Меню

Как египтяне называли луну

Астрономия Древнего Египта

В долине реки Нил на севере Африки 6000 лет назад возникла одна из древнейших на Земле цивилизаций — египетская. Еще через 1000 лет после объединения двух царств (Верхнего и Нижнего Египта) там сложилось единое могучее государство. К периоду Древнего царства (примерно 4700 лет назад) египтяне уже знали гончарный круг, умели выплавлять медь, изобрели письменность. Именно в ту эпоху были сооружены знаменитые пирамиды.

Правителями Египта были фараоны. Они учреждали должность придворного астронома и тщательно следили за развитием этой науки. Астрономией также занимались жрецы и специальные чиновники, которые вели записи наблюдений неба.

Жизнь этой страны в те давние времена зависела от разливов реки Нил. В середине июля уровень воды в ней начинал подниматься, достигал максимума в октябре-ноябре и возвращался к прежнему состоянию в январе-феврале. Река заливала обширные пространства, покрывая их слоем плодородного ила. С Нила и началась астрономия этой древней цивилизации.

Жрецы, в обязанности которых входило внесение в календарь изменений, подметили, что начало разлива Нила совпадало по времени с первым появлением самой яркой звезды в лучах утренней зари — Сириуса. Ее восход знаменовал собой благодатное наводнение, после которого можно было начинать сельскохозяйственные работы. Сириус обожествили, и он стал олицетворять собой богиню плодородия и земледелия Исиду.

В результате многолетних наблюдений древнеегипетские жрецы-астрономы создали солнечный календарь. Год тогда состоял из 365 суток и делился на три сезона по четыре месяца в каждом. Каждый месяц состоял из трех 10-дневных недель, а последние пять дней года объявлялись праздничными. Около 238 г. до н. э. в календарь были внесены повышавшие его точность поправки.

Древние египтяне как и другие народы, делили небо на созвездия. Они упоминаются в рукописях на папирусе, на потолках храмов и гробниц. До настоящего времени сохранились египетские таблицы, в которых указаны положения некоторых звезд на ночном небе.

На потолках заупокойного храма царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри (XVI в. до н. э.) и Рамессеума — поминального комплекса фараона Рамзеса II в Фивах (XUI в. до н. э.) — застыли вырезанные в камне образы небесных божеств и духов, созвездий и планет. Огромные карты ночного звездного неба можно увидеть на потолках погребальных камер гробниц фараонов в Долине царей в Фивах.

Египетские созвездия не похожи ни на вавилонские, ни на греческие. Всего их известно 45. Упоминаются, например, Мее (вероятно, Большая Медведица, которая изображалась в виде ноги быка), Ан (в виде фигуры с головой сокола, пронзающей копьем созвездие Мее), созвездие Бегемотихи, за которой изгибается огромный Крокодил.

С давних времен египтянам были известны и планеты. Египетские жрецы рано смогли разделить их на две группы. Верхние планеты, которые можно наблюдать в противостоянии Солнцу, считались воплощениями бога Хора. Так, Юпитер назывался «Хор, который освещает обе Земли», Сатурн — «Хор — бык небес», а Марс — «Красный Хор». Каждую из нижних планет, которые видны то утром, то вечером, египтяне уже с середины И тысячелетия до н. э. знали как одно светило. Древнее название Венеры переводится как «Пересекатель»,то есть звезда, пересекающая путь Солнца. О Меркурии говорилось как о боге вечерних и утренних сумерек.

О колоссальных астрономических знаниях древних египтян сегодня можно судить по разрозненным иероглифическим текстам, выписанным рукой писца на папирусе.

Дневное время устанавливалось по солнечным часам — гномонам, состоявшим из двух соединенных деревянных брусков. На одном бруске, располагавшемся на плоскости в направлении с востока на запад, имелись деления; другой был поставлен своей широкой стороной перпендикулярно к первому в направлении с севера на юг. Тень, отбрасываемая вторым бруском, попадала на деления первого и таким образом фиксировала дневное время. Оно, как и ночное, было разделено на 12 частей от восхода до захода Солнца.

Большой популярностью в храмах пользовались водяные часы. Они использовались для определения ночного времени. Изобретателем усовершенствованных водяных часов был Аменмес, который носил титул хранителя печати при фараоне Аменхотепе I (XVI в. до н. э.).

Мироздание в представлении древних египтян

У египтян существовала религиозно-мифологическая картина мира, имевшая астрономическую основу. Согласно их мифам, Солнце возникло из цветка лотоса, который, в свою очередь, появился из первичного водного хаоса. А Земля является центром Вселенной, вокруг которого вращаются все светила. Меркурий и Венера обращаются еще и вокруг Солнца. В середине мира находится Геб — один из прародителей богов, кормилец и защитник людей. Он олицетворял Землю. Жена и сестра Геба, Нут, была самим Небом. Ее называли огромной матерью звезд и рождающей богов. Считалось, что Нут каждое утро проглатывает светила и каждый вечер рождает их вновь. Из-за этой ее привычки когда-то произошла ссора с Гебом. Тогда их отец Шу (Воздух) поднял Небо над Землей и разлучил супругов. Нут была матерью Ра (Солнца) и звезд и управляла ими. Ра, в свою очередь, создал Тота (Луну) как своего заместителя на ночном небе.

Читайте также:  Сентябрь 2019 года растущая луна

Источник

Шумерский бог Луны Бог Луны у египтян

Религиозный мир, как и все прочие стороны человеческой жизнедеятельности, в наше время имеет тенденцию к быстрому развитию. Обратная сторона прогресса связана с ломкой устоявшихся традиций, активным взаимовлиянием различных культур и, как следствие, бурным ростом новых религиозных движений синкретического характера. Относительная стабильность религиозной сферы прежних периодов истории ушла в прошлое. Кроме того, сегодня наблюдается устойчивая тенденция к росту спроса на дохристианское наследие, преимущественно языческого содержания. Всплески неопаганизма наблюдаются по всему миру, быстро растет число их приверженцев. Это обстоятельство делает актуальным, более того — остро необходимым, детальное и глубокое изучение древних культов, их мифологии, вероучения и практики.

Мужское и женское начало в язычестве

Последователи современного паганизма и реконструкторы-энтузиасты языческих культов, вдохновляясь древними образами, воссоздают систему почитания природы, описывая ее на языке мифологии как комплекс сложных взаимоотношений между различными силами мироздания и человеком. Ортодоксальными и универсальными в большинстве этих построений являются типологические фигуры бога солнца — архетипического божественного Отца Вселенной — и богини земли — Великой Матери. Последнюю чаще всего также ассоциируют с луной, что обуславливает в различных контекстах появление устойчивой пары солнце-земля или солнце-луна как мужского и женского проявления высшего божественного принципа. Истоки этих образов чрезвычайно древние, насчитывающие не менее десятка тысяч лет и уходящие корнями в седые времена матриархата. В целом они представляют собой канонические образы в западной культуре, хотя также имеют прототипы во многих религиозных традициях мира. Тем не менее, существуют и обратные примеры. Так, например, божественная египетская сизигия Геб и Нут представляют собой инверсию универсального архетипа. Богиня Нут — является богиней Неба, а бог Геб заведует землей. Аналогично и лунная символика иногда присваивается мужским персонажам. Так дело обстоит, например, в тенгризме — шаманской религиозной системе, в том же Египте (в лице богов Тота и Яаха), в ведической культуре (под ликом бога Сомы). К ним же относится и Син — бог луны древнего Шумера.

Шумерский культ Луны. Бог Нанна

Фрагментарные и разрозненные сведения о культе небесных светил, которые до нас донесла шумерская культура, сообщает нам два имени — Син (Шин) и Нанна. Из этих двух персонажей второй — самый древний бог Луны этого региона. Согласно мифологии, он являлся сыном бога Энлиля, внуком верховного бога неба Ану. Соответственно, Нанна — брат Нинурты и Ишкура. Кроме того, он произвел на свет двух детей-близнецов — знаменитую богиню Иштар и бога Шамаша.

Мифологический образ Нанна

Имя Нанна означает «властелин неба». Но господин неба — это не бог Солнца и бог Луны. В данном случае этот эпитет устойчиво связан только с ночным светилом. Нанна традиционно представлялся путешественником по небесному океану на ладье, в качестве которой выступал полумесяц. Отсюда его прозвище «Магур», что означает «корабль».

Распространение культа Нанна

Особых подвигов, согласно имеющимся данным, Нанна не совершал, на поприще войны и любви тоже не отличился. Тем не менее, среди населения Шумера он снискал огромное почитание и признание. Изначально, будучи божеством-покровителем города Ура, культ Нанна завоевал Харран, а затем стал господствующим и в Ниппуре — религиозной столице Шумера. Таким образом, бог луны стал лидером по числу приверженцев и почитателей в шумерском обществе.

Развитие культа Нанна

Религии древних народов при появлении военных или торговых связей начинали взаимно влиять друг на друга, а схожие архетипические образы зачастую сливались в одно целое. Вследствие этих процессов шумерский бог Луны Нанна слился в единое лицо с вавилонским лунным богом Сином, отпечатав в культуре региона целостный образ божества ночного светила, прошедший через века.

Другой яркий пример мужских божеств, связанных со спутником Земли, нам дает Египет.

Читайте также:  Сейчас полная луна или полнолуние

Бог Луны у Египтян

Если говорить более точно, то египетская традиция знает не одного, а, как минимум, трех мужских лунных богов — Тота, Яаха и Хонсу. Обусловлено это тем, что в древнем Египте всю его историю не было единой религии. Хотя и делались попытки ее навязать, каждый ном, каждый город оставался верен своим собственным богам. Конечно, среди них были и общенациональные божества, однако их мифологическая роль, родословная, функции и практика культа могли значительно разниться от одного центра почитания к другому.

Египтяне имели лишь общую культуру, в рамках которой теплилось множество независимых религиозных школ. Поэтому и бог Луны у каждого крупного города был свой.

Бог Тот

Самым известным и наиболее ярким из известных лунных божеств Египта является, без сомнения, Тот. Его образ настолько впечатлителен, что даже в наше время мало кто не слышал его имени. Более того, под знаменами герметизма культ бога Тота дожил до наших дней. Это единственный древнеегипетский бог, которого в этом отношении пощадила судьба.

Но вообще-то в юрисдикцию этого персонажа входило не только ночное светило. Поэтому в первую очередь Тот — не только бог луны, но покровитель знаний и искусств, источник мудрости, изобретатель письменности, вестник богов. Он провожал душу умершего в Царство Мертвых и в качестве писца присутствовал на ее суде Осирисом.

Центром почитания Тота был город Гермополь. Традиционно этот бог Луны у египтян изображался с головой Ибиса, который считался его священным животным. А женой божественного мудреца была богиня Маат — покровительница истины и всяческого порядка.

Бог Яах

Вероятно, Яах — это самый древний лунный бог египетского пантеона. Первоначально его культ зародился в Фивах, где ему поклонялись просто как Луне, как явлению астрономического характера. Собственно, само имя «Яах» означает просто «луна» или «месяц».

Культ Яаха быстро расцвел, а потом столь же быстро пришел в упадок, оказавшись не способным конкурировать с другими лунными божествами. Тем не менее, узкий круг почитателей у Яаха всегда сохранялся. Об этом говорят распространенные, хотя и редкие изображения этого божества, а также древнеегипетские ритуальные тексты. Из последних самым главным свидетельством важной роли Яаха является небезызвестная Книга Мертвых.

О мифологии и прочих деталях жизни и почитания этого божества известно очень мало. На сегодняшний день культ Яаха остается одним из наименее исследованных аспектов древнеегипетской религиозности. Некоторые ученые, однако, предполагают, что у него и у еврейского бога Яхве имелся единый прототип, связующий оба божества и послуживший источником возникновения их почитания.

Бог Хонсу

Хонсу — еще один бог Луны Египта. Однако символика, ассоциируемая с ним, акцентирована, в отличие от Тота и Яаха, на циклическом течении жизни. Само имя Хонсу означает «проходящий». Соответственно, это бог календаря, управитель времени. Отсюда его большое значение, ведь именно по лунным циклам египтяне вычисляли года, времена года, разливы Нила, время посева и сбора урожая.

Мифологическая родословная вменяет роль родителей Хонсу богу Амону и богине Мут. Изображался повелитель времени в образе мальчика или юноши с лунным диском на голове. И в силу этого иконографического родства иногда его соотносили с Гарпократом — поздним синкретическим богом молчания и тишины.

Синтез лунных божеств в Египте

Как и шумерский бог Луны Нанна-Син, лунные боги египтян также сливались в единые образы, причем в различных комбинациях. В разное время и в разных местах известны синтетические образы Тота-Яаха, Тота-Хонсу и Яахя-Хонсу.

Так или иначе, бог Луны в древнем мире являлся весьма важным божеством. Связано это с важной ролью спутника земли в общественной, сельскохозяйственной, биологической жизни человечества и природы в целом.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Статистика

ЛУННЫЕ БОГИ

ЛУННЫЕ БОГИ

Луна с ее неизменным убыванием и прибыванием связывалась в Египте в первую очередь с важнейшим моментом — двуединством умирания и воскрешения, изнашивания и обновления, дряхления и омолаживания, восстановления сил, причем постоянство лунного цикла свидетельствовало о непреложности этих процессов: за жизнью обязательно последует смерть, а за смертью — воскрешение. Поэтому в поздних текстах луну называют «повторяющей свои формы».

Кроме того, луна была связана с плодородием; считалось, что сеять лучше всего в полнолуние, и даже минералы возникают в почве пустыни под влиянием лунного света. С рогами быка, одного из главных египетских символов плодородия, связывались рожки месяца, поэтому его часто называли «острый рогами».

Читайте также:  Чем происходит затмение луны

Луна светит не так ярко, как солнце, потому что левый глаз Хора был когда-то поврежден. Сетх разрезал его на куски. Позже бог Тот собрал воедино око и вернул его Хору. Иногда еще можно прочитать, что Тот и Шу поймали лунный глаз в сеть. Т.е. убывание луны связывалось с отрезанием Сетом кусочков от лунного глаза, а прибывание — с собиранием и воссоединением ока Тотом.

С эпохи Нового царства с луной стал связываться и сам Осирис. В этой версии убывание луны ассоциировалось с разрубанием тела Осириса на куски его братом Сетхом, а прибывание — с собиранием частей тела бога Исидой. Полнолуние — время наивысшего могущества, благополучия и здоровья Осириса, а вот новолуние — с его смертью. На рисунке показана одна из нечасто встречающихся сцен воскрешения Осириса — лежа на животе, оживающий бог поднимает голову и плечи.

С представлением о небе как реке связано то, что солнце и луна нередко представлены путешествующими через небо на ладье. Изображение лунного ока можно видеть на пекторали из гробницы Тутанхамона. Время, когда солнце и луна одновременно стоят в небе, в 14-й или 16-й день месяца, считалось очень важным; в новоегипетском Осирейоне этот момент назван «объединением двух быков», а в более поздних храмах в это время приносили в жертву два зеркала, символизирующие оба светила.

Солнечных божеств у египтян было несколько, например: Ра, Атум, Хепри. Лунный бог тоже был не один: это Хонсу, Тот, Ях; лунный аспект присущ Осирису, Мину, Хору, некоторым богиням. Слово «ях», собственно, и означает по-египетски «луна», а когда оно пишется с детерминативом бога, то обозначает божество Яха. Об этом боге известно очень мало, нет никаких сведений ни о его храмах, ни о центрах культа.

Изображался Ях антропоморфно, либо в виде человека с головой сокола (левый профиль), а манифестациями (проявлениями) Яха были месяц и птицы ибис и сокол. Эти птицы сближают Яха с другими лунными божествами. Имя «Хор» обозначает «высота», и поэтому сокол — проявление бога Хора — связывалось со многими небесными божествами — как с самим небом (Хор Ур), так и с солнцем (Ра-Хорахти) и луной — Ях изображался в виде сокола.

С головой сокола изображался и другой лунный бог, Хонсу. Имя «Хонсу» означает «проходящий, пересекающий [небо], странник, путник». Этот бог часто изображался в виде юноши, закутанного в очень плотно прилегающую одежду или в погребальные пелены, и свободны были только его руки, целиком или частично. То, что Хонсу — именно юноша, легко определить по так называемому «локону юности» — отдельной длинной пряди волос, которую всегда оставляли на головах мальчиков и девочек и по которой на изображениях всегда можно отличить ребенка, подростка или юношу (девушку) от взрослого человека. Кроме того, Хонсу часто изображается с особенной загнутой бородкой, часто отличающей богов, и свободно висящее на шее ожерелье. Кроме локона юности, на голове Хонсу нередко можно увидеть особую корону, своеобразный лунный знак, состоящую из лунного месяца, в котором покоится диск полной луны. Такую же корону часто носит Тот.

В эпоху Нового царства Хонсу выступает как «прекрасный ликом» юноша — дитя в фиванской божественной триаде. В храмах Фив Хонсу дополнял изображения своих родителей, а также имел свои собственные святилища. Теперь его ипостасями становятся «Хонсу-дитя», «Хонсу-проводник» и — пожалуй, главная из них, — Хонсу Хесеб Ахау, «Хонсу, исчисляющий время жизни». Лунные божества часто связаны со временем, и египетская мифология здесь не исключение. Египетские лунные боги тоже связаны со временем, как Хонсу, так и Тот.

Тот, наверное, самое известное египетское лунное божество. Его называли «серебряным диском». Тот мог изображаться в виде ибиса, павиана, человека с головой ибиса, причем в любом случае Тот носит ту же лунную корону, что нередко и Хонсу — диск полной луны, покоящийся внутри месяца.

«Сказало величество бога [Ра] Тоту: «Будь на небе вместо меня, пока я сияю для блаженных в Дуате. Да будешь ты вместо меня заместителем моим и назовут тебя: Тот, заместитель Ра». Таким образом, Тот — ночное солнце.

[http://www.kitez-grad.ru/school/lectures/egipet/l4.php]

Источник

Adblock
detector