Меню

Как пишется параллельная вселенная

Поиск ответа

Всего найдено: 15

Вопрос № 306085

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, в сочетаниях типа » вселенная Marvel», » вселенная «Звездных войн»» и т.д. слово » вселенная » лучше писать с большой или с маленькой буквы? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

В приведенных Вами контекстах (то есть не в терминологическом значении ‘космос со всеми космическими объектами как единое целое’) слово вселенная лучше писать со строчной буквы. Такое написание подчеркнет смысловой сдвиг – употребление слова в нарицательном значении «весь мир художественного произведения или автора». По нашим наблюдениям, в подобном значении преобладает именно написание со строчной буквы.

Подскажите, нужна ли запятая перед как: Расскажем как создавалась наша вселенная , отметим успехи.

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте. скажите, пожалуйста, с какой буквы пишется слово Вселенная . Благодарю!

Ответ справочной службы русского языка

Вселенная пишется с большой буквы как астрономический термин (в знач. «космос, мироздание»): строение Вселенной, тайны Вселенной . В знач. ‘вся земля, все страны’ это слово пишется с маленькой буквы.

Когда следует писать слово » вселенная » с маленькой буквы, а когда с большой буквы?

Ответ справочной службы русского языка

Вселенная пишется с большой буквы как астрономический термин (в знач. «космос, мироздание»): строение Вселенной, тайны Вселенной. В знач. ‘вся земля, все страны’ это слово пишется с маленькой буквы.

Здравствуйте, уважаемые грамотеи! Помогите, пожалуйста. Названия конкурсов красоты принято писать: «Мисс ВселеннАЯ «, «Мисс РоссИЯ», «Миссис планетА», но «Мисс мирА». Верно ли это и как объяснить, почему в первых трёх вариантах второе слово не склоняется, а в последнем окончание меняется? Заранее благодарю.

Ответ справочной службы русского языка

Названия этих титулов, как правило, являются дословными и однотипными переводами с английского языка, этим обусловлено несклонение. Мисс мира выпадает из общего списка — это название, вероятно, появилось раньше и успело подвергнуться грамматическому освоению в русском языке.

Помогите, пожалуйста, рассавит знаки препинания в предложении:

Ты бываешь такая разная-
То капризная, то прекрасная,
То хозяюшка офигенная,
То красавица — Мисс Вселенная .

Ответ справочной службы русского языка

Вместо тире в первой строчке нужно поставить двоеточие.

Здравствуйте! Могу ли я узнать, откуда произошло удивительное выражение «свет сошелся клином». Спасибо.
Сергей Пригоров

Ответ справочной службы русского языка

Это оборот собственно русский. Слово свет употребляется здесь в значении ‘земля со всем существующим не ней, мир, вселенная ‘, а клин – ‘маленький участок земли малоземельного крестьянина’. Первоначальный смысл оборота свет не клином сошелся такой: «земля широка, просторна, представляет большие возможности для какой-либо деятельности». А широко известная песенная строка на тебе сошелся клином белый свет – утверждение огромной значимости любимого человека для лирического героя (все мысли замыкаются на любимом человеке, подобно тому как весь мир сходится на маленьком клочке земли).

Бывшая «мисс Вселенная ! — нужны кавычки?
обращаться на Вы — с прописной и без кавычек?

Ответ справочной службы русского языка

1. Кавычки нужны. 2. Написано верно.

Уважаемые сотрудники «Справочного бюро»! Согласно каким правилам разграничивалось написание букв «и» и «i» в словах до отмены последней? С уважением, Вл.Марченко

Ответ справочной службы русского языка

Буква i («и десятеричное») употреблялась перед гласными и перед Й (в том числе в словах иностранного происхождения: _патрiархъ_). Она писалась также в слове _мiръ_ в значении ‘ вселенная ‘ (в отличие от _миръ_ ‘покой, тишина’) и в производных от него: _мiрской, мiровой_. Исключения составляли слова, образованные путем слияния двух слов, из которых первое оканчивалось на И: это И сохранялось и в том случае, когда второе слово начиналось с гласной: _пятиалтынный, ниоткуда_. Только слова с приставкой _при_ писались по общему правилу: перед гласной _и_ менялось на _i_, например: _прiобщить, прiуныть_.

Здравствуйте! Скажите пожалуйста, «то есть» нужно с обоих сторо выделять запятыми? Например, в предложении «Это мир, то есть, вселенная » и подобных.

Ответ справочной службы русского языка

Запяатя ставится только перед _то есть_: _Этот мир, то есть Вселенная _.

Ответ справочной службы русского языка

См. в разделе «Словари» — статья « Вселенная в алфавите».

Для чего нужен словарь? Как он устроен? Какая информация есть в словаре?

Ответ справочной службы русского языка

См. статью « Вселенная в алфавите» в левой колонке в http://slovari.gramota.ru/ [разделе «Словари»].

Напишите пожалуйстаантонимы следующих слов: вселенная , сваха, смазка, великан, матрица (в штамповке), стужа, грубость, живот.

Ответ справочной службы русского языка

Пожалуйста, воспользуйтесь окном «Проверка слова».

Добрый день! — очень прошу подсказать — в каких случаях по правилам дореволюционной орфографии — в словах писалась десятеричная i? — заранее благодарю.

Ответ справочной службы русского языка

Десятеричное i писалось перед гласными и Й, например: _сiять, позднiй_, а также в слове _мiръ_ ( вселенная ). Перед согласной писалось всегда и.

фамилия женщины Черненькая. Будет ли соответсвующая фамилия мужчины Черненький? Или это слово по родам не изменяется? То же, только наоборот, фамилия мужчины Вселенный. Женский вариант фамилии — неужто Вселенная ? спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Да, именно так: он — Вселенный, Черненький, она — Вселенная , Черненькая.

Источник

Как правильно пишется словосочетание «параллельная вселенная»

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова сцепщик (существительное):

Ассоциации к слову «параллельный&raquo

Ассоциации к слову «вселенная&raquo

Синонимы к словосочетанию «параллельная вселенная&raquo

Предложения со словосочетанием «параллельная вселенная&raquo

  • Говоря проще, многомировая интерпретация – это теория существования параллельных вселенных.

Цитаты из русской классики со словосочетанием «параллельная вселенная»

  • Между тем находились и находятся даже и теперь геометры и философы, и даже из замечательнейших, которые сомневаются в том, чтобы вся вселенная или, еще обширнее — все бытие было создано лишь по эвклидовой геометрии, осмеливаются даже мечтать, что две параллельные линии, которые, по Эвклиду, ни за что не могут сойтись на земле, может быть, и сошлись бы где-нибудь в бесконечности.

Сочетаемость слова «параллельный&raquo

Сочетаемость слова «вселенная&raquo

Значение слова «параллельный&raquo

ПАРАЛЛЕ́ЛЬНЫЙ , —ая, —ое; —лен, —льна, —льно. 1. Мат. Находящийся на всем протяжении на равном расстоянии от другой линии (плоскости) и при продолжении не пересекающийся с нею. Параллельные линии. Параллельные плоскости. (Малый академический словарь, МАС)

Читайте также:  Центр моей вселенной тебя больше нету

Значение слова «вселенная&raquo

ВСЕЛЕ́ННАЯ , —ой, ж. 1. Вся система мироздания, весь мир. Строение вселенной. (Малый академический словарь, МАС)

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «параллельный&raquo

ПАРАЛЛЕ́ЛЬНЫЙ , —ая, —ое; —лен, —льна, —льно. 1. Мат. Находящийся на всем протяжении на равном расстоянии от другой линии (плоскости) и при продолжении не пересекающийся с нею. Параллельные линии. Параллельные плоскости.

Значение слова «вселенная&raquo

ВСЕЛЕ́ННАЯ , —ой, ж. 1. Вся система мироздания, весь мир. Строение вселенной.

Предложения со словосочетанием «параллельная вселенная&raquo

Говоря проще, многомировая интерпретация – это теория существования параллельных вселенных.

То, что реально происходит, и то, что мы об этом думаем, – зачастую две параллельные вселенные.

Сама идея параллельных вселенных когда-то рассматривалась учёными с изрядной долей подозрения и считалась областью деятельности мистиков, шарлатанов и больших оригиналов.

Синонимы к словосочетанию «параллельная вселенная&raquo

Ассоциации к слову «параллельный&raquo

Ассоциации к слову «вселенная&raquo

Сочетаемость слова «параллельный&raquo

Сочетаемость слова «вселенная&raquo

Морфология

Правописание

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

Как правильно пишется словосочетание «параллельные вселенные»

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова дюнный (прилагательное):

Ассоциации к слову «параллельный&raquo

Ассоциации к слову «вселенная&raquo

Синонимы к словосочетанию «параллельные вселенные&raquo

Предложения со словосочетанием «параллельные вселенные&raquo

  • Наверное, это параллельная вселенная, где всё перевернулось с ног на голову.

Цитаты из русской классики со словосочетанием «параллельные вселенные»

  • Между тем находились и находятся даже и теперь геометры и философы, и даже из замечательнейших, которые сомневаются в том, чтобы вся вселенная или, еще обширнее — все бытие было создано лишь по эвклидовой геометрии, осмеливаются даже мечтать, что две параллельные линии, которые, по Эвклиду, ни за что не могут сойтись на земле, может быть, и сошлись бы где-нибудь в бесконечности.

Сочетаемость слова «параллельный&raquo

Сочетаемость слова «вселенная&raquo

Значение слова «параллельный&raquo

ПАРАЛЛЕ́ЛЬНЫЙ , —ая, —ое; —лен, —льна, —льно. 1. Мат. Находящийся на всем протяжении на равном расстоянии от другой линии (плоскости) и при продолжении не пересекающийся с нею. Параллельные линии. Параллельные плоскости. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «вселенная&raquo

ВСЕЛЕ́ННАЯ , —ой, ж. 1. Вся система мироздания, весь мир. Строение вселенной. (Малый академический словарь, МАС)

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «параллельный&raquo

ПАРАЛЛЕ́ЛЬНЫЙ , —ая, —ое; —лен, —льна, —льно. 1. Мат. Находящийся на всем протяжении на равном расстоянии от другой линии (плоскости) и при продолжении не пересекающийся с нею. Параллельные линии. Параллельные плоскости.

Значение слова «вселенная&raquo

ВСЕЛЕ́ННАЯ , —ой, ж. 1. Вся система мироздания, весь мир. Строение вселенной.

Предложения со словосочетанием «параллельные вселенные&raquo

Наверное, это параллельная вселенная, где всё перевернулось с ног на голову.

Ну да, где-то там люди что-то танцуют, но для меня это была какая-то параллельная вселенная, которая меня совершенно не интересовала.

Она училась в колледже, жила не с нами, а в параллельной вселенной, где одеваются в эльфов и борются с орками в парке возле университета.

Синонимы к словосочетанию «параллельные вселенные&raquo

Ассоциации к слову «параллельный&raquo

Ассоциации к слову «вселенная&raquo

Сочетаемость слова «параллельный&raquo

Сочетаемость слова «вселенная&raquo

Морфология

Правописание

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

Параллельная вселенная (фантастика)

Паралле́льный мир (в фантастике) — реальность, существующая каким-то образом одновременно с нашей, но независимо от неё. Эта автономная реальность может иметь различные размеры: от небольшой географической области до целой вселенной. В параллельном мире события происходят по-своему, он может отличаться от нашего мира как в отдельных деталях, так и кардинально, практически во всём. Физические законы параллельного мира не обязательно аналогичны законам нашего мира; в частности, иногда допускается существование в параллельных мирах таких явлений, как магия.

Cоздав иллюзию из праха, ты думал, что творенье разума она
Твой Пылающий мир, летящий в небеса,
Изливающий Небесный огонь на все вокруг.
— Герцог Ньюкасл о публикации романа его жены Маргарет «Пылающий мир» (1666), который, хотя этот факт и оспаривается, считается первой историей с альтернативной реальностью, выпущенной на английском языке.

Содержание

Идея параллельного мира

Фантастика, по сути, не изобрела идею «другого мира», а заимствовала её из мифологии. Описанные в мифах Рай, Ад, Олимп, Валгалла — классические примеры «альтернативных вселенных», отличающихся от привычного нам реального мира. Помещение действия в альтернативный мир (по сравнению с описанием будущего или прошлого нашего мира) позволяет обойтись без усилий, связанных с достижением правдоподобия (наукообразного обоснования картины будущего или соответствующей историческим источникам картины прошлого), при этом предоставляя практически безграничные возможности в построении необходимой автору «сцены» для описываемого действия.

В жанре фэнтези часто используется представление о вселенной (мультивселенной) как о наборе независимых «плоскостей существования» (одной из которых является привычный нам мир), в которых законы природы различаются. Таким образом даётся логическое объяснение возможности магических явлений (являющихся частью данного жанра) в некоторых из таких «плоскостей».

Параллельные миры могут описываться и абсолютно независимыми от нашего реального мира и друг от друга, и взаимодействующими. Во втором случае взаимодействие может заключаться либо в возможности при определённых обстоятельствах проникновения из одного мира в другой (условно говоря, наличии «дверей» между мирами), либо в существовании в этих мирах определённых мест, где они пересекаются (сливаются).

Иногда идея параллельных реальностей описывается в виде, внедрённом в нашу реальность. Так, в рассказе Хорхе Луиса Борхеса «El jardín de senderos que se bifurcan» («Сад расходящихся тропок») исследователь обнаруживает манускрипт китайского автора, где одна и та же история излагается несколько раз, причём описания противоречат друг другу; затем внук автора манускрипта объясняет, что родственник воспринимал время как набор «расходящихся тропок», где различные события происходят параллельно и одновременно.

Читайте также:  Город талса центр вселенной

Параллельный мир может не иметь исторического отношения к любому другому миру; как, например, в романе Стивена Бакстера «Плот», в основе которого — реальность, где постоянная силы тяжести больше, чем на нашей планете. Нужно отметить, что граница между научной фантастикой и фэнтези становится более размытой, чем обычно, когда идет речь об историях, эксплицитно покидающих вселенную, с которой мы знакомы, когда наша вселенная изображается как часть мультивселенной. Жанр в этом случае определяется в большей мере темой, особенностями художественного оформления и расставленных акцентов, а также деталями истории, которые автор желает пояснить и тем, как они объясняются. Так, например, Нарния — фэнтези в чистом виде, телевизионный сериал «Скользящие» — в чистом виде научная фантастика, но такие работы, как сериал Фармера «Многоярусный мир» — нечто среднее.

Логика системы параллельных миров

В большом количестве фантастических произведений никакого объяснения природы параллельных миров не даётся, их существование и свойства просто постулируются. Однако во многих случаях делается попытка так или иначе логически объяснить существование параллельных миров и возможность перемещения людей и предметов между ними. Далее описаны основные логические концепции, предлагаемые авторами фантастики.

Другие пространственные измерения

Предполагается, что реальная Вселенная в действительности имеет не три пространственных измерения, а больше. После такого предположения делается естественное (и математически правильное) обобщение понятия «параллельности»: если в двумерном пространстве (на плоскости) могут существовать параллельные прямые, а в трёхмерном пространстве — параллельные прямые и плоскости, то естественно, что в четырёхмерном (и бо́льшего числа пространственных измерений) пространстве могут существовать параллельные (то есть не пересекающиеся друг с другом, но при этом существующие, возможно, совсем рядом) трёхмерные пространства. Далее достаточно предположить, что мы, в силу каких-то причин, не можем воспринимать непосредственно эти «дополнительные» пространственные измерения, и получится логически достаточно стройная картина множественности миров.

— … Просто разные измерения. Ты слышал, наверно, о теории параллельных пространств.
— Ну, Глеб… это же наивная теория. Старый сюжетный крючок для детских фантастических рассказов. И потом — это именно теория, не больше…
— А собственно, почему наивная? Посуди сам: если могут быть параллельные линии и параллельные плоскости, почему не может быть параллельных трехмерных пространств?
Яр покачал головой:
— Чёрт его знает… Я себе это объяснял как-то по-другому.
— Я тоже пытался объяснить по-всякому. Но все равно в голове застревает детская картинка: понимаешь, пространства вроде прозрачных кубиков, плотно прижатых друг к другу… И вот наши друзья-манекены своими взрывами и экспериментами что-то сдвинули, нарушили в этой кристаллической решетке. Кубики сдвинулись, проломили друг друга, по ним пошли трещины… В одну такую трещину и занесло сюда по рельсовой колее начинающего журналиста Глеба Вяткина…
Владислав Крапивин. «Голубятня на жёлтой поляне», Книга 3, «Мальчик и ящерка»

В некоторых случаях под миром понимается не только пространственная составляющая, но и время, которое понимается как четвёртое измерение. В этом случае возможно параллельное сосуществование четырёхмерных миров, в каждом из которых время течёт по-своему.

Перемещение между мирами в многомерной системе может объясняться либо созданием принципиально новой техники, дающей возможность перемещаться вдоль «дополнительных» координатных осей, либо просто тем, что разные миры в определённых местах пересекаются или соприкасаются (так же, как могут соприкасаться линии на плоскости или поверхности в трёхмерном пространстве). Совершив путешествие вдоль этих дополнительных осей, которые естественным образом нельзя почувствовать, путешественник может достичь миров, которые недостижимы и невидимы. В одной из первых работ в жанре современной научной фантастики — «Машина времени» Г. Уэллса, — время в этом смысле использовалось как дополнительное «измерение». Герой, взяв модель четырехмерного мира из классической физики и интерпретацию времени как пространственного измерения, нашёл способ перемещаться во времени.

Существует много примеров, когда автор создает дополнительное пространственное измерение, в котором герои могут путешествовать, чтобы добраться до параллельных вселенных. Дуглас Адамс в своей последней книге из серии «Автостопом по галактике» использует идею о возможности дополнительной оси дополнительно к традиционным четырем измерениям пространства и времени. Однако, если судить по роману, в действительности это вообще не параллельные вселенные, а только модель охвата протяженности пространства, времени и вероятности. Роберт Э. Хайнлайн в книге «Число зверя» допускал наличие шестимерной вселенной. В дополнение к трем пространственным измерениям, он применял понятие симметрии, чтобы добавить два новых временных измерения, так, чтобы получилось два комплекта из трех. Как и ситуации с четвертым измерением в «Машине времени» Г. Уэллса, путешествующий во времени человек может преодолеть эти дополнительные измерения при наличии соответствующего оборудования.

Хотя это технически неправильно, понятие «другого измерения» стало синонимом понятия «параллельный мир». Его использование стало привычным в фильмах, на телевидении и комиксах, и гораздо меньше в прозе современной научной фантастики даже тогда, когда собственно о пространственных измерениях речи не идёт.

Параллельные миры как реализация многовариантности событий

Иногда постулируется образование «иных миров» в ситуациях, когда определённое событие может иметь более одного возможного исхода. Крайним выражением такого подхода является картина мультивселенной, в которой существует практически бесконечное количество миров, отличающихся друг от друга тем, что в них определённое событие (хотя бы одно) имело различные исходы. При принятии такого предположения оказывается, что любая возможность в каком-то из миров непременно реализуется, и наш мир отличается от прочих только тем, что в нём реализовался один определённый набор возможностей.

В других случаях появление параллельных миров объявляется результатом действий путешественников во времени: когда некто, переместившийся на машине времени в прошлое, воздействует на некоторое событие, изменяя его исход, появляется новая вселенная, и дальнейшие события идут уже по другому пути. При этом судьба путешественника может быть различной: в одних случаях предполагается, что по возвращении назад он окажется в собственном времени (то есть не почувствует изменения истории), в других — изменивший события путешественник вернётся в будущее нового, созданного им мира, исчезнув из своей родной реальности.

Некоторые авторы допускают возможность последующей «состыковки» параллельных реальностей: предполагается, что через некоторое время после воздействия, изменившего ход событий, результаты этого воздействия могут нивелироваться — созданный параллельный мир окажется эквивалентен исходному и сольётся с ним. Параллельная реальность оказывается неким подобием «объездного пути» на дороге; отделившись однажды, она некоторое время существует самостоятельно, но потом возвращается к своей основе. В этом случае возникает интересное следствие: оказывается, что прошлое, которое мы полагаем однозначным и неизменным, может быть столь же многовариантным, как и будущее; может существовать несколько вариантов прошлого одного и того же мира, при этом невозможно сказать, какой из вариантов правилен, а какой ложен.

Читайте также:  Жизнь во вселенной поиски результаты

— Не занимайся ерундой. Если ты помнишь своё детство, значит, оно у тебя было, а всё остальное — бесполезная философия. А если в один прекрасный день вместо одного детства ты вспомнишь два или три — тем лучше. От богатства, которое само в руки идёт, не отказываются.
Макс Фрай. «Хроники Ехо 2. Властелин Морморы»

Амбер

У Роджера Желязны в цикле фэнтезийных романов «Хроники Амбера» описана система параллельных миров, существующих вокруг единственного действительно реального мира — Амбера. Амбер реален, все остальные миры (включая и полагаемый нами реальным мир Земли) есть не более чем «отражения» — подобия Амбера, созданные людьми, способными творить параллельные миры. В целом идея «отражений» в амберском цикле аналогична идее древней легенды о художнике, нарисовавшем картину и ушедшем в неё жить. Немногие посвящённые в тайну творения отражений могут, выехав из Амбера, создать отражение по собственной прихоти, войти в него и жить там, если пожелают. При этом отражение, когда его покидает создатель, продолжает существовать и жить своей жизнью.

«Кристаллическая Вселенная» Владислава Крапивина

В российской фантастике наиболее стройную картину вселенной, состоящей из множества параллельных миров, построил Владислав Крапивин в своём цикле «В глубине Великого Кристалла». Согласно идеям этого цикла, Вселенная представляет собой некое подобие многомерного кристалла, в котором каждая грань — отдельный мир, но четвёртым измерением (а также измерениями высших порядков) является не время, а многовариантности развития. Миры, соседствующие на Великом Кристалле, вследствие этого, могут разительно отличаться внешне, но по сути однотипны — они оказываются приблизительно на одном уровне экономического и социального развития, проблемы и свершения в них примерно одни и те же.

Гиперпространство и параллельные миры

Широко используемая в научной фантастике идея гиперпространства есть ни что иное как вариант идеи параллельного мира. Используемое в научной фантастике понятие «гиперпространство» соотносится с параллельной вселенной, которая используется как средство перемещения со скоростью большей скорости света, для межзвездных путешествий. Обоснования для существования этой формы гиперпространства варьируются от работы к работе, но существуют два общих элемента:

  1. по крайней мере, некоторые (если не все) объекты на карте мира гиперпространства соответствуют объектам нашей вселенной, обеспечивая, таким образом, точки «входа» и «выхода» для путешественников.
  2. время перемещения между двумя точками в гиперпространстве меньше времени для перемещения между аналогичными объектами в нашей вселенной. Это происходит либо благодаря разнице в скорости света, либо из-за различной скорости течения времени, либо потому, что аналогичные объекты в гиперпространстве находятся ближе друг к другу.

Иногда понятие «гиперпространство» используется как обозначение многомерного мира с дополнительными пространственными измерениями. В этой модели наша трёхмерная вселенная представляется как «вмятая» в какое-либо более высокое пространственное измерение, и, перемещаясь в это измерение, корабль может преодолевать огромное расстояние в обычном пространстве. Так как эта концепция предлагает «новое измерение», оно уже не вполне соответствует идее параллельного мира.

Сюжеты

В сюжетном смысле идея параллельного мира может быть использована по-разному.

  • Действие целиком помещается в другой мир, и все описываемые герои являются уроженцами данного мира (классический пример — «Властелин колец»). В таком случае само понятие «параллельный мир» в произведении может не упоминаться вовсе, хотя фактически описываемая реальность полностью соответствует данному понятию. Основной причиной использования параллельного мира в таких сюжетах обычно является свобода, которую даёт выход за пределы известной нам реальности, либо необходимость введения явлений и факторов, отсутствующих в реальном мире (боги, магия, необычные физические законы и так далее).
  • Действие целиком помещается в другой мир, но один или несколько героев не являются уроженцами данного мира (обычно они являются уроженцами нашего мира, в силу неких обстоятельств попавшими в параллельный мир). Так обстоит дело в «Хрониках Нарнии» Клайва Льюиса или, например, в первых книгах цикла «Сварог» Александра Бушкова. В подобных случаях параллельный мир может использоваться автором двояко: с одной стороны, как и в предыдущем случае, в качестве средства создания «сцены» для действия героев, не ограниченной законами и историей нашего мира, с другой — как способ показать поведение человека нашего, реального мира в обстоятельствах, далеко выходящих за рамки того, что человек может предположить. В одних произведениях упор делается на способности человека адаптироваться в совершенно чуждой ему реальности и становиться адекватным ей, в других — на том, что современный человек в иной реальности может выжить и достичь успеха, оставаясь самим собой и сопротивляясь влиянию среды. Особняком стоит характерный сюжет, в котором герой, оказавшись в параллельном мире, сначала обнаруживает в себе необычные способности, а затем узнаёт, что в действительности он является уроженцем именно этого мира, по каким-то причинам выброшенным за пределы своей реальности и потерявшим память. Эти сюжеты разработаны в произведениях Роджера Желязны и в первой книге «Многоярусного мира» Филипа Фармера.
  • Герои действуют в нескольких мирах, перемещаясь из одного в другой, или путешествуя во времени, активно участвуют в создании, изменении и модификации миров. В американской фантастике примером могут служить Кольцо вокруг солнцаКлиффорда Саймака и философское фэнтези Порог Урсулы ле Гуин. В российской фантастике в качестве примера можно привести последние произведения цикла «В глубине Великого Кристалла» Крапивина или цикл «Одиссей покидает Итаку» Василия Звягинцева. Таким же образом идея параллельных миров используется в трилогии Филипа Пулмана «Тёмные начала».
  • Иная реальность тем или иным образом вторгается в обычную жизнь нашего мира. Английская героиня книги Саргарет Кавендиш отправляет подводные лодки и «людей-птиц», вооруженных «огненными камнями», обратно через врата Пылающего мира на Землю, чтобы уничтожать врагов Англии. Краснознаменный Тихоокеанский Флот великого Советского Союза из параллельного мира в дилогии «Красные звезды (Встречный катаклизм , Параллельный катаклизм)» Фёдора Березинапериодически появляется в нашем мире и успешно ведет войну с американцами.
  • В произведениях «мрачной» фэнтези и в книгах ужаса параллельный мир — это место, где скрываются опасные вещи и существа, и часто герой вынужден противостоять нападению из другой реальности. Так происходит в большинстве книг Лавкрафта и серии компьютерных игр

Источник

Adblock
detector