Выборочное изложение по тексту Пришвина `Кладовая солнца`
Цель: продолжить отработку навыка письменного изложения текста, формировать умение отбирать языковой материал, необходимый для раскрытия основной мысли текста, и правильно располагать его в письменной работе, повторить основные требования к выборочному изложению, развивать правописные умения и навыки.
Оборудование: доска, учебники, тетради, текст сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
ХОД УРОКА
Для всего, что существует в природе,
В русском языке есть великое
Множество хороших слов и выражений.
К. Паустовский
Сообщение темы и цели урока.
Учитель. Я напоминаю о том, что прочитанное можно пересказать по-разному: подробно (близко к тексту), кратко или сжато (самое главное), а можно выбрать и пересказать какую-то одну часть текста, то есть изложить выборочно в соответствии с данной темой. Приведите примеры, когда вам приходилось составлять выборочные пересказы. (приводят примеры). При выборочном изложении пересказывается не весь текст, а только какая-то его часть, связанная с определенной подтемой (микротемой). (Повторяем понятие о широкой и узкой теме). В тексте материал, относящийся к заданной теме, может быть расположен в одном месте (сосредоточен), но может быть и разбросан (рассредоточен). В этом случае нужно предварительно выбрать необходимый материал.
В речевой практике вам часто придётся пользоваться выборочным пересказом, отбирать и излагать материал только на нужную для определённого случая тему. Значит, необходимо уметь выборочно излагать прочитанное или прослушанное.
Слово учителя:
— На прошлых уроках мы познакомились с замечательным писателем М.М. Пришвиным и прочитали его сказку – быль «Кладовая солнца».Слайд 1 (На доске портрет писателя: он сидит на пеньке, взгляд устремлен вдаль)
— Перед вами один из портретов Пришвина. Обратите внимание на его одежду, позу, взгляд.
— Каким изображен писатель на портрете? (Сидящим на пеньке в охотничьем снаряжении, с пристальным взглядом, устремленным вдаль, на окружающую природу)
Пришвин говорил: «Я. друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». Это прослеживается и в его сказке-были «Кладовая солнца».
Чтение подготовленных отрывков из сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского, осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне.
Они были очень милые. Настя была, как золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх. Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный. «Мужичок в мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе.
«Мужичок в мешочке», как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх.
После родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза. Безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен.
Точно так же, как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостиной в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед, и так хлопотала по хозяйству до ночи. Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок, ладило [длиной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к одной, складывает и обдерживает железными или деревянными обручами.
При корове двум детям не было такой уж нужды, чтобы продавать на рынке деревянную посуду, но добрые люди просят, кому шайку на умывальник, кому нужен под капели бочонок, кому кадушечка солить огурцы или грибы, или даже простую посудинку с зубчиками – домашний цветок посадить.
Сделает, и потом ему тоже отплатят добром. Но, кроме бондарства, на нем лежит и все мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы и, наверно, что-то смекает.
Словарная работа.
БОНДАРЬ – мастер по изготовлению бочек, кадок и т.п.
ЛОХАНЬ – деревянная посуда круглой или овальной формы, с невысокими краями для различных надобностей (мытья посуды, стирки белья, помоев)
ЛАДИЛО – бондарный инструмент
ФУГАНОК – рубанок с колодкой увеличенной длины (предназначенный для чистого строгания плоских поверхностей)
ОБДЕРЖИВАТЬ – закреплять по окружности
СМЕКАТЬ – понимать, соображать что-л.; догадываться о чём-л.
НАСТАВЛЯТЬ поучать, учить
ХОРОХОРИТЬСЯ – ХРАБРИТЬСЯ, ДЕРЖАТЬ СЕБЯ ВЫЗЫВАЮЩЕ,ЗАНОСЧИВО
СТРОПТИВЫЙ 0 упрямый и своенравный
Учитель: Что называется портретом в литературном произведении?
Уже в самом начале повести Пришвин через описание внешности сумел показать духовную красоту героев и свое отношение к ним.
Какие черты детей наиболее дороги автору? (Трудолюбие, желание дружно работать и участвовать в жизни села)
Выделить сравнения и эпитеты, которые помогают понять отношение автора к детям.
Работа с планом. Составление таблицы
Возраст
Внешность Митраши.
А) возраст;
Б) лицо;
В) характер
2. Занятия Митраши:
1) бондарство;
2) хозяйство;
3) общественное дело.
3. Отношения между Митрашей и Настей.
Пересказ текста по плану.
Работа с памяткой
Как готовиться к выборочному изложению (пересказу) текста
1) Послушайте текст, выясните значение непонятных слов.2) Вдумайтесь в тему выборочного изложения (пересказа), определите её границы.3) Внимательно послушайте текст; ещё раз выберите то, что относится к теме, сделайте необходимые выписки, закладки в книге.4) Определите основную мысль изложения (пересказа).5) Подумайте, какой тип речи (повествование, описание, рассуждение) будет основным в вашем изложении (пересказе).6) Определите, какой стиль (разговорный, художественный, публицистический, научный, официально-деловой) вы будете использовать.7) Составьте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Учтите, что последовательность вопросов в исходном тексте и в выборочном изложении (пересказе) могут не совпадать.Продумайте, как лучше связать смысловые части выборочного изложения (пересказа); какие слова, обороты, предложения для этого использовать.9) Напишите черновик выборочного изложения, затем после проверки и исправлений перепишите его.
Самостоятельная работа учащихся (написание изложения).
Источник
Выборочное изложение по произведению М. М. Пришвина «Кладовая солнца»
Цель: научить выбирать необходимый материал при работе с текстом художественного произведения и строить на этом связное высказывание; продолжить работу по развитию языка, умению находить и употреблять в речи синонимы; развивать грамотность.
Просмотр содержимого документа
«Выборочное изложение по произведению М. М. Пришвина «Кладовая солнца»»
Урок русского языка в 6 классе
по произведению М. М. Пришвина «Кладовая солнца»
Тема: выборочное изложение по литературному произведению.
Цель: научить выбирать необходимый материал при работе с текстом художественного произведения и строить на этом связное высказывание; продолжить работу по развитию языка, умению находить и употреблять в речи синонимы; развивать грамотность.
1. Сообщение темы урока, запись в тетрадях.
2. Работа с текстом сказки – были М.М.Пришвина. Постановка задачи: отобрать материал для описания Митраши.
Примерные отрывки для изложения:
В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского, осиротели двое детей. Они были очень милые.
Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.
«Мужичок в мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе.
«Мужичок в мешочке», как и (его сестра) Настя, был в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у (Насти) сестры, глядел вверх.
После (смерти) родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям. Умненькие и дружные ребята скоро всему научились и стали жить хорошо.
Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок, ладило длиной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к другой, складывает и обдерживает деревянными или железными обручами. При корове двум детям не было такой нужды, чтобы продавать на рынок деревянную посуду, но добрые люди просят. Сделает (Митраша), и потом ему тоже отплатят добром. Но, кроме бондарства, на нем лежит и все мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы и, наверное, что-то смекает.
Очень хорошо, что Настя постарше брата на два года, а то бы он непременно зазнался и в дружбе у них не было бы, как теперь, прекрасного равенства. Бывает, и теперь Митраша вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, тоже учить свою сестру Настю. Но сестренка мало слушается, стоит и улыбается… Тогда «Мужичок в мешочке» начинает злиться и хорохориться и всегда говорит задрав нос: «Вот ещё!»
Помучив строптивого брата, Настя оглаживает его по затылку. И как только маленькая ручка сестры коснется широкого затылка брата, отцовский задор покидает хозяина.
3. Работа по содержанию отрывка:
Только ли о Митраше идет речь в тексте?
Какие части прочитанного текста не надо использовать в нашей работе?
Что нужно оставить?
Что мы узнаем из отрывка о детях – Насте и Митраше?
Опишите Митрашу (возраст, внешний вид, прозвище).
Что умел делать мальчик? На кого равнялся в своей работе? Кому подражал?
Только ли в работе он старается походить на отца? Как он относится к Насте?
Почему Настя посмеивается над братом? Как может помириться с ним?
4. Составление плана текста:
1). В одном селе осиротели двое детей.
2). Внешность Митраши.
3).Митраша выучился у отца делать деревянную посуду. Мальчик вникает и в общественные дела.
4).Митраша пытается поучать сестру, хорохорится.
5) Погладит Настя Митрашу по затылку, и задор покидает мальчика.
5. Словарная работа.
Какие сравнения и эпитеты использует автор, описывая внешность мальчика?
Что умел делать мальчик? Какие предметы домашнего обихода он делал из дерева? Каким инструментами пользовался?
Как вы понимаете выражение «старается понять общественные заботы и, наверное, что-то смекает.»
Какие синонимы к этому глаголу вы можете подобрать? (см. учебник, стр.154)
Какие черты характера Митраши отмечает Пришвин? Что значит «хорохорится»? Подберите синонимы к этому глаголу.
Запись слов и словосочетаний : ладило, обдерживает, бондарство, шайки, лохани, наставлять, задрав нос.
ШАЙКА 1 , –и, ж. Низкое и широкое деревянное или металлическое ведёрко с двумя ручками по бокам. Банная ш.
ЛОХАНКА, –и и ЛОХАНЬ, –и, ж. Круглая или продолговатая посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости. Деревянная л.
БОНДАРЬ, –я и БОНДАРЬ, –я, м. Мастер, изготовляющий из деревянных планок крупную посуду (бочки, кадки, лоханки).
НАСТАВИТЬ 2 , –влю, –вишь; –вленный; сов., кого (что) на что. Научить кого–н. чему–н. хорошему. Н. на ум (вразумить; разг.). Н. на путь истинный.
ЛАДИЛО –инструмент для подгонки, наладки, сложения в единое целое бочки.
ОБДЕРЖАТЬ – огладить, приноровить перед употреблением.
ЗАДИРАТЬ НОС – упрямиться, проявлять несговорчивость, высокомерие.
Почему автор использует забытые, устаревшие слова? Чего добивается употреблением таких слов?
6. Повторение литературоведческих терминов, нахождение этих терминов в отрывках из сказки-были. Запись необходимых для передачи текста – описания Митраши — средств художественной выразительности в тетрадь по развитию речи.
7. Повторное чтение текста.
Перескажите текст по плану. Используйте в рассказе записанные эпитеты, метафоры, гиперболу.
Какие числительные встретились вам в тексте?
8. Последнее чтение текста. Работа над черновиком и чистовиком изложения.
Источник
Краткое изложение Кладовая солнца Пришвин Михаил
В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславля-Залесского, осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне. Мы жили в этом селе всего только через один дом от детей. И конечно, мы тоже вместе с другими соседями старались помочь им, чем только могли.
Они были очень милые.
“Мужичок в мешочке”, как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх. После родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька,
Охотники за клюквой поначалу клали эти ягоды в рот.
Над маленькими корявыми елочками и березками серой мглой висело ночное одеяло и глушило все чудесные звуки Звонкой борины. Только слышался тут тягостный, щемящий и нерадостный вой. – Что это, Митраша, – спросила Настенька, ежась, – так страшно воет вдали? –
Отец говорил, – ответил Митраша, – это воют на Сухой речке волки, и, наверно, сейчас это воет волк Серый помещик. Отец говорил, что все волки на Сухой речке убиты, но Серого убить невозможно. – Так отчего же он страшно воет теперь? – Отец говорил: волки воют весной оттого, что им есть теперь нечего. А Серый еще остался один, вот и воет.
Было совсем тихо в природе, и дети, озябшие, до того были тихи, что тетерев-косач не обратил на них никакого внимания. Он сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились как мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике, для него довольно широком, ближе к ели, косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца.
На голове его гребешок загорелся огненным цветком.
Неподвижные, как изваяния, сидели на камне охотники за сладкой клюквой. Солнце, такое горячее и чистое, вышло против них над болотными елочками. Но случилось на небе в это время одно облачко. Оно явилось как холодная синяя стрелка и пересекло собой пополам восходящее солнце.
В то же время вдруг ветер рванул еще раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала.
Кра! – закричала ворона. И самец быстро перебежал по мостику остальной путь до косача и со всей силой долбанул его. Как ошпаренный метнулся косач к улетающим тетеревам, но разгневанный самец догнал его, вырвал, пустил по воздуху пучок белых и радужных перышек и погнал и погнал далеко.
Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами.
Уже целых два года прошло, как случилось ужасное несчастье в жизни Травки: умер обожаемый ею лесник, старый охотник Антипыч. Мы с давних лет ездили к этому Антипычу на охоту, и старик, думается, сам позабыл, сколько ему было лет, все жил, жил в своей лесной сторожке, и казалось – он никогда не умрет. – Сколько тебе лет, Антипыч? – спрашивали мы. –
Травка повернулась и вышла на двор. – То-то, ребята, – сказал Антипыч. – Вот Травка, собака гончая, с одного слова все понимает, а вы, глупенькие, спрашиваете, где правда живет. Ладно же, приезжайте. А упустите меня, Травке я все перешепну. И вот умер Антипыч.
Вскоре после этого началась Великая Отечественная война. Другого сторожа на место Антипыча не назначили, и сторожку его бросили.
Сторожка Антипыча была вовсе не далеко от Сухой речки, куда несколько лет тому назад, по заявке местных крестьян, приезжала наша волчья команда. Местные охотники проведали, что большой волчий выводок жил где-то на Сухой речке. Мы приехали помочь крестьянам и приступили к делу по всем правилам борьбы с хищным зверем.
Сквозь деревья пробилась трава, лианы плюща завили частые молодые осинки. И так создалось крепкое место, или даже, можно сказать по-нашему, по-охотничьи, волчья крепость. Определив место, где жили волки, мы обошли его на лыжах и по лыжнице, по кругу в три километра, развесили по кустикам на веревочке флаги, красные и пахучие.
Серый помещик сделался грозой края, и опять крестьяне приехали за нашей волчьей командой. Пять раз мы пытались его зафлажить, и все пять раз он у нас махал через флаги. И вот теперь, ранней весной, пережив суровую зиму в страшном холоде и голоде, Серый в своем логове дожидался с нетерпением, когда же наконец придет настоящая весна и затрубит деревенский пастух.
Сухая речка большим полукругом огибает Блудово болото. На одной стороне полукруга воет собака, на другой – воет волк. А ветер нажимает на деревья и разносит их вой и стон, вовсе не зная, кому он служит.
Ему все равно, кто воет, дерево, собака – друг человека, или волк – злейший враг его, – лишь бы он выл.
Травка, постояв немного, даже поднялась вверх на задние лапы, как заяц… С ней было так однажды еще при жизни Антипыча. Была у лесника трудная работа в лесу по отпуску дров.
Антипыч, чтобы не мешала ему Травка, привязал ее у дома.
Травка вернулась к Лежачему камню, проверила запах корзины на камне с тем, что ветер нанес. Потом она проверила след другого маленького человечка и тоже заячий след. Можно догадываться, она так и подумала: “Заяц-русак пошел прямым следом на дневную лежку, он где-нибудь тут же, недалеко, возле Слепой елани, и лег на весь день и никуда не уйдет.
А тот человек с хлебом и картошкой может уйти.
Слепая елань, куда повела Митрашу стрелка компаса, было место погибельное, и тут на веках немало затянуло в болото людей, и еще больше скота. И уж, конечно, всем, кто идет в Блудово болото, надо хорошо знать, что такое Слепая елань. Мы это так понимаем, что все Блудово болото, со всеми огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца.
Слой под ногами у Митраши становился все тоньше и тоньше, но растения, наверно, очень крепко сплелись и хорошо держали человека, и, качаясь и покачивая все далеко вокруг, он все шел и шел вперед. Митраше оставалось только верить тому человеку, кто шел впереди его и оставил даже тропу после себя.
Дрон-тон! – крикнул ворон сверху. И очень умные на всякое поганое дело сороки смекнули о полном бессилии погруженного в болото маленького человечка. Они соскочили с верхних пальчиков елок на землю и с разных сторон начали прыжками свое сорочье наступление.
Кто никогда не видел, как растет клюква, тот может очень долго идти по болоту и не замечать, что он по клюкве идет. Вот взять ягоду чернику, – та растет, и ее видишь: стебелечек тоненький тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны зеленые маленькие листики, и у листиков сидят мелким горошком чернички черные ягодки с синим пушком.
В глухих местах, где живет огромная птица глухарь, встречается костяника, красно-рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зеленой оправе. Только у нас одна-единственная ягода клюква, особенно ранней весной, прячется в болотной кочке и почти невидима сверху. Только уж когда очень много ее соберется на одном месте, заметишь сверху и подумаешь: “Вот кто-то клюкву рассыпал”.
Испуганная лосем, Настенька изумленно смотрела на змею: гадюка по-прежнему лежала, свернувшись колечком в теплом луче солнца. Насте представилось, будто это она сама осталась там, на пне, и теперь вышла из шкуры змеиной и стоит, не понимая, где она. Совсем недалеко стояла и смотрела на нее большая рыжая собака с черным ремешком на спине.
Собака эта была Травка.
Несмело возле Лежачего камня на успокоенных деревьях затоковал косач-токовик. И журавли прокричали три раза, не как утром – “победа”, а вроде как бы: – Спите, но помните: мы вас всех скоро разбудим, разбудим, разбудим! День кончился не порывом ветра, а последним легким дыханием.
Тогда наступила полная тишина, и везде стало все слышно, даже как пересвистывались рябчики в зарослях Сухой речки.
Выслушав гон лисицы, Травка точно так же, как и мы, охотники, поняла круг пробега зайца: от Лежачего камня заяц бежал на Слепую елань и оттуда на Сухую речку, оттуда долго полукругом на палестинку и опять непременно к Лежачему камню – и затаилась тут в густом кусту можжевельника.
Пока собака выправлялась, заяц огромными скачками летел уже по Митрашиной тропе прямо на Слепую елань. Тогда волчий способ охоты не удался: до темноты нельзя было ждать возвращения зайца. И Травка своим собачьим способом бросилась вслед зайцу и, взвизгнув заливисто, мерным, ровным собачьим лаем наполнила всю вечернюю тишину.
Сороки на Слепой елани, услыхав приближение зайца, разделились на две партии: одни остались при маленьком человечке и кричали: – Дри-ти-ти! Другие кричали по зайцу: – Дра-та-та! Трудно разобраться и догадаться в этой сорочьей тревоге.
Сказать, что они зовут на помощь, – какая тут помощь!
Для Травки все люди были как два человека – один Антипыч с разными лицами и другой человек – это враг Антипыча. И вот почему хорошая, умная собака не подходит сразу к человеку, а остановится и узнает, ее это хозяин или враг его. Так вот и стояла Травка и глядела в лицо маленького человека, освещенного последним лучом заходящего солнца.
У маленького человека в словах не только дружба и радость была, как думала Травка, а тоже таился и хитрый план своего спасения. Если бы он мог пересказать ей понятно свой план, с какой радостью бросилась бы она его спасать. Но он не мог сделать себя для нее понятным и должен был обманывать ее ласковым словом.
После бурной радости от встречи с Антипычем деловая Травка сейчас же вспомнила свой первый гон по зайцу. И понятно: Травка – гончая собака, и дело ее – гонять для себя, но для хозяина Антипыча поймать зайца – это все ее счастье. Узнав теперь в Митраше Антипыча, она продолжала свой прерванный круг и вскоре попала на выходной след русака и по этому свежему следу сразу пошла с голосом.
Источник