Меню

Как дурачок за солнцем

Теория заговора в песне Про дурачка Егора Летова

Сибирский рок напоминал толстенное дерево, уходящее корнями в языческий фольклор и футуристическую поэзию, а кроной упиравшееся в густые небеса психоделии и гаражного рока.
Екатерина Борисова.

История создания песни «Про дурачка» хорошо известна. На альбоме «Прыг-скок» (1990) она напета автором в четыре голоса без музыкального сопровождения, на альбоме «Солнцеворот» (1997) присутствует в электрической версии (текст песни имеет варианты). По словам Егора Летова, песня родилась «из обрывочных образов, словосочетаний и строк», записанных в полубессознательном состоянии.
Закономерно, что основой послужил именно заговор, потому что в пограничном состоянии открывается древнейший пласт человеческой памяти: первобытные образы из подсознания, универсальные мотивы (архетипы), отраженные в фольклоре. Неслучайно и сам альбом «Прыг-скок» имеет подзаголовок «детские песенки». Считается, что архетипы коллективного бессознательного присутствуют в детском языке, мышлении, игровых действиях.
Возможно, образ дурачка был навеян песней «Выше ноги от земли», где также прослеживаются фольклорные корни (Янка записывала её 5 июля 1990 года в «ГрОб-студии», за три дня до написания Летовым «Про дурачка». В песне Янки дурачок – тот, кто остался в живых: «Значит будем в игры играть / Раз-два – выше ноги от земли / Кто успел – тому помирать / Кто остался – тот и дурачок / Обманули дурачка / Обманули дурачка. «) Путь переосмысления Летовым языческого заговора на смерть в заговор на жизнь было бы интересно проследить.
В заговоре, как и в песне, исполняемой на сцене, сконцентрированы ритуал (дело) и миф (слово). Конечная цель древних ритуалов годового цикла и заговоров – восстановление космического равновесия, поэтому в заговорных текстах прослеживаются те же универсальные схемы сотворения мира, что и в индоевропейской мифологии.
Сказочный мужской персонаж (дурачок) сопоставим с функционально близким ему персонажем из заговоров, содержащих мотив «отсоединения, отстреливания» некой угрозы, болезни, опасности вообще. Другой семантически близкий образ индоевропейских мифологических традиций – фигура бога-первочеловека. В связи с этим значимым в заговоре становится мотив сечения: первочеловек создает вселенную из частей собственного тела. В тексте «Про дурачка» рассечение происходит внутри головы: «зубчатые колеса завертелись в башке» (вариант – «зубастые»). Образ головы как вместилища духа и разума появляется в тексте именно в связи с мотивом распада и хаоса, предшествующего (в мифе) воссозданию космоса: «в промокшей башке под бронебойным дождем». Очевидна двунаправленность воздействия и даже разно- противоположно-направленность (колеса с острыми краями внутри головы и голова под бронебойным дождем), присущая смысловой основе заговоров.
В заговоре «нисходящее движение» (организация описания сверху вниз) интерпретируется как распад телесного состава первочеловека, разъединение его элементов. Но движение сверху вниз в тексте песни относится скорее к распаду мира вокруг. Для героя заговорного текста Летова больше характерно не нисходящее (распад), а восходящее движение (воссоздание космоса). Ключевой отрывок:
А сегодня я воздушных шариков купил
Полечу на них над расчудесной страной
Буду пух глотать, буду в землю нырять
И на все вопросы отвечать: «Всегда живой!»
Примеры появления образа летающего мужского персонажа в заговорах редки. Этот семантический трансформ фигуры первочеловека, символизирующий собой целостный космос, в пространственном отношении занимает пограничное положение. Однако мы видим, что дурачок в тексте свободно перемещается во всех существующих пространствах, а в заговорах безграничность – один из важнейших признаков бога-первочеловека. При этом он остается «всегда живым», полностью противопоставляя себя смерти.
Пространство в тексте песни представлено миром живых («расчудесная страна»), лесом (в сказочной традиции – магическая граница, разделяющая живое и потустороннее). Мир мертвых не представлен определенным местом: Смерть находится в пространстве живых (улица), умершая мать приходит к герою также в мир живых. Даже земля в тексте не полностью соотнесена с миром мертвых. У Летова «ныряние в землю» не приравнивается к умиранию (ведь предполагает «выныривание», как в песне «Прыг-скок»: «Прыг-скок! / Ниже кладбища! / Выше солнышка! / Прыг – под землю!! , Скок – на облако!!»). Земля, подобно лесу, становится пограничным пространством между жизнью и смертью, в земле – окопы, это место боя («Не бывает атеистов в окопах под огнем»). Пространство неба появляется в связи с полетом дурачка (в некоторых вариантах текста на него прямо указывается: «Ходит дурачок по небу / Ищет дурачок мертвее себя / Ходит дурачок по миру, / Ищет дурачок живее себя», где небо – также пограничное пространство между царствами живых и мертвых, мир – место живых). В отличие от дурачка, Смерть не обладает у Летова качеством пространственной безграничности. Известно, что он практически полностью повторяет в одном из куплетов подблюдную песню, предвещающую смерть. Таким образом, персонифицированная Смерть оказывается ограничена магическим кругом повторяющегося гадательного действа, замкнута в пределах непреложного ритуала.
Образы в тексте «Про дурачка» соотносятся с зонами «верха» и «низа» космического пространства. Так, комар, согласно мифологической традиции, связан с корнями мирового древа, загробным «нижним» миром, преисподней. В фольклоре сибирских народностей комары произошли из искр костра, на котором мифический герой сжигает злое женское существо. В песне «потусторонний» комар погибает в «пожаре».
Образ «верха» – солнышко – присутствует и явно, и скрыто. С ним связан мотив невозможного, осуществленного чуда («Светило солнышко и ночью, и днем»), преодоление тьмы, хаоса, смерти. Комар (из пространства «мертвого» мира) неслучайно – «предрассветный», погибает перед восходом солнца, когда, по сказочным законам, силы тьмы теряют свою силу. «Солнышко» традиционно соотнесено и со смертью. (Например, оно упоминается в русских народных заговорах для защиты от покойника: «Солнышко никогда в другу сторону не воротится, и ты уж не воротишься»). Смерть «несет блины на блюдце». Представители «мифологической школы» (А.Н. Афанасьев) и некоторые их последователи (Б.А. Рыбаков) считали, что блины были символом солнца у славянских народов, а их изготовление и поедание (на Масленицу) означало победу дня над ночью, света над тьмой. И хотя это мнение опровергалось, известно, что в русских деревнях IX–X вв. блины пекли на круглых глиняных сковородках с зубчатыми краями и с прочерченным еще по сырой глине крестом, знаком солнца.
Возможно, Смерть, несущая блины, – это отсылка к поминальной обрядности. В Белоруссии и некоторых местностях России в субботу перед Масленицей отмечали Родительский день, поминали умерших родителей, для них специально пекли блины (у древних славян блины были поминальной едой). Тогда закономерным становится и появление образа мертвой матери в тексте. (Интересно, что иностранец, побывавший в Москве при Иване Грозном (вероятно, итальянец Рафаэль Барберини) сравнивал русскую Масленицу с итальянским карнавалом. А Егор Летов в одном из интервью сказал: «Про дурачка» я вообще бы снял в Венеции во время карнавала»).
В тексте присутствует ритуальное действие, которое происходит независимо от воли героя, само по себе: «Полетят копейки из-за пазухи долой» (иногда заговор предполагал подобный ритуал: за пазухой прятали сакральные предметы – например, крест). Монеты (тот же «на последний глаз – пятак») обычно связывают или с уплатой за переправу в мир мертвых, или с символическим откупом от потусторонних злых сил. Не имея возможности одолеть «дурачка», не берут ли они вознаграждение таким образом?
Образы жара соотнесены со смертельной опасностью, с борьбой за жизнь ([Смерть] поцелует горячо», «закипела ртуть, замахнулся кулак», «мой пожар» (состояние горячки), «огонь» (он же – «бронебойный дождь» из пуль над окопами); возможно, солнышко и кровь). Для Летова вообще был важен момент осознания себя «солдатом и солдатом хорошим», и творческий процесс в контексте этого осознания становится войной, борьбой с беспамятством и хаосом. Здесь проявляется, собственно, важнейшая Летовская концепция («Добежит слепой, победит ничтожный»), по которой у каждого «маленького человека» есть возможность вечной Вселенской Победы (по Мао Дзе Дуну, «сто раз проиграть, чтобы единожды победить»).
Текст «Про дурачка» оказался построенным по законам древнейших заговорных прототекстов, где магические качества бога, первочеловека (восстанавливающих мировое равновесие: побеждающих опасность, болезнь или смерть) переносились на героя текста и, следовательно, на его исполнителя. Голос, музыкальное сопровождение (ритуальная часть) сделали текст заговором.
В широком смысле, духовный и творческий поиск помогает человеку победить. Заход в подсознательное, древнее, мифологическое, позволяет понять, что составляет основу личности. «Я представляю собой не личность, а народ», – говорил Летов в интервью Алексею Курбановскому. И там же – «Творчество – утверждение «я», которое есть не «эго», а высшая ценность. «Я» – как мир, как Земля, как Вселенная».

Список использованной литературы (помимо доступной информации из интернета):

1. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки.
2. Топоров В.Н. О статусе и природе заговора (теоретический аспект) // Этнолингвистика текста. Семиотика малых форм фольклора: Тезисы и предварительные материалы к симпозиуму. М., 1988 г., Ч. I. – С. 23.
3. Шиндин С.Г. О возможном присутствии рефлексов архаического ритуала в русских заговорах // Славяноведение, 1993 г., № 3.
4. Петров В.П. Заговоры // Из истории русской современной фольклористики. Л., 1981 г. – С. 98–106.
5. Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме: Опыт сопоставления структур. М., 1986 г.

Читайте также:  Всегда любила наблюдать закат по небу солнце разливает краски

Источник

Как Иванушка-дурачок за чудом ходил стихотворный п

Действующие лица:
1. Князь
2. Княжна Марья
3. Иван
4. Нянька
5. Помощник Князя
6. Врач
7. Стражник 1
8. Стражник 2
9. Баба-Яга
10. Король
11. Министр
12. Стража Короля
13. Людоед
14. Земномор
15. Помощники Людоеда
16. Окружение Короля
17. Друзья Марьи и Ивана

Музыка, используемая в сценарии:
1. Минуса для песен:
• Песня Княжны: «Проститься» гр. «Uma2rmaH», муз. В. Кристовский, С. Кристовский 2004 г.
• Песня Короля: «Дуэт Эмиля и Эмилии» муз. Г. Гладков 1978 г.
• Песня Людоеда: «Песня Кота Матвея» муз. Г. Гладков 1975 г.
2. Характерная музыка для танцев и фона для сцен.

СЦЕНА 1
Звучит весёлая музыка. Выбегают маленькие дети, играют, хороводят. Выходит Нянька. Дети, поиграв, убегают.

Нянька: Только солнце у ворот,
А они за хоровод.
А хотя, в такую пору,
Каждого душа поёт.

Вон у князя во дворце –
Все с улыбкой на лице,
Да и как не улыбаться
При таком-то при отце.

Князь не скуп и не жесток,
Он не глуп и в меру строг.
В общем, мы живём нормально,
И не ходим без порток.

А уж дочка всех милей.
Я вот – нянечка при ней.
Ох, у Марьи нет отбоя
От красивых-то парней.

А милей ей всех – Иван,
Он ей ровня по годам.
Только вот в другом не ровня –
В смысле, значит, по чинам.

Он при ей, она при ём –
Как лебёдка с лебедём.
Нет,- как лебедь с лебедицей.
Вон, кажись идут вдвоём.

Выходят Иван и Княжна, затем друзья и подружки. У них начинается танец-игра. Нянька отходит подальше, но наблюдает. Выходит Помощник Князя, смотрит на это с недовольством.

Помощник: Нет, княжна, так не пойдёт!
(в сторону) Водить с чернью хоровод!
Не годится, не по чину –
Привечать какой-то сброд.

Подожди, дай только срок,
Я вот поднажму чуток,
Я вот крылья подрасправлю –
Всем свой укажу шесток.

А с Иваном неча ждать,
Его надо убирать.
Ну, ты скоро пожалеешь,
Что родила тебя мать!

Помощник уходит. Все танцующие убегают. Выходит Нянька.

Нянька: Расшипелся аки змей,
Так и ждёшь плохих вестей.
Ох и больно он охочий
До поганых-то затей.

Ладно, побегу вперёд.
Что-то, чувствую, грядёт…
Прям аж сердце защемило
И в печёнку отдаёт.

Выходит Князь со свитою, с ним выходит Помощник.

Князь: Говори: зачем пришёл?
Что пронюхал, что нашёл?
Что в каких углах приметил,
Где у нас нехорошо?

Помощник: При твоём правленьи, Князь,
Трудно где увидеть грязь.
Даже ночью выйтить можно,
Хулиганов не боясь.

Князь: Так, растёкся в похвалах,
Видно, что-то не в ладах.
Говори быстрее, ну же!
Помощник: Всё не скажешь в двух словах.

Как не знаю говорить –
Здесь ведь можно навредить.
Князь: Ну, давай! Иль ты надумал
(нетерпеливо) Меня нынче уморить.

Появляется Княжна. Увидев Помощника прячется. Прислушивается к разговору.

Помощник: Да вот есть у нас Иван.
Он известен, верно, Вам?
Как-то он неровно дышит
К Вашей дочке.
Князь: Вот болван!

Ну и что? В чем здесь беда?
Дружба эта не худа.
Помощник: Вот про то послы узнают –
Что-то скажут нам тогда.

Скажут, что на княжий двор –
Ходит чернь. Какой позор.
Что, холоп не знает места?
Ну а слух худой ведь скор!

Вас соседи засмеют,
Вас в Европе не поймут,
Все охают. Дайте повод –
Лишь ленивые не пнут.

Князь: Ну и как же мне теперь
Всё исправить без потерь?
Дочка ведь с Иваном дружит
Помощник: Ерунда, Князь, – мне поверь!

Здеся действует закон:
С глаз долой – из сердца вон.
Очень нужно постараться
Чтоб исчез навеки он.

Словом, надо погубить,
Ночью темной пришибить,
Закопать в лесу навеки,
Или в речке утопить.

Раздаётся крик, Княжна падает в обморок, начинается беготня и суета. Друг за другом бегают стражи, Нянька, Помощник, Князь.

Нянька: Люди добрые, беда!
Князь: Быстро лекаря сюда!
Страж 1: Мы сейчас, мы его мигом!
Страж 2: Приведём! За мной! Айда.

Помощник: Тьфу ты!

Князь: Где же этот чёртов врач.
Страж 1: В гневе Князь страшен,
Страж 2: Горяч!
Нянька: Ой ты, горюшко какое!
Врач: Я уже несуся вскачь!

Все убегают со сцены. Уносят княжну.

СЦЕНА 3
Палаты Князя. Выбегает Нянька.

Нянька: Прямо страшно говорить –
Словно мумия сидит,
И на всех прям, как сквозь воду
Немигаючи глядит.

Выходит Врач, за ним Князь, Помощник, Стражи.

Князь: Ну, чего?
Врач: Без чувств пока!
Но сейчас в себя пришла.
Только, видно, по дороге
Чувства все оставила.

Будет слушать, говорить,
Спать и бегать, есть и пить,
Но без чувств – так безразлично.
Так ведь с этим можно жить.

Выходит Княжна. Князь бросается к ней.

Князь: Здравствуй, мой цветочек алый!
Я – твой папа. Не узнала?
Дай обнять тебя, голуба.
Как же ты нас напугала!

Княжна: Что родитель мне, что ёж –
(отстранённо) Всё равно – одно и тож.
Хотя нет – ёж всё же лучше:
Ёж на что-нибудь да сгож.

Князь: Как же? Мы с тобой родня!
Княжна: Слышу – не глухая я!
Ну, чего так надрываться?
Утомили Вы меня!

Княжна уходит, Князь со свитой в шоке. Князь в истерике бросается к Врачу.

Князь: Я профессию твою
Уважаю и люблю
Потому тебя не трону.
Только об одном молю:

Сделай дело, милый мой!
Ну, мозги ей там промой,
Клизьму вставь, приклей пиявок –
Только чурбаном не стой!

Врач: Что смогу, то делать буду,
Но поможет только чудо.
Чудо чувства все разбудит
Помощник: Я Вам чудо раздобуду!

Нянька вскрикивает и убегает.

(в сторону) Наступил мой звёздный час!
(ко всем) Вот я в профиль, вот в анфас,
Все запомните героя,
Что Княжну от лиха спас!

Князь: Награжу, коль будешь скор!
Помощник: О! Интимный разговор!
(уводя Князя) О награде – поподробней.
(ко всем) Ну-ка вышли все во двор!

СЦЕНА 4
Окраина города, поляна. Сидит Иван, прибегает Нянька.

Нянька: Ваня, милый мой, беда!
Иван: Что случилось?
Нянька: Подь сюда!
Наша Марья чувств лишилась –
Все исчезли без следа.

Никого не признаёт,
Князь белугою орёт,
Доктор говорит, что чувства
Только чудо возвернёт.

Нянька: Ну а этот паразит,
Ну, ты знаешь, всем сулит
Быстро дело всё исправить,
И так с прищуром глядит.

Иван: Чудо? Где же его взять?
Ни купить, ни обменять…
Нянька: Верно, чудо вещь такая –
Его надо поискать.

Иван: Няня, погоди чуток!
Папоротника цветок
Раздобыть скорее нужно!
Нянька: Что-то не возьму я в толк…

Иван: Праздник скоро! Не слыхала?
Нянька: Верно ведь – Иван Купала.
В ночь волшебную, я помню,
Тоже сей цветок искала.

Иван: Вот и ладно! Раздобуду
В ночь волшебную я чудо.
Нянька: С богом, Ваня. Будь удачлив!
За тебя молиться буду.

Голос: Ночь волшебная хоровод кружи.
Ах, купальные ты огни зажги.
Алый свет костров — алый свет цветка.
Цветка счастия — Папоротника!

Звучит музыка, появляетются ребята и девушки. Танец в ночь на Ивана Купалу. Выходит Иван. Все убегают. Остаётся Иван.

Иван: Нет волшебного цветка,
Ночь уж больно коротка.
Скоро утро, только чудо
Мне не встретилось пока.

Звучит музыка. Выбегает Баба-Яга. Она танцует, прыгает, не замечая Ивана. Неожиданно сталкивается с ним и кричит:

Баба-Яга: Тьфу-ты, леший, напугал!
Ты что от своих отстал?
Вот всю ночь здесь куролесят.
Иван: Папоротник я искал.

Баба-Яга: А чего его искать?
Вон – охапкой можно рвать!
Иван: Так простые не нужны мне
Вот с цветком бы отыскать!

Баба-Яга: Эх ты, глупая башка,
У него же нет цветка!
Хоть сто лет ты здеся шастай –
Не найдёшь и лепестка.

Читайте также:  Когда сегодня заход восход солнца

Иван: Как же?
Баба-Яга: Так же – не цветёт!
Ох и тёмный вы народ!
Через эту вашу тёмность
Я страдаю круглый год!

Баба-Яга: Обзываются «Яга»!
Костяная, мол, нога!
И детишек мной пугают,
Зовут «старая карга»!

Иван: Не печалься так, бабуля!
Не кручинься так, Ягуля!
Хошь – весёлые частушки
Про тебя сейчас спою я.

Баба-Яга: А частушки хороши!
А частушки от души?
Иван: Не извольте сомневаться –
Я пою, а ты пляши!

Иван берёт балалайку и играет частушки. Баба-Яга пляшет.

Иван: Ой вы люли, ой люли,
Ой цветочки алые,
Что ж боитесь вы Яги
Прям как дети малые?

У Бабуси у Ягуси
Ой глаза-то добрые.
Баба-Яга: Почему ж я вам кажуся
Ой змеёю-коброю?

У врага мого Кощея
Смертушка в иголочке.
Иван: А Ягу обидеть просто
Нежную как ёлочка

Баба-Яга: Ох, порадовал Ягу!
Слушай, я те помогу!
Хочешь чудо? Есть такое
На заморском берегу.

Там далече с давних пор
Жил волшебник Земномор.
Ты к нему попасть сподобься
И затей с ним разговор.

Мол, ты кто там и откуда,
Мол, какое нужно чудо,
На меня сошлись в беседе.
Он поможет, врать не буду.

Вон – дорога в лес идёт,
Ну а там – как повезёт.
Говорят, уж коли нужно,
Так язык и доведёт.

Иван: Прощай, милая Бабуся!
Баба-Яга: Ой, я щас в тебя влюблюся!
Какой ласковый, культурный…
Вновь одна я остаюся!

СЦЕНА 5
Ночь. Палаты Князя. Появляется Княжна. Она растеряна, то замирает без чувств, то в тревоге ходит по палатам. Звучит музыка.

Княжна (поёт):
Словно в клетке сердце мается
И в пустой душе мгла колючая
Черным пеплом засыпается
Все, что радовало и мучило

Вспоминаю я, да не помнится
В пелене дождя все размытое
И ни горя, ни счастья не знаю я
Эхом бьется жизнь позабытая

Улыбку, я твою забываю,
Я твой взгляд забываю,
Я любовь забываю,
Все туманом клубится
Как птица, без крыла не летаю,
Я душой замерзаю,
И на веки теряю,
Все, что в сердце хранится.

Княжна уходит.
Утро. Собираются Князь и свита в своих палатах. Появляется Помощник.

Князь: Ну и с чем ты к нам пришёл?
Помощник: Чудо чудное нашёл!
Диво дивное. Не скрою:
Всех я нынче превзошёл.

Приведите Вашу дочь –
Мы вернём ей всё точь-в-точь:
Чувства прям так и нахлынут.
Князь: Ты башку мне не морочь!

Мне сначала покажи,
Опиши и доложи.
Больно быстрый – сразу к Марье,
В этом деле не спеши.

Помощник хлопает в ладоши. Приносят патефон.

Князь: Вот так штука!
Помощник: Патефон!
Князь: Ну, и чем поможет он?
Помощник: Будит чувства сладкой песней,
Наполняет трелью дом!

Из трубы вот – вот отсель –
Звуков источится трель,
И пробудит Марьи чувства,
И вернёт всё без потерь.

Ну а коли, время есть,
Так извольте-ка присесть.
Вот пружинку заведу я –
Наслаждайтесь, Ваша честь!

Помощник заводит патефон, оттуда вдруг несутся непотребные звуки, крики, вой и т. д. Все в шоке, кто-то падает в обморок, Князя закрыла стража.

Помощник: Вот ведь, ушлые купцы,
(в шоке) Что продали, подлецы!
Что же будет?
Князь: Эй, хватайте!
(к страже) Супостата! Молодцы!

Стража подбегает к Помощнику и становится возле него.

Князь: Значит это – твоё чудо?
Ну, ты подожди покуда,
Я тебе мозги-то вправлю,
Я те это не забуду!

Помощник: Ну так…это…в заграницах
Всяких там Парижах, Ниццах,
Слушать модно нынче джаз.
Думал Марья…ну…излечится.

Князь: Я тебе за этот джаз
Щас начищу рожу в раз.
Может джазы где и в моде,
Эти джазы не про нас.

Князь: Поработай-ка башкой!
Ты же ведь помощник мой!
Но вперёд смотри, зазря уж
Ты меня не беспокой.

Западное государство, берег реки. На берегу с одной стороны появляется Король со свитой. С другой стороны появляется Иван, пытается привлечь внимание. Звучит музыка менуэт. Выходят пары – танцуют.

Король( поёт):
Ах, как сложно во дворцах теперь живется!
Вы поверьте современным королям,
Обо всем должны мы знать,
Что надеть, кого встречать,
В каком платье выйти вечером к гостям.

Ах, как скучно во дворцах теперь живется!
Вы поверьте современным королям!
То читать, то подписать,
Улыбаться и кивать,
Постоянно всем назойливым друзьям.

Как люблю порой промчаться
По лесам и по лугам
На коне за диким зверем
Как прекрасно!
Слава нам.

Король: Что ж, охота удалась,
Постреляли нынче всласть.
Мы… довольны, в этом месте
Отдохнём, не торопясь.

(к министру) Ты, давай, распорядись,
Подготовь, посуетись.
Министр: Всё уже давно готово.
Слуги, эй! Поторопись!

Выбегают слуги, накрывают на стол. Король садится есть, все стоят, смотрят.

Король: Это как же мой народ
Замечательно живёт:
На природе, отрешённый
От дворцовых-то забот.

Без интриг, без суеты,
Весь день нюхает цветы…
Так вот, думаю, всё брошу –
Буду с вечностью на ты.

Вон – деревья, вон – река,
Вона – морда мужика,
Вон… постой… Он здесь откуда.
Министр: Так… видать издалека.

Король: Ну-ка, быстро всё узнать!
Если надо – наказать.
Это же какая наглость –
Мне на отдыхе мешать.

Министр подбегает к берегу.

Министр: Эй, мужик, ты здесь зачем?
Ты чего, ослеп совсем?
Видишь – царская особа.
Иван: Так, а я его не съем!

Мне как раз его и надь.
Ты б не мог похлопотать,
Чтобы, значит, пропустили.
Дело у меня…
Министр: Молчать!

Министр бежит к Королю.

Король: Что он хочет?
Министр: Хочет к нам!
Говорит, что по делам
Король: По делам? Сюда. Ну что же,
Я сейчас ему задам!

Поворачивается к Ивану, кричит:

Король: Эй! Ты слышишь?
Иван: Не глухой.
Король: Коли вылезешь сухой
Ты из этой речки нынче –
Будет лёгким здесь путь твой.

Если будешь не сухой –
То простишься с головой,
Чтобы больше и не думал
Нарушать ты мой покой.

Король садится. Звучит музыка. Король пирует. Иван думает, расхаживает по берегу. Потом берёт удочку, ловит рыбу, варит её.

Король: Ну и что там наш герой?
Министр: Ловит рыбу.
Король: Вот дурной!
А сейчас?
Министр: Чего-то варит.
(к Ивану) Поворачивай домой!

Иван берёт котелок, заходит в реку и плывёт на другой берег. Министр бросается к Королю. Ждут. Иван выходит из реки. Подбегает Министр, щупает.

Король: Мокрый?
Министр: Мокрый!
Иван: Так река
Полноводна, глубока!
Как же плыть и не намокнуть?
Король: Эй, хватайте дурака!

Министр: В ружья! Цельсь! Приказ по роте…
Иван: Хватит! А-то впрямь убьёте,
И секрета не узнать вам,
В чём вся хитрость не поймёте!

Король: Ну и что там? Говори,
Только у меня смотри –
Будешь врать мне – расстреляю,
Так что, братец, не юли!

Иван: Видишь этот котелок?
Что в нём – тебе невдомёк.
Министр: Рыбный суп. Ну и зачем ты
Эту гадость приволок?

Иван: Как зачем? Ведь суп такой…
Ну? Суп такой называется…
Все шепчутся, ищут ответ. Пауза.

Иван: называется…
Стража (хором): У-у-ухой!
Иван: Значит, вылез я из речки
Как просили Вы – с-с-сухой!

Стража: Сухой!
Министр: Сухой!!
Король: Сухой.
(ко всем в восторге) Сухой! Сухой!! Сухой.

Король: Вот пройдоха! Вот шельмец!
Ну ты хват! Ну удалец!
(ко всем) Вот, учитесь все смекалке!
Что ты хочешь, молодец?!

Иван: Говорят, здесь с давних пор
Жил волшебник Земномор.
Мне к нему попасть бы нужно.
Есть серьёзный разговор

Король: К старику путь недалёк:
Вот пересечёшь лесок,
По дороге через поле,
Ну и по реке чуток.

Вот те грамота моя.
Но послушай: ночью зря
Не болтайся. Выйди утром
Как покажется заря.

Все уходят.
СЦЕНА 7

Дорога через лес. Ночь. Кричат ночные птицы. Выходит Людоед. Звучит музыка

Людоед(поёт):
Вот свет померк – моя пора.
Здесь я хозяин до утра!
И крики сов, и хруст ветвей
Пугает это маленьких детей.

Мой враг рассвет и солнца луч!
В тени – я князь, силен, могуч!
Я чую страх, я вечно зол,
Напрасно, путник, ты сюда зашел.

Убегает. Выходит Иван. Звуки ночи. Оглядывается.

Иван: Темень – прямо выколь глаз.
Людоед: Опа! Кто же там у нас,
Что не спится по ночам-то?
Я вот помогу как раз!

Читайте также:  Символ солнца у башкир

Иван: Спать-то погожу покуда,
Я вообще-то шёл за чудом.
Людоед: Чудо? Это мы умеем!
Чудо можем. Врать не буду.

Вот те чудо из чудес:
Был с башкой ты – станешь без.
Щас ты сильно пожалеешь,
Что вообще сюда залез.

Я таких как ты люблю,
Я живьём таких варю.
Иван: Так, я понял: чуда нету.
(пытаясь уйти) В другом месте посмотрю.

Людоед: Не так быстро. Не спеши.
Ты да я в этой глуши.
Иван: Хочешь съесть – ешь коль припёрло,
(тянет время) Но хоть кто ты – расскажи.

Людоед: Видно, ты издалека…
Что ж, познакомимся слегка,
Хотя стадия знакомства
У нас будет коротка.

Звучит музыка. Выскакивает Нечисть, танцует вокруг Ивана.

Людоед: Я – весь ужас твой и страх,
Я – крик дикий на устах.
Я – великий и ужасный
В этих сумрачных местах.

Ежли в зеркало смотрюсь –
Так я сам себя боюсь!
А другие как боятся –
Описать уж не берусь!

Кто мне в лапы попадает –
От меня уж не уйдёт.

Слышен крик петуха. Нечисть разбегается. Людоед застыл в смятении.

Людоед: Тьфу ты, чёрт! Опять увлёкся,
Не везёт, так не везёт!

Иван: Вот рассвет уж недалёк…
Людоед: Ты – счастливчик, паренёк!
(убегая) Ладно, встретимся ещё мы.
Иван: Будь здоров! Пожуй пенёк!

Замок Земномора. Появляется Иван, оглядывается. Но замок пуст, никого нет.

Иван: Дверь открыта, дом пустой,
Словно бы и не жилой,
Крикну – может кто услышит –
Эй, есть кто-нибудь живой?!

Голос: Есть. Да не про Вашу честь!
(грозно) Говори: зачем ты здесь?!
Иван: Я по делу издалёка,
(озираясь) Покажись, какой ты есть?

Выходит Земномор с фонарём, в пижаме, раздражён.

Земномор: Ну и что ты здесь кричал?
Что свой голос надрывал?
Иван: А со мной кто говорил-то?
Земномор: Это я… ну… так пугал…

Ну а ты, смотрю, не трус.
Иван: Голосов я не боюсь.
Я по делу. Мне бы чуда.
Земномор: Не проси – и не возьмусь!

Эвон! Чуда захотел!
А я, братец, не у дел.
Я давно уж не колдую,
Ты не вовремя поспел.

Иван: Ну, попробуй хоть чуть-чуть –
Мне бы чувства возвернуть
Княжей дочке, нашей Марье.
Земномор: Не могу! Про то забудь!

Иван: Говорила мне Яга!
(разочарованно) Да не вышло ни фига!
Земномор: Ты с Ягой, чего, приятель?
С ней мне дружба дорога.

Что ж ты раньше не сказал,
Кто тебя сюда прислал?
Всякие тут, братец, ходят,
Вот я осторожней стал.

Кой-чего, конечно, есть.
Так, посмотрим… А вот здесь:
Вот мелок и вот дощечка,
Правда мел исписан весь.

Иван: Ну и в чём же чудеса?
Земномор: А… что бы ты не написал,
Всё исполнится, ну… скажем
Где-то, через полчаса.

И ещё – ты не спеши:
Лишь о главном здесь пиши.
Мал мелок-то. Так что думай.
Иван: Ну, спасибо от души!
Все уходят.

СЦЕНА 8
Хоромы князя. Выходят свита, Князь, Марья, Нянька, Помощник.

Князь: Ну и что на этот раз?
Коль оплошность – двину в глаз.
У меня чего-то нервы
Расшалилися как раз.

Помощник: Ваша светлость, не боись,
Успокойся и садись.
Щас для всех, включая Марью,
Обернётся лучше жизнь.

Будет всё как я сказал.
Я здесь кой-чё почитал.

Вытаскивает зонт, на котором нарисована гипнотическая спираль.

Вот, глядите не мигая!
Залезаю к вам в астрал.

Раскатистым голосом: Марья, вот, на раз-два-три
(раскручивая зонт) Бужу чувства я твои!
Ну, что чувствуешь? Не медля
Мне как есть, все говори!

Марья: Вижу я, что идиот
Предо мною крутит зонт,
Что как кролик на удава
К нему батюшка идёт.

Князь: Та-а-ак! Смеяться надо мной?
(очнувшись) Ты ответишь головой!
Помощник: Ваша Светлость, пообщаться
Можно с Марьей мне с одной?

Уверяю, что сейчас
Никаких уж выкрутас!
Князь: Ладно. Но смотри – поверю
Я тебе в последний раз!
Все уходят.
СЦЕНА 9

Окраина города. Появляется Иван. Навстречу ему Нянька.

Нянька: Ваня! Прибыл наконец!
Иван: Достал чудо!
Нянька: Молодец!
А-то всех нас уморил здесь
Этот княжий-то шельмец!

Иван: Вот гляди: дощечка, мел.
Пишешь – что б ни захотел.
Всё исполнится как надо.
Нянька: Ох ты! Вовремя успел!

А не то противник твой
С Марьей заперся одной.
Ну, давай, пиши скорее,
Моё сердце успокой!

Хоть какое-нибудь чувство,
На нее смотреть-то грустно
Иван: Пишу: чувство хоть какое…
А не-то в душе ведь пусто

Дальний уголок дворца. Появляются Помощник и Марья.

Помощник: Вот сюда прошу я Вас,
С Вами мы одни сейчас.
То есть, так сказать, сокрыты
От назойливых от глаз.

Пауза. Марья сморит на Помощника, молчит.

(в сторону) Оживлённый разговор!
Чтоб ни делал – до сих пор
Чувства к ней не возвернулись.
Что ж, усилим свой напор!

Натужно смеётся. У Марьи реакции нет.

Помощник: Юмор бьётся через край,
Радости хоть отбавляй.
(зло) Ну чего же тебе надо?
Приходи в себя давай!

В это время звучит музыка превращения. В Марье просыпается чувство — гнев.

Марья: Что-о-о? Ты – на меня орать?
Что-о-о? Руками здесь махать?
Помощник: Ой! Чегой-то получилось!
Надо, кажется, бежать!

Марья хватает подушку и бьёт Помощника. Появляются Нянька, Князь. Начинается суета, беготня. Нянька бежит к Ивану.

Нянька: Ох, Иван, чего творится!
Марья, милый мой, гневится!
Кричит, бьёт кого попало,
Прям не девка, а тигрица!

Ты, давай, пиши скорей,
Всё исправить-то успей,
Иван: Пусть душою потеплеет,
Пусть любовь вернётся к ней.

Хоромы князя. Шум драки. Выбегает Марья с Помощником, Нянька.

Марья: Ах ты, плут! Ах, негодяй!
Помощник: Марья! Ой! Не убивай!
Ох, страдаю за любовь я.

Звучит музыка превращения.

Марья: Подожди, не убегай!

Мой любимый, дорогой,
Сокол ясный, мой герой!
Помощник: Д-да. я…это…сокол…ясный!
(заикаясь)
Марья: Ну не бойся! Что с тобой?

Помощник: Да уж, верно говорят,
(в сторону) Бьёт – так любит. Очень рад!
(к Марье) Очень рад, что Вы так в корне
Изменили, значит, взгляд.

Нянька убегает к Ивану.
Помощник: Выйдешь замуж за меня?

Помощник: Папа! Мы теперь родня!
(к Князю) Заключите же в объятия,
Вы да я – уже семья.

Князь: Как же это?
Помощник: А вот так!
Поспешим оформить брак.
Вы на пенсию – я княжить.
Здесь у вас такой бардак!

Берёт под руку Князя, уводит. Марья уходит.
Окраина города.

Иван: Что там?
Нянька: Страшно говорить!
Нужно всё щас изменить!
Потому как негодяя
Стала Марьюшка любить!

Где же мел?
Иван: Весь исписал!
Своё счастье поломал!
Говорил же мне волшебник,
Чтоб я главное желал.

Иван бросает доску, уходит. За ним Нянька, подобрав доску.

СЦЕНА 10
Выходят Князь, свита, Марья с Помощником.

Князь: Я как Князь и как отец
Объявляю связь сердец.
Обвенчается дочь Марья
(к Помощнику) И вот этот молодец.

За старанья и мытарства
Жалую тебе полцарства.
Но потом…

Появляется Иван.
(к Ивану) А-а-а! Вот и Ваня!
Где ж ты, милый, ошивался?

Иван, не обращая внимания, подходит к Марье.

Иван: Ты прости – я опоздал,
Я любовь свою отдал,
Торопился, не подумал,
Главного и не сказал.

Марья: Кто ты? Я тебя не знаю!
Но словам твоим внимаю.
Помощник: Уберите негодяя.
За себя не отвечаю!

К Ивану подскакивает стража, пытаются оттащить. Выбегает Нянька.

Нянька: Вот тебе и колдовство!
Эх, ко всем чертям его!
Разойдись! Щас всё порушу!
Не оставлю ничего!

Бьёт доской об землю, раздаётся страшный грохот. Все замерли. Марья упала в обморок на руки к Ивану.

Марья(очнувшись): Ох, как долго я спала…
Иван: Марья! Ты без чувств была.
Марья(оглядываясь): Папа! Что здесь происходит?
Князь: А ты чуть замуж не пошла!

Марья: Замуж? Как? А за кого?
Князь: За Помощника мого.
Он, вообще-то, парень видный.
Помощник: Да, я парень – ничего!

Нянька: Неча попусту болтать!
Слово надобно держать.
Смотри – Марья стала прежней.
Узнаёшь?
Князь: Как не узнать?!

Нянька: Вот кто чувства разбудил,
(указывая на Ивана) Вот за чудом кто ходил.
Князь: Ты скажи мне, дочка, все-же:
Из двоих тебе кто мил?

Марья берёт за руку Ивана.

Князь: Мне он тоже по душе!
А теперь пора уже
Закатить весёлый праздник.
Погулять на кураже!!

Источник

Adblock
detector