Как фотографировать в пасмурную погоду: важные советы и настройки
Как фотографировать в пасмурную погоду
У настоящего фотографа камера наготове всегда. Удачный редкий кадр может случиться в любой момент, поэтому необходимо уметь делать качественные снимки при любой погоде. Конечно, солнечная погода, особенно на рассвете или закате – идеальные условия для съемки.
Но если на улице плохая погода, пасмурно и вот-вот пойдет дождь? На самом деле это не беда, если знать особенности фотосъемки в плохую погоду и придерживаться некоторых простых приемов.
Часто, именно в такую погоду могут получиться красивые оригинальные фотографии – необычные и запоминающиеся.
Особенности съемки в пасмурную погоду
Пасмурный день не повод отложить камеру и сожалеть о неподходящих условиях для съемки.
Нужно знать, что фотографируя в такое время, в работу с фотоаппаратом нужно внести коррективы, ориентируясь на скудное освещение и неяркий окружающий цветовой фон.
Так как света при таких условиях маловато, лучше всего для съемок подойдут открытые пространства, где больше естественного освещения. Найденные по ходу съемки яркие цветовые пятна оживят фотографию, и пейзаж не будет представляться скучным и унылым.
Если «раскрыть» глаза и осмотреться вокруг, станет понятно, как лучше кадрировать снимок, чтобы он получился более удачным и интересным.
Чтобы освежить кадр, сделать его более выразительным, в поле съемки можно добавить яркие пятна.
Например, во время съемки природы (лесов, полей, деревьев) при плохой погоде, достаточно поймать в кадр яркую птицу, красивый цветок и т.п., чтобы снимок стал удачным.
При естественном освещении в пасмурную погоду тени от предметов получаются мягкими, слегка размытыми, что хорошо смотрится на пейзажных и сюжетных фотографиях, поэтому дополнительное освещение лучше не использовать, если его хватает для съемки.
Не всегда фото в пасмурную погоду бывает скучным
Технические особенности настройки фотоаппарата в пасмурную погоду
Фотокамера в пасмурный день требует специальной настройки.
- Следует повысить уровень чувствительности ISO – обычно устанавливается в диапазоне 300-500 единиц. Это является оптимальным уровнем чувствительности при таких условиях – фотографии не перегружены шумами и цветопередача на снимке естественная и живая.
- Для съемки в пасмурный день необходимо установить более длительную выдержку. Увеличенная выдержка даст большее освещение кадру. Однако нужно учесть, что в таком случае возникает риск размытия кадра, нечеткости. Чтобы уменьшить проблемы с «шевеленкой» оправданно использование штатива.
- При малой глубине резкости (открытой диафрагме) в пасмурную погоду отлично получаются портретная съемка и макросъемка с размытым общим фоном.
- При использовании дополнительного освещения – вспышки, софитов, нужно учесть, что цвета на снимке могут получиться более резкими и холодными. В таких случаях можно воспользоваться рассеивателями и отражателями с различными теплыми оттенками.
- В пасмурную погоду могут пригодиться светофильтры. Поляризационный и нейтральный фильтры наиболее подходящие для такого момента.
Советы по композиции и сюжету при пасмурной погоде
Для получения кадров, интересных для зрителя, может оказаться недостаточно правильной настройки технических параметров камеры.
Хорошая композиция снимка, интересная сюжетная линия фотографии могут сделать кадр уникальным и запоминающимся даже при пасмурном освещении.
В таких условиях хорошо получаются крупноплановые съемки: портреты, макросъемка, фото природных объектов – рек, водопадов, предметов в лесу, тумана в полях, грозовых облаков и др. Чтобы скучное серое небо не забивало фотографию, его можно не включать в кадр.
Оживить снимок несложно, если захватить в кадр яркий сочный предмет (одежда прохожих в дождливый день, зонтики на городской улице, желтая листва на деревьях и под ногами).
Для фотосъемки в пасмурный день подходят места, где отсутствует прямой доступ света (веранды, тоннели, подкрышные пространства, тенистые веранды). В таких местах, где свет мягко рассеивается от отраженных предметов, часто хорошо получаются фотографии с необычным цветовым эффектом (людей, предметов).
Удачным решением для съемки в такую погоду станет работа с деталями. Интересным объектом для фотографии может стать все: забор загородного участка, собака на дороге, красивое блюдо, напитки в придорожном кафе, фары машины…
Попробуйте сделать черно-белую фотографию. Это иногда помогает скрыть недостатки освещения и слабой цветности, и при этом сделает фото более стильным.
Иногда только в облачную погоду получаются удивительные снимки с особенным настроением. Поэтому сидеть дома из-за дождя за окном не стоит. Может быть, именно в пасмурный день вам удастся поэкспериментировать, найти новые композиционные решения, удивиться самому и привести в восторг зрителей от просмотра оригинального удивительного кадра, который мог получиться только в такую погоду.
Как правильно фотографировать в пасмурную погоду и какие настройки выставлять?
Приветствую вас, глубокоуважаемые читатели! На связи, Тимур Мустаев. Настоящий фотограф обязан знать, как фотографировать в пасмурную погоду.
Потому, что нехорошие погодные условия – не оправдание для срыва намеченных невыполненных заказов и планов.
Сейчас предлагаю разглядеть все нюансы данной съемки, и казусы и возможные ошибки.
Обо всем по порядку.
Настройки фотоаппарата
Скудность освещения требует принятия особенных мер. Я приведу осредненные значения, каковые возможно применять как базисные. Заявить, что они подойдут в любых ситуациях запрещено, поскольку все зависит от многих факторов, время года, часы дня, что вы планируете снимать и без того потом.
В случае если в вашем арсенале имеется хоть один светосильный объектив с возможностью выставить значение диафрагмы от f/1.8 или f/2,8 это уже прекрасно. Эта оптика разрешает пропускать больше света на матрицу и фотографировать без вспышки и использования штатива, это при условии, что вам нужна, малая глубина резкости. А так в среднем, 3.5-5.6 в полной мере закономерно.
Но как быть, в случае если нет объектива, владеющего таким свойством? Добиться приличного результата возможно, подняв значения ISO и выдержки.
Оптимальным значением ISO при таких условиях принято вычислять 200-400 единиц. Данный диапазон разрешает повысить яркость, избегая наряду с этим появления шумов (зернистости) и неестественных оттенков на фото. В случае если вам этого не достаточно, поднимите побольше, но не забывайте, не поднимайте больше 800, в случае если у вас фотоаппарат с кроп-фактором.
Выдержка должна быть в пределах 1/60-1/125 сек. В случае если выдержка дольше 1/60, то необходимо помнить, это приведет к появлению и падению резкости шевеленки. Дабы снимать на более долгих выдержках, без штатива не обойтись!
В случае если условия не разрешают обойтись без дополнительного освещения, необходимо принимать в расчет, что цвета смогут оказаться более холодными, чем в конечном итоге, исходя из этого применяйте рассеиватель либо отражатель с теплым оттенком, если вы, к примеру, снимаете портрет.
Особенности съемки в пасмурную погоду
Для получения увлекательных фотографий, настройка камеры может оказаться недостаточной. сюжет и Правильная композиция смогут сделать кадр запоминающимся и непохожим на другие.
В тяжёлых условиях лучше дать предпочтение крупноплановой съемке, таковой как портрет, макро, пейзаж.
Внесите коррективы, ориентируясь на недостаточность освещения, и вперед на поиски броских пятен, каковые способны скрасить любую серую обстановку и освежит кадр.
К примеру, фотографируя природу, достаточно захватить объективом какой-нибудь броский цветок либо куст, дабы снимок стал успешным.
В нехорошую погоду тени от разных предметов получаются мягкими, без броского выраженного контура, что превосходно смотрится на сюжетных фотографиях, исходя из этого по возможности откажитесь от применения вспышек.
Избегайте попадания неба в кадр, в случае если этого не требует художественный план, потому, что как раз нависшие тёмные облака додают серости.
В качестве заднего замысла оптимальнее выбирать броские предметы, такие как многоцветные детские качели либо ярко-зеленые кустарники.
Чем привлекателен ливень для фотографа? Тем, что он заканчивается! Благодаря нехорошей погоды часто образуются лужи, каковые фотограф может применять для исполнения художественного плана, в то время, когда появляется необходимость снять какой-нибудь предмет, отраженный в зеркальной глади воды, к примеру, дерево с пожелтевшей листвой, круги от старое и капель дождя колесо обозрение, одиноко стоящее среди аллеи.
Серьёзный нюанс при съемке портретов
Снимая портрет в естественных природных условиях принципиально важно верно подобрать положение модели относительно источников света, дабы лучи солнца красиво падали на лицо, не создавая наряду с этим нечистых теней под носом и глазами. Или фотографировать в полной тени.
Уровень качества света в пасмурную погоду не радует, потому, что степень его рассеивания из-за туч довольно большая, что отражается на контрасте и насыщенности цветов в целом.
Исходя из этого, снимая людей на улице, старайтесь найти такое место, где свет будет проходить под углом, к примеру, под навесом, у входа в тоннель либо же под кроной громадного дерева.
Так вы добьетесь сглаживания светотеневого перехода и получите приятную картину на выходе.
Съемка в различное время года
Настройка фотоаппарата в любое время года фактически однообразна, тут главным отличием выступает атмосфера и общая обстановка.
К примеру, проводя фотосессию летом, весной либо в осеннюю пору вас не должен тревожить задний замысел, потому, что куда не бросься – найдется прекрасный фон для снимков: цветочная клумба, скамья на фоне аллеи, зеленая лужайка, берег реки, люди в броских костюмах, куча опавших желтых листьев (в осеннюю пору) и т.д. А чем, не считая снега, возможно украсить фото зимний период?
Пожалуй, это не самая основная неприятность. В преддверие холодов возможно столкнуться с цветовыми искажениями, которые связаны с неверно подобранной точкой белого. В этом случае рационально отказаться от автоматического баланса белого и вносить коррективы самостоятельно, в ручную.
Кроме этого, чтобы избежать перепадов между светлым небом и тёмной землёй либо напротив заснежено хмурым небом и белой землёй, не лишним будет применение разнообразных светофильтров, к примеру, градиентного.
Для осени и зимы кроме этого свойственны резкие обильные осадки и перепады температур, в связи с чем, принципиально важно аккуратно относиться к фотоустройствам, дабы избежать образования и намокания конденсата. Применяйте сумки и специализированные чехлы, и разнообразные приспособления для чистки линз от капель и пыли.
Что делать, дабы избежать неточностей?
- Снимая зеркалкой, необходимо понимать, что устройство формирует нежелательные вибрации за счет резкого поднятия/опускания зеркала, каковые приводят к понижению резкости кадра. Дабы этого избежать применяйте штатив, на что возможно повесить тяжелый груз для пущей устойчивости.
- Искаженная цветопередача портит чувство от просмотра фото. Неизменно контролируйте и устанавливайте настройки ББ (баланса белого), соответствующие обстановки.
- Фон крайне важен в восприятии снимка, исходя из этого ни за что не должен злить и отталкивать от просмотра. Лучше тысячу раз обойдите объект съемки для выбора успешного ракурса, чем позже израсходуйте время на замену фона в фотошопе. Особенно принципиально важно избегать воздушных линий и горизонтальных труб электропередач, каковые являются неотъемлемым элементом муниципальный инфраструктуры. В случае если обойти данное препятствие нереально – размойте фон. Для этого выберите большое значение диафрагмы и отдалите объект от фона.
- Обычно начинающие фотографы, сами того не подмечая, условно дробят кадр на две части. В большинстве случаев, разделяющей линией помогает горизонт. Дабы этого не происходило, в мыслях дробите фото на трети, отдавая две единицы нижней части.
- Случается, что цвета в кадре открыто конфликтуют между собой, тем самым зля наблюдающего. Если не удается свести объекты к единой цветовой гамме, снимайте в черно-белом режиме.
- В то время, когда на центральную часть матрицы падает большее количество света, появляется нежелательное виньетирование по краям кадра. Избавиться от которого возможно при помощи повышения фокусного расстояния и обрезки фото.
- Появление муарового узора на снимках связано с совпадением рисунка на ткани либо фоне с размером матричной ячейки. Такое явление возможно замечать, фотографируя, например, человека в полосатой одежде. Дабы избежать данного результата измените масштаб замысла.
Еще не следует забывать, что совсем не нужно держать фототехнику под открытым дождем.
В случае если вам вправду хочется поснимать под дождем, обезопасьте собственную фотокамеру. Или купите особые чехлы от дождя для камеры, или применяйте зонтик.
Но будьте неизменно предельно осмотрительны!
Выводы
Нехорошая погода совсем не воздействует на уровень качества снимков. Кроме того к самым непростым условиям возможно приловчиться, сняв наряду с этим хорошее, запоминающееся фото.
В случае если у вас появляются нередкие вопросы по зеркальному фотоаппарату, предлагаю вам ознакомиться с прекрасным видео курсом — Цифровая зеркалка для новичка 2.0. Чем он оптимален? Чем он лучше вторых? Все весьма легко. Курс выстроен так, что раскрывается все фишки зеркалки.
А подкреплённые практическими примерами уроки, делают его понятным кроме того для новичка.
Как фотографировать в плохую погоду
Чем холоднее становится на улице, тем меньше солнечных дней, и желание снимать на открытом воздухе у многих любителей фотографии начинает пропадать. Но пасмурные или облачные дни – это не повод далеко откладывать свою фотокамеру.
Съемка в плохую погоду может быть не менее успешной, чем фотографирование в безоблачный, яркий солнечный день.
Зимой и осенью погодные условия очень разнообразные и природа предоставляет фотографу огромные возможности для создания действительно интересных, уникальных кадров.
Плюсы и минусы съемки в плохую погоду
С точки зрения проведения фотосъемки, в пасмурной или туманной погоде есть как свои плюсы, так и очевидные минусы. Начнем с положительных аспектов.
Во-первых, облачная, пасмурная погода – это возможность получить мягкий, рассеянный свет, который проходит через облака. Именно такого освещения многие фотографы пытаются добиться в студийных условиях.
При съемке в плохую погоду Вам не потребуется софтбокс, в таких условиях очень выгодно снимать портреты, в том числе крупным планом.
ФР 50 мм, F4.5, ISO 200, 1/8000c
Во-вторых, четко прорисованные облака создают красивое небо с драматическим эффектом, что является прекрасным подспорьем для создания эффектных пейзажных фотографий. Многие профессиональные фотографы-пейзажисты специально просматривают прогнозы погоды, чтобы снимать именно в таких сложных и непредсказуемых погодных условиях.
Во всяком случае, это гораздо лучше скучного безоблачного неба. В-третьих, отсутствие жесткого света в виде прямых солнечных лучей открывает Вам возможность менять ракурс и планы съемки по собственному усмотрению, совершено не заботясь о положении солнца на небосклоне.
Наконец, съемка в плохую погоду позволяет применять самые разнообразные фильтры для получения интересных эффектов.
Разумеется, у плохой погоды есть и свои недостатки или сложности. В первую очередь, сложные погодные условия потребуют от Вас гораздо большего внимания к настройкам фотоаппарата.
В частности, нужно найти оптимальный баланс между достаточным количеством света и получением нужной резкости, используя более длительную выдержку. Во-вторых, из-за недостатка света желательно в пасмурную или облачную погоду использовать светосильную оптику.
Если такого объектива у Вас нет в распоряжении (хотя бы с диафрагмой f/1,8 – f/4,0), то стоит потратить средства на его покупку.
В-третьих, в сложных условиях съемки, вероятно, потребуется использовать более высокие значения чувствительности ISO (400 – 800 единиц), что повлечет за собой неизбежное увеличение шумов на фотографии.
Так что на обработку снимков может уйти гораздо больше времени и труда. Чтобы поймать в объектив нужное количество света и при этом исключить шевеленку, лучше отправляться на съемку в плохую погоду со штативом.
Штатив – это желательный атрибут съемки в плохую погоду, хотя и не обязательный.
ФР 28 мм, F10, ISO 200, 1/400c
Не стоит забывать и о защите собственного фотооборудования во время дождя, тумана или снегопада, ведь цифровые камеры очень чувствительны к воде и конденсату.
Решить проблему влаги поможет обычный полиэтиленовый пакет или пленка, в которой можно вырезать небольшое отверстие для объектива. Также для этих случаев сегодня продаются специальные защитные футляры/чехлы.
Как показывает практика, использование бленды целесообразно не только в солнечный день (для защиты от бликов), но и в пасмурную погоду, чтобы предотвратить появление капель воды на линзе объектива.
Кстати, одежда самого фотографа должна спасать его от дождя – здесь каждый выкручивается как может, но в большинстве случаев приходится надевать резиновые сапоги, плащ или дождевик.
Помимо всего прочего, в холодную, сырую погоду батарейки в камере разряжаются куда быстрее, чем в обычные солнечные дни.
Поэтому имейте при себе дополнительный набор батареек, причем их оптимально держать в каком-либо теплом месте (например, во внутреннем кармане).
Особенности съемки в плохую погоду
В пасмурный день на улице довольно темно и серо, тем не менее, солнечный свет все же пробивается через облака. И задача фотографа состоит в том, чтобы поймать нужное количество света для создания качественного снимка.
Тут действует простое правило: чем дольше закрывается затвор фотоаппарата, тем больше света попадет на матрицу. В то же время при слишком длительной выдержке объекты в кадре могут получиться размытыми. Поэтому при съемке в пасмурную или облачную погоду лучше всего использовать длинную выдержку в районе 1/40 — 1/60 секунды.
Выдержка от 1/60 секунды даст Вам возможность более четко зафиксировать движение ручейка воды, падающих листьев или капель дождя. Фотографировать рекомендуется в ручном режиме, чтобы избежать ошибок экспозиции, иногда совершаемых автоматикой камеры.
Применение светосильной оптики несколько облегчает Вам задачу и позволяет, в частности, фотографировать на более короткой выдержке с ISO, установленным на минимальных значениях.
ФР 28 мм, F8, ISO 100, 1/320c
В плохую погоду, когда на улице туман или дождь, все цвета в кадре кажутся блеклыми и маловыразительными. Чтобы как-то оживить снимок, можно поместить в центр кадра какой-либо яркий объект. Или использовать яркий, живой фон.
Например, зеленая листва, помещенная в центр кадра, может немного компенсировать недостаток солнечного света. В качестве таких ярких объектов могут выступать элементы одежды или часть зданий – все, что своим цветом хоть как-то выделяется в серый, пасмурный день.
Кстати, хороший сюжет для съемки в плохую погоду – мокрые листья на деревьях, мокрая трава или цветы сразу после дождя.
Также можно задействовать разнообразные светофильтры. Например, очень пригодится поляризационный фильтр, который в пасмурную погоду поможет сделать цвета на фото более живыми и контрастными. Вдобавок, он придаст цветам более теплый оттенок.
Единственное, на что нужно обратить внимание, при использовании поляризационного фильтра следует увеличить экспозицию на один – два шага. Из других светофильтров в плохую погоду можно использовать нейтральный фильтр. С его помощью можно создать на фото художественные облака — с длинной выдержкой нейтральный фильтр поможет размыть их движение.
Для этого потребуется только надежный, устойчивый штатив и увеличение экспозиции на несколько шагов в зависимости от плотности фильтра и конкретных условий съемки.
Плохая погода хороша тем, что можно создать фото с оригинальными драматическими деталями или выразительными объектами. Это может быть хмурое, грозовое небо, отражения в лужах или хорошо прорисованные, четкие ветки деревьев.
Самые красивые снимки Вы можете получить, если поймаете пробивающиеся сквозь свинцовые тучи маленькие лучики солнца. Очень интересно в кадре выглядят разнообразные мокрые поверхности, которые обладают глубоким, насыщенным цветом.
Это касается мокрого асфальта, стволов деревьев, мокрой травы и автомобилей. Все эти объекты становятся очень выразительными после дождя.
Место съемки лучше определить заранее. Желательно, чтобы это было открытое пространство, где будет присутствовать больше солнечного света. Но также для съемки в плохую погоду подходят и густые леса, и реки с водопадами, и городские улицы.
В частности, в дождь можно попробовать поснимать в ночном городе, где имеется множество разноцветных огней. В кадре можно получить очень интересные отражения света, особенно если снимать на уровне земли.
Кроме того, мокрые пустынные улицы сами по себе могут выглядеть очень драматично.
ФР 50 мм, F10, ISO 200, 1/400c
Профессиональные фотографы-пейзажисты прекрасно знают, что самые впечатляющие кадры можно получить сразу после дождя или грозы.
Иногда даже в дождливую погоду небо немного проясняется, появляется небольшой разрыв в облаках, через которых просачиваются солнечные лучи. Сами же облака окрашиваются в необычные цвета.
Будьте наготове, этого момента действительно стоит дождаться, чтобы снять по-настоящему уникальные кадры.
Вообще, можно рекомендовать любителям фотографии почаще снимать именно после дождя. В этот момент все окружающие предметы на улице приобретают насыщенный блеск, что обеспечивает очень живописную картину.
Если же погода совершенно не располагает к ярким, выразительным кадрам, общая атмосфера получается довольно скучной, то переключите свое внимание на фотографирование деталей крупным планом. Это могут быть животные, листья, напитки – все что Вашей душе угодно.
Плохая погода является неплохим поводом заняться макросъемкой. Капли на листьях и цветах придают снимку удивительную красоту.
Пасмурный день – это не время для съемки в автоматическом режиме. Старайтесь задействовать все технические возможности Вашей камеры, экспериментируя с ручными настройками.
Это позволит передать на снимках особое настроение пасмурной погоды. Чтобы правильно показать в кадре движение воды, используйте не только длинные выдержки, но и несколько вариантов точек фокусировки.
Снимая в хмурую, серую погоду, старайтесь играть на контрастах.
Кстати, иногда вместо того, чтобы охотиться за цветными, яркими объектами, имеет смысл переориентироваться на черно-белые, монохромные фотоизображения, которые при грамотной подаче смогут наиболее полно передать атмосферу дня.
Если Вы фотографируете в сильный туман, то воспользуйтесь короткофокусными объективами и результат превзойдет все Ваши ожидания.
Облачная, туманная погода – неплохое подспорье для съемки портретов, которые в этом случае будут отличаться мягкостью.
Итак, для истинного любителя фотографии плохой погоды просто не существует. В дождливую, облачную погоду благодаря мягкому, рассеянному освещению всегда можно найти интересные сюжеты для съемки.
Нужно только более внимательно подходить к выбору экспозиции и других параметров съемки, грамотно использовать имеющееся освещение и экспериментировать с ракурсами.
Результат не заставит себя ждать, и Вы убедитесь, что и в плохую погоду можно получать красивые, неповторимые кадры.
Как делать резкие и светлые фото в пасмурную погоду?
Есть отличные новости)
Если на улице хмуро и уныло, ты все равно можешь сделать классную фотографию с естественным светом из окна. Давай разберемся как.
Только хочу сразу предупредить. Не надо поддаваться искушению включить свет на потолке. Это гарантированно обеспечит тебе плохой результат. Свет из окна одной температуры смешается со светом лампы другой температуры (чаще всего это желтый свет), и картинка получится странного цвета. И исправить это обработкой будет либо сложно, либо невозможно.
Еще один момент. В этом посте много технических моментов. Поэтому «страшные» слова имеют ссылку на статью по этому вопросу. Ну и о многом написано в инструкции к фотоаппарату.
Необходимое оборудование
При съемке в пасмурную погоду штатив — это must have. Без него не получится сделать резкую картинку, потому что мы будем использовать длинную выдержку.
Еще нам понадобится отражатель (если ты хочешь сделать dark food photo, то, возможно, он не пригодится). Отражатель смягчит тени и в общем сделает снимок светлее.
Отражателем может быть не только специальный профессиональный отражатель (только НЕ золотой) , но и обычный белый лист бумаги, белая ткань или фольга.
Настройки фотоаппарата
Если ты относишься к фотографии серьезно, то снимать нужно в режиме M. Это ручной режим, когда ты сам настраиваешь экспозицию (выставляешь значение выдержки, диафрагмы и ISO). Т.е. контролируешь процесс съемки.
* Лайфхак: если ну очень темно, и ты уже плоховато видишь объект съемки, лучше настраивать экспозицию и композицию в режиме Live View. Этот режим покажет тебе картинку, как она будет, еще до того, как ты сделаешь снимок.
Диафрагма
Когда мало света, мы не можем сильно закрыть диафрагму, так как матрица камеры получит мало света. И картинка будет темной. Даже при открытой диафрагме нам придется ставить длинную выдержку. Поэтому при съемке в пасмурную погоду тяжело сделать снимок с малой глубиной резкости (т.е. такой, когда бОльшая часть объектов на снимке в резкости).
Обычно я снимаю на диафрагме от 3.2 до 4.5. То, насколько ты можешь открыть диафрагму, зависит от объектива. На каждом объективе написано максимальное значение диафрагмы.
Диафрагма 4.5, выдержка 1/50, ISO 800. Погода пасмурная
Выдержка (самая важная часть поста)
В пасмурную погоду приходится использовать длинные выдержки, чтобы камера получила достаточно света. Выдержка может быть 1/60 и сильно длиннее в зависимости от того, насколько темно.
При таких значениях невозможно сделать резкий кадр «с рук», потому что камера успеет почувствовать дрожание. Нужен штатив.
Но и со штативом для резкости лучше устанавливать задержку срабатывания затвора. Я устанавливаю задержку в 2 секунды.
Что это значит? Это значит, что после того как я нажму на кнопку срабатывания затвора, камера сделает снимок только через 2 секунды. За эти 2 секунды пройдет «шевеленка» от того, что ты нажал(а) на кнопку. И камера сделает снимок в статичном состоянии.
В идеале можно использовать пульт дистанционного запуска срабатывания затвора, чтобы камера вообще не шевелилась.
Диафрагма 5.0, выдержка 1/8, ISO 400. Погода очень пасмурная
ISO
Получить больше света можно с помощью настройки ISO. Чем больше ISO, тем светлее картинка. Но не нужно очень сильно увеличивать ISO. Большие значения ISO ухудшают качество картинки. На ней появляется «шум» и уменьшается резкость. Особенно «шум» заметен на темных участках снимка.
Поэтому посмотри, какое максимальное ISO на твоем фотоаппарате позволяет получать качественную картинку. Чем лучше камера, тем большие значения ISO можно использовать. На моем Canon 550D ISO 800 это предельное значение, на котором можно снимать. При более высоких значениях уровень «шума» становится совершенно неприемлемым.
В последнее время я стараюсь использовать меньшие значения ISO и получать больше света за счет длинной выдержки. Так снимок выходит качественнее.
Диафрагма 3.5, выдержка 1/50, ISO 200. Погода пасмурная
Постобработка
Еще у нас есть возможности по улучшению картинки после съемки. Для Canon есть программа Digital Photo Professional (диск с ней обычно прилагается к фотоаппарату при покупке).
В этой программе мы можем добавить яркости картинке, поправить баланс белого. Также это можно сделать в Lightroom или Photoshop.
P.S. Чуть не забыла! Нужно убрать от окна все предметы, которые могут загораживать или съедать свет (шторы, цветы и т.п.).
P.P.S. Не стесняйся комментировать и задавать вопросы!
Как фотографировать в пасмурную погоду? | Фотошкола Genesis | Фотошкола Genesis
Чем ближе дело к зиме, тем меньше становится солнечных дней. В слякоть и холод не то, что фотографировать, даже на улицу выходить особо не хочется. Но съемка в пасмурную погоду хоть и имеет свои нюансы, но может быть такой же успешной, как и в солнечный день. Ниже я постаралась затронуть все основные принципы работы с экспозицией, светом и сюжетом в таких условиях.
Технические параметры съемки
Нетрудно заметить, что в пасмурный день на улице темнее, чем в солнечную погоду, поэтому камере потребуется больше света. А значит, вам нужны:
- Более длинная выдержка (для несветосильных объективов она может достигать 1/40, но не забывайте, что, делая выдержку длиннее, вы увеличиваете риск размытия кадра);
- Малая глубина резкости (открытая диафрагма);
- Более высокая светочувствительность (ISO 400-500 вместо ISO 200);
- Штатив (это желательный атрибут, но не строго обязательный).
Конечный выбор параметров будет зависеть от общей освещенности сцены. На открытом пространстве света будет больше, в тени домов – меньше.
Кроме того, светосильный объектив (с возможностью установки диафрагмы в значения f1.8-f-3.8) больше подойдет для съемки в пасмурную погоду, поскольку позволит оставить выдержку короткой, а светочувствительность – на приемлемом уровне шумов.
В пасмурную погоду можно также использовать различные светофильтры. Наиболее подходят для этой цели поляризационный и нейтральный фильтры.
В солнечный день поляризатор делает небо более ярким, а в пасмурную погоду он незаменим тем, что может сделать цвета более контрастными, придать им более теплый оттенок и выявить хоть какие-то облака на абсолютно белом небе, чего удалось добиться на фотографии ниже фотографу Питеру Уэст Кэрей (Peter West Carey).
Тем не менее, чтобы применить его, вам потребуется увеличить экспозицию на 1-3 шага.
Нейтральный светофильтр хорошо использовать для создания художественных облаков – благодаря длинной выдержке он помогает размыть их движение. Для таких фотографий вам потребуется штатив или другая опора, поскольку экспозицию также придется увеличить, иногда на 4 шага и больше, в зависимости от плотности фильтра.
Кстати, не забудьте перед выходом из дома захватить пищевую пленку или сразу обернуть ею фотоаппарат, если ожидается дождь или повышенная влажность. Отлично, если у вас уже есть защитный бокс. Если его нет — воспользуйтесь обычной пищевой пленкой — это дешево и сердито.
Свет и его свойства
В пасмурный и облачный день солнечный свет рассеивается благодаря облакам, которые становятся для солнца большим софтбоксом. Именно поэтому в пасмурную погоду свет мягкий и рассеянный, даже в полдень, когда солнце еще высоко. Такой свет лучше подходит для съемки портретов людей, в особенности, крупным планом.
Отсутствие жесткого солнечного света не освобождает фотографа от необходимости следить за тем, где по отношению к модели находится солнце. Именно от этого зависит световой рисунок на фотографии. Если вы еще не знаете о свойствах солнечного света в разное время дня, рекомендую вам, для начала, прочитать вот эту статью.
От направления и количества света также зависит выбор параметров съемки. Облака бывают густыми и не очень, свет может падать спереди, сбоку и сзади, и все это будет влиять на параметры съемки, поэтому обязательно делайте несколько кадров при разных параметрах, чтобы выбрать правильную экспозицию.
Приемы освещения
Если у вас есть возможность, используйте для подсветки лиц золотистую сторону отражателя либо вспышку с оранжевой накладкой (гелем). Как с помощью вспышки сделать свет в пасмурный день более теплым, рассказано в этой статье.
Для съемки в пасмурный полдень также хорошо использовать места, которые закрыты тенью в солнечный день.
Это могут быть различные тоннели и проходы, веранды и перекрытия, куда не поступают прямые лучи солнечного света, а поступает только рассеянный свет от других предметов и поверхностей.
Освещение в таких местах более мягкое и рассеянное, поскольку выступающая часть крыши закрывает моделей от падающего сверху света. Например, именно по такому принципу снят этот групповой портрет школьников под крышей библиотеки:
Сюжеты
Безусловно, по сюжетам есть некоторые ограничения. Однако, помимо крупных лицевых портретов, в пасмурный день также хорошо снимать:
- Водопады и реки
- Цветы (макро)
- Тенистые леса
Фотография Яна Планта (Yan Plant)
В городской среде не менее привлекательными остаются сюжеты с участием людей на улице, отражения в лужах, желтая листва.
Композиция и яркость цветов
В условиях «скучных» цветов и невыразительного неба всегда встает вопрос, чем их заменить или хотя бы частично компенсировать.
Осенью огромное подспорье окажет желтая листва, которую можно использовать как в качестве фона, так и в качестве элемента композиции.
Например, для этого макро-кадра, снятого вчера для обоев рабочего стола, я подобрала более яркий, желтый фон, что частично компенсировало мне отсутствие солнечного утреннего света.
Если листвы на деревьях уже нет, цветовую гамму фотографии могут оживить интересные цвета одежды прохожих, яркие здания и вообще все, что своим цветом повышает настроение в пасмурный день.
Например, на групповом портрете мальчиков, уже приведенном выше, кадр оживили их яркие цветные футболки.
Если вы хотите подробнее узнать, как добиться ярких цветов в пасмурную погоду, вы можете дополнительно прочитать очень хорошую и подробную статью на эту тему от известного фотографа-колориста Павла Косенко.
Скучное небо можно вовсе не включать в кадр. Для этого нужно либо подобрать подходящий фон, который заслонил бы его собой (здания или деревья), либо, если речь идет о съемке портрета, сильно размыть фон, чтобы небо на нем нельзя было угадать. Например, на фотографии ниже от неба в кадре удалось избавиться благодаря деревьям на заднем плане.
Наконец, когда общая атмосфера кажется вам скучной и неинтересной – снимайте детали крупным планом. Знаки, блюда, напитки, животные – темой кадра может стать все, что угодно.
В заключение хотелось бы сказать, что плохой погоде отчаиваться никогда не стоит. Фотография, в отличие от времен года, непредсказуема и способна делать подарки даже в самых неподходящих условиях.
Как фотографировать в дождь?
Вначале решим вопрос, стоит ли вообще снимать в такую погоду.
Многим фотографам эта идея кажется непривлекательной, ведь есть риск испортить технику, да и не каждый видит что-то действительно красивое в слякотных и серых днях.
Мой совет: внимательно оглядитесь по сторонам, поищите интересные сюжеты. Поверьте, дождик – особенно благодатное время для создания необычных, атмосферных снимков.
А вот безопасность камеры не должна вас смущать и заставлять отказаться от съемки. Есть несколько проверенных способов защиты аппаратуры от влаги. Вопрос безопасности очень важен, поэтому мы рассмотрим его в первую очередь.
Как фотографировать в дождь и не испортить камеру?
Первое, что нужно защитить от капель – объектив или светофильтр (если есть). Внимательно следите, чтобы влага не попала на них, иначе может пострадать качество изображений. Помните и об ошибках начинающих фотографов.
Вот несколько несложных способов защиты фотоаппаратуры от влаги:
- Держите камеру под курткой и вынимайте лишь на несколько секунд, чтобы сделать очередной снимок. Впрочем, можно просто открывать аппарату обзор и снимать из-под верхней одежды или плаща-дождевика.
- Накрутите на объектив бленду, а уже после ищите сюжеты. Это надежно защитит переднюю линзу от попадания на нее капель воды даже в ветреную погоду, а, следовательно, и от дефектов на фото.
- Специальный водонепроницаемый чехол надежно спрячет ваш аппарат от влаги. Купить его можно в фотомагазине. Впрочем, есть и более простой вариант: поместите камеру в полиэтиленовый пакет, проделав в нем отверстие для объектива.
- Можно воспользоваться крошечным зонтиком. Всегда носите его с собой на случай, если вам захочется запечатлеть что-то интересное под дождем.
- И пожалуй, самый универсальный вариант – спрячьтесь вместе с камерой под навесом. Это особенно удобно, если у вас есть длиннофокусный объектив.
Фотограф: Олег Пивоваров.
Если на фотоаппарат все же попали капли, то обязательно оставьте его сушиться при комнатной температуре, как только вернетесь домой.
Техника съемки в дождь
Теперь обратимся к технической стороне вопроса. Как фотографировать в дождь, какие настройки использовать для того, чтобы точно передать настроение?
Во-первых, выдержка – главный союзник фотографа в такую погоду. Короткая (500, 250 мс и меньше) поможет вам эффектно снять пузыри, капли, круги на воде, а вот для съемки струй и потоков дождевой влаги вам понадобится длительная выдержка (более 1 секунды).
Сильный ливень на длинной выдержке можно снять очень эффектно: у вас получатся разнообразные полосы от капель. Но чтобы зафиксировать камеру в неподвижном положении, вам понадобится штатив. Дабы запечатлеть бликующую мокрую поверхность, при съемке на длительной выдержке поэкспериментируйте с диафрагмой.
Во-вторых: часто бывает так, что камера не распознает дождевые капли и струи воды, как объекты съемки, и фокусируется на других предметах.
Избежать подобных сложностей вам поможет предварительная фокусировка – такая функция есть почти в каждой современной камере. Нажмите кнопку спуска не до конца и сфокусируйтесь на любом объекте, который «увидит» ваша камера.
Затем аккуратно передвиньте область фокуса на нужное место и нажмите кнопку окончательно.
Фотограф: Геннадий Мещеряков.
При этом экспозиция должна фиксироваться не во время предварительной фокусировки, а именно в момент нажатия кнопки спуска. Лучший же вариант – вручную настроить расстояние до объекта съемки. Воспользуйтесь ручной фокусировкой.
Полезные советы и идеи эффектных снимков
Эти рекомендации очень пригодятся тем, кто хочет узнать, как фотографировать в дождь и каким образом раскрыть это природное явление.
Обыкновенное чудо
Приглядитесь, и вы увидите своими глазами, как дождик меняет самые привычные предметы: качели на детской площадке, знакомые крыши, деревья, асфальт. Мелкие капли на стеклянных и металлических поверхностях, мокрая листва и цветы – все это очень богатая пища для воображения фотографа. Попробуйте отыскать новизну и элемент чуда в самой привычной обстановке.
Игра с композицией
Ненастная погода дарит возможность необычного композиционного оформления снимка. Своеобразной рамкой ваших «дождливых» фото может стать огромная лужа, в которой отражается то, что вы хотите запечатлеть. Или обычное мокрое окошко.
Пусть зритель задастся вопросом: «Что это? Крона дерева, люди, машины?».
Безлюдные улицы
Во время ливня улицы быстро пустеют. А стало быть, у вас появляется отличная возможность сфотографировать интересные места и достопримечательности, у которых обычно толпятся прохожие. Впрочем, даже самые обычные улицы и проспекты меняются, когда на них нет ни души. Поймайте это необычное ощущение запустения в своем городе.
Фото из укрытия
Как фотографировать в дождь с комфортом? Устройтесь со всеми удобствами в каком-нибудь укрытии. Там можно спокойно экспериментировать с композицией и поджидать удачный момент.
Если в вашем распоряжении есть веранда, беседка, навес или даже автомобиль, воспользуйтесь возможностью спрятаться от холодных капель вместе с фотоаппаратом.
Также можно воспользоваться серийной съемкой, а уже после выбрать наиболее удачный кадр.
Отражение – лучший друг фотографа
Снимки с отражениями всегда смотрятся интересно. Дождевая вода может стать волшебным зеркалом, через которое вы покажете мир своим зрителям.
Но торопиться не нужно: если вы неправильно выберете угол наклона камеры, снимок может выйти не таким эффектным, как хотелось бы. Поэтому имейте терпение и попробуйте несколько вариантов. В конце концов, вы обязательно найдете самый выигрышный.
Дождь в городе предоставляет богатую почву для игры с отражениями. Во-первых, можно создать яркие фотографии. Огни фонарей, витрины и мерцающие вывески, поток машин – все это отбрасывает разноцветные блики на мокрый асфальт или гладь воды.
Во-вторых, наоборот: в серый осенний день, когда с утра накрапывает дождик, можно сделать снимки в приглушенных тонах (кстати, об идеях для осенней фотосессии читайте здесь). Главное, не переборщить с пессимизмом на фото. Поэтому лучше делать фрагментарные снимки или задействовать более яркий передний план, чтобы оттенить серый фон.
Животные в дождь
Во время ливня можно найти немало интересных сюжетов с участием братьев наших меньших. Сделайте героями своих снимков вымокших пичуг, которые пригрелись на ветке. Либо снимите одинокую улитку, сидящую на конце листа.
Фотограф: Олег Серкиз.
Сфотографируйте кота, который спасается от капель под крыльцом или в другом укрытии по росту. Поверьте, в этом направлении есть масса интересных возможностей.
Подсветка
Немного подсветить поверхность – вот как стоит фотографировать дождь, чтобы сделать капли и струйки более заметными. Свет многократно преломляется в каплях дождевой влаги, поэтому снимок становится ярче и привлекательнее.
Подходящим источником подсветки в вечернее время могут стать сигнальные огни машин, фонари, горящие окна витрин. Днем ваш главный союзник – естественный солнечный свет.
Техника съемки со вспышкой
Альтернативный способ подсветки дождя – вспышка. Но использовать ее во время непогоды бывает довольно сложно.
Чтобы профессионально овладеть вспышкой, нужно много практиковаться. Но когда это вам, наконец, удастся, фотографии дождя станут поистине чудесными.
Молния
Во время грозы можно сделать серию отличных снимков молнии. Это потрясающее природное явление выглядит на фото действительно эффектно. Только помните о безопасности: не выходите на открытое пространство, когда бушует ненастье, а снимайте из надежного укрытия. Об этом подробнее можно почитать в этой статье.
Черно-белый дождь
Использование черно-белого режима наиболее оправдано именно в дождик.
В это время серый цвет все равно зачастую доминирует даже при цветной съемке. Так что обязательно сделайте несколько монохромных снимков: они смотрятся очень гармонично.
Яркие объекты на фоне непогоды
В пасмурные и дождливые дни освещение, как правило, неяркое. Поэтому можно фотографировать ливень как в черно-белом цветовом решении, так и обыграть мрачный фон при помощи яркого предмета на переднем плане. Пусть это будет красочный зонтик, кленовый лист, светофор или что-то еще. Любой подобный объект съемки будет выгодно выделяться.
Удачный момент
Интереснее всего смотрится не самый разгар непогоды, а переходные состояния. Удивительное естественное освещение и рисунок облаков можно поймать либо в самом начале дождя, либо сразу после того, как перестали падать последние капли.
Здесь все как с ночной съемкой: лучшие всего фотографировать в вечерних сумерках либо перед самым рассветом.
Зонт – лучший реквизит
Обычный зонтик станет вашим надежным союзником во время съемки. Во-первых, он отлично смотрится в роли атрибута «дождливого» фото. Поснимайте прохожих с зонтиками или вручите этот яркий аксессуар своей модели. Во-вторых, этот предмет может помочь вам улучшить экспозицию фото. Затемните с его помощью небо, чтобы устранить разницу в освещенности, которая так заметна во время непогоды.
Капли дождя – нестареющая классика
Оконное стекло в каплях и струйках достойно внимания фотографа и летом, и осенью (о том, как фотографировать осенью я писал тут). Можно сделать макроснимок с увеличением, а можно снять одинаково четко и капли на стекле, и вид из окна. Для достижения такого эффекта снимайте с прикрытой диафрагмой. В любом случае у вас получится фото с настроением.
И, наконец, финальный совет. Довольно редко бывает так, чтобы во время дождя светило яркое солнце. Поэтому не забывайте вручную увеличивать значение ISO или используйте предустановленный баланс белого «облачно». Старайтесь снимать в творческих режимах, дабы иметь возможность подстраивать камеру под себя.
Что ж, теперь вы знаете, как фотографировать дождь в любое время года. Надеюсь, ваша копилка идей пополнилась, и вы обязательно примените кое-что в своей фотопрактике, а если есть чем поделиться – пишите комментарии. Удачных творческих прогулок под дождем и не забудьте подписаться на обновления блога, дабы не пропустить новых полезных статей!
С уважением, Максим Измайлов.
Как фотографировать в солнечную погоду – ФотоКто
Нас часто спрашивают “как фотографировать в солнечную погоду?”
Трудности фотографирования вполне понятны – чаще всего люди идут фотографироваться в самое удобное для них время – днём, в солнечную погоду, когда приятно прогуляться по парку, посидеть на берегу пруда…ну, и сделать несколько запоминающихся фотографий. И всё бы хорошо, но! днём светит
солнце.
Мы берём фотоаппарат, делаем фотографию, смотрим на экран фотоаппарата и нас, вроде бы, всё устраивает.
Однако, приходим домой, копируем фотографии на компьютер и видим, что на лицах у нас видны дикие пересветы, в тенях деревьев – глубокие тени, а зачастую фотоаппарат вообще не смог поймать резкость из-за солнечных лучей, попавших в объектив.
В чём проблема и что же можно с этим поделать?
Причина многих пересвеченных кадров, сделанных в солнечную погоду, примерно в том же, почему мы не видим рельефа на солнце – диапазон возможностей фотоаппарата (и человеческого глаза) ограничен – диапазон яркостей, которые может фиксировать фотоаппарат, называется динамическим диапазоном. И этот диапазон имеет определённые пределы.
Поэтому, если у Вас на фотографии 2 предмета, имеющих слишком большой разброс по яркости, Вам трудно будет сфотографировать оба предмета, не потеряв детализацию одного из них.
Один из этих предметов будет внутри динамического диапазона фотоаппарата (и будет хорошо отображён на фотографии – со всеми деталями), второй предмет будет выходить за эти пределы, а значит на фотографии это будет просто белое или чёрное пятно без деталей.
В солнечную погоду как раз такая ситуация. Те участки фотографии, которые освещены прямыми солнечными лучами, имеют слишком высокую яркость, а тени слишком глубокие.Конечно, технологии не стоят на месте и динамический диапазон фотоаппаратов сейчас довольно большой, но зачастую этого диапазона не хватает.
Ответ простой: надо сделать так, чтобы разброс яркостей всех предметов в кадре был не столь велик.
Как это сделать?
Есть 2 варианта решения этой задачи: или сделать тени светлее, или приглушить света.
Приглушить солнечный свет мы не можем, а вот сделать тени светлее мы можем – но это касается только портретов – сделать все тени в кадре, если туда входит природа (тени под деревьями, тени от домов и т.д.) мы, увы, не можем.
Именно поэтому знающие фотографы фотографируют пейзажи, как правило, на рассвете или на закате, когда солнце уже не так сильно
светит и разброс яркостей в кадре меньше, чем в полдень.
Вернёмся к портретам. Как фотографировать человека в солнечную погоду, чтобы на лице не было пересветов или глубоких теней?
Чтобы не затруднять себя трудоёмкой обработкой пересвеченных лиц на фотографии, попробуйте во время фотосессии сделать освещение на лице модели равномерным. Попробуем это сделать за счёт того или иного расположения модели относительно солнца. В некоторых случаях будем использовать дополнительную фото-технику.
Итак, самый нежелательный вариант – это расположение модели лицом к солнцу.
Во-первых, под носом и подбородком модели появляются глубокие тени, а во-вторых, солнце светит в лицо модели и зачастую видно на фотографии, что модель щурится. Именно поэтому такой вариант расположения модели относительно солнца используется редко.
Второй вариант. Расположение модели боком к солнцу.
Особенности такого расположения модели: – одна сторона лица освещена, вторая находится почти полностью в тени (половина лица видна, половина нет), – тень от носа получается ещё больше, чем в предыдущем примере, – область шеи сильно затемнена тенью от подбородка, – глаза частично находятся в глубокой тени, что сильно сказывается на общем восприятии фотографии (помним, что взгляд модели – это смысловой центр портрета и он должен быть отчётливо виден).
Здесь налицо сильный разброс по яркости освещённой и неосвещённой частей лица. В качестве решения проблем с глубокими тенями, можно предложить следующее: подсвечиваем неосвещённую часть лица с помощью отражателя или выносной вспышки.
Тени от носа и подбородка станут менее глубокими – свето-теневые переходы будут более мягкими. Такая фотография будет смотреться гораздо приятнее.
Третий вариант: фотографируем модель, расположив её спиной к солнцу.
Такое расположение модели относительно солнца более предпочтительно (хотя в народе бытует мнение, что так делать нельзя).
Порой фокусировка на модели в этом случае будет затруднительна, однако, если сфокусироваться удалось, то фотография будет иметь явное преимущество – лицо модели будет освещено равномерно, а солнечные лучи будут подчёркивать силуэт модели .
Иногда также на фотоснимке появляются интересные радужные блики (хотя не все их любят). В любом случае, Вам не придётся выравнивать свето-теневой рисунок на лице (подсвечивать тени), а значит не нужно брать с собой на фотосессию дополнительное фото-оборудование.
Как мы уже сказали, при таком расположении модели может получиться так, что солнце будет попадать в объектив фотоаппарата – фокусироваться в этом случае будет сложно (иногда, конечно, помогает бленда объектива, но далеко не всегда), а фотография теряет контраст и появляются радужные блики. Несмотря на это, такие фотографии смотрятся очень даже интересно.
Самое простое решение задачи фотографирования в солнечную погоду – это расположить модель в тени дерева или дома – лучи солнца вообще не будут попадать на лицо модели, а значит и не нужно будет выравнивать яркость отдельных участков лица.
Но чтобы в кадре было ощущение солнечного дня важно, чтобы в кадр вошла часть композиции, освещённая солнцем. Таким образом, Вы получаете равномерно освещённую модель и ощущение солнечного дня. Отметим, что такое решение задачи выгодно ещё и тем, что для фотосессии Вам не понадобится дополнительное фото-оборудование.
По аналогии, можно расположить модель в тени любого другого предмета – например, дерева.
Но по опыту скажем, что не всегда легко найти такое дерево, под которым есть место, где была бы сплошная тень – обычно сквозь листья деревьев пробиваются лучи, которые будут оставлять на лице модели световые пятна – такие портреты сложно редактировать, а световые блики делают лицо модели менее привлекательным.
Ну, и самый трудоёмкий способ сделать освещение лица модели равномерным – это расположить между солнцем и моделью белую полупрозрачную материю большой площади – тогда на модель будет светить уже не солнце (солнце – это жёсткий свет), а материя – и это будет мягкий свет. Но соорудить такую конструкцию сложновато, поэтому этот вариант реализуют при организации крупных коммерческих фото- и видео- съёмок.
Как видите, фотографировать днём на солнце не всегда просто. Поэтому для начинающих фотографов всё-таки лучше начинать учиться фотографировать в более благоприятных условиях, когда небо затянуто облаками или в золотые часы фотографа (ближе к рассвету или закату).
Источник