоса» (4 класс)
Тема : Исследование космоса. Земля – космическое тело. (4 класс)
Цели : формировать первоначальное представление о космосе, космических телах, планетах Солнечной системы, об освоении космического пространства человеком; познакомить с историческими личностями этой области; развивать речь, мышление, наблюдательность, умение анализировать полученную информацию, делать выводы; воспитывать гражданственность и патриотизм, коммуникативную культуру при работе в группах
Тип урока: комбинированный
Методы : словесный, практический, репродуктивный, самоорганизации, эвристический, наглядный
Оснащение : видеосюжет «Исследование космоса», плакат «Космос», шифр темы урока, таблица на соотношение( в группах и на доску – для проверки), таймер, таблички для названий групп (« Меркурий», «Венера», «Юпитер», «Сатурн», «Уран», «Нептун»), инд.тесты ( 2 уровня), лист «Критерии оценивания», физминутка «Космический робот», иллюстрации для путешествия – планета Знаний, Вопросов, Развлечений, Открытий, Размышлений; инд.статья «Исследование космоса», космические корабли для рефлексии
Ход урока: 1. Орг. момент
( дети сидят в группах -экипажи, названы « Меркурий», «Венера», «Юпитер», «Сатурн», «Уран», «Нептун»)
Проверка готовности экипажей — что необходимо для слаженной работы экипажа?
— тренинг на сплочение «Телефон» — внутри экипажа
-Все пришли к взаимопониманию?
-Вы видите, что у каждого экипажа своё название.
-Озвучьте свои названия.
-Что их объединяет?
-То есть, какова наша основная тема изучаемого раздела?
-Каких планет не хватает? ( Земля, Марс)
-Наше путешествие мы начинаем с планеты Земля. Эти планеты размещены на доске, мы ещё к ним вернёмся в процессе урока. ( на доску — иллюстрации)
2. Сообщение темы, целей через задание: исключите буквы, не обозначающие звуков, а так же все шипящие буквы (раздать группам)
-Определите тему урока, его цель
-Сегодня мы отправляемся в космическое путешествие. Для чего они совершаются? ( По данным из космоса можно прогнозировать различные ситуации)
Каждый экипаж отправляется на своём космическом корабле.
3. Первая наша остановка – планета «Космических Знаний»
Актуализация знаний — стадия «Вызов» — работа в группах — соотнести слова-понятия и определения. На вашу работу – 5 минут – таймер даст сигнал, когда завершена работа
от латинского «orbita» — колея, путь.
человек, испытывающий космическую технику в космическом полёте.
комплекс сооружения для сборки и запуска космических кораблей
застеклённое непроницаемое окно на корабле.
индивидуальное герметическое снаряжение, обеспечивающее жизнедеятельность человека в условиях отличных от нормальных.
космический аппарат для полёта человека в космос.
пилотируемый или автоматический аппарат, длительное время функционирующий на орбите.
отрасль науки для исследования и освоения космического пространства
состояние, при котором отсутствует сила притяжения.
-Проверка на доске – от каждого экипажа – по одному человеку
-Правильные ответы – аплодисменты, неправильный – минутка тишины
— Отправляемся на следующую планету «Планета вопросов» — таймер 5 минут
Проверка домашнего задания:
1. Как называется прибор, при помощи которого можно рассмотреть небесные тела?
А) микроскоп В) телескоп С) фонендоскоп
2. Подвижные небесные светила – это по-другому:
А) планеты В) метеориты С) кометы
3. Сколько известно планет Солнечной системы?
4. Спутник Земли – это:
А) Солнце В) Луна С) Марс
5. Какая из перечисленных планет светится самостоятельно?
А) Земля В) Марс С) планеты не имеют собственного света
Высокий уровень – тест открытого типа:
1. Сколько известно планет Солнечной системы? __________
2. Как называется прибор, при помощи которого можно рассмотреть звёзды?____________________________________________
3. Напиши, что является спутником Земли____________________
4. Верно ли, что планеты имеют свой собственный свет? Почему? ________________________________________________________________________
5. Продолжи предложение: «…Планеты, так же, как и планета Земля, ____________________________________________________________________________
-Проверка с опорой на лист критериального оценивания
Формативное оценивание: оцените свою работу по тесту при помощи жеста «Большой палец» -вверх – довольны результатом, вниз – недовольны результатом
-Что нужно сделать, чтобы вы в следующий раз были довольны своим результатом?
4. Пришла пора отдохнуть — отправиться на планету Развлечений
-Вы знаете, что помощниками в космосе для людей являются и роботы – устройства, созданные по подобию человека. Роботы оснащены датчиками, проводят исследования, действуют по заложенной программе, затем передают информацию на Земля или в космический корабль человеку. А мы сейчас повторим движения вслед за космическим роботом, ведь в космос берут только абсолютно здоровых людей.
5. Основная часть
-Отправляемся на планету Открытий . Тема урока – «Исследование космоса»
— Как думаете, сколько лет нашей планете Земля?
-Подсказка: Это число, в котором 4 единицы четвёртого класса и 500 единиц третьего класса
-Кто сможет на доске записать это число?
-Учёные после многочисленных исследований пришли к выводу, что нашей планете столько лет!
— Что вы уже знаете об исследовании космоса?
« Жить на Земле, возможно, дороговато, зато вы получаете ежегодный бесплатный круиз вокруг Солнца» — о чём это высказывание?
Посмотрите внимательно Видеосюжет «Исследование космоса», чтобы ответить на вопрос: что нового вы из него узнали?
-Что узнали из этого видеосюжета?
-Для чего учёные исследуют космос, ведь приходится идти на риск.
Сейчас каждому из вас нужно прочитать материал об исследовании космоса, а затем подчеркнуть в тексте то, что было для вас открытием, то есть, вы ранее не знали этого. На выполнение задания — таймер – 5 минут
Статья «Исследование космоса»
Благодаря проведённым исследованиям космоса, было выявлено, что все планеты имеют форму шара, разный размер, но все меньше Солнца. Планета Земля в 109 раз меньше Солнца и является третьей по счёту в Солнечной системе. Её соседями являются Меркурий и Марс. Большой интерес к Марсу объясняется тем, что он имеет некоторое сходство с Землёй. Астрономы относят Марс к планетам земного типа. На Марсе, как и на Земле, происходит смена времён года. Марсианский год длится 687 дней. Многочисленные исследования учёных планеты Марс всё больше подтверждают, что возможно, в будущем, человечество приспособится к жизни на Марсе.
Многочисленные запуски в космос совершаются с космодрома Байконур, который находится на территории РК. Космодром Байконур является одним из крупнейших в мире! К сегодняшнему дню с космодрома Байконур было произведено более полутора тысяч запусков космических ракет . После того, как успешно слетали в космос Белка и Стрелка, 12 апреля 1961 года на корабле «Восток» в полёт отправился Юрий Алексеевич Гагарин. Долгое время он проходил специальную подготовку в космическом центре. Всего 1 раз на высоте 302 км облетел вокруг Земли отважный космонавт. Продолжительность полета составила 1ч. 48 мин. Ликовал весь мир! Человеком была открыта дорога в космос. Космонавт сфотографировал Землю с космического корабля. С большой высоты было отчетливо видно, что Земля – это шар.
А 2 октября 1991 года в полёт отправился первый казахстанский космонавт – Тохтар Аубакиров . Продолжительность пребывания в космосе составила 7 дней 22 часа 13 минут.
Д ругой наш прославленный земляк – Талгат Мусабаев трижды побывал в космосе — в 1994, 1998 и 2001 годах. В двух космических экспедициях он был командиром экипажа. За его плечами 7 выходов в открытый космос! Именно ему – Талгату Мусабаеву — довелось открыть эпоху космического туризма, когда в 2001 году он вывез на орбиту первого космического туриста — гражданина США. Тохтар Аубакиров и Талгат Мусабаев — это гордость казахстанцев! В каждый космический полёт казахстанских космонавтов лично провожает и встречает сам Президент РК.
Для чего же отправляются космонавты в регулярные космические экспедиции? Цель таких экспедиций – это:
слежение за погодой;
помощь в управлении полётами самолётов;
управление курсом кораблей в океанах;
помощь в бесперебойной передаче телевизионного сигнала;
организация мобильной телефонной связи;
изобретение новых лекарств в космосе;
открытие новых звёзд астрономами;
получение представления об экологическом состоянии нашей планеты;
Исследование недр Земли, определение мест орождений полезных ископаемых ;
Изучение поверхности Земли и других планет.
Ведение военной разведки, с це лью защиты границ нашей Родины.
Космос стремительно осваивается человеком. На сегодняшний день в космос слетали более 500 человек. Человек осваивает космос, чтобы работать в нём, чтобы расширить границы своей деятельности за пределы земной цивилизации.
— Итак, приземляемся на планету Размышлений . Какие открытия сделали вы, прочитав эту статью? Хотелось бы вам отправиться в космическое путешествие? Почему?
Мы завершаем наше космическое путешествие . Каждый из вас сегодня выберет свою конечную точку приземления — на какой планете вы сегодня по итогу урока приземлитесь – на планету Непонимания и Грусти или на Планету Знаний и Радости . У каждого из вас есть космический корабль, напишите своё имя на нём и приклейте к той планете, на которой вы завершаете сегодняшний урок. ( если будут корабли на планете Непонимания и Грусти – спросить – почему?)
Д/З стр 106-108 ( в учебнике), подготовить тест из 5 вопросов по содержанию,
* «Моя счастливая планета» ( представьте, что вы открыли новую планету, как назовёте её, чем она будет отличаться от других планет)
Источник
Урок по познанию мира на тему «Исследование космоса » (4 класс)
Тема «исследование космоса»
Цели: Создавать условия для формирования представлений о космосе, его исследования. Познакомить с первооткрывателями космоса, с их значимостью. Воспитание интереса к знаниям, любви к родной земле.
1.Орг.момент (дети сидят в группах экипажах, 3 группы)
-Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок, а необычен он тем, что мы все отправимся в путешествие!
2. Психологический настрой
— Пусть наш урок принесет вам радость открытий.
-Эпиграфом к нашему уроку послужит поговорка
—Прежде чем отправиться в наше путешествие мы должны повторить правила работы в группе (слайд)
— Работу будем оценивать по принципу «звезда». В конце подведем итоги. Какой экипаж больше соберет звезд.
4.Определение темы и цели урока.
-Чтобы отправиться в путешествие мы должны расшифровать шифровку.
-Перед вами шифровка из космоса. Чтобы ее разгадать, вам необходимо исключить все буквы не обозначающие звуков и все шипящие.
-Что у вас получилось?
-Это и будет темой нашего урока – путешествия.
—Итак, мы отправляемся в путешествие! Пристегните ремни!
5. Актуализация знаний
2) Невооруженным глазом видно на небе около …..звезд?
3) Сколько планет вращается вокруг солнца?
5)Солнце и планеты образуют…?
6) что входит в состав солнечной системы?
-Вокруг солнца вращается 8 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Они образуют Солнечную систему. Солнце – центр Солнечной системы. Еще недавно считалось, что в Солнечной системе 9 планет. Но после долгих споров, ученые всего мира пришли к выводу, что Плутон не является планетой.
Доклады учеников о планетах(слайды)
Групповая работа подписать названия планет
6.Изучение нового материала
-Уже тысячелетиями человек наблюдает за звездами .
-А как? Кто знает?
-Как называется наука изучающая звездное небо?
-Королев создал первые космические ракеты, на них были совершены первые полеты , выход в космос.(слайд)
Видео «первый полет в космос»
-Сколько времени продлился первый полет?
-Как вы думаете, что это дало человечеству?
-В космосе побывали и наши казахстанские космонавты .
-Кто знает их имена? (слайд)
Загадка : Украшал ночную синь
А прошла неделя только-
От него осталась долька (луна)
Доклад ученика о луне (слайд)
Видео «Первый полет в космос»
-Составьте план высадки на луну
— Как вы думаете, понравилась ли им луна?
-Кто совершил первый полет и высадку на луну?(слайд)
-Луна и земля почти ровесники. На Луне побывали 6 экспедиций . До цели добирались трое суток . Каждый раз на нее высаживались 2 человека, которые проводили на ней до трех суток. На Луне космонавты ездили на луноходе.
— В связи с освоением космоса ученые снова задумались «Есть ли жизнь в космосе?» Но ответ на него до сих пор не получен. Если инопланетяне на самом деле бывают на Земле, значит их наука и техника по развитию опережает нашу.
Стихотворение читает ученик
Планета Земля — родимый наш дом.
Но много ли, дети, мы знаем о нем?
Загадки ее постоянно решаем.
Но форму Земли до конца мы не знаем.
А форма Земли без рек и морей
Зовется геоид! Учи и умней!
А что там внутри? Принимаем на веру.
Не видно ядро. Летим в атмосферу!
Мы ей благодарны, что можем дышать
И много проблем с нею можем решать.
Прекрасно, что мы атмосферой закрыты
От злых и коварных метеоритов.
От трения в воздухе камни сгорают
И звездным, красивым дождем выпадают.
Озоновый слой, без всяких сомнений,
Нас защищает от плохих излучений.
Земля несравненная! Чудо природы!
Ее населяют зверье и народы.
Жизнь на Земле беззащитна, хрупка,
Плохо ее защищаем пока.
Чтоб жизнь на планете родной сохранить,
Надо стараться ее не грязнить!
А сколько уж лет говорят год от году:
«Не надо сорить! Берегите природу!»
-Нарисовать свой прибор для изучения космоса
-И вот мы завершаем наше космическое путешествие . Каждый из нас выберет свою конечную точку приземления.
Источник
Конспект классного часа на тему «Освоение космоса» (4 класс)
Кл. руководитель: Ахмадиярова Р. Г.
2014-2015 учебный год
Способствовать активизации познавательной деятельности учащихся; формированию чувства патриотизма через знакомство с великими свершениями русских людей;
расширению кругозора учащихся; развитию чувства солидарности и здорового соперничества.
Рисунки и иллюстрации по теме.
Выставка книг о космосе, фотографии летчиков-космонавтов.
Аудиозаписи песен: “Знаете, каким он парнем был”, “Я – Земля, я своих провожаю питомцев”.
Столы по количеству команд.
Предварительная работа : Прежде чем начать мероприятие, необходимо разделить класс на 2 команды, состоящие из 5-6 учащихся, определить капитанов. Подготовить карточки с вопросами.
Учитель : Дорогие ребята, сегодня 12 апреля – День космонавтики, в связи с чем мы проводим классный час на тему “Освоение космоса”. Никогда не забудет человечество прекрасный апрельский день 1961 года, когда русский парень Юрий Гагарин первым в мире открыл дорогу в космос. Мы гордимся, что первым в космос отправился наш соотечественник – русский человек. Он сказал: “Поехали!”. И действительно, сейчас спутники и ракеты бороздят космос, множество космической техники побывало на Луне и на Марсе. То ли еще будет? А этот день, 12 апреля, традиционно отмечают как День космонавтики.
Стал космос нашей жизни частью,
Для космонавтов он, как дом.
Мы поздравляем с этим днем,
Когда по звездным перегонам
Промчался русский человек,
И, в красоту Земли влюбленный,
Прославил Родину навек.
Мы, конечно о подвиге Юрия знаем.
И сегодня, как было, как есть и как будет,
С добрым праздником от всей души поздравляем.
Мир героев своих никогда не забудет.
Сказал “поехали” Гагарин,
Ракета в космос понеслась.
Вот это был рисковый парень!
С тех пор эпоха началась.
Эпоха странствий и открытий,
Прогресса мира и труда,
Надежд, желаний и событий,
Теперь все это – навсегда.
Наступят дни, когда пространство
Кто хочет, сможет бороздить!
Хоть на Луну, пожалуйста, странствуй!
Никто не сможет запретить!
Вот будет жизнь! Но все же вспомним,
Что кто-то первым полетел…
Майор Гагарин, парень скромный,
Открыть эпоху он сумел.
(Махмуд Отар–Мухтаров)
А улыбка Юрия Гагарина бессмертна. Она стала символом. Гагарин улыбался всему миру. Он улыбался нашей планете, радовался солнцу, лесам и полям. И он сказал: “Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее. ”. Да, она прекрасна. И нашу прекрасную и маленькую планету, единственную, где есть цветы, ручьи, березы, где есть смех и улыбки и любовь, надо беречь!
И еще Гагарин вот что сказал: “А завтра. Поселения на Луне, путешествия к Марсу. Научные станции на астероидах, связь с другими цивилизациями. Все это – будущее. Пусть не столь близкое, но реальное. И не будем огорчаться, что не мы с вами станем участниками дальних межпланетных экспедиций. Не будем завидовать людям будущего. Им, конечно, здорово повезет, для них станет привычным то, о чем мы можем только мечтать. Но и нам тоже выпало большое счастье. Счастье первых шагов в космос”.
Ведущий: Кто из вас смотрел какой– либо фильм или читал книгу, где рассказывается о том, как люди спокойно могут передвигаться с одной планеты на другую?
Как вы думаете, это просто фантастика или вполне реальное наше будущее?
Ведущий: Игра “Горячий вопрос”. Для обеих команд – вопрос есть ли жизнь на Марсе? . Одна команда приводит аргументы, доказывающие, что на Марсе нет жизни. Другая команда – что на Марсе есть жизнь. Время на подготовку 3 минуты. Побеждает команда, назвавшая больше аргументов.
Из всех планет Солнечной системы Марс больше других похож на Землю. На поверхности планеты имеются вулканы и равнины. Здесь, как и на Земле, четыре времени года. Обычно температура на Марсе низкая, но летом может быть довольно тепло. Есть предположение, что когда-то на Марсе существовала жизнь. Высохшие моря и русла рек на поверхности Марса свидетельствуют о том, что некогда на планете была вода, а вода, как известно, источник жизни. Возможно, какие-то формы жизни сохранились и до сих пор. Может, на этой планете жизнь на более высоком уровне, чем на Земле, может, – пока еще только в простейших формах. Прямых доказательств какой-либо жизни ученые еще не предоставили нам. Но, я думаю, что эти открытия не за горами.
Ведущий: Вопрос на засыпку обеим командам: почему Марс называют Красной планетой?
Марс называют Красной планетой, так как он покрыт красноватой пылью. Порой в результате пыльных бурь обнажаются темные участки скального грунта. Как и на Земле, на Марсе есть полярные шапки на Южном и Северном полюсах планеты. Полярные шапки состоят из углекислого газа и замерзшей воды.
Вопросы для разминки:
1 команде: Можно ли Гагарина назвать пионером и если да, то почему?
2 команде: Кто был вторым космонавтом в нашей стране? (Г.С.Титов)
1 команде: Кто из советских космонавтов первым вышел в открытый космос? (А.А.Леонов)
2 команде: Как назывался первый космический корабль, доставивший космонавтов к Луне? Назовите имя командира. (“Апполон-11, Нил Армстронг)
1 команде: Как называется явление, когда все планеты Солнечной системы выстраиваются в одну линию? (Парад планет)
2 команде: Сколько земных суток составляют сутки на Марсе? (24,6 земных суток)
Ведущий: А теперь игра “Вам письмо”. На столе для вас 4 конверта с вопросами. В каждом конверте по пять вопросов. Капитан каждой команды выбирает понравившийся конверт: синий, зеленый, красный или желтый. Право выбора в первую очередь предоставляется команде, идущей впереди. Время подготовки 3 минуты.
Кто из ученых нашей страны является основоположником космонавтики? (К.Э.Циолковский)
Назовите выдающегося конструктора ракетно-космических систем, с именем которого связаны первые победы нашей страны в освоении космоса. (Академик С.П.Королев)
Почему 4 октября 1957 года считается началом космической эры человечества? (В этот день в нашей стране был впервые выведен на орбиту искусственный спутник земли.)
Назовите космонавта, совершившего первый космический полет. (Ю.А.Гагарин)
К какому событию приурочено празднование Дня космонавтики? (12 апреля 1961 года Ю.А.Гагарин совершил первый космический полет)
Назовите первую женщину космонавта нашей страны. (Валентина Николаевна Терешкова)
Из чего состоит наша солнечная система? (Из Солнца и всех тел, вращающихся вокруг него под действием сил притяжения)
Что такое вселенная? (Пространство и все тела, заполняющее его)
Что такое галактика? (Гигантские скопления звезд, разбросанные по вселенной)
В какой галактике мы живем? (Млечный Путь)
Какие планеты нашей солнечной системы вы знаете? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)
Какую планету называют Утренней звездой? (Венера)
Какая планета самая большая в солнечной системе? (Юпитер)
Какая планета самая маленькая? (Плутон)
Какой ученый доказал, что Земля вращается вокруг Солнца? (Польский ученый Николай Коперник)
В какое время года Земля бывает ближе к Солнцу? (Зимой)
Какая планета самая яркая из видимых с Земли? (Венера)
На какой планете самые высокие горы? (На Марсе)
Почему планету Марс называют красной планетой? (Из-за цвета ее пустынь)
Можно ли отличить планету от звезды невооруженным глазом? (Звезда мерцает, а планета светит ровным светом).
Ведущий: Команды готовили домашнее задание – вопросы для соперников. Отвечают команды по очереди: первый вопрос задает капитан команды, идущей впереди. На его вопрос отвечает капитан-соперник. Ответив на вопрос, капитан задает свой вопрос следующему участнику из команды соперников и т.д. Если команда не может ответить на вопрос, то отвечает та команда, которая задает вопрос. Полный ответ оценивается в 5 баллов, неполный ответ – в 3 балла. Итак, игра начинается.
Вопросы первой команды:
За сколько дней оборачивается Солнце вокруг своей оси? (За 27 дней)
Назовите то место солнечной системы, куда ступала нога человека. (Луна)
Что такое астрономия? (Наука о небесных телах)
Что такое метеориты? (Обломки комет, упавшие на Землю)
Что такое обсерватория? (Здание, оборудованное для астрономических наблюдений)
Вопросы второй команды:
Что такое телескоп? (Астрономический прибор для наблюдения за небесными телами)
Кто изобрел первый телескоп? (Итальянский ученый Галилео Галилей)
Как называется летательный космический аппарат? (Ракета)
Сколько времени будет гореть спичка на Луне? (Только вспыхнет и погаснет, так как на Луне отсутствует кислород)
Космонавту в условиях невесомости нужно заниматься физическими упражнениями. Могут ли для этого пригодиться гантели? (Нет, так как они потеряют вес)
Подводятся итоги игры.
Ведущий подводит окончательный итог, определяется команда-победительница.
Источник