Иван бунин нет солнца
Нет солнца, но светлы пруды,
стоят зеркалами литыми,
и чаши недвижной воды
совсем бы казались пустыми,
но в них отразились сады.
Вот капля, как шляпка гвоздя,
упала — и, сотнями игол
затоны пруда бороздя,
сверкающий ливень запрыгал —
и сад зашумел от дождя.
И ветер, играя листвой,
смешал молодые березки,
и солнечный луч, как живой,
зажег задрожавшие блестки,
а лужи налил синевой
Вон радуга. Весело жить
и весело думать о небе,
о солнце, о зреющем хлебе
и счастьем простым дорожить;
С открытой бродить головой,
глядеть, как рассыпали дети
в беседке песок золотой
Иного нет счастья на свете.
(10 октября 1870, Воронеж — 8 ноября 1953, Париж) — русский писатель, поэт и переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе.
Будучи представителем обедневшей дворянской семьи, Бунин рано начал самостоятельную жизнь; в юношеские годы работал в газетах, канцеляриях, много странствовал. Первым из опубликованных произведений Бунина стало стихотворение «Над могилой С. Я. Надсона» (1887); первый стихотворный сборник вышел в свет в 1891 году в Орле. В 1903 году получил Пушкинскую премию за книгу «Листопад» и перевод «Песни о Гайавате»; в 1909 году был повторно удостоен этой награды за 3-й и 4-й тома Собрания сочинений. В 1909 году избран почётным академиком по разряду изящной словесности Императорской Санкт-Петербургской академии наук. В 1920 году эмигрировал во Францию. Автор романа «Жизнь Арсеньева», повестей «Суходол», «Деревня», «Митина любовь», рассказов «Господин из Сан-Франциско», «Лёгкое дыхание», «Антоновские яблоки», дневниковых записей «Окаянные дни» и других произведений. В 1933 году Иван Бунин стал лауреатом Нобелевской премии по литературе за «строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». Скончался в 1953 году, похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Произведения Бунина были неоднократно экранизированы. Образ писателя воплощён в фильме Алексея Учителя «Дневник его жены» (2000).
Источник
Нет солнца, но свeтлы пруды (Бунин)
← Облако | «Нет солнца, но светлы пруды…» автор Иван Алексеевич Бунин (1870—1953) | «Звезда над тёмными далекими лесами…» → |
См. Стихи 1901—1902 . Дата создания: 1901, опубл.: Курьер. 1901. № 138, 20 мая. Источник: Бунин И.А. Стихотворения: В 2 т. / Вступ. статья, сост., подг. текста, примеч. Т. Двинятиной. — СПб.: Изд-во Пушкинского дома, Вита Нова, 2014. Т. 1. С. 212—213 |
Нет солнца, но светлы пруды,
Стоят зеркалами литыми,
И чаши недвижной воды
Совсем бы казались пустыми,
Но в них отразились сады.
Вот капля, как шляпка гвоздя,
Упала — и, сотнями игол
Затоны прудов бороздя,
Сверкающий ливень запрыгал —
И сад зашумел от дождя.
И ветер, играя листвой,
Смешал молодые берёзки,
И солнечный луч, как живой,
Зажёг задрожавшие блёстки,
А лужи налил синевой.
Вон радуга… Весело жить
И весело думать о небе,
О солнце, о зреющем хлебе
И счастьем простым дорожить:
С открытой бродить головой,
Глядеть, как рассыпали дети
В беседке песок золотой…
Иного нет счастья на свете.
Примечания
Это произведение находится в общественном достоянии в России. Произведение было опубликовано (или обнародовано) до 7 ноября 1917 года (по новому стилю) на территории Российской империи (Российской республики), за исключением территорий Великого княжества Финляндского и Царства Польского, и не было опубликовано на территории Советской России или других государств в течение 30 дней после даты первого опубликования. |
Это произведение находится также в общественном достоянии в США, поскольку оно было опубликовано до 1 января 1926 года.
Источник
Иван бунин нет солнца
Нет солнца, но светлы пруды,
стоят зеркалами литыми,
и чаши недвижной воды
совсем бы казались пустыми,
но в них отразились сады.
Вот капля, как шляпка гвоздя,
упала — и, сотнями игол
затоны пруда бороздя,
сверкающий ливень запрыгал —
и сад зашумел от дождя.
И ветер, играя листвой,
смешал молодые березки,
и солнечный луч, как живой,
зажег задрожавшие блестки,
а лужи налил синевой
Вон радуга. Весело жить
и весело думать о небе,
о солнце, о зреющем хлебе
и счастьем простым дорожить;
С открытой бродить головой,
глядеть, как рассыпали дети
в беседке песок золотой
Иного нет счастья на свете.
(10 октября 1870, Воронеж — 8 ноября 1953, Париж) — русский писатель, поэт и переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе.
Будучи представителем обедневшей дворянской семьи, Бунин рано начал самостоятельную жизнь; в юношеские годы работал в газетах, канцеляриях, много странствовал. Первым из опубликованных произведений Бунина стало стихотворение «Над могилой С. Я. Надсона» (1887); первый стихотворный сборник вышел в свет в 1891 году в Орле. В 1903 году получил Пушкинскую премию за книгу «Листопад» и перевод «Песни о Гайавате»; в 1909 году был повторно удостоен этой награды за 3-й и 4-й тома Собрания сочинений. В 1909 году избран почётным академиком по разряду изящной словесности Императорской Санкт-Петербургской академии наук. В 1920 году эмигрировал во Францию. Автор романа «Жизнь Арсеньева», повестей «Суходол», «Деревня», «Митина любовь», рассказов «Господин из Сан-Франциско», «Лёгкое дыхание», «Антоновские яблоки», дневниковых записей «Окаянные дни» и других произведений. В 1933 году Иван Бунин стал лауреатом Нобелевской премии по литературе за «строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». Скончался в 1953 году, похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Произведения Бунина были неоднократно экранизированы. Образ писателя воплощён в фильме Алексея Учителя «Дневник его жены» (2000).
Источник
«Нет солнца, но светлы пруды…» И. Бунин
Нет солнца, но светлы пруды,
Стоят зеркалами литыми,
И чаши недвижной воды
Совсем бы казались пустыми,
Но в них отразились сады.
Вот капля, как шляпка гвоздя,
Упала – и, сотнями игол
Затоны прудов бороздя,
Сверкающий ливень запрыгал –
И сад зашумел от дождя.
И ветер, играя листвой,
Смешал молодые березки,
И солнечный луч, как живой,
Зажег задрожавшие блестки,
А лужи налил синевой.
Вон радуга… Весело жить
И весело думать о небе,
О солнце, о зреющем хлебе
И счастьем простым дорожить:
С открытой бродить головой,
Глядеть, как рассыпали дети
В беседке песок золотой…
Иного нет счастья на свете.
Дата создания: 1900 г.
Анализ стихотворения Бунина «Нет солнца, но светлы пруды…»
Образная система текста, написанного в 1900 г., навеяна живописью Петра Нилуса – художника, с которым автора связывала многолетняя дружба. Игра солнечного и лунного света, блестящая от дождя городская улица, спокойное летнее море и меланхоличный осенний вид – идейно-образные переклички с эмоционально насыщенным миром полотен Нилуса читатель находит в бунинских произведениях.
Характер культурных аллюзий предопределяет приоритет визуального начала: лирический герой, внимательный к звуковым и обонятельным атрибутам окружающего пространства, в этом случае отдает явное предпочтение выразительным, пластичным и изменчивым зрительным образам. Первым объектом, привлекающим внимание наблюдателя, становится водная гладь городских прудов. Сравнение, появившееся в зачине, диктует пути развития художественного приема: субъект речи готов уподобить неподвижную светлую воду пустым зеркалам, если бы не деревья, отражающиеся в них.
От одиночных капель до шумного ливня – динамичная картина бурного летнего дождя представлена сквозь призму причудливой поэтической трансформации. Первые крупные капли, особенности формы которых позволяют ввести оригинальное сравнение со шляпкой гвоздя, скоро сменяются обильными осадками. Частый дождь, как острые иголки, неприятно колет лицо и руки. Образ ливня олицетворяется, наделяясь способностью прыгать.
В третьем пятистишии субъект речи фиксирует световые перемены. Пасмурная погода, о которой говорится в зачине, сменилась ясной. Выглянуло солнце, и его свет внес значительные изменения в колористическую гамму зарисовки. Образы ветра и солнечного луча сконструированы по принципам, примененным автором для создания образа ливня: первый беспечно играет листвой молодых деревьев, второй рассыпает, «зажигает» блики света и раскрашивает окружающий пейзаж в жизнерадостные тона.
Светлая и свежая картина располагает к приятным размышлениям. Тематический поворот обозначен при помощи строфики: пятистишия сменяются катренами. Лирическое «я» занимает дума о гармонии в жизни – в ее простом выражении, не отягощенном философскими измышлениями. Неслучайно одним из примеров, иллюстрирующих поведение истинно счастливых людей, становится веселая детская игра. Счастлив тот, кто способен отринуть сомнения и насладиться поэзией момента, уловив беззаботную радость, разлитую в природе.
Источник
Урок по литературному чтению по теме » И. Бунин «Нет солнца, но светлы пруды..»
План – конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: «Учимся у поэтов видеть красоту природы. Иван Бунин «Нет солнца, но светлы пруды»
Создать условия для приобщения детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа стихотворного текста и практического ознакомления с изобразительно — выразительными средствами языка (сравнение, эпитет, олицетворение).
Содействовать развитию устной и письменной речи; мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение выдвижения гипотез и предложений); развитию внимания, памяти, воображения.
Способствовать воспитанию нравственных ценностей (гуманизм, доброта); учиться видеть красоту в окружающем нас мире, дорожить ею, воспитанию позитивного отношения к чтению посредством создания ситуации успеха.
1)Наш урок начнётся с прекрасных строк известного всем стихотворения. Я прочитаю первую строчку, а вы продолжите чтением цепочкой.
— Лес, точно терем расписной.
Лиловый, золотой, багряный.
Весёлой, пёстрою стеною
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
2) -Кто автор этого замечательного произведения?
— О чём это стихотворение? О природе.
— Чем восхищается поэт? Красотой русского леса.
— Сейчас мы все вместе найдём слова и выражения, которые помогли поэту передать очарование осеннего леса.
-Как называются эти изобразительно — выразительные средства?
3)Работая над стихотворением, мы впишем слова в клетки кроссворда и увидим то ключевое слово, которое подскажет нам тему нашего урока. Слайд 3.
1. Фамилия автора, чьё произведение мы изучали на предыдущем уроке? (Заболоцкий)
2. Сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность, изобразительность. (Сравнение)
3. Употребление слова, или выражения в переносном значении на основании сходства между предметами. (Метафора)
4. Название стихотворения, с которого мы начали урок. (Листопад)
5. Наделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, речью. (Олицетворение)
6. Красочные определения предмета или явления. (Эпитеты)
7. Имя поэта, чьи стихи мы сегодня читаем. (Иван)
— Наше ключевое слово? Красота.
2 . Постановка темы и цели урока.
-О чём мы сегодня будем говорить на уроке? О красоте.
-Именно об этом мы будем говорить сегодня на уроке . Мы будем учиться видеть красоту природы у поэта Ивана Бунина. А, самое главное, мы должны уяснить, для чего нужно видеть красоту природы.
3.Выяснение проблемы урока.
-Итак, какая перед нами стоит задача?
Выяснить, для чего нужно видеть красоту природу.
-Что мы сейчас должны делать?
Мы будем читать, анализировать, думать.
Чтобы нам было легче решить эту проблему, мы будем работать в группах.
4.Проверка домашнего задания.
. Сейчас мы поделимся впечатлениями, которые вы получили, рассматривая дома книги Ивана Бунина, книги об Иване Бунине.
Рассказы учащихся. Интересные факты из биографии И. А. Бунина, чтение понравившихся отрывков из стихотворений Бунина.
5.Презентация «Жизнь И. А. Бунина»
6.Чтение учителем стихотворения И. А. Бунина «Нет солнца. Но светлы пруды»
Сейчас я прочитаю вам ещё одно прекрасное стихотворение И. А. Бунина. Попытаемся раскрыть красоту слова поэта.
— О чём это стихотворение?
7.Работа по заданию учебника, стр. 111.
-В каких двух строфах выражено главное переживание поэта? Автор учебника выделил нужную строчку. Восторг от красоты окружающего мира и от возможности «счастьем своим дорожить».
Вы уже встречались в других литературных произведениях с таким представлением о счастье? Подобное восприятие «простого» счастья особенно характерно для героев сказок Сергея Козлова – Ёжика, Медвежонка и их друзей.
Каждому ли доступно такое ощущение «простого счастья» от красоты одной — единственной веточки, от общения с друзьями, от морозного солнечного утра в зимнюю пору.
8. Анализ содержания по строфам в группах. Я предлагаю свои исследования провести в группах.
Каждая группа работает над своей строфой.
1) Нет солнца, но светлы пруды,
Стоят зеркалами литыми,
И чаши недвижной воды
Совсем бы казались пустыми,
Но в них отразились сады.
2) Вот капля, как шляпка дождя,
Упала – и, сотнями игол
Затоны прудов бороздя,
Сверкающий ливень запрыгал –
И сад зашумел от дождя.
3)И ветер, играя листвой,
Смешал молодые берёзки,
И солнечный луч, как живой.
Зажёг задрожавшие блёстки,
А лужи налил синевой.
4)Вон радуга… Весело жить
И весело думать о небе,
О солнце, о зреющем хлебе
И счастьем простым дорожить:
С открытой бродить головой,
Глядеть, как рассыпали дети
В беседке песок золотой…
Иного нет счастья на свете.
-Все ли способны видеть красоту в природе? В повседневной жизни?
— Так для чего же нужно видеть красоту природы?
Значит, видеть красоту, подмечать необычное, это и является счастьем. И дано это не каждому.
-Так что же для автора настоящее богатство? Ты можешь назвать для него главные жизненные ценности?
10. Выразительное чтение стихотворение.
11. Подумайте и напишите, что для вас является счастьем?
10. Домашняя работа.
Научитесь правильно, выразительно читать стихотворение.
Итог урока. Я удовлетворена нашим общением на уроке, спасибо за вашу работу на уроке.
Источник