Космическая эра в самарской истории
Полвека назад началась история покорения космоса человеком. Первый искусственный спутник Земли покинул её пределы в 1957 году, после чего произошёл стремительный рывок в деле освоения неизведанного и загадочного космического пространства. Человек дерзнул ступить на поверхность Луны, были запущены аппараты для исследования планет и Солнца, созданы орбитальные станции, предназначенные для космических исследований.
Теоретическим основоположником космонавтики стал русский учёный Константин Эдуардович Циолковский. Именно он явился автором первого проекта космической ракеты, воплотив в реальность свои юношеские мечты. Уже в начале ХХ столетия расчёты исследователя намного опередили время. В своей книге «Вне земли» он предопределил пути освоения космического пространства, особо отметив события 2017 года, когда, по его мнению, будут создавать «составные пассажирские ракеты». Циолковский предлагал организовывать искусственные поселения наорбитальных станциях, расположенных вокруг Солнца.
В 2011 году весь мир празднует 50-летие со дня эпохального полёта Юрия Гагарина, когда, впервые в истории человечества, он провёл легендарные 108 минут за пределами Земли.
В летописи Самары, признанной космической столицей России, самые яркие страницы связаны с событиями первого космического полёта Юрия Гагарина.
В 1950-е годы город, который в то время именовался Куйбышевом, по предложению учёного-конструктора и создателя ракетно-космической техники, основоположника практической космонавтики Сергея Павловича Королёва, стал одним из центров космического производства.
Куйбышев – главная база ракетостроения
Официальное решение об открытии космического производства в Куйбышеве было принято в начале 1958 года. Когда вышел указ о передаче завода №1 из ведомства Комитета по авиационной технике в ведомство оборонного комитета, в цехах сборки самолётов ТУ-16 началась работа над серийными ракетами, именуемыми «семёрками». Одной из ключевых фигур, сыгравших решающую роль в революционных преобразованиях в области космического ракетостроения, стал директор завода «Прогресс» Виктор Яковлевич Литвинов, взявший на себя ответственность за изготовление ракеты-носителя. Именно «семёрка» 4 октября 1957 года вынесла на орбиту первый искусственный спутник Земли, а через месяц – второй космический аппарат, содержащий экспериментальный контейнер с собакой Лайкой. Таким образом было положено начало изучению воздействий космического полёта на живой организм. В начале 1960-го года был разработан эскизный проект корабля-спутника, на его базе должны были быть учтены схемы и конструкции ракеты, на которой предполагалось осуществить запуск человека в космос. Первый испытательный беспилотный полёт ракеты состоялся 15 мая 1960 года.
Космический корабль, названный Сергеем Королёвым «Восток», состоял из спускаемого аппарата и приборного отсека, где располагалась тормозная двигательная установка с двигателем.
Первые две ступени космического корабля – центральный блок и четыре боковых блока – были подготовлены и собраны на заводе «Прогресс». Пять двигателей, имеющих двадцать маршевых камер сгорания и двенадцать рулевых для блоков первой и второй ступеней, были изготовлены на куйбышевском Моторостроительном заводе им. М.В. Фрунзе. Алюминиевые сплавы для корпусных частей и топливных баков поставлял металлургический завод. Таким образом, большая доля успеха за первый в мире полёт человека в космос принадлежит куйбышевским специалистам и конструкторам.
Как рассказывал заместитель Главного конструктора и руководитель куйбышевского филиала №3 ОКБ-1 Дмитрий Ильич Козлов, «для первого полёта человека в космос ракету специально не отбирали и не готовили – это было наше обычное серийное изделие, которое наряду с прочими ракетами также изготовили в заводских цехах и отправили для доработки и оснащения третьей ступенью на завод №88 в Подлипки. Только после этого у нас на заводе и узнали, что изделие готовится к полёту с космонавтом на борту…»
Подготавливая и рассчитывая первый запуск человека в космос, конструкторы со всей ответственностью пытались предусмотреть каждую деталь, рассчитывая и место приземления легендарной ракеты. Местом штатной посадки «Востока» изначально был определён Пестравский район Куйбышевской области. В сельские больницы приехали московские медики, на случай оказания экстренной медицинской помощи, завезли контейнеры с кровью. Формировались поисковые группы, на куйбышевском аэродроме «Кряж» тренировались врачи-парашютисты…
Солнечным и ясным днём 12 апреля 1961 года в 9 часов 07 минут 59,7 секунды с полигона, расположенного в районе железнодорожной станции Тюра-Там Кзыл-Ордынской области Казахской ССР,стартовал космический корабль с лётчиком-космонавтом Юрием Гагариным на борту. После команд к старту «Зажигание… предварительная… промежуточная… главная… Подъём!», ракета, выталкиваемая пламенем и объятая клубами дыма, устремилась за пределы земного шара. В историю полёта вошла и знаменитая гагаринская фраза «Поехали!» Пуском первого в мире пилотируемого корабля руководили С.П. Королёв, А.С. Кириллов и Л.А. Воскресенский.
Сергей Павлович Королёв принял решение, что первый космонавт после приземления должен ехать в Куйбышев. Во-первых, потому, что здесь уже всё было готово к встрече, а во-вторых, потому, что присутствовала какая-то королёвская суеверность. Куйбышев для него был уже чем-то вроде талисмана, залога – что всё будет хорошо, поскольку сначала Королёв доверил куйбышевским коллегам работу над своими ракетами, а потом и встречу первого космонавта.
Совершив один виток вокруг Земли, «Восток» приземлился на границе Самарской и Саратовской областей – недалеко от деревни Смеловка Терновского района. «Около спускаемого аппарата Гагарина мы оказались примерно через час после его приземления, – рассказывал Д.И. Козлов. –…Никого из посторонних до Гагарина не допустили, и уже через несколько минут после его выхода из самолёта первого космонавта посадили в поджидавшую машину и увезли на спецдачу обкома КПСС на первой просеке».
После работы специальной государственной комиссии, на которой были подведены итоги исторического полёта, режим Гагарина стал свободнее: ему организовали отдых, катали на катере по Волге. На другой день космонавт вновь оказался на закрытом аэродроме завода «Прогресс», откуда вылетел в Москву на торжественную церемонию – встречу с руководством страны и Н.С. Хрущёвым.
Космонавт улетел в космос старшим лейтенантом, а приземлился майором. Ослепительную лучезарную улыбку Гагарина запомнил весь мир! Известно, что впечатляющий прорыв в космос пришёлся на самый пик «холодной войны». Благодаря космическому триумфу начала изменяться та модель мира, которая складывалась и формировалась на протяжении десятилетий…
Он всех нас позвал в космос!
Если первый визит Юрия Гагарина в Куйбышев проходил в обстановке строгой секретности, то другие посещения трудно было скрыть от городских жителей. Он встречался с людьми на куйбышевских предприятиях, в школах и пионерских лагерях с детьми.
На географической карте Самары имя первого космонавта увековечено в названии улицы и станции метро, открыт Музей космонавтики «Ракета» с постоянно действующей экспозицией «Ожидание космоса».
За минувшие полвека на знаменитом предприятии «ЦСКБ-Прогресс» было изготовлено и выведено на рабочие орбиты более 1760 космических аппаратов. Созданные на базе легендарной «семёрки», современные модели ракеты-носителя «Союз» считаются одними из самых надёжных средств доставки в космос пилотируемых и грузовых космических кораблей.
В самарском ракетно-космическом центре, принявшем участие в изготовлении первых ракет для освоения космических высот, по-прежнему активно ведётся научная и конструкторская деятельность. На территории завода действует научная школа космического аппаратостроения и дистанционного зондирования Земли. Осуществляются запуски самарских ракет-носителей с космодрома Байконур в Республике Казахстан и с космодрома Плесецк, разрабатываются проекты новых ракет и современных стартовых комплексов.
Можно предположить, что гениальные идеи Циолковского о создании «составных пассажирских ракет» частично воплощаются в реальность в ХХI-м веке, а это и является свидетельством развития современной ракетно-космической техники. И если полвека назад человечество мечтало о первом полёте в космос, то сегодня, по мнению специалистов, обозначаются перспективы полётов к другим планетам.
Источник
Самара Космическая
Космическая столица Росиии и её роль в развитии космонавтики нашей страны , Самара, Самарская область
У каждого человека есть малая Родина. Обычно с ней связаны детство, юношество, а иногда и вся жизнь людей. Это может быть город—миллионик, огромный мегаполис или маленькая деревня. Моя малая Родина — это город Самара. Мало кто знает, но она тоже является столицей России. Правда, не обычной, а космической. Вы знаете, где изготавливались ступени легендарной ракеты «Семерки»? А где отдыхал Юрий Гагарин после своего первого полёта? Может быт,ь Вы интересуетесь космонавтикой и мечтаете однажды полететь в космос, но не знаете всех тонкостей этой отрасли? На эти и многие другие вопросы Вы найдёте ответ в моей статье. Вы узнаете об истории становления космической промышленности в России, о закрытом городе Куйбышеве — родине первой в мире ракеты—носителя и о ветеранах отрасли, отдавших свою жизнь и судьбу служению великой идее покорения космоса.
Елизавета
Самара — космическая столица России.
Мы привыкли думать, что у России всего две столицы — Москва и культурная столица — Санкт-Петербург. И только жители города Самары знают, что они живут в космической столице России.
Вот уже несколько десятилетий РКЦ «Прогресс», расположенный в Самаре, является одним из главных заводов по производству ракетно-космического оборудования. Предприятия Самарской области — это десятки тысяч высококлассных специалистов, это элита научной мысли, выдающиеся инженерно-конструкторские достижения. Именно космическая отрасль обеспечивает лидерство региону.
Начало пути
Звание космической столицы Самара (в СССР — город Куйбышев) получила не сразу. Во времена Второй Мировой войны Куйбышев стал запасной столицей России. Сюда было эвакуировано около 30 предприятий и организаций авиационной промышленности для производства самого массового самолёта Великой Отечественной войны — штурмовика ИЛ-2. Для подготовки инженеров был создан Куйбышевский авиационный институт. С этого момента началась история космической столицы России.
Одной из первостепенных задач была подготовка специалистов. Уже к 1944 году первые инженеры были выучены. Важную роль в подготовке экспертов сыграл Александр Миронович Сойфер — советский педагог и инженер, исполнявший обязанности директора института в 1942 году. Большой вклад в развитие учреждения внёс Фёдор Иванович Стебихов, который был директором Куйбышевского Авиационного института на протяжении 14 лет (1942—1956 гг.) Неоценимую помощь в подготовке специалистов оказали великие советские учёные, эвакуированные из крупных городов СССР: Москвы, Ленинграда и др. Профессоры В.М. Дорофеев, А.А. Комаров и многие другие поспособствовали созданию и внедрению новых конструкторских технологий на предприятиях авиационной промышленности, а также помогли в разработке и организации производства.
Расцвет
Война закончилась, но расцвет города как крупного научного центра только начинался.
В послевоенные годы расширялся список направлений для подготовки специалистов, развивалась материально-техническая база института, осваивалось производство новейших образцов авиационной техники — реактивных истребителей, двигателей и бомбардировщиков.
В годы с 1956-1988 Куйбышевский авиационный институт стал крупнейшим научно-образовательным центром. Были созданы уникальные научные школы в области конструкции и проектирования авиационных двигателей, самолетов и космических аппаратов.
С 1957 года в институте началась подготовка специалистов по ракетно-космической технике. К работе были привлечены величайшие учёные СССР: кафедру конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов возглавлял академик АН СССР и РАН Н.Д. Кузнецов, а кафедрой летательных аппаратов руководил член-корреспондент АН СССР и РАН Д.И. Козлов.
Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР «об увековечении памяти академика С. П. Королёва» Куйбышевскому авиационному институту было присвоено имя академика С.П. Королева. А в 1967 году институт был награждён Орденом Красного знамени.
Параллельно шло развитие легендарного завода «Прогресс». В послевоенные годы на заводе началось активное производство реактивных истребителей и бомбардировщиков. В 1958 году было принято постановление об организации серийного производства межконтинентальных баллистических ракет. В феврале главный конструктор страны Сергей Павлович Королёв отправляет в Куйбышев своего представителя Дмитрия Ильича Козлова. Командировка оказалась длиною в жизнь: Д.И. Козлов создал создал филиал и стал его руководителем. С этого момента в сознание людей внедрялся качественно новый подход к космической работе: в отличие от авиационной техники многоразового использования, ракета является изделием, где при нажатии команды «пуск» обратной дороги нет.
И «прогрессовцы» это понимали. Благодаря слаженной и качественной работе в феврале 1959 года «Семерка», изготовленная в Куйбышеве, совершила свой первый успешный полет.
С начала 1960-х предприятие осуществляло разработку и производство космических аппаратов различного назначения. На базе легендарной ракеты Р-7 были разработаны трехступенчатые ракеты-носители среднего класса, среди которых легендарный «Союз». Завод также участвовал во многих масштабных космических проектах.
Так заводчане приобрели колоссальный проектно—конструкторский и производственный опыт, а город Куйбышев стал кузницей первого ракетного щита России.
Ю.А.Гагарин и ступени «Семерки»
Однако ключевую роль в становлении Самары космической столицей России сыграло событие 12 апреля 1961 года.
Именно в этот день сбылась заветная мечта человечества. Мир взорвался ликованием, когда земляне увидели легендарный старт «Семерки» и улыбающееся лицо Юрия Гагарина. Но мало кто знал, что первая и вторая ступени «Гагаринской» ракеты были изготовлены на Куйбышевском заводе «Прогресс». После приземления на аэродроме завода, Юрий Гагарин лично встретился с прогрессовцами. А факт, что после полёта первый в мире космонавт несколько дней отдыхал в Куйбышеве, долгое время держался в секрете.
Куйбышев, понимая свою причастность к происходящему, радовался и гордился вместе со всем миром. Именно это событие стало триумфом ракетно-космической промышленности страны, а для Куйбышева — новым этапом развития. С 1961 года по настоящее время все запуски отечественных пилотируемых кораблей осуществляются ракета-носителями Самарского производства.
Наши дни
Сегодня космическая столица России является крупнейшим производителем ракет-носителей и двигателей для них, оборудования для космодромов и космических аппаратов.
Космические предприятия Самарского кластера уже сегодня обеспечены работой на годы вперёд. Они принимают участие в реализации стратегически важных государственных задач. В АО РКЦ «Прогресс» разработано и сдано в эксплуатацию более 12 модификаций ракет-носителей среднего класса и 29 типов космических аппаратов различного назначения. На начало 2018 года осуществлено более 1880 пусков, выведено на орбиту около 1000 космических аппаратов собственного производства.
АО РКЦ «Прогресс» — единственное в мире предприятие на сегодняшний день, которое осуществляет пуски ракет-носителей с четырёх космодромов: «Байконур», «Плесецк», Гвианский космический центр и космодром «Восточный».
Самарский авиационный институт является одним из лучших в стране. Научные направления института тесно связаны с космической отраслью: проектирование ракета-космической техники, обработка больших данных и геоинформатика. Высокую оценку получили работы по созданию компактных и легких объективов, которые особенно хорошо проявляют себя в оптических системах беспилотных летальных аппаратов.
Самарский университет является ведущим учёным, научным и инновационным центром России.
Помимо мощного научного центра, Самара является также культурным центром. Музей «Самара-космическая» — один из самых посещаемых не только среди туристов, но и жителей города. Фасад здания музея украшает подлинная ракета — легендарная «Семерка». Это единственная в Европе вертикально установленная ракета-носитель «Союз» в собранном виде. Пьедесталом памятника служит здание оригинальной конструкции, в котором расположен музей «Самара-Космическая». Здесь находятся уникальные экспонаты и факты из жизни космонавтов.
В 2011 году в честь 50-летия первого полёта человека в космос на площади Куйбышева была проведена студенческая акция «Самара. Космос 50». Почти три тысячи студентов вышли на площадь и по команде режиссера выстроились в громадные буквы, образующие слова «Самара Космос 50». «Живая фраза» была сфотографирована пролетающим над площадью спутником дистанционного зондирования земли, а позже фотографию передали на землю.
Вклад моей семьи в космическую столицу
Моя семья имеет непосредственное отношение к становлению Самары как космической столицы.
Во времена войны в Куйбышев было эвакуировано огромное количество заводов. Инженеры и техники, перевозившие заводы, работали день и ночь. Одним из таких инженеров был мой прадедушка. Условия работы в эвакуации были очень тяжелыми: помещения не отапливались, ночевать приходилось прямо в цехах. Прадедушка приходил домой на несколько часов, ставил будильник и снова уходил на завод. Работа по серийному производству легендарных штурмовиков была налажена всего за несколько месяцев. Знаменитая телеграмма Сталина, направленная директору завода в 1941 году о том, что «он подводит страну, выпуская по одному самолету в день» до сих пор хранится в Самаре в Бункере Сталина. А мой дедушка тоже стал авиационным инженером, всю жизнь проработал в конструкторском бюро имени А. Н. Туполева. Он проектировал и строил легендарные советские пассажирские лайнеры «Ту-154».
Мои мама и папа работают в ГТРК «Самара». Компания производит много программ, сюжетов и телевизионных фильмов, связанных с историей космической отрасли и вклада Куйбышева в ее развитие. В 2011 году творческая группа с участием моих родителей придумала и реализовала уникальную социальную акцию «Самара. Космос 50», о которой я писала ранее. Акция стала всенародной, ее повторили во многих городах России, о ней была написана пьеса, которую позднее поставили в одном из самарских театров. А в 2016 году мой папа снял документальный фильм «Поднятая целина». Съёмочная группа восстановила каждый час пребывания Юрия Гагарина на Самарской земле. Многие факты уже забылись, а какие-то даже не были известны. Этот фильм взял главную телевизионную награду «ТЭФИ—Регион».
Заслуженное звание космической столицы
Вклад жителей города Самары в развитие космонавтики невозможно переоценить. Уже несколько десятилетий здесь осуществляется несчетное количество открытий, проводятся научные работы и совершенствуется современная отечественная программа. Огромный вклад в ее развитие вносят самарские учёные, инженеры, рабочие, студенты, семейные династии, передающие из поколения в поколение свои знания, опыт, преданность профессии и идеалы покорителей космоса. Здесь сильны традиции, неукротима вера в гений человеческой мысли, бесконечен полёт научных гипотез. Здесь дети с рождения знают о космосе и мечтают однажды туда полететь. Поэтому Самара — космическая столица России.
Источник