езидские слова
1 Есть обиходные (часто употребляемые) слова
2 Я не знаю такого слова
3 παραλήρημα
4 ρητό
5 τσιμουδιά
6 тамъён’ыткогыргын
7 тъымпэн’этык, ы’мпэн’этык
8 ы’мпан’атгыргын
9 айват
Айват мутемым, уныкам, ит мондо. 3. Ермакова. Мои хорошие слова, внучек, не забудь.
Элна кушкеш, пелед саскаҥ, илаш айват, илаш ласка. М. Казаков. Страна цветёт, развивается, жить хорошо, жить прекрасно.
Поэтын шӱмыш пӱтынь ям ден айват муро семынак шыҥа. Ю. Чавайн. В сердце поэта впитывается вся прелесть и красота, как песня.
10 айда-лийже
Вӱдыжгӧ шинчаж дене ӱмбакем айда-лийже ончале, пуйто мыйым кенеташте ыш пале. М.-Азмекей. Влажными глазами небрежно посмотрел на меня, будто сразу не узнал.
Акнашын ачаже ушан: айда-лийже еҥлан ок ӱшане. С. Чавайн. Отец у Акнаша умный: не верит бестолковым людям.
Пачката пыл гай айда-лийже мут вурс мардеж дене тек шаланыже. М. Казаков. Вздорные слова, как маленькие облака, пусть развеются силой стального ветра.
11 айманыше
Айманыше кидшым оҥ воктек ишен, рвезе кынел шогале. Прижав ушибленную руку к груди, парень встал.
Айманыше ӱдыр, нимом пелештыде, шып шинча. Стеснительная девушка, не говоря ни слова, сидит тихо.
12 аймыл
Йӱкта сайын шем Миклайым, аймыл мутым ойлыштеш. О. Ипай. Поит усердно смуглого Миклая, говорит глупые слова.
13 айыпан
Агрономын шомакше уэш лӱшкымашым кынелтыш: молым пукшаш мый айыпан улам мо? А. Эрыкан. Слова агронома снова подняли шум: кормить других я виноват что ли?
14 алал
Эрмак вуйжым рӱзалта, ойгыралтен воштылеш: Алал еш. Ужат, Акпарслан мо кӱлеш! Алал еш кӱлеш. С. Чавайн. Эрмак мотнул головой, грустно засмеялся: Милая семья. Видишь, что нужно Акпарсу! Милая семья нужна.
Пуйто алал йолташет кидпӱанышке тыйым налеш, наҥгая унала. М. Казаков. Словно милый друг, берёт тебя под ручку и ведёт в гости.
Ок йом поро еҥын алал шонымашыже, кунам-гынат савырнен пӧртылеш. К. Васин. Не пропадёт доброе намерение доброго человека, когда-нибудь возвратится к нему.
Шогалыт шоҥго еҥ-влакат. Алал шомакыштым ойлат, мемнам атакыш ужатен. М. Казаков. Остановятся и старики. Говорят нам добрые слова, провожая нас в атаку.
Тиде кумалтыш алал лийже. Кум. мут. Пусть эти мольбя будут угодными.
Алал лийже шомакет, Саскай. А. Конаков. Пусть будут, Саскай, желанными твои слова.
Але лудо, нимат огыл мераҥат, керемет ок васартыл, алал налеш. Н. Мухин. Утка ли, заяц – ничего, кереметь не привередничает, берёт охотно.
Кугу юмо, тиде кумалтышым алал йӧратен нал. Кум. мут. Великий бог, прими это моление благожелательно.
15 алалым пуаш
Идиоматическое выражение. Основное слово:
16 ала-мо семын
Арсений Ивановичын тиде мутшо мыланем ала-мо семын сӧралын шоктыш. А. Асаев. Эти слова Арсения Ивановича показались мне необыкновенно красивыми.
Идиоматическое выражение. Основное слово:
17 алмаз
Алмаз гай чапле мутым кычалын, каем мый эрдене пуйто курыклаш. М. Емельянов. Я иду будто в горы утром искать слова, красивые как алмаз.
Чыла яндам ӱштын, поген нал да Прокопий Варфоломеевичлан каласе: янда ден алмазым налын толжо. В. Косоротов. Протри все стёкла, сложи, скажи Прокопию Варфоломеевичу, пусть принесёт стёкла и алмаз.
Алмаз курык воктене чодыра кушкын шогалын. У горы алмазной вырос лес.
18 аҥгас
Лукан тиде аҥгас мутшо воштылтышым тарватыш. Д. Орай. Эти бранные слова Луки вызвали смех.
19 аҥыртараш
Коҥга аҥыртара печь делает угорелым.
Пӧртыштӧ пеш шыгыр, тамак шикш вуйым аҥыртара. О. Тыныш. В доме очень тесно, угоришь от табачного дыма.
Кӱчызӧ ден кӱтӱзӧ иктак, ида аҥыртаре вуемым. Я. Ялкайн. Нищий и пастух одно и то же, не морочьте мне голову.
Ончыкылык кугу парыш нерген шонкалымаш оза-влакын вуйыштым аҥыртара. К. Исаков. Мысли о будущих больших барышах морочат головы хозяев.
Кугуракышт верч Макарова ок ойгыро, а вот тыгыде ньогамытше чотак аҥыртарат. П. Корнилов. О старших Макарова не беспокоится, а вот младшие порядочно досаждают ей.
Эчан иктаж кум гана перымаштак Вӧдырым аҥыртарыш. Н. Лекайн. Тремя ударами Эчан оглушил Вёдыра.
Тый ондак тудым пукшо, арака дене вуйжым аҥыртаре, а вара йӧн дене тӱҥал. Н. Лекайн. Ты сначала его накорми, одурмань голову водкой, а потом потихоньку начинай.
Пӧръеҥ-влакын мутышт мыйым аҥыртара. М. Евсеева. Слова мужчин вскружат мою голову.
(Микале) ӱй гай йылмыж дене ӱдырым ынже аҥыртаре веле. А. Березин. Микале не вскружил бы голову девушке своими ласковыми словами.
Нарушитель, аҥыртараш тӧчен, пограничник-влакым ондален коштыктынеже улмаш. «Ончыко» Нарушитель, пытаясь ввести пограничников в заблуждение, хотел направить их по ложному пути.
20 артель
Тошто староста Ефимат черетыш возалтеш, молат артельыш ушнат. Я. Элексейн. В очередь записывается и бывший староста Ефим, вступают в артель и другие.
Ургыкташ артельышкат шуко намият. Д. Орай. Много приносят шить и в артель.
Тыге Дуня кува шке йырже изи артельым поген. А. Асаев. Так бабка Дуня вокруг себя собрала артель.
Пылышыжлан «артель паша», «колхоз» да моло мут солна. П. Корнилов. До его ушей доносятся слова «артельная работа», «колхоз» и другие.
См. также в других словарях:
Езиды — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия
Иезиды — Лалеш Святыня Езидов Лалеш Езидский флаг Езиды (йезиды, язиды; самоназвание Êzidî, Êzîdî, Эзиди, Аздани) Нация, носители кавказского этноса, Родиной езидов считается Армения и Грузия, а также проживают в небольшом количестве в России, Иране,… … Википедия
Йезид — Лалеш Святыня Езидов Лалеш Езидский флаг Езиды (йезиды, язиды; самоназвание Êzidî, Êzîdî, Эзиди, Аздани) Нация, носители кавказского этноса, Родиной езидов считается Армения и Грузия, а также проживают в небольшом количестве в России, Иране,… … Википедия
Йезиды — Лалеш Святыня Езидов Лалеш Езидский флаг Езиды (йезиды, язиды; самоназвание Êzidî, Êzîdî, Эзиди, Аздани) Нация, носители кавказского этноса, Родиной езидов считается Армения и Грузия, а также проживают в небольшом количестве в России, Иране,… … Википедия
Мрид — Лалеш Святыня Езидов Лалеш Езидский флаг Езиды (йезиды, язиды; самоназвание Êzidî, Êzîdî, Эзиди, Аздани) Нация, носители кавказского этноса, Родиной езидов считается Армения и Грузия, а также проживают в небольшом количестве в России, Иране,… … Википедия
Язиды — Лалеш Святыня Езидов Лалеш Езидский флаг Езиды (йезиды, язиды; самоназвание Êzidî, Êzîdî, Эзиди, Аздани) Нация, носители кавказского этноса, Родиной езидов считается Армения и Грузия, а также проживают в небольшом количестве в России, Иране,… … Википедия
Эздики — У этого термина существуют и другие значения, см. Эздики … Википедия
Источник
Солнце, павлин, воровской король. Езиды, кто они и во что верят?
Акналич, -село в 20 километрах от Еревана за Эчмиадзин, где здесь езиды — крайне самобытный народ, или (с чем сами езиды не согласны) субэтнос курдов. По крайней мере говорят они на одном из диалектов курманджи, а большая их часть, около миллиона человек, живёт в Иракском Курдистане. Родословную свою они возводят к шумерам, вавилонян и изгнанникам древней Индии.
Как попали езиды в Закавказье — точно не сказать, просто потому, что какого-то единого их переселения сюда не было. Курдские кочевья заходили в Армению испокон веков, в 1770-х годах езидский эмир Чобан-Ага искал защиты у царя Грузии, а в 19 веке армянская «алия» совпала в Турции с очередной, не первой и не последней, волной езидских погромов. В Первую Мировую турецкие езиды активно поддерживали российскую армию, а потому и ушли на восток вместе с ней. Западный Кавказ, пунктиром от Армении через Грузию в Краснодарский край, стал крупнейшим районом проживания езидов вне Ирака — 40 тысяч человек в России, 12 тысяч в Грузии и порядка 65 тысяч в Армении, где езиды (в обиходе часто просто «курды») — это народ №2. «Курдских» сёл по всей Армении немало, но Акналич среди них особенный — у езидов своя религия, а здесь её храм.
Главная улица ведёт на Арарат, но в целом Акналич даже на фоне прочей Армении выделяется нищетой и разрухой.
В селе, как я понимаю, армяне и езиды живут примерно поровну, но «на глаз» большинство армянских народов от титульной нации никак не отличить.
Однако с дальней от трассы стороны села, у начала болот, тянущихся до железной дороги, встречает Слтан-Езид — комплекс двух езидских храмов, один из которых старейший за пределами Ирака (2012), а другой, совсем новенький — и вовсе крупнейший в мире. Последний достраивался на моих глазах, а спустя пару недель мне в общем ничего, кроме усталости, не мешало съездить сюда вновь и увидеть этот комплекс готовым. Открытие старого храма «Зиярате-Эздия» 29 сентября стало праздничной датой для армянской общины езидов, и новый храм «Куба-Мере-Диване» готовились открыть именно к годовщине:
На аллее, ведущей к воротам — памятники выдающимся езидами и символы их религии. Езидское общество (Эздихан) традиционно делилось на касты: высшее духовенство (священнослужители «шейхи», аскеты и отшельники «факиры»), низшее духовенство (сборщики податей «навалы», сказители «каввалы», храмовые служители «аухуны») и мюриды, как в езидизме называли мирян. Между каст не допускались браки, а во главе каждой стоял свой лидер — духовный шейх или мирской эмир, на смену которым в начале ХХ века пришли мир-шейханы — внекастовые главы общин.
Из низших каст тбилисских езидов происходили такие персонажи, как Аслан Усоян (Дед Хасан) или Захария Калашов (Шакро Молодой) — «воры в законе», негласные (ибо по понятиям они все равны) лидеры всего криминального мира России. Такая роль крошечного народа в огромной стране удивляет, и навскидку я могу вспомнить разве что Индию, где в экономике господствуют зороастрийцы-парсы. В легальных делах успешных езидов тоже хватает, ну а кто вкладывался именно в эти храмы — не рискну предполагать.
Что же до религии, то оформилась она где-то в 12 веке, однако среди езидов есть предания о страшной резне, которой их подвергали ещё арабы. Скорее всего, их предки исповедовали какую-то другую религию с культом Солнца, и именно среди них, а не мусульман, и распространилось в итоге езидство. Ну а были ли это курды, сохранившие веру предков, или потомки шумеров, ушедшие в кочевое изгнание и там перешедшие на курдский язык, история вряд ли знает ответ. Первый езидский кавл (гимн) гласит:
В дом наставника пришёл я
Слово Божье он мне молвил
Каждый пусть идёт туда,
Куда глядят его глаза.
У истоков езидизма стоял вполне себе араб и мусульманин Ади ибн Мусафир, сплотивший вокруг себя суфийский орден Адавийя. В своих мистических практиках суфии заходили порой очень далеко, куда-то на грань то буддизма (медитативные практики в Средней Азии), то шаманства («крутящиеся дервиши» Турции), и к 14-15 векам адавиты фактически вышли из ислама. Ади ибн Мусафира они стали называть божьим воплощением Шихади, а учение его, не вполне понятно в честь чего — езидизмом. Новая религия вобрала многое от зоростризма и радикальных околошиитских сект алевизма и али-илаха — теперь эти два течения, вместе с езидством, называют общим словом «язданизм». Все они были отвергнуты арабами, зато среди курдов, кочевников-изгоев Передней Азии, нашли добрую почву.
Главное езидское писание — «Книга откровений» («Китебе Джилве») из 5 глав, написанная одним из курдских диалектов от лица Бога, начиная со слов «Я был, Я есть и Мне нет конца. «. Позже её дополнила «Чёрная книга» («Масхафераш»), но большая часть езидское духовное традиции — устная: кавлы (длинные гимны), бейты (афоризмы-двустишья), молитвы, духовные стихи. У дверей храма езид сказал мне «мы — солнцепоклонники», и видимо поэтому Слтан-Езид переполнен солярными знаками:
Но езиды — не язычники, а вполне себе монотеисты, и Солнце для них не отдельное божество, а что-то вроде символа Хуадэ — единого Господа. С нашим миром, однако, контактирует не столько сам Хуадэ, сколько 7 его ангелов в образе птиц, и в первую очередь Ангел-Павлин — Малак-Тавус. Предания о нём не вполне сходятся, но если попытаться обобщить их — то выходит удивительное: в этом образе причудливо соединились Христос и Люцефер, да ещё святой Пётр в придачу.
Малак-Тавус был высшим из ангелов, но когда Бог сотворил человека, Павлин отказался ему поклониться, заявив, что он служит только Хуадэ. Господь счёл это гордыней и низверг Малак-Тавуса в ад. В аду Павлин был сильнее всех пыток, но пыткой его стало глядеть на страдания павших людей, от которых ангел горько плакал. За 7000 лет его слёзы просто затопили преисподнюю и в них погасло адское пламя, после чего Малак-Тавус был возвращён на небо, где стал хранителем врат Рая и заступником людей. Но — не прощён: до покаяния за давнюю гордыню он не войдёт в рай, а будет ждать последних людей у его ворот. Немудрено, что с такой космогонией езидизм стал для мусульман одной из самых ненавистных ересей, да ещё и халифа, который убил имама Али, тоже звали Язид ибн Муавия. Все века существования езидов с ними порой случается резня — последний раз в 2014 году в Ираке под чёрными знамёнами «организации, которую нельзя называть».
Видимо после тех событий в Армении езидов прибавилось, и в 2015 году начал строиться храм Куба-Мере-Диване, впервые в езидской истории достигший размера средненькой христианской церкви. Вернуться сюда после его открытия я уже не сподобился, тем более что рядышком стоит не столь огромная, но зато намоленная «Зияратэ-Эздия»:
Источник
Езиды среди нас: о жизни в кастах, смешанных браках и поклонении павлину
Мир заговорил о езидах, когда они подверглись массовому истреблению террористами ИГИЛ (организация запрещена в РФ) и встали на защиту своей родины – северного Ирака. Волею судеб носители древней и загадочной религии езидизма, которая всегда была поводом для гонений, разошлись по всем сторонам света и сейчас живут в Армении, России, Сирии, Грузии, и некоторых европейских странах – всего около полутора миллионов человек. Езидская община есть и в Тверской области и насчитывает порядка 1 200 человек. О том, кто такие езиды, чем отличается жизнь езидов разных каст, о боге-павлине и о том, почему древний народ считают дьяволопоклонниками – в интервью с руководителем Тверской общественной организации «Пирани» Задо Джндояном.
Мы постарались максимально сохранить стиль речи нашего рассказчика. Записала Юлия Островская.
Кто такие езиды
Родина езидов — Месопотамия. По преданию, древние езиды обладали даром ясновидения и могли предсказывать катастрофы и катаклизмы. Как говорили наши предки, «последний будет с огнём идти» — так и закончится мир. Дар был утерян во времена нашествия арабов и насильственного принятия частью езидов ислама. Истреблению со стороны мусульман наш народ подвергался на протяжении очень долгого времени. Страшный геноцид езидского народа произошёл в 1835 году. Во времена массового истребления армян турками в 1915 году уничтожению подверглись и езиды, но об этом мало говорят. Именно тогда езиды и вынуждены были эмигрировать вместе с армянами на территорию современной Армении.
В 2014 году резню езидов начало ИГИЛ (организация запрещена в РФ).
Нас часто называют курдами, но это неправильно. Кто такие курды? Это езиды, которые приняли ислам. В нашем языке «курд» означает «отрезок» — это люди, которые были отрезаны от своей веры, от своих предков. Нет такого понятия «курды-езиды», которое сейчас тиражируется в СМИ. Есть езиды — и есть курды.
Езидизм: Бог, солнце, павлин и отсутствие дьявола
В 2009 году Минюст РФ признал езидизм официальной религией на территории России.
Наша вера – древняя, существовавшая ещё до нашей эры, и сказать точно, когда зародился езидизм, невозможно. Наверное, когда появился разум на земле. «Езид» переводится дословно как «Я видел» — видел Бога.
Мы — солнцепоклонники. Утром мы встаем, видим солнце, просим у него помощи. Без солнца нет жизни. Но солнце – это не есть Бог. Бог един для всех. В разных религиях есть разные пророки, но Бог один.
В виде павлина изображается Малак Тавус – верховный в иерархии семи езидских ангелов. Он – посланник между землёй и Богом. Павлин – самое чистое и красивое существо на земле, его мясо не портится даже на солнце. В доме каждого езида обязательно есть изображения павлина. Однако в езидизме нет икон – мы не молимся изображениям.
Легенда о том, что езиды – дьволопоклонники, потому что Малаки-Тавус является падшим ангелом, — всего лишь выдумки, чтобы оправдать истребление нашего народа. Верховный ангел всегда служил только добру и только народу.
У езидов, как и у христиан, есть понятие о Судном дне, когда душа отчитывается перед ангелами и Богом за всю свою жизнь. Но чёткого понятия рая и ада не существует, равно как и нет понятия дьявола. Мы не знаем, как там все устроено, потому что там никто не был, по крайней мере — не возвращался. Езид должен жить праведно – если тебя ударили по щеке, подставь другую.
Езид не должен убивать, красть, делать подлости, надевать синюю одежду, так как это божественный цвет, и заключать браки с иноверцами – это основные заповеди езидизма.
Мы очень уважаем крест. Конечно, это не христианский крест, для езидов это символ четырёх сторон света. Это нужно уважать, потому что Бог разбросал людей по свету, чтобы земля была везде заселена. В стенах древнего Лалеша – единственной святыни езидов, расположенной в Ираке – стоит крест, который мы чтим. К слову, возраст креста до сих пор не определен.
Жизнь в кастах
Среди езидов есть три касты – пиры, шейхи и мриды. Пиры и шейхи – это высшие касты, их составляют религиозные служители. «Пиры» в переводе на русский – «наставники». Мриды – это мирская каста, основа народа. То есть, примерно как у христиан: есть народ и есть священнослужители.
Мир-шейх – это глава езидов. Его семья живёт в Лалеше и возглавляет наш народ. В Тверской области живут только пиры и мриды. Никакого различия между людьми разных каст нет, однако во главе стола всегда садятся шейхи и пиры. Есть пиры, которые обладают священными знаниями древних молитв, без их участия невозможно провести ритуалы по случаю рождения ребенка, свадьбы, похорон. Эти знания передаются из поколения в поколение.
Функции членов этих каст передаются по наследству, браки можно заключать только внутри своей касты. Человек не может вступить в другую касту. Равно как и невозможно принять езидизм – езидом можно только родиться. Поэтому мы никогда не насаждали свою веру другим людям. Когда исламисты заставляли езидов в Ираке принять ислам, езиды все до одного отказались и были убиты.
Это выживший народ, который столько веков сохраняет и не теряет свою веру, в изгнаниях, наверное, имеет какую-то высшую божественную силу. Иначе как?
Письменность и язык
В исторические времена у езидов были собственная письменность и литература. Однако в течение веков они были утрачены по самым разным причинам, а вера, язык и культура передаются до сих пор только устно. Язык родители передают своим детям также в устной форме. Практически все езиды его знают, но уже есть молодёжь, которая языком не владеет.
Во всем мире езиды говорят на одном языке – езидском. Но на разных диалектах. Поэтому речь езидов в Ираке, например, и в России, отличается и часто они не могут понять друг друга. Считается, что езиды в постсоветском пространстве говорят на так называемом «материнском» языке – самом правильном.
Кстати, в древности езиды были голубоглазыми и светловолосыми. И рождаются такими до сих пор, в основном, среди мридов, – генетическая память сильна.
О смешанных браках и обрезании
Браки с иноверцами запрещены, в Ираке с этим очень строго и в России тоже. Тем не менее, бывают случаи, и даже много, когда такие союзы заключаются или дети рождаются вне брака. Если ребёнок рождается от мужчины-езида, в нём течёт езидская кровь, линия продолжается и ребёнок считается езидом. Если мать — езидка, а отец – нет, то ребёнок не может считаться езидом.
Обрезание – это древнейший обряд у езидов, сейчас в России его практически никто не делает – упустили. А в Ираке обрезание строго обязательно для всех мальчиков.
Езидский Новый год и Пасха
Празднование езидского Нового года проводится в первую среду месяца нисана (март-апрель) и напоминает христианскую Пасху. Мы красим яйца, печём лепешки и куличи, обмениваемся ими с соседями. Традиционно в тесто кулича кладут либо монету, либо бусину. Кому достанется кусок с «сюрпризом», у того год будет удачным.
Езидская Пасха празднуется в третье воскресенье декабря, празднику предшествует трёхдневный пост. Ещё один пост езиды держат в честь Святого Георгия на третьей неделе феврале. Постящиеся езиды не принимают пищу днём, есть разрешается только после заката. Пост соблюдается по желанию.
Конечно, мы отмечаем и христианские праздники, потому что живём в России, иначе никак.
Езидская свадьба: попасть яблоком в голову невесты, дерево счастья и национальные танцы
Свадьбе предшествуют смотрины и сватовство: невесту ищут через знакомых, родственников и даже через Интернет – время-то не стоит на месте (смеётся). Езидов мало, поэтому часто невесту выбирают из других городов и даже стран. Образование женщины получают по возможности, но часто выходят замуж до учёбы. Браки заключаются по взаимному согласию пары. Сначала пара регистрирует брак в ЗАГСе, затем венчается.
Браки заключаются по любви и если парень и девушка не хотят быть вместе, родители их не заставляют. Бывают случаи, когда родители настаивают на выборе спутника жизни, но они крайне редки. Все родители хотят, чтобы их дети были счастливыми.
Возможны и разводы, но обязательно по веской причине. И женщина, и мужчина могут подать на развод. Женщина может ещё раз выйти замуж, если кто-нибудь возьмет.
Езидские свадьбы в основном многочисленные и проводятся с обязательными национальными обрядами, песнями и танцами. Например, бросание яблок в невесту: жених поднимается на возвышенное место и оттуда бросает яблоки, чтобы попасть невесте по голове. Яблоко – это символ плодородия и девственности. А меткость жениха – символ мужественности. Ни одного несчастного случая на свадьбах не было – свидетели прикрывают голову невесты подносами.
Другой обряд — «Дерево счастья»: за день до свадьбы наряжают ветку дерева фруктами, конфетами, денежными купюрами. На свадьбе свидетель жениха должен потрясти эту ветку над молодыми — это символ совместной жизни в любви и достатке.
Когда невеста заходит в дом, свекровь ставит на порог тарелку, которую девушка должна разбить одним ударом ноги – к счастью. Затем на плечи молодым ставят хлеб, чтобы жизнь была богатой и изобильной.
На свадьбе танцуют национальные езидские танцы: женщины и мужчины, взявшись за мизинцы, ходят по кругу, слегка притопывая.
Свадьба езидов в Тверской области:
Положение женщины в обществе
Женщин в езидизме почитают и уважают даже больше, чем мужчин. Однако хозяин в доме – однозначно мужчина. Благополучие семьи – это его обязанность. Езидские женщины часто работают – здесь все зависит от материальной обеспеченности семьи.
Раньше мужчины и женщины садились за стол по отдельности. Сейчас сидит ли женщина за одним столом с мужчиной, зависит от семьи: где-то садятся вместе, где-то врозь – по-разному. В банкетных залах на праздниках женщины и мужчины по возможности садятся за разные столы.
Женщины могут свободно входить в храм, но молятся отдельно от мужчин. Что касается одежды, то она должна быть закрытой и строгой. Естественно, молодежь сейчас одевается обыкновенно – так же как русские парни и девушки.
О похоронах
Я считаю, что обряд похорон у езидов — один из самых чистых и правильных. Ночью перед похоронами жены священнослужителей (если умерла женщина) или сами священнослужители (если умер мужчина) начинают готовить усопшего к обряду. Они тщательно омывают тело на специальной кушетке и одевают в специально сшитую из белой ткани одежду. Ткань должна быть только натуральной, никакой синтетики. Затем кладут тело в гроб и накрывают белой простынёй. После этого священник читает над покойником молитвы, гроб закрывают, и никто больше не имеет права подойти к усопшему. В Ираке усопших хоронят в день смерти, а в России – на третий день.
Покойников, в отличие от христиан, выносят головой вперед – у езидов считается, что человек в последний путь должен уйти так же, как и родился. И хоронят с запада на восток – так каждое утро солнце поднимается над кладбищем и озаряет его.
О еде
Свинья испокон веков считается грязным животным и запрещена на столе у езидов. Но зачем кривить душой — конечно, в России мы её едим – кто здесь не ест колбасу? Алкоголь тоже употребляем – и на свадьбах, и на поминках, хотя он запрещен религией. В Ираке, например, алкогольные напитки не употребляют вообще.
Если мы хотим помянуть усопших или приснится покойник, мы готовим еду и раздаём по домам соседей, малоимущим. Если покойник курил – раздаем сигареты. Считается, что так усопшему на том свете будет хорошо и спокойно.
В родительский день все езиды собираются на кладбище, готовят еду и садятся за один стол. Еду с кладбища выносить с собой запрещается.
Имена и фамилии езидов
Исконные окончания езидских фамилий на –и. То есть моя фамилия звучала бы как «Джнди». Однако исторически езидские фамилии были ассимилированы под армянские и сейчас в основном оканчиваются на –ян или –ев. Что касается имён, то они самого разного происхождения, наиболее распространенные назвать трудно. Мне имя, например, дала бабушка-армянка. Я родился в ночь с 6 на 7 января, на Рождество Христово, поэтому меня назвали Задо, что и означает «Рождество». В России детям-езидам даже дают русские имена. А если имя сложное в воспроизведении, заменяют на созвучное русское.
Об отношении к русским и мечте
Я родился в Ереване, в Россию переехал в 22 года. С детства я уважаю русский народ. Помню, когда маленьким сидел за столом со своими дедами и прадедами, второй тост всегда был за великий русский народ. Я не понимал, почему великий – со временем начал понимать. Это уважение и благодарность народу-освободителю мы впитали с материнским молоком. Грибоедов, Суворов – это герои, которых нужно почитать – они сыграли большую роль в жизни езидского и армянского народов. Советский народ единственный смог остановить фашизм.
Я почти всю свою жизнь отдал России, здесь живу, работаю, пытаюсь что-то сделать на благо родины. Никаких конфликтов между езидами и людьми других национальностей здесь нет, да и не будет. Мы очень дружелюбный народ.
Самое важное – это стабильность в государстве, чтобы все народы жили мирно и дружно. Каждый человек рождается на семи путях, а куда уходит его последний путь, там и есть его родина. Для меня моя родина – это Россия.
Источник