Меню

Как космос связан с религией

Космическая религия

Космическая религия, которую также называют эйнштейновской, основана на философии Бенедикта Спинозы, в которую активно верил Альберт Эйнштейн. Согласно этому великому ученому, сингулярности и все прочее, что нельзя определить уравнениями, это грехи.

Физик Макс Джеммер называл Эйнштейна очень религиозной личностью, однако веровал Альберт не в привычного нам Творца. Его взгляды Джеммер назвал космической религией. Эйнштейн, в отличие от того же Спинозы, не сопоставлял Бога и Природу. Он представлял Творца как абстракцию, сущность, не имеющую личности, которая проявляла себя в законах Природы и Вселенной. Как говорил сам Эйнштейн, это некий дух, который намного превосходит человека.

Эйнштейн писал об этом в своей книге. Там говорилось о том, что, если нам известно существование того, что мы не можем ни осязать, ни видеть, оно представляется нам необычайно сложным и красивым, при этом наш мозг может описать это лишь в самой элементарной форме. Эти знания и эмоции, которые они вызывают, являются чисто религиозными. И вот в этом смысле Эйнштейн считал себя глубоко верующим человеком.

Свои убеждения Альберт назвал космической религией и даже написал соответствующую статью в 1954 году. Годом позже эта же идея была описана в его новой книге. Эта концепция признавала общий порядок, показывающийся как в природных явлениях, так и в идейных. Такой порядок отрицает Бога как личность, следящую за поведением людей, осуждающую их плохие поступки и поощряющую добрые. Эйнштейн не признавал конфликта между религией и наукой, заявляя, что космическая религия необходима для развития их обеих. Ученый считал, что Творец – это лишь очередная загадка, которую можно разгадать. Наблюдать за законами природы очень интересно, что никаких законов не бывает без законодательства, считал Эйнштейн. А как тогда выглядит этот законодатель? Естественно, что он не похож на человека. После этих слов Альберт добавил, что скажи он такое пару веков назад, его бы тут же сожгли на костре, однако, он бы оказался в хорошей компании.

Эйнштейн выделял три аспекта, развивающих религию в мире: страх, мораль и космическая религия. Страх вызывается лишь примитивными чувствами и понятиями. Именно страх создает в нашей голове сверхъестественных существ. Общественная мораль создается стремлением к любви и поддержке. И страх, и мораль подразумевают антропоморфное понятия Творца. Третий же аспект, по мнению Эйнштейна, самый зрелый. Он исходит от глубоких человеческих чувств таинственности и благоговения. Ученый говорил, что человек ощущает весь этот природный порядок и хочет видеть Вселенную как нечто цельное и значительное. Наука же здесь выступает в роли антагониста первых двух аспектов и верного помощника третьего. Пусть религия и наука разграничены, между ними все же присутствует взаимосвязь и взаимозависимость. Наука создается теми, кто желает постичь истину и достигнуть понимания всего сущего, однако исходят эти чувства именно из религии. От нее же берет свое начало и вера в то, что все законы Вселенной рациональны и постижимы для человека. По мнению Эйнштейна, ни один ученый не может называть себя ученым, не имея этой веры. Альберт говорил, что без религии наука хрома, а без науки религия – слепа.

Принцип причинности – фундаментальное убеждение Эйнштейна. Как он сам говорил, наука никогда не сможет опровергнуть участие Бога в явлениях природы и законах Вселенной. И в борьбе за нравственность религиозные люди должны смочь отказаться от убеждений доктрины своего личного Бога, уйти от страха и надежды, чтобы возвести в культ добро, правду и красоту, коими и является все человечество.

Религия будущего – космическая религия. В ней не будет понятия личности Бога, догматов и теологии. Она будет основываться на религиозном переосмыслении всех природных явлений, которые являются едиными. Все вещи взаимосвязаны между собой: как духовные, так и научные.

Нечто подобное описывает учение буддизма. Поэтому, если и есть в мире религия, способная удовлетворить и науку, то, по мнению Эйнштейна, это буддизм.

Нет прямых подтверждений того, что именно Альберт Эйнштейн высказывался так о буддизме, потому что ни в одной его биографии и книгах о буддизме ничего не сказано. Но об этом говорят его приближенные и с точки зрения его собственных убеждений, данная теория вполне логична.

Ричард Докинз в своей книге «Бог как иллюзия» отметил, что энтузиазм Эйнштейна в вопросах науки ничто иное, как религия. Ведь именно сложность и взаимосвязь природных явлений является основой космической или эйнштейновой религии. Сам великий ученый применял термин Бога как метафору для описания загадочности Вселенной. Также Докинз сетовал на то, что многими учеными слово Бог используется зачастую в переносном смысле, что искажает сам посыл эйнштейновской и идеи и вводит читателей в заблуждение.

Большое внимание в своих трудах Докинз уделяет критике веры в Бога, которому можно покланяться. Он уважает и поддерживает космическую религию Эйнштейна и презирает обычную, где Бог – это всего лишь идол для поклонения.

Источник

Как космос связан с религией

Начало эры космических исследований совпало в СССР с ожесточением антирелигиозной пропаганды. Вскоре после того, как Юрий Гагарин слетал в космос, Никита Хрущёв пообещал окончательно расправиться с Церковью. Закрытие храмов сопровождалось бодрыми заклинаниями научных атеистов: вот и Гагарин в космос слетал, а Бога там не увидел. Впрочем, вряд ли эти увещевания оказали большое влияние на публику, пожилые верующие на пропаганду внимания не обращали, их от Церкви не отвратили и годы страшных гонений. А молодёжь и так свято верила в науку и в доказательствах отсутствия Бога не нуждалась.

Читайте также:  Название работы для конкурса космос

Мало кто в ту пору всерьёз задумывался об отношениях науки и религии. Разве что люди вроде академика Бориса Раушенбаха. Он принимал самое непосредственное участие в космических исследованиях, но вере его это никак не мешало. Позднее он писал в своих воспоминаниях: «Я не стал бы разделять религиозное и научное мировоззрение. Я бы взял шире – логическое, в том числе и научное, и внелогическое, куда входит не только религия, но и искусство – разные грани мировоззрения. ».

Однако к таким людям, как он, в ту пору относились со снисходительным удивлением. Раушенбах вспоминает: когда он понял, что полёт Гагарина проходит успешно, то встал и перекрестился. Произошло это в командном пункте космодрома. Можно себе представить, как смотрели на него коллеги.

Противостояние науки и религии продолжается и по сей день. В прошлом году вышла книга «Великий замысел». Её написал знаменитый британский физик Стивен Хокинг в соавторстве со своим американским коллегой Леонардом Млодиновым.

Хокинг – легендарная личность. Этот прикованный к инвалидной коляске и лишённый дара речи учёный сделал ряд выдающихся открытий и воплотил собой победу интеллекта над немощной плотью. Пару лет назад он даже собрался слетать в космос, но проблемы со здоровьем не позволили ему сделать это.

Выход книги в свет сопровождался большими спорами. Дело в том, что авторы утверждали: происхождение Вселенной могло вполне обойтись без Бога. «Благодаря закону гравитации Вселенная может сотворить себя из ничего. То, что есть нечто, а не ничто, существует Вселенная и мы с вами, объясняется именно этим спонтанным творением. Не к чему призывать Бога, чтобы он зажёг фитиль и привёл в движение Вселенную».

В этих словах содержится отсыл к знаменитой фразе австрийского философа Людвига Витгенштейна: «Тайна не то, как мир есть, а что он есть». Чтобы приблизиться к ответу, Хокинг с соавтором предложил опираться на так называемую «М-теорию», согласно которой существует множество вселенных. Богословы, настаивая на божественном замысле, утверждают, что жизнь не могла возникнуть случайно, она слишком сложна для этого. Но если вселенных великое множество, неизмеримо возрастает и шанс случайного зарождения жизни. В этом и заключается «Великий замысел», который вовсе необязательно именовать божественным. Вселенная возникла спонтанно.

Глава Англиканской церкви Роуэн Уильямс счёл аргументы Хокинга малоубедительными. Бог – это не пробка, которой можно затыкать пустоты в научном знании, а разумная живая сущность, от которой зависит мироздание. Физика сама по себе не отвечает на вопрос, почему есть нечто, а не ничто, заявил Уильямс. И претендовать на раскрытие «витгенштейновской тайны» она не может. Его поддержал и один из лидеров британского еврейства лорд Джонатан Сакс – дело науки объяснять, а религии истолковывать, и не стоит делать из них антагонистов.

В аналогичном ключе высказался и астроном Ватиканской обсерватории иезуит Гай Консольманьо. Пространство и время подчиняются законам, о которых говорит Хокинг, но не является ли Бог причиной того, что это происходит так, а не иначе? Не сотворил ли он эти законы для упорядочивания мироздания?

И вот совсем недавно верующие критики Хокинга обрели неожиданную поддержку в лице неверующего учёного Мартина Риса. Рис – один из крупнейших астрофизиков нашего времени. Он заседает в Палате лордов и носит титул королевского астронома, а до прошлого года возглавлял Лондонское королевское общество. Как и Хокинг, он из Кембриджа, более того, тоже является сторонником «М-теории», на которой тот строит свои «антибожественные» рассуждения. В чём же дело?

Мартин Рис придерживается мнения, что наука и религия должны каждая заниматься своим делом. И ему кажется смехотворным, когда учёные высказываются по богословским вопросам, не имея для этого достаточной подготовки. В этом суть его возражений Хокингу. «Я знаю Стива очень хорошо, он великий учёный, но в философии человек малосведущий, а в богословии тем более, на его месте я бы не стал публично высказываться по этим вопросам», – заявил Рис журналистам. Да и на собственном месте он этого не делает.

Рис не считает себя человеком верующим, но религия его нисколько не раздражает. Он вырос в англиканской семье. Ему нравятся обряды этой церкви, а ещё больше церковная музыка, и он с гордостью говорит о том, что Кембриджский церковный хор является одним из лучших в Великобритании. Наука и эстетика вещи разные, рассуждает Рис, но это вовсе не значит, что они должны ссориться. «Мне как учёному совсем не мешает музыка, напротив. Почему же должны конфликтовать наука и религия? Более того, они могут совместно потрудиться на благо человечества. Обе выступают против слепого фанатизма».

В этом вопросе астрофизик Рис и архиепископ Роуэн Уильмс вполне солидарны. Если твердить юному мусульманину, что Дарвин и вера в Аллаха исключают друг друга, он выберет Аллаха. А если нет, он, возможно, попытается разобраться и в теории эволюции. И не станет фанатиком, глухим к голосу науки.

Если задуматься, взгляды неверующего Мартина Риса близки к тому, о чём говорил верующий Борис Раушенбах. Наука и религия отвечают на разные проблемы человеческого существования. И конфликтовать им по большому счёту незачем. Правда, выводы из этого учёные сделали разные. Раушенбах своей жизнью доказал, что наука и религия могут вполне уживаться в сознании одного человека. У Риса религия не вызывает отторжения, но ограничивается для него сферой культуры. Музыкальный слух у него есть, он способен оценить мастерство Кембриджского хора, а мистического слуха – нет. Как истинный учёный, он не берётся рассуждать о том, чего не знает. И другим не советует.

Читайте также:  Изучение околоземного пространства ближний космос

Источник

10 фактов о космосе и вере

1. С преподобным Серафимом на борту

Вместе с Союзом МС-02, который находился в составе МКС с 21 октября 2016 до 10 апреля 2017 года, на Землю вернулась частичка мощей преподобного Серафима Саровского. На время пребывания корабля в космосе она была помещена в мягкую коробочку и закреплена под скафандром на груди бортинженера экипажа МКС-50 Рыжикова.

«Мощами батюшки Серафима космонавты хотят освятить всю нашу Землю, чтобы его святыми молитвами мир Божий всегда был с нами, чтобы тихое и безмолвное житие прожить нам на земле во всяком благочестии и чистоте», — прокомментировал передачу святыни на МКС митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.

Частица мощей преподобного Серафима в руках представителя Центра подготовки космонавтов. Фото: Алексей Козориз / nne.ru

После возвращения с орбиты святыня будет передана в храм Преображения Господня в Звездном городке.

2. Псаломщик в космосе

На борт Международной космической станции бортинженер экипажа МКС-50 летчик-космонавт с мировым именем Сергей Рыжиков взял икону, камни со святой горы Фавор и Евангелие

Известно, что Сергей Рыжиков в свободное от полетов и тренировок время помогает на богослужениях в православных храмах родного Нижневартовска.

Сергей Рыжиков. Фото: ourchurchwebsitetest.com

Отец Сергий, директор воскресной школы, отмечает, что «сегодня многие боятся, стесняются идти в храм, а ведь из православных верующих выходят целеустремленные люди. Они искренние, настоящие, участвуют в богослужениях, как наш земляк Сергей Рыжиков, и не стесняются, не боятся этого!»

В октябре-декабре 2014 года космонавт служил псаломщиком в храме святого равноапостольного великого князя Владимира, который находится в американском городе Хьюстоне, сообщает официальный сайт храма. Рыжиков был там в командировке, по окончании которой подарил храму рукописную икону своего небесного покровителя — святого преподобного Сергия Радонежского.

3. Гагаринская традиция

Экипаж космонавтов перед отлетом посещает молебен

Со времен Юрия Гагарина в отряде космонавтов существует традиция: перед отлетом экипаж посещает Троице-Сергиеву лавру.

Молебен в Троице-Сергиевой лавре для космонавтов. Фото: stsl.ru

«Космонавты присутствуют на молебне, а потом уезжают на космодром Байконур. Хочу сказать, что наши ребята сильны не только в профессиональном плане, но и в духовном», — комментирует заведенный порядок начальник Центра подготовки космонавтов, летчик-космонавт РФ Юрий Лончаков.

Герой РФ, космонавт Геннадий Падалка добавляет: «Мы приезжаем, чтобы набраться духовных сил на предстоящую нам работу. Это не только традиция, но и зов души. Никто никого не неволит, все ребята с большим удовольствием приезжают, потому что эта поездка дает силы, крепость духа».

4. Многие космонавты — люди верующие

Промысел Божий — быть космонавтом

Религиозность среди космонавтов не редкость: дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Алексей Леонов не раз замечал веру в Бога не только среди русских космонавтов, но и среди иностранных.

«Мне довелось побывать у многих американских астронавтов дома, и почти везде я видел специальные уголки, комнаты для молитв. Там на стене обязательно висит распятие, постелен коврик, чтобы можно было стать на колени, помолиться, — рассказал русский космонавт. — Когда мы, космонавты, астронавты, собираемся вместе, то не делим друг друга на «белых» и «цветных», русских, американцев, европейцев. Мы все — дети Земли, дети Божии. Без полета нам было бы сложнее понять эту простую истину».

Сам Леонов, первый человек, вышедший в открытый космос, дважды Герой Советского Союза считает, что «без веры в нашем деле трудно».

Алексей Леонов. Фото: er.ru

«Это почти невозможно. Космонавт, отправляющийся на орбиту, должен знать, что все будет в порядке. Это сейчас можно получить благословение у священника, сходить в церковь, как многие и делают. Раньше этого не было, вот многим из нас и не оставалось ничего другого, как верить… в приметы. Сергей Павлович [Королев] знал все наши суеверия и как хороший психолог использовал», — резюмирует Леонов в интервью порталу «Фома».

Другие космонавты тоже открыто говорят о своем отношении к вере. Так, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Георгий Гречко не раз признавался в интервью, что пришел к религии, проанализировав свою жизнь.

«Почему я верю? Потому что во время войны, даже не на фронте, а в тылу или в оккупации, как случилось со мной, другой надежды у человека нет, кроме как на Бога. И я могу вам сказать, что тогда практически все были верующими. Потому что жить хочется. И я, мальчик, верил. Я верю, что был рожден, чтобы стать космонавтом, — сказал Гречко. — Когда по наивности, по горячности, по глупости что-то делал, чтобы сойти с этого пути, меня, подозреваю, мой ангел-хранитель жестоко наказывал. Доводил до отчаяния. А потом самым невероятным образом возвращал на мой путь».

5. У российских космонавтов есть духовник

Отец Иов с детства мечтал о космосе

Священнослужитель напутствует их перед полетами в космос. Сейчас на этом посту служит настоятель храма в честь Преображения Господня в Звездном городке игумен Иов. Сам отец Иов не раз признавался журналистам, что с детства мечтал о космосе.

Читайте также:  Обои для mac космос

«В двух словах сложно объяснить. Начиналось с того, что, будучи еще мальчиком, я мечтал стать космонавтом. Даже готовился поступать в Качинское высшее военное авиационное училище летчиков, чтобы потом, конечно, с Божьей помощью, поступить в отряд космонавтов. Но Господь решил по-другому. Я оказался в монастыре, где пробыл около десяти лет. Господь потом уже свел меня с ребятами, я поехал в Звездный, познакомился со многими нашими космонавтами», — цитирует священнослужителя радио «Голос России».

Келья монаха Иова больше похожа на кабинет астронома: в ней труды по богословию соседствуют с телескопом, книгами по астрономии, истории космонавтики и ракетостроению. Сам духовник российских космонавтов не сомневается в отсутствии противоречий между космонавтикой и верой.

Игумен Иов (Талац)

«Несколько раз бывал в невесомости, проходил тренировки под водой для отработки действий космонавта в открытом космосе. В центре подготовки такое, конечно, тысячу раз видели, но на меня смотрели, как в цирке. А когда я из скафандра выбрался — а он жесткий, неудобно — ко мне за благословением подошли», — вспоминает отец Иов.

Священнослужитель уверен, что между монахами, авиаконструкторами и космонавтами есть много общего.

«Космонавты летают через первое на второе небо, но к третьему небу они подняться не могут, потому что это горний мир. Туда ракеты не летают. Там нужно очищать свое сердце и этим чистым сердцем восходить», — цитирует известного богослова Ерофея Влахоса отец Иов.

6. Теперь ракеты перед полетом освящают

В апреле 2016 года епископ Благовещенский и Тынденский Лукиан освятил ракету-носитель «Союз-2.1а», подготовленную к первому запуску с нового российского космодрома Восточный. Церемония прошла за сутки до старта

Комментируя освящение, в госкорпорации заявили, что на Восточном решили продолжить традицию: теперь ракеты перед стартом освящают на космодроме Байконур.

Молебен на Байконуре. Фото: Sputnik

К слову, и первый православный храм уже построили рядом с новым космодромом Восточный в городе Циолковский в Приамурье.

7. Рука Бога длиной в 150 световых лет

В космосе ученые NASA нашли «Руку Бога»

Точнее, эту туманность в форме руки обнаружил сверхмощный спектроскопический ядерный телескоп «NuSTAR», используемый для изучения космических объектов в рентгеновском диапазоне с недоступной до этого точностью.

На чрезвычайно красивом снимке телескоп запечатлел расширяющуюся туманность погибшей звезды, сверхплотный остаток которой в 20 километров состоит из нейтронов и вращается со скоростью 17 оборотов в секунду. Туманность напоминает форму гигантской руки, протягивающей пальцы к загадочным огням. Часть ее, которая приходится на «пальцы», растянута в сторону газового облака по соседству. Это заставляет газовое облако сиять, ярко светиться и делает его похожим на «огненный кубок», который как будто держит «Рука Бога».

Туманность размером в 150 световых лет располагается в 17 тысячах световых лет от Земли.

8. Глаз Бога в созвездии Водолея

Этот космический объект интернет-пользователи и журналисты назвали «Око Бога»

Примерно в 700 световых лет от Земли в созвездии Водолея умирает звезда, похожая на Солнце. За последние несколько тысяч лет своей жизни она произвела на свет планетарную туманность NGC 7293, уже получившую имя Улитка.

На снимке туманности видны детали более яркой внутренней части Улитки, занимающей в пространстве около трех световых лет. Вокруг яркой внутренней части распростерлось слабое внешнее гало, отдельные части которого тянутся более чем на 6 световых лет. Эта простая, на первый взгляд, туманность имеет неожиданно сложную геометрию, напоминающую глаз. Из-за этого космический объект и получил свое прозвище.

Благодаря камере ACS на космическом телескопе «Хаббл» и данным Национальной обсерватории Китт-Пик установлено, что скорость расширения туманности составляет 31 км/с, отсюда следует, что возраст туманности достигает не меньше 10 600 лет.

9. Благословение с «Аполлона»

Известно, что в ходе миссии «Аполлон-8» командир экипажа Фрэнк Борман во время выхода на связь с Землей заявил, что у экипажа есть послание для всех землян

Послание заключалось в том, что каждый участник экспедиции прочитал отрывок из первой главы библейской Книги Бытия. После командир завершил сеанс словами: «От имени экипажа мы заканчиваем трансляцию, желая вам спокойной ночи, удачи, счастливого Рождества и благослови Господь всех вас там, на прекрасной Земле».

Участники миссии «Аполлон-8»: Джеймс Ловелл, Вильям Елисон Андерс, Фрэнк Борман

После этих слов корабль в последний раз зашел за Луну.

10. Гагарин не был атеистом

Гагарин не говорил, что не видел Бога

«В космосе был, Бога не видел». Эту фразу растиражировали все атеистические СМИ СССР. Но на самом деле Юрий Алексеевич Гагарин сказал вовсе не это.

Как уверяет генерал-майор, Герой России, летчик-космонавт Валерий Корзун, первому человеку в космосе принадлежит следующая фраза: «Если Бога не встретил на Земле, то не увидишь и в космосе».

Сказанное подтверждает коллега Корзуна, доцент Военно-воздушной академии полковник Валентин Петров, друживший с первым космонавтом Земли. Он считает, что Гагарин, будучи человеком верующим, просто не мог произнести таких слов, а высказывание на самом деле принадлежит первому секретарю ЦК КПСС того времени Никите Хрущеву, который произнес их на партийном пленуме по вопросам антирелигиозной пропаганды.

Корзун также утверждает, что Юрий Гагарин не был атеистом. К примеру, именно он первым публично предложил восстановить разрушенный Храм Христа Спасителя в Москве. Также достоверно известно, что Юрий Гагарин крестил свою дочь Елену.

Поделитесь статьей, если она важна для других

Источник