Герои безвоздушного пространства: на ком держится отечественная космонавтика
Космическим первопроходцам, безусловно, досталась вся слава: об их подвигах писали газеты, слагались стихи и песни, в их честь называли улицы. Однако по мере того, как освоение космоса становилось все более обыденным делом, имена космонавтов стали менее узнаваемы, а прогресс в покорении безвоздушного пространства стал восприниматься как само собой разумеющееся. И хотя отчаянных и героических поступков в космосе хватало и после знаменитого первого витка вокруг Земли, многие из них оказались незаслуженно забытыми.
Если попросить среднестатистического россиянина перечислить героические подвиги, совершенные отечественными космонавтами, то, возможно, он вспомнит полет Юрия Гагарина, первую женщину-космонавта Валентину Терешкову и выход в открытый космос Алексея Леонова. Буквально на этом знания нынешнего поколения о героях в космосе и заканчиваются. А между тем их было предостаточно как в далекие советские годы, так и в современной истории России, хотя большинство из них оставались в тени нескольких великих советско-российских достижений.
Для того чтобы описать все подвиги космонавтов и людей, работающих в ракетно-космической отрасли, не хватит и книги в тысячу страниц. Но вспомнить ключевые и незаслуженно забытые эпизоды вполне возможно. Мало кто сейчас задумывается о том, что когда-то выход человека в открытый космос был таким же рискованным поступком, как и первый полет Ю.Гагарина. Однако когда в марте 1965г. Алексей Леонов совершал первый в истории космонавтики выход в открытый космос продолжительностью чуть более 12 мин., возникла нештатная ситуация — скафандр раздулся, поэтому вернуться в корабль попросту не получалось. Тогда было принято рискованное решение, которое по инструкции совершать категорически запрещалось: космонавт забрался в люк корабля не ногами, а головой вперед. Кроме того, А.Леонов сумел втиснуться в шлюз, только стравив из скафандра излишнее давление.
Возвращение на Землю тоже не обошлось без приключений. Перед посадкой отказала автоматическая система ориентации. Летевшему вместе с А.Леоновым космонавту Павлу Беляеву пришлось вручную ориентировать корабль и включать тормозной двигатель. В результате «Восход» совершил посадку в нерасчетном районе в 180 км севернее города Пермь. Две ночи космонавтам пришлось провести одним в диком лесу при сильном морозе, и лишь на третий день к ним по глубокому снегу пробились спасатели на лыжах.
Неоднократно техника подводила космонавтов на околоземной орбите, и в таком случае оставалось только одно — полагаться на собственную силу и находчивость. Так, в один из своих космических полетов в 70-80-х гг. космонавт Георгий Гречко столкнулся с необходимостью применения фомки, инструмента далеко не космического, для открытия специального люка. Понимая, что могут возникнуть трудности с открытием этого люка, космонавту еще на Земле дали фомку, причем не простую, а титановую. Но, чудо-отмычка не помогла и Г.Гречко с другими космонавтами, как в русской народной сказке, применили богатырскую силу и буквально сорвали люк.
Шли годы, полеты в космос стали регулярными, и вот уже люди привыкли проводить на орбите многие месяцы. Но даже в работе, кажущейся рутинной, осталось место для рекордов. Один из них — по длительности пребывания в космосе — установил Валерий Поляков, который в 1994-1995гг. пробыл на космическом корабле «Союз ТМ-18» и орбитальном комплексе «Мир» в общей сложности 437 суток 18 часов. За это ему было присвоено звание Героя России.
Столь продолжительный полет был «репетицией» по длительности пилотируемого полета на Марс, о котором начали мечтать еще в первой четверти XX века, но который до сих пор остается только в проекте. Сегодня вновь заговорили о том, что начиная с 2013г. срок пребывания космонавтов на МКС планируется увеличить до 1 года, чтобы экономить на запусках новых экипажей. Иностранных космонавтов такие заявления пугают и вводят в ступор. Российские же специалисты считают такие «нововведения» повторением пройденного — ведь они уже убедились в том, что это возможно, на примере В.Полякова.
«Если полистать программы наших исследований космоса 70-80-х гг., то мы собирались лететь на Марс и тогда, просто сейчас мало людей знают об этом, но мы уже в то время достаточно долго летали, например Валерий Поляков — 437 суток, Сережа Авдеев в трех полетах — 800 суток и никто этого не вспоминает. Для нас это повторение пройденного, к сожалению», — рассказывает российский космонавт (готовится к полету на МКС в апреле 2013г.), заместитель руководителя летно-испытательного центра ОАО «Ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энергия» им. С.П.Королева» Павел Виноградов.
Несмотря на то что за десятилетия освоения орбитального пространства человечество накопило огромный опыт, в космосе поводов проявить себя и спасти жизнь своих товарищей меньше не становится. Так, в 2008г. в своем первом полете космонавт Сергей Волков должен был впервые в истории выполнить выход на корпус транспортного корабля — вышел из строя пироболт, отвечающий за расстыковку переходного отсека и спускаемого аппарата. Неисправность могла погубить весь экипаж: из-за нее корабль бы вошел в атмосферу под нерасчетным углом и попросту сгорел бы в ней.
«И здесь нужно было выйти и вынуть этот пироболт, что Волков и сделал. Это говорит о том, что экипаж был хорошо подготовлен в целом», — отмечает летчик-космонавт, советник президента Ракетно-космической корпорации «Энергия» им.Королева Александр Александров.
Но были в истории освоения космоса и совсем экстремальные ситуации, например те, что выпали на долю 22-23-й экспедиций космической станции «Мир». Здесь сразу вспоминаются космонавты Валерий Корзун (командир 22-й экспедиции), Александр Калери, Василий Циблиев (командир 23-й экспедиции) и Александр Лазуткин.
Сначала космонавты впервые столкнулись с пожаром на орбите: 23 февраля 1997г. на станции загорелось устройство «квант», куда вставляются кислородные шашки для жизнеобеспечения космонавтов. Ни в одной инструкции не были прописаны конкретные действия для устранения пожара на станции. Космонавты оперативно применили огнетушители и справились с пламенем, но тут возникла другая проблема: из-за сильного задымления ничего не было видно на расстоянии вытянутой руки, а обитатели «Мира» были вынуждены одеть респираторы, чтобы хоть как-то дышать.
Запас генерируемого воздуха в космических противогазах ограничен, и надо было принимать решение — либо бросать станцию (благо к ней были пристыкованы сразу два корабля «Союз») и возвращаться на Землю, либо искать другой выход из ситуации. Один из «Союзов» оказался задымлен, и трое из шести космонавтов оказывались заложниками ситуации. Тогда оба экипажа приняли решение — остаться на орбите и спасать станцию, рискуя отравиться угарным газом.
Одолеть дым со временем удалось, но беда, как водится, не приходит одна. На станции неумолимо начала расти температура. Датчики показали, что из системы охлаждения утекает ядовитый и опасный для человека этиленгликоль. Перед космонавтами вновь была поставлена сложнейшая задача — выявить и устранить течь. Однако невесомость, высокая температура, запах гари и головные боли от переизбытка этиленгликоля никак не ускоряли процесс работы. К концу апреля космонавты все-таки нашли течь, а затем и еще десяток аналогичных трещин в проводах, устранили все неполадки и нормализовали работу станции.
Впрочем, на этом испытания злополучной экспедиции не закончились. В июне командир Василий Циблиев отрабатывал ручную стыковку грузового корабля «Прогресс М-34» со станцией. Процедура не заладилась с самого начала: грузовик сближался медленней, чем предполагалось, а затем начал вопреки командам наращивать скорость. Столкновение было неизбежно: махина весом в 6 тонн на скорости 10 км/ч смяла часть солнечных батарей и протаранила модуль «Спектр», пристыкованный к станции. В месте удара образовалась пробоина, начал стремительно выходить воздух, и лишь слаженные действия экипажа, в считанные минуты задраившего поврежденный модуль, позволили спасти станцию.
«Нам пришлось разгерметизированный модуль («Спектр»), обследовать, прокладывать новые кабели электрические», — рассказывает космонавт Павел Виноградов, в августе 1997г. сменивший «аварийный» экипаж 23-й экспедиции. По его словам, им также пришлось пережить отказы системы терморегулирования и множество других неполадок: станция была в полуразрушенном состоянии, однако она оставалась жизнеспособной вплоть до 2000г., во многом — благодаря людям, спасшим ее тремя годами ранее.
Лучшие друзья космонавтов
Впрочем, освоение космоса — это не только героизм космонавтов, но и надежная работа тех, кто остался на Земле. Испытатели, инженеры делают ту же работу, что и космонавты, хоть и в барокамере. Может быть, здесь меньше риска, но порой именно от этого зависят жизни тех, кто улетел на орбиту.
Так, в 1975г. при выполнении международной программы ИПАС (впервые в истории стыковка на орбите кораблей разных стран — «Союз-19» и «Аполлона») у советского экипажа Алексея Леонова и Валерия Кубасова испортилась телевизионная система: вышел из строя электронный блок, расположенный в бортовом отсеке.
«Я тогда работал в ЦПК, нужно было срочно дать рекомендации экипажу, что делать. Мы на Земле пошли в цех, где у нас стоит подобный корабль, вскрыли оболочку этого прибора, вынули установки, вскрыли подручными средствами, такими, какие были на борту, — ножницами, плоскогубцами. Потом пошли и дали рекомендации экипажу», — рассказывает летчик-космонавт А.Александров.
Впрочем, спустя несколько лет судьба вернула ему этот мяч. В ноябре 1983г. он вместе с Владимиром Ляховым должен был выполнить выход в открытый космос для монтажа солнечных батарей станции «Салют-7». Однако в процессе подготовки к выходу А.Александров обнаружил дефект своего скафандра. В ЦПК были неумолимы: задание было приказано отменить.
«Нам было очень обидно, что нас не пускают на выход, и мы предложили сделать ремонт ноги скафандра самостоятельно», — вспоминает космонавт. Вместе с напарником он подручными средствами починил скафандр, и то же самое параллельно с ними делали специалисты на Земле. Вскоре было принято рискованное решение — разрешить космонавту А.Александрову выход в космос в отремонтированном костюме. В этом скафандре космонавт сделал два выхода в космос, а объем запланированных работ был полностью выполнен.
«Следующий экипаж, который за нами «пошел», привез эту ногу на Землю, и сейчас она лежит в музее предприятия НПП «Звезда» (Москва, Томилино), где эти скафандры делаются», — добавляет А.Александров.
Гвозди бы делать из этих людей
Нынешняя ситуация в отрасли как никогда иллюстрирует известный тезис, что «кадры решают все». Минувший год, объявленный Годом космонавтики, Роскосмос с треском отметил чередой неудачных запусков. Сначала три навигационных спутника «Глонасс-М» упали в океан, за этим последовали потеря спутника «Экспресс-АМ4» и падение грузового корабля «Прогресс М-12М», ну а совсем недавно Россия наблюдала феноменальную утрату космической станции «Фобос-Грунт», название которой оправдало себя лишь во второй своей части.
Прежде всего, как отмечают эксперты, проблема — в нехватке квалифицированных специалистов. Новое поколение не стремится за 20 тыс. руб. разрабатывать новый корабль XXI века, а опытные специалисты уходят на пенсию.
«С нашими перестройками мы вырастили поколение, которое ничего о своей стране не знает. К великому сожалению, это не только касается космонавтики, это касается полярных станций, ледоколов, самолетов и т.д. Поколение, которое сегодня приходит к управлению на разных уровнях, — это люди, которые очень слабо представляют, что было сделано и на чем мы сейчас вообще держимся. В космонавтике мы держимся на заделе 70-80-х гг. до сих пор», — отмечает космонавт П.Виноградов. И если раньше космонавты и работники ракетно-космической отрасли жили своей работой, мечтали о великих достижениях и полетах в просторах Вселенной, то сейчас, увы, все иначе.
«Нет самого главного, нет внутреннего горения у людей. Мы куда-то рвались, нам все было интересно, сейчас люди приходят на работу и отрабатывают свои часы и зарплату, но это рутина. Космос не покоряется такими людьми. Наш Роскосмос только умеет деньги распределять и больше ничего, к сожалению, одни идеологи. Тогда работа была нашей жизнью, сегодня работа — это работа, все остальное — это жизнь», — с горечью констатирует П.Виноградов.
Сегодня героика космоса спустилась со звезд на Землю. Новыми героями стали те, кто в текущих условиях продолжает на энтузиазме и старой закалке развивать былое могущество космической державы. Обычные люди, на которых в этой отрасли пока все и держится. Те, о которых поэт сказал: «Гвозди бы делать и этих людей — не было б в мире крепче гвоздей!» Увы, их все меньше и меньше. А новая затея — набирать в отряд космонавтов всех желающих, а не годами готовящихся к этому специалистов — ставит под вопрос надежность самого важного элемента в программе пилотируемых полетов — человека.
Впрочем, пока этого не произошло, российские космонавты — по-прежнему лучшие в мире. И одно это для нас сегодня — повод для гордости.
Источник
Советские космонавты
Со дня полета первого человека в космос (1961.04.12) и до распада СССР (1991.12.08) насчитывается 72 советских космонавта.
№ в СССР | № в мире | Ф.И.О. и краткие сведения | Дата полета и название корабля |
---|---|---|---|
1 | 1 | Гагарин Юрий Алексеевич (09.03.1934 – 27.03.1968) – родился в Смоленской области, РСФСР. Военный летчик, член первого отряда космонавтов. Погиб в результате авиакатастрофы во время тренировочного полета на истребителе. | 12.04.1961, КК «Восток». Позывной «Кедр». |
2 | 2 | Титов Герман Степанович (11.09.1935 – 20.09.2000) – уроженец Алтайского Края, РСФСР. Военный летчик, позднее – доктор наук. Является самым молодым космонавтом, т.к. совершил свой полет в 25 лет. | 06.08.1961 – 07.08.1961, КК «Восток-2». Позывной «Орел». |
3 | 5 | Николаев Андриян Григорьевич (05.09.1929 – 03.07.2004) – был рожден в Чувашской Республике. Первым парил в невесомости без скафандра на борту корабля, участвовал в первой шахматной партии «Космос — Земля», первый (вместе с космонавтом Поповичем) проводил военный эксперимент в космосе. | 11.08.1962 — 15.08.1962, КК «Восток-3». Позывной: «Сокол».01.06.1970 — 18.06.1970, КК «Союз-9». Позывной: «Сокол-1». |
4 | 6 | Попович Павел Романович (05.10.1930 – 29.09.2009) – родился в Киевской области, УССР. Вместе с космонавтом Николаевым проводил первый в мире военный космический эксперимент, целью которого являлся перехват вражеского летательного устройства. Был президентом Уфологической ассоциации. | 11.08.1962 — 15.08.1962, КК «Восток-3». Позывной: «Беркут».03.07.1974 — 03.07.1974, КК «Союз-14». Позывной: «Беркут-1». |
5 | 9 | Быковский Валерий Федорович (02.08.1934) — уроженец Московской области. Единственный живой космонавт первого отряда. Участвовал в полете одновременно с Валентиной Терешковой, показатели обоих космонавтов наблюдались и сравнивались. | 14.06.1963 — 19.06.1963, КК «Восток-5». Позывной: «Ястреб».15.09.1976 — 23.09.1976, КК «Союз-22». Позывной: «Ястреб -1».26.08.1978 — 03.09.1978, КК «Союз-29». Позывной: «Ястреб -1». |
6 | 10 | Терешкова Валентина Владимировна (06.03.1937) – первая женщина-космонавт в мире родилась в Ярославской области, РСФСР. Потеряла отца на советско-финской войне, когда Валентине было 2 года. Работала на текстильной фабрике, позже занялась парашютным спортом. Прошла отбор кандидаток на роль первой женщины в космосе. | 16.06.1963 — 19.06.1963, КК «Восток-4». Позывной: «Чайка». |
7 | 11 | Комаров Владимир Михайлович (16.03.1927 – 24.04.1967) – москвич, инженер полковник, первый командир экипажа, первого многоместного космического корабля. Кроме того, экипаж впервые был без скафандров. Из-за отказа парашютной системы, погиб во время посадки КК «Союз-1». | 12.10.1964 — 13.10.1964, КК «Восход-1». Позывной: «Рубин-1».23.04.1967 — 24.04.1967, КК «Союз-1». Позывной: «Рубин-1». |
8 | 12 | Феоктистов Константин Петрович (07.02.1926 – 21.11.2009) – родился в Воронеже. Во время захвата родного города, будучи юношей, подался в разведчики. Выжил после расстрела. Участник первого полета на многоместном корабле. Разработчик множества космических аппаратов. | 12.10.1964 — 13.10.1964, КК «Восход-1». Позывной: «Рубин-2». |
9 | 13 | Егоров Борис Борисович (26.11.1937 — 12.09.1994) – москвич, профессор медицинский наук. Первый врач, который совершил космический полет. Был членом экипажа первого многоместного корабля «Восход-1». | 12.10.1964 — 13.10.1964, КК «Восход-1». Позывной: «Рубин-3». |
10 | 14 | Беляев Павел Иванович (26.06.1925 – 10.01.1970) – родился в Вологодской области РСФСР. Участник ВОВ в борьбе с Японией. Следил за безопасностью космонавта Леонова во время выхода того в космос. | 18.03.1965 — 19.03.1965, КК «Восход-2». Позывной: «Алмаз-1». |
11 | 15 | Леонов Алексей Архипович (30.05.1934) – уроженец Кемеровской области, РСФСР. Стал первым человеком в мире, который совершил выход в безвоздушное пространство. Во время второго полета Леонова была произведена стыковка советского и американского космических кораблей. | 18.03.1965 — 19.03.1965, КК «Восход-2». Позывной: «Алмаз-2».15.07.1975 — 21.07.1975, КК «Союз-19». Позывной: «Союз-1». |
12 | 32 | Береговой Георгий Тимофеевич (15.04.1921 – 30.06.1995) – родился в Полтавской области, УССР. Участник ВОВ, кандидат психологических наук, заслуженный летчик-испытатель. | 26.10.1968 – 30.10.1968, КК «Союз-3». Позывной: «Аргон». |
13 | 34 | Шаталов Владимир Александрович (08.12.1927) – был рожден в городе Петропавловск, КССР. Совместно с космонавтом Елисеевым стал первым, кто провел три космических полета. Дважды Герой СССР сегодня является старейшим советским космонавтом. Кандидат технических наук. | 14.01.1969 – 17.01.1969, КК «Союз-4». Позывной: «Амур-1».13.10.1969 – 18.10.1969, КК «Союз-8». Позывной: «Гранит-1».23.04.1971 – 25.04.1971, КК «Союз-10». Позывной: «Гранит-1». |
14 | 35 | Волынов Борис Валентинович (18.12.1934) – родился в городе Иркутск, РСФСР. Во время первого полета космонавта Волынова была совершена первая стыковка космических кораблей («Союз-4» и «Союз-5»). По причине неполадки спускаемого аппарата Волынов получил несколько серьезных травм во время приземления, в т.ч. перелом корней зубов верхней челюсти. Из-за чего его на долгое время отстранили, однако космонавт смог добиться осуществления второго своего полета. | 15.01.1969 – 18.01.1969, КК «Союз-5». Позывной: «Байкал-1».06.07.1976 – 24.08.1976, КК «Союз-21». Позывной: «Байкал-1». |
15 | 36 | Елисеев Алексей Станиславович (13.07.1934) – уроженец Калужской области, РСФСР. Совершил три космических полета. Во время первого впервые была осуществлена стыковка космических кораблей в ручном режиме. Во время второго – впервые в космосе находились три корабля одновременно. Во время третьего – первый раз космонавты осуществили стыковку пилотируемого корабля с космической станцией, «Салют-1». | 15.01.1969 – 17.01.1969, КК «Союз-5»/ КК «Союз-4». 13.10.1969 – 18.10.1969, 22.04.1971 – 24.04.1971, |
16 | 37 | Хрунов Евгений Васильевич (10.09.1933 – 19.05.2000) – родился в небольшом селе Тульской области. Мечтал с девяти лет стать летчиком, однако окончил техникум – «механик по тракторам». Во время службы летчиком успешно прошел медкомиссию. Стал вторым космонавтом СССР, совершившим выход в открытое пространство. | 15.01.1969 – 17.01.1969, КК «Союз-5». Позывной: «Байкал-3», «Амур-3». |
17 | 39 | Шонин Георгий Степанович (03.08.1935 – 06.04.1997) – родился в Луганской области, УССР. Член первого советского отряда космонавтов, наряду с Гагариным, Леоновым и другими. | 11.10.1969 – 16.10.1969, КК «Союз-6». Позывной: «Антей-1». |
18 | 40 | Кубасов Валерий Николаевич (07.01.1935 – 19.02.2014) – был рожден в семье служащего, Владимирская область, РСФСР. Завершил обучение в МАИ, после чего работал в ОКБ-1. Во время первого полета в космос впервые были проведены сварочные работы. Во время второго – выполнена первая международная стыковка «Союз-Аполлон». | 11.10.1969 – 16.10.1969, КК «Союз-6». Позывной: «Антей-2».15.07.1975 – 21.07. 1975, КК «Союз-19». Позывной: «Союз -2».26.05.1980 – 03.06.1980, КК «Союз-36». Позывной: «Орион-1». |
19 | 41 | Филипченко Анатолий Васильевич (26.02.1928) – родился в Воронежской области, РСФСР. После школы стал учеником токаря. Спустя время окончил спецшколу ВВС, после – Харьковский ВАУЛ. Служил в РСФСР, УССР и Румынии. | 12.10.1969 – 17.10.1969, КК «Союз-7». Позывной: «Буран-1».02.12.1974 – 08.12.1974, КК «Союз-16». Позывной: «Буран-1». |
20 | 42 | Волков Владислав Николаевич (23.11.1935 – 30.06.1971) – москвич. После окончания МАИ, работал в ОКБ-1. Принимал участие в разработке различной космической техники, в т.ч. КК «Восток» и КК «Восход». Погиб во время приземления спускаемого аппарата «Союз-11», в результате его преждевременной разгерметизации. | 12.10.1969 – 17.10.1969, КК «Союз-7». Позывной: «Буран-2».06.06.1971 – 29.06.1971, КК «Союз-11». Позывной: «Янтарь-2». |
21 | 43 | Горбатко Виктор Васильевич (03.12.1934) – уроженец Краснодарского края. Окончил авиационную школу Днепропетровской области. Принял участие в шахматной партии «Земля-Космос», играл на стороне «представителей Земли». Является президентом Союза филателистов РФ. | 12.10.1969 – 17.10.1969, КК «Союз-7». Позывной: «Буран-3».07.02.1977 – 25.02.1977, КК «Союз-24». Позывной: «Терек-1». |
22 | 47 | Севастьянов Виталий Иванович (08.06.1935 – 05.04.2010) – уроженец Свердловской области. Медалист, позже — выпускник МАИ, кандидат технических наук. В шахматной партии «Космос-Земля» выступал в качестве «представителя Космоса». Третий полет Севастьянова проходил в рамках советско-вьетнамской экспедиции. | 01.06.1970-18.06.1970, КК «Союз-9». Позывной: «Сокол-2».24.05.1975-26.07.1975, КК «Союз-18». Позывной: «Кавказ-2». |
23 | 51 | Рукавишников Николай Николаевич (18.09.1932 – 19.10.2002) – был рожден в г. Томск, РСФСР. Инженер физик. Занимался разработкой ЭВМ «Урал», а также различными системами управления и защитой для реакторов АЭС. Позже – разрабатывал технику в ОКБ-1. Во время третьего полета произошла поломка главного двигателя и космонавт Рукавишников стал первым человеком, который вручную выполнил посадку, при этом находясь в аварийном режиме. | 23.04.1971 – 25.04.1971, КК «Союз-10». Позывной: «Гранит-3».02.12.1974 – 08.12.1971, КК «Союз-16». Позывной: «Буран -2».10.04.1979 – 12.04.1979, КК «Союз-33». Позывной: «Сатурн-1». |
24 | 52 | Добровольский Георгий Тимофеевич (01.06.1928 – 30.06.1971) – одессит. Погиб во время разгерметизации спускаемого аппарата космического корабля «Союз-11». | 06.06.1971 – 29.06.1971, КК «Союз-11». Позывной: «Янтарь-1». |
25 | 53 | Пацаев Виктор Иванович (19.06.1933 — 30.06.1971) – родился в КССР. Стал первым астрономом, работавшим в космосе. Вместе с экипажем «Союз-11» трагически погиб во время посадки. | 06.06.1971 – 29.06.1971, КК «Союз-11». Позывной: «Янтарь-1». |
26 | 64 | Лазарев Василий Григорьевич (23.02.1928 – 31.12.1990) – уроженец Алтайского Края. Военный медик. Во время второго космического полета не удалось выйти на околоземную орбиту по причине поломки ракеты-носителя. | 27.09.1973 – 29.02.1973, КК «Союз-12». Позывной: «Урал-1». |
27 | 65 | Макаров Олег Григорьевич (06.01.1933 – 28.05.2003) – родился в Калининской области. Окончил МВТУ Баумана, работал в ОКБ-1. Вместе с космонавтом Лазаревым провел суборбитальный полет из-за неполадок ракеты-носителя. | 27.09.1973 – 29.02.1973, КК «Союз-12». Позывной: «Урал-2».10.01.1978 – 16.01.1978, КК «Союз-12». Позывной: «Памир-2».27.11.1980 – 10.12.1980, ТК «Союз Т-3». Позывной: «Маяк-2». |
28 | 69 | Климук Петр Ильич (10.07.1942) – родился в Брестском районе БССР. Окончил Черниговское ВАУЛ, позже ВВА Гагарина. Летчик-истребитель, доктор технических наук. | 18.12.1973 — 26.12.1973, КК «Союз-13». Позывной: «Кавказ-1».24.05.1975 — 26.07.1975, КК «Союз-18». Позывной: «Кавказ-1».27.06.1978 — 05.07.1978, КК «Союз-30». Позывной: «Кавказ-1». |
29 | 70 | Лебедев Валентин Витальевич (14.04.1942) – уроженец Московской области. Выпускник МАИ, работал ЦКБЭМ. В 2000-м году стал первый космонавтом, которого избрали в качестве члена-корреспондентом РАН. | 18.12.1973 — 26.12.1973, КК «Союз-13». Позывной: «Кавказ-2».13.05.1982 — 10.12.1982, ТК «Союз Т-5». Позывной: «Эльбрус-2». |
30 | 71 | Артюхин Юрий Петрович (22.06.1930 – 04.08.1998) – родился в Московской области. Военный летчик. Был почетным охотником В Украине, и почетным членом Российской ассоциации рыболовов и охотников. | 03.07.1974 — 03.07.1974, КК «Союз-14». Позывной: «Беркут-1». |
31 | 72 | Сарафанов Геннадий Васильевич (01.01.1942 – 29.09.2005) – уроженец Саратовской области. Окончил Балашовское ВВАУЛ. Кандидат технических наук. | 26.08.1974 — 28.08.1974, КК «Союз-15». Позывной: «Дунай-1». |
32 | 73 | Демин Лев Степанович (11.01.1926 – 18.12.1998) – москвич, выпускник столичной спецшколы ВВС, позднее – ВВИА Жуковского, где работал радиоинженером. | 26.08.1974 — 28.08.1974, КК «Союз-15». Позывной: «Дунай-2». |
33 | 74 | Губарев Алексей Александрович (29.03.1931 – 21.02.2015) – Куйбышевская область, РСФСР. Военный летчик, принимал участие в подготовке к боевым действиям, протекающим в Корее. Доктор технических наук и дважды Герой СССР. | 11.01.1975 — 09.02.1975, КК «Союз-17». Позывной: «Зенит-1».02.03.1978 — 10.03.1978, КК «Союз-28». Позывной: «Зенит-1». |
34 | 75 | Гречко Георгий Михайлович (25.05.1931) – родился в Ленинграде. С отличием завершил образование в Ленинградском Военмехе, после чего работал техником в ОКБ-1. Доктор физико-математических наук. | 11.01.1975 — 09.02.1975, КК «Союз-17». Позывной: «Зенит-2».10.12.1977 — 16.03.1978, КК «Союз-26». Позывной: «Таймыр-2».17.09.1985 — 26.09.1985, КК «Союз-Т-14» / КК «Союз-Т-13». Позывной: «Чегет-2». |
35 | 78 | Жолобов Виталий Михайлович (18.06.1937) – родился в Херсонской области, УССР. Получив квалификацию инженер-электрик и отслужив в авиационной части, устроился на работу в ЦПК. Ныне Виталий Михайлович – президент украинского Аэрокосмического товарищества | 06.07.1976 — 24.08.1976, КК «Союз-21». Позывной: «Байкал-2». |
36 | 79 | Аксенов Владимир Викторович (01.02.1935) – Касимовский район, Рязанская область. Выпускник машиностроительного техникума г. Мытищин, авиационной школы г. Кременчег. Работал инструктором в ЦКБЭМ (ОКБ-1), позже – инженером. | 15.09.1976 — 23.09.1976, КК «Союз-22». Позывной: «Ястреб -2».05.06.1980-09.06.1980, ТК «Союз Т-2». Позывной: «Юпитер -2». |
37 | 80 | Зудов Вячеслав Дмитриевич (08.01.1942) – уроженец Горьковской области, РСФСР. Окончил Балашевское ВВАУЛ. | 14.10.1976 — 16. 10.1976, КК «Союз-23». Позывной: «Родон-1». |
38 | 81 | Рождественский Валерий Ильич (13.02.1939 – 31.08.2011) – родился в Ленинграде. Военный инженер-кораблестроитель. Был командиром группы водолазов на судне аварийно-спасательной службы. | 14.10.1976 — 16. 10.1976, КК «Союз-23». Позывной: «Родон-2». |
39 | 82 | Глазков Юрий Николаевич (02.10.1939 – 09.12.2008) – москвич. Выпускник Харьковского ВВАИУ, служил в управлении ракетного вооружения. Профессор МАТИ. | 07.02.1977 – 25.02.1977, КК «Союз-24». Позывной: «Терек-2». |
40 | 83 | Коваленок Владимир Васильевич (03.03.1942) – родился в Минской области БССР. Выпускник Балашовское ВВАУЛ, а также ВВА им. Гагарина. Доктор военных наук. Ныне президент Российской Федерации космонавтики. | 09.10.1977 – 11.10.1977, КК «Союз-25».15.06.1978 – 02.11.1978, КК «Союз-29» / КК «Союз-31».12.03.1981 – 26.05.1981, ТК «Союз Т-4».Позывной: «Фотон-1». |
41 | 84 | Рюмин Валерий Викторович (16.08.1939) – был рожден в Хабаровском краю, РСФСР. Окончил механический техникум г. Калининград, а также МЛТИ – инженер-электрик. Был стажером токаря на базе при ОКБ-1, позже инженером. Женат на советской космонавтке Елене Кондаковой. | 09.10.1977 – 11.10.1977, КК «Союз-25». Позывной: «Фотон-2».25.02.1979 – 19.08.1979, КК «Союз-32» / КК «Союз-34». Позывной: «Протон-2».09.04.1980 – 11.10.1980, КК «Союз-35» / КК «Союз-37». Позывной: «Днепр-2».02.06.1998 – 12.06.1998, MTKK «Discovery STS-91». |
42 | 85 | Романенко Юрий Викторович (01.08.1944) – уроженец Оренбургской области. Выпускник Черниговское ВВАУЛ, а также ВВА Гагарина. Служил в качестве летчика-инструктора. Герой ЧССР, дважды – СССР, республики Кубы и Сирийской Арабской Республики | 10.12.1977 – 16.03.1977, КК «Союз-26» / КК «Союз-27». Позывной: «Таймыр-2».18.09.1980 – 26.09.1980, КК «Союз-38». Позывной: «Таймыр-1».05.02.1987 – 29.12.1987, КК «Союз ТМ-2» / ТК «Союз ТМ-3». Позывной: «Таймыр-2». |
43 | 86 | Джанибеков Владимир Александрович (13.05.1942) – родился в КССР. Выпускник-отличник Ейского ВВАУЛ. Служил летчиком-инструктором. Пятый полет космонавта Джанибекова считаемся технически самым сложным в истории советской космонавтики. Цель миссии – ремонт и восстановление работы орбитального комплекса «Салют-7». | 10.01.1978 – 16.01.1978, КК «Союз-27». / КК «Союз-26».22.03.1981 – 30.03.1981, КК «Союз-39».24.06.1982 – 02.07.1982, ТК «Союз Т-6».17.07.1984 – 29.07.1984, КК «Союз T-12».06.06.1985 – 26.09.1985, КК «Союз T-13».Позывной: «Памир-1». |
44 | 88 | Иванченков Александр Сергеевич (28.09.1940) – был рожден в Московской области. Выпускник МАИ, техник, а после – инженер ОКБ-1. | 15.06.1978 – 02.11.1978, КК «Союз-29» / КК «Союз-31». Позывной: «Фотон-2».24.06.1982 – 02.07.1982, ТК «Союз Т-6». Позывной: «Памир-2». |
45 | 91 | Ляхов Владимир Афанасьевич (20.07.1941) – Луганская область, УССР. Окончил Харьковское ВВАУЛ и ВВА им. Гагарина. Служил летчиком. Первый полет космонавта Ляхова был самым продолжительным на то время. | 25.02.1979 – 19.08.1979, КК «Союз-32».27.06.1982 – 23.11.1983, ТК «Союз Т-9».29.08.1988 – 07.09.1988, ТК «Союз ТМ-6».Позывной: «Протон-1». |
46 | 93 | Попов Леонид Иванович (31.08.1945) – родился в Кировоградской области, УССР. Выпускник Черниговского ВВАУЛ, заочно – ВВА им. Гагарина. Летчик-истребитель. | 09.04.1980 – 11.10.1980, КК «Союз-35» / ТК «Союз-37».14.05.1981 – 22.05.1981, КК «Союз-40».19.08.1982 – 27.08.1982, ТК «Союз Т-7» / ТК «Союз Т-5».Позывной: «Днепр-1». |
47 | 95 | Малышев Юрий Васильевич (27.08.1941 – 08.11.1999) – Волгоградская область. Завершил образование в Чугуевском ВВАУЛ и заочно окончил ВВА им. Гагарина. Несколько лет служил летчиком. | 05.06.1980 — 09.06.1980, ТК «Союз Т-2».03.04.1984 — 11.04.1984, ТК «Союз Т-11».Позывной: «Юпитер -1». |
48 | 98 | Кизим Леонид Денисович (05.08.1941 – 13.06.2010) — уроженец Донецкой области, УССР. Выпускник Черниговского ВВАУЛ, служил в полку истребителей-бомбардировщиков. | 27.11.1980 – 10.12.1980, ТК «Союз Т-3».08.02.1984 – 02.10.1980, КК «Союз Т-10» / КК «Союз Т-11».13.03.1986 – 16.07.1986, ТК «Союз Т-15».Позывной: «Маяк-1». |
49 | 99 | Стрекалов Геннадий Михайлович (28.10.1940 – 25.12.2004) – родился в г. Мытищи, Московская область. Окончил МВТУ им. Баумана, инженер-механик. Участвовал в производстве космических аппаратов на ОКБ-1, в т.ч. в создании корпуса для 1-го искусственного спутника. | 27.11.1980 – 10.12.1980, ТК «Союз Т-3». Позывной: «Маяк-3».20.04.1983 – 23.04.1983, ТК «Союз Т-8». Позывной: «Океан-2».03.04.1984 – 11.04.1983, КК «Союз Т-11» / КК «Союз-Т-10». Позывной: «Юпитер-2».01.08.1990 – 10.12.1990, ТК «Союз ТМ-10». Позывной: «Вулкан-2».14.03.1995 – 07.08.1995, КК «Союз ТМ-21» / МПКК «Atlantis STS-71». |
50 | 100 | Савиных Виктор Петрович (07.03.1940) – был рожден в Кировской области, РСФСР. Окончил МИИГАиК. Разрабатывал различные оптические приборы для космических станций и кораблей. Профессор НПИ, бывший ректор и нынешний и президент МИИГАиК. | 12.03.1981 – 26.05.1981, ТК «Союз Т-4». Позывной: «Фотон-2».06.06.1985 – 26.09.1985, КК «Союз T-13». Позывной: «Памир-2».07.06.1988 – 17.06.1988, КК «Союз TМ-5». Позывной: «Родник-2». |
51 | 107 | Березовой Анатолий Николаевич (11.04.1942 – 20.09.2014) – уроженец Краснодарского края. Окончил Качинское ВВАУЛ, где служил летчиком-инструктором. | 13.05.1982 — 10.12.1982, ТК «Союз Т-5». Позывной: «Эльбрус-1». |
52 | 110 | Cеребров Александр Александрович (15.02.1944 – 12.11.2013) – москвич, выпускник МФТИ, инженер-физик. Защитил диссертацию кандидата технических наук, связанную с техническими аспектами полета космического корабля. | 19.08.1982 – 27.08.1982, ТК «Союз Т-7». Позывной: «Днепр-2».20.04.1983 – 23.04.1983, ТК «Союз Т-8». Позывной: «Океан-3».06.09.1989 – 19.02.1990, КК «Союз ТМ-8». Позывной: «Витязь-2».01.07.1993 – 14.01.1994, КК «Союз ТМ-17» Позывной: «Сириус-2». |
53 | 111 | Савицкая Светлана Евгеньевна (08.08.1948) – москвичка. Окончила МАИ и ЛИИ. Вторая женщина в мире, которая совершила полет в космос. За все время существования Советского Союза — единственная женщина, ставшая дважды Героем СССР. Кандидат технических наук. | 19.08.1982 – 27.08.1982, ТК «Союз Т-7». Позывной: «Днепр-2».17.07.1984 – 29.07.1984, ТК «Союз Т-12». Позывной: «Памир-2». |
54 | 118 | Титов Владимир Георгиевич (01.01.1947) – родился в Читинской области, РСФСР. Выпускник Черниговского ВВАУЛ. Окончил с отличием ВВАМ им. Гагарина. Второй по счету полет космонавта не состоялся по причине выхода из строя ракеты-носителя. Поставил мировой рекорд пребывания в космосе — 365 суток 22 часа 39 минут. | 20.04.1983 – 23.04.1983, ТК «Союз Т-8». Позывной: «Океан-1».21.12.1987 – 21.12.1988, ТК «Союз ТМ-4». Позывной: «Океан-1».03.02.1987 – 11.02.1995, МТКК «Discovery STS-63».26.09.1997 – 06.10.1997, МТКК «Atlantis STS-86». |
55 | 123 | Александров Александр Павлович (20.02.1943) – был рожден в Москве. Выпускник МВТУ, работал техником, позже – инженером, на предприятии ОКБ-1. | 27.06.1982 – 23.11.1983, ТК «Союз Т-9». Позывной — «Протон-2».22.07.1987 – 29.12.1987, ТК «Союз ТМ-3». Позывной — «Протон-2». |
56 | 136 | Соловьёв Владимир Алексеевич (11.11.1946) – москвич. Инженер-механик, выпускник МГТУ. Помимо деятельности в роли космонавта, сделал значительный вклад в космонавтику как ученый и конструктор. Профессор МГТУ и член-корреспондент РАН. | 08.02.1984 – 02.10.1980, ТК «Союз Т-10».13.03.1986 – 16.07.1986, ТК «Союз Т-15».Позывной: «Маяк-2». |
57 | 137 | Атьков Олег Юрьевич (09.05.1949) – родился в Куйбышевской области, ныне – Самарская. Доктор медицинских наук, а также профессор кардиологии в РНИМУ. | 08.02.1984 – 02.10.1980, ТК «Союз Т-10». Позывной: «Маяк-3». |
58 | 143 | Волк Игорь Петрович (12.04.1937) – уроженец Харьковской области, УССР. Выпускник ЛИИ и МАИ. Опытный летчик-испытатель. С 1965-го года летал на всех типах советских самолетов. | 17.07.1984 – 29.07.1984, ТК «Союз Т-12». Позывной: «Памир-3». |
59 | 182 | Васютин Владимир Владимирович (08.03.1952 – 19.07.2002) – харьковчанин, УССР. Выпускник Харьковского ВВАУЛ. Профессор, а также доктор военных наук. | 17.09.1985 — 21.11.1985, КК «Союз-Т-14». Позывной: «Чегет-1». |
60 | 183 | Волков Александр Александрович (27.06.1948) – родился в г. Горловка, Донецкая обл. Окончил Харьковское ВВАУЛ, где позже служил летчиком-инструктором. Сын Александра Александровича, Сергей Волков, — тоже космонавт. | 17.09.1985 — 26.09.1985, КК «Союз-Т-14». Позывной: «Чегет-3».26.11.1988 — 27.04.1989, КК «Союз-ТМ-7». Позывной: «Донбасс-1».02.10.1991 — 25.03.1992, КК «Союз-ТМ-13». Позывной: «Донбасс-1». |
61 | 203 | Лавейкин Александр Иванович (21.04.1951) – москвич, выпускник МВТУ. Был инженером в ЦКБЭМ. | 06.02.1987 – 30.07.1987, КК «Союз ТМ-2». Позывной: «Таймыр-2». |
62 | 204 | Викторенко Александр Степанович (29.03.1947) – родился в Северо-Казахстанской области, КССР. С отличием завершил обучение в Оренбургском ВВАУЛ. Служил в авиационном полку. | 22.07.1987 – 30.07.1987, ТК «Союз ТМ-3».06.09.1989 – 19.02.1990, КК «Союз ТМ-8».17.03.1992 – 10.08.1992, КК «Союз ТМ-14».03.10.1992 – 22.03.1995, КК «Союз ТМ-20».Позывной — «Витязь-1». |
63 | 206 | Муса Хираманович Манаров (22.03.1951) – родился в Баку, АССР. Выпускник МАИ, радиоинженер. Работал в должности инженера в НПО «Энергия». | 21.12.1987 – 21.12.1988, КК «Союз ТМ-4». Позывной: «Океан-2».02.12.1990 – 26.05.1991, КК «Союз ТМ-11». Позывной: «Дербент-2». |
64 | 207 | Левченко Анатолий Семёнович (21.05.1941 – 06.08.1988) – Харьковская область, УССР. Выпускник ЛИИ и опытный летчик. Проводил испытания истребителей для улучшения их характеристик. | 21.12.1987 – 29.12.1987, ТК «Союз ТМ-3». Позывной — «Протон-3». |
65 | 208 | Соловьев Анатолий Яковлевич (16.01.1948) – родился в Риге, ЛССР. Окончил Черниговское ВВАУЛ, военный летчик-инженер. Держит рекорд по количеству выходов в космос (16 раз) и общему числу часов нахождения за бортом космического корабля – 82 часа 21 минуту. | 07.06.1988 – 17.06.1988, КК «Союз ТМ-5».11.02.1990 – 09.08.1990, ТК «Союз ТМ-9».27.07.1992 – 01.02.1993, ТК «Союз ТМ-15».27.06.1995 – 11.09.1995, МПКК «Atlantis SТS-71».05.08.1997 – 19.02.1998, МПКК «Atlantis SТS-71».Позывной — «Родник-1». |
66 | 210 | Поляков Валерий Владимирович (27.04.1942) – родился в Туле. Окончил Московский Медин, врач. Доктор медицинских наук, а также профессор ИМБП РАН. Опубликовал более 50-ти научных работ на тему медицины и космической медицины. | 29.08.1988 – 27.04.1989, КК «Союз ТМ-6».08.01.1994 – 22.03.1995, КК «Союз ТМ-18». |
67 | 212 | Крикалев Сергей Константинович (27.08.1958) – родился в Ленинграде. Окончил с отличием Военмех в сфере проектирования и разработки летательных аппаратов. Работал инженером в НПО «Энергия». На момент последнего полета стал рекордсменом по общему времени нахождения в космосе — 803 дня. | 26.11.1988 — 27.04.1989, ТК «Союз-ТМ-7»/ ТК «Союз ТМ-13». Позывной: «Донбасс-2».18.05.1991 — 25.03.1992, КК «Союз-ТМ-12».03.02.1994 — 11.02.1994, МПКК «Discovery STS-60».04.12.1998 — 16.12.1998, МПКК «Endeavour STS-88».31.10.2000 — 21.03.2001, КК «Союз ТМ-31» / МПКК «Discovery STS-102».15.04.2005 — 11.10.2005, КК «Союз ТМА-6» |
68 | 229 | Баландин Александр Николаевич (30.07.1953) – уроженец Московской области. Получил образование в МВТУ, инженер-механик. | 11.02.1990 – 09.08.1990, ТК «Союз ТМ-9». Позывной — «Родник-2» |
69 | 232 | Манаков Геннадий Михайлович (01.06.1950) – родился в Оренбургской области, РСФСР. С отличием окончил Армавирское ВВАУЛ, выпускник МАИ. Опытный летчик-испытатель. | 01.08.1990 – 10.12.1990, ТК «Союз ТМ-10».24.01.1990 – 22.07.1993, ТК «Союз ТМ-16».Позывной: «Вулкан-1». |
70 | 241 | Афанасьев Виктор Михайлович (31.12.1948) – родился в Брянске, РСФСР. Курсант Качинского ВВАУЛ, окончил Ахтубинский филиал МАИ. Опытный военный летчик и летчик-испытатель. | 02.12.1990 – 26.05.1991, КК «Союз ТМ-11».08.01.1994 – 09.08.1994, КК «Союз ТМ-18».20.02.1999 – 28.08.1999, ТК «Союз ТМ-29».21.10.2001 – 31.10. 2001, ТК «Союз ТМ-33».Позывной: «Дербент-1». |
71 | 251 | Арцебарский Анатолий Павлович (09.09.1956) – уроженец Днепропетровской области, РСФСР. Выпускник Ахтубинского филиала МАИ. Окончил Харьковское ВВАУЛ. | 18.05.1991 — 10.10.1991, КК «Союз-ТМ-12». Позывной: «Озон-1». |
72 | 259 | Аубакиров Токтар Онгарбаевич (27.07.1946) – родился в Карагандинской области, КССР. Последний космонавт Советского Союза и первый казахской национальности. Генерал-майор ВВС, опытный летчик-испытатель. | 02.10.1991 — 10.10.1991, ТК «Союз-ТМ-13» / ТК «Союз ТМ-12». Позывной: «Донбасс-1». |
Похожие статьи
Понравилась запись? Расскажи о ней друзьям!
Источник