Познавательно-исследовательская деятельность «Космос» в средней группе
Cветлана Ворончихина
Познавательно-исследовательская деятельность «Космос» в средней группе
Образовательная деятельность в средней группе «Ах, этот удивительный космос!»
Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности
-создать условия для формирования у детей элементарных понятий о законах космоса, представлений о строении солнечной системы, звёздах и планетах;
— создать условия для побуждения детей к речевой активности;
-создать условия для развития мыслительных процессов, для выражения детьми своего мнения посредствам побуждения к речевой активности;
— обеспечить детям эмоциональный комфорт, в процессе познавательно-исследовательской деятельности
— формировать умение делать выводы по результатам опытов.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему «Космос», беседа о космосе; рисование «Космическое путешествие», звездное небо, чтение стихотворений и рассказов о космосе.
Словарная работа: солнечная система, вселенная, атмосфера, метеорит
Оборудование: Иллюстрации солнечной системы, Солнца Луны, звёздного неба, иллюстрация Земли из космоса, метеоритного дождя и метеоритов, карточки с картинками Земли и Луны у каждого ребенка, большой мяч и маленький шарик, кольцо спортивное, верёвка, дырокол, картонка размером с открытку, белый конверт, фонарик, стакан, вода, молоко, ложка, пипетка, фонарик.
Ход образовательной деятельности:
— Доброе утро, я вам говорю!
Доброе утро! Я всех вас люблю!
Желаю вам хорошо заниматься!
Слушать внимательно, ума набираться!
В древности, когда наши предки жили еще в пещерах,они каждую ночь смотрели в небо и удивлялись: над их головами в бездонной вышине сверкали бесчисленные точки. Они исчезали к утру, чтобы появились следующей ночью. И там, где днем сверкал, огромный диск Солнце, разгоняя тьму, сияла Луна, которая периодический меняла свою форму.
Почему это происходит, наши предки не понимали, и объяснить не могли. Но прошли тысячелетие и на многие вопросы люди нашли ответы.
— Ребята, а давайте и мы с вами сегодня попробуем найти ответы на некоторые вопросы, которые волновали наших предков.
Я вам предлагаю прямо сейчас стать учеными – экспериментаторами, чтобы разгадывать загадки космоса, и приглашаю вас в «космическую лабораторию».
А чтобы мы ничего не забывали, некоторые опыты мы будем отображать в своих учёных карточках.
— Космос называют еще и другим словом — Вселенная. Вселенная — это весь мир. Всё, что окружает нашу планету со всех сторон.
Солнце это громадный шар из раскалённых газов. Размеры нашего светила просто огромны. Чтобы попытаться представить размеры Солнца проведём опыт.
Опыт № 1 «Солнце и Земля»
Если бы Солнце уменьшилось до размеров мяча, то наша Земля стала бы размером с этот шарик. Что больше?
— Чтобы запомнить, отметьте на своих карточках, что Солнце больше Земли.
Разгадайте загадку: Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам. (Луна)
Луна – это спутник земли. Она вращается вокруг земли. Почему луна не улетает в космос и не падает на Землю, предлагаю провести опыт.
Опыт № 2 «Почему Луна не падает на Землю?»
Один конец верёвки привязать к кольцу, а другой зажать в руке. Кольцо — это луна, а ребёнок – земля. Попросить ребёнка раскрутить кольцо за верёвку. Кольцу не даёт улететь верёвка. Верёвка — это сила земного притяжения. Как только луна перестанет вращаться, так сразу сила земного притяжения её приземлит, притянет к земле.
— Чтобы запомнить этот закон, приклейте луну на своих карточках.
В безоблачный ясный вечер всё небо над нашей головой усыпано множеством звёзд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся далеко от Земли. На самом деле звёзды — это огромные раскалённые газовые шары, похожие на Солнце. Звёзды не светят так ярко, как солнце, но они светятся. Звезды светятся всегда, но днём мы их не видим. Почему?
Опыт № 3 «Дневные звёзды»
В освещенной комнате пробить дыроколом в картонке несколько отверстий. Вложить картонку в конверт. Взять в одну руку конверт, а в другую фонарик. Посветить на обращённую к нам сторону конверта – дырки не видны. Посветить с другой стороны конверта – дырки хорошо заметны. Свет проходит через дырки в любом случае, но видим мы их, только если дырка выделяется на темном фоне.
— Мы живём на планете Земля. Земля – это огромный твёрдый шар, на котором есть суша и вода. Землю окружает атмосфера. Она защищает планету от палящих лучей солнца и падающих с неба метеоритов. Они сгорают в атмосфере. А что же случается с поверхностью планеты, когда падают метеориты?
Давным-давно учёные заметили, что на небе есть объекты которые передвигаются, блуждают. Они назвали эти объекты планетами. Планеты ближе к нам, чем другие звёзды. И они также как и наша Земля вращаются вокруг солнца. Все планеты, а их 9, которые вращаются вокруг Солнца, образуют солнечную систему.
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий, (Описать круг руками)
Два — Венера, (Хлопок)
Три — Земля, (Присесть)
Четыре — Марс. (Хлопок)
Пять — Юпитер, (Наклон вправо-влево)
Шесть — Сатурн, (Наклон вправо-влево)
Семь — Уран, (Наклон вперёд, прогнуться назад)
За ним — Нептун. (Прыжок)
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон. (Развести руки в стороны)
— Земля это единственная известная нам обитаемая планета. На земле есть вода и воздух. А еще нашу Землю называют Голубой Планетой. Как вы думаете, почему?
Ответить на этот вопрос нам поможет следующий опыт.
Опыт № 4 «Голубое небо»
Наполним стакан водой, добавим в стакан каплю молока и размешаем. Затемним комнату и установим фонарик так, чтобы луч света от него проходил сквозь центральную часть стакана с водой. Мы увидим, что луч света проходит только через чистую воду, а вода разбавленная молоком имеет голубовато-серый оттенок.
Рефлексивно- оценочный этап
Сколько загадок космоса мы сегодня попытались с вами разгадать! А как много космических загадок ещё осталось не разгаданными!
— Ребята, давайте вспомним, какие же загадки космоса мы сегодня попытались разгадать? Посмотрим на наши карточки.
— Какой закон вас удивил?
— Какой закон оказался для вас самым интересным?
— Что нового о космосе вам помогли узнать наши эксперименты?
Презентация «Познавательно — исследовательская деятельность» в подготовительной группе Познавательно – исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения.
Познавательно-исследовательская деятельность «Волшебница вода» в средней группе Актуальность проекта Детям интересно узнать, что происходит с водой, какие у неё свойства, откуда берется вода в кране, почему идет дождь,.
Познавательно-исследовательская деятельность «Свойства воды» в средней группе «Свойства воды» С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами,.
Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Весенняя прогулка» Цель: формирование представлений об окружающем мире через познавательно-исследовательскую деятельность, умение правильно вести себя в природе,.
Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Воздух» Вид деятельности: познавательно-исследовательская Тема: Воздух Цель: создание социальной ситуации развития воспитанников в процессе формирования.
Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Воздух есть везде» Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе. «Воздух есть везде» Цели и задачи: •Образовательные сформировать представления.
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Радуга» «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками.
Познавательно-исследовательская деятельность «Чудо пузыри» в старшей группе Осваиваемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие. Вид деятельности:.
Познавательно-исследовательская деятельность во второй группе раннего возраста Познавательно-исследовательская деятельность во второй группе раннего возраста (от 2 до 3 лет)Эксперимент – важнейший из методов исследования,.
Проектно-исследовательская деятельность в младшей разновозрастной группе. Краткосрочный проект «Космос» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Хоронхойский детский сад» Проектно – исследовательская деятельность Краткосрочный.
Источник
Исследовательский проект «Этот загадочный космос»
проект (старшая группа) на тему
Краткое описание работы.
Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звёздах, космонавтах. Так как тема как всё неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию.
В данном проекте представлен методический материал по формированию начальных представлений о нашей планете Земля, о космосе, освоение космоса. Реализация проекта осуществляется через игровые занятия, организацию исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anatatsiya_proekta.doc | 126.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
«Этот загадочный космос»
Воспитанник группы «Радужка»
МБОУ «СОШ №4» (дошкольной группы)
Воспитатель дошкольных групп
Захарова Ирина Викторовна
Краткое описание работы………………………….. 3
Актуальность проекта ………………………. 4-8
Этапы реализации …………………………. 9-11
Список литературы …………………………. 15
Творческий проект «Этот загадочный космос»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Краткое описание работы.
Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звёздах, космонавтах. Так как тема как всё неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию.
В данном проекте представлен методический материал по формированию начальных представлений о нашей планете Земля, о космосе, освоение космоса. Реализация проекта осуществляется через игровые занятия, организацию исследовательской деятельности.
Для создания художественного образа будет предлагаться вариативный наглядный материал: презентация «Этот загадочный космос», макет солнечной системы, глобус, проектор звёздного неба.
Проект поможет научить добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применять в различных видах детской деятельности.
Актуальность выбора темы и значимость исследования.
Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе всё околосолнечное пространство»
Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звёздные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых фильмов. С древних времён взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле человек ощущал свою зависимость от неба. Для него небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим. Коротко рассказать о космосе нельзя. Увлекаясь каким – либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далёкие и неизведанные планеты солнечной системы. Именно поэтому при формировании представлений о космосе был выбран метод проектов. Система работы по теме «Космос» предполагает личностно – ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляются через различные виды деятельности. Содержание даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.
Актуальность данного проекта обусловлена тем, что космос-это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей и даёт возможность многосторонне развивать личность дошкольников.
Формирование познавательной активности у детей можно видеть в разных формах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании, наблюдения за объектами и явлениями. Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие.
Цели и задачи работы:
— систематизировать представления о Вселенной, Солнечной системе и её планетах.
— изучить, что такое Вселенная;
— познакомиться с понятиями «скафандр», «телескоп», «кратер», «космонавт»;
— расширить представление о космическом пространстве (об этапах освоения космоса, о первом полете человека в космос, о солнечной системе, планетах и спутниках);
— создать макет солнечной системы;
— познакомить с макетом детей нашей группы.
— развитие познавательных интересов, творческих способностей в процессе разрешения проблемной ситуации.
— обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
— создавать условия для самостоятельной и совместной с взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
— развивать поисково-познавательную деятельность детей.
Гипотеза для исследователя:
Предположим, что астрономия – это наука только для взрослых. Могу ли я сам изучить неизведанный мир Вселенной?
Гипотеза для руководителя :
Допустим, что астрономия – это наука доступная только взрослым. Могут ли дети через собственную исследовательскую деятельность сформировать первоначальные представления о космосе.
Планируемый результат исследователя:
— сформированность элементарных знаний по теме «Космос»;
— сформированность нравственно – патриотических чувств;
— заинтересованность темой про космос;
— участие в реализации проекта;
— изготовление макета солнечной системы;
— познакомить детей с планетами солнечной системы.
Планируемый результат руководителя:
— расширение знаний и проявление интереса детей к Вселенной;
— развитие интереса детей к поисково-познавательной деятельности;
— изготовление поделок и работ по теме: «Космос».
По количеству участников: индивидуальный;
По приоритету метода: исследовательский;
По продолжительности: средней продолжительности.
Участники реализации проекта:
Воспитанник старшей группы;
— одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
— метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, презентаций, видеофильмов, анкетирование);
— словесный (беседа, использование художественного слова, пояснение);
— практический (самостоятельное выполнение работы, использование различных инструментов для изображения);
Образовательные области реализации проекта:
«Познание», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Восприятие художественной литературы», «Труд».
Виды детской деятельности:
Продуктивная, игровая, трудовая, коммуникативная, поисково-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная.
Развитие интегративных качеств:
«Любознательный, активный», «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «Овладевший необходимыми умениями и навыками», «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту», «Овладевший необходимыми умениями и навыками».
Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звёздах, космонавтах. Так как данная тема как всё неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченных интеллектуальных впечатлений, интересов ребёнка. Реализуя образовательную программу по познавательному развитию заметила, что в недостаточной степени раскрывается раздел «Космос». Интерес одного из воспитанников в группе подвинул на мысль необходимости работы над проектом «Этот загадочный космос». Передо мной стояла задача: как развить у ребёнка представления об окружающем мире до глубин Вселенной не зазубривая научные истины, а открывая их самому. Итак, объектом изучения стал неизведанный мир Вселенной.
Я знаю, что на небе есть звёздочки, солнце, луна. А ещё далеко в небе разные планеты. Хочется узнать, что такое солнце, планеты, какие они? Можно попросить взрослых рассказать, почитать книги. Сходить в библиотеку, планетарий.
Кто мне поможет узнать?
— формирование у дошкольников начальных представлений о Вселенной посредством систематизации знаний о Солнечной системе и её планетах.
— закрепить сенсорные понятия цвета, формы, структуры предмета через поисково-исследовательскую деятельность;
— познакомить с понятием «скафандр», «спутник», «кратер»;
— развивать интерес к самостоятельной практической деятельности;
— способствовать развитию умения проявлять исследовательское поведение, с удовольствием участвовать в экспериментах, организуемых взрослым;
-способствовать формированию у детей понятий Космос, космическое пространство;
— способствовать ознакомлению с историей освоения космоса.
Ожидаемый конечный результат:
— формирование представлений о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: размере, форме, движении вокруг Солнца и своей оси;
— узнали имя первого космонавта Земли;
— познакомились и узнали о значении новых слов «космонавт», «скафандр», «спутник», «орбита», «телескоп».
Этапы реализации проекта
Работа с родителями
Определение цели и задач
Сбор информации по теме «космос».
Подбор иллюстративного материала на тему о космосе
Подготовка консультаций для родителей по теме проекта.
Накопление информации по теме
Оформить картотеки загадок, пословиц, поговорок по теме
Изготовить памятки для родителей
Оформить информационный стенд для родителей «Загадочный мир космоса»;
Привлечение родителей к сбору материала (стихов, пословиц, поговорок) .
Привлечение родителей к сбору материала для оформления коллажа про космос
3й этап -заключительный
Работа с детьми
Аппликация: «Покорители космоса».
Рисование: «Планеты солнечной системы».
С/р игра: «Космос», «Большое космическое путешествие».
Беседы на темы: «Земля наш дом», «Изучаем Вселенную», «Тайны Солнечной системы».
викторина на тему «Космос».
Опыт: «День – ночь»,
Чтение А.А.Анпилова «Ю.А.Гагарин»,просмотр мультфильма: «Тайна третьей планеты», чтение рассказов по заданной тематике.
Прослушивание музыкальных произведений по теме
Разучивание стихов на тему: «Космос»
Выступление перед детьми подготовительной группы: «Этот неизведанный космос».
Организованная познавательная ,игровая, творческая деятельность детей в группе.
Наличие методических материалов, игр, альбомов, картинок по теме.
Беседа: «Неизведанное рядом»
Консультация для родителей: «Космос далёкий и
Перспективы развития проекта:
— распространение проекта посредством Интернет — ресурсов ;
-дальнейшая совместная деятельность по вопросу изучения космоса.
Здравствуйте гости, дорогие жюри! Я – очень любопытный мальчик! Я задумался, а что такое космос? Существуют ли другие планеты? Если да, то есть ли там жизнь? Что такое Солнце?
Предположим, что астрономия – это наука только для взрослых. Могу ли я сам изучить неизведанный мир Вселенной?
Я начал изучать эти вопросы. Где же мне узнать про всё это? Можно сходить в библиотеку, посмотреть фильмы про космос. Наконец есть интернет, где можно узнать про всё и всех. Я попросил маму купить мне энциклопедию. До чего же интересно рассматривать картинки с изображением космоса, читать про неизвестные планеты. Потом мне купили настоящий телескоп! Когда на улице было безоблачно, всей семьей стали разглядывать небо! Мы увидели Луну и кратеры на ней. Потом я пошел в детский садик и стал общаться с детками. Я задавал Ирине Викторовне и деткам разные вопросы, но они не смогли на них ответить. Тогда я рассказал им всё, что я знаю про космос! Вместе с детками провел опыт «Образование кратеров». Я взял предмет, похожий на метеорит, в тарелку мы насыпали муку. Я кинул предмет в муку. Образовавшийся след был похож на кратер. Еще я провел опыт «День и ночь». Мы взяли глобус и фонарик. Когда я вращал глобус, то он был освещен только с одной стороны. Это значит, что там, где попадает свет – день, а где темно ночь. Еще я узнал, что планеты вращаются не только вокруг своей оси, но и вокруг Солнца. Опыт проводил на специальном аппарате. Когда наша Земля вращалась вокруг Солнца менялись времена года. Изучив все про космос, я узнал много интересного. Мне очень хочется поделиться с вами. Чтобы полететь в космос человек изобрел ракету и космический корабль. Ракета поднимает космический корабль вверх, а выйдя на орбиту, отсоединяется от него. Корабль летит в космос, а ракета падает в специальное место. Первыми в космос полетели Белка и Стрелка – это две собачки! Самый знаменитый космонавт – Юрий Гагарин. Это первый человек, побывавший в космосе. Алексей Леонов – тоже знаменитый космонавт. Ровно 50 лет назад он первый вышел в открытый космос! Валентина Терешкова – это первая женщина, побывавшая в космосе. Что бы выйти в открытый космос, космонавты используют скафандр. Это специальный костюм, он защищает космонавтов от солнечных лучей и холода, а еще он помогает им дышать, т.к. в космосе нет кислорода.
Наша Солнечная система так называется не зря, ведь самое главное это Солнце. Солнце – это звезда. Оно выглядит как большой огненный шар. Оно настолько горячее, что к нему невозможно даже подлететь, можно сразу сгореть. Первая планет от Солнца – Меркурий. Он весь в кратерах. На Меркурии жить невозможно, т.к. днем тут невыносимо жарко, а ночью невыносимо холодно. Вторая планета от Солнца – Венера. На ней тоже нет жизни. Она вся покрыта горячей лавой. Но с космоса мы ее видим молочной, т.к. у нее плотная атмосфера. Следующая планета от Солнца – наша Земля. Посмотрите, какая она красивая! Она расположена так, что на ней не очень жарко и не очень холодно. На ней есть жизнь: люди, животные, растения. С космоса ее легко узнать – она разноцветная! Коричневые пятна – это горы, зеленые – поля и леса, синие – моря и океаны, а белые – облака. У нашей планеты есть спутник – Луна. Она тоже вся в кратерах. Луна вращается вместе с Землей, поэтому мы ее видим то в виде месяца, то полной. А еще, Луна не светится сама – она отражает свет от Солнца. Четвертая планета от Солнца – Марс. Она красно-коричневого цвета, потому что в ней содержится много железа. Ученые долго спорили: Есть ли жизнь на Марсе? Решили что есть, т.к. совсем недавно на Марсе обнаружили воду в виде льда, а значит там могут жить разные микроорганизмы! Планета Юпитер. Это самая большая планета, она планета-гигант. На ней нет жизни, потому что она состоит из газа, и твердое у нее только ядро. Шестая планета от Солнца – Сатурн. Его легко отличить от других планет. У него огромные кольца, состоящие из космической пыли и камней, покрытых льдом. Следующая планета – Уран. На ней царит вечный холод, поэтому жить на ней невозможно. Дальше всех расположена планета Нептун. На ней очень холодно, а еще ледяные ураганы и бури, каких нет ни на одной планеты. Раньше считали, что есть еще девятая планета Плутон. Но ее исключили из Солнечной системы, потому что она карликовая планета.
Все планеты вращаются вокруг своей оси, от этого на планете меняется время суток. А еще планеты вращаются вокруг Солнца по орбите. У каждой планеты есть своя орбита, и чем дальше она расположена от Солнца, тем больше ее путь. Вращаясь по орбите на нашей планете меняются времена года. Моя бабушка работает учителем в школе. Когда она узнала, что я интересуюсь космосом, то пригласила меня к детям, чтобы рассказал всё что узнал. Я с радостью согласился. В группе меня ждали мои друзья чтобы тоже узнать про Вселенную.
С ребятами поиграли в викторину про космос. Мой друг предложил из конструктора построить ракету. Все ребята стали играть. Было очень интересно и весело. На участке на улице у нас есть ракета. Мы с детками отправились в космическое путешествие. Ирина Викторовна предложила сделать коллективную работу, которая называлась «Этот загадочный космос». Я захотел, чтобы в моей комнате были свои маленькие планеты. Папа помог мне сделать макет солнечной системы.
Гипотеза подтвердилась. Астрономия – это наука не только для взрослых!
Источник