Как лес связан с солнце
В ряду общей пейзажной символики лесу отводится важное место в мифах, легендах и народных сказках. Сложная символика леса связана на всех уровнях с символикой женского начала или Великой матери. Лес — место изобилия растительной жизни, свободной от всякого контроля и воздействия. А поскольку его листва закрывает солнечный свет, он также противополагается власти солнца и считается символом земли. В мифологии друидов лес и солнце вступают в брачные отношения. Так как женское начало принято отождествлять с бессознательным в человеке, лес также рассматривается как символ бессознательного. Именно по этой причине Юнг утверждает, что лесные страхи, столь часто встречающиеся в детских сказках, символизируют опасные аспекты бессознательного, т.е. тенденцию к пожиранию или сокрытию разума. Циммер подчеркивает, что в противоположность городу, дому и обрабатываемой земле, как безопасным территориям, лес дает приют всевозможным опасностям и демонам, врагам и болезням. Поэтому леса в первую очередь были местом культов богов, а умилостивляющие жертвы подвешивались на деревьях (дерево в этом случае — эквивалент жертвенного столба).
Лес — это широко распространенный символ внешнего мира, противостоящего микрокосму, символизируемому расчищенной под пашню землей. В легендах и сказках он населен загадочными, большей частью таящими в себе угрозу существами (ведьмами, драконами, великанами, карликами, львами, медведями и т.д.), олицетворяющими все те опасности, с которыми должен вступить в спор юноша, если он через свою инициацию (экзамен на зрелость) хочет стать полноценным мужчиной: картина восходит к тем временам, когда леса покрывали большую часть земли и представляли угрозу для пашни. В снах присутствие «темного леса» свидетельствует о фазе дезориентации, о погружении в сферу бессознательного, в которую сознательный человек может вступать лишь после долгих колебаний. Часто встречающийся в сказках свет, который мелькает среди стволов, обозначает надежду на обретение места защиты. Сам лес как беспорядочная дикая природа ощущается жутким и угрожающим, вызывающим фантазии о дикарях, замшелых лесных существах, но также и о феях, которые могут прийти на помощь. С другой стороны, для одухотворенных людей он может стать возвышающим местом уединенности от житейской суеты. Отшельников не пугают его опасности, поскольку они защищены высшими силами. Иной, чем лес, является роща, разросшаяся не слишком широко и представляющая собой обозримое место божественной природы. В глубинной психологии лес понимается как символ являющейся юноше тревожной женственности, которую он еще только должен постигнуть. Общепризнанным в этом смысле является образ «зеленых, то светлых, то темных сумерек бессознательной, внешне не очевидной жизни». Снящийся во сне лес как символ содержит в себе «многообразные безобидные или опасные существа, но в нем может сосредоточиться и то, что однажды, возможно, обнаружит себя в светлой как день сфере нашего духовного культурного ландшафта» (Эппли). Разбойники в этом образе переживаний есть персонификация «примитивной и все же опасной части нашей сущности, которая, конечно, далеко не так и не всегда положительна, как нам может представиться».
Источник
Как лес связан с солнце
В мифологии различных народов Л. связан, прежде всего, с животным миром (или миром зооморфным, обитатели которого представляются в обличьях зверей). Л. — одно из основных местопребываний сил, враждебных человеку (в дуалистической мифологии большинства народов противопоставление «селение — лес» является одним из основных); через Л. проходит путь в мир мёртвых.
Представление о Л. как добром начале отразилось в относительно небольшом числе мифологий. Часто Л. выступает как местонахождение особого высшего божества или же специфических духов леса.
Нередко в тех случаях, когда (как у древних тюрков и ряда тюркских народов) Л. (чаще всего горный) выступает в качестве объекта поклонения, персонифицируется хребет, поросший Л. Среди трёх основных миров Л. обычно относится к среднему миру (в некоторых языках название Л. образуется от слова со значением «средний»). Близость значений «лес» и «гора» (во многих языках они обозначаются одним словом) приводит к образованию тройной системы миров «небо — гора (поросший Л. горный хребет) — вода», где гора, связанная с удачей во время охоты, как и Л., играет роль среднего мира.
Дух Л. в наиболее древней форме представляется зооморфным. Иногда зооморфный хозяин Л. держит в подчинении животное, убив которое охотник должен сразу же просить прощения у хозяина Л., чтобы избежать наказания. Иногда дух Л. воплощается в человека, рождающего животных, или соединяет человеческие и зооморфные черты. Вероятно, более поздними являются представления о духе Л. как антропоморфном существе. Нередко дух леса (леший, уокло и т. п.) ходит задом наперёд, застёгивается не на ту сторону и т. д. Представление о божестве Л. и охоты, хозяине зверей может объединять целые географические ареалы, где имена бога оказываются сходными или многие его атрибуты. У народов Кавказа, а также в мифологии хурритов существовало представление о том, что от бога (хозяина) Л. зависит удача охотника. По поверьям тувинцев, дух — хозяин Л. даёт охотнику ограниченное количество зверей, а охотник старается сбить его со счета; прячет мясо животного, прикрывает место убийства зверя ветвями и камнями.
Считалось, что дух Л. любит тишину, слушать сказки. Осетинский Афсати «требует», чтобы после охоты охотник щедро накормил всю свою деревню.
По мере переосмысления противопоставления «селение — лес» в духе все более значительного различения «город — природная среда» (соответственно «культура — природа») изменяется отношение к Л. и его мифологическому хранителю.
Для некоторых традиций характерно стремление культурного героя обезвредить стража Л., а сам Л. вырубить для строительства в родном городе.
Частый мифологический (а позднее и сказочный) мотив — отправление в Л. на воспитание ребенка, родившегося чудесным образом. В близнечных мифах близнецов (или одного из них) обычно отправляют в Л. — в стихию, соответствующую их необычному для людей рождению. С Л. и хозяином Л. связан и обряд инициации юношей, отправлявшихся в лесной дом (у бамбути и др.), что находит отражение в соответствующем мифологическом и сказочном мотиве отправления юноши из дома в лес (в южноамериканских мифах о ягуаре, славянских волшебных сказках и т. п.). В мифах проявляется характерное для многих африканских инициационных обрядов использование некоторых деревьев как источников силы и исцеления.
Во многих мифах и сказках Л. вырастает чаще всего из гребешка (иногда из волос или цепочки), который убегающий герой бросает позади себя, чтобы задержать преследователей.
В. Е. Владыкин, ссылаясь на В. Я. Пpоппа пpиводит интеpесную точку зpения на культ леса: «пpи земледелии культ леса есть культ не деpевьев как таковых, а культ непосpедственной pастительной силы земли, воплощенной в деpевьях. С pазвитием земледелия начинает пpеобладать дpугой матеpиал. Беpеза или вообще деpево — это исходная точка, конечный же пpедел желаний и стpемлений — это злак, давший хоpошее зеpно» (Владыкин, 1994).
Сложная символика леса связана на всех уровнях с символикой женского начала или Великой матери.
Место культа богов; умилостивляющие жертвы подвешивались на деревьях (аналог жертвенного столба) (8).
Место изобилия растительной жизни, свободной от всякого контроля и воздействия.
Противополагается власти солнца и считается символом земли.
Распространенный символ внешнего мира, противостоящего микрокосму расчищенной под пашню земли.
В легендах и сказках населен загадочными и грозными существами (ведьмы, драконы, великаны, карлики, львы, медведи и т. д.), олицетворяющими те опасности, с которыми должен вступить в спор юноша, если он через свою инициацию хочет стать полноценным мужчиной.
Принцессы блуждают по нему, прежде чем выйдут к замку (спасение).
Место посвящения плотников и совершения подвигов у рыцарей.
Образ восходит к временам, когда леса покрывали большую часть земли и представляли угрозу для пашни.
К лесу, как к единому целому, так и к видам деpевьев или отдельным их наиболее кpупным и дpевним пpедставителям у pазличных наpодов наблюдается самое pазное отношение. У земледельческих, кочевых, степных — в целом более вpаждебное, у лесных — добpое. С давних языческих вpемен в pастительный культ многих наpодов входят пpедставления о священных деpевьях. Отдельные виды деpевьев почитались особо, напpимеp, у маpийцев беpеза — деpево девушки, дуб — мужчин, липа — женщин, что, кстати, соответствует совpеменным пpедставлениям об особенностях инфоpмационно-энеpгетического обмена между людьми и pастениями (Киселева, 1993).
Источник
Синрин-йоку: искусство гулять в лесу
Текст: Катерина Билалова
Фото: Gustav Gullstrand, Karl Anderson, Lukas Szmigiel, Amos G, Artem Grebenschikov, Kirk Thornton
Как шутят японисты, жители Страны восходящего солнца все что угодно могут превратить в высокое искусство. Будь то обычное чаепитие или, например, прогулка по лесу. Но, если о чайных церемониях известно далеко за пределами Японии, то про синрин-йоку точно знают лишь единицы. И для того, чтобы разобраться в этом таинственном лекарстве от стресса, нужно ненадолго заглянуть в таинственную японскую душу.
Всемирная организация здравоохранения назвала стресс эпидемией XXI века, и японцы, со своим почетным вторым местом по количеству стрессующих и перерабатывающих саларименов придумали свой способ борьбы с этим неприятным побочным эффектом любви к труду.
Последние несколько лет японцы по крупицам делились своими необычными для нас премудростями и, наконец, открыто рассказали и о «синрин-йоку», то есть о «лесных ваннах». Но не спешите тащить тазик в ближайшую рощу! Ведь абсолютно все, что связано с Японией, прячет под простой оболочкой таинственный и изящный секрет.
«Синрин-йоку» – это воплощение легендарного японского микса традиций и последних научных исследований.
Японцы еще с давних времен знают о бесконечной пользе леса. А с 1982 года и вовсе официально запустили национальную профилактическую программу лесных купаний. Изначально активисты полагались лишь на свои интуитивные ощущения: от лесных прогулок они становятся спокойнее и счастливее. А понятие «лесных ванн» ввел в широкое употребление глава Министерства сельского хозяйства, лесных угодий и рыболовного промысла Томохидэ Акияма, во время речи о том, что японцам необходима сила природы для духовного исцеления. С легкой руки министра, защитники лесов подхватили эту идею и стали превращать лесные прогулки в полноценную терапию от стресса. И сейчас на правительственном уровне японцы считают, что, пока в мире есть деревья, парки и леса, – у каждого человека есть шанс восстановить свое здоровье и душевное спокойствие за приятную и недолгую прогулку-терапию.
Если вам в детстве родители говорили обнять березу или дотронуться руками до старого дуба, вы удивитесь, насколько это интуитивное желание было правильно и полезно.
Возможно, будучи детьми, вы не осознавали, что лесные ванны активно задействуют все наши 5 органов чувств: мы любуемся лесом, мы дышим прохладным насыщенным воздухом, мы слышим пение птиц и шелест листвы над головой, мы касаемся шершавых и гладких стволов деревьев и мы можем даже ощутить на языке чуть терпкий, пряный вкус леса (или просто набрать грибов и ягод и приготовить замечательный обед).
О пользе синрин-йоку можно говорить практически бесконечно. Лесотерапия восстанавливает естественные биоритмы, улучшает настроение, стимулирует иммунную систему, облегчает депрессивный состояния, возникающие из-за «техностресса», оказывает благотворное влияние на зрение и мышцы, снижает кровяное давление, повышает концентрацию внимания и болевой порог, заряжает организм энергией и активизирует выработку антиканцерогенных белков.
КАК ПРАВИЛЬНО ПРИНИМАТЬ ЛЕСНЫЕ ВАННЫ
Для начала – примите решение посвятить несколько часов отдыху и прогулке. Можно взять с собой спокойного друга за компанию, но обычно синрин-йоку практикуется в одиночестве. Выбрав хорошую тропу, задействуйте все 5 чувств, охватите взглядом зелень вокруг, обнимите ствол дерева или поднимите с земли шишку, вдохните древесный аромат и ощутите, что вы вместе со своим разумом и телом прямо сейчас находитесь на восхитительной прогулке в лесу.
Очень важно отыскать место по душе: найдите умиротворяющий вас кусочек леса. Также важно найти позу, в которой вам удобнее всего расслабиться и прислушаться к собственным ощущениям. Вы также можете заменить обычную прогулку скандинавской ходьбой, йогой, ароматерапией, пленэром или даже принятием термальных источников, если эти активности приводят вас в больший восторг.
Если у вас под рукой нет леса или густой кудрявой рощи, то можно «купаться» и в обычных городских парках. Главное – помнить несколько правил. Во-первых, оставить телефон дома или поставить его на авиарежим на время прогулки; Во-вторых, не ждать от синрин-йоку «вау-эффекта», а позволить счастью и спокойствию напитать организм в соответствии с его собственным биоритмом, следить за своими ощущениями и впечатлениями и, конечно, погулять по парку хотя бы 1,5-2 часа.
Самое замечательное в лесных ваннах – это их долгосрочный эффект. По словам адъюнкт-профессора Японской медицинской школы в Токио Цин Ли: «Для поддержки иммунитета достаточно принимать одну лесную ванну в месяц». Удивительный факт, и это при том, что деревья оказывают на нашу психику огромное положительное влияние, которое превалирует над любой другой мимолетной радостью.
СЕКРЕТЫ СИНРИН-ЙОКУ: ГЛАВНОЕ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ЯПОНСКОМ СПОСОБЕ БОРЬБЫ СО СТРЕССОМ
1. Средняя продолжительность оздоровительной прогулки по лесу – 4 часа. Если считать шагометром, то это примерно 10 тысяч шагов или 5 километров. Лесные ванны можно принимать дозированно, например, 2 часа утром и 2 часа вечером. Во время прогулки обязательно прислушивайтесь к себе, если ваше тело уже наполнилось энергией, а душа отдохнула от шума и суеты, то необязательно «выгуливать» всю норму. Будьте в гармонии со своим организмом.
2. Если вы утомились, не гоните себя, а сделайте привал. Синрин-йоку можно практиковать и сидя на пеньке в окружении прохладной листвы. Вы можете сделать столько перерывов, сколько вам нужно, в течение всей прогулки. Во время отдыха не доставайте телефон, а остановитесь в этом мгновении и полюбуйтесь пейзажем вокруг.
3. Не нужно ориентироваться на популярные тропы и терренкуры. Если вас привлекают более тенистые или, наоборот, более солнечные тропы, гуляйте по ним. Это ваши лесные ванны и ваши потребности.
4. Всегда помните о том, что болезнь может вылечить только специалист, а лесные ванны, йога и другие методики остаются полезной и приятной профилактикой для иммунной системы.
Автор мирового бестселлера «Синрин-йоку: японское искусство лесных ванн» доктор Цин Ли советует во время прогулки делать одно полезное упражнение, которое одновременно задействует все ваши 5 чувств.
Во время упражнения обязательно следите за своими эмоциями и реакциями на окружающий вас ландшафт.
Итак, упражнение: сперва закройте глаза. Если вас тянет куда-нибудь – послушайте свое тело и сделайте это движение. Сконцентрируйтесь на чувственном удовольствии, что вам дарит нахождение в красивом зеленом лесу. Прислушайтесь к пению птиц, к шелесту листвы, к звукам, что окружают вас. Вдохните аромат леса, а затем почувствуйте солнце или зеленую тень от деревьев на своих щеках. Какие чувства в вас пробуждают свежий воздух и травинки под ногами? Ощутите, как замерло время и как спокойствие наполняет ваше сознание.
Прелесть лесных ванн заключается в возможности хотя бы на час отказаться от инстаграмной гонки за красотой и забыть о проблемах современного мира. Своего рода зеленый детокс, который помогает и физическому и ментальному здоровью.
Подобная зеленая практика призвана не только улучшать наше самочувствие, но также защищать леса и прививать любовь к природе людям с самых малых лет. Главное – найти правильный подход. Во многих городах США, Южной Кореи и Новой Зеландии открываются и активно работают «зеленые» школы, медицинские оздоровительные центры в лесах, а в Японии компании призывают своих сотрудников принимать лесные ванны на выходных.
Источник