Меню

Истинное бытие по платону есть мир эйдосов разум человека человеческое существование космос

Знаменитый тезис первого софиста Протагора звучит так: « Человек есть

(-)подобие животному (-)неразумное существование (-ничтожество) (+)мера всех вещей Основателем античного атомизма является

(+) Демокрит (-) Платон (-)Аристотель (-) Фалес

109. Согласно Пармениду бытие есть .

(-)иллюзия (+)то,что неподвижно ,неизменно и умопостигаемо (-)божественное творение (-)материальный мир

Среди философов Античности не допускали возможности истинного знания

(-)элеаты (+)скептики (-)Платон и Аристотель (+)софисты (-)неоплатоники

Классический период

111. Античная философия зародилась в городах Ионни (побережье Малой Азии) и Южной Италии, а своего расцвета достигла в …

(-)Риме (-)Дельфах (+)Афинах(-)Спарте

112. Античный философ _______ создал добродетель со знанием, создав концепцию этического интеллектуализма.

(+)Сократ (-)Парменид (-)Аристотель (-)Платон

В западноевропейской философии первым философом, поставившим в центр своих размышлений человека был..

(-)И. Кант (-)Фома Аквинский (+)Сократ (-)Августин

114. Впервые грань между присущим человеку сознанием и материальными явлениями была намечена.

(-)Аристотелем (-)Гераклитом (+)софистами и Сократом (-)Пифагором

115. Впервые термин «диалектика» применил.

(+)Сократ (-)П.Абеляр (-)ДЖ.Бруно (-)Ф.Аквинский

116. Выдающийся мыслитель и ученый Античности, создатель «Ликея»-…

(-)Платон (+)Аристотель (-)Эпикур (-)Демокрит

117. Истинное бытие по Платону есть.

(-)Космос (+)мир эйдосов (-)разум человека (-)человеческое существование

Из философов Античности наибольший вклад в исследование общества внесли

(-)Парменид и Аристотель (+)Платон и Аристотель (-)Левкипп и Демокрит (-)Фалес и Анаксимандр

Поиск истины, по мнению Сократа, предполагал

(+)внутренних противоречий в понятиях (-)ее дедуктивное выведение

(-)признание ее относительного характера (+)диалог (-)ее экспериментальная проверка

120. Основными представителями классического периода Античной философии были…

(-)софисты и Сократ (-)эпикурейцы, стоики, скептики

(+)Платон и Аристотель (-)Фалес, Анаксима6ндр, Анаксимен

121. Онтология Платона, утверждающая, что в основе бытия лежит идея Блага, характеризуется как.

(-)гуманизм (-)дуализм (+)объективный идеализм (-)субъективный идеализм

122. Открытие двух видов бытия — «мира идей» и «мира вещей» принадлежит.

(-)Протагору (-)Аристотелю (+)Платону (-)пифагору

123. Создателем учения об «идеальном государстве» был .

(-)Сократ (-)Аристотель (-)Пифагор (+)Платон

Эллинизм

Возникновение скептицизма было связано с философскими исканиями

(+)Пиррона (-)У.Оккама (-)Фомы Аквинского (-)Р.Декарта

125. Смысл жизни человека, по мнению стоиков, состоит в.

(+)умении мужественно и достойно подчиниться судьбе

(-)умении наслаждаться жизнью

(-)стремлении бороться за справедливый общественный порядок

(-)стремлении отказаться от всех общественных обязанностей

Средневековая философия

126. «Бритва Оккама» отражает содеожание принципа:

(-)»возлюби ближнего своего, как самого себя» (+)»не следует умножать сущности сверх необходимого»

(-)»нет ничего помимо Бога и Бог есть бытие» (-)»все сущее есть благо»

Важнейшей чертой философского мировоззрения в эпоху Средневековья признается

(-)антропоцентризм (+)теоцентризм(-)наукоцентризм (-)космоцентризм

128. Вековой спор средневековых мыслителей об «универсалиях» ,т.е. общих понятиях,разделил их на два основных лагеря .

(-)эмпириков и рационалистов (-)диалектиков и метафизиков

(-)монистов и дуалистов (+)реалистов и номиналистов

129. В «Исповеди» Августина впервые поднимается вопрос.

(-)о возможности построения идеального государства (-)о познании мира

(-)о соотношении бытия и небытия (+)о свободе воли человека

130. Выдающимся представителем этапа патристики является.

(-)Ф.Аквинский (+)Августин Аврелий (-)У.Оккам (-)Р.Бэкон

Из перечисленных ниже признаков средневековую европейскую философию характеризовал(характеризовали)

(+)религиозный догматизм (-)гедонистическая этика

(+)признание веры способом постижения истины (-)опора на строгую науку (-)натурализм

К патристике относятся следующие философы

(+)Боэций (-) Фома Аквинский (-)Пьер Абеляр (+) Августин

133. Согласно Ф. Аквинскому бытие и сущность…

(-)совпадают в природных явлениях (-)совпадают в человеке

(+)совпадают в Боге (-)никогда не совпадают

Х — Х1У вв средневековой философии называются

(+) схоластики, (-)Апологетика, (-)софистики, (-)Патристики.

Философия эпохи Возрождения

135. Возрождение как движение в европейской культуре возникает в (о).

(+)Италии (-)Франции (-)Англии (-)германии

136. Вопросы философии политики в период Возрождения разрабатывались…

(-)Николаем Коперником (-)Галилео Галилеем (-)Леонардо да Винчи (+)Николо Макиавелли

137. В основе натурфилософии Возрождения лежит.

(+)пантеизм (-)солипсизм (-)теизм (-)деизм

138. В философии эпохи Возрождения человек понимается, прежде всего, как…

(+)творец (-)совокупность общественных отношений (+)художник (-)раб Божий (-)политическое животное

139. Главной целью Реформации 16 в. является…

(-)сближение католической и православной церкви

(-)распространение идеологии католической церкви

(-)реформация православной церковной власти

(+)преобразование католической церкви

Гуманизм — это философская система характерная в первую очередь для эпохи

(+) Возрождения (-) Нового времени (+) Ренессанса (-)Античности

Для эпохи Возрождения характерен

(-)природоцентризм (-)культуроцентризм (-)теоцентризм (+)антропоцентризм

Идейное течение, появившееся в эпоху Возрождения называется

(+)гуманизмом, (-)Персонализмом, (-)космизмом, (-)Утилитаризмом.

143. Н. Макиавелли дал обоснование светского государства в …

(-)диалоге “Государство” (-)утопи “Город Солнца” (-)трактате “Левиафан” (+)трактате “Государь”

144. Создателем знаменитой «Утопии», описывающей идеальное общество будущего, является.

(-)Н.Кузанский (-)А.Кентерберийский (+)Т.Мор (-)П.Абеляр

145. Тезис Джордано Бруно «. природа. есть не что иное, как Бог в вещах» выражает позицию.

(+)пантеизма(-)деизма (-)панлогизма (-)атеизма

Эпохой восстановления идеалов Античности в Европе считается

(-)Реформация (-)Новое время (+)Ренессанс(-)Средние века

Философия нового времени 17 в.

Читайте также:  Нод фцкм космос младшая группа

Вера в безграничные возможности человека характерна для философии

(+) Нового времени, (-). Средневековья, (-) ХХ века, (-)Античности.

148. Гарантом постижимости мира и объективности человеческого познания в философии Р.Декарта выступает…

(+)человеческий разум (-)Бог (-)практика (-)чувственный опыт

149. Для философии Нового времени характерно разделение на ……

(-)душу и тело (-)бытие и небытие (+)бытие и сознание (-)бытие и слово

150. Договорную теорию происхождения государства из разума и опыта людей, а не из теологии разрабатывали такие мыслители Нового времени, как…

(-)Сократ, Платон, Аристотель

(+)Гоббс Т., Локк Дж Руссо Ж-Ж

(-)Дидро Д., Гельвеций К., Гольбах П.

(-)Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И.

151. «Естественное состояние» по Т.Гоббсу, это.

(-)любовь к ближнему (+)война всех против всех (-)равновесие любви и ненависти (-)примирение с действительностью

Материя обладает атрибутами протяженности и мышления, — считал

(-)Платон (-)Маркс (+)Спиноза (-)Августин

Новое время, начавшееся в 17 веке, стало эпохой утверждения и постепенной победы в Западной Европе

(-)феодализма (+)капитализма (-)марксизма (-) коммунизма

154. Проблемы познания, поиска научного метода становятся центральными в европейской философии _______ века

(-)XV (+)XVII (-)XIII (-)XIV

155. Представителями рационализма в философии 17 века были…

(-) Ф. Бекон, Т. Гоббс, Д. Локк.

(-) П. Гассенди, П. Бейль, Н. Мальбраш.

(+) Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.

(-) Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах.

156. Представителями эмпиризма в философии 17 века были…

(-)Д. Диро, К. Гельвеций, П. Гольбах

(+)Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк

(-)П. Гассенди, П. Бейль, Н. Мальбранш

(-)Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц

Родоначальником эмпиризма как философского направления эпохи Нового времени является

(-)Джон Локк (+)Френсис Бэкон (-)Рене Декарт (-)Томас Гоббс

158. «Свобода — это осознанная необходимость», — считал.

(-)Сократ\ (-)Н.Кузанский (-)Августин (+)Б.Спиноза

159. Сознание новорожденного есть «чистая доска», которая постепенно «покрывается письменами разума», — считал.

(-)Б.Спиноза (+)Дж.Локк (-)Дж.Беркли (-)Р.Декарт

Ф. Бэкону принадлежит следующее произведение

(-)Капитал (-)Первоначала философии (+)О достоинстве и приумножении наук (-)Рассуждения о методе

Источник

7. Платон: истинное бытие и мир идей. Чувственный мир и небытие. Высшая идея Блага и мировая душа Зла. Бессмертие души

7. Платон: истинное бытие и мир идей. Чувственный мир и небытие. Высшая идея Блага и мировая душа Зла. Бессмертие души

В более развернутом виде идеи Сократа были представлены у его ближайшего ученика и последователя – Платона. С этих пор развитие античной философии и психологии, а также философии и психологии всех последующих столетий происходит в незатухающей борьбе двух противоположных течений – материализма и идеализма.

Хотя творческое наследие Платона велико (всего им написано 36 произведений, почти полностью сохранившихся до наших дней), однако специальных работ по психологии у него нет. Психологические вопросы затрагиваются Платоном в ряде произведений. В «Меноне» изложена теория воспоминания. В работе «Федр» дано религиозное описание души, «Теэтет» посвящен критике учения Гераклита о душе. В трактате «Федон» представлено учение о бессмертии души. В произведении «Государство» содержится учение Платона о строении души, делении ее на части.

Основное положение Платона заключается в признании в качестве истинного бытия не материального мира, а мира идей. Согласно Платону нас окружает множество красивых и прекрасных единичных конкретных вещей. Каждая из них с течением времени теряет свою красоту, и на смену им приходят другие прекрасные явления, вещи, предметы. Но что делает все эти красивые отдельные вещи прекрасными? Должно существовать нечто такое, что обнимает собою красоту и прекрасное всего единичного, конкретного и преходящего, т. е. должно существовать нечто общее для всего видимого. Это общее, являющееся источником красоты и образцом для всех проявлений материального мира, и названо было Платоном идеей, представляющей собой общезначимую идеальную форму.

Все сущее состоит, по Платону, из трех сторон: бытия, чувственного мира и небытия. Бытие составляет мир идей. Небытие – это материальный мир, созданный Богом из четырех стихий – воды, земли, воздуха и огня. Мир чувственных вещей представляет собой результат проникновения бытия в небытие, поскольку все конкретные вещи, с одной стороны, причастны к идее, ибо они есть искаженные подобия, или тени, идей, с другой – вещи причастны к небытию, или материи, ибо они ею наполнены.

Идея прекрасного представляет лишь одну из высших идей. Самой наивысшей идеей является идея Блага. Высшая идея Блага составляет мировую душу. Поскольку же все в мире противоречиво и противоположно, то Платоном вводится вторая мировая душа Зла. Эти две верховные души и дают начало всему. Кроме них, по Платону, существуют души звезд, планет, людей, животных и т. д. Мировая душа придает движение и активность Космосу. Аналогичную роль выполняют души отдельных тел, живых существ, включая и человека. Каждая из названных душ призвана властвовать и управлять телом. Платон приписывал душам активную функцию. Чувственно постигаемое есть объединение телесного со своим эталоном, которым являются идеи. Все видимое изменчиво, скоротечно, непостоянно, тогда как идеи существуют вечно, они неизменны и постоянны. Окружающий нас мир – это мир тусклых, искаженных, призрачных образов или теней бессмертных и неизменных идей.

Читайте также:  Виртуальная экскурсия космос презентация

Душа человека не зависит от тела. Она существует до рождения, и после смерти отдельного телесного организма она может переселяться из одного тела в другое. Стремясь обосновать бессмертие души, Платон приводит четыре доказательства.

Первое из них основано на принципе противоположности. Мир полон противоречий: прекрасное – безобразное; добро – зло; сон – бодрствование и т. д. Через ряд промежуточных состояний одна противоположность возникает из другой. Так, при переходе от высшей чистой души имеют место полудуховные состояния, которые постепенно, все теснее связываясь с телом, приводят к таким качествам, которые вместе с телом могут разрушаться.

Смена смерти на оживление происходит с помощью души. Чтобы такая смена живого на смертное и обратно могла произойти, нужно чтобы существовали души умерших, всегда готовые вселиться в другие нарождающиеся тела. В таком случае душа должна существовать, и после смерти, и до рождения тела, т. е. быть вечной и бессмертной.

Второе доказательство бессмертия души строится на основе теории воспоминания. Человек устанавливает сходство и различие в вещах без всякого научения и обучения. Знания человек приобретает благодаря врожденной способности души к припоминанию. Но вспоминать душа человека может только то, что она могла уже знать в прошлом. Для этого душа должна обладать знаниями до того, как ей поселиться в тело. Однако это было бы невозможно, если бы душа не существовала до поселения ее в нарождающееся тело. Но если душа существует до рождения тела, то она может и должна существовать и после смерти тела, а стало быть, она по своей природе вечна и бессмертна.

Третье доказательство основано на положении о тождественности идеи и души, о принадлежности и близости ее ко всему божественному. Все составное, сложное распадается и погибает; разрушению не подлежит только простое и несоставимое. С этой точки зрения, тело человека всегда есть нечто зримое, составное, изменчивое, и потому ему свойственно разрушаться и погибать. В противоположность телу душа человека и идеи незримы, не составимы и не разложимы, а поэтому они не подвержены разрушению и вечны. Если душа при познании пользуется телесными органами, она сбивается с истинного пути, становится точно пьяная. Когда же она познает самостоятельно, то она ведет в божественный мир идей, где все просто, неделимо, незримо и вечно. Стало быть, душа родственна божественному и подобна ему. А что от Бога и ему подобно, то должно быть вечно и бессмертно.

Мир устроен так, что все телесное подчиняется божественному. Когда же душа поселяется в тело, то последнее ей начинает подчиняться. А что создано для власти и управления, то имеет божественное происхождение. Все божественное вечно. Следовательно, и душа человека бессмертна.

Четвертое доказательство вытекает из утверждения, согласно которому душа является источником жизни. Душа, погружаясь в какое-либо тело, всегда дарит ему жизнь, Но то, что привносит жизнь, само не приемлет смерти, т. е. оно не может быть смертным. Отсюда душа человека должна быть неуничтожимой и бессмертной.

Из приведенных аргументов видно, что все они направлены на обосновании независимости души от тела. Тело человека является для души лишь временным пристанищем. Основное же ее место пребывания в божественных высотах, где она обретает покой и отдых от телесных страстей и приобщается к миру идей, не всем человеческим душам суждено достигать божественных высот. Души тех, кто были рабами телесных вожделений, кто предавался чревоугодию или другим телесным излишествам, через ряд поколений вырождаются в души животных. К высотам божественного мира идей приближаются только души философов, поскольку лишь им свойственно почти полное освобождение от телесного рабства.

У человека Платон выделял два уровня души – высший и низший. Высший уровень представлен разумной частью души. Она бессмертна, бестелесна, является основой мудрости и несет управляющую функцию по отношению к низшей душе и ко всему телу. Временным пристанищем разумной души является головной мозг.

Низшая душа представлена двумя частями, или уровнями: низшая благородная часть души и низшая вожделеющая душа. Благородная, или пылкая, душа включает в себя область аффективных состояний и стремлений. С ней связаны: воля, мужество, храбрость, бесстрашие и т. п.

Читайте также:  Кровать трансформер эльф космос

Она всецело действует по велению разумной части души.

Платон выделял три уровня строения души. Образно это трехчленное разделение души называют «колесницей души», где пылкий конь тянет возницу к Божеству; вожделеющий – к земле, но оба они управляются разумом.

На основе деления души на три части Платоном дается классификация индивидуальных характеров, характеров различных народов, форм правления, разделение общества на сословия. Люди различались Платоном по признаку преобладания у них той или другой части души. Для мудрецов и философов характерно преобладание разумной души. У храбрых и мужественных людей доминирует благородная душа, а у людей, предающихся телесным излишествам, ведущей является вожделеющая часть души. Подобным образом различались и отдельные народы.

Преобладание разумной души свойственно, по мнению Платона, грекам; доминирование благородной души – народам севера, а вожделеющей души – египтянам и другим народам Востока.

Сословная иерархия также строилась по психологическому принципу. Большой ум присущ аристократам, мужество – воинам, страсти и влечения – ремесленникам и рабам. Отсюда делались выводы относительно форм правления.

Идеальным считалось то государство, которым правят аристократы, стражу несут в нем воины, а работают и подчиняются – ремесленники и рабы.

Политический смысл психологии Платона целиком был направлен на защиту интересов господствующего класса и аристократии.

Опираясь на опыт Сократа, доказавшего нераздельность мышления и общения (диалога), Платон сделал следующий шаг. Он под новым углом зрения оценил процесс мышления, не получивший выражения в сократовском внешнем диалоге. Платон открыл внутренний диалог.

Этот феномен известен современной психологии как внутренняя речь.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

§ 2. Бытие определяет сознание…

§ 2. Бытие определяет сознание… Для того чтобы адекватно воспринимать рассказы Ветхого Завета вообще и первой его книги в частности, нужно четко представлять себе умственное и моральное состояние той туземной публики, которая кочевала по Аравийскому полуострову.Что

БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ

БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ Эта книга посвящена познанию русского народа. Познание всякой лич н ости — индивидуальной или коллективной, предполагает прежде всего существование этой личности — иначе и познавать нечего. Предполагает существование некоего духовного «я», отличающего

«Признание» и небытие одного католика

«Признание» и небытие одного католика Видный представитель чешской католической интеллигенции, не стремившийся продвинуться по церковной иерархической лестнице, Бедржих Фучик, арестован весной 1951 года и приговорен к пятнадцати годам тюремного заключения на

Для общего блага

Для общего блага Наступление мира в 1681 г. особенно запомнилось современникам потому, что Федор Алексеевич незамедлительно продолжил реформу налогообложения, отказавшись, разумеется, от экстренных поборов. Страна должна была почувствовать радость мирного

Бытие определило сознание

Бытие определило сознание Геннадий уезжал в Новгород верным сторонником великого князя, но спустя пять лет, по сути дела, бросил ему открытый вызов, обвинив его ближайшего помощника в тяжких проступках. Как мы уже знаем, будущий архиепископ еще до отъезда в Новгород знал

II. БЕССМЕРТИЕ ДУШИ И МЕТЕМПСИХОЗ

II. БЕССМЕРТИЕ ДУШИ И МЕТЕМПСИХОЗ Это оригинальное представление об опасности, которую таит в себе письменность, получает свое наивысшее объяснение в том, что, безусловно, является одним из наиболее значительных дошедших до нас аспектов традиции друидизма, — в вере в

Бессмертие души

Бессмертие души Разрешив себе вопрос, что живит организм, любознательный ум предка не мог остановиться на этом вопросе и положить конец своей любознательности. Перед ним невольно вырастала сеть других вопросов: продолжает ли существовать душа по смерти или совсем

«Для общего блага»

«Для общего блага» Еще более тщательно готовилась связанная с реформой администрации перемена системы прямого обложения (к счастью, неплохо исследованная)[134]. Указ Федора Алексеевича о посылке по всем городам валовых писцов состоялся еще в марте 1677 г., но основной объем

2. 1. Теория всеобщего блага

2. 1. Теория всеобщего блага И все же сказанное выше слишком важно, чтобы ограничиться кратким, декларативным изложением преимуществ демократии. Литература, в которой с разных сторон обсуждаются плюсы и минусы демократической системы, огромна, а первые тексты,

2. Гераклит. Идея развития как закон (Логос). Душа («психея») как особое состояние огненного начала

2. Гераклит. Идея развития как закон (Логос). Душа («психея») как особое состояние огненного начала Представители милетской школы, указывая на материальную природу психического, не дали относительно развернутой картины душевной жизни человека. Первый шаг в этом

2. Идея войны и идея договора

2. Идея войны и идея договора Феодализм оставил обществам, которые пришли ему на смену, рыцарство, превратившееся в знать. В силу своего происхождения эта знать гордится своим воинским предназначением, символизирует которое право на ношение шпаги. Знать особенно дорожит

Источник

Adblock
detector