Аах (Ях) — лунное божество
Аах — бог Луны и лунного календаря Аах (Ях) – древнеегипетский бог Луны, отвечающий за лунный год (12×30 дней), почитался в Фивах. Первоначально слово «Аах» означало Луну как спутника Земли, в астрономическом смысле.
Поскольку вначале по древнеегипетскому календарю продолжительность года равнялась 360 дням, а Луна играла важную роль в хозяйственно-астрономических прогнозах, лунный бог приобрел большую популярность в Древнем Египте.
Популярный в эпоху Среднего царства
Культ Ааха (Яха) достиг максимума в период Среднего царства. Некоторые исследователи считают, что имя фараонов Яхмос (XVIII и XXVI династии) связано с этим божеством. Если такое предположение верно, то это говорит о значительном влиянии этого бога в отдельные периоды истории Древнего Египта.
Однако со временем древнеегипетские жрецы, заметив несовпадение календарного и реального года, произвели календарную реформу, добавив к 360 дням еще 5 дней. Мифы, освящающие божественную необходимость такой реформы, рассказывают о том, что бог мудрости Тот выиграл именно у Ааха в игре в кости по 1/72 сияния Луны в каждый день, и таким образом за год получилось пять дополнительных дней.
После этого культ Ааха постепенно начал терять популярность, хотя в одном из вариантов «Книги мертвых» он упоминается и говорит: «Я, лунный бог Аах, обитающий среди богов…».
Теории проиcхождения Ааха (Яха)
Подробности культа данного бога сейчас неизвестны. Также невелико и количество его изображений. Аах обычно изображался в антропоморфном виде с нарождающимся полумесяцем на голове, иногда подобно другим лунным богам — Тоту и Хонсу — имел голову ибиса или сокола. Также иногда изображался в виде полумесяца, опирающегося на столб Тота (джед), стоящий в лодке.
Существуют теории, согласно которым культ Ааха связан с появлением в Египте большого числа выходцев из Западной Азии (в том числе гиксосов), а сам Аах отождествляется с сирийскими и даже месопотамскими лунными божествами.
Обращают внимание и на схожесть имени Ааха (Яха) с еврейским Яхве, но точка в дискуссиях, насколько это совпадение является случайным, еще не поставлена.
Источник
Как древние египтяне звали бога луны
ААХ (Ях) (др.-егип. месяц, луна) – древнеегипетское мифологическое божество, почитаемое в египетской мифологии как бог луны. Источником почитания считался город Фивы. Первоначально Ааху поклонялись именно как Луне, как астрономическому явлению, спутнику Земли. Как божество, Аах изображался в виде фантастического антропоморфного существа, с «молодым месяцем на голове (возрастающая Луна).
Как и множество других божеств из своего пантеона, древние египтяне изображали Ааха с головой какой либо священной птицы – сокола или ибиса. Возможно, это было сделано по аналогии – ведь у египтян было еще два лунных божества – Хонсу и Тоту. Впрочем, подробности лунного культа египтян, а также египетский бог Аах и особенности поклонения ему досконально еще не изучены современными египтологами. Неизвестно также месторасположение храма Ааха, да и общее число изображений или настенных росписей, где был бы изображен египетский бог Аах .
Впрочем, в нескольких источниках встречается двойное обозначение имени, которым может похвастать египетский бог Аах — Осирис–Аах. Культ бога попадает как раз на время расцвета Среднего царства. Бог Луны как небесного светила в Древнем Египте был довольно почитаем, поскольку египтяне именно по Луне ориентировались во временах года, определялись со сроками посадок и посевов. Также как в именах фараонов встречается второе имя Амон, так и в именах тогда правящих фараонов местами можно встретить упоминания Яхмос.
Эпогей поклонения Ааху попадает как раз на период иммиграции в Египет представителей племен Западной Азии, поэтому иногда проводятся параллели египетский бог Аах – сирийский или месопотамский бог ночного светила. Культурологи даже поднимают вопрос о едином источнике происхождения египетского Яхмос и еврейского Яхве.
Со временем культ Яхмоса нивелировался, да и египтяне немного внесли коррективы в свои астрономические и астрологические подсчеты, добавив к привычным 360 дням в году, еще пять. Так что Аах, несмотря на подупавшую популярность еще тысячи лет назад, остался в мифологии древних как почитаемое божество небесного светила, будучи упоминаемым во всех известных преданиях, в том числе, и в «Книге Мертвых».
Продажа домов в Калужской области – это один из самых лучших способов инвестиций.
Источник
Боги Египта
Древний Египет называли Даром Нила, и именно он влиял на образ жизни людей, на формирование государства, цивилизации, мифологии и богов. Египтяне считали, что мир — это полоса земли, через середину которой течет Нил, и окруженная водами великого океана. Эту воду олицетворял Нум, первый из богов, источник реки и дождя. Над землей простиралось небо, поддерживаемое четырьмя колоннами, каждая из которых располагалась на краю разных сторон света. Различия между Верхним и Нижним Египтом нашли отражение в мифологической борьбе боги Осириса и Гора с Сетом, а также в строительстве государства.
Краткая мифология Древнего Египта
Если кратко, то Фараон, согласно древнеегипетской мифологии, был богом Древнего Египта, который соединил две короны: верхний и Нижний Египет. При жизни он был богом Гором, после смерти — Осирисом, царем мертвых. С мифами о богах Гора и Осирисе была связана мумификация и культ умерших. Большое значение в Египте уделялось и солнцу. Ра — бог солнце по традиции был первым фараоном, и как Атум — творцом мира. Говорили, что Атум, который либо сам создал себя, либо был ребенком Нун, появился из первобытных вод как холм.
Солнечный культ в Древнем Египте достиг апогея во времена правления Аменхотепа IV под названием Эхнатон (1379 – 1362). Этот фараон, похоже, оставил бесчисленные божества, к которым обращались и которым поклонялись предыдущие правители Древнего Египта, и сосредоточил свое благочестие на одном боге Атоне, изображаемом в виде солнечного диска. По мифологии Древнего Египта Осирис был архетипом бога мертвых. Его повторяющаяся смерть и воскресение считались отражением ежегодных разливов Нила в Египте и циклического роста и отмирания растительности.
Прежде всего, он был царем вечности, правителем бесконечного мира в подземном мире, положение которого открывает Книга Мертвых. Здесь сидевший на троне Осирис, судил каждого умершего человека, которого по очереди приводил к нему Анубис бог с головой шакала. Однако люди в Римской Империи узнали Осириса почти исключительно через обширные мистерии Исиды, его жены и сестры. В ее мифологическом цикле он был, впрочем, одним из второстепенных актеров, как и Серапис, которого Птолемеи считали государственным Богом Древнего Египта.
Список самых известных
Богов Древнего Египта
Его имя в Древнем Египте означает «таинственный» и отождествляется с богом солнца Ра, впоследствии Амон-Ра — верховное, главное божество Египта. Изображается в виде бородатого мужчины в головном уборе с двумя длинными перьями. Считался хранителем династии и пантеона. В его честь были построены огромные храмы в Луксоре и Карнаке Египта. Считался одним из трех создателей Мира, и к его великодушию обращались верующие в просящих молитвах. Вместе с богиней Мут и богом луны Чонсу они образовали фиванскую триаду. Фивы были его родным городом, откуда культ бога распространился в других частях государства.
Анубис
Бог царства мертвых, тьмы. изобретатель мумификации, покровитель бальзамирования, хранитель могилы, к которой обращались погребальные молитвы. Изображается с головой шакала. Вместе с Имстетом, Хапи, Дуамутефом и Кебехсенуфом он царствовал в подземельях.
Солнечный щит, видимое проявление Бога Ре, единственное божество в монотеистической религии, созданной Эхнатоном. Центром культа Атона в Древнем Египте был Ахетатон, ныне Телль-эль-Амарна. Атон изображался как солнечный диск с лучами, оканчивающимися ладонями.
Один из древнейших богов Древнего Египта, священным животным которого был Змей. Почитаемый в Гелиополисе как Атум-Ра, считался там творцом мира и богов, а как божество солнца — олицетворением полуденного солнца. Представлял собой существо в человеческом обличии с двойной короной верхнего и Нижнего Египта на голове.
Бастет
Египетская богиня кошка. Центром поклонения этой богине был город Бубастис в Египте, где находился некрополь мумифицированных кошек. Кошки также почитались в домах. Любимый вид спорта фараонов — охота на Львов, считалась греховным делом, если совершалась во время праздников в честь этой богини.
Домашний Бог, изображаемый обычно в виде карлика с широким бородатым лицом, густыми бровями, длинными волосами, с большими оттопыренными ушами, плоским носом, высунутым языком, тонкими и длинными руками, кривыми ногами и хвостом. Бес сочетался с человеческими удовольствиями, был жизнерадостным персонажем и оберегал людей от несчастий. В Египте он убивал змей, защищал детей, при родах помогал богине Таурт, изображенной в облике бегемота.
Относился к главным богам Древнего Египта и, как покровитель и хранитель фараонов, имел бесчисленное количество храмов по всей стране. Он изображался с головой сокола. Когда Хор достиг совершеннолетия, отправился мстить за смерть отца и вступил в поединок с Сетом.
Имхотеп
Имхотеп из смертных, которого причислили к богам Древнего Египта. Архитектор комплекса ступенчатой пирамиды в Саккаре Египта. Его изображали жрецом с бритой головой, держащим на коленях развернутый свиток папируса. Он был покровителем преподавания и медицины.
Исида
Богиня магии и творческой силы, хозяйка земли, неба, моря и мира мертвых. Одна из самых популярных богинь Египта почитается как образцовая жена Осириса и мать Гора. Она представляла себя женщиной с троном на голове. Ее культ помимо Египта, распространился так же на Грецию и Рим.
Дочь Ра, богиня истины Древнего Египта — Маат, носила страусиное перо на голове. Это перо, как олицетворение истины и справедливости, клали на одну из чаш весов, на которой во время суда Осириса взвешивали душу умершего.
Богиня, символом которой был стервятник. Изображенная как женщина в королевской короне, она почиталась в южной части Карнака, где находился ее храм. Будучи супругой Амона фиванского и матерью Чонсу, она совершала с ним торжественные шествия из Карнака в Луксор или на противоположную сторону Нила в царские погребальные храмы.
Нефтида
Нефтида богиня смерти и рождения, жена Сета, сестра Осириса. Ее имя, означающее «хозяйка замка», сочеталось с погребальным ритуалом, она и ее сестра Исида выступали в роли хранительниц.
Нехебкау
Один из страшных демонов в египетском подземном мире, встречавших умерших. Это была змея с человеческими руками и ногами. Совсем по-другому выглядел женский демон Аммут с головой крокодила, туловищем львицы, пожирающей души обреченных на смерть. Легенда Древнего Египта гласит, что бог Нехебкау когда-то был приручен Ра и с тех пор преданно служит богу солнца.
Первобытные воды в мифологии Древнего Египта. Этот бог изображен как человек, стоящий по пояс в воде с поднятыми вверх руками, поддерживая лодку солнца. Хаос первобытных вод был глубоким, вечным, темным и невидимым.
Египетская богиня неба, которую обычно изображали в виде обнаженной, гигантской женщины, обнимавшей небеса, чья согнутая в дугу спина, поддерживалась богом воздуха Шу. Согласно легенде, день и ночь являются результатом солнечного возрождения: солнце входило вечером в рот Нут, ночью проходило через ее тело и утром рождалось из ее чрева.
Осирис
Царь и судья мертвых, главное божество смерти. Посвященным ему городом был Джед, лежащий в дельте Нила. Осириса изображали бородатым человеком в короне Верхнего Египта на голове, закутанным в саван по подобию мумии. В руках он держал кнут и жезл — символы власти. Ему приписывали введение земледелия и многих ремесел, а также полагали, что он положил начало обрядам, прежде всего мистерии, сопровождавшей процесс бальзамирования и мумификации. Египтяне считали, что сохранение тела является важным условием для обеспечения вечной жизни. Без тела вообще невозможно было жить дальше после смерти. Они также были убеждены, что человек рядом с телом имеет еще Ба и Ка-душу, изображаемую в виде птицы с человеческой головой, своего рода двойника, хранителя тела, рождающегося вместе с ним и сопровождающего его в мире мертвых. Только фараоны становились после смерти Осирисом, а остальные могли получить спасение, когда с положительным исходом прошли через суд, исследующий содержащиеся в них добро и зло. Несчастного, получившего неудачный результат, ждал Аммут — Пожиратель душ. Согласно мифу, посвященному Осирису, он был утоплен, расчленен и разбросан по земле и воде его братом Сетом, который затем запер его в саркофаге и бросил в Нил. Там его нашла Исида, его сестра и жена, и оживила. Однако возрожденный Бог не остался на земле, а стал хозяином тех, кто уже ушел в загробный мир.
Источник