Меню

Как ориентироваться по луне 2 класс

Ориентирование по луне

Ночью, когда с небосвода уже скрылось солнце, а облачность не позволяет сориентироваться по полярной звезде , воспользуйтесь луной.

Пусть этот метод не идеален сточки зрения точности, но порой и он может пригодится. В полнолунию наше ночное светило противоположно солнцу. В полночь оно стоит на юге (как солнце в полдень), в 19 часов оно находится на востоке, а к семи висит на западе. Значит по ней можно ориентироваться точно также, как и по часам и солнцу, этот метод мы описали ранее .

Однако не всегда луна полная и тут уже действуют несколько иные правила. Для начало определим какая перед нами луна. Растущую луну определить также просто, как и убывающую, просто подставьте палец к острым краям полумесяца (ну или мысленно проведите линию), если после этого действия словно образуется буква «Р» значит луна растёт, а если «Р» не выходит и без линии видна буква «С» — луна стареет, убывает.

Затем, мысленно разметьте диаметр луны на 12 равных частей, и подсчитайте сколько из них приходится на освещённую часть луны, то есть на сам серп. При убывающей сложите занимаемое число частей (занятых серпом) со временем (часом) наблюдения, а при растущей — вычитайте. Получившиеся число соответствует часу, при котором в направлении Луны находится Солнце.

Далее следует направить на лунный месяц то место на циферблате , которое мы подсчитали . То есть используем луну как Солнце , и далее действуем как уже было описано ранее в методе ориентирование с помощью часов и солнца .

Источник

Как ориентироваться по луне

Неприятно и страшно сбиться с дороги, да еще ночью. Предстоит сделать выбор – продолжать движение или остаться на месте, ждать помощи. Если поблизости нет никого, кто укажет путь важно не паниковать, а самостоятельно определить свое местонахождение. Главной целью является определение стороны горизонта, несмотря на погоду и местность. В этом поможет Луна – холодное небесное светило, направившая на путь не одного путешественника, где бы он ни был: на суше, на воде, в воздухе.

Базовые знания

Для ночного ориентирования нужно немного: наличие самого спутника (иногда небо плотно затянуто тучами), умение считать до 12, или хотя бы до 6, и знание пары букв. А если серьезно: нужно точно знать, в какой фазе находится Луна, чтобы определить стороны света. Латинское слово «oriens» лежит в корне понятия «ориентирование» и обозначает «восток», то есть, нужно разобраться, где расположено нужное направление.

Издавна придуман простой метод выяснить, растет, или стареет светило: представить, что условной палочкой соединяются края серпа. Знающие азбуку увидят или букву «С», или «Р» и соотнесут слова «с — старая», «р – растущая».

Оценку возраста проводят так:

  1. Сопоставляют ее внешний вид с рисунком, на котором указано положение терминатора (линии, разделяющей светлый и темный части с интервалом в 1 сутки). После полнолуния пользуются этим же рисунком, но в перевернутом виде.
  2. Понятно, что ни один путешественников не будет носить с собой изображение. Но разделить поперечную центральную линию на 12 (или на 6) частей сможет каждый.

Существует несколько методов ориентирования на местности по Луне:

  • не используя никаких приборов, применить знания о месторасположении светила в зависимости от фазы, времени суток;
  • по Луне и часам;
  • по Луне и звездам.

Обратите внимание! Эти способы не считаются безупречными, но основное направление указать помогут.

Способы ориентирования по Луне без приборов

Если у путешественника на данный момент нет компаса или телефона с функцией GPS, вспоминают школьный курс астрономии. Известно, что земной спутник появляется на небосводе в определенное время в определенном месте.

Итак, четыре главных фазы:

  • новолуние;
  • первая четверть;
  • полнолуние;
  • последняя четверть.

Относительно времени суток сторону горизонта по месяцу определяют по таблице:

Время/Фаза 7 вечера 01 ночи 7 утра
Новолуние Не видна
Первая четверть Юг Запад
Молодой растущий месяц Юго-запад Запад
Полнолуние Восток Юг Запад
Старый убывающий Восток Юг
Последняя четверть Восток Юг

Такой способ ориентирования по Луне применяется также в районах магнитных аномалий.

Определение сторон горизонта по Луне и часам

Легче определить стороны горизонта по спутнику, имея механические часы. Полная Луна – это отражение Солнца. По сравнению с ним разница состоит 12 часов. Если наблюдается полнолуние, стороны света определяют так же, как и по Солнцу, а именно:

  • в 7 утра Солнце находится на востоке; спутник Земли на западе;
  • в полдень, в 13 часов, Солнце с южной стороны, Луна на северной стороне;
  • в 19 часов Солнце на западе, Луна на востоке.

Рассмотрим на примере. Полнолуние, 2 часа ночи. Становятся лицом к светилу. Кладут часы на ладонь горизонтально. Часовую стрелку направляют на месяц. Между часовой стрелкой и цифрой 1 образовался угол – делят его пополам. Воображаемая линия раздела указывает на юг.

Промежуточные фазы спутника потребуют чуть больше времени. При растущем диске засекают время, определяют, сколько из 6 частей видно в поперечнике серпа, вычитают полученное число из часа наблюдения.

Например, видно 3/6 диска, на часах 2 часа ночи. Отсчитывают 3 часа назад, получается 11. Стают цифрой 11 в направлении Луны. Получившийся угол между 11 и 1 делят пополам.

Читайте также:  Кольцо вокруг луны звезда

Значения углов

Фазы Луны определяются ее угловым положением относительно оси Земля-Солнце.

Самое главное в расчетах – правильно определить полдень. От точности этого значения будут зависеть углы, указывающие направление на север или юг. Часовая стрелка и воображаемая линия истинного полдня образуют угол, разделив который пополам, получают направление. Значение углов между отрезками на часах прямопорционально положению относительно Солнца. Ошибка в градусах – это расстояние в градусах долготы до меридиана, где находится путешественник.

Определяя полдень, говорят о 12 часах дня. Но если в стране введено летнее время, то зимой это 13 часов. В дневное время высчитывают истинный полдень, наблюдая за тенью с 11 до 14 часов. Самая короткая тень укажет точное время, на которое нужно будет ориентироваться ночью.

Погрешности метода

Отклонение в расчетах ориентирования по месяцу может составлять 10⁰-15⁰. Опытные следопыты, путешественники советуют делать повторные замеры каждые полчаса, если нужно – корректировать направление, чтобы ориентирование ночью было результативным.

Чем севернее местность, тем точнее результат. Летом в южных областях погрешность может быть равна ¼ (25%). Осень и весна гарантируют почти точное определение.

Ориентирование по Луне и звездам

Надежность метода высокая, погрешность – низкая. Искать направление по звездам – это оправданный способ, если небо чистое, не затянуто тучами, или хоть изредка выглядывает месяц.

  1. Ковш Большой Медведицы узнают все. Присматриваются к крайней звезде ковша и соединяют ее со звездой на другой стороне. Это расстояние обозначают условно «1 шаг», и, продолжая воображаемую линию, делают еще 5 шагов.
  2. Там, у изголовья рукоятки малого ковша, находится Полярная звезда. Ее яркое сияние всегда указывает северное направление.

Важно! В серпоподобной фазе Луны ориентируются на «рожки», которые соединяют воображаемой линией. Нижняя часть линии указывает на юг, верхняя – на север.

Убывающая Луна

Для ориентации относительно сторон света при убывающей Луне используют метод:

Например, часы показывают 4 часа ночи:

  1. Мысленно разделив диагональ на 6, смотрят, какую часть занимает светлая доля. Например, 2 из 6.
  2. Определяют: он растет или стареет (Р, С). Для дальнейших вычислений применяют еще один прием мнемотехники: Р – «разность», С – «сумма».
  3. Смотрят на часы, фиксируют время.

К 4 (время на часах) прибавляют 2 (осветленные части). Получается 6. Это обозначает, что в 6 часов в этом месте будет находиться Солнце:

  • берут часы, кладут в ладонь горизонтально, поворачиваются так, чтобы цифра 6 была направлена на Луну;
  • угол, образовавшийся от пересечения линий 1 и 6, делят пополам, получают южное направление.

Лучшим другом путешественника является внимательность. В дороге нужно замечать окружающие предметы, «фотографировать» местность. Но если все-таки случилось сбиться с дороги главное – не впадать в панику. Можно сделать привал, дождаться утра, поднять голову и смотреть на звезды. Они всегда готовы помочь.

Удалось ли Вам получить новую информацию? Поделитесь в комментариях!

Видео по теме

Автор статей, эксперт по выживанию и чрезвычайным ситуациям. Имею опыт работы в структурах МЧС. Люблю путешествия с палатками.

Источник

Открытый урок окружающего мира по теме «Спутник Земли – Луна». 2-й класс

Класс: 2

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: традиционная (с использованием ИКТ).

Цель урока: формирование представления о холодном небесном теле – Луне.

Задачи:

  1. Познакомить со спутником Земли – Луной, с её движением вокруг Земли, размерами и расстоянием от Земли, установить причину смены фаз Луны в течение месяца.
  2. Развивать наблюдательность, воображение и фантазию, умение строить сообщения в устной форме, находить ответ на заданный вопрос, умение принимать роль в учебном сотрудничестве.
  3. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, теллурий, иллюстрации с изображением Луны, презентация, таблица “Солнечная система”, учебник “Окр.мир” Н.Я.Дмитриева.

Ход урока

I. Орг.момент (слайд 1)

Прозвенел звонок
Начинается урок.
Чтоб природе другом стать
Тайны все ее узнать,
Все загадки разгадать
Учимся мы наблюдать.
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет все узнать, наша любознательность.

– Здравствуйте, ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и садитесь. Сейчас у нас урок окружающего мира.

II. Повторение пройденного

– Какую тему по окружающему миру мы проходим?

– С какими космическими объектами познакомились?

– Что узнали о солнце, планетах, звездах?

III. Тест

– Прежде чем перейти к изучению новой темы, мы с вами выполним тест, тем самым проверим насколько хорошо вы усвоили тему прошлого урока. (слайд 2-7)

  1. Планеты Солнечной системы изучают .

А) географы; Б) химики; В) астрономы; Г) физики.

Вокруг Солнца вращаются планеты. Их .

А) самая большая планета Солнечной системы;
Б) самая маленькая планета Солнечной системы;
В) самая близкая к Солнцу планета Солнечной системы.

Относительно Солнца планеты расположены так:

А) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран, Юпитер;
Б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Плутон, Сатурн, Юпитер, Уран;
В) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

  • Что такое Земля?
    А) звезда;
    Б) планета;
    В) пылающий шар. (Дети ответы показывают карточкой)
  • IV. Постановка темы и целей урока

    Все ли тайны Галактики мы открыли? Чтобы узнать тему урока, отгадаем загадки.

    1. Белые цветочки
      Вечером расцветают,
      А утром увядают.
    2. Искры небо прожигают,
      А до нас не долетают (метеориты)
    3. Вечером рассыпался горох,
      Утром встал – нет ничего
    4. Украшал ночную синь
      Серебристый апельсин
      А прошла неделька только-
      От него осталась долька
    5. Синенькая шубейка весь мир покрыла (небо)

    Отгадывая загадки, дети прикрепили на доску отгадки (звезды, луну, метеориты)

    Какое небо изобразили?

    Читайте также:  Мне показалось что луна

    Какие объекты мы видим ночью, а какие днем и ночью?

    – Я подготовила вам небольшой кроссворд. Давайте отгадаем его и посмотрим, какое ключевое слово у нас получится. (Слайд 8)

    1. Звезда, вокруг которой вращается Земля?
    2. Самая удаленная от Солнца планета?
    3. Небесное тело, вращающееся вокруг Солнца?
    4. Небесное тело, которое само светится?

    – Итак, какое получилось ключевое слово? (Луна)

    Значит о чем мы сегодня будем говорить? (о Луне)

    – Видели ли вы Луну?

    – Что вы о ней знаете?

    А все ли вы знаете о ней?

    – А хотите ли узнать больше? (да)

    – Ребята тема нашего урока называется “Спутник Земли – Луна” (слайд 9)

    – Давайте посмотрим, что мы должны узнать о ней в течении этого урока, (слайд 10)

    1. Луна — спутник Земли.
    2. Поверхность Луны.
    3. Лунные фазы.
    4. Изучение Луны человеком.

    – Вы будете настоящими исследователями, учеными-астрономами. Будете на основе научных фактов делать выводы.

    V. Изучение новой темы.

    – Вот мы с вами и на месте. Приступим к поиску ответов на наши вопросы?

    1. Луна – спутник Земли. (Слайд 11 )

    – Ребята, перед вами наша планета Земля и Луна. Что вы можете о них сказать?

    – Как вы думаете, каковы размеры Луны по сравнению с размерами Земли?

    – Прочитайте на с. 65, что сказано о размерах Луны.

    Луна меньше и легче Земли и притяжение меньше. Человек в 60 кг весит 10 кг. А сколько весить будете вы?

    Какое расстояние до Луны?

    – Расстояние до Луны примерно 400 тысяч километров. Это самое близкое к Земле космическое тело. Если бы это было возможно, человек смог дойти до Луны за 40 лет. Автомобиль добрался бы за полгода. Ракета достигнет Луны примерно за трое суток полёта.

    Используется таблица: на доске:

    Расстояние до Луны примерно 400 тысяч км.

    Человек – 40 лет

    Ракета – трое суток полёта.

    Решение шутливой задачки о том, как второклассник отправился на Луну. Сколько лет будет старичку, когда он вернётся обратно?

    (40л + 40л + 8л = 88л)

    – Оказывается, Земля и Луна, они как 2 брата, всегда неразлучны. Луна движется вокруг Земли, а вместе с Землей вокруг Солнца. Поэтому Луну называют спутником Земли.

    – Давайте чтобы это все лучше представить, рассмотрим движение Земли и Луны вокруг солнца при помощи теллурия.

    – Во время практической деятельности дети получают дополнительную информацию, опираясь на наблюдения и факты. (Луна обращена к Земле одной стороной, смена дня и ночи через 14 земных суток, температура + 130,– 170. Период оборота вокруг Земли – 1 месяц, за это время проходят сутки на луне . Отсутствие атмосферы, воздуха, ветра)

    – Вот мы увидели наглядно движение спутника Земли Луны.

    – Почему Луну называют спутником Земли? (ответы детей)

    2. Поверхность Луны.(слайд 13)

    – Что вы видите на изображении?

    – Посмотрите на поверхность Луны и скажите, какая она?

    – Рассмотрите фотографию Луны и послушайте стихотворение Джанни Родари., к-е расскажет нам ваш одноклассник … (рассказывает один ученик). Подумайте, что назвали лунными морями.

    У лунного моря
    Особый секрет, –
    На море оно не похоже.
    Воды в этом море ни капельки нет,
    И рыбы не водятся тоже.
    В волны его
    Невозможно нырнуть,
    Нельзя в нём плескаться,
    Нельзя утонуть.
    Купаться в том море
    Удобно лишь тем,
    Кто плавать
    Ещё не умеет совсем!

    (Учащиеся высказывают предположения:

    Скорее всего, это горы и впадины на поверхности Луны.)

    Поверхность Луны каменистая и очень неровная. Горы чередуются с равнинами, покрытыми пылью. На Луне много впадин, которые образовались от ударов метеоритов об ее поверхность.

    – Эти впадины называются кратерами или по другому их называют “лунными морями”.

    Давайте повторим хором это слово – кратер (хором).

    – Люди даже дали названия этим морям : Море Спокойствия, Море Дождей, океан Бурь.

    – Значит, что такое “лунные моря”? (кратеры, образованные в следствии падения метеоритов — камней упавших из космоса).

    Не зевай по сторонам,
    Ты сегодня космонавт!
    Начинаем тренировку,
    Чтобы сильным стать и ловким.
    Руки в стороны поставим,
    Правой левую достанем,
    А потом наоборот –

    Будет вправо поворот.
    Раз – хлопок, два – хлопок,
    Повернись ещё разок!
    Раз, два, три, четыре,
    Плечи выше, руки шире.
    Опускаем руки вниз
    И за парты вновь садись!

    – А сейчас, ребята, посмотрите сказку, которую мы с вашими одноклассниками подготовили для вас. Называется она “Почему у месяца нет платья?” И подумайте, почему ее так назвали? (инсценировка сказки двумя учениками)

    Заглянул Полумесяц к Портному,
    Не к небесному, а к земному.
    Сшей мне, мастер, нарядное платье,
    Буду по небу в праздник гулять я!

    Снял Портной с Полумесяца мерку.
    Приглашает его на примерку.
    Но всего лишь за несколько дней
    Вдвое сделался Месяц полней.
    И в плечах, и в груди ему тесно
    – Так поправился Месяц небесный!
    – Чуть не плачет с досады Портной:
    Что за бес подшутил надо мной!
    Ваша милость слегка пополнела
    Иль от стирки материя села,

    Я, по правде сказать, не пойму.
    Ладно! Новую примерку сниму.

    Вот проходят за сутками сутки,
    Не теряет Портной ни минутки.
    Ну, а Месяц – гуляка ночной
    – Стал тем временем полной Луной.
    Примеряет он тесное платье
    И, вздыхая, бормочет проклятья:
    Греховодник, мошенник, злодей!
    Постыдился бы добрых людей.
    За последние три дня и три ночи
    Платье стало тесней и короче!

    Ничего не ответил Портной,
    Где уж спорить Портному с Луной!
    Снял он мерку с заказчика снова:
    Будет к празднику платье готово.
    Швы у платья Портной распорол,
    Грудь расширил, надставил подол.
    Доработать осталось немножко,
    А уж Месяц стучится в окошко.
    Да не Месяц, а тоненький Серп
    – В это время он шёл на ущерб,
    – Не Луна, а всего половинка:
    Только рожки да круглая спинка.
    Весь затрясся от гнева Портной:
    Нет, довольно шутить надо мной!
    Угодить вам пытался я сдуру.
    Что ни день, вы меняли фигуру.
    То Вы делались круглым, как блин.
    То худым, точно этот аршин.
    Шить Вам платье — пустое занятье,
    Оставайтесь-ка лучше без платья!

    – Какую тайну раскрывает эта сказка? (слайд 14)

    – Почему же у месяца нет платья? (Луна бывает разная)

    – А вы знаете, от чего зависит разный вид Луны?

    – Разный вид Луны зависит от того, как она освещена невидимым нам ночью Солнцем. Вид Луны в течение месяца меняется, потому что она занимает разное положение относительно Солнца и Земли. Еще в древности люди заметили, что Луна все время меняет свою форму. Изменение формы Луны называется фазами. Они существуют только для нас, на Луне никаких фаз нет. То Луна похожа на круглую тарелку, то на серп, который назвали месяцем. Всему этому есть объяснение. Солнце – это пылающий шар. Оно испускает свет. А Луна не испускает света; она словно зеркало, отражает свет Солнца. Лучи Солнца освещают её только с одной стороны. Только эту освещенную сторону Луны и видно с Земли. По мере того как Луна движется вокруг Земли, Солнце освещает её по-разному. В зависимости от того, какая часть Луны освещена, мы видим на небе её то целиком, то половинкой, то узким серпиком. Если наблюдать за Луной, вы заметите, серп “молодой”, “растущей” Луны отличается от Луны “стареющей”. Для этого нужно соединить отрезком прямой линии кончики рожек и немного продлить вниз эту линию. У нас получится буква “Р”, т.е. первая буква слова “растущий”. Значит мы нарисовали молодую Луну. А “стареющий” серпик сам об этом говорит, потому что он похож на букву “С” – первую букву слова “стареющий”.

    4. Изучение человеком Луны (слайд 15)

    – Ребята, как вы думаете, мечтали ли люди побывать на Луне?

    – Люди издавна мечтали побывать на Луне. Настоящий штурм Луны начинается с 1959 года. В 1966 году станция “Луна-9” прилунилась и передала телевизионное изображение лунного ландшафта. В 1970 году станция “Луна-16” произвела бурение и доставила лунный грунт на Землю. Изучением Луны также занимались и другие страны.

    – А сейчас мы прочитаем о том, кому удалось побывать на Луне. Внимательно слушайте и запоминайте. ( один ученик читает)

    Карточка (читает ученик) В 1969 году американские астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин побывали на Луне. Им даже удалось поездить на лунном вездеходе. В 1970 году на поверхности Луны начал своё движение первый отечественный самоходный аппарат “Луноход – 1”. Множество кратеров на Луне вызвано падением метеоритов, т.к. у Луны нет атмосферы, в отличие от Земли. Из — за отсутствия атмосферы на поверхности Луны происходят резкие колебания температуры. На освещенной Солнцем поверхности она поднимается до +130 градусов, а ночью падает до – 160 градусов.

    – Как звали американских астронавтов побывавших на Луне? ( Нил Армстронг, Эдвин Олдрин)

    – Получили ли мы ответы на неизвестные ранее нам вопросы?

    VI. Закрепление изученного материала (слайд 16)

    – Что удалось выяснить учёным – астрономам в результате изучения Луны? (Учёные доказали, что на Луне нет воздуха, воды, а следовательно нет животных и растений и т.д.)

    VII. Итог

    – Получили ли мы ответы на неизвестные ранее нам вопросы?

    – Что нового узнали на уроке? (о том что Луна спутник Земли, о поверхности Луны, о фазах, о людях покоривших луну)

    Мы получили много научной информации. А можно ли любоваться Луной? И мы не одни, любовались Луной во все времена. Художники, писатели, композиторы посвятили Луне свои произведения.

    1. Послушайте отрывок из “Сказки о мёртвой царевне” А.С.Пушкина:

    Месяц, месяц, мой дружок,
    Позолоченный рожок!
    Ты встаёшь во тьме глубокой,
    Круглолицый, светлоокий,
    И, обычай твой любя,
    Звёзды смотрят на тебя.

    2. Л Бетховен “Лунная соната”. Во время музыки просмотр слайдов.

    Дом.зад. Подготовить сообщение о Луне от имени астронавта или ученого астронома.

    Источник

    Adblock
    detector