Меню

История освоения космоса учебник

Космическая программа СССР: от колыбели до конца

«Мы живем более жизнью Космоса, чем жизнью Земли, так как Космос бесконечно значительнее Земли»
К.Э. Циолковский

Космос — загадка и последний бастион человечества. Зачем и как осваивать космическое пространство и стремиться к другим мирам? Подобные вопросы волнуют нас уже давно, но, наверное, никто не сможет назвать дату, когда человека впервые посетили эти мысли.

В преддверии Дня космонавтики открываем серию публикаций, посвященных космосу и его героям!

Даты для запоминания

Среди основных успехов космической программы СССР:

  • запуск первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года;
  • запуск 3 ноября 1957 второго спутника с собакой на борту;
  • первое изображение обратной стороны Луны — Луна-3. 1959 год;
  • первый полет человека в космос (Ю.А. Гагарин) 12 апреля 1961 года;
  • первый выход человека в открытый космос (А. А. Леонов) 19 марта 1965 года;
  • первый в мире планетоход — «Луноход-1», 1970 год;
  • первая мягкая посадка на Венеру — Венера-7, 1970 год;
  • первая мягкая посадка на Марс — Марс-3, 1971 год;
  • создание на орбите земли первой многомодульной орбитальной станции «Мир», 1986 год;

С чего все начиналось

В 1920-е годы в Петропавловской крепости открылась «колыбель» советской космонавтики — Газодинамическая лаборатория (ГДЛ). Именно она положила начало отечественному космическому двигателестроению и стала первой в СССР научно-исследовательской и опытно-конструкторской организацией по разработке ракет. Организатором ГДЛ стал инженер-химик Н. И. Тихомиров, а покровительство оказывал начальник вооружений Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) М. Н. Тухачевский.

Петропавловская крепость была выбрана не случайно — в те годы это был военный объект и попасть на ее территорию было крайне сложно. Лаборатория тогда подчинялась военным, которые не придавали особого значения освоению космоса. Ученые проводили разработку реактивных снарядов на порохе, а Н. И. Тихомиров уже тогда начал заниматься разработкой ракетных двигателей на бездымном порохе.

1929 год стал плодовитым временем. Во-первых, Н. И. Тихомиров подал заявку на патент под названием «Способ изготовления прессованного бездымного пороха на твёрдых растворителях». Во-вторых, в мае этого же года к коллективу ГДЛ присоединился молодой изобретатель Валентин Глушко, впоследствии прославившийся как создатель жидкостных двигателей для первых советских космических ракет.

Не стоит забывать, что первую идею полетов в космос высказал основоположник практической космонавтики, русский ученый Константин Циолковский. Его идеи начали воплощаться в 1933 году, когда при помощи Тухачевского в Москве был создан Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). Большим прорывом тогда стало испытание экспериментальной ракеты на гибридном топливе ГИРД-09 под руководством Сергея Королева. Ракета поднялась на высоту 400 метров и находилась в полете 18 секунд.

К сожалению, 1937-1938 годы были тяжелыми для многих советских ракетчиков: арест М. Н.Тухачевского, С.П. Королева и других, РНИИ прекратил все работы со сроком завершения более трёх лет и сосредоточился на разработке реактивных снарядов и ракетных ускорителей для самолетов.

Как повлияла Великая Отечественная Война на изучение космоса в СССР

Обратить внимание на ракеты дальнего действия Советский Союз заставило применение вооружёнными силами нацистской Германии баллистической ракеты A-4, более известной как V-2 («Фау-2»). В 1944–1945 годах в стране формировались группы специалистов для изучения немецких трофейных материалов по ракете V-2.

А после победы в Великой Отечественной Войне СССР приступил к работе по созданию собственного ракетного оружия. 13 мая 1946 года утвердили государственную ракетную программу. В Министерстве вооружений была создана головная организация по разработке жидкостных ракет — НИИ-88. Административное руководство работами осуществлял Комитет по ракетной технике (впоследствии Специальный комитет № 2) при Совете Министров СССР во главе с Г. М. Маленковым. По линии МГБ СССР разработку ракет дальнего действия курировал заместитель Л. П. Берии Седов.

Запуск непилотируемых аппаратов

В 1957 году с нового космодрома в Байконуре успешно стартовала боевая межконтинентальная многоступенчатая баллистическая ракета «Р-7», спроектированная советским учёным Сергеем Павловичем Королёвым. Она была в длину около 30 метров и весом около 270 тонн. «Р-7» состояла из четырех боковых блоков первой ступени и центрального блока с собственным двигателем, служившего второй ступенью.

4 октября 1957 года, с помощью Р-7 в СССР был произведён запуск первого в мире искусственного спутника Земли, что позволило впервые измерить плотность верхней атмосферы, получить данные о распространении радиосигналов в ионосфере, отработать вопросы выведения на орбиту, тепловой режим и многое другое. Именно с этого космического аппарата, созданного Советским Союзом, началось освоение космического пространства человечеством.

Спутники Земли

Первый спутник Земли представлял собой небольшой шар диаметром 58 см и весом 83,6 кг. Внутри его находились два радиопередатчика и источник питания.

3 ноября 1957 года в СССР был запущен в космос второй спутник, но первый в мире биологический спутник. В истории Земли на околопланетной орбите побывало живое существо — собака по кличке Лайка. Второй спутник весил 508,3 кг и был оснащён герметичной кабиной для собаки. К сожалению, обратно четвероногий космонавт на Землю так и не вернулся. Но в истории мировой космонавтики остался навечно. В честь Лайки в СССР даже выпустили марку сигарет.

В мае 1958 года на околоземную орбиту вышел третий спутник, чья длина составляла 3,5 метра, а диаметр доходил до 1,5 метров. Вес третьего спутника составлял 1327 килограммов, из которых 968 кг приходилось на научную аппаратуру. Конструкция этого спутника разрабатывалась значительно тщательнее, чем в двух предыдущих случаях. Он был оснащён не только бортовым источником питания, но и солнечной батареей, благодаря чему эксплуатировался гораздо дольше своих предшественников.

Спутник находился в полёте 691 день. В январе 1959 года в сторону спутника Земли ушла автоматическая станция «Луна-1». В сентябре и октябре были запущены станции «Луна-2» и «Луна-3». Первая доставила на поверхность спутника Земли вымпел с изображением советского герба, а вторая — впервые в истории сфотографировала невидимую сторону Луны.

Человек в космосе

От автоматических полетов С. П. Королёв и его коллеги перешли к подготовке пилотируемого полета. Для этой цели была разработана ракета-носитель «Восток», и началось конструирование одноименного космического корабля. Самым главным оставалась выработка методики возвращения корабля на Землю. Прежде чем добиться желаемого результата, понадобилось семь раз запустить «Восток» в автоматическом режиме.

Читайте также:  Конспект занятий по космосу для дошкольников

И вот 12 апреля 1961 года в 9 час. 07 мин. по московскому времени с космодрома Байконур состоялся запуск ракеты-носителя «Восток». Именно она вывела на околоземную орбиту советский космический корабль «Восток» с человеком на борту. Этим человеком был Юрий Алексеевич Гагарин, чья продолжительность полёта составила 1 час 48 мин. После совершения одного оборота вокруг Земли спускаемый аппарат корабля совершил посадку на территории Саратовской области. Приземлился Юрий Гагарин в 10 час. 55 мин. по московскому времени.

Первый полёт человека в космос имел важнейшее значение для дальнейшего развития космонавтики и всего человечества. Благодаря Юрию Гагарина 12 апреля принято считать Днем Космонавтики.

Следом за Юрием Гагариным с 6 на 7 августа 1961 года первый суточный космический полет на космическом корабле «Восток-2» совершил космонавт Герман Степанович Титов, а 11–15 августа того же года состоялся первый групповой полет двух кораблей — «Восток-3» с космонавтом Андриян Николаевич Николаев и «Восток-4» с космонавтом Павел Романович Попович.

А в июне 1963 года корабли «Восток-5» и «Восток-6» с Быковским и Терешковой на борту совершили полет на орбиту. В октябре 1964 года на орбиту вышел многоместный «Восход-1» сразу с тремя космонавтами на борту, а в марте 1965 года, в ходе полета «Восхода-2», впервые в истории был осуществлён выход человека в открытое космическое пространство (это сделал космонавт А. А. Леонов). Всего при жизни Королева на его космических кораблях побывало одиннадцать человек.

Космическая программа СССР в 1970-х — 1980-х годах

В 1970 году с Байконура на траекторию полёта к Луне были выведены автоматические межпланетные станции «Луна-16» и «Луна-17», на борту последней находился аппарат «Луноход-1». В конце 1971 года спускаемый аппарат автоматической межпланетной станции «Марс-3» совершил мягкую посадку на поверхности Марса.

В 1987 году с космодрома Байконур была успешно запущена ракета-носитель «Энергия», а в 1988 году — ракета-носитель «Энергия-Буран», выведшая на околоземную орбиту многоразовый корабль «Буран». Это устройство впервые в мире осуществило автоматическую посадку на Землю и по многим показателям существенно превзошло американские аналоги космической техники.

Вопрос о реструктурировании советской космонавтики неоднократно поднимался в конце 1960-х годов, однако реальные изменения в этом направлении появились после перестройки. В 1985 году было создано «Главное управление по созданию и использованию космической техники в интересах народного хозяйства, научных исследований и международного сотрудничества в мирном освоении космоса» (Главкосмос СССР). Первоочередной задачей стал поиск иностранных клиентов для коммерческого использования РКТ, то есть запусков иностранных спутников советскими носителями и полетов иностранных космонавтов на советских кораблях.

Стоит заметить,что начало радикальных экономических преобразований в стране ухудшило положение оборонной отрасли. Космическая программа оказалась в сложном положении. В 1990 году Верховный Совет СССР сократил расходы на космонавтику на 10%. А к концу 1991 года управление космической программой вместе со всей прежней структурой государственного управления прекратила существование. Министерства оборонно-промышленного комплекса были расформированы.

Изображения взяты из Википедии – свободной энциклопедии

Источник

История освоения космоса учебник

Голованов, Я. К. Дорога на космодром : мечта, опыт, дело / Я. К. Голованов. М. : Детская литература, 1983. 551 с. : ил.

Книгу известного журналиста популяризатора науки и техники Ярослава Кирилловича Голованова можно назвать своеобразной историей мировой космонавтики, охватывающей период от мифологического Икара до ставшего легендарным Ю. Гагарина. В ней прослежен многовековой путь человеческой мечты о полете в космическое пространство, и в этом смысле книга – биография идеи. И составлена она, подобно мозаичной картине, из биографий конкретных людей разных времен и народов, прокладывавших дорогу к сегодняшним стартовым площадкам. Великий наш соотечественник К. Циолковский, француз Р. Эсно-Пельтри, американец Р. Годдард, немец Г. Оберт – ее герои. В книге рассказано о работах С.П. Королева, М.В. Келдыша, В.П. Глушко, А.М. Исаева, М.К. Тихонравова, Ю.А. Победоносцева, Г.Н. Бабакина и других выдающихся советских ученых и конструкторов, воплотивших в жизнь давнюю мечту человечества. Издание иллюстрировано рисунками известного художника-графика Дмитрия Бисти и его сына Андрея. Листать

Конструктор мощных ракетных двигателей, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, академик Валентин Петрович Глушко в своей книге, дает краткий научно-популярный очерк истории развития ракетостроения и космонавтики в нашей стране. На основе большого исторического материала в хронологической последовательности описываются важнейшие этапы развития отечественного ракетостроения и космонавтики от зарождения первых идей, начиная со средневековья до великих космических свершений современности. Читатель узнает о целой плеяде замечательных русских и советских ученых, инженеров, конструкторов: Н.И. Кибальчиче, Н.Е. Жуковском, Н.И. Тихомирове, Ю.В. Кондратюке, Ф.А. Цандере, В.П. Ветчинкине, М.К. Тихонравове, Н.А. Пилюгине, М.Я. Янгеле. Г.Н. Бабакине, А.М. Исаеве, С.А. Косберге, М.В. Келдыше и других. Особое место в этом ряду занимают имена К.Э. Циолковского и С.П. Королева. Книга иллюстрирована документальными фотографиями и рассчитана на широкий круг пользователей. Листать

В Калугу к Циолковскому: мемориальный Дом-музей К. Э. Циолковского / сост.: Е. А. Тимошенкова, Т. В. Чугрова. Калуга : Золотая аллея, 2007. 128 с. : ил.

«С большим удовольствием и волнением побывал в доме, где жил и творил Константин Эдуардович. Его светлые мысли, предвидения, научные открытия сбылись в наши дни. Очень счастлив, что мне первому удалось осуществить мечту Циолковского, завершить труд многих тысяч людей, готовивших первый полёт человека в космос.

Для нас, космонавтов, пророческие слова Циолковского об освоении космоса всегда будут программными, всегда будут звать вперёд», – написал Ю. Гагарин в 1964 году в Книге почётных посетителей Мемориального дома-музея основоположника космонавтики в Калуге.

Эти слова открывают книгу-альбом. Это не просто путеводитель – в очерке «Мои труды – моя биография» на основе документов и воспоминаний рассказывается об учёном, его семье, окружении, преподавательской и исследовательской деятельности. Особое внимание уделяется жизни Циолковского в Калуге, а это более 40 лет, из них 30 – в доме, где сейчас находится его музей, в последние десятилетия ставший столь притягательным для многих тысяч людей. В книге использованы, в том числе и уникальные, впервые публикуемые материалы. Листать

Салахутдинов, Г. М. Фридрих Артурович Цандер : (К 100-летию со дня рождения) / Г. М. Салахутдинов. – М. : Знание, 1987. – 62, [2] с. : ил.

Читайте также:  Как рисуют карандашом космос

Страстным последователем К.Э. Циолковского был Фридрих Артурович Цандер (1887 – 1933), известный советский ученый инженер, энтузиаст межпланетных полетов, основатель и первый руководитель Группы изучения реактивного движения (ГИРД), ставшей школой многих прославленных конструкторов советской космической техники.

В нем исключительно удачно сочетались черты крупного ученого и талантливого инженера. Фридрих Артурович, начиная со студенческих лет занимался теоретическими и инженерными вопросами межпланетных полетов. «Вперед – на Марс!» — было девизом всей его жизни. Он рассчитывал расстояния межпланетных трасс, разрабатывал способы защиты космонавтов от метеоритов. Предсказал, что в космонавтике широкое применение найдет телевидение. Цандер был первым инженером в СССР, разработавшим и построившим жидкостные ракетные двигатели и ракету, которая стартовала в 1933 году. Многогранна и поучительна жизнь этого одаренного, скромного человека. В брошюре рассказывается о жизни, научной и инженерной деятельности, общественной и пропагандистской работе по популяризации идеи космических полетов Ф.А. Цандера. Брошюра рассчитана на широкий круг пользователей. Листать

Гаркуша, А. Т. Стрела летящая / А. Т. Гаркуша. – М. : Московский рабочий, 1993. – 150 с.

В числе первых теоретиков межпланетных полетов и имя Юрия Васильевича Кондратюка (Александр Игнатьевич Шаргей) (1900-1941,1942?).

В своих исследованиях он дал ряд новых ценных предложений, которые до настоящего времени не потеряли своей актуальности. У Кондратюка обычная биография русского интеллигента. Самоучка, ставший инженером, он поражал оригинальностью и простотой решения сложнейших технических задач. Его идеи легли в основу американского проекта полета космического корабля «Аполлон», доставившего человека на поверхность Луны. Многие положения этой теории используются в современной космонавтике. В 1941 году в годы Великой Отечественной войны он ушел ополченцем на фронт и погиб в боях за Родину. Листать

Голованов, Я. К. Королев: факты и мифы / Я. К. Голованов. – М. : Наука, 1994. – 798 стр. : ил.

В истории освоения космического пространства целая эпоха связана с именем академика, конструктора ракетно-космических систем, дважды Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии Сергея Павловича Королева (1907-1966). Под его руководством были созданы первые ракеты, пилотируемые космические корабли, искусственные спутники Земли, осуществлены облет и фотографирование обратной стороны Луны, запуск автоматических межпланетных станций в сторону Венеры и Марса. Сергей Павлович обладал гигантской энергией, необычайной смелостью при решении сложных проблем, тонкой инженерной интуицией и научной прозорливостью. В памятные первые годы штурма космоса его называли Главным конструктором.

На страницах книги известного мастера космической журналистики рассказывается о жизненном пути Главного конструктора — академика С.П. Королева, его становлении как инженера-конструктора, об этапах создания ракет разной дальности и назначения. Незаурядные организаторские способности и талант большого ученого позволили ему на протяжении ряда лет направлять работу многих научно-исследовательских и конструкторских коллективов. В книге показано как глубокая и постоянная увлеченность идеей космических полетов определила весь жизненный путь С.П. Королева. Автор работал над книгой 26 лет. В нее вошли многочисленные свидетельства близких, соратников, родных Главного конструктора, неопубликованные документы и уникальные фотографии (из личного архива автора). Книга рассчитана на широкий круг пользователей. Листать

Келдыш, М. В. Космические исследования / М. В. Келдыш, М. Я. Маров ; АН СССР, Ин-т прикл. математики им. М. В. Келдыша – М. : Наука, 1981. – 191 с., 2 л. ил. : ил.

Одним из идеологов советской космической программы был академик, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР Мстислав Всеволодович Келдыш (1911-1978). Он заложил теоретические основы внеземных полетов и определил стратегические задачи изучения космоса. С 1953 года в Математическом институте АН СССР под руководством ученого, велись работы по решению задач выведения на орбиту Земли искусственного спутника, увенчавшиеся 4 октября 1957 года его успешным запуском и выводом на орбиту.

Решающую роль М.В. Келдыш сыграл в создании относительно дешевой ракеты-носителя для выведения на орбиту спутников по научным программам (спутники семейства «Космос»). Мстислав Всеволодович руководил «Лунной» программой, включая полеты автоматических станций семейства «Луна». Ученому принадлежала идея изучения атмосферы Венеры с помощью аэростатных зондов, создания марсоходов и доставки на Землю марсианского грунта, концепция, создания пилотируемых орбитальных комплексов путем наращивания модульных конструкций. По его инициативе был создан Институт космических исследований в составе АН СССР. Ученый внёс большой вклад в осуществление программ пилотируемых полётов: первого полета человека в космическое пространство, совместного советско-американского космического полета «Союз-Апполон» и международных полетов по программе «Интеркосмос». Предлагаемая вниманию пользователей книга является последней работой выдающегося ученого современности, написанной в соавторстве с одним из его ближайших сотрудников профессором М.Я. Маровым. Книга охватывает все направления, которые обобщенно называются космическими исследованиями. В издании в сжатой и доступной форме рассказывается об основных этапах развития в СССР космических исследований. Можно, понять, какие исторические предпосылки и научно-технические основы обеспечили запуск первого в мире искусственного спутника Земли и первый полет в космос гражданина Земли — советского человека Ю.А. Гагарина. Показана роль космических исследований в решении фундаментальных научных проблем и практических нужд человечества. Книга рассчитана на широкий круг пользователей, интересующихся историей освоения космического пространства в СССР. Листать

Кантемиров, Б. Н. Михаил Клавдиевич Тихонравов (1900 — 1974) / Б. Н. Кантемиров ; отв. ред. Ю. М. Батурин ; РАН. М. : Наука, 2014. 216 с. : ил. (Научно-биографическая литература). Библиогр.: с. 213 — 214.

Неоценим вклад в ракетостроение выдающегося ученого, инженера, доктора технических наук, профессора, члена-корреспондента Международной академии астронавтики, лауреата Ленинской премии, Героя Социалистического Труда Михаила Клавдиевича Тихонравова (1900-1974).

Конструктор ракеты 09 на гибридном топливе, осуществившей первый в стране реактивный полет, и других жидкостных ракет Группы изучения реактивного движения (ГИРД) и Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ). Тихонравов предложил схему компоновки жидкостных баллистических ракет большой дальности, базируясь на идее «эскадры ракет» К.Э. Циолковского, что стимулировало творческий процесс в группах С.П. Королева и М.В. Келдыша по решению данной задачи. Это привело к созданию первой в мире Межконтинентальной баллистической ракеты (МБР Р-7). Михаил Клавдиевич пришел к обоснованному выводу о возможности конструирования и запуска первого в мире искусственного спутника Земли и приложил массу усилий, чтобы донести эту мысль до руководителей творческих коллективов, научных организаций и руководства отрасли и страны. В результате 4 октября 1957 г. искусственный спутник Земли был выведен на орбиту. Листать

Читайте также:  Наша общая тема космос

Романов, А. П. Ракетам покоряется пространство / А. П. Романов. — М. : Политиздат, 1976. — 111 с., 4 л. ил. — (Герои Советской Родины).

Автор повести журналист Александр Романов рассказывает об академике, дважды Герое Социалистического Труда, лауреате Ленинской и Государственной премий СССР, обладателе Золотой медали имени К. Циолковского за выдающиеся работы в области межпланетных сообщений Валентине Петровиче Глушко (1908-1989), основоположнике отечественного ракетного жидкостного двигателестроения.

В 1923 году между 67-летним ученым из Калуги и 15-летним школьником из Одессы завязалась переписка. На вопрос К. Э. Циолковского, насколько серьезно отношение юноши к своему увлечению, Валентин Глушко ответил: «Относительно того, насколько я интересуюсь межпланетными сообщениями, я Вам скажу только то, что это является моим идеалом и целью моей жизни…». Свою мечту академик пронес через всю жизнь. Он создал первый в мире электротермический ракетный двигатель, конструировал первые отечественные жидкостные двигатели, предложил химическое зажигание и самовоспламеняющееся топливо для ракет. Двигатели его конструкций стояли на ракетах, поднявших в космос первый спутник, первого человека… Листать

Губарев, В. С. Конструктор : несколько страниц из жизни Михаила Кузьмича Янгеля / В. С. Губарев. – М. : Политиздат, 1977. – 110 с. : ил. – (Герои Советской Родины).

С.П. Королев понимал, что только дружная, слаженная и хорошо координированная работа многих коллективов может обеспечить в короткие сроки решение сложных проблем разных типов, ракет-носителей, наземных измерительных комплексов. Именно поэтому еще в 40-е гг. XX в. Королев стал одним из инициаторов организации Совета Главных конструкторов. В этот Совет первоначально вошло небольшое число талантливых инженеров, впоследствии выдвинувшихся в первые ряды ученых нашей страны и возглавивших крупные исследовательские и конструкторские коллективы. Одним из них был академик М.К. Янгель.

Журналист Владимир Степанович Губарев описывает жизненный и творческий путь ученого, дважды Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премий СССР Михаила Кузьмича Янгеля (1911-1971), создавшего новое направление в разработке ракетно-космических систем. Он приводит интервью с М.К. Ягелем, воспоминания людей, близко знавших ученого по совместной работе в конструкторском бюро С.П. Королева и как руководителя одной из ведущих конструкторских организаций.

Крестьянский парень из таежной сибирской деревни, рабочий подмосковной текстильной фабрики, авиационный конструктор и, наконец главный конструктор ракетно-космических систем – таков жизненный путь этого удивительного человека. Ученый создал новое направление и свою школу в разработке ракет и космических аппаратов различного назначения, внес существенный вклад в развитие международного сотрудничества в области спутниковых исследований, а также в изучение верхней атмосферы и околоземного пространства по программе «Космос». Листать

Арлазоров, М. С. Дорога на космодром / М. С. Арлазоров. – 2-е изд. – М. : Политиздат, 1984. – 141 с. : ил. – (Герои Советской Родины).

Книга посвящена Алексею Михайловичу Исаеву (1908-1971), Герою Социалистического Труда, лауреату Ленинской и Государственной премий СССР, выдающемуся конструктору космической техники.

Автор рассказывает о жизни ученого: о его работе в угольной шахте, активном участии в стройках первой пятилетки, создании проекта первого советского ракетного истребителя, о многолетнем сотрудничестве с С.П. Королевым в освоении космоса. Чтобы оценить значимость его работ, достаточно упомянуть двигатели одноразового включения, обеспечивающие торможение, и двигатели, которые можно было включать многократно, что позволяло космическим кораблям не только сближаться на орбите, но и менять параметры орбит. Двигатели, созданные коллективом под руководством А.М. Исаева, использовались для коррекции траектории полета автоматических межпланетных станций к Луне, Марсу, Венере. Также были разработаны и двигатели, обеспечившие возвращение на Землю ракеты, доставивший грунт с Луны. И на современном этапе развития космонавтики двигатели, конструкторского бюро Исаева используются на всех российских орбитальных станциях серии «Мир» и, частично, на МКС, в непилотируемых спутниках («Молния», «Космос»). Листать

Иванов, А. Г. Старт завтра в 9. / А. Г. Иванов. М. : Советская Россия, 1980. 675 с.

В книге отражена работа конструкторского коллектива, которым руководил Георгий Николаевич Бабакин (1914-1971), Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, член-корреспондент АН СССР.

Многие автоматические станции, над которыми работали Конструкторские бюро под руководством Г.Н. Бабакина, связаны со словом «первый»: первые мягкие посадки аппаратов на Луну, Венеру и Марс, первая доставка автоматов образцов лунного грунта на Землю, первый луноход, первый искусственный спутник Луны. Автор рассказывает о создании автоматических космических станций, исследующих одну из самых загадочных планет Солнечной системы — Венеру. В интересной форме раскрывается история познания Венеры, освоения космического пространства. Описывается работа ученых и конструкторов, создающих уникальные космические аппараты. Листать

Черток, Б. Е. Ракеты и люди / Б. Е. Черток. – М.: Издательство «РТСофт», 2006. – .

Т. 2 : Подлипки — Капустин Яр — Тюратам. 656 с. : ил.

Воспоминания Бориса Евсеевича Чертока (1912-2011), профессора, академика РАН, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премии СССР, премии Правительства РФ имени Ю.А. Гагарина в области космической деятельности, премии имени Б.Н. Петрова РАН, разработчика ракетных систем, заместителя Главного конструктора ракет С. П. Королева, вызывают неподдельный интерес у читателей. Ему довелось работать и общаться с выдающимися учеными, творцами и организаторами мощнейшей ракетно-космической науки и промышленности. Их живые портреты в конкретных обстоятельствах помогают объяснить успехи и провалы, многие страницы истории нашей космонавтики.

В первой книге академика описаны первые годы становления ракетно-космической отрасли, приведены малоизвестные факты: о соревновании с английскими и американскими специалистами по захвату научно-технических разработок гитлеровской Германии, о трудностях создания первых баллистических ракет, о походе с С.П. Королевым на подводной лодке и многое другое. Листать

Вторая книга воспоминаний видного ученого и конструктора ракетно-космической техники тематически продолжает повествование о создании сложнейшей техники, буднях и праздниках многих ее творцов. В центре увлекательного рассказа — С. П. Королев и его ближайшее окружение в период с 1956 по 1961 год — напряженное время запуска в космос первого искусственного спутника Земли, первых межпланетных аппаратов, первого космического корабля с человеком на борту. Автор рассказывает и о годах своей молодости, когда он работал в авиационной промышленности. Листать

В изданиях представлены уникальные фотографии из архива автора. Книги адресованы широкому кругу пользователей.

Источник