Как правильно построить падающую тень в рисунке?
Известно, что падающая тень повторяет форму предмета, который её отбрасывает. Но каждый, кто пробовал рисовать, наверное, наблюдал как форма тени искажается и не абсолютно точно повторяет контуры предмета. Так по каким правилам строится падающая тень и какие закономерности можно здесь выявить?
Построение падающих теней
Сначала рассмотрим это на примере простого геометрического тела — куба. На приведенных рисунках изображена схема построения падающей тени:
- Определяется источник света.
- Проводится перпендикуляр от источника света к плоскости, на которой стоит предмет.
- От точки на плоскости, куда упирается этот перпендикуляр проводим лучи в сторону предмета.
- От источника света проводятся воображаемые лучи, которые проходят через края предмета.
- Отмечаем точками места пересечения лучей на плоскости и лучей от источника света.
- Соединяем эти точки линией и получаем контур падающей тени.
Если обобщить вышесказанное и сказать проще, то нужно: во-первых, провести линии от источника света в пространстве; во-вторых, провести линии на плоскости от перпендикуляра. Места пересечения этих лучей и будут контуром падающей тени.
В рисунке куба такое построение теней относительно просто. Но как быть, если предмет у нас сложный? Например, ваза, дерево, автомобиль? Или еще «хуже» — человеческая фигура? Из своего опыта скажу, что падающие тени от таких сложных форм я всегда рисую приблизительно. Да и, наверное, большинство художников поступает аналогично. Однако, это приблизительное рисование, всё же основывается на вышеизложенном принципе. В уме, в воображении художника делается та же самая приблизительная проекция, и на её основе рисуется контур тени. Но чтобы так сделать, нужно знать ключевой принцип, который я изложил выше. На следующем рисунке Вы можете увидеть, как я приблизительно выстроил падающую тень от вазы. Делается всё очень примерно, но принцип соблюдается.
(Приблизительная проекция тени)
Как зависит форма тени от положения источника света
На следующих рисунках я хочу показать как влияет положение источника света на форму тени и на её направление:
Если лампа (или солнце) расположена прямо над предметом сверху, то падающая тень будет либо очень короткой, либо исчезнет совсем. Чем больше источник света смещён в сторону относительно предмета, тем длиннее будет тень. Лампа может находится прямо перед предметом или, наоборот, за ним. В этом случае, падающая тень станет либо удаляться от зрителя назад, либо будет приближаться к нему вперёд. Все эти «вытягивания» или «сжатия» теней скажутся на её форме. На приведённом рисунке я рисовал тени от шара. Но если проецировать падающую тень от человеческой фигуры, то её контур будет искажаться подобным же образом — то вытягиваться, то укорачиваться. Неважно от какого объекта мы рисуем тень. Принцип будет один и тот же.
Как меняется насыщенность тени и чёткость её контура
Есть закономерность, которую художник должен хорошо усвоить — чем дальше тень отбрасывается от предмета, тем она светлее. Чем ближе тень подходит к предмету от которого она падает, тем она темнее. Это изменение насыщенности может проявляться сильнее или слабее в зависимости от яркости света, размера тени, удаленности источника света. Но в любом случае, тень не будет «глухой». Она должна «дышать» или быть «прозрачной», что достигается изменением насыщенности. Если речь идёт об академическом рисунке, то следует избегать теней в виде сплошных тёмных пятен. Если речь идёт о чёрно-белой графике, то здесь, разумеется, тени могут быть и полностью чёрными, но это уже условное изображение, а не реалистическое.
Кроме этого, начинающим художникам ещё следует обратить внимание на чёткость контура тени. Чем более сфокусирован свет (электрическая лампа, солнечный свет в безоблачную погоду…), тем более чётким будет контур падающих теней. И, наоборот, чем более свет рассеян (свет в пасмурную погоду когда облачно), тем более размытым станет контур тени.
Заключение
Правильно спроецировать тень, определить как меняется её насыщенность и чёткость контура — это основные задачи, которые нужно держать в уме художнику, когда он рисует тени. Начинающим, поначалу, придётся всё это поэтапно воплощать в своём рисунке. Но, с каждым разом эти задачи станут даваться всё проще и проще. А с накоплением опыта, рисунок будет получаться уже на интуитивном уровне.
Источник
Свет и Тень — Часть 3
Завершенный взгляд на то, как работает свет, как формируются и вырисовываются тени, различные подходы к свету, и как определить, какой вид света лучше всего использовать для определенных сцен.
Перед вами продвинутый урок. Прежде чем приступить к чтению этого урока, не забудьте ознакомиться с первой и второй частью урока по Перспективе и Композиции.
ЧАСТЬ 1: ОСНОВЫ СВЕТА И ТЕНИ
Нет, мы не собираемся говорить о научном определении «что такое свет». Если вы не знаете, что это, воспользуйтесь Википедией. Мы собираемся говорить об основах света, применяемых к художественному материалу. Существует намного больше факторов, чем просто осветление и затемнение цвета, основанного на том, что вы СЧИТАЕТЕ источником света, и еще больше факторов, чем просто примитивный нарисованный образец затененного шара со стрелочками, указывающими на различия между видимым световым пятном и ободом тени. К концу данного урока вы будете смотреть на освещение уже совсем другими глазами. Или посмотрите на свою тень, когда вечером будете прогуливаться по улице и задумайся «Ну, разве это не чудесно?».
СВЕТ И ТЕНИ, АБСЦЕНЦИЯ И ТЕМНОТА
Очень важно на ранних стадиях понимать разницу между тенью и темнотой. Тень не обязательно является темнотой, т.к. тень может образовывать и там, где свет светит напрямую, и даже исчезать при очень сильном свете другого направления. Тень – это результат света, исходящего от определенного источника и перекрытого каким-либо объектом. Т.к. на тень не падает свет от источника, она получается темнее по контрасту с прилегающими объектами, на которые свет падает.
На этом фото-примере вы видите именно то, что можно увидеть, посмотрев на землю в солнечный день. Ваше тело блокирует свет от солнца, образуя, тем самым, фигуру позади вас намного темнее по сравнению с другими – освещенными – областями.
Т.к. тень является абсценцией света, исходящего от определенного источника, появляется возможность для проявления других, более рассеянных источников света в тени.
Фотография выше была затемнена специально, чтобы создать ощущение того, что на тень не падает никакой другой источник света, кроме солнца. Здесь, на этом неотредактированном примере, мы видим, что в пределах тени есть немного света. Это свет, испускаемый небом и отражающийся от земли. Этот свет от неба падает на всю поверхность фотографии, даже там, куда солнце светит напрямую. Тем не менее, учитывая исключительную яркость солнечного света, мы видим этот свет, падающий с неба, только в тех областях, где солнце перекрыто.
Свет добавочный. Когда свет смешивается с другим светом, он просто усиливается (становится ярче). И это очень важный момент, который был продемонстрирован на примерах выше. Единственная причина, почему мы видим тень, отбрасываемую от солнца, и не видим никаких других теней, отбрасываемых от других источников света, заключается в том, что солнечный свет превосходит их всех по своей силе. Если бы мы убрали солнце с фотографии как источник света, и единственное, что бы освещало нашу сцену, было небо, вся сцена стала бы такой же темной, как и сама тень.
Этот эффект можно разобрать на примерах ниже.
На каждом рисунке три треугольника представляют собой источники света, круг в центре – это объект.
На этом примере комната в полном мраке.
Ни один из источников света не включен.
Источники света и объект обведены белым, чтобы можно было распознать их местоположение.
Здесь включен один из источников света.
Обстановка в комнате проявилась благодаря рассеивающемуся на полу и стенах свету.
Это делает комнату темно-серой, а не черной, как было до этого.
Мы видим, что тень, отбрасываемая от столба, такая же темная, как и окружение в комнате.
Здесь мы видим, как включился второй источник света.
Этот второй источник освещает всю комнату еще больше.
Более того, угол этого источника света образует еще одну тень, отбрасываемую объектом.
Учитывая, что сила этого источника света равна силе первого источника, обе тени выглядят одинаково.
Наложение двух теней образует абсценцию света от обоих источников.
Эта абсценция такая же по темноте, как и окружение комнаты.
И в этом примере мы видим, что включился третий источник света, и он намного, намного ярче двух предыдущих. Обстановка в комнате стала значительно светлее и почти равна по яркости первому источнику света. Из-за крайней яркости третьего источника, тени ото предыдущих двух источников перекрылись. Таким образом, видимым остается только одна тень, образованная от третьего источника света.
То же самое происходит при таких источниках света, как солнце.
Отбрасываемая тень только выглядит темнее, потому что она контрастирует со светлыми областями в окружении.
Тень здесь все такая же темная, как и окружение в комнате, за исключением тех зон, где другие источники света пересекаются с тенью.
Выше вы видите фотографию, демонстрирующую все вышесказанное в реальной жизни.
На этом фото солнце расположено за пределами видимости камеры, его заметно лишь сквозь листву дерева.
Если солнце расположено перед нами, почему же тогда у дерева отсутствует большая часть тени? А также, почему моя тень, тень моего брата и столба, стоящего позади меня, наклонена НАВСТРЕЧУ солнцу, а не против него?
Развернув камеру, мы увидим, как солнце отражается в окнах позади нас. Этот отраженный свет светит прямо на тень дерева в примере на фото выше. Так как дерево перекрывает солнечный свет, то свет, отраженный от окон, «заливает» абсценцию, образуя второй набор теней, отбрасываемых от столба, моего брата и меня самого. Эти новые тени равны по своей темноте оригинальной тени дерева, образованного солнечным светом.
Эти две фотографии представлены не для того, чтобы показать, что вы должны попробовать нарисовать. Они показаны для того, чтобы вы поняли, что тень это не просто область, которая становится темнее, а лишь абсценция света, исходящего от определенного источника.
На предыдущей фотографии тень от дерева все же падает, даже не смотря на то, что мы ее не видим там, где стою я и мой брат. Если бы мы убрали дерево, (избавившись также от ее тени) наши тени, образованные от отражающегося света позади нас, не были бы уже видны, потому что в таком случае лучи солнечного света не были бы ничем преграждены.
Тень, падающая от объекта тень не является темной, только потому, что принято считать, что «тени темные». Тень становится темной в следующих случаях:
1. Объект перекрывает лучи света, исходящих от источника.
2. Лучи света, освещающие землю, не могут падать на область прямо позади объекта, т.к. он блокирует их путь.
3. Т.к. свет не может попасть на область позади объекта, в его абсценции появляется тень.
4. Эта тень является лишь абсценцией света, исходящего от источника. По окружению в комнате можно определить, насколько темной будет эта тень.
ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ СВЕТА
В мире вокруг нас свет исходит от разных объектов. Хотя вариантов того, откуда может исходить свет, уйма, существует всего четыре вида источников света, к которым можно отнести все виды света. Ниже приведен список этих видов источников и их характеристики. Примеры к каждому виду будут представлены в этом уроке по ходу. А пока, просто ознакомимся с ними.
ВСЕСТОРОННИЙ СВЕТ
Это источники света, которые непрерывно испускают свет во всех направлениях. Самый простой и самый распространенный пример всестороннего света – это лампа накаливания без каких-либо закрывающих поверхностей или предметов. Форма лампы накаливания позволяет рассеивать свет во всех направлениях, заполняя пространство этим светом. Интенсивность всестороннего света уменьшается тогда, когда объект находится вдали от источника. Уровень интенсивности света и расстояние его пути полностью зависят от вашего предпочтения. Исходя из того, что такой свет излучается во всех направлениях, тени, которые образуются при этом, меняют свой угол и размер, в зависимости от того, насколько близко или далеко объект находится от источника. Таким образом, почти во всех случаях, всесторонний свет является локальным источником света. Таким как лампа накаливания или костер.
ТОЧЕЧНЫЙ СВЕТ
Точечный свет – это такой источник света, который испускает лучевой поток света в определенном угловом диапазоне. Точечный свет очень похож на всесторонний, отличие заключается только в том, что выход точечного света строго ограничен. Фонарь, наверно, самый распространенный пример точечного света. Свет, который при этом излучается, легко контролируем, и направляется только туда, где он необходим. Тени, образованные от такого света, бывают разными, и зависят от расстояния от объекта до этого источника света. Таким образом, как и всесторонний свет, точечный свет является локальным. К другим примерам точечного света можно отнести фары машин, уличные фонари, вспышки камер, и, конечно же, настоящие точечные светильники и сценическое освещение!
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ СВЕТ
Параллельный свет, также известный под названием «удаленный свет», это такой источник света, который испускает световые лучи, имеющие одинаковое направление, то есть все световые лучи параллельны друг другу. Параллельные источники света обычно устанавливаются очень далеко, в большинстве случаев – за пределами линии горизонта. Это делает Солнце самым очевидным примером параллельного света на сегодняшний день. Его расстояние настолько велико, что даже, несмотря на то, что Солнце фактически является всесторонним источником света, к тому времени, пока его лучи достигнут нас, они все идут в одном направлении. Тени, образуемые при параллельном свете, всегда параллельны друг к другу, и всегда склонны иметь одинаковую насыщенность, не зависимо от того, насколько далеки они от источника света. В большинстве случаев, параллельные лучи бывают самыми яркими (или самыми «влиятельными») источниками света в той или иной сцене, потому что их свет может осветить сцену, несмотря на их большую отдаленность от этой сцены.
РАССЕЯННЫЙ СВЕТ
Рассеянный свет – это свет, отраженный от источника света, который, в свою очередь, отразился от поверхности объектов и рассеялся в пространстве. Рассеянный свет это прямой побочный эффект, получаемый от любого из трех других источников света. Все материалы имеют свой уровень отражающей способности, (официальный термин «альбедо», так и будем называть это явление далее) и некоторые поверхности имеют лучшую отражающую способность, чем другие. Например, у метала более высокое альбедо, чем у резины. Поэтому, когда включается свет, он будет попадать на объекты, отражаться от них и освещать что-нибудь еще вокруг. Самый распространенный пример рассеянного света – это небо в солнечный день. Небо полностью состоит из рассеянного света, отражающегося повсюду в нашей атмосфере. Именно поэтому мы продолжаем хорошо видеть землю, которая находится в тени какого-нибудь большого здания. Рассеянный свет в небе падает вниз и освещает абсценцию солнечного света. То же самое происходит в очень плотном городе ночью. Небо кажется светлее, чем малозаселенные участки земли, потому что городской свет освещает атмосферу над ним. (Именно поэтому в ночном городе при облачной погоде земля будет казаться светлее, тогда как при ясной погоде земля выглядит темнее. Свет, отражающийся от облаков, испускает намного больше рассеянного света, который возвращается обратно и заполняет абсценции. Без слоя облаков свет уходил бы в небо.)
При рассеянном свете обычно не образуется теней (т.к. рассеянный свет больше всего заметен именно НА тенях). Здесь, наоборот, рассеянный свет образует что-то вроде «Объемного Света», о котором мы поговорим позже.
Продолжение на следующей странице
Источник