Меню

Исследовательская работа берегите космос сбережете землю

Исследовательская работа на тему: «Берегите космос — сбережёте Землю»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

город Уфа Республики Башкортостан

Исследовательская работа на тему: «БЕРЕГИТЕ КОСМОС —
СБЕРЕЖЁТЕ ЗЕМЛЮ
»

выполнила: Поротикова Дарья

ученица 2 Б класса

Глава I. Положительное влияние освоения космоса на жизнь на Земле…….…… 4

Глава II. Экологические проблемы, возникающие в ходе освоения

Глава III. Пути решения экологических проблем возникающие в ходе освоения

Глава IV. Обработка и анализ данных социологического опроса………………..10

На уроках окружающего мира мы изучали космос, планеты, звёзды и созвездия. Учительница нам рассказывала и про искусственные спутники, запускаемые людьми. Меня заинтересовало, как спутники разных стран не сталкиваются между собой, ведь в космосе нет дорог, нет разделительной полосы, как на наших автомобильных дорогах, нет остановок для космических пассажиров и нет коммунальных служб для уборки и обслуживания космических станций. Так возникла тема моей исследовательской работы.

С космосом у нас привычно ассоциируется понятие «безбрежный», однако в результате быстрого развития технологий вторжения человека в космос, появилась проблема загрязнения космоса. Начинает ощущаться «теснота» в космосе, возникшая из-за «космических аварий» и в результате освоения человеком космических просторов. Мне стало интересно, с какими же экологическими проблемами столкнулись люди, покоряя космос. Поэтому целью моей работы являются:

— изучение экологических проблем, возникающих в результате освоения человеком космического пространства;

— проанализировать степень осведомленности одноклассников относительно данных проблем.

‑ выявить проблемы антропогенных воздействий на околоземное космическое пространство и Землю, связанных с деятельностью человека, как на Земле, так и в космосе;

— найти пути решения проблем засорения космического пространства;

— провести социологический опрос, обработать полученные данные, предложить пути совершенствования познавательной активности школьников относительно положительных и отрицательных последствий для Земли активного освоения космоса.

Для решения задач моей работы,
я изучала печатную литературу, искала информацию в интернете, составляла вопросы для анкеты, обрабатывала данные, делала выводы.

Глава I. Положительное влияние освоения космоса на жизнь на Земле

За очень короткий исторический срок космонавтика стала частью нашей жизни. Искусственные спутники земли играют неоценимую роль:

— в прогнозировании погоды, землетрясении; слежении за развитием циклонов, антициклонов, ураганов;

— в контроле за динамикой эрозии почв, опустыниванием;

— в гелиофизической службе, наблюдении за состоянием движения солнца и потоком космического и электромагнитного излучения в целях прогнозирования магнитных бурь;

— в наблюдении за лесами с целью борьбы с пожарами;

— в экологическом мониторинге мирового океана;

— в контроле озонового слоя;

— в наблюдении за антропогенной деятельностью на планете и её экологическими последствиями;

— в отслеживании потенциальных источников загрязнения.

Космонавтика стала верным помощником в хозяйственных делах и познании окружающего мира. Не приходится сомневаться, что дальнейшее развитие земной цивилизации не может обойтись без освоения околоземного пространства.

Глава II. Экологические проблемы, возникающие в ходе освоения космоса

До недавнего времени ученые полагали, что освоение ближнего космоса не оказывает почти никакого влияния на погоду, климат и другие жизненные условия на Земле. Поэтому не удивительно, что освоение космоса велось без оглядки на экологию. Однако на сегодняшний день освоение космоса требует решения ряда экологических проблем:

Читайте также:  Космос природа логос эйдос душа

— вредное воздействие продуктов сгорания ракетного топлива на атмосферу Земли;
— проблемы разрушения озонового слоя Земли;

-шумовое загрязнение и механические вибрации.
— засорение космического пространства фрагментами ракетно-космической техники;
— необходимость отчуждения под районы падения отделяющихся частей ракет-носителей по трассам их пусков больших участков земли;

Отрицательное значение техногенных воздействий на окружающую среду происходит уже на этапе выведения ракет на орбиту. Любой космодром – это зона повышенной опасности. Почвы загрязнены солями тяжёлых металлов (хром, никель, марганец, цинк) и органическими соединениями (нефтепродукты, этиленгликоль). Составные части ракетного топлива, в том числе гептил, уничтожают не только растительность, но и вредно влияют на здоровье жителей тех регионов, куда падают отходы космических кораблей. Кроме осколков ракет и спутников на Землю оседают многие химические вещества, вызывающие патологические изменения в организме человека.

По относительной силе воздействия на верхнюю атмосферу запуск космической ракеты подобен взрыву атомной бомбы в приземной атмосфере. Из статьи журнале «Природа и человек» я узнала, что при запуске ракет разрушается озоновый слой, а в ионосфере образуются дыры диаметром в сотни километров. Уменьшение озонового слоя всего на 1% приведет к слепоте примерно 100 тысяч человек. Потому сохранение озонового слоя – глобальная задача человечества. Однако до сих пор действующих средств защиты озонового слоя от воздействия ракетоносителей, от выбросов продуктов сгорания ракетного топлива в атмосферу пока нет. Загрязнение компонентами ракетного топлива составляет около четверти миллиона квадратных метров суши в РФ. Вот почему в последние годы ряд муниципальных образований страны зарубежья предъявляют соответствующим организациям, обеспечивающим запуск космической техники, требования финансовой поддержки за наносимый биосфере вред (Алтай, Казахстан).
Шум космической ракеты при старте составляет 170-180 дБ. Шум создает работающие двигатели и аппаратура. На уроках мы изучали, что длительное воздействие шумов угнетает, кратковременное – возбуждает, происходят изменения в психике, поведении, работоспособности людей.

Из Энциклопедии для детей, том.3 (География), я узнала, что после взрыва спутников 70-х годов ХХ века: советского – «Космос» и американского – «Транзит», в космосе стартовала эстафета по его загрязнению, которая продолжается и по сей день.

Космическим мусор — это созданные человеком объекты, которые находятся в космосе, но не работают и не приносят пользы (неработающие спутники, их обломки и части отработавших своё космических ракет).

В результате многочисленных исследований, учеными было доказано, что весь космический мусор скапливается в области 200-4000 км о Земли.

Загрязнение космоса не раз приводило несчастным случаям.

В качестве примера можно привести столкновение французского спутника с фрагментом ракеты «Ариан».

В некоторых случаях, крупные или содержащие на борту опасные (ядерные, токсичные и т. п.) материалы объекты космического мусора могут представлять прямую опасность и для Земли – при их неконтролируемом сходе с орбиты, неполном сгорании при прохождении плотных слоев атмосферы Земли и выпадение обломков на населенные пункты, промышленные объекты, транспортные коммуникации и т. п.

Только занявшись изучением проблем, возникающих в результате освоения космоса, я поняла, что мусор может не только валяться под ногами, но и в буквальном смысле может упасть на голову.

Читайте также:  Октябрь 2021 год космос

Глава III. Пути решения экологических проблем,
возникающих в ходе освоения космоса

Для решения экологических проблем, возникающих во время освоения космоса необходимо:

— формирование технологий и конструкций, приводящих к минимизации отходов;

— увеличивать число лесопосадок в зоне космодром, для уменьшения воздействия шума;

— заранее продумать меры по ликвидации космического мусора;

— сократить число выводимых в космос аппаратов и использования многоцелевых спутников;

— в будущем при расширении международного сотрудничества в космосе более четкое и согласованное распределение орбит между различными космическими средствами, что будет способствовать уменьшению числа возможных столкновений КА;

— один из способов очищения околоземных орбит заключается в переводе на «запасные пути» отработавших ракет и спутников. В техническом плане возможно и их возвращение на Землю, но на данном этапе подобные операции исключены в силу их высокой стоимости.

Сегодня конструкторы кораблей работают над системами с меньшими экологическими отрицательными параметрами (лазерные и фотонные двигательные установки и т. д.); учёные ищут способы отслеживания обломков и очистки космического пространства. Одна из многих идей состоит в использовании специальных спутников (пушка, которая оснащена квадратной сеткой, обволакивающей цель при попадании на неё), которые будут захватывать обломки и направлять к поверхности планеты.

Для очистки космического пространства предлагается использование крупногабаритных бескаркасных экранов из тонкой полиамидной плёнки типа «каптон». Для сбора и удаления из космоса мелких частиц космического мусора существует ряд проектов. В мае 2015 году был запущен космический спутник LightSail на солнечном парусе (прототип космического мусорщика), однако он завис из-за программной ошибки.

Солнечный парус (также называемый световым парусом или фотонным парусом)- приспособление, использующее давление солнечного света или лазера на зеркальную поверхность для приведения в движение космического аппарата. Для зондов, отправляющихся к другим планетам, солнечный парус может стать идеальной заменой обычного ракетного двигателя. Но до сих пор почти все попытки реализации технологии «светоплавания» сталкивались с досадными техническими неудачами.

Глава IV. Обработка и анализ данных социологического опроса

В рамках данной темы я запланировала проведение социологического опроса с целью выяснения степень осведомленности одноклассников относительно экологических проблем, возникающих в результате освоения человеком космического пространства. Мною была составлена анкета, включавшая в себя следующие вопросы (рядом указаны статистические данные ответов на вопросы):

1. Какова значимость исследований в области ближнего космоса?

а) очень высока – 17%;

б) высока – 35%;

в) незначительна – 7%;

г) не знаю – 41%.

Первый вопрос этой анкеты позволяет оценить актуальность проблемы космических исследований, точки зрения учащихся 2 класса.

2. Как вы думаете, деятельность человека в ходе освоения космоса, влияет отрицательно на экологию нашей планеты? Каким образом?

Да — ответили 45%, нет – 45%, затруднились с ответом – 10% опрошенных учеников. Лишь 17% опрошенных, смогли привести примеры негативного влияния деятельности человека в ходе освоения космоса.

3. Подчеркните правильные ответы. Космический мусор – это:

а) обломки спутников, неисправные искусственные спутники; б) метеориты;

Читайте также:  Все земли сос космоса

а) 59% Как видно на данный вопрос

б) 41% правильно смогли ответить 59%

4. Играют ли искусственные спутники земли положительную роль для жизни на Земле?

а) да — 59%;

б) нет — 27%;

в) не знаю – 14%

5. Для чего людям нужны искусственные спутники Земли?

Около 17% респондентов дали ответ «Ничего не знаю». 83% ответили:

24% — для изучения космоса; 17% — для прогнозирования погоды; 14% — для интернета и телевидения; 10% — для телефонной связи, для определения местонахождения чего-либо, для наблюдения за происходящим на земле.

Вопросы в анкете под номером 2 и 5, в отличие от других требовали самостоятельного ответа опрашиваемого и вызвали затруднения.

В данном случае на основании данных опроса можно разработать план мероприятий для повышения степени осведомленности учеников относительно влияния освоения космоса на экологию планеты Земля, как положительного, так и отрицательного. Можно предложить мероприятия следующих форм: классно-урочные мероприятия, дополнительные занятия и кружки, праздники и выполнение творческих заданий, проведение конкурсов и викторин. Каждый вид мероприятий имеет свои плюсы и минусы, поэтому я считаю наиболее эффективным их комплексное применение.

Взаимодействие общества и природы долгое время происходило в пределах Земли. Появление космонавтики ознаменовало начало активного познания и преобразования внеземной природы. За очень короткий исторический срок космонавтика стала частью нашей жизни. Искусственные спутники земли играют неоценимую роль. В ходе изучения материалов по выбранной мною теме работы, я также узнала, что люди мусорят не только на Земле, но и в Космосе. Возможно, в будущем, я буду среди тех, кто изобретет аппарат, который будет засасывать космический мусор в «мусорный» мешок (подобие пылесоса), внутри которого, будет «блендер», измельчающий мусор. А также необходимо будет сконструировать устройство, для отправки измельченного мусора в плотные слои атмосферы, для «сгорания».

Космическое пространство не находится под юрисдикцией какого-либо государства. Поэтому фактически национальные законы на его территории и не могут действовать. Следовательно, при освоении космоса приходится договариваться всем участникам процесса. Для этого создаются международные организации, которые вырабатывают правила и следят за их исполнением.

Нельзя не признать, что сегодня имеет место отрицательное воздействие космической техники на окружающую среду (разрушение озонового слоя, засорение атмосферы окислами металлов, углерода, азота, а ближнего космоса – частями отработанных космических летательных аппаратов). Поэтому очень важно вести изучение последствий ее влияния с точки зрения экологии и определить допустимые границы воздействия человека на окружающую среду и околоземное пространство.

Пренебрежение требованиям экологии и охраны окружающей среды может в конечном счете свести на нет плоды технического прогресса. Поэтому берегите КОСМОС – сбережёте ЗЕМЛЮ!

1. http://www. km. ru/referats/45B9B85AFB054A7B9C80098E367F0FEA

2. https://geektimes. ru/post/251062/

3. http://www. ecoproblems. org/2009/01/blog-post_31.html

4. http://www. studfiles. ru/preview/5404349/page:8/

5. Экология: учеб. пос. для 9-11 кл. общеобразовательной шк.. – М. : Школа-пресс, 1996.

6. Черников, В. Атмосфера требует покоя / Владимир Черников // Природа и человек. Свет. – 2006. – № 9. – С.8-10.

7. Энциклопедия для детей: Т. 3 (География).- Сост. .- М. Аванта+, 1994.- 640с.

Источник