Как по ногайски солнце
НОГАЙСКО-РУССКИЙ СЛОВАРЬ от «К» до «Р»
К
Каар — гнев, ярость, злость
Кабаклар — веки(глаз)
Кабал — 1.рожок; 2.горшок, глиняный кувшин; черепица
Кабалай — подобный горшку(черепку)
Кабарты — кабардинец
Кабул — принять
Кавга — война
Каврак — засушенный; высохший
Кавсырып — заходить, закатываться, закат, прикрывать, складывать(руки)
Кавым — часть; родственник
Кавыртын — спешный, срочный
Кавысув — заходить друг за друга
Кагада — ?
Кагай — знахарь?
Каганак — плацента
Кадав — 1.втыкать, колоть; 2.нац.танец(ловитки)
Кадавлы — упорный
Кадамсыз/Кадемсиз — ?/несчастливый, неудачливый
Кадер — послелог вплоть до(танъга кадер — вплоть до рассвета)
Кадир — уважение, почёт, достоинство;К.кешеси — ночь предопределения
Кады(-сы) — (кади) судья(шариатский)
Кажар — 1.упорный, настойчивый;2.простой, неблагородный;3.перс;4.сквернослов, матершинник
Каза — бедствие, несчастье, горе
Казна — плата, оплата;
Казы — особо пригот. мясо грудины
Кай(Кайсы) — какой
Кайран — ?
Кайрат — храбрость/храбрый, энергия, бодрость; рвение; мужество , отвага
Кайкалав — откид. назад, прин. гордую позу, выпяч. грудь
Кайтпасы — сдача?
Кайык — лодка
Кайысув — делать ч-либо неохотно
Кака(Как, Какаш) — 1.мясо вяленое; 2.лужа;
Как — как раз, середина
Калдав — ?
Калем — ручка
Календер — календарь?
Калжа/нъ — суп-лапша с курятиной/?
Калкан — 1.щит;шлем; 2.киль судна
Калкып — всплывать на поверхность
Каллер — ?
Камалав — велеть, заставлять; окружать, осаждать
Камбат —
Камбак — перекати поле
Камыгув — стесняться
Камыт — хомут
Камытлык — плечевая кость
Камышы — нагайка, плеть, плётка, кнут(Камышылав — стегать, бить кнутом)
канагат — довольство, удовлетворение
Канат — крыло; плавник
Кандауз(-выз) — ?
Канжыга — торока
Канжык — сука/сучий
Кант/ар — месть(кровная)/?
Кантас — агат
Каныш — ?
Кап — сумка; центнеровый мешок; усилит. частица(кап-кара — чёрный-пречёрный)
Капилестен — неожиданно
Каплан — тигр, леопард
Кара — 1.чёрный; 2.простолюдин
Карагер — кличка лошади?
Каражы — смотрящий?
Каралды — чисто выметенный двор
Караярма — гречиха
Карзына — казначей
Карланув — 1.покрыв. снегом, превр. в снег; 2.наполн. воинст. духом?
Карсы/м — против, встречный
Каршыга — 1.боковая сторона дома; 2.ястреб/ястребиный
Карыс — 1.приятель; 2.пядь(расст. между вытян. больш. пальцем и мизинцем)
Кас — 1.бровь; 2.драг. камень; 3.злой
Касапшы — забойщик скота
Касиет — 1.печаль; 2.нрав, характер
Касуьвет — 1.тоска; 2.злоба
Кат — мозоль
Катар — строй, шеренга
Катар/ув/ман — подшивать, подгибать
Катык — молоко(приправа к чаю)
Катылган — делать твёрдым, жёстким; заморозить; подтврдить; ожесточить(сердце)
Каш — 1.крест; 2.убегай
Кашув — убегать, побег
Кашырув — отпустить (в побег), заставить убежать
Каюв(Кайы-) — оторочить, тачать, строчить(одежду)
Каьдири — ?
Каьлемпир — ?
Каьмбиллик — мудрость?
Каьпир — см. Каьфир
Каьпкеюв — зазнаваться
Каьр(шеккен) — забота
Каьрип — бедный, несчастный
Каьршегип — взвешивая последствия?
Каьфир — 1.неверующий;2.каналья, бестия, мошенник
Кебин — саван
Кевде — одежда
Кевхар(тас) — драг. камень?
Кегин — спица(колеса)
Кедай — 1.парень, юноша; 2.см.Ярлы
Кедек — ?
Кез — раздели пополам
Кезек — очередь
Кезик — ?
Кек — месть
Келиншек — молодая женшина
Келпетин — фасад, вид спереди, лицо
Кеме — пароход, корабль
Кемик — костный мозг
Кемсинуьв — унижать себя
Кен — руда(кирг)
Кене — всё же; ещё раз
Кендир — конопля(К. май — подсолн. масло)
Кенем — брань, ругань
Кенетен — вдруг, внезапно
Кенъес — совет, пожелание
Кербаз — 1.франт, щёголь; 2.заторможенный?
Керекшин — лось
Керемет — чудо(кирг)
Керен — раз(бир керен — один раз)
Кери — обратно, противоположный?
Керим — великодушный, милостивый, щедрый(др-тюрк сл)
Керти — правда
Кертиси — действительно
Керуьв — 1.север; 2.гл. расправлять; 3.горький
Кеселев — резать, рубить на куски
Кесим — приговор
Кеспи — профессия, занятие
Кетекен(нешевлер) — ?
Кетпек — ?
Кефен — саван
Кешер — ?
Кешиккесуьв — опаздывать
Кешируьв — прощать
Кийик — узел
Килен — (диал)только, исключительно
Кис — соболь
Кисе — карман; (др.тюрк.)мошна, кошель
Кисимруьв — быть гордым
Кисинев — ржать (о лошади)
Кисинетуьв — понуждать ржать
Кол(К.катпас) — рука(палец об палец не ударит?)
Кола — олово
Ком — 1. железа, опухоль; 2. человек, люб. похвалы
Конак — гость; друг
Конакай — магар(растит. культура)
Коныс — сосед, соседний
Конъыр — тёмно-бурый; русый
Корасан — гол. убор?
Коргай — свинец
Корлык — чувство униженности и оскорблённости
Корса — защита
Кос — парный, Кос суьек — ключица
Коса/косавыз — ?/двустволка
Косак — суженый
Коштан — см Ырыя
Коя — посуда
Коькек — апрель; кукушка
Коькем(Коьгим) — чернослив
Коькирек — грудь, грудная клетка
Коьлем — объём, масштаб, размах;размер
Коьлетки — тень, сень
Коьмекей — кадык
Коьн — шкура
Коьне/к — ?/1.головня:2.кожаное ведро
Коьнъкер — ?
Коьр — 1.могила;2(побудит)смотри
Коьрим — красавица(казах)
Коьрк — красота; образ
Коьрксиз — некрасивый
Коьркем — изяшный, красивый
Коьрнек — внешний вид
Коьрпе — 1)каракуль;2)стёганое одеяло(казахск)
Коьсилуьв — вытянуть ноги
Коьтере — совсем, абсолютно
Коьтерем — совсем истощённый
Коьтерилис — восстание, забастовка, стачка
Коьтерим/из — истощенный до того, что не может подняться/?
Коьшер/ли — ось, осевой/?
Кубыл/ама/ысып — переливающ. разн оттенками/?
Кубырсыган — благоухающий, цветущий?
Кув — 1.трут;2.лебедь;3.белый, седой;сухой
Куван — радость
Кувгын — погоня
Кувнак — радостный
Куда(Кудагай) — (диал)сват (сваха)(К. кеде — братья жениха/невесты)
Кудаша — сестра жениха/невестки
Кудирет — промысел
Кузгын — жадный, ненасытный
Куйка — парша
Куйрык — 1.хвост; ягодица; 2.ручка плуга
Кул — раб, слуга
Кулаксынъ — серьга
Кулан — кулан(дикая лошадь)
Кулаткав — ?
Кулаш(бойы) — 1)размах, обхват;2)маховая сажень3)объятие
Кулмелинъ — смех
Кулын — (диал) жеребёнок
Кумалак — смешанный с песком, навозный комок(скарабея)
Кумар — привычка, повадка
Кумсагай — ?
Кун — возмездие за убийство(казах)
Кунан — жеребёнок(по 3-му году)
Кунах — вина
Кундызлар — бобр, выдра
Кунт — внешний вид
Кунтлы — весёлый, красивый, видный
Кунысув — ёжиться(от холода)
Кур — военный
Куралай — период с 15 по 20 мая
Курес — борьба
Курман — жертва, жертвоприношение
Курса/в/нув — 1.охватывать, окружать;2.обруч/?
Курткашык — радуга
Курсав — опоясывать
Курш — грибок, плесень?
Кус — 1.птица; 2.(понуд)вырви,отрыгни
Куса/к — ?/старинный женский пояс
Кут — 1.жизненная сила, дух; небесное счастье; 2.бражник(бабочка)
Кутан — цапля
Куткарув — спасать(ся)? (бас К. — спасать св. голову)
Кутлы — счастливый(К. бол — будь счастлив,-а)
Кушын/а — перо(птиц)
Куяш — светило, солнце, припёк
Куьбе — вид боевого снаряжения?
Куьберденуьв — говорить невнятно, бормотать
Куьй — мелодия
Куьзем — осенняя стрижка
Куьзен — хорёк
Куьйин — ?
Куьйлейди — ?
Куьйме/лескен — крытый верх повозки, пролётки/?
Куьйриш — ясень/ясеневый
Куьл — зола, пепел
Куьлемсирев — усмехаться
Куьлки — смех, хохот; насмешка
Куьлле — пуля
Куьллетким — пульну?
Куьлмели — женский легкий шелковый платок
Куьлте — сноп
Куьми(-деги) — танец «тогерек»
Куьнлев/нев — 1.завидовать; 2.ревновать; 3.соперничать
Куьнтоьс — солнцепёк
Куьнши — завистник
Куьнъирт — зайчик(солнечный)
Куьп — 1.копна, охапка?; племя, род, союз племён; 3.чехол
Куьпленген — в копнах
Куьр — дружный
Куьрев/кен(м) — сгребать/?
Куьрек — лопата
Куьрен — тёмно-рыжий(о масти лошади)
Куьрес — борьба, бороться
Куьрсинуьв — стонать
Куьрт — хрупкий
Куьсев(-рсинъ) — желать сильно хотеть(будешь желать)
Куьсейуьв — желать
Куьшик(куьшелек) — щенок
Куьт — ожидание?
Куьтев — ждать к-либо
Кызгылт — красноватый, розовый
Кызметши — значимый, весомый
Кыйкаш — неровный, не прямой
Кыйкувласкан — ?
Кыл — волос(отдельный); делать, работать
Кылпысып — притвориться
Кымтав — закутать; обволакивать
Кымталув — кутаться
Кымтув — сжимать
Кымыз — кумыс
Кымытув — своровать
Кын — ножны
Кына — хна
Кыналап — ?
Кынъыр — ?
Кыркбувын — (бот)хвощ
Кырккийик — растение?
Кырсавлы(шелек) — (посуда)для подаяний?
Кырыйсыз — ?
Кыстав — понуждать, вынуждать,припереть
Кыяк — скошеное луговое сено
Кыямет(куьн) — судный (день)
__________________________________________________________________________________________
Источник
Ногайцы (ногай) — воинственный народ Северного Кавказа
Ногайцы — тюркский народ Северного Кавказа. В мире проживает около 110 000 человек. Предками ногайцев являются кочевые средневековые монголоязычные и тюркские племена.
Первое государственное образование народа — Ногайская Орда сформировалось после распада последней из великих держав кочевников Золотой Орды. Ногайская Орда принимала важное участие в политических, торгово-посреднических делах с соседними государствами, собирала дань с казанских татар, некоторых сибирских племен, башкир. В начале 16 века могла выставлять около 300 000 воинов. Хорошая военная организация позволила Ногайской Орде с успехом защищать и отстаивать свои границы, оказывать помощь соседним ханствам, дружинникам, русскому государству. Экономическую, военную помощь ей оказывала Москва.
Где живут
Народ проживает на территории Северного Кавказа в Дагестане, Ногайском, Бабаюртовском, Кизлярском, Тарумовском районах, Махачкале, Кизляре, Ставропольском крае, Карачаево-Черкесии, Астраханской области, Чеченской Республике, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах. Небольшое количество ногайцев живет в Болгарии, Румынии, Казахстане, Узбекистане, на Украине.
Название
Этноним «ногайцы» связан с военно-политическим золотоордынским деятелем Ногаем, жившим в 13 веке. Он провел консолидацию своих сторонников из разных этнических групп протоногайцев, которые получили свое название по имени прародителя. Ногай обращал основное внимание на роды узо-печенежского, кипчако-половецкого, алано-асского круга, так как основная часть монголов перешла на сторону Токтая. Самое ранее появление этнонима «ногайцы» в золотооардынской эпохе приходится на 1436 год. Другие названия народа: ногаи, крымские степные татары, ногайские татары. Самоназвания: ногай, ногайлар.
Ногайский язык принадлежит к тюркской языковой группе алтайской языковой семьи. В результате широко географического расселения народа образовалось 3 диалекта:
Литературный ногайский создан на основе ногайского говора и караногайского диалекта. На нем издаются газеты, транслируются передачи на радио. Графическая основа ногайской письменности несколько раз изменялась. До 1298 года она была основана на арабском письме, с 1928 по 1938 — на основе латиницы, с 1938 и по настоящее время — на кириллице.
Религия
Основная часть ногайцев — мусульмане, исповедует ислам суннитского ханафитского толка. Ислам постепенно начал проникать на территории проживания ногайских предков в 10-11 веках. В 1312 году после официального введения ханом Узбеком ислама, в Золотой Орде началась массовая исламизация. До наших дней в народе сохранились в некоторой степени древние языческие верования о духах-хозяевах стихий. Вместе с исламом пришел образ духа джинна. Среди ногайцев Большой Ногайской Орды широко было распространено учение братства йасавийа (также ясавия). В других группах преобладало учение накшбандия.
Во времена Ногайской Орды народ очень трепетно относился к могилам видных людей, в основном это были правители. Захоронения представляли собой целые архитектурные сооружения, которые возводились над местом погребения.
У ногайцев было два вида мечетей:
- Открытые, в теплое время года их устраивали в степях кочевые ногайцы, которые зимой молились в юртах. Представляли собой расчищенные площадки, на которых собирались все верующие общины, совершали молитвы;
- Стационарные крытые, строились в оседлых аулах, местах зимовий.
Очень большой урон религиозной жизни народа нанесла советская власть. Все мечети были разрушены, основная часть мулл, кадиев, ахунов, имамов, эфенди, муэдзинов репрессирована. Те, кто остался жить на родине, были вынуждены прекратить свою деятельность. В начале 90-х 20 века в Ногайской степи осталось лишь 2-3 муллы. Малое количество ногайцев из старшего поколения совершало намаз, но так как мечетей не было, все проводилось индивидуально. Не существовало даже религиозного домашнего обучения. Народ старался соблюдать правила своей религии, не употребляли свинину, проводили обрезание. Последние несколько лет религиозная жизнь начала постепенно возобновляться. Ведется строительство мечетей, появились имамы, муэдзины, проводятся религиозные обряды. Ногайцы отмечают праздник мавлид — день рождение Пророка, главные мусульманские праздники — Курбан-байрам, Ураза-байрам. При мечетях открываются мектебы, медресе. Некоторые ногайцы исповедуют ислам шафиитского толка и ваххабизм.
В кухне народа раньше преобладали мясные и молочные блюда. Сегодня рацион ногайцев значительно обогатился за счет заимствования у соседних народов. Готовят из конины, ягнятины, делают различные колбасы. Из муки пекут лепешки, варят вид галушек инъкал, пельмени, жарят лукумы, пекут хворост, катламу. Из круп готовят вкусные, сытные каши, добавляют в них мясо. Используется кукурузная, пшеничная крупа, фасоль. С кашами принято подавать ногайский сыр ауырша. Супы в кухне занимают особое место, готовятся они с куриной лапшой, мясом, изделиями из теста. Популярны кисломолочные, сырные супы. Из сладостей самая популярная — соьк, готовят ее из пшена и сметаны. Другие лакомства ногайцев:
- печеная тыква с изюмом, корицей;
- запеканка из коровьего молозива с медом;
- сладкий рис с мороженым и изюмом.
Главный национальный напиток — кумыс, помимо него пьют айран, хмельной напиток буза, медовый шербет, приготовленный по-особому ногайский чай. Сначала листья чая кипятят в воде, процеживают, добавляют сливки, домашнюю сметану, соль, черный перец. Напиток подают в пиалах с медом, маслом, сыром. Считается что у народа есть минимум пять видов чая.
На свадьбу готовят специальные блюда: вареная баранья грудинка, баурсакъ. Рожениц кормят куриным бульоном, шейкой птицы. На поминки обязательно готовят супы, блюда из мяса. Для гостей делают необычное блюдо «тузланган-кой баш» — вареную баранью голову, предварительно отмоченную в тузлуке.
Внешность
Одежда
Традиционная одежда ногайцев является этнокультурным историческим наследием народа, отличается неповторимой самобытностью, красотой. В основе костюма элементы одежды древних кочевников. Мужчины проводили большое количество времени верхом на лошади, что отразилось на одеже. Сапоги были с высокими голенищами, штаны широкого кроя, для удобной езды. Шепкены, капталы шили с запахом, открытой грудью.
Мужчины носили нательную рубаху (ишки коьйлек) до колен. Ее заправляли в шаровары, носили на выпуск. Сверху надевали куртку-безрукавку, обычно ее носили во время работы по хозяйству. В качестве верхней летней одежды надевали каптал. Некоторые народы называют его бешмет. Все мужчины, независимо от возраста, носили длинные капталы. Еще одной деталью верхней одежды был шепкен. В непогоду и жару носили бурку.
Важным атрибутом мужского костюма был поясной ремень «белбау» — узкий, с ременными подвесками, металлической пряжкой, пластинками с гравировками из золота и черни. Кушак — это не менее важная деталь костюма, представлял собой сложенную или скатанную полосу из шелка, длиной в 2 метра.
Причерноморские ногайцы носили три вида головного убора:
- меховая шапка кулак боьрк;
- шапка для сна ят боьрк;
- обрядовая шапка аьдетли боьрк.
Еще носили кругловерхую шапку из шкуры барана, крытую сукном, иногда под нее надевали маленькую шапочку «аракшын». Из обуви носили чувяки, бапиш с кожаными чулками, подобие лаптей — ыдырык, сапоги из кожи вола, верблюда, коровы, с загнутым носом, кожаные сапоги на высоком каблуке, туфли, мягкую кожаную обувь, сафьяновые мягкие сапоги без каблука с калошами. Одежда мужчины дополнялась оружием савыт, воинскими доспехами. Кочевник был вооружен следующим:
- лук со стрелами
- меч
- боевой топор
- копье
- красиво отделанный колчан для стрел
- шлем
- футляр для боевого лука с орнаментом
Женщины носили штаны, суженные у щиколоток, туникообразную рубаху, нательную рубаху, шелковый короткий кафтан, плотно облегающий фигуру, часто без рукавов, чтобы проще было работать. Носили распашное длинное платье, каптал, украшенный на груди 10 узорчатыми призматическими серебряными узорами. С верхней одеждой надевали передник, используемый при домашней работе. Женщины никогда не ходят с непокрытой головой. Традиционные головные уборы:
- ока борк, покрывалась платком
- шапочка из плотной ткани, отороченная мехом
- шапочка кырым борк
- кундыз борк
- косынки
Жизнь
Издавна основным занятием народа было кочевое и отгонное животноводство, разводили лошадей, верблюдов, овец, крупный рогатый скот. Земледелие занимало незначительное место в жизни, выращивали овес, просо, пшеницу, занимались бахчеводством, садоводством, пчеловодством. Разводили домашнюю птицу: гусей, кур, уток. Охота и рыболовство являются древними занятиями ногайцев. На охоту ходили с ловчими обученными птицами: ястребами, соколами, беркутами, а также собаками.
Из ремесел развита обработка кожи, овчины, дерева, производили войлок, сукно, изготавливали бурки, головные уборы, сапоги, ковры-арбабаши. Из пуха гусей делали подушки, одеяла, перины, гусиное перо использовали для письма. Самые важные торговые пути Кавказа проходили именно через ногайские степи, среди которых Великий шелковый путь. Благодаря этому народ занимался торговлей и сбывал свои товары.
Жилище
В Черкесии ногайцы давно живут в домах. Дворы окружают плетневым, каменным забором, обмазанным глиной. Дом (уьй) строят из сырцовых кирпичей. Стены снаружи и внутри белят известью, мелом. Крышу в основном делают из черепицы. В жилище есть комната для гостей, помещение для приготовления пищи, где вся семья проводит основную часть времени. Все дома стоят к улице боком, у многих окна выходят только во двор. Вместо старинных очагов многие установили плиты. Раньше спали на глинобитных лежанках, покрытых кошмами. Встречаются они и сейчас у караногайцев. Сегодня убранство в домах современное. В аулах есть электричество, радио.
Кочевые ногайцы жили в кибитках. В центре жилища был очаг, вокруг него стелили кошмы для сидения. В глубине кибитки располагалось спальное место (тер). Справа от входа складывали вещи, домашнюю утварь, слева устанавливали изгородь, куда помещали молодняк. Сбрую и одежду развешивали на стены. У богатых ногайцев была кровать, на которой укладывали гостей. Кибиточное селение называлось «куп» и состояло из нескольких групп кибиток. В одном селении было 40-60 таких жилищ. Расставляли их по окружности, внутри круга между ними размещали скот. Раз в месяц народ менял свое место жительство, перевозя с собой жилища со всем имуществом.
Еще один тип жилища кочевых ногайцев, юрта, была двух типов: разборная (терме) и неразборная (отав). Остов жилища делали из деревянных складных решеток, скрепляли наверху купольными жердями из дерева, в центре они сходились в ободок. Сверху на него крепилось навершие решетчатого типа, которое служило окном и дымоходом. Дверь состояла из створок, открывавшихся наружу. Зимой ее утепляли кусками войлока. Каркас юрты снаружи обтягивали войлоком, внутри в зимний период утепляли циновкой, зажиточные использовали ковры. При плохой погоде дымоход закрывали куском войлока (серпик). На пол стелили войлок, ковры. Очаг располагался в центре жилища, на нем готовили пищу, обогревали юрту в холода. На очаге стоял треножник из железа — важный атрибут жизни кочевников. Богатые ногайцы покрывали юрту белым войлоком в несколько слоев, украшали красными лентами, тесьмой.
Стояли юрты ногайцев рядами, каждый ряд — выходцы из одной семьи. В самом центре стояла юрта старшего из родственников, он был главой всего квартала. Внутри жилища место женщины с восточной стороны, там же располагалась провизия, посуда, вещи. На северной стороне было почетное место, обложенное подушками. Здесь спал и сидел глава семьи. У ногайцев существовало многоженство, старшей всегда прислуживали остальные жены. Справа от мужа сидят мужчины, слева — все жены по старшинству.
Культура
Ногайские музыкальные инструменты:
Фольклор народа состоит из различных жанров:
- сказки
- эпосы
- поговорки
- пословицы
- загадки
Традиции
Раньше у народа существовала кровная месть, которая исчезла до революции. Родовая помощь заменилась на соседскую в 19 веке. До сих пор распространен обычай гостеприимства, ногайцы очень радушно встречают гостей, угощают самыми лучшими блюдами, спать укладывают на лучшем месте. Считается что, если в доме нет комнаты для гостей, это плохой дом. Первое, чем угощают гостя, это ногайский чай.
Важное место занимает рождение ребенка. Первые 40 дней после рождения младенца очень значимы, в этот период происходит этап его «очеловечивания». До 40-го дня ребенку дают имя, укладывают впервые в колыбель, сбривают волосы, снимают старую одежду, одевают в специальную рубашку (ийт коьйлек). Младенец, которому больше 40 дней называется «кыркынан шыккан бала».
Обряды, проводимые во время родов, открывают цикл жизни человека. К ним относятся:
- обрезание пуповины;
- захоронение последа;
- обмывание новорожденного;
- кормление;
- наречение именем;
- перерезание пут при вставании ребенка на ноги.
Тело младенца считается сырым, чтобы оно поскорее затвердело, 40 дней ребенка купают в подсоленной воде. Обряд сбривания волос должен проводить дедушка ребенка со стороны матери «нагаш атасы». Он не приходит сам, ему привозят новорожденного домой. Родители дарят мужчине рубашку, он преподносит ребенку в виде дара бычка или барана. Первые волосы называются карын шаш, что переводится как «утробные волосы». Ногайцы верят, если их не сбрить, ребенок будет постоянно болеть, у него будет дурной глаз, его проклятия будут сбываться. Сбритые волосы мальчика заворачивают в платочек или кусок ткани, привязывают к хвосту лошади. Это сделает ребенка сильным, быстрым, выносливым как лошадь. Волосы девочки хранят дома в сундуке, чтобы она была хранительницей домашнего очага, трудолюбивой, хозяйственной. В народе про мальчиков, которые не оправдывают ожидания, говорят: «Его утробные волосы дома оставили наверно».
Первая рубашка ребенка называется «собачья», шьется из подола нательной рубахи свекра матери новорожденного или почтенного старца, чтобы младенец принял их мудрость, был долгожителем. Во время проведения обряда снятия старой рубашки пекут три хлеба, с отверстиями посередине. Один дают собаке, остальные детям. Первую рубашку снимают и продевают через отверстие в хлебе, который привязывается собаке на шею. Дети гоняют ее, чтобы она унесла все плохое в младенце. Детей после обряда угощают сладостями, чаем. У ногайцев считается неприличным ругать, ласкать, кормить детей на людях, особенно при старших родственниках.
Ежегодно перед Пасхой, в пятницу, дети идут на высокий холм Майтобе, на праздник Тепреш. В это день красят яйца, скатывают их с горки. Яйца у народа ассоциируются с новой жизнью, источником мироздания, широко применяются по сей день как символ плодородия.
Свадьба — важное событие у народа. Жену для парня выбирал семейный совет во главе с отцом. Мнение у жениха никто не спрашивал, все вопросы решали старшие братья, мужчины по отцовской линии. Избранницу выбирали очень тщательно, оценивали материальный статус, внешность, воспитание, хозяйственность.
Когда невеста выбрана, проводится сватовство. В дом приезжают мужчины во главе с почтенным старцем, знающим все традиции, обряды. Даже если жених семье и девушке на нравился, принимали его всегда с почестями. Сразу ответ давать не принято, сваты должны прийти еще один-два раза. В это время семья невесты узнает о женихе, оценивает его. Если родители согласны, они дают ответ, назначают день свадьбы, размер калыма. Примечательно, что дату свадьбы назначают с помощью астрологов. Калым у ногайцев большой, помимо него жених должен еще заплатить сверху деньгами. По причине отсутствия больших средств, иногда невесту воруют, чтобы ее родня снизила размер калыма.
Невеста вместе с матерью готовят приданое, шьют одежду для членов своей будущей семьи. Времени и сил на это уходит немало. После помолвки проводят малую свадьбу, во время которой жених передает калым, невеста дарит подарки родне мужа. Гостей угощают, невеста прощается со своим девичьим нарядом — красным платком. Ей уже приготовлен свадебный наряд, белый платок, который она носит после замужества. Перед свадьбой невеста приходила в дом будущих родственников, что означало приглашение на торжество.
Свадьба проводится осенью или весной. На торжестве не только пьют и едят, устраивают скачки, различные состязания, танцы. Молодожены танцуют свой первый танец — лезгинку. Гости во время танца дарят молодым подарки, деньги. Это считается первым капиталом их новой семьи, заработанным совместно.
Источник
➤ Adblockdetector