Какое настоящее название Луны?
Статистика в 2015 году показала наличие 146 официальных спутников в Солнечной системе, а также 27, которые пока пребывают на рассмотрении. Мы знаем, что практически все объекты назывались в честь мифологических существ или героев. Это Каллисто, Титан и Прометей. Но не кажется ли вам, что имя Луна звучит как-то скучновато?
Что ж, это скорее научное название. Мы ведь знаем, что лунами именуют разновидность небесных тел. Тогда какое реальное название Луны? Готовы? Луна! Да, просто с большой буквы. К сожалению, это наша ошибка. Пока Галилей не использовал телескоп для обзора спутников Юпитера, мы и не знали, что наша Луна не является чем-то уникальным.
Дальняя обратная сторона Луны, запечатленная LRO
Тысячелетиями люди наблюдали за верной яркой соседкой. Мы даже не знали о том, что живем на планете, пока не появился Коперник со своей гелиоцентрической моделью. Не так давно мы поняли, что Солнце – звезда. Хотя эту идею выдвинул еще Джордано Бруно, которого сожгли на костре.
Луна – естественный спутник, что как бы намекает на отличие между искусственными.
Откуда тогда взялось имя? Это латинское слово и вообще некая причуда. Если мы называем что-то нашим, то просто пишем с заглавной буквы. Есть вселенные, но есть и Вселенная, в которой мы живем. То же самое повторяется с Галактикой и Солнечной системой. Если мы поймем, что живем в мультивселенной, то придется и им дать имена.
Суперлуна, наблюдаемая 9 сентября 2014 года
Но не все в мире поддерживают эту систему, что порой вызывает путаницу. Мы обсуждаем солнце или Солнце? Некоторые даже думают, что намного проще переименовать Луну, чтобы не путать с чужими объектами.
Источник
Какое у нашей земной Луны настоящее научное название?
По состоянию на 2015 год в Солнечной системе есть 146 официальных лун и еще 27 недолун, которые до сих пор ждут одобрения своего статуса. У всех официальных лун есть названия в честь богов или персонажей Шекспира. Названия вроде Каллисто, Титан или Прометей. Но есть одна луна в Солнечной системе, имя которой до ужаса скучное. Вы ее, конечно, знаете, и называется она Луна.
Почему так? Очевидно, это общее название всех спутников. Какое у Луны настоящее имя? Научное. Крутое. Вроде Крелон, Крона, Аврон или Муад’Диб.
На самом деле, настоящее название Луны — Луна, и в этом вина всего человечества. До тех пор, пока Галилей впервые не направил свой телескоп в небеса в 1610 году и не понял, что на орбите Юпитера тоже вращаются крошечные пятнышки света, астрономы не знали, что у других планет имеются луны.
За все несколько сотен тысяч лет существования человечества Луна была довольно знакомым объектом на небе. Мы узнали о существовании других лун всего 400 лет назад. Мы вообще не знали в полной мере, что Земля — это планета, пока Коперник не разработал гелиоцентрическую модель Солнечной системы.
У нас до сих пор имеются проблемы с пониманием этого, хотя мы уже и зонд прямо на Солнце отправили. Мы не знали, что Солнце — это звезда, пока в 1590 году Джордано Бруно первым не высказал эту идею, за что мы благополучно сожгли его на костре. Были времена. Вернемся к нашей «луне».
Ученые классифицируют Луну как естественный спутник. Это помогает отличить его от искусственных спутников, которые мы запускали последние 60 лет.
Название Луны произошло от латинского слова Luna — так назывался наш естественный спутник на латыни. Это не официальный термин и не научное название, но ученые довольно благосклонны к латыни. Впрочем, люди привыкли отличать луну от Луны (хотя бы на бумаге), добавляя большую (прописную, заглавную) букву в начало слова. И так со всем. Название нашей солнечной системы — Солнечная система. Нашу галактику называют Галактикой, с большой буквы «Г». И когда речь идет о конкретно нашей вселенной, взятой, возможно, из множества параллельных миров, мы тоже именуем ее Вселенной.
Как насчет Солнца? На латыни его называли «Сол», Sol.
Если мы когда-нибудь обнаружим, что на самом деле живем в мультивселенной, нам придется дать названия всем этим вселенным. И тогда люди будут задаваться вопросом, каково настоящее название нашей Вселенной. Официальный совет Международного астрономического союза, состоящего из людей, которых мы не любим за Плутон, утверждает, что именно прописная буква имеет значение. Хотя на словах, конечно, иногда может рождаться путаница.
Несмотря на то, что имя у нашей Луны довольно скучное, оно напоминает нам о том, как далеко продвинулось наше научное понимание Вселенной. Невероятна сама мысль о том, что мы нашли так много лун за пределами Солнечной системы, а ведь найдем еще больше.
И когда мы найдем другие вселенные, нам останется Вселенная, а кто-то отправится во вселенные Нимоя, Сагана и Кларка. А какое название нашей Луне можете предложить вы?
Источник
Селена луна
Почему луну называют селеной
Совсем недавно слово Селена как синоним существительного Луна можно было встретить разве только в поэтической речи первой половины XIX в. Например, у В. А. Жуковского в стихотворении „К Батюшкову» мы находим такие строки: Среди прозрачной пены Летучих облаков Мелькает рог Селены. В наши „космические» дни слово Селена в значении „Луна» начинает проникать и свободно употребляться в газетном языке и научно-популярных статьях.
Так, в „Правде» от 19 ноября 1970 . была опубликована статья акад. С. Вернова и Н. Контора, которая называлась „Служба Солнца» на Селене, в газете „Вечерняя Москва» от 9 января 1971 г. в статье „Лунными тропами» А. Санфирова можно было прочитать: Как не прекращают люди изучать планету, на которой они живут, так неуемны будут и их стремления подоскональней узнать Селену.
B качестве синонимических слова Селена Луна выступают сейчас и как корневые части производных слов лунография и селенология: Урок лунографии с картой в руках („Комсомольская правда» от 18 ноября 1970 г.); На счету у советской селенологии большие достижения („Правда» от 19 ноября 1970 г.). Заметим, что первое сло во нами впервые было отмечено в „Комсомольской правде» от 27 октября 1959 г. (см. нашу „Лексикологию современного русского языка». М., 1964, c.160).
Как видим, смысловое родство слов Луна и Селена налицо. Однако они близки не только своей синонимичностью. Эти слова объединяет также и одинаковость их „признак новой модели». Несмотря на различную этимологию и историю, оба именуют естественный спутник Земли по одному признаку — его блеску, сиянию, свету.
Если буквально „перевести слова Луна и Селена, то и то и другое значит „блестящая, сияющая, светящая». Но о каждом по порядку.
Слово Луна у нас исконное. Оно очень древнее, известно во всех славянских языках и даже за его пределами. Это общеславянское слово, имеющее точные соответствия в некоторых других индоевропейских языках (ср. др.- прусск. lauxnos мн. число „звезды», авест. rаохsnа „блеск, свет», др.-греч. lychnos „светильник»). Последние позволяют восстановить его праславянскую исходную форму louksna и ясно представить его дальнейшие родственные связи и способ образования.
Слово луна образовано с помощью суффикса —sna от той же основы (louk), что и луч (буквально „свет»), лоск, лысый, лат. lux „свет», греч. leukos „светлый, блестящий» и т. д. Такой же суффикс имеют слова борона, стена, струна и др. В русских диалектах и некоторых славянских языках слово луна и сейчас имеет значения, близкие к исходному (диал. луна „зарево, зарница, отблеск», укр. луна — тж., чешек, luna „зарево» и др.).
Иная биография у слова Селена. Оно пришло в русскую стихотворную речь в конце XVIII в. из древнегреческой мифологии, где Селена — богиня луны. В древнегречес ком языке Selene „богиня луны» „луна» представляет собой суффиксальное производное от той же основы, что и selas „свет, сияние; блеск, сверкание; молния» и др.
Почему луну назвали месяцем
Из заметки „Луна и Селена» вам теперь известно, почему луна называется луной. Но у слова луна, как все знают, есть и еще один синоним (значительно более народный). Это существительное месяц, по своему употреблению разговорное и нетерминологическое. Вспомните, как прекрасно использовал эти свойства слова месяц в сравнении со словом луна И. А. Гончаров в романе „Обломов»: „Бог знает, удовольствовался ли бы поэт или мечтатель природой мирного уголка. Эти господа, как известно, любят засматриваться на луну да слушать щелканье соловьев. Любят они луну-кокетку, которая бы наряжалась в палевые облака да сквозила таинственно через ветви дерев или сыпала снопы серебряных лучей в глаза своим поклонни кам. А в этом краю никто и не знал, что за луна такая, все называли ее месяцем. Она как-то добродушно, во все глаза смотрела на деревни и поле и очень походила на медный вычищенный таз».
Почему же луну называют еще и месяцем? Ответить на этот вопрос совершенно точно пока нельзя, но наиболее правдоподобное объяснение дать можно. Среди многих ученых-этимологов существует мнение, что слово, из которого получилось современное месяц, обязано своим появлением регулярному времени обращения луны вокруг Земли, позволившему сделать последнее определенной мерой времени ( 1 /12 года). Отсюда и родилось слово, которое дало наше месяц . Оно также сначала имело только значение „промежуток времени в 1 /12 года», а затем получило и значение „предмет, который на это время указывает», как, скажем, слово часы, имевшие вначале лишь временное значение (счастливые часов не наблюдают), потом приобрело и предметное значение (золотые часы). Но разберем слово месяц по порядку и начнем „с конца». Сознательно (чтобы не усложнять изложение) избежим подробностей. Не выходя за пределы современного русского языка, невооруженным глазом можно установись, что —яц в слове месяц является бывшим суффиксом. Достаточно вспомнить диал. месик „месяц» (уже с суффиксом —ик) и подобной структуры слово заяц (с родственными зайчик, зайка, зайчонок, позволяющими выделять суффикс —яц в существительном заяц даже в пределах литературного языка).
Скорее всего суффикс -яц( в нашем слове был уменьшительно-ласкательным, таким же, как суффиксы -ец, -ица, -це в словах морозец, дельце, землица и т. д.
Тогда слово месяц исконно представляет собой „форму» субъективной оценки исчезнувшего в славянских языках слова с основой мес. Так смело о существовании этого утраченного слова позволяют говорить его родичи в других индоевропейских языках: латыш, menesis „месяц, луна», др.-прусск. теnins — тж., лат. mensis „месяц», др.-инд. mas- „месяц, луна», арм. amis „месяц», готск. mena „луна» и др. А все эти слова возводят к индоевроп. корню me „мерить», тому же, который наблюдается в слове мера (исходно с суффиксом р ср. существительное вера с тем же — сейчас уже „незримым» суффиксом).
Статья на тему Селена луна
Источник
Происхождение слов «Луна» и «Месяц»
Статья является кратким пересказом работы В. Сундакова «Что такое Луна по древне-русски».
Луна светит нам ночью, а иногда видна и днём. Видна она всё время по-разному. Но получается странно, то мы называем этот объект «луной», а то «месяцем». Почему?
На самом деле «Луна» и «Месяц» вовсе не одно и то же. Лишь светлая часть нашего спутника именуется Луной, а её тёмная часть — Месяцем.
Поскольку Луна постоянно изменялась, наши предки считали её «оборотнем», называли небесной собакой или волком. Во времена, когда она была тёмной, её называли «вороным конём».
В зависимости от взаимного положения Луны и Солнца, мы каждую новую ночь видим её освещённой по иному. Разная степень освещённости называется фазой. Луна растёт примерно 12 суток, 2-3 суток она полная, а последующие 12 дней она убывает.
Где-то на пятнадцатый день справа у небесного тела появляется тоненькая чёрная линия. Данная кромка и называется «Месяцем». Первый день такого затемнения считался ущербным, а 15-й назывался «День мясника» . В этот день забивали скот и сдирали шкуру.
Светлая часть Луны, сравнивалась предками с кожей, которую с небесного тела сдирают. Оттого тёмная часть Луны считалась «окровавленной», «мясной». Слово «Месяц» имеет непосредственное отношение к слову «мясо». Так же к слову «Месяц» имеет прямое отношение немецкое слово «Messer», которое означает «нож».
Первая ночь ущербной Луны называлась «ночью святого Варфоломея». Религиозные люди знают, что со святого Варфоломея содрали кожу. Известно, что атрибутом святого Варфоломея является особый нож.
«Вышел месяц из тумана, вынул ножик из кармана».
«Световод» или «ангел» (если наступает свет) — это граница между Луной и Месяцем. Если увеличивается Месяц, то границу называют «черта» или «чёрт» (естественно, что изображают его с рогами и говорят «черти полосатые»). На тринадцатую ночь Луне двигаться некуда, поэтому и чертей тринадцать. Число тринадцать называют «чёртовой дюжиной».
У Луны, как у матери, в первый ущербный день появляется сын (Месяц), который как-бы лежит на её левой руке, что и является исходной картиной для иконы Богородицы (храмовой). Оба они заключены в круг света, который их обнимает. А звезда на платке Богородицы – это полярная звезда. А звезда на её плече, это планета Венера, если быть точным.
Раньше верили, что Луна – это дыра, а сквозь неё идёт свет из таинственного мира. Считалось, что небо есть твердь («твердь небесная»), из толстого ледяного покрова с отверстиями, которые мы с вами называем небесными телами. Луна представлялась лункой, то есть прорубью во льду, в котором видна плавающая рыба. В Луне она плыла в одну сторону, а в Месяце в обратную.
Источник
Как по разному называют луну
IЛу́на (Luna) Альваро де (1388, Каньете, — июнь 1453, Вальядолид), граф, коннетабль (верховный главнокомандующий) Кастилии (с 1423). Фаворит кас. смотреть
ЛУНА, -ы, мн. луны, лун, лунам, ж. 1. (в терминологическом значении Лпрописное). Небесное тело, спутник Земли, светящийся отраженным солнечнымсветом. Полет на Луну. Серп луны. Полная л. С луны свалился кто-н. (перен.:не знает того, что всем давно известно; разг. шутл.). 2. Свет, идущий оттакого небесного тела. Читать при луне. 3. Спутник любой планеты (спец.).Луны Сатурна. * Ничто не вечно под луной (шутл.) — все проходит, нет ничегопостоянного. II прил. лунный, -ая, -ое. Л. свет. Л. грунт. Л. самоходныйаппарат. Лунная дорожка на воде. Л. камень (прозрачный минералзеленовато-голубого цвета). смотреть
луна ж. Светящийся диск или часть диска ближайшего естественного спутника Земли, видимый на небе ночью.
Луна ж. Ближайший естественный спутник Земли, светящийся отраженным солнечным светом.
луна ж.moon полная луна — full moon фазы луны — phases of the moon полёт на Луну — flight to the Moon
луна См. месяц. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. луна серп, Феба, царица ночи, спутник, Параселена, серп луны, полумесяц, лунный серп, диск Луны, лунный диск, Селена, Артемида, месяц, Диана, звездный пастух, ночное светило Словарь русских синонимов. луна месяц; ночное светило, Селена (трад.-поэт.) / полная: лунный диск, диск луны / неполная: полумесяц, лунный серп Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. луна сущ. • месяц • Селена Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2012. луна сущ., кол-во синонимов: 25 • аах (2) • артемида (7) • богиня (346) • бурлацкое солнышко (1) • волчье солнышко (2) • диана (13) • диск луны (3) • звездный пастух (4) • колесница ночи (1) • лунища (1) • лунный диск (3) • лунный серп (5) • лысак (3) • месяц (135) • мун (1) • ночное светило (3) • обман (113) • параселена (1) • полумесяц (5) • селена (7) • серп (6) • серп луны (4) • спутник (174) • феба (3) • царица ночи (7) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: аах, артемида, богиня, волчье солнышко, диана, диск луны, звездный пастух, колесница ночи, лунища, лунный диск, лунный серп, лысак, месяц, ночное светило, обман, параселена, полумесяц, селена, серп, серп луны, спутник, феба, царица ночи. смотреть
ЛУНА, единственный естественный спутник Земли и ближайшее к нам небесное тело; астрономич. знак С.Движение Луны. Л. движется вокруг Земли со ср. скор. смотреть
«ЛУНА», наименование советской программы исследований Луны и серии автоматич. межпланетных станций (АМС), запускаемых в СССР к Луне начиная с 1959. П. смотреть
ЛУНА (Luna) Альваро де (1388, Каньете,- июнь 1453, Вальядолид), граф, коннетабль (верховный главнокомандующий) Кастилии (с 1423). Фаворит кастильског. смотреть
ЛУНА (Luna) Антонио (29.10.1866, Манила,-5.6.1899, Кабанатуан), деятель филиппинского нац.-освободит, движения. После начала американо-филиппинской в. смотреть
— естественный спутник Земли. Л. обращается вокруг Земли по эллиптич. орбите с эксцентриситетом 0,05490 и большой полуосью, равной ср. расстоянию . смотреть
— планета — спутник Земли. Вращение прямое, движется вокруг Земли по сложной орбите, приближающейся к незамкнутому эллипсу со средним расстоянием центров Л.— Земля 384 386 км (406 670 — в апогее, 356 400 — в перигее) со средней скоростью
1 км/сек и периодом 27 сут. 7 h 43‘11,47 «‘ (сидерический месяц), равным периоду осевого вращения Л.; т. о. Л. обращена к Земле всегда одной и той же стороной. Вследствие явлений либрации (видимые маятникообразные колебания Л. около ее центра) наблюдению доступно 59% поверхности Л. Наклон орбиты к плоскости эклиптики 5°8‘7«, наклон экватора Л. к ее орбите — 6°40‘. Изменение положения Л. относительно Земли и Солнца обусловливает смену фаз (возраста) Л.— изменение ее видимой формы; полная смена фаз происходит за 29 сут. 12 h 44‘3 « (синодический месяц). Каждые девятнадцать лет составляют лунный цикл, т. е. новолуние возвращается в те самые дни, как 19 лет тому назад. Влияние Л. на Землю проявляется в явлениях приливов, прецессии, нутации; возможна связь влияния Л. с интенсивностью сейсмической активности (Веронне, Тамразян). Вследствие приливного трения Л. постепенно удаляется от Земли, замедляя свое движение по орбите и обусловливая вековое удлинение земных суток (
0,001 сек в 100 лег). Нерегулярные отклонения положения Л. от теоретически вычисленного определяются случайными изменениями угловой скорости вращения Земли, связанными с ее внутренними процессами. Отношение масс Земли и Л.: Мз : Мл = 81,30; масса Л.7,33·10 25 г; средняя плотность 3,33 г/см 3 ; средний радиус rл = 1736,1 км; ускорение силы тяжести — 162 см/сек 2 ; скорость ускользания (критическая, вторая космическая) на поверхности Л.— 2,38 км/сек. Динамическая фигура Л. гидростатически неравновесна: отношение (A, В, С —моменты инерции относительно главных осей). По данным искусственных спутников Л. (типа “Луна”, “Зонд”, “Орбитер”, “Сервейор”, “Аполлон”), экваториальный радиус Л., направленный к Земле, на
200 м превышает радиус, перпендикулярный лучу зрения, и на
1100 м — полярный. Основные формы рельефа Луны: материки — светлые области (
60% поверхности); моря (океаны, озера, заливы) — темные области (40% поверхности); болота — промежуточные по окраске; горы и хребты — разграничивают моря и материки или вытянуты по последним. При однородной плотности неравновесность Л: соответствует напряжениям в центре
20 кг/см 2 , что требует абсолютно твёрдого её состояния. Допуская пластичность глубин Л. некоторые авторы переносят напряжения в оболочку, предполагая радиальную неоднородность плотности Л. Цирки— кольцевые горы (до сот км в поперечнике) с ровным темным дном; кратеры — кольцевые горы меньших размеров с пониженным дном и центральным конусом; лунки или поры— мелкие углубления без валов (по данным лунных станций могут достигать в диаметре нескольких дм); пики — отдельные крутые конические или зубчатые возвышенности; трещины или борозды — узкие длинные углубления (внутри некоторых устанавливается наличие горных кряжей); валы (жилы или морские хребты) — узкие пологие протяженные возвышенности на поверхности морей; куполы — обособленные образования разнообразных форм, встречающиеся на некоторых темных участках; светлые лучи и нимбы — образования, расходящиеся радиально от некоторых кратеров, часто очень протяженные (до 2000 км у Тихо). Для кратерных форм рельефа Л. характерно правило Шрейтера: объем вала в среднем равен объему выемки, т. е. в среднем это нулевые формы. Рельеф обратной стороны Л. (данные впервые получены в 1959 г. в СССР аппаратами типа “Луна” и “Зонд”) несимметричен — преимущественно материковый; выделенные объекты не отличаются по природе от известных; выявлен новый тип образований — талласоиды — большие впадины светлой окраски с материковым (сильно изрытым) строением дна. Глобальный анализ рельефа Л. обнаружил “пояс депрессий”, на котором располагаются наиболее крупные моря и талласоиды. Моря Л.— равнины, выполненные застывшей базальтовой лавой; светлые лучи и нимбы связываются с насыпными выбросами новейших кратеров, скоплениями камней, не подвергшимися еще метеоритно-корпускулярной или вулк. эрозии. Об уровенной поверхности Л. в настоящее время нет общепризнанных данных, поэтому гипсометрические оценки ее рельефа относительны и неточны. Средний ур. морей Л. на
1,5 км ниже ур. материков; экстремальные превышения достигают 9 км (горы Лейбница), относительное их значение для Л. (1 : 200 Rл) больше, чем для Земли (1 : 700Rз). Основные гипотезы образования лунного рельефа: экзогенная (метеоритная; Гильберт, Болдуин, Юри, Койпер, Левин и др.) и эндогенная (вулк.; Зюсс, Хабаков, Сперр и др.). Данные исследований лунных станций и экспедиций значительно увеличивают вес последней гипотезы. Предложено несколько схем возрастного разделения форм рельефа Л.; Шумэкер ” Хэкман (1962) вы деляют о основных периодов (от древних к молодым) Доимбрийский, Имбрийский, Процеллярнанский. Эратосфенский, Коперниковский; Хабаков (I960), Козлов и Артемов (1965) — 7 периодов (выделяя древнейший, современный и подразделяя Имбрийский); детальная стратиграфическая схема дана Сухановым и Трифоновым (1969). Совр. проявления вулк. активности Л. спектрографически зарегистрированы для кратера Альфонс (1957, 1958, 1959 гг.; Алтер, Козырев). Среднее альбедо (отражательная способность) морей Л. низкое — 0,07, материков 0,12, камней — 0,20—0,25; высокое альбедо обнаружено (“Аполлон-12”) для тонкозернистого светло-серого вещества участка луча Коперника.
Цветовая окраска покрова Л. в видимой части спектра однородна (серый цвет с буроватым оттенком), в инфракрасной и ультрафиолетовой области выявляются различия: более старые лавовые покровы обладают тенденцией к большему покраснению. Фотометрическая характеристика Л. выделяет несколько типов “фотометрического рельефа”, определяемого структурой грунта и особенностями рельефа. Поверхность Л. покрыта слоем обломочного материала — реголита (размеры частиц от ц до мм) и усеяна разновеликими “камнями” — отторженными образованиями. Плотность грунта Л.— 0,8 г/см 3 ; пористость — от 50 до 80%; прочность — 0,68 г/см 2 ; диэлектрическая постоянная ε =1,1—1,6; удельная проводимость γ = 3,4·10 -4 мо/м (по данным радиоизлучения), реголит легко слипается, близок по свойствам к вулк. пеплу; свойства реголита в разных точках поверхности Л. (моря Ясности, Дождей, Спокойствия, океан Бурь — данные экспедиций “Аполлон”, “Луна-16” и “Луна-17”) — близки; выделяется несколько разновидностей частиц лунного грунта: 1 — мелкораздробленные частицы первичных магм (компоненты в порядке убывания их содер.: пироксены, плагиоклазы, стекло, оливин и в незначительном количестве — ильменит, низкотемпературные — тридмит и кристобалит, никелистое железо и др.); 2 — разноцветные сфероидальные образования стекла (около 20% ); 3 — брекчия — сцементированные образования и 4 — сложные ветвистые структуры, включающие все компоненты реголита. Мощн. реголита изменяется в зависимости от возраста и характера рельефа; возраст покрова пропорционален мощн. и степени обогащенности реголита компонентами солнечного ветра; доля метеоритного вещества в реголите
1%. Факторы эрозии покрова Л.: солнечный ветер, космические лучи, удары метеоритов и вулк. явления. Покров подстилается скальными п. плотностью 2,5—3,3 г/см 1 ; величина магнитной восприимчивости образцов п. Л κ = 0,1 —0,3·10 -6 СГС; обнаружена остаточная намагниченность. “Каменные” образцы Л. представлены полнокристаллическими п., разнообразными по структуре и минер. составу (базальты, габбро, диабазы); их м-лы: стекло, плагиоклазы, пироксены, оливин, низкотемпературный кристобалит, ильменит, санидин, троилит, самородное железо, шпинель, тридимит, самородная медь. Минер. и хим. состав образцов разных районов Л. (море Спокойствия, океан Бурь) — близки; характерны высокие концентрации тугоплавких элементов и низкие — летучих. Атмосфера на Л. практически не обнаруживается. Напряженность магнитного поля вблизи Л. (“Луна-10”) — 17— 37 гамм. Структура гравитационного поля Л. свидетельствует о неоднородности внутреннего распределения масс. Значительные избыточные массы (масконы) соответствуют некоторым круговым морям (Дождей, Кризисов, Ясности, Нектара, Влажности). Наибольшая аномалия связана с морем Дождей. Материковые области представляются скомпенсированными. Предполагается наличие верхней оболочки Л., мощн. около 20 км (по сейсмическим данным); предполагаются различия в глубинном строении морей и материков. Температура на поверхности Л. меняется от плюс 100—120°С в подсолнечной стороне, до минус 130.—150° в затененной. Теплопроводность поверхностного слоя по данным радиоизлучения Л. k = 1,25 — 3,5·10 -5 кал/см.град.сек. Средняя величина постоянной составляющей температуры Л. —58°С — устанавливается на глубине 1—7 м. Собственный тепловой поток Л. сравним с земным (1·6·10 19 кал/год); излучение на г. массы выше земного (2·10 -7 кал/год); отмечаются тепловые аномалии повышенного излучения, приуроченные в основном к морям. Тепловой баланс Л. отрицателен. Отрицателен и вещественный баланс, вследствие больших скоростей ускользания, вакуума и низких температур. Абс. возраст образований поверхности Л. неоднороден: наибольшее установленное его значение
4,6·10 9 лет; возраст базальтов в море Спокойствия
3,7·10 9 лет, в океане Бурь — от 1,7·10 9 до 2,7·10 9 лет. Основные гипотезы происхождения Л.: захват Землей Л., сформировавшейся в условиях отличных от земных (Юри); формирование Л. одновременно с Землей в околоземном метеоритном облаке, на ее орбите или на более близком к Земле расстоянии (Шмидт, Рускол); формирование Л. одновременно с планетами из первичной единой с Солнцем материи (Фесенков); отделение Л. от Земли, после формирования последней (Дарвин). Г. И. Мартынова.
Геологический словарь: в 2-х томах. — М.: Недра . Под редакцией К. Н. Паффенгольца и др. . 1978 .
— постоянно используемый вместе со звездами религиозный символ, означающий власть ночных сил. Символизирует корабль, неутомимо несущий свет через тьму к рассвету. Луна связана, с одной стороны, с мировым яйцом, а с другой — с гробом. Сложный и амбивалентный образ, изменчивый и неверный, Луна меняет природу своего действия в зависимости от знака, в котором она находится. Символ постоянных трансформаций и преобразований формы, она считается силой, управляющей превращениями в природе. Изображение Луны произошло от египетского иероглифа. Солнце и луна — симметрично по одному светилу с каждой стороны креста (солнце по правую руку Христа, луна — по левую) — являются постоянными элементами средневекового Распятия, хотя после XV в. встречаются редко. Их происхождение очень древнее: обычно солнце и луна сопровождали образы языческих солнечных богов Персии и Греции, что и перешло в раннее христианское искусство через праздник Рождества, перенявший существовавший тогда языческий обряд отмечать новое рождение солнца. В Откровении Иоанна Богослова луна изображена у подножия Девы Марии, а в Деяниях апостолов солнце и луна выступают в качестве основ нашего мироздания. Солнце и луна символизировали образное соотношение двух Заветов — Ветхий Завет (луна) может быть понят, только если он освещен сиянием Нового Завета (солнце). Луна — весьма почитавшееся древнее божество во многих цивилизациях, особенно в Халдее. В доисламской Аравии и других семитских культурах поклонение луне также преобладало над культом солнца. Священный брак между небом и землей, с которого начинается генеалогия богов в различных теогониях, иногда трактуют как союз луны и солнца, в котором подчеркивается активный мужской характер солнца. Солнце отвечает за огненную активность и жизнь явленного мира, а луна, в которой преобладающим является пассивный женский аспект, рассматривается как проводник к скрытым, неявленным феноменам жизни и природы. Символика луны в своей пассивной женской отражательной способности связана с символикой зеркала, обладающего теми же свойствами. Если в ряде древних традиций луна представляла женские божества или пассивный принцип творения, то в тевтонских, арабских и татарских мифах она олицетворяла мужское начало. У многих древних народов лунные боги были богами мудрости. Например, в Египте Тот-Гермес или Тот-Хонс был третьей ипостасью египетской троицы: бог солнца Амон, богиня неба Нут и их сын — бог луны Хонс. В Египте луна также ассоциировалась с Исидой и представляла андрогинное начало, так как Исида выступала воплощением «небесного гермафродита». Считалось, что при каждом периодическом «сотворении» Вселенной солнечный Осирис — первое проявляющееся божество — рождался на горе Синай, т. е. на горе Луны. В Индии луной-богом был сын Сомы-луны Будха, в Халдее Нэбо выступал лунным богом сокровенной Мудрости. В Финикии луна связывалась с Астартой, в Вавилоне — с Иштар. Причем в Халдее и Вавилоне луна, как остывшее солнце, считалась старше последнего. Бог луны у шумеров имел названия: господин, князь богов, «отец, который держит в руках жизнь на земле». В Ригведе Сурья (Солнце) играет роль невесты, а Сома (Луна) — жениха. В «Эдде» Луна и Солнце являются мужем и женой. На санскрите луна, или сома, обозначает священный напиток, используемый в храмах для достижения транса в целях постижения тайной мудрости. В античной Греции луна воспринималась по-разному: как дневная Артемида, богиня лунного света Селена и богиня ночных видений и чародейств Геката; как богиня лунного света считалась двойником солнца (Аполлона). В Риме у них даже было одно святилище. Являясь богиней колдовства, Луна связывает мир живых и умерших и выводит призраки мертвых из могил. Она предстает владычицей трех миров: неба, земли и подземного царства. Исламская традиция рассматривает Луну как основного посредника между землей и другими планетами, и в этом качестве как силу, синтезирующую все аспекты интеллекта, явленные в планетарных сферах и архетипическом мире зодиакальных знаков. Ее число в исламской нумерологии — 7 — означает количество планетарных сфер и является четвертью от 28 дней лунного цикла. Луна определяет ритм недели и лежит в основе цикла чередований работы и отдыха в трех монотеистических религиях. 28 ночей, когда можно наблюдать изменения фаз Луны (1 2 3 4 5 6 7 = 28), означают общее количество планет и передают участие каждой в распространении божественного интеллекта. Разделение Зодиака на 28 больших домов Луны предшествовало его разделению на 12 знаков. Лунные владения — это макрокосмический эквивалент 28 знаков арабского алфавита, из которого язык божественного слова может быть понят как выражение «общественного дыхания». Этот принцип лежал в основе индусской, коптской, арабской и китайской астрологии. Мифологическая география, включающая Солнце с Островами Блаженных, с Млечным Путем как «высшей сферой», рассматривает Луну в аспекте ее влияния на формирование и распад организмов и — в последнем смысле — представляющую царство мертвых. В системе мистика и духовного учителя Г. И. Гурджиева луна — активный агент поглощения непробужденных человеческих душ после их смерти. Идея странствия на Луну после смерти присутствует в традициях Индии, Ирана и Греции. Это одна из важнейших черт астральной теологии, которая развивалась пифагорейской мыслью. Прогрессирующее изменение форм луны — от диска до тонкой нити света — лежит в основе мистической теории форм, повлиявшей на способ изготовления музыкальных инструментов и на графику еврейского и арабского алфавитов. Фазы луны составляют мифическую и символическую основу дуалистических моделей. Мир тьмы — ад — изображается в них как убывающий месяц, чей рог соответствует одной четверти луны; знак двойной спирали — двум четвертям луны, обращенным в противоположные стороны; луна на ущербе — две четверти, наложенные одна на другую противоположными сторонами. Лунный серп был символом девственности и в качестве такового увенчивал лоб греческой Артемиды и римской Дианы. Полумесяц был священным символом вавилонской и халдейской Астарты, египетской Исиды и греческой Дианы. Позднее использовался в символике, связанной с Девой Марией. В христианской мистике Мария с серпом означает женский принцип, приносящий свет во тьму ночи. Месяц использовался как символ безопасности в Византийской империи времен Константина. Затем символ был перенят турками после победы мусульман над христианами и использовался султаном как знак его могущества. Полумесяц стал символом ислама, противопоставленным кресту. Открытая вверх дуга лунного серпа означает женское начало в мире. Опущенная вниз, перевернутая, являет собой чашу, из которой вытекает благодать. Ассоциируется с сосудом, чашей, в которую собирается эликсир жизни, проливающийся затем на землю, питая все живое. Серп нарождающейся луны обозначает и лунный день, и лунный элемент — серебро. Новолунию приписывались магические средства, например, способность исцелять болезни, поэтому к нему приурочивались культовые действия и моления. Напротив, полнолуние считалось временем активизации темных сил. Фазу невидимости луны, или черную луну, уподобляют смерти, и на это опирается представление, что человек после смерти отправляется на Луну и возвращается с нее, в традициях, признающих идею переселения душ. Три ночи, когда луна отсутствует на небе, а потом возрождается, сравнивают с тремя днями смерти и потом Воскресением Христа. По словам религиоведа Мирче Элиаде, фазовая цикличность появления и исчезновения луны — символ того, что «смерть является не прекращением, а временным изменением жизненного плана». У средневековых алхимиков и астрологов луна была символом серебра и понедельника. В целом в алхимии луна с ее фазами представляет изменчивое женское начало и множественность. Другой существенный аспект луны касается ее связи с материнской ночью, окутывающей, защищающей и опасной одновременно. Вследствие бледности ее света луна связывается с воображением и фантазией как промежуточной стадией между духовной жизнью и интуицией. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Холл Дж. Словаръ сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999. смотреть
Как правило, олицетворяет женскую силу, Мать-Богиню, Царицу Небесную. Исключением являются некоторые африканские и североамериканские индейские племена, а также тевтоны, племена Океании, маори и Япония, где Луна является мужским производительным принципом. Луна повсеместно является символом циклического ритма времени, универсального становления. Фазы зарождения, исчезновения и появления Луны на небосводе символизируют бессмертие и вечность, постоянное обновление, просвещение. Кроме того, Луна олицетворяет темную сторону природы, ее невидимый аспект; духовный аспект света во тьме; внутреннее знание, интуитивное, иррациональное и субъективное; человеческий разум в виде отраженного света божественного Солнца. Является символом глаза ночного, а Солнце является глазом дневным. Луна символизирует также периодическое возобновление творения, время и меру. Раньше время измерялось фазами Луны, поэтому она считалась носителем перемен, страдания и упадка, условием жизни человека на земле. Изменяясь в своих фазах, она символизирует область становления. Луна Камы управляет приливами, дождями, водами, наводнениями и временами года, а следовательно, и ходом жизни. Все богини Луны управляют судьбой и ткут ее нить. Иногда их изображают в виде пауков в центре паутины. К их атрибутам относятся веретено и прялка. Совместно Луна и Солнце олицетворяют hieros gamos, священный брак Неба и Земли, короля и королевы, золота и серебра и т, д. Трехдневный период новолуния — это период нисхождения умирающего бога в подземный мир, из которого он, подобно Луне, поднимается снова. Полная Луна означает целостность, завершенность, силу и духовную мощь. Луна в середине цикла имеет погребальное значение. Убывающая Луна приобретает мрачный, демонический аспект; Луна нарастающая — свет, рост и возрождение. Символом Луны, как правило, является месяц или коровьи рога. Ее также называют кораблик света в море ночи.Все ночные животные, например, кошка и лиса, являются лунными, как и те животные, которые возникают и исчезают, например, медведь, впадающий в спячку зимой и появляющийся снова весной с новорожденным медвежонком. Таковы змея, заяц и кролик, все двоякодышащие и любые другие животные, связанные с водой, болотами и половодьями. Лягушка и жаба живут на Луне. Почти повсеместно обитателями Луны являются заяц и кролик. Очень часто у жабы или зайца три ноги, означающих три лунных фазы, а также прошлое, настоящее и будущее. На Луне также обитает человек, который таскает тяжкую ношу в виде наказания. В христианстве его сравнивают с Каином или Иудой Искариотом. Хромой старик может символизировать убывающую Луну. Лунные божества очень часто тройные, например, Парки (см. числа, три). С Луной связаны различные растения, такие как индийская сома, американский маис, южноамериканская пальма пачимба. Семитские боги Луны ассоциируются с деревьями и кустами. В африканской мифологии это Ашаиг, символизирующий время и смерть. Некоторые африканские племена ассоциируют Луну с деревом. У некоторых племен Луна является мужским божеством. В алхимии Луна означает серебро — это чистые чувства; Луна и Солнце — это тело и душа, серебро и золото, королева и король. В верованиях американских индейцев — это старуха, которая никогда не умрет, и водная девушка с кувшином воды. В Южной Америке Луна ассоциируется с пальмой и маисом, а на Севере — с деревом. Полная Луна походит на свет Великого Духа, однако, у некоторых племен она является злой и недоброжелательной силой. В астрологии Луна означает животную душу как место, в котором возникают ощущения, половую жизнь и ипмульс к ней. Наряду с Солнцем, отражающим порывы сердца и черты характера, Луна характеризует общий стиль поведения. В буддизме Луна олицетворяет мир, безмятежность и красоту. Полнолуние и новолуние считается времем-нем усиления духовной силы. Растущая Луна — элемент Авалокитеш-вары, Гуань-инь и Гуань-он, а также символ единства личности. Появляясь на небосклоне. Луна отражается в каждой поверхности воды, и все эти отражения происходят от одного источника (Ян Чиа Песнь просветления). Луна и вода вместе олицетворяют свободу Дхармы. В Китае Луна отображает сущность инь, женский природный принцип, пассивность и быстротечность жизни, а также бессмертие. В христианстве Луна и Солнце часто изображаются в сценах распятия и символизируют двойственную природу Христа. Луна — местопребывание архангела Гавриила, а Солнце — архангела Михаила. В египетской традиции Луна считается творцом загробного мира и вечности. Растущая Луна — главнейший атрибут Изиды как Царицы Небес. Тот также является лунным божеством. У эскимосов Луна чтится как посылающая снег. В древней Греции Луна ассоциировалась с деревом. Богиня Луны Мойра стояла выше других богов, а три богини судьбы (Мойры) являлись отражением силы этой Великой Лунной Богини. В символизме орфиков Луна олицетворяет печень, а Солнце — сердце (центр вселенной в человеке). В индуизме растущая Луна символизирует новорожденное быстро и энергично растущее дитя. Она также олицетворяет собой чашу элексира бессмертия и ассоциируется с растением сомой, из которого готовится сакральный глоток. В Иране Луна почитается как Мах наряду с Солнцем, которое почитается как Хваре-Кхшаэта. В традициях Зенд и Пехлеви Луна олицетворяет мужской принцип. В исламе Луна — мера времени и считает годы, так как год считается лунным. Расщепленная Луна отражает дуальность в непрерывном движении к единству. Растущая Луна, олицетворяющая божественную и верховную власть, является символом ислама. Растущей или полной луной освещается Древо Жизни, изображаемое иногда на мусульманских надгробиях. В Японии Луна также олицетворяет мужской принцип — это бог Цукиеми, родившийся из правого глаза Изанаги. Заяц с пестиком и ступой живет на Луне. У манихеев Луна — это Иисус Великолепный в ряду с Солнцем-Митрой. У маори Луна — муж всех жен, бог-отец. В митраизме на иконах Луна изображалась с левой стороны над колесницей, запряженной Одной лошадью, Солнце — с правой стороны над квадригой. У народов Океании Луна олицетворяет мужской принцип и символизирует вечную молодость. У скандинавов лунная колесница Фрея запряжена лунными котами. В шумеро-семитской традиции лунное божество Син — мужской бог мудрости и хранитель времени. Ночь в полнолуние — это время для молитвы и праздничного жертвоприношения. В этот время Луна может как бы запечатлиться на спине молящегося. В шаманизме Луна символизирует магическую силу. В даосизме Луна — символ истины, глаз, светящий во мгле, принцип инь, но вместе с Солнцем отражает мужскую божественную силу. У тевтонцев Луна отражает мужскую божественную силу.
Синонимы:
луна багряная (Бальмонт, Бунин); безмятежная (Бальмонт, Шапир); безмятежно-тихая (Сологуб); бессмертная (Бальмонт); безумная (Бальмонт); блестящая (Ан. смотреть
Источник