Как называется путь земли вокруг солнца 5 класс география
Форма, размеры и движения Земли
1. Какие планеты входят в состав Солнечной системы?
2. На какие группы можно разделить планеты Солнечной системы?
3. Чем планета отличается от звезды?
1. Кто такой Исаак Ньютон и какой вклад в географическую науку он внёс. 2. Каковы размеры Земли.
3. Что такое полюс и экватор.
4. в каких видах движения участвует Земля и каковы географические следствия этих движений.
5. Почему в сутках 24 часа и почему бывает високосный год.
могла ли Земля иметь иную форму, нежели форму шара?
Форма Земли
В XVII веке английский физик Исаа́к Нью́тон с помощью сложных вычислений установил, что форма Земли действительно близка к шарообразной. Однако правильным шаром наша планета не является. Она слегка приплюснута у полюсов. Такую форму называют эллипсо́идом (рис. 10).
Размеры Земли
Если сравнить Землю с другими планетами Солнечной системы, то окажется, что по своим размерам наша планета занимает пятое место из восьми планет. Каков радиус Земли? Сколько же это в километрах? Из курса математики вам известно, что такое радиус. Радиус Земли — это расстояние от её центра до поверхности. Поскольку Земля приплюснута у полюсов, принято указывать два её радиуса: экваториальный и полярный. Экваториальный радиус — это расстояние от центра планеты до экватора, а полярный — от центра планеты до её полюса (рис. 10). Обратите внимание, что значения радиусов разные. Вы видите, что Земля приплюснута совсем чуть- чуть — всего на 22 км. Глобус имеет шарообразную форму, и разность радиусов Земли при его изготовлении не учитывается. Так что в дальнейшем мы будем называть нашу планету шаром, хотя, конечно, будем помнить, что на самом деле это не совсем так. Нетрудно вычислить средний радиус Земли. Он составляет 6367 км.
Что касается окружности земного шара, то вы уже знаете, что по экватору она составляет 40 075 км.
Земля имеет форму эллипсоида — шара, приплюснутого у полюсов. Экваториальный радиус Земли больше полярного на 22 км.
Движения Земли
Планета наша движется в пространстве. Она одновременно совершает два движения. Первое — движение Земли вокруг своей оси. По-другому оно называется су́точным или осевы́м. Земля вращается вокруг своей оси, поворачиваясь к Солнцу то одной, то другой стороной. Полный оборот вокруг своей оси Земля совершает за 24 часа, или за сутки. Суточное вращение задаёт ритм бодрствования и сна всем обитателям нашей планеты. Второе — движение вокруг Солнца. Его ещё называют годовы́м или орбита́льным.
Орбита Земли — это линия, вдоль которой Земля движется вокруг Солнца. Время, в течение которого Земля совершает полный оборот вокруг Солнца, называется годом.
Продолжительность года составляет 365 суток и ещё почти 6 часов. За четыре года эти дополнительные 6 часов складываются в ещё одни сутки. Именно поэтому каждые четыре года в самом коротком месяце года — феврале не 28, а 29 дней, а в году не 365 дней, а 366. Такой год называется високо́сным.
Источник
Презентация «Обращение Земли вокруг Солнца» 5 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Обращение Земли вокруг Солнца Презентацию подготовила учитель географии МКОУ СОШ с. Мгачи Латарцева Т.А.
В IV-III вв. до н.э. Аристарх Самосский считал, что Земля вместе с другими планетами вращается вокруг Солнца.
Коперник Николай (1473-1543) – польский астроном. В своем сочинении «Об образовании небесных сфер» он объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет вокруг Солнца.
ВРАЩЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СОЛНЦА ВОКРУГ СОБСТВЕННОЙОСИ 365 ДНЕЙ 6 ЧАСОВ 9 МИНУТ 24 ЧАСА
Если на бы Земля находилась ближе к Солнцу, температура на ней была бы намного выше. Например, на Венере, которая ближе к Солнцу на 42млн.км, температура около 500˚С! Если бы Земля находилась дальше от Солнца, температура на ней была бы отрицательной. Например, Марс удален от Солнца на 228 млн. км, и на его поверхности температура — 60˚С.
Полный оборот вокруг Солнца Земля совершает за 365 суток и 6 часов. Этот период называется годом.
Земля движется вокруг Солнца по орбите со скоростью 30 км/с. Она удалена от Солнца почти на 150 млн. км.
Для удобства продолжительность года считают равной 365 суткам. Оставшиеся 6 часов суммируются и каждые 4 года образуют дополнительные сутки. Такие годы называют високосными. В них не 365, а 366 суток. В високосные годы в самом коротком месяце – феврале – не 28, а 29 дней.
Сроки наступления времен года (Северный умеренный пояс) Время года Астрономическийсрок наступления Фенологические сроки Зима 22 декабря Начало: ледостав на прудах. Конец: прилет грачей, появление проталин. Весна 21 марта Начало: полный сход снега на полях. Конец: зацветание черемухи, отцветание яблони. Лето 22 июня Начало: зацветание липы. Конец: первые заморозки. Осень 23 сентября Начало: первые заморозки. Конец: окончание листопада,ледостав на прудах.
22 июня- день летнего солнцестояния Самый длинный день в году в Северном полушарии. Полярный день на Северном полярном круге. Полярная ночь на Южном полярном круге. 23 марта и 23 сентября – дни весеннего и осеннего равноденствия; оба полушария освещены одинаково. 22 декабря день зимнего солнцестояния Самый короткий день в году в Северном полушарии. Полярная ночь на Северном полярном круге. Полярный день на Южном полярном круге.
Полярная ночь Период, когда Солнце в высоких широтах круглые сутки не поднимается над горизонтом – явление, противоположное полярному дню, наблюдается одновременно с ним на соответствующих широтах другого полушария. Фактически полярная ночь всегда короче полярного дня из-за того, что Солнце, когда оно находится ненамного ниже горизонта, освещает атмосферу и полной темноты нет (сумерки). Полярный день Период, когда Солнце в высоких широтах круглые сутки не опускается за горизонт. Продолжительность полярного дня тем больше, чем дальше к полюсу от полярного круга. На полярных кругах Солнце не заходит только в день солнцестояния, на 68о широты полярный день длится около 40 суток, на Северном полюсе 189 суток, на Южном несколько меньше из-за неодинаковой скорости движения Земли по орбите в зимнее и летнее полугодия.
С чередованием сезонов года связана ритмичность живой и неживой природы: Установление и таяние снежного покрова Замерзание и вскрытие рек Цветение и плодоношение растений Образ жизни многих животных и т.д.
Зима Весна Лето Осень
Зима В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январе На третье в ночь. Проснувшись рано, В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор, Куртины, кровли и забор, На стеклах легкие узоры, Деревья в зимнем серебре, Сорок веселых на дворе И мягко устланные горы Зимы блистательным ковром. Все ярко, все бело кругом.
Зима. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке. Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив; Шалун уж заморозил пальчик: Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно.
*** Но лето быстрое летит. Настала осень золотая. Природа трепетна, бледна, Как жертва, пышно убрана. Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл — и вот сама Идет волшебница зима. Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов; Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки зимы. ( А.С. Пушкин, из романа «Евгений Онегин»)
Весна, весна, пора любви. Александр Пушкин Весна, весна, пора любви, Как тяжко мне твое явленье, Какое томное волненье В моей душе, в моей крови. Как чуждо сердцу наслажденье. Всё, что ликует и блестит, Наводит скуку и томленье. Отдайте мне метель и вьюгу И зимний долгий мрак ночей.
Еще дуют холодные ветры. Александр Пушкин Еще дуют холодные ветры И наносят утренни морозы, Только что на проталинах весенних Показались ранние цветочки, Как из чудного царства воскового, Из душистой келейки медовой Вылетала первая пчелка, Полетела по ранним цветочкам О красной весне поразведать, Скоро ль будет гостья дорогая, Скоро ль луга позеленеют, Скоро ль у кудрявой у березы Распустятся клейкие листочки, Зацветет черемуха душиста.
Сергей Городецкий Лето Я лежу на лyгy. В небесах ни гyгy. Вдаль плывут облака, Как немая река. А в траве, на земле, На цветке, на стебле — Всюду пенье и свист, И живет всякий лист: Тут и муха, и жук, И зеленый паук. Прилетела пчела И в цветок уползла.
Тут кузнечик усы Чистит ради красы, И кряхтит мypавей За работой своей. Шмель мохнатый гудит И сердито глядит, Где цветок посочней, Где медок повкyсней. А комаp-людоед, Будто дpyг иль сосед, Будто в гости попав, Полетел мне в pyкав. Будет жалить и петь. Что же! Надо терпеть: Я убить на лyгy Никого не могу.
Здравствуй, ЛЕТО! Татьяна Бокова Сколько солнца! Сколько света! Сколько зелени кругом! Что же это? Это ЛЕТО Наконец спешит к нам в дом. Певчих птиц разноголосье! Свежий запах сочных трав, В поле спелые колосья И грибы в тени дубрав. Сколько вкусных сладких ягод На поляночке в лесу! Вот наемся я и на год Витаминов запасу! Накупаюсь вволю в речке, Вволю буду загорать. И на бабушкиной печке Сколько хочешь буду спать! Сколько солнца! Сколько света! Как прекрасен летний зной! Вот бы сделать так, что лето Было целый год со мной!
Унылая пора! Очей очарованье. Александр Пушкин Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
Журча еще бежит за мельницу ручей, Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает В отъезжие поля с охотою своей, И страждут озими от бешеной забавы, И будит лай собак уснувшие дубравы. Октябрь уж наступил. Александр Пушкин Октябрь уж наступил — уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Уж небо осенью дышало. (отрывок из поэмы Евгений Онегин) Александр Пушкин Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливый караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора.
Домашнее задание §10
Номер материала: ДБ-972075
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
В Рособрнадзоре рассказали о предварительных результатах ЕГЭ-2021
Время чтения: 3 минуты
Сергей Кравцов доложил Владимиру Путину о ходе реализации ключевых задач в системе образования
Время чтения: 3 минуты
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Всероссийский студенческий выпускной состоится 10 июля
Время чтения: 2 минуты
Подборка курсов по арт-терапии
Время чтения: 6 минут
Госдума приняла закон, упрощающий выезд детей за рубеж
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Урок по географии в 5 классе по теме: Обращение Земли вокруг Солнца
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС по ФГОС
Г) Какие общие черты имеют все планеты Солнечной системы?
Д) В чём уникальность нашей планеты?
Е) Как Луна влияет на Землю?
Выполняем тест ( устно)
3. Что мы рассматривали на прошлом уроке? ( один из видов движения Земли)
Покажите на глобусе: воображаемую ось Земли, географические полюса.
( вопросы на стр. 35 устно)
Какие следствия этого движения Земли мы записали как главные выводы в практической работе?
Земля не вращалась?
Для того, чтобы определить тему сегодняшнего урока, предлагаю разгадать загадки.
Итак, давайте определимся с темой урока- определим учебные задачи на урок
Определяем проблему урока: почему существуют 4 времени года?
Вспоминаем то, что знаем:
— Чем день отличается от ночи, а лето от зимы?
Работаем с текстом параграфа. ( раздаётся карточка с вопросами)
Прочтите текст стр. 36-37
1. С какой скоростью и в каком направлении движется Земля вокруг Солнца?
2. Чему равно расстояние между Землёй и Солнцем? Изменялось ли оно за время существования Земли?
3. Что произошло бы, если бы Солнце не притягивало Землю?
4. Что произошло бы, если бы расстояние между Землёй и Солнцем сократилось? Увеличилось?
5. За какое время Земля совершает полный оборот вокруг Солнца?
6. Какой год называется високосным?
Демонстрация презентации, изложение материала о знаменательных днях года
1.Запишем вывод — следствия обращения Земли вокруг Солнца:
А) смена времён года
Б) ритмичность живой и неживой природы.
2. Составим, используя текст, определения:
Б) високосный год
В) полярная ночь
Г) полярный день
3. Вопросы 4, 5 стр. 38
4. Вставить в таблицу недостающие слова
Вспоминают и определяют понятия темы
Отвечают на вопросы, опираясь на ранее полученные знания.
Закрепляют, осмысливают, рассуждают.
Беседа. Показ на глобусе.
Зачитывают материалы практической работы, сделанные в ходе прошлого урока
Думают, отгадывают, выдвигают свои версии
Предлагают варианты тем урока
Формулируют учебные задачи с помощью учителя- узнать о другом виде движения Земли, как и почему происходит смена времён года, какие следствия имеет это движение
Отвечают, опираясь на имеющиеся знания
Запись темы урока.
Запись дом. задания- параграф 10
Читают, анализируют текст, ищут ответы на вопросы.
Просматривают презентацию, делают записи в тетради, отвечают на вопросы
Составляют и записывают определения
Размышляют над вопросами
Работа с таблицей.
П- закрепление изученного ранее ( понятийный аппарат)
П- развитие логического мышления, памяти
Р. Выдвигать версии решения проблемы
Р . Ставить учебную задачу под руководством учителя.
Анализировать иллюстративно-справочные материалы.
Работают в соответствии с поставленной учебной задачей.
Строят логические рассуждения, умозаключения, делают выводы.
Составляют план и последовательность действий, оценивают результат
Рефлексия (подведение итогов занятия) (4´)
Вывод- при вращении Земли вокруг Солнца разные её части нагреваются по разному, что вызывает смену времён года.
Что узнали нового, что понравилось на уроке.
Выставление оценок за урок
Решение проблемы урока, вопросы к учителю
Номер материала: ДБ-988856
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Данные цифрового портфолио ученика будут раскрываться лишь с его согласия
Время чтения: 1 минута
Анастасия Зырянова назначена заместителем Министра просвещения Российской Федерации
Время чтения: 1 минута
В Рособрнадзоре рассказали о предварительных результатах ЕГЭ-2021
Время чтения: 3 минуты
Условленные жесты облегчили дистанционное обучение студентов по видеосвязи
Время чтения: 2 минуты
Сергей Кравцов доложил Владимиру Путину о ходе реализации ключевых задач в системе образования
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.