Меню

Как луноход ездит по луне

Луномобиль

Хиви НАСА. Вопросы продолжают поступать:

— На фото, приведённом в австрийском журнале «Format», удивляет мощная конструкция луномобиля (рис. 124). В спускаемых на Луну аппаратах каждый грамм веса — дороже золота (обратите внимание на чертежи и фото реальных посадочных модулей, на колёса советских «луноходов» — тонкие лапки и обод на спицах). К чему лу-номобилю значительного размера крылья над огромными колёсами? К чему массивная конструкция: мощный швеллер на раме, толстые трубы? Будь эта махина для Луны, она выглядела бы совсем иначе и походила бы больше на четырехколесный велосипед с тонкими трубчатыми конструкциями. Но настоящую лунную конструкцию нельзя использовать на Земле: она разрушится под действием земного веса, и режиссёрам «высадок» пришлось довольствоваться земными конструкциями.

— Трубы могли быть и алюминиевыми. Зачем крылья над колёсами на Луне — глупый вопрос: затем же, зачем и на Земле, чтобы пыль не поднимать. На кинокадре с луномобилем в движении хорошо видно, что они очень даже не лишние. Кстати, крылья американцам не грех было бы сделать и попрочнее. Луномобили были у астронавтов трех последних экспедиций («Аполлон-15, -16» и -17»). В двух случаях из трех крылья сломались. Астронавты «Аполлона-16» кое-как смирились с тем, что на ходу их достаточно обильно посыпало пылью. А астронавты «Аполлона-17» сумели починить сломанное правое заднее крыло: прикрепили с помощью клейкой ленты вместо отломанной его части… сложенную карту района посадки. На рис. 125 фотография NASA as17-137-20979, на которой они запечатлели результаты ремонта.

Ю. И. МУХИН. Это ещё анекдот. Пальцы перчаток астронавтов были настолько грубые, что они не могли работать с фотоаппаратом и его жёстко крепили на груди астронавтов. Как же они такими пальцами отлепили клейкую ленту от рулона? И на хрена они брали с собой карту? Лучше бы запасное крыло. Или в Голливуде его не нашлось?

Хиви НАСА. А весила эта штука всего 209 кило на Земле, около 35 кило, соответственно, на Луне. На фотографии из журнала «Format» LRV (lunar roving vehicle) показан в нагруженном состоянии, а «голый» он выглядит так (рис. 126).

Не сказал бы, что это особо тяжёлая конструкция.

Кроме того, «не следует смешивать статику с динамикой, господин профессор, — это приводит к серьёзным ошибкам». Масса астронавта в полном лунном снаряжении — примерно полторы сотни килограмм, двух астронавтов — три центнера. Следовательно, на Луне пара астронавтов весит в сумме 50 кг. Если два астронавта усядутся на свой неподвижно стоящий на Луне луномобиль, то статическая нагрузка на его конструкцию будет вшестеро меньше, чем если бы они проделали это на Земле. Но, как только они покатят по лунным булыжникам и кратерам со скоростью свыше 10 км/ч (на сегодня рекорд скорости для Луны равен 17 км/ч и был показан астронавтами «Аполлона-16» на небольшом склоне), картина изменится. Когда колесо попадёт на очередной ухаб, то вверх подскочит (выражаясь по-научному, «испытает направленное вверх ускорение») масса в полтонны (триста килограммов массы астронавтов и двести — самого луномобиля). А сила, с которой масса сопротивляется ускорению, не зависит от веса — она одинакова и на Земле, и на Луне, и в космосе, где предметы не весят вообще ничего. Поэтому динамические нагрузки на конструкцию луномобиля (т. е. нагрузки от ударов и толчков при его движении) будут примерно такими же, как и на Земле.

А советскому Луноходу запас прочности с учётом динамических нагрузок был ни к чему. Хоть его масса и составляла свыше 700 кг (т. е. несколько больше, чем у американского луномобиля с двумя астронавтами), но его максимальная скорость — чуть больше одного километра в час. А фактически он двигался в несколько раз медленнее: ведь управляли-то им по радио, глядя на картинку на телеэкране. Картинка эта запаздывала на секунду с лишним, и сигнал управления с Земли шёл обратно к луноходу за такое же время. Поэтому оператор вёл Луноход очень осторожно, не спеша.

— Стоп-стоп! Поглядите-ка снова на фотографию луномобиля — ту, где у него к крылу приклеена карта! А где колеи от колёс? Следов от ног астронавтов сколько угодно, а от колеса — нет! Ни спереди, ни сзади! Как луномобиль оказался на этом месте, не оставив следов своего прибытия? Не иначе, по воздуху прилетел. А скорее всего, это просто макет — его принесли на руках и поставили на место, как декорацию. А о следах забыли. Есть и другие фотографии, на которых следов от колёс нет.

— Астронавты не просто катались на луномобиле. Доехав до места очередной остановки, они сходили с него, собирали образцы грунта, делали фотографии — тоесть вовсю топали вокруг луномобиля. При этом поднятая их ногами пыль засыпала следы от колёс. Не забудьте, что на Луне пыль летит в несколько раз дальше, чем на Земле.

Эта фотография сделана, когда астронавты сделали на этой стоянке всё, что намечали, и собирались в дальнейший путь — один из них уже уселся на сиденье. Судя по отпечаткам ног в пыли, вокруг этого колеса они потоптались немало. Так что следов от колёс в данном случае нет как раз потому, что есть много следов от ног.

Кстати, ваше предположение о том, что луномобиль могли просто принести на руках, отчасти справедливо. На Луне он весит менее 40 килограммов, поэтому один человек вполне может приподнять его за один край и развернуть на двух колёсах. Порой астронавтам было проще и быстрее именно таким способом развернуть его в нужном им направлении, чем поворачивать: радиус поворота у четырехколесной тележки довольно значительный. В некоторых случаях отсутствие следов от колёс может быть вызвано именно этим.

Ю. И. МУХИН. Такое впечатление, что насовцы до сих пор никак не могут придумать основные параметры используемой техники. Хиви считают, что луномобиль с двумя астронавтами весил 500 кГс, а в сборнике «Космическая техника» написано: «Вес при полной нагрузке 725 кГс». При этом хиви НАСА как-то необычно рекламируют этот автомобиль — делают упор на скорость и молчат о его мощности. А ведь реально скорость — это производная от мощности двигателя, и она будет разной на разных дорогах (асфальтовых, грунтовых, с подъёмом и т. д.). Поэтому давайте немного поговорим о мощности этого луномобиля поскольку, судя по «съёмкам с Луны», он очень резвый — легко трогается с места, быстро набирает скорость.

Читайте также:  Луна не знает пути ноты для фортепиано легкие

Советская энциклопедии «Космонавтика» даёт о нём такие сведения: «Американские космонавты в 1971…72 при трех последних лунных экспедициях на космических кораблях „Аполлон-15“, „Аполлон-16“ и „Аполлон-17“ использовали для передвижения по поверхности Луны в районе посадки лунный самоходный аппарат „Ровер“, доставляемый на Луну в одном из отсеков лунной кабины. Двухместный лунный самоходный аппарат — четырехколесный, рассчитан на управление космонавтами. Проектная максимальная скорость 13…км/ч, фактически была достигнута скорость 18…км/ч (при спуске со склона). Ресурс хода 65 км (фактический пробег составил: при полёте корабля „Аполлон-15“ — 27,2 км, „Аполлон-16“ — 27,1 км, „Аполлон-17“ — 35,7 км). Радиус разворота 6 м, тормозной путь

3 м. Лунный самоходный аппарат рассчитан на преодоление склонов крутизной до 20°, препятствий высотой до 0,3 м и трещин шириной до 0,7 м. Максимальный, допустимый крен и дифферент 45°. Тормоза должны удерживать лунный самоходный аппарат на склоне крутизной до 35°.

Масса нагружённого лунного самоходного аппарата 725 кг (в т. ч. собственно „Ровер“ — 211, космонавты с ранцевыми системами жизнеобеспечения — 364, научные приборы — 54, съёмочное и связное оборудование — 69, образцы лунных пород и пр. — остальное). Длина лунного самоходного аппарата 3,1 м, ширина 2,1 м, вые. 1,1 м, ширина колеи 1,83 м, ширина каждого из четырех колёс 0,23 м, диаметр колеса 0,81 м. Рама лунного самоходного аппарата и кресла космонавтов трубчатой конструкции из алюминиевого сплава, сиденья и спинки из нейлона. Полосы клейкого материала на спинке позволяют фиксировать ранцевую систему жизнеобеспечения; предусмотрены также привязные ремни из ребристого нейлона и пылезащитные крылья. Подвеска колёс торсионная. Все колёса ведущие. Ободья сплетены из проволоки диаметром 0,84 мм с цинковым покрытием. К ободу приклёпаны полосы из титанового сплава для защиты от истирания и улучшения сцепления с грунтом. В ступицу вмонтирован электродвигатель мощностью 183,9 Вт, связанный с одноступенчатым редуктором (передаточное число 80:1). Дополнительно имеются передний и задний электродвигатели (по 73,5 Вт, передаточное число редуктора 257:1), соединённые с колёсами специальными тягами и обеспечивающие разворот. Для электропитания лунного самоходного аппарата служат две не-подзаряжаемые серебряно-цинковые батареи, ресурс каждой 121 А·ч, мощность 150 Вт, номинальное напряжение 36 В, рабочая температура 4-52 °С. В целях теплозащиты верхняя поверхность батарей, бортовой ЦВМ и пульта управления лунного самоходного аппарата облицованы зеркальными пластинами из спечённой двуокиси кремния. На пульте размещены: спидометр (градуированный от 0 до 20 км/ч); индикатор дифферента и крена (градуированный от + 25° до —25°); индикатор курса с азимутальным лимбом и цифровыми указателями азимута, пройденного пути и удаления от лунной кабины по прямой; панель аварийной системы сигнализации о выходе из строя батарей, электродвигателей и др. Для управления „Ровером“ служит штурвальная колонка самолётного типа, расположенная между креслами, чтобы ею мог управлять любой космонавт. Отклонением колонки вперёд — назад регулируется скорость хода, поворотом относительно оси — поворот лунного самоходного аппарата. Кнопка в основании колонки служит для переключения с переднего на задний ход. Торможение лунного самоходного аппарата производится изменением направления тока в электродвигателях. В качестве запасных средств используются тормозные колодки и барабанный тормоз. Извлечение лунного самоходного аппарата, установка его на грунт и приведение в рабочее положение обеспечиваются одним космонавтом.

На „Ровере“ размещена остронаправленная антенна с параболическим отражателем диаметром 96,5 см для передачи ТВ изображения непосредственно на Землю, а также малонаправленная антенна для голосовой связи с Землёй и передачи телеметрической информации. Остронаправленная антенна используется только во время стоянки лунного самоходного аппарата и требует предварительного наведения на Землю с помощью телескопического прицела (визира). Передача ТВ во время движения не ведётся. В передней части лунного самоходного аппарата смонтирована ТВ камера, кино-и фотокамеры. Управление ТВ камерой (включение и выключение, наведение по азимуту и углу места, панорамирование, изменение фокусного расстояния) может осуществляться космонавтами и по командам с Земли. ТВ камера „Ровера“ использовалась для съёмки старта взлётной ступени лунной кабины с Луны, а после отлёта космонавтов — для астрономических наблюдений и регистрации взрывов сейсмических зарядов, оставленных космонавтами на Луне».

Первое, что сразу бросается в глаза, — это мизерная мощность луномобиля. Все четыре двигателя на его колёсах в сумме дают как раз одну лошадиную силу. Но это исполнительные двигатели, они бы такую мощность может быть и взяли, да кто же им даст? Ведь суммарная мощность двух батарей 300 Вт, т. е. всего 0,4 лошадиной силы. Масса этой «шайтан-арбы» как у «Запорожца» и всего на центнер меньше, чем у «Жигулей», а мощность 0,4 л.с. Не многовато ли? Я поискал в доме бытовой прибор с мощностью, как у американского луномобиля. Дрель — 750 Вт, кстати, на рынке самая маломощная дрель — 420 Вт. Принтер — 700 Вт, мясорубка — 420 Вт, наконец, нашёл в углу одного из кухонных шкафов старую кофемолку, которой редко пользовались, — 115 Вт. Вы можете себе представить «Запорожец», который ехал бы по сухому песку с двигателем не в 30 кВт, а 0,3 кВт? У меня был «Запорожец», и я себе такого представить не могу. Хиви мне скажут, что я ничего не понимаю в луномобилях, что на Луне «Ровер» быстро ездил по песку, оставляя глубокие колеи, лихо взбирался на горки и т. д. Я это тоже видел. Но это же кино! А я говорю «за жизнь».

Возьмите секундомер и рулетку и взбегите на один пролёт лестничного марша как можно быстрее. Замерьте время, которое вам понадобилось, и высоту пролёта. Затем свой вес (в кг) умножьте на высоту пролёта (в метрах) и разделите на время (в секундах), и на 75. Уверен, что результат (ваша мощность в лошадиных силах) у вас будет больше единицы. И в этом нет ничего странного: любой человек без проблем может развить мощность в одну лошадиную силу, тренированные люди развивают мощность в несколько лошадиных сил, а спортсмен — и до десятка. Спросите себя: на хрена было тащить на Луну телегу массой в 210 кг, т. е. в полтора раза больше, чем масса обоих астронавтов, если каждый из них может длительно развивать мощность (скажем, при ходьбе) большую, чем мощность этой телеги?

Велосипедист-любитель без проблем развивает скорость 30 км/час, при скорости луномобиля (10 км/час) велосипедист тратит энергии столько же, сколько и при обычной ходьбе, при скорости 5 км/час — в 4 раза меньше. То есть если бы дело действительно шло о Луне, то американские инженеры соединили бы вместе два велосипеда и заставили бы астронавтов крутить педали, при этом тележка была бы в 10 раз легче «Ровера», а мощность её в 10 раз больше.

Читайте также:  Зависит ли цвет луны от ее положения относительно горизонта ответ поясните

Но теперь понятно, такое сооружение не впечатлило Стенли Кубрика, ему требовалось показать автомобильную мощь США. Но, чтобы придать этой телеге мощность хотя бы в 4 лошадиные силы, на неё нужно было грузить 300 кг батарей. Вот американские жулики и выкрутились: батарей загрузили 30 кг, а эфир заполнили болтовнёй о бешеной скорости этого агрегата.

И ещё по поводу пояснений хиви, что луномобиль при скорости свыше 10 км/час наскакивает на булыжники, и если у него колёса будут как у велосипеда, то они не выдержат динамических нагрузок. Должен сказать, что у велосипедистов, в отличие от хиви НАСА, есть головы, и они им нужны и для того, чтобы не наскакивать на скорости на булыжники.

Источник

Первый автомобиль на Луне — Лунный Ровер

статья выходного дня

Многие американцы думают, что автомобиль изобрел Генри Форд, но в самом деле первый серийный автомобиль с ДВС был выпущен в 1885 году немцем Карлом Бенцем (Benz Patent-Motorwagen). А еще раньше были созданы первые экспериментальные электромобили. На какой автомобиль, а точнее, электромобиль, первый проехался по поверхности другого небесного тела? Ответ известен — это был советский Луноход. А еще через год после Лунохода появился первый лунный электромобиль («Лунный Ровер»), который катал на себе людей. По сути он тоже был — луноход.

Полет Аполлона-15

49 лет тому назад, 26 июля 1971 года на Луну оправился экипаж Аполлона-15 в составе командира экипажа Дэвида Скотта, пилота лунного модуля Джеймса Ирвина и пилота командного модуля Альфреда Уордена. Первые два астронавта после выхода на орбиту Луны перешли в лунный модуль и 30 июля опустились на ее поверхность, где провели три земных дня (немногим менее 67 часов). Именно он стали первыми землянами, которые прокатились по поверхности другого небесного тела на колесном транспорте.

Командный модуль Аполлона-15 на орбите
Луны (фото с лунного модуля)

Так что же это за автомобиль — «Лунный Ровер» и как он использовался?

Экспедиции на электромобиле-луноходе «Лунный Ровер» по Луне

В этой экспедиции астронавты впервые использовали лунный автомобиль — «Лунный Ровер», проехав на нем около 28 километров. Первый лунный автомобиль-луноход был, естественно — электромобилем.

Лунный Ровер, экспедиция Аполлон-15

Ровер хранился в сложенном состоянии в грузовом отсеке. При выгрузке лунного электромобиля астронавты вытягивали его с помощью тросов, постепенно раскладывая и опуская на поверхность Луны. Сначала Скотт и Ирвин отправились на электромобиле-луноходе в 4-х километровую поездку за геологическими образцами пород к каньону Хэдли Рилл.

Джеймс Ирвин рядом с лунным Ровером

Только поставили «Лунный Ровер», как Дэвид Скотт обнаружил, что почему-то у электромобиля не поворачиваются передние колеса. Получив оперативный совет с Земли, он решил оставить все как есть. Как мы уже писали, у «Лунного Ровера» имелись два отдельных рулевых электрических двигателя — один для передней пары колес, другой — для задней пары. Управлять Ровером можно было без проблем, отключив любой из этих двигателей, при этом вдвое увеличивался радиус разворота, но Дэвид Скотт решил, что это не проблема. Скотт подключил лунный передатчик информации, навигационную систему «Лунного Ровера», смонтировал саму телекамеру и обе антенны, Ирвин установил в «Лунный Ровер» подставку для геологических образцов и загрузил контейнеры для этих образцов.

Джеймс Ирвин у Лунного Ровера

Потом астронавты пристегнулись тугими ремнями безопасности и поехали. Максимум скорости «Лунного Ровера» на прямых участках Луны был около 13 км в час. Ничего такая, довольно скоростная лунная машинка! Надо отметить, что поездки по Луне осложняются отвратительно низкой силой тяжести, из-за чего тележка так и норовит подлететь вверх и перевернуться. Поэтому 13 км/час на Луне — это, можно сказать — экстремальная скорость!

Первая поездка на лунном электромобиле-луноходе продолжалась 2 часа 15 минут, Скотт и Ирвин за это время преодолели на электромобиле расстояние в 10 километров 300 метров. Они собрали 14.5 кг образцов лунного грунта. В следующие дни были проведены еще две поездки к горе Хэдли Дельта и каньону Хэдли Рилл. Дальше, еще в двух экспедициях Аполлона-16 и Аполлона-17 также был использован электромобиль «Лунный Ровер» и везде астронавты передвигались исключительно на нем, забирая образцы грунта с поверхности Луны.

Заезд на Лунном Ровере (экспедиция Аполлона-17)

На «Лунном Ровере» астронавты Аполлона-15 ездили со скоростью 13 километров в час, но в ходе экспедиции Аполлона-16 он показал даже большую скорость — аж 18 км в час! Это был просто рекорд! Общая длина пути на лунном авто была 28, 27, 36 километров соответственно, считая с первой экспедиции. Каждый луномобиль использовался для трёх поездок — по одной в каждый из трёх дней экспедиции «Аполлона».

Цель создания электромобиля — лунохода «Лунный Ровер»

А для чего, собственно, этот эксклюзивный электромобиль был разработан? Ну конечно для того-чтобы охватить большую исследуемую площадь Луны, передвигаясь по которой в скафандрах было и медленно и в высшей степени неудобно — скафандры сковывали астронавтов, в них также имелись еще громоздкая система жизнеобеспечения. А тут — сел на электромобиль (пусть и лунный!) и поехал!

Конструкция, габариты и внешний вид электромобиля — лунохода «Лунный Ровер»

Конструкция лунохода «Лунный Ровер»

Конструкция «Лунного Ровера» была достаточно простой. Каждое колесо снабжено тяговым электродвигателем постоянного тока, всего их 4, мощность каждого 190 Вт. Крутящий момент передается через понижающий волновой редуктор 80:1, также имеются 2 рулевых двигателя на каждую пару колес (задние и передние).

Электроэнергию луноход «Лунный Ровер» получает от двух неперезаряжаемых серебрянно-цинковых батарей, напряжение каждой — 36 Вольт. Это очень дорогие батареи, которые применяются именно в космической и военной технике благодаря их высокой удельной емкости и невзрывоопасности. От этих же батарей питались устройства связи и телекамеры. Батареи лунного электрокара были неперезаряжаемыми — их хватало всего на три поездки, после чего ровер просто оставляли на поверхности Луны. В будущем аккумуляторы луномобилей смогут подзаряжаться, например, от солнечных батарей, но при первых высадках на Луну, в силу кратковременности экспедиций, это не требовалось.

Как мы видим, достаточно специфичный автомобильчик получился! Настоящий электромобиль-луноход! Еще одна его особенность заключалась в том, что охлаждение всех узлов было сделано пассивным — поскольку на Луне в условиях вакуума вентиляторы не работают.

Читайте также:  Что значит сожженная луна

Колеса электромобиля — лунохода «Лунный Ровер»

Колеса электромобиля — лунохода имели оригинальную конструкцию — на алюминиевый диск была надета покрышка из плетеной стальной проволоки с цинковым покрытием. Почти половину площади покрышки занимал специальный протектор из титана — для жесткого сцепления с грунтом. Конструкция колеса включала алюминиевый диск и покрышку диаметром 810 мм и шириной 230 мм. Конструкция колес разработана небезызвестной General Motors.

Рама электромобиля — лунохода «Лунный Ровер»

Рама «Лунного Ровера» была сварена из алюминиевых труб и имела колесную базу в 2.3 м. Рама электрокара — лунохода была складной и в сложенном виде перевозилась в грузовом отсеке лунного модуля. При установке на грунт электромобиля сиденья и шасси раскладывались и фиксировалась в нужной форме.

Технические характеристики электромобиля — лунохода «Лунный Ровер»

Технические характеристики лунного электромобильчика таковы: рабочая скорость передвижения 8-10 км в час, а рекордная скорость на Луне составляет 18 км в час. Высота авто составляла 1.1 метра и дорожный просвет составлял 350 мм, как у заправского внедорожника. «Лунный Ровер» был полноприводным электрокаром — для двух астронавтов.

Масса лунного электрокара — 210 кг и грузоподъемность при условиях Луны — 490 кг.

Комплектация и управление электромобиля — лунохода «Лунный Ровер»

Управление «Лунного Ровера»

Управление этим лунным драндулетом осуществляется рукояткой в форме буквы T, расположенной в аккурат между сиденьями. На ней располагался переключатель направления — «вперед-назад». Управление «вперед-назад и влево-вправо» осуществлялось непосредственно соответствующим движением этой рукоятки. Радиус разворота электрокара — около трёх метров.

Панель управления «Лунного Ровера»

Как и в любой автомашине, в «Лунном Ровере» существовала простейшая панель управления, вся она умещалась на отдельном небольшом щитке и включала — спидометр, азимут движения, наклон, индикаторы запаса мощности батарей и температуры и указатель пробега.

Навигация электрокара — лунохода «Лунный Ровер»

Навигация электромобиля «Лунный Ровер» обеспечивалась одометром и гирокомпасом. Также, на приборной панели находилось простое устройство для определения азимута по тени штыря-гномона. Почему на электромобиле было навигационной системы GPS? Да просто потому что тогда ее даже на Земле не было (а на Луне нет до сих пор)!

Лунный ровер Аполлона-17

Связь в электромобиле «Лунный Ровер»

Зато на Лунном Ровере имелась остронаправленная антенна для прямой связи с Землей на расстоянии до 400 тыс. км и ненаправленная антенна. Также были установлены цветная телекамера с шестикратным обьективом, кинокамера и 70 мм — фотокамера.

Как снимался старт лунного модуля с астронавтами с поверхности Луны

Интересно то, что телекамера в «Лунном Ровере» оснащалась электроприводом и могла поворачиваться в вертикальной и горизонтальной плоскостях с изменением расстояния фокуса, и что интересно — ей могли управлять не только сами астронавты но и оператор с Земли. Оригинально то, что это позволяло снять на видео старт лунного модуля с Луны. «Лунный Ровер» ставился в такое положение и на такое расстояние от лунного модуля, чтобы лунный модуль попадал весь в объектив этой телекамеры. И оператор с Земли начинал снимать старт лунного модуля. Удачной оказалась только последняя съемка — в экспедиции Аполлон-17. Съемка старта была последней задачей всех трех «Лунных Роверов», после чего аппараты оставлялись на поверхности Луны.

Стоимость Лунного Ровера

Стоимость каждого Лунного Ровера, который использовался астронавтами в течении всего трех дней составляла 40 млн. долларов США по тогдашнему курсу. По нынешним ценам это будет 260 млн. долларов — получается самый дорогой автомобиль в истории!

Да, не каждый современный миллиардер может прикупить такой электромобиль для своего автогаража! И вид у не какой-то. не престижный. А если учесть, что луномобиль еще надо доставить на Луну, что влетает в миллиардные расходы — вот вам и объяснение того, что современные супербогачи покупают вместо луномобилей всякие автодворцы и океанские яхты. Дешевле выходит.

Перспективы колесного транспорта на Луне и планетах

Какой вывод можно сделать из всего этого? Да то, что в общем-то «Лунный Ровер», или просто — луномобиль вполне справился со своей задачей — помочь астронавтам достаточно быстро передвигаться по Луне на сравнительно приличные расстояния. Кто знает, может для передвижения по Марсу или по Венере будут созданы свои Роверы, например — Марсианский Ровер и даже Венерианский Ровер?

Развитие планетарного транспорта может идти по двум направлениям:

Первое направление, которое годится для спутников с небольшой силой тяжести, как Луна — создание летающих роверов с реактивной тягой, которые смогут совершать перелеты между лунными базами и даже выходить на окололунную орбиту к лунной орбитальной станции. Такой ровер не имеет колес и походит на первый Лунный Ровер только тем, что космонавты управляют им в скафандрах — соответственно время экспедиции ограничено несколькими часами (обычное время работы в открытом космосе составляет 6-7 часов). Зато аппарат, не имеющий герметичную кабину, получается очень легким, что позволяет доставлять его к Луне с помощью существующих ракет-носителей. Такой вариант мог бы подойти для лунной программы России.

Применение реактивных луномобилей оправдано тем, что колесо — слишком медленный способ перемещения по поверхности Луны. И даже для Земли с ее развитой сетью автострад предлагаются летающие автомобили, которые используют принцип полета, а не качения, например:
Вездеход-амфибия Volkswagen Aqua для путешествий по Земному шару без учета дорог

Лунный электромобиль-автодом Toyota

Второе направление — это создание герметичных автодомов, в которых можно будет совершать не короткие вылазки за лунным грунтом, а длительные многомесячные экспедиции. Здесь медлительность перемещения по Луне не является ограничением, поскольку в лунном автодоме можно жить в естественной для человека среде, как говорится, «в тесноте, но не в обиде» — и только для выхода на поверхность Луны надо облачаться в громоздкие и неудобные скафандры.

О лунном автодоме можно прочитать в нашем материале «Первый автомобиль Toyota на Луне». Чтобы доставить такой автодом на Луну требуется супердорогая сверхтяжелая ракета-носитель, которая создается в рамках американской программы «Артемида».

Это будущее, а пока в истории было всего семь лунных электромобилей — два российских Лунохода, три американских «Лунных Ровера» и пара китайских «нефритовых зайцев», один из которых даже побывал на обратной стороне Луны. Эпическая и невероятная история покорения Луны рассказана в наших статьях:
Космические гонки XX и XXI века, часть 2: несбывшаяся мечта Королева
Космические гонки XX и XXI века, часть 3: лунные автоматы СССР
Космические гонки XX и XXI века, часть 4: лунные экспедиции Америки

Источник

Adblock
detector