Определение поправки ГК по солнцу
Дата: 19 января 2007
Время: 22 часа 28 минут 50 сек. GMT
Широта: 17 град. 54 мин. N
Долгота: 070 град. 59,6 мин. W
По Nautical Almanac находим Гринвический часовой угол GHA на 22.00 UTC
GHA=147 град. 18,4 мин.
Поправка на 28 мин. 50 сек. выбираем из таблицы “increments and corrections”
GHA= 147 18,4 +7 12,5= 154 град. 30,9 мин
Склонение ( Declination) на 22.00 UTC равно 20 град.16,1S.
Изменение склонения за 1 час ( d ) составляет 0,5 градуса.
Поскольку с увеличением времени оно идёт на уменьшение, то имеет знак минус: -0,5 град. за час.
Время взятия пеленга 22.28 GMT. Поправку на 28 мин. выбираем по значению изменения склонения за час (d = 0,5 град.) в таблице “increments and corrections”
Dec= 20 16,1S – 0,2 = 20 15,9 S Р
расчитываем местный часовой угол LHA:
LHA= GHA+долгота Причём Е-вая имеет знак +, а W-вая знак -.
LHA= 154 30,9 – 70 59,6 = 83 31,3 W
По Norie’s Nautical Tables находим поправки А, В и расчитываем поправку С.
По широте и местному часовому углу LHA входим в табл. стр.398. Находим значение поправки А=0,03 S.
Поправка имеет противоположное широте наименование, кроме случаев когда часовой угол находится в пределах от 90 до 270 град.
По склонению Dec и местному часовому углу LHA входим в табл.стр.399. Находим значение поправки В=0,39 S
Поправка всегда одноимённа со склонением Dec.
Поправка С= А+В. Поскольку обе поправки одноимённы, то С=0,03+0,39=0,42 S
По значению поправки С и широте входим в табл.стр.412 и находим Azimuth = 68,2 SW
Наименование азимута формируется из наименования поправки С (S) и наименования часового угла LHA (W).
ИГКП= Azimuth плюс/минус 180 град.
ИГКП = 68,2 + 180 град = 248,2 град.
Поправка ГК= ИГКП-ГКП : 248,2-247,0= 1,2 градуса.
ИК=ГКК+ поправка ГК: 230 + 1,2 = 231,2 градуса
Поправка МК= ИК – МК : 231,2 – 230 = 1,2 градуса
Источник
Определение поправки ГК по солнцу
Дата: 19 января 2007.
Время: 22 часа 28 минут 50 сек. GMT.
Широта: 17 град. 54 мин. N.
Долгота: 070 град. 59,6 мин. W.
По Nautical Almanac находим Гринвический часовой угол GHA на 22.00 UTC
GHA=147 град. 18,4 мин.
Поправка на 28 мин. 50 сек. выбираем из таблицы “increments and corrections”
GHA= 147 18,4 +7 12,5= 154 град. 30,9 мин
Склонение ( Declination) на 22.00 UTC равно 20 град.16,1S.
Изменение склонения за 1 час ( d ) составляет 0,5 градуса.
Поскольку с увеличением времени оно идёт на уменьшение, то имеет знак минус: -0,5 град. за час.
Время взятия пеленга 22.28 GMT. Поправку на 28 мин. выбираем по значению изменения склонения за час (d = 0,5 град.) в таблице “increments and corrections”
Dec= 20 16,1S – 0,2 = 20 15,9 S
Расчитываем местный часовой угол LHA:
LHA= GHA+долгота Причём Е-вая имеет знак +, а W-вая знак -.
LHA= 154 30,9 – 70 59,6 = 83 31,3 W
По Norie’s Nautical Tables находим поправки А, В и расчитываем поправку С.
По широте и местному часовому углу LHA входим в табл. стр.398. Находим значение поправки А=0,03 S.
Поправка имеет противоположное широте наименование, кроме случаев когда часовой угол находится в пределах от 90 до 270 град.
По склонению Dec и местному часовому углу LHA входим в табл.стр.399. Находим значение поправки В=0,39 S
Поправка всегда одноимённа со склонением Dec.
Поправка С= А+В. Поскольку обе поправки одноимённы, то С=0,03+0,39=0,42 S
По значению поправки С и широте входим в табл.стр.412 и находим Azimuth = 68,2 SW
Наименование азимута формируется из наименования поправки С (S) и наименования часового угла LHA (W).
ИГКП= Azimuth плюс/минус 180 град.
ИГКП = 68,2 + 180 град = 248,2 град.
Поправка ГК= ИГКП-ГКП : 248,2-247,0= 1,2 градуса.
ИК=ГКК+ поправка ГК: 230 + 1,2 = 231,2 градуса
Поправка МК= ИК – МК : 231,2 – 230 = 1,2 градуса
Источник
Определение поправки компаса, или зеленый луч
Григорий Машкевич, исполнительный директор Columbia Shipmanagement Ukraine:
Иногда, интервьюируя 3-х помощников, я в шутку спрашиваю: «C чего начинается утро для 3-го помощника и для капитана?»
Молодые ребята теряются, и пытаются что-то придумать на мой неожиданный вопрос.
Я им всем объясняю, что утро у капитана начинается с чашечки ароматного кофе, а для 3-го помощника утро начинается с поправки компаса. Шутка конечно, но с долей правды. Вот об этом я и хочу поговорить.
Все судоводители знают, что поправку компаса нужно определять каждую вахту. Как это сделать?
В прибрежном плавании, когда есть береговые ориентиры, это очень просто, и занимает несколько минут. А что делать, если судно в открытом океане? Вокруг ничего, только небо, океан, чайки и капитан, который с интересом наблюдает, как 3-й помощник решит поставленную задачу. Он же наверняка считает тебя «GPS generation». Как говорят, все гениальное просто.
Существует быстрый и легкий способ определения поправки компаса по нижнему или верхнему краю Солнца. Для этого нужно совсем немного – установить пеленгатор с борта, где Солнце заходит, и в момент, когда последний сегмент скрывается за горизонтом. После этого следует взять пеленг, засечь время, широту, долготу и вбить данные в компьютерную программу Navimate или Skymate. Если же не хотите краснеть перед капитаном, или на какой-нибудь инспекции, то покажите класс и рассчитайте поправку вручную.
Для этого нам нужно пособие под названием Nautical Almanac.
Итак, снимаем пеленг на Солнце, записываем текущее время и координаты, записываем курс по гиро и магнитному компасу.
Date: 19.03.2013 LMT(UTC+2): 17:46:30 Lat: 35-12,3 N Long: 35-55,0 E
Gyro bearing: 270,6 Heading 005 Magnetic heading 000
Приводим время к Гринвичу (2-й часовой пояс) GMT 15:46:30
Находим GHA (Гринвичский часовой угол)
Находим DEC (склонение)
Чтобы их найти, заходим в основную таблицу Альманаха, и находим текущую дату. Выписываем GHA и DEC на текущий час, также выписываем для Солнца поправку d (справа внизу таблицы). В нашем случае она равняется 1,0.
GHA = 43-05,0 DEC = 0-19,8 S d = 1,0
Затем нужно исправить Гринвичский часовой угол и склонение поправками на минуты и секунды.
Эти данные можно найти в конце книги. Страницы озаглавлены минутами, и на каждую секунду приведена поправка для GHA. Там же в правой части приведена поправка для склонения, которая выбирается по d.
GHA = 43-05,0 DEC = 0-19,8 S d = 1,0
M’S” = 11-37,5 corr = 0-00,8
GHA = 54-42,5 DEC = 0-20,6 S
Теперь приводим Гринвичский часовой угол к местному часовому поясу. Для этого мы прибавляем (если Е) или отнимаем (если W) нашу долготу:
GHA = 54-42,5 + Long 35-55,0
Заходим в таблицу Sight reduction table и выбираем значения A, B, Z1:
A = 55,0 B = 0 Z1 = 0
Для второго вхождения в таблицу нам понадобятся F и А.
Чтобы получить F, нужно просто сложить B и DEC (+/-).
DEC у нас положительное, если знак склонения и широты совпадает (N и N/S и S).
Если склонение и широта у нас разные, то DEC отрицательное.
F = 359 39, 4 (округляем до 360)
Теперь уже имея F и A, мы второй и последний раз входим в ту же таблицу, и выписываем второй компонент азимута Z2:
Затем складываем Z1 и Z2 и получаем полукруговой азимут Z:
Переводим полукруговой азимут в круговой используя правило:
Для северной широты, если LHA больше 180 : Zn = Z, если LHA меньше 180 : Zn = 360 Z
Для Южной широты, если LHA больше 180 : Zn = 180 – Z, если LHA меньше 180 : Zn = 180 + Z
В нашем случае Zn = 360 – 90 = 270
Искомый пеленг найден. Отнимаем наш компасный пеленг 270 – 270,6 = — 0,6W
Чтобы не запутаться в порядке вычислений, привожу алгоритм:
- Производим вычисления, записываем пеленг, позицию, время, и курс.
- Приводим местное время к Гринвичскому.
- Выбираем из таблиц значение LHA и Dec.
- Исправляем их поправками на минуты и секунды.
- Выбираем из таблицы значения A, B, Z1.
- Вычисляем F, и выбираем из таблицы Z2.
- Находим азимут и переводим его в круговой.
- Находим поправку компаса (истинный пеленг минус компасный).
- ВЕШАЕМ СЕБЕ НА ГРУДЬ БОЛЬШУЮ АСТРОНОМИЧЕСКУЮ МЕДАЛЬ.
На первый взгляд все выглядит громоздко и непонятно. Но сделав пару практических вычислений, все встанет на свои места.
Кстати, делая поправку компаса по заходу а, у вас появится уникальный шанс увидеть зеленый луч. Дело в том, что при заходе Солнца, в момент, когда Солнце скрывается за горизонтом, из-за рефракции и преломления цвета очень редко, но можно наблюдать зеленый луч в течении нескольких секунд. Это таинственное, загадочное и очень редкое явление получило отражение во многочисленных преданиях разных народов, и обросло легендами и предсказаниями.
Например, по одному из преданий, тот, кто увидел зеленый луч, получит повышение по службе, благополучие, и сможет встреть ту единственную, c которой он встретит свое счастье.
И это не байка, так как Капитан, увидев и оценив старания, а также грамотность молодого судоводителя, конечно же будет рекомендовать его на повышение по службе.
Так что определение поправки компаса по заходу Солнца — это прямой путь к повышению по службе и, как следствие, к благополучию и счастью.
Я желаю всем молодым судоводителям спокойного моря, продвижения по службе, и возвращения к родным берегам. Пусть зеленый луч принесет вам счастье в вашей жизни.
Источник
Определение постоянной поправки гирокомпаса.
Обоснование необходимости определения и анализа постоянной поправки гирокомпаса:
С помощью постоянной поправки гирокомпаса компенсируют постоянную составляющую погрешность в выходном курсе гирокомпаса, обусловленную такими причинами, как не выставка основного прибора гирокомпаса в ДП судна, инструментальная погрешность чувствительного элемента гирокомпаса, погрешность следящей системы основного прибора гирокомпаса и ряд других причин, которые могут вызывать постоянную погрешность в выходном курсе гирокомпаса.
Нормативные документы по штурманской службе рекомендуют определение постоянной поправки гирокомпаса производить в следующих случаях:
— при каждом запуске гирокомпаса из холодного состояния;
— перед выходом суда в рейс, независимо от того выключался
гирокомпас при стоянке судна в порту или работал;
— после замены гироскопического чувствительного элемента или
каких-либо блоков, плат в основном приборе гирокомпаса;
— при изменении широты плавания более 10 о от широты места,
где определялась учитываемая постоянная поправка гирокомпаса;
— во всех случаях, когда есть сомнение о достоверности учитываемой
постоянной поправки гирокомпаса.
Определение постоянной поправки гирокомпаса может быть проведено как при стоянке судна в порту, так и при выполнении рейса, когда судно на ходу или на якоре.
Независимо от условий, при которых производиться определение постоянной поправки гирокомпаса, при выполнении данной проверки действует правило: постоянная поправка гирокомпаса определяется путём осреднения ряда мгновенных поправок выходного курса гирокомпаса, определённых на интервале времени, равном периоду затухающих колебаний чувствительного элемента гирокомпаса. Для достоверного определения постоянной поправки и анализа точности работы гирокомпаса по информации, полученной в ходе этой проверки, по правилам мат. статистики число мгновенных поправок, принятых к осреднению при определении постоянной поправки должно быть не менее 11 значений.
Для всех моделей гирокомпасов с непосредственным управлением период затухающих колебаний ЧЭ равен 120 минут. И рекомендуется производить определение мгновенных поправок с интервалом в 10 минут. Для гирокомпасов с косвенным управлением период затухающих колебаний ЧЭ есть величина переменная, зависящая от широты места. Временное значение периода затухающих колебаний для конкретных типов гирокомпасов данного типа по диапазонам широт обычно указано в его технических характеристиках. Для расчёта интервала определения мгновенных поправок рекомендуется выбранный для конкретной широты период затухающих колебаний делить на 12.
Проверку определения постоянной поправки гирокомпаса надо начинать, когда чувствительный элемент гирокомпаса пришёл в меридиан. И до начала этой проверки должна быть выполнена проверка выставки в ДП судна пеленгаторных репитеров.
Порядок определения постоянной поправки гирокомпаса при стоянке судна в порту
В качестве объекта пеленгования выбирается хорошо видимый береговой ориентир, нанесенный на морскую навигационную карту или план и удаленный от корабля на расстояние не менее 2 миль. При известных координатах корабля (места установки пеленгаторного репитера) и ориентира может быть определено истинное направление на указанный ориентир – истинный пеленг ИП. Значение ИП с точностью до 0,1 o снимается с карты (плана) с помощью прокладочного инструмента — протрактора. Штурманский транспортир для этого не подходит, так как цена деления шкалы штурманского транспортира в 1 о , а значит погрешность снятия единичного отсчёта составляет для транспортира 0 о ,33. Тогда как требование ИМО: точность определения постоянной поправки гирокомпаса должна быть не ниже 0 о ,25 и использование штурманского транспортира изначально это требование не обеспечивает. Если на судне нет протрактора, то значение истинного пеленга на выбранный ориентир с высокой точностью рассчитывается по формуле:
где РШ – разность широт ориентира и корабля, РД – разность долгот ориентира и корабля, ОТШ – отшествие.
На каждый момент измерений гирокомпасного пеленга на выбранный береговой ориентир рассчитываются значения мгновенных поправок ΔГКj гирокомпаса:
где ΔДП – поправка на не выставку в диаметральной плоскости судна пеленгаторного репитера с которого производилось пеленгование берегового ориентира.
Постоянная поправка ΔГКП гирокомпаса может быть определена и аналитически по формуле:
где N – количество мгновенных поправок, принятых
к вычислению постоянной поправки гирокомпаса.
Рекомендуется значения мгновенных поправок ΔГКj, соответствующие моментам Тj измерения гирокомпасных пеленгов на выбранный береговой ориентир наносить на график мгновенных поправок (см. рис. 3.3) что позволяет графическими методами контролировать точность проведённых замеров, расчётов по определению постоянной поправки и оценить точность работы гирокомпаса. На таком графике мгновенных поправок в выбранном масштабе наносят точки соответствующие значениям рассчитанных мгновенных поправок. Данные точки соединяются отрезками прямой линии. Полученная ломанная линия характеризует закономерность изменения мгновенных поправок гирокомпаса в период наблюдения.
На этом же графике после расчёта ΔГКП проводится горизонтальная линия, отстающая от оси времени на величину ΔГКП со своим знаком (если поправка имеет знак +, то линия проводится выше оси времени, если поправка имеет знак ―, то линия располагается ниже оси времени). Горизонтальная линия соответствующая значению ΔГКП делит ломанную кривую графика мгновенных поправок по принципу «равенства площадей», то есть является осредняющей линией для графика мгновенных поправок. Такая осредняющая линия показана на рис. 3.3 пунктиром.
Рис.3.3. График мгновенных поправок гирокомпаса при
определении его постоянной поправки.
Если же горизонтальная линия ΔГКП визуально не соответствует осредняющей линии графика мгновенных поправок, то это означает, что при выполнении расчётов по определению мгновенных поправок гирокомпаса, при расчёте постоянной поправки гирокомпаса или при построении графика мгновенных поправок были допущены ошибки. То и другое требуется перепроверить и найти причину. Результаты аналитического определения постоянной поправки гирокомпаса и её отображения на графике должны совпадать. Используя данный график можно так же выявить промахи в измерении гирокомпасных пеленгов на береговой ориентир. При наличии промаха в единичном измерении точка соответствующая графическому изображению мгновенной поправки для данного измерения будет явным образом отличаться от остальных точек. В этом случае данное значение мгновенной поправки гирокомпаса не принимают в расчёт постоянной поправки и расчёт постоянной поправки производят без данного измерения.
График мгновенных поправок гирокомпасного курса можно так же использовать для анализа достоверности показаний гирокомпаса. В этом случае надо измерить м масштабе графика максимальное отклонение ломанной линии графика от его осредняющей линии. Эта величина характеризует наблюдаемую статическую погрешность (погрешность в показаниях гирокомпаса на неподвижном основании) гирокомпасного курса. Измеренную с графика величину статической погрешности выходного курса гирокомпаса необходимо сравнить с указанной в технических характеристиках гирокомпаса данной погрешностью для вероятности Р=0,95.
Если измеренная на графике статическая погрешность выходного курса не превышает её допустимое значение, указанное для Р=0,95, то гирокомпас работает с погрешностью не превышающей допустимое значение и может быть использован в качестве основного курсоуказателя на судне. А вот если же измеренная на графике статическая погрешность выходного курса равна или превышает её допустимое значение, указанное для Р=0,95, то гирокомпас работает с погрешностью превышающей допустимое значение и не может быть использован в качестве основного курсоуказателя на судне.
Основным вариантом учета постоянной поправки ГК является ее ввод в схему счетно-решающего прибора гирокомпаса, в котором вырабатывается значение истинного курса ИК корабля. При этом значение постоянной поправки устанавливается с учетом ее предыдущего значения (если перед определением поправки значение предыдущей постоянной поправки не было обнулено). Резервным вариантом учета постоянной поправки ГК является ее аналитический учет при выполнении навигационных расчётов и перевода компасных направлений в истинные направления.
Определение постоянной поправки ГК в море способом пеленгования астронавигационного ориентира в целом выполняется по описанной выше методике. Основными отличиями от способа пеленгования отдаленного берегового ориентира будут:
– в качестве объекта пеленгования выбирается хорошо видимый небесный ориентир (на высоте не более 30 o ), при необходимости в процессе работы ориентир может быть изменен;
– за истинное направление на выбранный ориентир для каждой серии замеров принимается счислимый азимут АСj, который рассчитывается известными в морской астрономии способами для средних моментов Т j измерений компасных пеленгов в серии (по известным координатам корабля и моментам Т j, приведенным к гринвичскому времени ТГРj);
– значения мгновенных поправок ΔГК j гирокомпаса вместо в этом случае рассчитываются по формуле:
В остальном условия выполнения работы и характер действий по определению и учету постоянной поправки ГК данным способом совпадают с описанным выше.
При выполнении курсовой работы требуется на исходные данные по своему варианту (таблица 5) вычислить постоянную поправку гирокомпаса, а по величине наблюдаемой статической погрешности выходного курса гирокомпаса принять решение о достоверности показаний гирокомпаса.
Исходные данные для выполнения расчётов по определению
постоянной поправки гирокомпаса и анализу его работы.
Источник