Меню

Изложение кладовая солнца 6 класс митраша

Выборочное изложение «Митраша» с использованием имен числительных

Выбранный для просмотра документ конспект уроков.doc

Тема урока: Выборочное изложение (упр.366) «Митраша» с использованием имен числительных

(рассчитано на 2 учебных часа, следующих друг за другом)

Учебник: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова.

Тип урока: урок развития речи

Образовательная: сформировать умение находить имена числительные в письменной речи.

Развивающая: развить навык создания связного речевого произведения; развить устную и письменную речь учащихся.

Воспитательная: воспитать любовь к русскому языку.

Приветствие учащихся. Проверка отсутствующих. Постановка целей урока.

Знакомство с текстом: учащимся необходимо прочитать 1 главу произведения Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца». (см. приложение 1)

Работа с текстом: Прочитав текст, обучающиеся должны отметить те абзацы, которые повествуют о Митраше.

Физ.пауза: Обучающиеся должны присесть. Если ответ правильный, то обучающиеся встают, если нет – продолжают сидеть.

Митраше было 10 лет – встают.

Насте 8 лет – садятся.

Митрашу звали «мужичок в мешочке» — встают.

У мальчика не было веснушек – садятся.

Митраша был высокий – продолжают сидеть.

Его нос глядел вверх – встают и садятся на места.

В) общественное дело

Отношения между Митрашей и Настей

Работа с именами числительными (в парах): найдите и подчеркните все имена числительные, охарактеризуйте их.

Устный рассказ о Митраше: обучающиеся должны пересказать все то, что узнали о Митраше.

Создание чернового варианта выборочного изложения.

Работа с тетрадями по развитию речи.

Индивидуально-групповая работа: в оставшееся время работа с карточками, тестами по пройденным темам. (см. приложение 2).

Домашнее задание: дифференцированное

Составить 10 предложений с использованием имен числительных.

Составить 15 тестовых заданий с использованием имен числительных.

Выписать 10-15 пословиц с использованием имен числительных.

Список используемой литературы:

Русский язык. 6 класс: поурочные планы по учебнику М.Т.Баранова [и др.]/авт.-сост. С.С. Колчанова. – 2-е изд.- Волгоград: Учитель, 2013.

Выбранный для просмотра документ приложение 1.docx

В одном селе, возле Блудова болота, в районе города

Переславля-Залесского, осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни, отец

погиб на Отечественной войне.

Мы жили в этом селе всего только через один дом от детей. И конечно, мы

тоже вместе с другими соседями старались помочь им, чем только могли. Они

были очень милые. Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у

нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были

крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все

стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх.

Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет

с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок

широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.

«Мужичок в мешочке», — улыбаясь, называли его между собой учителя в

«Мужичок в мешочке», как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик

его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх.

После родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба

пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы,

куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен.

Вместе с этим богатством досталась, однако, детишкам бедным и большая

забота о всех живых существах. Но с такой ли бедой справлялись наши дети в

тяжкие годы Отечественной войны! Вначале, как мы уже говорили, к детям

приходили помогать их дальние родственники и все мы, соседи. Но очень что-то

скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо.

И какие это были умные детишки! Если только возможно было, они

присоединялись к общественной работе. Их носики можно было видеть на

колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых

рвах: носики такие задорные.

В этом селе мы, хотя и приезжие люди, знали хорошо жизнь каждого дома.

И теперь можем сказать: не было ни одного дома, где бы жили и работали так

дружно, как жили наши любимцы.

Точно так же, как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца, в

Читайте также:  Как убрать покраснения кожи лица от солнца

предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостиной в руке выгоняла она свое

любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она

растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по

хозяйству до ночи.

Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки,

лохани. У него есть фуганок, ладило* длиной больше чем в два его роста. И

этим ладилом он подгоняет дощечки одну к одной, складывает и обдерживает

железными или деревянными обручами.

* Ладило — бондарный инструмент.

При корове двум детям не было такой уж нужды, чтобы продавать на рынке

деревянную посуду, но добрые люди просят, кому — шайку на умывальник, кому

нужен под капели бочонок, кому — кадушечку солить огурцы или грибы или даже

простую посудинку с зубчиками — домашний цветок посадить.

Сделает, и потом ему тоже отплатят добром. Но, кроме бондарства, на нем

лежит и все мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех

собраниях, старается понять общественные заботы и, наверно, что-то смекает.

Очень хорошо, что Настя постарше брата на два года, а то бы он

непременно зазнался и в дружбе у них не было бы, как теперь, прекрасного

равенства. Бывает, и теперь Митраша вспомнит, как отец наставлял его мать, и

вздумает, подражая отцу, тоже учить свою сестру Настю. Но сестренка мало

слушается, стоит и улыбается. Тогда «Мужичок в мешочке» начинает злиться и

хорохориться и всегда говорит, задрав нос:

— Да чего ты хорохоришься? — возражает сестра.

— Вот еще! — сердится брат. — Ты, Настя, сама хорохоришься.

Так, помучив строптивого брата, Настя оглаживает его по затылку. И как

только маленькая ручка сестры коснется широкого затылка брата, отцовский

задор покидает хозяина.

— Давай-ка вместе полоть, — скажет сестра.

И брат тоже начинает полоть огурцы, или свеклу мотыжить, или картошку

Номер материала: ДВ-220538

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

В Рособрнадзоре рассказали о предварительных результатах ЕГЭ-2021

Время чтения: 3 минуты

В рейтинг лучших вузов мира Quacquarelli Symonds вошли 48 российских университетов

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения планирует организовать форум Учителей года

Время чтения: 1 минута

График ЕГЭ сохраняется на всей территории страны

Время чтения: 1 минута

Вузы в Москве перейдут на удаленку из-за ситуации с COVID-19

Время чтения: 1 минута

Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился

Время чтения: 4 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Презентация на тему: Выборочное изложение по произведению М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Митраша

Урок развития речи, 6 класс Выборочное изложение по произведению М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Митраша

М.М.Пришвин – автор сказки – были «Кладовая солнца»

План. 1.Внешний вид Митраши: а)возраст; б)лицо; в)характер. 2.Интересы и занятия мальчика. 3.Моё отношение к герою произведения.

В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль – Залесского, осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне.

Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только девять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный. «Мужичок в мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе. «Мужичок в мешочке», как и Настя, был в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх.

Читайте также:  Особенности композиции были кладовая солнца смысл названия сказки

И какие это были умные детишки! Если только возможно было , они присоединялись к общественной работе. Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах: носики такие задорные.

Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок, ладило длиной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к другой, складывает и обдерживает железными или деревянными обручами.

Но, кроме бондарства, на нём лежит и всё мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы и, наверное, что-то смекает.

Митраша вздумает, подражая отцу, тоже учить свою сестру Настю. Но сестрёнка мало слушается, стоит и улыбается… Тогда «Мужичок в мешочке» начинает злиться и хорохориться и всегда говорит, задрав нос: — Вот ещё! — Да что ты хорохоришься? – возражает Настя. — Вот ещё! – сердится брат. – Ты, Настя, сама хорохоришься. — Нет, это ты! — Вот ещё! Так, помучив строптивого брата, Настя оглаживает его по затылку. И как только маленькая ручка сестры коснётся широкого затылка брата, отцовский задор покидает хозяина. — Давай-ка вместе полоть огурцы, или свёклу мотыжить, или картошку сажать.

Возможное начало. В одном селе, возле Блудова болота, осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни, отец погиб на войне. Девочку звали Настей, а мальчика – Митрашей. Возможная концовка. Я считаю, … Мне кажется, … Я думаю, …

Источник

Выборочное изложение по тексту Пришвина `Кладовая солнца`

Цель: продолжить отработку навыка письменного изложения текста, формировать умение отбирать языковой материал, необходимый для раскрытия основной мысли текста, и правильно располагать его в письменной работе, повторить основные требования к выборочному изложению, развивать правописные умения и навыки.
Оборудование: доска, учебники, тетради, текст сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

ХОД УРОКА
Для всего, что существует в природе,
В русском языке есть великое
Множество хороших слов и выражений.
К. Паустовский

Сообщение темы и цели урока.
Учитель. Я напоминаю о том, что прочитанное можно пересказать по-разному: подробно (близко к тексту), кратко или сжато (самое главное), а можно выбрать и пересказать какую-то одну часть текста, то есть изложить выборочно в соответствии с данной темой. Приведите примеры, когда вам приходилось составлять выборочные пересказы. (приводят примеры). При выборочном изложении пересказывается не весь текст, а только какая-то его часть, связанная с определенной подтемой (микротемой). (Повторяем понятие о широкой и узкой теме). В тексте материал, относящийся к заданной теме, может быть расположен в одном месте (сосредоточен), но может быть и разбросан (рассредоточен). В этом случае нужно предварительно выбрать необходимый материал.
В речевой практике вам часто придётся пользоваться выборочным пересказом, отбирать и излагать материал только на нужную для определённого случая тему. Значит, необходимо уметь выборочно излагать прочитанное или прослушанное.

Слово учителя:
— На прошлых уроках мы познакомились с замечательным писателем М.М. Пришвиным и прочитали его сказку – быль «Кладовая солнца».Слайд 1 (На доске портрет писателя: он сидит на пеньке, взгляд устремлен вдаль)
— Перед вами один из портретов Пришвина. Обратите внимание на его одежду, позу, взгляд.
— Каким изображен писатель на портрете? (Сидящим на пеньке в охотничьем снаряжении, с пристальным взглядом, устремленным вдаль, на окружающую природу)
Пришвин говорил: «Я. друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». Это прослеживается и в его сказке-были «Кладовая солнца».

Чтение подготовленных отрывков из сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского, осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне.
Они были очень милые. Настя была, как золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх. Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный. «Мужичок в мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе.
«Мужичок в мешочке», как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх.
После родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза. Безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен.
Точно так же, как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостиной в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед, и так хлопотала по хозяйству до ночи. Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок, ладило [длиной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к одной, складывает и обдерживает железными или деревянными обручами.
При корове двум детям не было такой уж нужды, чтобы продавать на рынке деревянную посуду, но добрые люди просят, кому шайку на умывальник, кому нужен под капели бочонок, кому кадушечка солить огурцы или грибы, или даже простую посудинку с зубчиками – домашний цветок посадить.
Сделает, и потом ему тоже отплатят добром. Но, кроме бондарства, на нем лежит и все мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы и, наверно, что-то смекает.
Словарная работа.

Читайте также:  Сравнение солнца с подсолнухом

БОНДАРЬ – мастер по изготовлению бочек, кадок и т.п.
ЛОХАНЬ – деревянная посуда круглой или овальной формы, с невысокими краями для различных надобностей (мытья посуды, стирки белья, помоев)
ЛАДИЛО – бондарный инструмент
ФУГАНОК – рубанок с колодкой увеличенной длины (предназначенный для чистого строгания плоских поверхностей)
ОБДЕРЖИВАТЬ – закреплять по окружности
СМЕКАТЬ – понимать, соображать что-л.; догадываться о чём-л.
НАСТАВЛЯТЬ поучать, учить
ХОРОХОРИТЬСЯ – ХРАБРИТЬСЯ, ДЕРЖАТЬ СЕБЯ ВЫЗЫВАЮЩЕ,ЗАНОСЧИВО
СТРОПТИВЫЙ 0 упрямый и своенравный

Учитель: Что называется портретом в литературном произведении?
Уже в самом начале повести Пришвин через описание внешности сумел показать духовную красоту героев и свое отношение к ним.
Какие черты детей наиболее дороги автору? (Трудолюбие, желание дружно работать и участвовать в жизни села)
Выделить сравнения и эпитеты, которые помогают понять отношение автора к детям.

Работа с планом. Составление таблицы
Возраст

Внешность Митраши.
А) возраст;
Б) лицо;
В) характер
2. Занятия Митраши:
1) бондарство;
2) хозяйство;
3) общественное дело.
3. Отношения между Митрашей и Настей.

Пересказ текста по плану.

Работа с памяткой
Как готовиться к выборочному изложению (пересказу) текста
1) Послушайте текст, выясните значение непонятных слов.2) Вдумайтесь в тему выборочного изложения (пересказа), определите её границы.3) Внимательно послушайте текст; ещё раз выберите то, что относится к теме, сделайте необходимые выписки, закладки в книге.4) Определите основную мысль изложения (пересказа).5) Подумайте, какой тип речи (повествование, описание, рассуждение) будет основным в вашем изложении (пересказе).6) Определите, какой стиль (разговорный, художественный, публицистический, научный, официально-деловой) вы будете использовать.7) Составьте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Учтите, что последовательность вопросов в исходном тексте и в выборочном изложении (пересказе) могут не совпадать.Продумайте, как лучше связать смысловые части выборочного изложения (пересказа); какие слова, обороты, предложения для этого использовать.9) Напишите черновик выборочного изложения, затем после проверки и исправлений перепишите его.

Самостоятельная работа учащихся (написание изложения).

Источник

Adblock
detector