Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Солнце, растения и мы с вами»
Ольга Куклина
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Солнце, растения и мы с вами»
Цель урока: сформировать у детей представление о связи солнца, растений и человека.
— обучающие: показ связи солнца, растений и людей, и их роль в поддержании жизни на земле;
-развивающие: развитие памяти, логического мышления, воображения; наблюдательности; расширение кругозора учащихся;
-воспитательные: воспитание доброго отношения к природе.
Предметные: выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений; доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека.
Познавательные: извлекать информацию из учебника, карты; придумывать фантастический рассказ.
Регулятивные: моделировать объекты окружающего мира.
Личностные: понимать значимость предъявленной темы.
Тип урока : урок изучения нового материала.
Межпредметные связи: биология.
Оборудование: компьютер, проектор, экран; учебник «Окружающий мир» для 3 класса, А. А. Плешаков;; карточки с тестовыми заданиями; клей; карточки с ответами для проверки д/з; кроссворд;
Технологии, используемые на уроке: ИКТ, работа в парах, технология развивающего обучения, игровая.
Ход урока.
I. Организационный момент.
-Добрый день, ребята и уважаемые гости!
Ребята, поздоровайтесь с гостями.
Надеюсь, что наш урок принесет нам радость общения друг с другом.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок
Каждый день – всегда, везде
На уроках и в игре
Смело, четко говорим,
И тихонечко сидим.
— Мы начинаем урок окружающего мира.
II. Актуализация знаний
2. Проверка знаний по вопросам (фронтальный опрос):
-Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке?
-Ответьте на вопросы и назовите органы растений (кроссворд)
3. Игра «Классификация растений»
-У каждого из вас на парте карточка с названием растения. Определить к какой группе растений оно относится.
БЕРЕЗА, МОРСКАЯ КАПУСТА, РОМАШКА, ПАПОРОТНИК, МАЛИНА, ЕЛЬ, ГОРОХ, СОСНА, РОЗА, ГЕРАНЬ, АКАЦИЯ, ИВА, МОЖЖЕВЕЛЬНИК, ВЕТРЕНИЦА, ДУБ.
-Назовите основные признаки отличия каждой группы.
— Представителей группы каких растений у нас получилось больше всего? Почему?
4. Игра «Найди лишнее название»
ЯБЛОНЯ ПОДСОЛНЕЧНИК МОРСКАЯ КАПУСТА АСТРА
СОСНА ЕЛЬ ЛИПА КЕДР
ОДУВАНЧИК ПОДОРОЖНИК КЛЕВЕР ПАПОРОТНИК
— Молодцы! Хорошо справились с работой!
III. Сообщение темы и цели урока.
1. Подготовка к активной познавательной деятельности.
– Прочитайте, эпиграф к уроку.
(Охранять растения – значит заботиться обо всем живом.)
– Как вы понимаете эти слова? (Без растений не было бы жизни, так как они дают всем живым существам кислород.)
– В конце урока мы вернемся к этому высказыванию еще раз.
2. Мотивация учебной деятельности
Мы с вами на уроках окружающего мира говорили, что в природе всё друг с другом взаимосвязано. В природе не бывает ничего лишнего.
-Скажите с чем или с кем связаны растения? (дети перечисляют)
Но самое главное — растение связано с солнцем и человеком.
СОЛНЦЕ РАСТЕНИЯ ЧЕЛОВЕК
– У нас получилась тема урока, прочитайте. («Солнце, растения и мы с вами».)
— Как слова «солнце», «растение», «человек» распределить на две группы (Солнце – неживая природа; растения и человек – живая природа.)
растение солнце
-Назовите признаки живой природы. (Движение, питание, дыхание, рост, развитие, размножение.)
-Как связаны между собой солнце, растения и человек?
3. Деятельностный подход
Сегодня на уроке мы узнаем о тайне растений, которую очень долго не удавалось разгадать учёным и поймем, почему без растений не смогли бы жить на Земле ни люди, ни животные…
А ещё нам нужно разгадать новый секрет, как солнце, растения и человек взаимосвязаны и что эта связь дает нам?
IV. Работа по теме урока
1. Беседа и рассказ учителя.
-Мы будем говорить о взаимосвязи растений и человека на примере двух признаков — дыхания и питания.
а) Дыхание растений.
-Рассмотрим схему. «Дыхание растений»
Мы говорили, что все объекты живой природы дышат. Как же это происходит у растений? В почве как мы знаем есть воздух. Нам это показали проведенные ранее опыты. И растения этот воздух из почвы берут. Причем дышат растения тем же газом, что и мы с вами. Кислородом. А выдыхают углекислый газ.
В воздухе тоже содержится кислород и растения его пусть и в малом количестве поглощают, когда дышат. А выделяют обратно углекислый газ.
— Посмотрите на экран и расскажите, как дышат растения?
-Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ (процесс называется дыханием.)
б) Питание растений
-Откуда растения получают питательные вещества и воду? (почва)
-А что содержится в почве, необходимое для жизни растений? (вода, воздух, перегной, минеральные соли)
– Как же растения питаются?
Своими корнями растения всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.
– Но как же растения получают главные питательные вещества — сахар, крахмал? Ведь их же нет в почве, а в растениях они есть.
Но ведь когда мы едим яблоко, мы чувствуем что оно сладкое. Сахар добывается из свеклы или тростника. А в картофеле много крахмала. Откуда же они берутся?
Вот на этот вопрос мы с вами сегодня и ответим.
Рассмотрим схему. («Питание растений»).
Итак, основные питательные вещества растения получают из почвы. Но этого для растений мало. Для полноценного развития им нужны еще сахар и крахмал.
Но мы знаем, что растения не могут жить без света солнышка. Зачем же нужно оно? Оказывается, солнце дает растениям необходимую энергию. А необходима эта энергия для того, чтобы заработала «кухня» растений – их листья. Это уникальный процесс, когда под действием солнечного света вода и углекислый газ из воздуха превращается в сахар и крахмал. Необходимы и сахар, и крахмал, и вода для роста клеток листьев.
А еще при питании растение выделяет большое количество кислорода.
Но запомните: работает эта чудесная «кухня» только при одном условии. Кто догадался, что это за условие?
-Какой вопрос у вас возникает? (Почему же для работы «кухни» требуется свет)
Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для жизни любого живого существа.
— Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Почему?
Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем текст на с. 76
2. Работа с учебником на с. 76. Чтение вслух.
Учитель (после чтения):так ответим на вопросы:
— Какую тайну разгадали ученые?
-Почему люди и животные не смогли бы жить без растений?
(Ни одно животное, ни один человек не могут из воды и из углекислого газа получить питательные вещества.)
Правильно, ребята, растения улавливают энергию солнечного света, запасают ее в питательных веществах, а затем как бы передают эту энергию животным и нам с вами.
— А какое еще одно открытие сделали ученые?
(Ученые сделали еще другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется и кислород! Растения выделяют его в воздух.)
Поэтому растения – это наши поставщики кислорода, берегите их!
-Ребята, что бы случилось, если бы не было растений?
— Если бы не было растений, то в воздухе не было бы кислорода.
Процесс, при котором растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород, называется фотосинтез и он протекает одновременно с дыханием. Давайте вместе произнесем это трудное слово.
Давайте ещё раз повторим.
-С какими процессами жизнедеятельности для растений мы ознакомились? (Питание и дыхание)
Ребята, а как вы думаете, когда происходит питание? (только днем)
Почему только днем?
-Правильно, параллельно с дыханием.
-А дыхание постоянно.
4. Работа с моделями (Дети работают на доске).
-Попробуем эти процессы смоделировать.
Первое. Как растения дышат?
-Теперь питание растений. Смоделируем этот процесс.
Сравним две схемы: «Дыхание растений» и «Питание растений»
— Чем они отличаются?
— При дыхании растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ.
— При питании растения поглощает углекислый газ, а выделяет кислород.
5. Страничка для любознательных
-Ребята, а кто знает, где больше всего выделяется кислорода? (В лесу)
Хотите узнать, сколько кг кислорода выделяет 1 га леса за 1 теплый солнечный день?
Тогда послушаем небольшое сообщение и ответим на этот вопрос.
(За один теплый солнечный день 1 гектар леса выделяет 180-200 кг кислорода и поглощает 220-280 кг углекислого газа.)
— Какой вывод о значении растений для планеты вы можете сделать?
-Леса приносят огромную пользу человечеству!
V. Закрепление изученного материала.
1. Проверка полученных знаний
А теперь давайте закрепим наши знания и поработаем в группах
1. Что растения поглощают из воздуха при дыхании?
б) углекислый газ;
2. Что растение выделяет при дыхании?
б) углекислый газ;
3. Что несёт энергию необходимую для развития растения?
б) солнечный свет;
4. Какое вещество не участвует в образовании сахара и крахмала?
б) углекислый газ;
5. Какое вещество выделяется при образовании сахара и крахмала?
в) углекислый газ.
Молодцы! Что необходимо для существования растений? (питание и дыхание)
При каких условиях питаются растения (солнечный свет, вода и воздух)
Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока
Растения – источник питательных веществ и кислорода для других живых существ, в том числе и для человека
Охранять растения – значит заботиться обо всем живом.
Если бы не было растений, и не было бы нас. В природе все взаимосвязано.
VI. Подведение итогов.
Вы сегодня молодцы, хорошо работали.
(А теперь послушайте сказку, её покажут наши девочки. Слушать внимательно, задам несколько вопросов.) если останется время
-прочитать материал на с. 74-77;
-написать благодарственное письмо растениям, красиво оформить и торжественно его зачитать.
— Ребята, с каким настроением вы уходите с урока?
Я благодарю вас за работу на уроке.
Выставление отметок с комментированием.
Прикреплённые файлы:
prezentacija_i8jjl.pptx | 5778,52 Кб |
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Кто такие рыбы» Конспект урока по окружающему миру на тему «Кто такие рыбы?» Урок: окружающий мир Тема: «Кто такие рыбы» Класс: 1 Цели: познакомить с.
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Куликовская битва» Тема: Куликовская битва Цель: сформировать представления о подвигах защитников Руси. Формируемые УУД: познавательные — осознанно и произвольно.
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе «Что такое Бенилюкс» Технологическая карта урока окружающего мира Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «23» апреля 2015 года Тема. Что такое.
Конспект урока по окружающему миру «Как путешествует письмо?» в 1 классе Окружающий мир А. А. Плешаков Тема урока: «Как путешествует письмо?» Цель урока: познакомить детей с работой почты, разными видами отправлений.
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Моя малая Родина» Тема: Моя малая родина. Цели: уточнить понятия «Родина», «малая родина», расширять знания детей о родном поселке, его прошлом, истории.
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Органы чувств» Предмет : Окружающий мир УМК: «Школа России» Тип урока : объяснение нового материала Тема : «Органы чувств» Цель: дать полное представление.
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе «Про кошек и собак» по УМК «Школа России» Окружающий мир. «Школа России» «Мир вокруг нас» А. А. Плешаков, 2 класс Тема: «Про кошек и собак» Составила: Шумилова Марина Николаевна учитель.
Конспект урока по окружающему миру «Насекомые» во 2 классе Цели: познакомить учащихся с признаками насекомых; научить отбирать насекомых из всего разнообразия животного мира; выявить важнейший признак.
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Где живут белые медведи» по программе «Школа России» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоаганская общеобразовательная средняя школа имени маршала Советского Союза Г. К.
План-конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Опасные места» План-конспект урока окружающего мира по УМК «Школа России». Учитель: Соболева С. Н. Тип урока: урок-дискуссия. Класс: 3 Тема: Опасные места.
Источник