Сделано в Удмуртии: передовые разработки Ижевского радиозавода для космоса
28 апреля 2016 года с российского космодрома «Восточный» успешно стартовала первая .1а» с новейшей разработкой — бортовой системой видеоконтроля (БСВК) производства Ижевского радиозавода.
Система успешно отработала во время запуска. БСВК осуществила видеосъемку отделения ступеней , сброса головных обтекателей и отделение блока выведения «Волга» с космическими аппаратами на борту.
Передаваемая в реальном времени по каналу телеметрии посредством встроенной радиолинии видеоинформация о состоянии во время полета обеспечила дополнительный контроль работы космической техники.
Специалисты предприятия рассказали корреспонденту ИА «Удмуртия», как удалось создать передовую разработку.
Как все начиналось
«БСВК расшифровывается как бортовая система видеоконтроля. В ее состав входят три видеокамеры, центральный блок и передатчик. Эта система предназначена для установки на . Она снимает процессы, происходящие во время предстартовой подготовки, старта, полета и в реальном времени передает эту информацию для анализа на землю», — поясняет главный конструктор направления телеметрических систем Ижевского радиозавода Андрей Сысоев.
Предварительные разработки БСВК на Ижевском радиозаводе сделали еще в 2012 году, когда предприятие участвовало в тендере на установку бортовой системы видеонаблюдения для разгонного блока «Фрегат» НПО им. Лавочкина. Тогда специалисты предприятия разработали эскизный проект и изготовили макет, но в итоге тендер выиграла немецкая компания. Завод, однако, активно продолжал предлагать свои наработки производителям ракетной техники, и, наконец, в 2014 году самарский центр (РКЦ) «Прогресс» предложил ИРЗ поработать над системой видеонаблюдения для новой «.1а», запуск которой планировался с космодрома «Восточный».
Два года назад перед системой БСВК были поставлены две задачи. Первая — это система технического зрения, то есть предоставление информации техническим специалистам, разработчикам ракеты о том, как от ракеты отделяются боковые блоки, выводится полезная нагрузка. Вторая — это популяризация развития космонавтики. Молодежь сейчас постоянно находится в Интернете, просматривая информационные ресурсы, и ее необходимо заинтересовать темой космонавтики, качественным современным контентом.
Цикл разработки техники — дело небыстрое, он предполагает различного рода испытания. Начинают с , когда разработчики сначала создают прообраз системы на лабораторном столе. Затем предварительные испытания в , на вибростендах проходит первый опытный образец. Только после этого система допускается до установки на изделие космической техники (в данном случае — на земле в составе ), так называемых комплексных испытаний. Затем начинается этап испытаний, который включает в себя порядка десяти запусков. То есть, можно сказать, что БСВК продолжает испытываться, что называется, в боевых условиях.
Уникальна!
На вопрос, существуют ли российские аналоги БСВК, на Ижевском радиозаводе с уверенностью говорят, что в готовом виде — нет. К примеру, одна из компаний готова была предложить РКЦ Прогресс подобную аппаратуру только с форматом изображения и с установкой камеры стороннего производителя. А у Ижевского радиозавода это — своя разработка для гражданского рынка (тех же систем охранного видеонаблюдения), камера «.
Видеокамера, установленная в БСВК, поддерживает формат 3 М, то есть может снимать с разрешающей способностью 3 мегапикселя 25 кадров в секунду — это качество выше, чем HD. Но главный вопрос для разработчиков — не в технических параметрах камеры и, как результат, картинки, а в способности передать ее на землю. Ограничивает пропускная способность радиоканала. На системе, установленной на «.1а», которая была запущена 28 апреля с космодрома «Восточный», изображение передавали с разрешением 640×480 16 кадров в секунду. Сейчас у радиозавода уже есть новые наработки, которые применят к следующему старту и практически удвоят эти показатели. Перед специалистами стоит именно такая задача, и они уверены, что с ней справятся.
У БСВК достаточно жесткие условия эксплуатации, поскольку видеокамеры установлены на внешней обшивке . Например, она должна бесперебойно работать при температуре от -40 до . Кроме того, акустические шумы от работы двигателя достигают порядка 160 дБ — это громче, чем работа реактивного двигателя самолета. Могут быть вибрации и удары. К тому же когда ракета стартует и набирает скорость, при трении о воздух на протяжении 10–15 секунд сильно разогревается — до . Дальше плотность воздуха начинает падать, и температура немного снижается. Такие экстремальные воздействия техника Ижевского радиозавода тоже выдерживает.
Все три видеокамеры системы устанавливают на самой верхней точке ракеты — между ней и космическим аппаратом. В ходе полета они могут переключаться по заданной циклограмме. Причем, например, в момент отделения боковых ступеней они снимают с лучшим качеством, то есть картинка с одной камеры одновременно может сохраняться сразу в двух режимах. Изображение поэтому передается как в реальном режиме времени, так и в отложенном. Третья видеокамера снимает отделение от ракеты разгонного блока либо космического аппарата. После этого , выполнив свою миссию, начинает неуправляемое падение и разрушение в верхних слоях атмосферы. В этот момент БСВК отключается.
Стоит заметить, что ранее на российских подобные системы вообще не устанавливали. Долгое время необходимым и достаточным считались телеметрические системы, которые передают температуру, давление, вибрации с борта, и затем по этим данным специалисты делали анализ. Но практика с видео давно существует у зарубежных стран. Идея о том, чтобы ставить подобные системы на наши ракеты пришла как раз при работе с иностранными заказчиками. Россия предоставляет пусковые услуги, выводя на орбиту полезную нагрузку — космические аппараты иностранных фирм. Они привыкли к сервису, когда им предоставляют видеоинформацию о том, как космический аппарат отделился от . И они стали настаивать, чтобы так было и у нас.
О том, как проходила разработка системы, ее возможностях и требованиях, которые предъявляются к такой аппаратуре, ИА «Удмуртия» рассказал главный конструктор направления телеметрических систем Ижевского радиозавода Андрей Сысоев.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Музыка
—Рубрики
- Город для людей (284)
- Архитектура, скульптура, стрит-арт (79)
- ТОП-5 (26)
- Сделано в Ижевске (Удмуртии) (13)
- Ижевский пруд и набережная (8)
- Азбука Ижевска (7)
- Знай наших! (153)
- Поэт В.Я.Тяптин (Почетный гражданин Ижевска) (27)
- М.Т. Калашников (19)
- Бурановские бабушки (17)
- Семен Бухарин — дворник-художник (15)
- Певец, композитор и музыкант В.А.Шацкий (14)
- Надежда Уткина — Народная артистка УР (12)
- Мальчиш-Кибальчиш (коллекционер А.Дворецкий) (12)
- Поэт, композитор, музыкант, бард С.Т.Русских (12)
- Певец Марк Юсим (10)
- Концертный оркестр «Арсенал-Бэнд» (6)
- Сергей Бугруа -скульптор, рук-тель Ателье металлов (3)
- Павел Бухарин – автор проекта «AeroIzhevsk» (2)
- События (143)
- Музыка Ижевска и Удмуртии (70)
- Песни об Ижевске (13)
- Праздники (59)
- Ижевску — 250 лет! (14)
- День Победы (4)
- Стихи об Ижевске и Удмуртии (52)
- Путешествия по Удмуртии (51)
- Ижевский зоопарк (50)
- Ижевский зоопарк-2010 (17)
- Ижевский зоопарк-2008 (8)
- Ижевский зоопарк-2014-2015 (7)
- Ижевский зоопарк-2011 (6)
- Ижевский зоопарк-2012-2013 (5)
- Ижевский зоопарк-2009 (5)
- По городам и странам. (17)
- Природа Ижевска и Удмуртии (14)
—Конвертер видеоссылок
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Статистика
Ижевск и космос.
— В марте в городе Гагарин прошли научные чтения, посвященные памяти Юрия Гагарина, — рассказывает Марина Астафьева, заведующая школьным музеем космонавтики. — И мы в них участвовали. Когда я стала рассказывать, какой город мы представляем, присутствующие на встрече именитые конструкторы, космонавты, ученые встали и начали аплодировать…
Им не нужно напоминать о вкладе ижевчан в освоение космоса, они знают, что во многом благодаря нашим землякам страна опередила американцев и первой отправила человека в космос.
Ижевчанин первым убедился в том, что в космос можно отправлять человека
25 марта 1961 года в космос отправили дворняжку Звездочку. Именно от того, насколько удачно она слетает, зависела судьба советской космонавтики: вот-вот американцы должны были отправить своего человека в космос, и откладывать полет Гагарина было больше нельзя.
Приземлившуюся капсулу со Звездочкой предстояло отыскать ижевчанину — командиру эскадрильи ижевского аэропорта Льву Оккельману. Вообще встретить ее приехали москвичи, но из-за сильной метели они не рискнули лететь на поиски капсулы. А Лев Карлович был единственным во всей ижевской эскадрилье, кто мог летать при любой погоде. Встречать Звездочку он вылетел вместе с сотрудниками КГБ (все проходило под большим секретом) за час до ее старта, а уже через четыре часа «экипаж» был найден между Сарапулом и Чайковским. Подойдя к капсуле, ижевчанин обрадовался: Звездочка в порядке, а значит, и человек может лететь! Собака ласкалась и лизала спасителю лицо. Под присмотром Льва Оккельмана звездная дворняга провела ночь, а наутро прибыла в Ижевск и вскоре улетела в Москву.
Некоторые ижевские краеведы не исключают, что убедиться в успешности полета дворняжки в Ижевск
приезжал сам Сергей Королев. Вполне вероятно, что вместе с ним был и Юрий Гагарин. Но доподлинно это неизвестно: подготовка к полету Гагарина была засекречена.
Ижевчане посвящали Гагарину стихи и… надои молока
Константин Циолковский считал: покорить космос удастся не раньше 2017 года, американцы были уверены, что они будут первыми, а 12 апреля 1961 года весь мир был потрясен известием — в космосе советский человек! Это было настоящим праздником для нашей страны.
Еще 12 апреля в «Удмуртской правде» ни слова о полете Гагарина, а уже 13-го на первой полосе черно-белого издания появилась надпись красного цвета — «Слава покорителям космоса!». В этом же номере опубликовали стихотворение, посвященное полету первого советского человека в космос — его прислал один из восхищенных событием читателей. Вскоре стихами на страницах газеты «заговорили» ижевские студенты. О полете и о ликовании народа писали всю неделю. В заметке «Ижевцы восхищены» сообщалось: «Задолго до того, как начал передаваться репортаж с Внуковского аэродрома столицы (там для Юрия Гагарина устроили грандиозный прием. — Прим. ред.), всюду, где были установлены мощные громкоговорители, собирались толпы людей. Слушали голос Москвы и на предприятиях города». Ижевчане радовались полету Гагарина как личной победе и плакали от счастья. Рабочие посвящали трудовые подвиги космонавту, в том числе надои молока, и во всем равнялись на него, еще не догадываясь, насколько значима наша роль в освоении космоса.
Ижевчане называли «космическими» именами сыновей и … технику
108 минут полета навсегда изменили жизнь не только Юрия Гагарина, но и всего советского народа. Космосом буквально бредили. Сувениры, елочные и детские игрушки, открытки, марки, значки — теперь все напоминало о подвиге Гагарина. Ижевский радиозавод выпустил радиолу с «космическим» названием «Сириус».
«Ижмаш» новую марку мотоцикла из «Иж-58» тут же переименовал в «Иж-Юпитер».
Родители называли сыновей Юрами, а те, в свою очередь, себя никем другим, кроме космонавтов, не видели.
В ижевской школе № 62 еще до полета Гагарина в космос открыли кружок ракетостроения. Ребята запускали свои ракеты и успешно выступали на соревнованиях по ракетостроению. А 13 апреля 1961 года школе — первой в Советском Союзе — присвоили имя Юрия Гагарина. Добро на открытие здесь первого школьного музея космонавтики в стране давал сам первый космонавт. Сейчас здесь тысячи экспонатов, среди которых — кусок обшивки космического корабля, стартовый ключ с космодрома Байконур и многое другое.
«Мы строили космический мир ценой невероятных усилий»
— Я служил на Байконуре как раз на заре развития советской космонавтики — с 1964 по 1967 год, — рассказывает ижевчанин Валерий Рокин. — Посчастливилось мне побывать на приземлении космонавтов Леонова и Беляева. Их, уставших, бледных, не успевших переодеться, посадили в машину, в которой уже сидел Гагарин. Ехали к Звездному городку мимо кричащих и бросающих им букеты людей. С лица Гагарина не сходила его незабываемая улыбка. Такими я их и сфотографировал. На службе я увидел и Сергея Павловича Королева. Выдающийся конструктор был очень строг и не любил особо показываться на людях, а мне вновь повезло.
Именно наша часть в то время отправляла в космос и Комарова, который не вернулся. После него запуски были приостановлены, расчёты свёрнуты — все долго не могли оправиться от шока.
После службы я вернулся домой совсем другим человеком. Что-то изменила во мне армия, заставила стать серьезным, и я был этому рад! Мы строили этот космический мир, мы прислушивались к его пульсу, ценою невероятных усилий и многих жизней, отданных за сказочную мальчишескую мечту. И об этом не стоит забывать. Поэтому День космонавтики — наш общий праздник!
А знаете ли вы, что…
В Удмуртии на космос работают с конца 1940-х годов
Конец 1940-х годов для Удмуртии стал началом освоения промышленной продукции, предназначавшейся для освоения космического пространства. В ноябре 1949 года на выпуск приборной техники был перепрофилирован Ижевский мотозавод.
В конце 1950-х годов Ижмаш занялся ракетами, предназначенными для измерения метеопараметров, важных при запуске и спуске космических объектов с орбиты.
Радиозавод освоил микроэлектронную технологию в производстве ракетной техники.
В начале 1990-х и Воткинский завод перешел на продукцию космического назначения: на ракеты «Тополь», снятые с эксплуатации, устанавливали дополнительную ступень маршевого двигателя и узлы крепления спутника. Так боевое оружие превратилось в мирный транспортный ракетный комплекс «Старт».
Ижевчане помогли подняться в космос кораблю «Буран»
Свой первый и единственный космический полет «Буран» совершил 15 ноября 1988 года. Он был запущен с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия». Экипажа на борту не было. Два витка вокруг земли он сделал за 205 минут. Его полет в космос и спуск на Землю в автоматическом режиме под управлением бортового компьютера вошел в книгу рекордов Гиннесса. Комплекс аппаратуры, которая управляла полетом, изготовили на Ижевском мотозаводе. А Ижевский радиозавод изготовил телеметрическую систему для «Энергии» – обеспечивавшую 1 млн измерений в секунду. Ижевчанин академик Алексей Матвеевич Липанов возглавил группу разработчиков обшивки корабля «Буран». Проектировали старты на космодроме Байконур и строили их тоже наши земляки.
Выдающийся физиолог, готовивший Гагарина к полету, учился в Удмуртии
Василий Васильевич Парин — выдающийся физиолог. После того как в 1957 году принял участие в биологическом обеспечении запуска первого спутника с живым существом на борту — собакой Лайкой, свою деятельность прочно связал с космической биологией и медициной. Он готовил к полету, провожал в космос и встречал Юрия Гагарина.
Благодаря ему в медицине появились такие направления, как экспериментальная кардиология, клиническая физиология кровообращения и космическая кардиология.
Родом Василий Васильевич из Казани, а с 1911 по 1913 годы учился в одной из школ Удмуртии.
К слову, с отрядом космонавтов также работал выпускник Ижевского мединститута физиолог Григорий Федулович Хлебников.
Источник