исследовательская работа ‘Кладовая солнца’ и ‘Уроки доброты’
презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_kladovaya_solntsa.ppt | 1.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Неразрывная связь природы и человека в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» Выполнила ученица 6 А класса Мустаева Полина ГОУ РМЭ «Национальная президентская общеобразовательная школа-интернат основного общего образования» 2011 год
Актуальность исследования Своеобразие сказки-были Пришвина – раскрытие человека через природу, через отношение человека к природе. Пришвин писал: « Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». Поэтому значит e льное место в «Кладовой солнца» занимает природа, так как в замысел писателя входило показать единство человека и природы, неразрывную связь всего существующего на земле.
Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954) Никакой правды не бывает без выдумки! Напротив! Выдумка спасает правду, для правды только и существует выдумка. Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю М.М.Пришвин
Воспоминания из детства Моя мать, ещё молодая, в сорок лет осталась вдовой с пятью малыми ребятами на руках.Она должна была каждый день вставать до восхода солнца. Очень рано, далеко до восхода, няня моя должна была для неё приготовить самовар и вскипятить молоко в глиняном горшочке. Сверху этот горшочек всегда покрывался румяной пенкой,и под этой пенкой наверху было необыкновенно вкусное молоко, и чай от него делался прекрасным…я начал,как мать, вставать до восхода солнца…
Кто такой Антипыч? Герой, о котором идёт речь,интересен и своеобразен. Он умер, по словам М.Пришвина, но появляется и действует на протяжении всего романа. «Кажется, Антипыч будет жить вечно». Почему именно к нему шли за советом? Антипыч много знал; говорил пословицами,поговорками загадками; у него большой жизненный опыт, Он-хранитель правды. Что это за правда? «… правда вековечной суровой борьбы людей за любовь.»
… лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут…
Было совсем тихо в природе… , тетерев Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине чёрного грудь его стала переливать из синего на зелёное. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост
Моя охота – в находках: нужно найти в природе такое, чего я ещё не видал и , может быть, никто ещё в жизни своей с этим не встречался Однажды в далёком прошлом я встретил, как находку, в одном учёном исследовании уподобление торфяных болот, хранящих в себе огонь и тепло, кладовой солнца…Я думал о стихии огня, таяшейся в холодной глубине торфяных болот, назвав свою сказку-быль «Кладовой солнца», в которой маленькие герои через большие трудности приходят с своей первой победе над жестокостью жизни, и с ними участвует в этом вся природа
«…Борина Звонкая наполнялась птичьими песнями, воем, стоном и криками зверьков…» «…когда придём к лес на рассвете и услышим звуки, так и скажем им, как людям: «Здравствуйте!» И как будто они тогда тоже обрадуются,…подхва- тят чудесное слово, слетевшее с языка человеческого
«…И вдруг стало свежо и бодро, как будто вся земля сразу умылась, и небо засветилось, и все деревья запахли корой своей и почками…»
Он стал над завалом, поднял голову, подобрал и так тощий живот, поставил единственное ухо на ветер, выпрямил половинку хвоста и завыл» «…Серый лежал голодный и злой. Когда ветер замутил утро и завыли деревья возле Лежачего камня, он не выдержал и вылез из своего логова…
Семья Весёлкиных жила в селе , возле Блудова болота. Мать умерла от болезни, отец погиб на Великой Отечественной войне, остались брат и сестра одни. Милые, умненькие, дружные ребята, наши любимцы; задорные носики глядели вверх попугайчиками(мнение соседей) Внешность Настя(12 лет): «золотая курочка на высоких ногах,волосы отливали золотом, веснушки крупные, как золотые монеты, и частые, носик чистенький. Спокойная и миролюбивая. Митраша(10 лет): коротенький, плотный, лобастый, упрямый(но отходчивый), сильный, «мужичок в мешочке», курносый, с золотыми веснушками; считает себя главным, даёт наставления взрослым.
Вывод Повесть Пришвина «Кладовая солнца» заставляет нас задуматься над многими вопросами: в чем смысл жизни человека, как нужно относиться к природе и животным, где граница между добром и злом. Автор все время напоминает, что в природе ижет постоянная борьба, в которой побеждает сила, и человек должен уметь совладать с этой силой, подчинить себе могучую стихию.
Источник
Проект по литературе на тему»Проблема взаимоотношений между Настей и Митрашей в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
творческая работа учащихся по литературе (6 класс) на тему
Исследовательская работа по заданной теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kl.solntsa_galya.docx | 19.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вожгорская средняя общеобразовательная школа»
«Проблема взаимоотношений между Настей и Митрашей в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».
автор: Саукова Галина,
ученик (ца) 6 класса
Возраст участника: 12 лет
Продолжительность: краткосрочный (неделя).
- учиться развивать логическое и критическое мышление, письменную и устную речь.
- найти и целесообразно использовать дополнительную информацию об авторе произведения;
- провести исследовательскую работу с текстом произведения по заданной теме;
- защитить исследовательскую работу в виде сообщения;
- дать самооценку исследовательской работе и защите своего проекта.
1.Вступление (об авторе).
2. Какое произведение мы прочитали? Какова тема произведения? Сформулировать проблему.
3. Позиция автора (его отношение к героям и природе). Привести примеры из текста.
4. Согласен (согласна) ли ты с позицией автора? Привести примеры из текста. Моё личное отношение к детям.
5. Заключение: вывод о том, как складываются взаимоотношения между братом и сестрой в течение всего повествования, и что помогает им понять друг друга и преодолеть все трудности.
М. М. Пришвин родился 4 февраля 1873года в селе Хрущёво-Лёвшиво (Елецкий уезд, Орловская губерния, Российская империя). Это русский писатель, автор произведений о природе, явивший в них особую художественную натурфилософию, охотничьих рассказов, произведений для детей. Особую ценность имеют его дневники, которые он вел на протяжении всей жизни. Одним из первых рассказов писателя был «Сашок». Однако Пришвин в теме человек и природа ищет не взаимоисключающие начала, а начала родственные, перекидывающие мост от стихийного природного творчества к культурному, творческому человеческому труду. Эта тема в сущности осталась основной у Пришвина на всем протяжении его творчества. Но во всю широту развернуть ее смог Пришвин только после революции. Мир нетронутой, первобытной природы и примитивного крестьянского быта составляет содержание первых книг П. — «В краю непуганных птиц» [1906], «Колобок» [1908], «Черный араб» [1911] и пр. Уже в этих своих произведениях Пришвин определился как художник с исключительно острым и глубоким чувством природы и простотой народной речи, как мастер словесной живописи. В 1912-1914 выходит первое собрание сочинений Пришвина в трёх томах. «Кладовая солнца» М. М. Пришвина — не совсем обычное произведение. Это сказка-быль, в которой удивительно переплетаются правда и вымысел, легенда и жизнь. Уже само начало произведения вводит нас в волшебный, сказочный мир: «В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского, осиротели двое детей… » Но события, описанные автором, происходили в действительности и в жизни любых героев бывают светлые времена, а бывают и грустные.
Я прочитала сказку-быль «Кладовая солнца», ее написал Пришвин. Главная тема в ней — тема единения человека с природой. Природа не бездействует, она активно приходит на помощь человеку, надо только уметь слышать, понимать, любить её. Автор написал о трудной жизни детей в послевоенное время, о необходимости жить дружно, проявлять заботу, любовь и доверять друг другу. Он ставит перед читателями проблему взаимоотношений между людьми, а в данном произведении — между Настей и Митрашей.
Настя и Митраша — главные герои произведения — Золотая Курочка и «мужичок в мешочке», как ласково называли их соседи. После смерти родителей им досталось все крестьянское хозяйство: изба пяти стенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен. Дети заботились обо всех животных, Настя «хлопотала по хозяйству до ночи», а Митраша занимался «мужскими» делами. Жили они дружно, в согласии друг с другом и с миром живой природы. Но иногда и ссорились, потому что не всегда ладили друг с другом. Дети по-разному смотрели на некоторые вещи: Настя, как старшая, считала себя главней, а Митраша был очень упрямым. Мальчик чувствовал, что у Насти жизненного опыта было больше, поэтому он всё-таки прислушивался к её словам. Это были, пишет автор, милые, умненькие дети, называет их любимцами. В рассказе автор подчёркивает доброту и трудолюбие, которые были у детей. Это авторская оценка брата и сестры.
С позицией автора я полностью согласна, потому что эти дети, мои ровесники, вызывают у меня только чувство радости и восхищения. Ими можно гордиться, потому что они попытались найти выход из трудной ситуации, и это им, к счастью, удалось при помощи собаки Травки и природы. Насте с Митрашей довелось с честью пройти через испытание, преподнесённое жизнью.
Рассказ о приключениях детей на болоте начинается с описания жизни несчастных деревьев не просто так. Деревья жестоко борются за жизнь. Эгоизм делает их жизнь невыносимой. Сосна и ель предупреждают путешественников о том, что нельзя следовать такому примеру. Но дети, к сожалению, не услышали их. Отношения между братом и сестрой складываются не всегда хорошо, особенно возник опасный момент тогда, когда они разошлись по разным тропинкам в поисках палестинки. Именно тогда захватило их обоих эгоистическое чувство жадности. Настя бросила брата, хотя хорошо знала, что хлеб, бутылка молока, картошка остались у неё в корзинке. А брат может заблудиться в лесу и останется голодным. Митраша, как мужчина, должен был защищать Настю, но он оставил её. На мой взгляд, они поняли, что неправильно ведут себя тогда, когда возникают угрозы для их жизни. И только тогда они вспоминают друг о друге. Наверное, Настя и Митраша больше никогда не будут ссориться, а будут жить в мире и согласии. Мне кажется, что преодолеть трудности во взаимоотношениях им помогает природа, соседи, собака Травка и Антипыч и, конечно, родители, советы которых они всё время вспоминают. Всё-таки от воспитания родителей зависит очень многое, порой даже жизнь.
М. М. Пришвин на примере Насти и Митраши осуждает в людях жадность. Ещё он говорит о кладовой солнца (о природных залежах торфа), о людях, добрых, трудолюбивых, умных, мудрых. Получается, что кладовая солнца это не только торф, а ещё мудрая природа и сами люди. Самым важным в жизни, я считаю, являются взаимоотношения между людьми, чтобы человек мог разумно использовать природные богатства и сохранять лучшие человеческие качества. Природа в ответ может принести человеку благополучие и процветание, как солнце приносит свет, тепло и радость.
Источник
Научно-исследовательская работа «Кладовая солнца» моей малой родины
Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение
Лугоболотная средняя общеобразовательная школа
п. Юбилейный Оричевского района
моей малой родины
Урсу Татьяна, ученица 7 класса
Ральникова И.А., учитель русского языка и литературы
В рамках мероприятий, посвященных Году литературы в России, в нашей школе началась подготовка к традиционной Литературной гостиной. В библиотеке школы развернута выставка книг русских и советских писателей, на уроках внеклассного чтения мы обсуждали художественные произведения современных авторов. Мое внимание привлекла книга М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Чем-то таинственным и загадочным веяло от неё. Я прочитала сказку-быль. Оказывается, кладовая солнца хранится в болоте. А ведь мы тоже живем на бывшем Гадовом болоте! Участвуя в общешкольном проекте «Тропа в природу», я вместе с учениками нашей школы посетила экологическую тропу и расположенные на ней уникальные объекты Гадова болота: торфоразрез, произрастание росянки, участок естественного заболачивания, два рукотворных искусственных водоема, бобриные плотины и многое другое.
Цель: я решила выяснить, чем «кладовая солнца» М.М.Пришвина схожа
с флорой и фауной болот моей малой родины
Предмет исследования: сказка-быль М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
и научные работы Кировской лугоболотной опытной станции
о торфяных болотах
Объект исследования: Блудово болото и Гадово болото
Гипотеза: Если Пришвин пишет о Блудовом болоте как о торфяном болоте,
возможно, флора и фауна его будет схожа с нашим выработанным
1. Прочитать сказку-быль М.М.Пришвина.
2. Изучить научные труды Кировской лугоболотной опытной станции, касающиеся торфяных болот, встретиться и побеседовать с сотрудниками станции.
3. Сопоставить видовой состав птиц, растений, ягод Блудова и Гадова болот
4. Сделать сравнительный анализ видового состава птиц, растений, ягод двух исследуемых болот.
5.Выписать цитаты из сказки-были М.Пришвина, подтверждающие виды растений, птиц и ягод Блудова болота.
6. Подготовить презентацию проведенного исследования и выступить перед учащимися школы.
Методы исследования: анализ, сопоставление, сравнение
Практическая значимость проекта: данный проект будет полезен при изучении школьниками природы Кировской области, может быть использован на уроках литературы, природоведения.
Михаил Михайлович Пришвин — русский писатель, автор произведений о природе, явивший в них особую художественную натурфилософию, охотничьих рассказов, произведений для детей. Вернувшись в Россию после окончания Лейпцигского университета, в 1902-1905 работал агрономом в Тульской, а затем в Московской губернии, в г. Луга, в вегетационной лаборатории профессора Д. Н. Прянишникова в Петровской сельскохозяйственной академии, служил в Петербурге секретарем у крупного петербургского чиновника В. И. Филипьева, составлял сельскохозяйственные книги: «Картофель в полевой и огородной культуре» и др., затем вплоть до Октябрьской революции корреспондент в газетах «Русские ведомости», «Речь», «Утро России», «День» и др.
Во время Первой мировой войны отправляется на фронт в качестве санитара и военного корреспондента. После Октябрьской революции совмещал краеведческую работу с работой агронома и учителя: преподавал в бывшей Елецкой гимназии (из которой был исключен в детстве), в школе второй ступени в селе Алексино Дорогобужского района (там же директор), служил инструктором народного образования.
Первый рассказ Пришвина «Сашок» был напечатан в 1906. В путешествиях по русскому Северу (Олонецкая губ., Карелия), куда Пришвин отправился увлекшись фольклором и этнографией, родилась первая книга писателя «В краю непуганых птиц» (1907) — путевые очерки, составленные из наблюдений над природой, бытом и речью северян. Она принесла ему известность, он удостоен за нее серебряной медали Императорского географического общества и звания действительного его члена. В следующих книгах «За волшебным колобком» (1908), «Черный араб» (1910) и др. также сочеталась научная пытливость с особой натурфилософией и поэзией природы, определивших особое место Пришвина в русской литературе.
Поэтическое мировосприятие, художническая зоркость к мельчайшим подробностям жизни становятся основой многих детских рассказов Пришвина, собранных в книгах «Зверь-бурундук», «Лисичкин хлеб» (1939) и др. В «Кладовой солнца» (1945) Пришвин создает сказку о детях, попавших из-за разлада между собой в лапы коварных мшар (лесные сухие болота), но спасенных оставшейся без хозяина охотничьей собакой.
Об истории создания сказки-были «Кладовая солнца»
Наиболее известное произведение писателя — сказка-быль «Кладовая солнца», написанная в 1945 году. Время действия — послевоенные годы. В дневниковых записях автор назвал своё творение «Друг человека», где главным героем должна была стать собака Травка. Но потом было найдено поэтическое название «Кладовая солнца», и Пришвин ввёл в текст рассуждения о торфе и торфяных богатствах, скрытых в болотах. Эту замечательную сказку-быль Пришвин написал всего за месяц. Продолжением этой книги является повесть «Корабельная чаща».
Обе эти книги рассказывают большому и маленькому читателю, как нужно с детских лет быть внимательным и бережным к окружающему миру, и тогда этот мир в благодарность приходит на помощь человеку.
Главные герои – осиротевшие дети , брат и сестра, Настя и Митраша. Заблудившиеся в лесу дети узнали тайны Блудова болота и что такое кладовая солнца.
«Кладовой солнца» автор называет Блудово болото, в котором скопились огромные богатства торфа — прекрасного горючего материала, образовавшегося из остатков растений — детей солнца, сохранивших его тепло даже после смерти. Отсюда второе, более широкое толкование слов «кладовая солнца» — вся природа с её деревьями, цветами, птицами, зверьём. и главное — с человеком. Поэтому третье и основное, может быть, значение названия — сердце человека с его способностью любить. Доброта, сердечное тепло, неравнодушие ко всему — вот настоящее, истинное богатство!
Для многих северных жителей болото – это малая родина, неброская красота которой не сравнится ни с какими заморскими прелестями. С уроков природоведения мы знаем, что 53% территории Волго-Вятского региона заболочено, что болото содержит в себе богатый запас торфа, это уголок природы, где обитают животные и произрастают красивые и полезные растения. А в «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова сказано: «Болото — это природное образование, занимающее часть земной поверхности и представляющее собой отложения торфа, насыщенные водой и покрытые специфической растительностью».
В «Энциклопедии юного биолога» отмечено, что болота бывают верховые, переходные и низинные. Низинное болото возникает в понижениях рельефа, где застаивается атмосферные и грунтовые воды. В результате застоя воды растительные остатки осоки и мха сфагнум, постепенно накапливаясь, не разлагаются – образуют торф.
Переходное болото из низинного становится верховым, когда постепенно с увеличением слоя торфа уменьшается подток грунтовых вод. На таких болотах поселяются малотребовательные к питанию растения, могут расти травы, но полностью исчезают тростники, рогоз, стрелолист, калужница. Увеличивается площадь, занятая зелеными мхами, березой, сосной, появляются сфагновые мхи, пушица, клюква.
Типичным является верховое торфяное болото, покрытое кочками из болотной травы пушицы. На торфяном болоте можно встретить чахлые деревца сосны или березы, кусты багульника, ягоды брусники, голубики, клюквы. Верховые болота получают влагу в виде атмосферных осадков, поэтому почти лишены минеральных солей. А переувлажнённые участки болот носят название топи.
При слове «болото» у большинства из нас возникают представления о гиблых, топких местах. Болотом называется такой переувлажненный участок земной поверхности, где произрастает характерная болотная растительность и происходит постоянное образование торфа. Характерной чертой болот является недостаток кислорода, поэтому отмершие растительные остатки очень долго разлагаются. Такие полуразложившиеся растительные остатки и называются торфом. Болота образуются в результате зарастания озер, застоя воды в местах выхода родников и при близком залегании грунтовых вод. Особенно много болот на Севере страны, так как количество выпадающих осадков превышает испарение.
Болота имеют большое водоохранное значение: накапливая огромные запасы воды, они регулируют водный режим рек и поддерживают водный баланс территории. Болота – это гигантские фильтры, очищающие проходящие через них воды. Неоценима роль российских болот для поддержания равновесия климата. Ученые подсчитали, что болота России поглощают столько углекислоты, сколько выбрасывают промышленные предприятия и транспорт.
Болота – это кладовые торфа, который является ценным удобрением, хорошим топливом и прекрасным теплоизолятором. Из торфа путем переработки получают торфяную смолу и торфяной воск. Известны обеззараживающие свойства торфа, поэтому на основе торфа производятся некоторые лекарства и проводится грязелечение – торфотерапия. Торф – одно из тех полезных ископаемых, по запасам которого Россия занимает первое место в мире: запасы торфа насчитывают 160 миллиардов тонн, что составляет более 60% мировых запасов.
М. Пришвин признавался в любви к болотам родного края:
«Я мог бы писать о наших северных болотах бесконечно. В отличие от многих северян я болота люблю, часто их посещаю (и не только во время сбора морошки, клюквы). Особая тишина присуща обширным болотным пространствам, особенно осенью, в пору «бабьего лета». Прохладный прозрачный воздух, глубокая синева неба над чахлыми сосенками, пружинящие моховые ковры — как скатерть-самобранка: красных и бордовых ягод клюквы бывает столь много, что некуда ногу поставить! Пологие кочки усыпаны ею, причем, встречал я на Урале ягоды, равные по величине . спелой вишне. »,
Так почему люди селились рядом с болотами? «С одной стороны, болото — беда, а с другой кладезь добра»,- так говорят в народе о болоте.
Извечный суеверный страх человека перед зыбкой трясиной отступает перед желанием разобраться в её законах, постичь тайну этого уникального природного явления, обратить на пользу людям неисчислимые богатства, веками копившиеся в его глубинах, расширить плодородные земли.
Блудово болото в сказке-были М.М.Пришвина
…Блудово болото, где и мы сами не раз тоже блуждали, начиналось, как почти всегда начинается большое болото, непроходимою зарослью ивы, ольхи и других кустарников. Первый человек прошел эту приболотицу с топором в руке и вырубил проход для других людей. Под ногами человеческими после осели кочки, и тропа стала канавкой, по которой струилась вода. Дети без особого труда перешли эту приболотицу в предрассветной темноте. И когда кустарники перестали заслонять вид впереди, при первом утреннем свете им открылось болото, как море. А впрочем, оно же и было, это Блудово болото, дном древнего моря. И как там, в настоящем море, бывают острова, как в пустынях — оазисы, так и в болотах бывают холмы. У нас в Блудовом болоте эти холмы песчаные, покрытые высоким бором, называются боринами. Пройдя немного болотом, дети поднялись на первую борину, известную под названием Высокая грива.
…Блудово болото содержит огромные запасы горючего, но слой торфа не везде одинаковой толщины. Там, где сидели дети у Лежачего камня, растения слой за слоем ложились друг на друга тысячи лет. Тут был старейший пласт торфа, но дальше, чем ближе к Слепой елани, слой становился все моложе и тоньше.
…Мы это так понимаем, что все Блудово болото, со всеми огромными запасами горючего торфа, есть кладовая солнца. Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам. Но в болотах вода не дает родителям-растениям передать все свое добро детям. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца как торф достается человеку от солнца в наследство.
…Нам остается теперь сказать еще несколько слов о себе: кто мы такие и зачем попали в Блудово болото. Мы – разведчики болотных богатств. Еще с первых дней Отечественной войны работали над подготовкой болота для добывания в нем горючего – торфа. И мы дознались, что торфа в этом болоте хватит для работы большой фабрики лет на сто. Вот какие богатства скрыты в наших болотах! А многие до сих пор только и знают об этих великих кладовых Солнца, что в них будто бы черти живут: все это вздор, и никаких нет в болоте чертей.
«Гадово болото» – так не совсем поэтично называлась когда-то наша местность. Здесь болото и луг, деревья, цветы и чудесные запахи сена, здесь древнейшее ложе болота, обнажённое человеческой деятельностью и упорный труд возрождения, здесь таинственность связи с историей земли и радость жизни на Земле. По свидетельству архивных документов, в бывших землях Трифонова монастыря, Спасо-Быстрицкой лесной дачи Орловского уезда, в сорока верстах от г.Вятки выбрано типичное низинное болото «Гадово». Площадь его составляла около 2700га. Проект осушения болота «Гадово» был создан в 1852 году, в пору работ, проводимых знаменитой экспедицией генерала И.И. Жилинского. После революции была начата немедленная реализация научных идей, связанных с освоением огромных болотных пространств страны и для энергетики, и для сельского хозяйства.
Изначально Гадово болото – было низинное, но местами имело признаки переходного болота. На территории Кировской области переходными болотами занято 19% площадей всех болот, а низинными 58%.
В нашем Оричевском районе примером переходного болота является ныне существующее Зенгинское болото.
22 мая 1918 год – год образования Вятского луговодно-семенного хозяйства. Разместилось опытное хозяйство в центральной части губернии на типичном низинном торфянике, называемом тогда Спасо – Быстрицким («Гадово болото»). Начало практического осушения торфомассива относится к 1919 году. Самое большое богатство болота – торф, поэтому налаживалась промышленная добыча торфа, но это приводило к уничтожению природных комплексов….
Страшные последствия деятельности человека – образование целых массивов бросовых земель – не могут и не должны оставить равнодушным ни исследователя, ни хозяйственника, ни просто доброго человека. Лугоболотная опытная станция занимается этими землями. С первых дней основания станции основным предметом исследований было изучение торфяных болот. Одновременно разрабатывались методы освоения болот под кормовые культуры.
Болотные птицы Видовой состав птиц Гадова и Блудова болот
На болоте проживает разные виды птиц. Всего по данным источника – исследовательского проекта Метелевой Ксении «Изменение среды обитания видового состава птиц на территории выработанных месторождений торфа в Оричевском районе Кировской области» насчитывается 24 вида птиц, проживающих на болоте. Из них 17 видов птиц встречается на нашем Гадовом болоте. Пришвин же в «Кладовой солнца» описывает 12 видов птиц, встреченных героями сказки-были Митрашей и Настей.
На обоих болотах встречаются глухари, кулики, бекасы, журавль серый, выпь большая. Но на Гадовом болоте совсем не встречаются дикий селезень, снегирь, тетерев, куропатка, ворона, чибис, дикая утка. Объяснается это тем, что Гадово болото находится более северном районе России, чем блудово болото, которое расположено в средней полосе России (под городом Ярославлем).
Источник