Меню

Исследовательская работа учащихся по космосу

Исследовательская работа. Актуальность темы «История освоения космоса» среди учащихся среднего и старшего звена школы

Задачей нашей работы является: определения актуальности темы «История освоения космоса» для школьников среднего и старшего звена.

Целью нашей работы стало:

1. исследовать познавательный интерес школьников в этой области.

2. установить какое место эта тема занимает в сфере интересов сегодняшних школьников.

3. установить, возможно, ли такое, что эта тема «устарела» и настоящего интереса для подрастающего поколения не представляет.

Актуальность нашей работы: представляется в том, что мы пробуем подойти к вопросу формирования у современных школьников интереса.

к расширению знаний об окружающем мире,

к истории своей страны,

к истории развития научно-технического прогресс,

к осмыслению глобальных процессов развития человеческого общества.

Скачать:

Вложение Размер
issledovatelskaya_rabota._istoriya_osvoeniya_kosmosa._starostov_a._pershina_o._v.doc 219.5 КБ

Предварительный просмотр:

Номинация: Космическая деятельность человека

Тема: Актуальность темы «История освоения космоса» среди учащихся среднего и старшего звена школы

Старостов Алексей Дмитриевич,

ученик 7 «Б» класса , 12 лет

Першина Ольга Владимировна

Старостов Дмитрий Сергеевич

2.1 Результаты опроса по трем половозрастным группам —— 6

2.2 Результаты опроса по первой группе ————————— 8

2.3 Результаты опроса по первой группе ————————— 13

2.4 Результаты опроса по первой группе ————————— 13

Мы остановили свой выбор на номинации «Космическая деятельность человека» и поставили перед собой первоначальную задачу узнать новые, малоизвестные факты о жизни и деятельности людей, причастных к истории освоения космоса.

Приступив к работе по поиску и ознакомлению с материалами по этой теме, мы столкнулись с такой тенденцией – все, что мы узнавали для себя, вызывало в нас неподдельный интерес, возникало желание узнать еще больше и с кем-нибудь поделиться, кому-нибудь рассказать о том, что волнует, рассказать о том как было, что происходило…, но окружающие встречали наши попытки поговорить об этом теме, в лучшем случае, уважительным выслушиванием, ничего не отвечая в ответ.

В этот момент для нас оказалась более актуальным узнать, а на сколько, тема «История освоения космоса» интересует сегодня школьников, что они знают и в какой мере история освоения космоса входит в область их интересов.

Задачей нашей работы является : определения актуальности темы «История освоения космоса» для школьников среднего и старшего звена.

Целью нашей работы стало :

  1. исследовать познавательный интерес школьников в этой области
  2. установить какое место эта тема занимает в сфере интересов сегодняшних школьников
  3. установить, возможно, ли такое, что эта тема «устарела» и настоящего интереса для подрастающего поколения не представляет

Актуальность нашей работы: представляется в том, что мы пробуем подойти к вопросу формирования у современных школьников интереса

к расширению знаний об окружающем мире,

к истории своей страны,

к истории развития научно-технического прогресс,

к осмыслению глобальных процессов развития человеческого общества

2. Основная часть

Как метод исследования нами был выбран опрос.

Опрос проводился среди учащихся 405-ой школы

В опросе приняли участие учащиеся

6 «А», «Б», «В» классов —- 57 человек

7 «А», «Б», «В» классов —- 48 человек

8 «А» класса —- 23 человека

9 «А», «Б» классов —- 36 человек

10 «А» класса —- 22 человека

11«А» класса —- 20 человека

Всего в опросе приняли участие —206 человека

Среди опрошенных классов 6 «А», 7 «А», 8 «А», 9 «А» являются гимназическими классами. Это означает, что большая часть учащихся, в этих классах обладает познавательным интересом выше, чем у остальных сверстников.

10 «А» и 11 «А» классы также можно отнести к мотивированным на получение знаний учащимся, так как они осознанно выбрали для себя продолжить обучение в старших классах, а не ушли после 9-го класса из школы.

По возрасту, мы объединили учащихся в три группы

Таблица № 1«Возрастные категории опрашиваемых»

Опрос проводился в школе.

На доске была написана тема «История освоения космоса»

Работа выполнялась без указания фамилии, по понятной причине, это снимало с учащихся напряжение – быть оцененным, стремление показать себя с лучшей стороны, и нам было интересно получить более объективные сведения.

Учащимся была предложено указать в своей работе возраст, пол и

ответить на следующие вопросы:

  1. Оцените в баллах от 0 до 5 насколько тема «История освоения космоса» для вас интересна
  2. Запишите имена, фамилии, связанные с этой темой. Скажите, чем они знамениты
  3. Запишите главные события и возможно даты, известные вам по этой теме
  4. В свободной форма выразите свое отношение к этой теме и ее актуальности для вас

Опрос не ограничивался по времени проведения, учащихся не поторапливали, они имели время и возможность осмыслить свою деятельность.

По времени опрос продолжался от 7-10 мин в 6-х классов до 15-17 мин у старшеклассников.

Полученные результаты первоначально были сведены в таблицу, в которой, были выделены три возрастные группы, были разделены по полу и возрасту.

2.1 Результаты опроса по трем половозрастным группам

Таблица № 2 «Результаты оценки своего интереса в баллах разных поло-возрастных групп»

Так как количественные показатели не позволяют нам увидеть искомый результат, данные были переведены в процентное отношение

Таблица № 3 «Процентное отношение оценки своего интереса в баллах разных половозрастных групп»

Можно соотнести оценку в баллах к степени интереса как:

Можно получать следующие данные:

Таблица № 4 «Процентное отношение оценки своего интереса в баллах»

Диаграмма № 1 «Процентное отношение оценки своего интереса в баллах»

Полученные данные для удобства восприятия переведены в диаграммы на которых можно увидеть следующее:

  1. Интерес к предложенной теме сильный до 71 % у учащихся 6-7 классов, 11-13 лет.
  2. Степень интереса остается на достаточном уровне во второй и третьей возрастных группах, соответственно 48% и 47%
  3. Среди учащихся 8-9 классов, 14-15 лет интерес к теме достаточно ослабевает 15,7%

Полученные данные мы попытались объяснить для себя следующим образом. Действительно, познавательный интерес учащихся 6-7 классов еще достаточно высок. С этим хорошо знакомы учителя, работающие в 5-6-7 классах. Интерес к учебе заметно ослабевает в 8-9 классах. Оценка темы, как интересной в 10-11 классах связанна с тем, что в 10-11 класс приходят учащиеся ориентированные на получение образования, получение знаний.

2.2 Результаты опроса по первой группе

Среди ответов в 1 группе можно было отметить следующее

  • Указавшие 4-5 баллов (74 человека из 105) в 4 пункте опросника пишут, что:

— тема важна для меня — 16 человек

— тема важна для космонавтов – 1 человек

— тема важна для человечества, для людей, не говоря о себе — 34 человека

При этом объясняют, почему эта тема может быть важна:

1. интересно, что происходит в космосе, как появились галактики, звезды, метеориты. 2. потому, что узнаем новые планеты, есть ли жизнь вне Земли 3. потому, что «возможно в будущем у нас закончиться нефть, и мы сможем добывать лунный газ, или построим города на Луне, т.е. указывают на пользу от изучения космоса

4. важно и интересно узнать существуют ли НЛО, когда на Землю упадет метеорит, скоро ли будет конец света

5. важно, потому что космос загадочный и там загадочные инопланетяне

6. важно в основном, потому что имеет отношение к истории России.

Заметим что почти все опрошенные, поясняя свой интерес к теме, писали не об истории освоения космоса, а об интересе к самому космосу.

Тема интересна, потому, что

  1. Космос загадочен
  2. Интересно узнавать новое
  3. Освоение космоса приносит практическую пользу
  4. В область интересов этой возрастной группы входят околонаучные знания (инопланетяне, конец света)
  • Указавшие 0-1 и 2-3 балла, чем не менее пишут об интересе к теме, называя при этом те же причины.

Только 6 человек напрямую высказались, что их тема не интересует, а один написал, что «для нашей жизни это не представляет никакой ценности»

Другой опрошенный написал, что «Наверно важно, но я мало об этом знаю». Можно предположить, что существует некий дефицит информации .

Одна девочка пишет, что интерес в основном к этой теме должен быть у мальчиков, а она девочка и никуда не летает.

Наши данные не подтвердили, что тема освоения космоса интереснее для мальчиков, чем для девочек.

Среди опрошенных было

Таблица № 5 «Степень интереса в баллах среди мальчиков и девочек» (человек)

Диаграмма № 2 «Степень интереса в баллах среди мальчиков и девочек» (человек)

Таблица № 6 «Степень интереса среди мальчиков и девочек» (человек)

Диаграмма № 3 «Степень интереса среди мальчиков и девочек» (человек)

Интерес или «неинтерес» к теме среди разных половозрастных групп разделился примерно поровну.

По второму пункту опросника из 105 опрошенных

6 человека назвали – Армстрона

2 человека назвали – Терешкову

1 человек назвал – Титова

1 человек назвал – Королева

1 человек назвал – Гречка

4 человека назвали – Леонова

2 человека назвали – Леонтьева

5 человека назвали – Коперника

2 человека назвали – Аристотеля

1 человека назвал – Галилео, и даже

1 человека назвал – Гоголя

Гагарина назвала все, за исключением троих.

При этом он оказался для двоих — Гогариным, для одного Гиоргием Гагариным. Примерно половина опрошенных не указали кто это.

Для 5-х он оказался первым космонавтом, полетевшим на Луну, для одного – космонавтом первым вышедшим в открытый космос. Интересно отметить, что почти все называют Гагарина русским, российским космонавтом, только один опрошенный назвал Гагарина советским космонавтом. Можно предположить несформированность представлений об истории СССР.

По третьему пункту опросника из 105 опрошенных заявили, что знают

Первый полет в космос – 11 человек

Первый спутник – 3 человека

Запуск животных в космос – 4 человека

Полет Белки и Стрелки — 11 человек

Полет на Луну — 7 человек

Высадка американцев на Луну – 8 человек, также

Запуск первого спутника – 3 человека, запуск коллайдера – 1 человек,

фото Земли – 2 человека, путешествие в космос — 2 человека.

При этом, 44 человека, кроме информации о Гагарине, не написали никаких известных им событий по истории освоения космоса.

Здесь мы отмечаем существенный дефицит знаний у учащихся 11-13 лет

2.3 Результаты опроса по второй группе

Во 2-ой возрастной группе о сильном интересе к теме заявили 27 человек.

При этом среди этих 27 человек

7 человек по 2-му пункту опросника могли указать только имена Гагарина, Королева. А в 3-м пункт – Белка, Стрелка и вылет в космос. Это навело нас на мысль, что познавательный интерес у них сохранился, но они находятся в условиях дефицита информации .

Один из опрошенных, назвал среди известных ему имен – Лермонтова, при этом оценив свой интерес к теме в четыре балла. И 4-ом пункте опросника достаточно грамотно обосновав свой интерес. Мы наблюдаем спутанность полученных знаний при сохранности познавательного интереса .

В отличии от 1-ой группы ответы по 2-му и 3-му пунктам расширяются. Только 3 человека не знают ничего и никого, кроме Гагарина

2.4 Результаты опроса по третьей группе

Список имен дат и событий значительно расширяется в 20 работах из 44.

В 24 работах присутствует приблизительный набор «Гагарин, Королев, Белка-Стрелка, первый полет на Луну» и т.п.

  1. Познавательный интерес учащихся 6-7 классов к теме достаточно высок. Интерес заметно ослабевает в 8-9 классах. Оценка темы, как интересной в 10-11 классах связанна с тем, что в 10-11 класс поступают учащиеся ориентированные на получение образования, получение знаний.
  2. Учащиеся 6-7 классов в основном описывают свой интерес к изучению космоса, а не к теме освоения космоса, при этом проявили слабую информированность по теме освоения космоса. У некоторых выявлена спутанность знания по разным областям знаний.
  3. Тема освоения космоса не является «мальчуковой». Одинаковый интерес к ней проявила и мальчики и девочки.
  4. Возрастная группа 14-15 лет, 8-9 классы имеет дефицит знаний при заявленном интересе к теме.

Полученные выводы отчасти были ожидаемы, тем ни менее, огорчили, в некоторой степени нас. Невольно возник вопрос – в чем причины такого положения вещей? Может, следует признать, что история освоения космоса только декларируется у нас как актуальная, а на поверку оказывается не интересной для подрастающего поколения? Нам трудно дать ответ на этот вопрос. Мы задались другим вопросом – что в школьной программе учащиеся могут узнать о космосе и его освоении и опросили учителей начальной школы и предметников.

В начальной школе в курсе «Окружающий мир» изучают названия планет Солнечной системы. И проводятся классные часы посвященные Дню Космонавтики

В курсе биология тема «Вселенная» содержит – 9 часов, но включена лишь в программе Сонина.

В курсе география в 6-м классе изучают строение Земли и состав Солнечной системы, в 10-м в теме «научно-технический прогресс» говориться в основном об освоении океана.

Астрономия исключена из школьного курса.

По физике о космосе напрямую речь не ведется, этой темы касаются при изучении невесомости и законов Ньютона.

По истории теме освоения космоса отводиться несколько минут на уроке и несколько 1, 5 странички учебника.

При данном положении вещей полученные результаты информированности учащихся и интереса к теме скорее должны нас радовать, чем огорчать.

Вот что пишут учащиеся 11 классов: «История освоения космоса, на мой взгляд может послужить прекрасным дополнением для школьного курса в качестве факультатива либо познавательным занятием во время досуга, углубляющее представление в данной области. Сейчас у меня мало времени, помниться в детстве я увлекался чтением книг про всякие звезды, планеты, галактики и прочее»

«История освоения космоса – это пара глав из учебника истории и американские фильмы про полеты на Луну. …для меня восприятие этой темы не столько серьезно-научное или историческое. Сколько романтическо-возвышенное, связанное с западными фильмами про космос»

  1. Наш практические рекомендации мы адресовали
  1. Завучу по воспитательной работе. Мы предложили ввести в план воспитательной работы как обязательные мероприятия по теме «Космическая деятельность человека». Наше предложение администрация школы выслушала с интересом, и внесли в план работы организацию и проведение этих мероприятий.
  2. Предложили учащимся среднего звена организовать проведение дня Космонавтики в школе.
  3. Высказали просьбу завучу по учебной работе о введении дополнительных или кружковых занятий по космической тематике.
  4. Обратились с просьбой к классным руководителям разрешить нам сделать сообщение о наших исследованиях на родительских собраниях

Проведенная работа была большой по объему обрабатываемой информации. Тем ни менее, мы считаем ее полезной для себя.

В наши планы входит реализация задуманных мероприятий в рамках школы. Если получиться, то проведение открытых классных часов для учащихся других школ.

Источник

Читайте также:  Багажник приора цвет космос седан
Adblock
detector