Меню

Как получают энергию редуценты разрушители они используют энергию солнца

Что такое продуценты, консументы и редуценты? Какую роль они играют в экосистеме?

Из этой статьи вы узнайте, что такое продуценты, консументы и редуценты, а также как они взаимодействуют друг с другом и какова их роль в экосистеме.

Жизненный круг

Представьте себе круговорот веществ, который происходит, например, в африканской саванне. Трава растет и поедается антилопой. Антилопу ловит и съедает гепард. Гепард умирает, съедается бактериями, и питательные вещества возвращаются в почву. Эти питательные вещества используются травой, так как она продолжает расти в саванне. У каждого организма есть цель. Схема потока энергии через организмы, как в примере выше подходит для любой другой экосистемы.

При рассмотрении круговорота веществ в экосистеме необходимо учитывать три основные группы организмов:

  • Продуценты (растения)
  • Консументы (животные)
  • Редуценты (бактерии и грибы)

Эти группы основаны на том, как организм получает пищу. Продуценты, консументы и редуценты взаимосвязаны в пищевых цепях и пищевых сетях, а также зависят друг от друга для выживания.

Продуценты

Продуценты — это организмы, которые сами производят себе еду. Им не нужно брать питательные вещества у других организмов. Они получают свою энергию от солнца и производят из нее органические вещества посредством фотосинтеза. Продуценты относятся к автотрофам (организмы, которые синтезируют органические вещества из неорганических). Большинство продуцентов — это растения, но есть и микроорганизмы, которые производят питательные вещества с помощью фотосинтеза или хемосинтеза. Продуценты являются начальным звеном любой простой пищевой цепи. Если в качестве примера рассматривать экосистему африканской саванны, то к продуцентам относятся все растения, произрастающие в ней.

Консументы

Консументы — не производят питательные вещества самостоятельно. Они должны употреблять в пищу других животных или растения, чтобы получить энергию для поддержания жизнедеятельности. Консументы относятся гетеротрофами (организмы, которые не способны на синтез органических веществ из неорганических путём фотосинтеза или хемосинтеза. Выделяют первичные (первого порядка) и вторичные (второго порядка) консументы. Первичные консументы являются следующим звеном в простой пищевой цепи. Это растительноядные, или травоядные животные. Они не едят других животных. В дополнение к антилопе, упомянутой ранее, к консументам первого порядка в африканской саванне также относятся слоны, буйволы, жирафы, зебры и др. животные.

В простой пищевой цепи вторичные консументы следуют сразу же за первичными. К ним относятся плотоядные или всеядные животные. Консументы второго порядка едят консументов первого порядка. Плотоядные животные питаются только мясом, в то время как всеядные употребляют и мясо, и растения. В дополнение к гепарду, к вторичным консументам в африканской саванне принадлежат львы и леопарды, которые охотятся на зебр, антилоп и др. травоядных животных.

Редуценты

Редуценты — это последнее звено в простой пищевой цепи. Их также называют деструкторы или сапротрофы. К ним относятся микроорганизмы и грибы, которые разрушают органический материал, перерабатывая его в неорганические и простейшие органические соединения. Если животное умирает, то его тело съедают редуценты. Они избавляются от всего, что больше не является живым, расщепляя органику на простые питательные вещества и возвращают их в почву. Затем эти вещества используются продуцентами, и цикл начинается снова. Примером редуцентов в африканской саванне служат бактерии и грибы, разлагающие останки мертвых животных и растений.

Вывод

Давайте подведем итог из вышеописанного! Продуценты, такие как деревья или трава, производят свои собственные питательные вещества посредством фотосинтеза и начинают этот цикл. Затем их съедают первичные консументы, не способные производить питательные вещества самостоятельно, например жирафы, антилопы или зебры. Далее лев, который относится к консументам второго порядка съедает, например, зебру. Когда лев умирают, его тело разлагают редуценты, возвращая в почву питательные вещества, чтобы снова начать круговорот веществ в экосистеме.

Читайте также:  Над спящим городом взошло яркое солнце какое это предложение

Источник

Задания 19. Экосистемная организация живой природы. Биосфера

1.Перед вами пи­ще­вая цепь: пше­ни­ца → са­ран­ча → яще­ри­ца → сова → орёл. Какой из этих ор­га­низ­мов яв­ля­ет­ся ос­нов­ным кон­ку­рен­том за пищу людей?

2.Вы­бе­ри­те пра­виль­но со­став­лен­ную пи­ще­вую цепь.

1) ли­стья укро­па → зем­ле­рой­ка → обык­но­вен­ный ёж → яст­реб

2) ли­стья укро­па → обык­но­вен­ный ёж → яст­реб

3) ли­стья укро­па → ли­чин­ка май­ско­го жука → зем­ле­рой­ка → обык­но­вен­ный ёж

4) ли­стья укро­па → гу­се­ни­ца ба­боч­ки ма­ха­он → боль­шая си­ни­ца → яст­реб

од­но­кле­точ­ные во­до­рос­ли → даф­нии → . → орлан бе­ло­хвост — под зна­ком «?» на­хо­дит­ся

1) обык­но­вен­ный пе­ре­пел

3) обык­но­вен­ный скво­рец

4) яст­реб пе­ре­пе­лят­ник

4.Опре­де­ли­те по­тре­би­те­ля пер­во­го по­ряд­ка в пи­ще­вой цепи:

хлеб­ные злаки → швед­ская муха → паук → зем­ле­рой­ка → гор­но­стай

2) хлеб­ные злаки

4) швед­ская муха

5.Как по­лу­ча­ют энер­гию ре­ду­цен­ты (раз­ру­ши­те­ли)?

1) Они по­треб­ля­ют воду из почвы.

2) Они пи­та­ют­ся рас­ту­щи­ми рас­те­ни­я­ми.

3) Они ис­поль­зу­ют энер­гию солн­ца.

4) Они пи­та­ют­ся ор­га­ни­че­ски­ми ве­ще­ства­ми мёртвых ор­га­низ­мов.

6.Как по­лу­ча­ют энер­гию про­ду­цен­ты (про­из­во­ди­те­ли)?

1) Они по­треб­ля­ют воду из почвы.

2) Они ис­поль­зу­ют энер­гию солн­ца.

3) Они пи­та­ют­ся рас­ту­щи­ми рас­те­ни­я­ми.

4) Они пи­та­ют­ся мёрт­вы­ми ор­га­низ­ма­ми.

7.Как по­лу­ча­ют энер­гию кон­су­мен­ты (по­тре­би­те­ли)?

1) Они ис­поль­зу­ют энер­гию солн­ца.

2) Они по­треб­ля­ют воду из почвы.

3) Они пи­та­ют­ся рас­ту­щи­ми рас­те­ни­я­ми.

4) Они ми­не­ра­ли­зу­ют ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства.

8.Какое из сле­ду­ю­щих утвер­жде­ний спра­вед­ли­во для про­ду­цен­тов (ор­га­низ­мов — про­из­во­ди­те­лей ор­га­ни­че­ских ве­ществ)?

1) Они из­вле­ка­ют энер­гию из упо­треб­ля­е­мых ими в пищу живых рас­те­ний.

2) Они из­вле­ка­ют энер­гию из по­еда­е­мых ими остат­ков рас­те­ний и жи­вот­ных.

3) Они ис­поль­зу­ют энер­гию ор­га­низ­ма-хо­зя­и­на.

4) Они ис­поль­зу­ют сол­неч­ную энер­гию для со­зда­ния ор­га­ни­че­ских ве­ществ.

9.Какое из сле­ду­ю­щих утвер­жде­ний спра­вед­ли­во для па­ра­зи­тов?

1) Они из­вле­ка­ют энер­гию из упо­треб­ля­е­мых ими в пищу живых рас­те­ний.

2) Они из­вле­ка­ют энер­гию из по­еда­е­мых ими остан­ков рас­те­ний и жи­вот­ных.

3) Они ис­поль­зу­ют сол­неч­ную энер­гию для со­зда­ния ор­га­ни­че­ских ве­ществ.

4) Они по­лу­ча­ют энер­гию из ве­ществ ор­га­низ­ма-хо­зя­и­на.

10.Какое из сле­ду­ю­щих утвер­жде­ний спра­вед­ли­во для ре­ду­цен­тов (раз­ру­ши­те­лей)?

1) Они из­вле­ка­ют энер­гию из упо­треб­ля­е­мых ими в пищу живых рас­те­ний.

2) Они из­вле­ка­ют энер­гию из по­еда­е­мых ими остан­ков рас­те­ний и жи­вот­ных.

3) Они ис­поль­зу­ют сол­неч­ную энер­гию для со­зда­ния ор­га­ни­че­ских ве­ществ.

4) Они ис­поль­зу­ют энер­гию ор­га­низ­ма-хо­зя­и­на.

11.Какое из сле­ду­ю­щих утвер­жде­ний спра­вед­ли­во для кон­су­мен­тов (по­тре­би­те­лей)?

1) Они раз­ла­га­ют ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства до не­ор­га­ни­че­ских.

2) Они из­вле­ка­ют энер­гию из не­ор­га­ни­че­ских ве­ществ.

3) Они ис­поль­зу­ют сол­неч­ную энер­гию для со­зда­ния ор­га­ни­че­ских ве­ществ.

4) Они из­вле­ка­ют энер­гию из по­еда­е­мых ими рас­те­ний и жи­вот­ных.

12.В пи­ще­вой цепи:

ли­стья ка­пу­сты → по­ле­вой сли­зень → ? → ли­си­ца → орел — под зна­ком «?» на­хо­дит­ся

2) обык­но­вен­ный стриж

3) обык­но­вен­ный ёж

4) яст­реб пе­ре­пе­лят­ник

13.В озере, рас­по­ло­жен­ном вб­ли­зи жи­вот­но­вод­че­ской фермы, не­ожи­дан­но на­ча­ли раз­рас­тать­ся во­до­рос­ли. Что, ве­ро­ят­нее всего, яв­ля­ет­ся при­чи­ной этого раз­рас­та­ния?

1) по­ни­же­ние уров­ня воды в озере

2) сни­же­ние тем­пе­ра­ту­ры воз­ду­ха

3) вы­брос газов из рас­по­ло­жен­но­го на ферме обо­ру­до­ва­ния

4) по­па­да­ние с фермы в озеро ор­га­ни­че­ских ве­ществ

14.Если в про­цес­се эво­лю­ции у жи­вот­но­го сфор­ми­ро­ва­лось серд­це, изоб­ражённое на ри­сун­ке, то ор­га­на­ми ды­ха­ния жи­вот­но­го, ско­рее всего, будут

15.По­яв­ле­ние озо­но­во­го экра­на в био­сфе­ре Земли было свя­за­но с

Читайте также:  Луна может быть ярче солнца

1) воз­ник­но­ве­ни­ем про­цес­са ды­ха­ния

2) пре­вра­ще­ни­ем энер­гии в цепях пи­та­ния

3) по­яв­ле­ни­ем хло­ро­фил­ла

4) рас­се­ле­ни­ем живых ор­га­низ­мов по всей по­верх­но­сти суши

16.Уча­сток тер­ри­то­рии или ак­ва­то­рии, в пре­де­лах ко­то­ро­го в целях обес­пе­че­ния охра­ны опре­делённых видов по­сто­ян­но или вре­мен­но за­пре­ще­ны от­дель­ные формы хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти, — это

3) бо­та­ни­че­ский сад

17.На ри­сун­ке по­ка­за­ны кости ко­неч­но­стей птицы (1), че­ло­ве­ка (2), ди­но­зав­ра (3) и кита (4).

Какое из сле­ду­ю­щих утвер­жде­ний лучше всего под­твер­жда­ет­ся этими ри­сун­ка­ми?

1) Они имели об­ще­го пред­ка.

2) Они жили в оди­на­ко­вых усло­ви­ях оби­та­ния.

3) Они су­ще­ство­ва­ли на Земле в одно время.

4) Они были схожи по внеш­не­му виду.

18.На ри­сун­ке изоб­ра­же­но ре­кон­стру­и­ро­ван­ное ис­ко­па­е­мое жи­вот­ное — их­тио­сте­га. Мно­гие учёные счи­та­ют его ис­ко­па­е­мой пе­ре­ход­ной фор­мой между древни­ми

1) зем­но­вод­ны­ми и пти­ца­ми

2) ры­ба­ми и зем­но­вод­ны­ми

3) ры­ба­ми и пре­смы­ка­ю­щи­ми­ся

4) пре­смы­ка­ю­щи­ми­ся и пти­ца­ми

19. Если в про­цес­се эво­лю­ции у жи­вот­но­го сфор­ми­ро­вал­ся го­лов­ной мозг, изоб­ражённый на ри­сун­ке, то его кро­ве­нос­ная си­сте­ма долж­на иметь

1) двух­ка­мер­ное серд­це и один круг кро­во­об­ра­ще­ния

2) трёхка­мер­ное серд­це и один круг кро­во­об­ра­ще­ния

3) трёхка­мер­ное серд­це и два круга кро­во­об­ра­ще­ния

4) четырёхка­мер­ное серд­це и два круга кро­во­об­ра­ще­ния

20.Какое зна­че­ние в жизни жи­вот­ных имеет пре­ду­пре­жда­ю­щая окрас­ка?

1) от­пу­ги­ва­ет хищ­ни­ков

2) при­вле­ка­ет осо­бей дру­го­го пола

3) де­ла­ет жи­вот­ных не­за­мет­ны­ми в окру­жа­ю­щей среде

4) обост­ря­ет внут­ри­ви­до­вую борь­бу за су­ще­ство­ва­ние

21.Какая груп­па жи­вот­ных среди пе­ре­чис­лен­ных воз­ник­ла в про­цес­се эво­лю­ции позже осталь­ных?

1) плос­кие черви

4) круг­лые черви

22.Если в про­цес­се эво­лю­ции у жи­вот­но­го сфор­ми­ро­ва­лись кож­ные по­кро­вы, изоб­ражённые на ри­сун­ке, то его кро­ве­нос­ная си­сте­ма долж­на иметь

1) трёхка­мер­ное серд­це и один круг кро­во­об­ра­ще­ния

2) четырёхка­мер­ное серд­це и два круга кро­во­об­ра­ще­ния

3) двух­ка­мер­ное серд­це и один круг кро­во­об­ра­ще­ния

4) трёхка­мер­ное серд­це и два круга кро­во­об­ра­ще­ния

23.Если в про­цес­се эво­лю­ции у жи­вот­но­го сфор­ми­ро­ва­лись кож­ные по­кро­вы, изоб­ражённые на ри­сун­ке, то его кро­ве­нос­ная си­сте­ма долж­на иметь

1) четырёхка­мер­ное серд­це и два круга кро­во­об­ра­ще­ния

2) трёхка­мер­ное серд­це и один круг кро­во­об­ра­ще­ния

3) трёхка­мер­ное серд­це и два круга кро­во­об­ра­ще­ния

4) двух­ка­мер­ное серд­це и один круг кро­во­об­ра­ще­ния

24.Наи­боль­шим пре­об­ра­зу­ю­щим дей­стви­ем на пла­не­те об­ла­да­ет

1) ко­ле­ба­ние тем­пе­ра­тур

2) живое ве­ще­ство

3) ко­ле­ба­ние дав­ле­ния

4) смена дня и ночи

25. Если в про­цес­се эво­лю­ции у жи­вот­но­го сфор­ми­ро­ва­лось серд­це, изоб­ражённое на ри­сун­ке, то ор­га­на­ми ды­ха­ния жи­вот­но­го долж­ны быть

3) лёгоч­ные мешки

26.Какие из пе­ре­чис­лен­ных ор­га­нов яв­ля­ют­ся го­мо­ло­га­ми пе­ред­них ко­неч­но­стей ло­ша­ди?

1) кры­лья стре­ко­зы

2) ласты пинг­ви­на

3) щу­паль­ца ось­ми­но­га

27.Что ле­жа­ло в ос­но­ве эво­лю­ции рас­те­ний?

1) есте­ствен­ный отбор

2) на­след­ствен­ная из­мен­чи­вость

3) борь­ба за су­ще­ство­ва­ние

4) есте­ствен­ная изо­ля­ция между ви­да­ми

28.Какой из фак­тов сви­де­тель­ству­ет о един­стве ор­га­ни­че­ско­го мира?

1) сход­ство хи­ми­че­ско­го со­ста­ва живых и не­жи­вых тел при­ро­ды

2) кле­точ­ное стро­е­ние всех ор­га­низ­мов

3) на­ли­чие ис­ко­па­е­мых форм рас­те­ний и жи­вот­ных

4) сход­ство в стро­е­нии между жи­вот­ны­ми и че­ло­ве­ком

29.Наи­бо­лее ве­ро­ят­ны­ми пред­ка­ми пре­смы­ка­ю­щих­ся были древ­ние

1) Ки­степёрые рыбы

4) Дво­я­ко­ды­ша­щие рыбы

30.До­ка­за­тель­ство дей­ствия био­ло­ги­че­ских фак­то­ров эво­лю­ции в со­вре­мен­ном

че­ло­ве­че­ском об­ще­стве — это

1) из­ме­не­ния в лек­си­ке, раз­ви­тие науки и куль­ту­ры у на­ро­дов

2) уве­ли­че­ние ча­сто­ты на­след­ствен­ных за­бо­ле­ва­ний у че­ло­ве­ка

3) рож­де­ние в по­пу­ля­ци­ях че­ло­ве­ка ме­ти­сов и му­ла­тов

4) рас­се­ле­ние людей по всей пла­не­те

31.Есте­ствен­ный отбор, в от­ли­чие от ис­кус­ствен­но­го от­бо­ра,

1) про­во­дит­ся для со­зда­ния новых сор­тов рас­те­ний

2) спо­соб­ству­ет фор­ми­ро­ва­нию по­лез­ных для че­ло­ве­ка при­зна­ков

Читайте также:  Заход солнца календарь 2017

3) про­ис­хо­дит в живой при­ро­де по­сто­ян­но

4) ис­поль­зу­ет­ся для улуч­ше­ния пород жи­вот­ных

32.Какая си­сте­ма ор­га­нов воз­ник­ла у коль­ча­тых чер­вей в про­цес­се эво­лю­ции?

33.Какая по­сле­до­ва­тель­ность из пред­ло­жен­ных пра­виль­но от­ра­жа­ет схему клас­си­фи­ка­ции рас­те­ний?

1) вид → род → се­мей­ство → класс → отдел

2) вид → отдел → класс → род → се­мей­ство

3) вид → се­мей­ство → род → класс → отдел

4) вид → класс → отдел → род → се­мей­ство

34. На ри­сун­ке изоб­ра­жен от­пе­ча­ток ар­хео­пте­рик­са. Мно­гие учёные счи­та­ют его ис­ко­па­е­мой пе­ре­ход­ной фор­мой между древни­ми

1) пти­ца­ми и мле­ко­пи­та­ю­щи­ми

2) пре­смы­ка­ю­щи­ми­ся и пти­ца­ми

3) пре­смы­ка­ю­щи­ми­ся и мле­ко­пи­та­ю­щи­ми

4) зем­но­вод­ны­ми и пти­ца­ми

35.Какое из при­ведённых жи­вот­ных не от­но­сит­ся к мле­ко­пи­та­ю­щим?

36.Какое из при­ведённых жи­вот­ных не встре­ча­ет­ся в лесах сред­ней по­ло­сы Рос­сии?

37.К морфо-фи­зио­ло­ги­че­ским до­ка­за­тель­ствам эво­лю­ции можно от­не­сти

1) рас­про­стра­не­ние сум­ча­тых в ос­нов­ном в Ав­стра­лии

2) сход­ство эм­бри­о­нов реп­ти­лий и птиц

3) об­на­ру­же­ние ока­ме­нев­ших остан­ков ди­но­зав­ров

4) сход­ное стро­е­ние ко­неч­но­стей че­ло­ве­ка и ля­гуш­ки

38.К био­гео­гра­фи­че­ским до­ка­за­тель­ствам эво­лю­ции можно от­не­сти

1) рас­про­стра­не­ние сум­ча­тых в ос­нов­ном в Ав­стра­лии

2) об­на­ру­же­ние ока­ме­нев­ших остан­ков ди­но­зав­ров

3) сход­ное стро­е­ние ко­неч­но­стей че­ло­ве­ка и ля­гуш­ки

4) сход­ство эм­бри­о­нов реп­ти­лий и птиц

39.Какое из пе­ре­чис­лен­ных жи­вот­ных яв­ля­ет­ся эво­лю­ци­он­но более древним?

1) че­ло­ве­че­ская ас­ка­ри­да

2) мор­ская звез­да

3) прес­но­вод­ная гидра

4) рак от­шель­ник

40.Бли­жай­ши­ми пред­ка­ми рес­нич­ных чер­вей счи­та­ют­ся

3) Круг­лые черви

4) Коль­ча­тые черви

41.Ор­га­низ­мы, как пра­ви­ло, при­спо­саб­ли­ва­ют­ся

1) к не­сколь­ким наи­бо­лее важ­ным эко­ло­ги­че­ским фак­то­рам

2) к од­но­му наи­бо­лее су­ще­ствен­но­му фак­то­ру

3) в ос­нов­ном к абио­ти­че­ским фак­то­рам

4) в ос­нов­ном к био­ти­че­ским фак­то­рам

42.Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к аро­мор­фо­зам в эво­лю­ции рас­ти­тель­но­го мира?

1) по­яв­ле­ние дре­вес­ных форм

2) по­яв­ле­ние ко­лю­чек

3) по­яв­ле­ние семян

4) по­яв­ле­ние хвои

43. На ри­сун­ке изоб­ражён от­пе­ча­ток ар­хео­пте­рик­са. Мно­гие учёные счи­та­ют его ис­ко­па­е­мой пе­ре­ход­ной фор­мой между древни­ми

1) пти­ца­ми и мле­ко­пи­та­ю­щи­ми

2) пре­смы­ка­ю­щи­ми­ся и пти­ца­ми

3) пре­смы­ка­ю­щи­ми­ся и мле­ко­пи­та­ю­щи­ми

4) зем­но­вод­ны­ми и пти­ца­ми

44.Вы­бе­ри­те эво­лю­ци­он­но наи­бо­лее древ­нее из при­ведённых ниже жи­вот­ных.

45.Вы­бе­ри­те эво­лю­ци­он­но наи­бо­лее мо­ло­дое из при­ведённых ниже жи­вот­ных.

46.Борь­ба за су­ще­ство­ва­ние наи­бо­лее остро про­ис­хо­дит между

1) аку­ла­ми и ры­ба­ми–при­ли­па­ла­ми

2) ли­си­ца­ми и вол­ка­ми

3) сос­на­ми в сос­но­вом лесу

4) ореш­ни­ком и берёзами в сме­шан­ном лесу

47.Устой­чи­вость рыжих та­ра­ка­нов к ядам, ко­то­рые ис­поль­зу­ет че­ло­век в борь­бе с ними, фор­ми­ру­ет­ся на ос­но­ве

1) не­со­вер­шен­ства ядов

2) ис­кус­ствен­но­го от­бо­ра

3) на­след­ствен­ной из­мен­чи­во­сти

4) не­на­след­ствен­ной из­мен­чи­во­сти

48.Какой при­знак в стро­е­нии схо­ден у со­вре­мен­ных пре­смы­ка­ю­щих­ся и птиц?

1) кости, на­пол­нен­ные воз­ду­хом

2) сухая кожа, лишённая желёз

3) хво­сто­вой отдел в по­зво­ноч­ни­ке

4) мел­кие зубы в че­лю­стях

49.К ка­ко­му виду эво­лю­ци­он­ных при­спо­соб­ле­ний от­но­сят се­зон­ные ми­гра­ции птиц?

50.Если в про­цес­се эво­лю­ции у жи­вот­но­го сфор­ми­ро­ва­лись кож­ные по­кро­вы, изоб­ражённые на ри­сун­ке, то его кро­ве­нос­ная си­сте­ма долж­на иметь

1) двух­ка­мер­ное серд­це и один круг кро­во­об­ра­ще­ния

2) трёхка­мер­ное серд­це и один круг кро­во­об­ра­ще­ния

3) трёхка­мер­ное серд­це и два круга кро­во­об­ра­ще­ния

4) четырёхка­мер­ное серд­це и два круга кро­во­об­ра­ще­ния

51. Если в про­цес­се эво­лю­ции у жи­вот­но­го сфор­ми­ро­вал­ся го­лов­ной мозг, изоб­ражённый на ри­сун­ке, то его кро­ве­нос­ная си­сте­ма долж­на иметь

1) двух­ка­мер­ное серд­це и один круг кро­во­об­ра­ще­ния

2) трёхка­мер­ное серд­це и один круг кро­во­об­ра­ще­ния

3) трёхка­мер­ное серд­це и два круга кро­во­об­ра­ще­ния

4) четырёхка­мер­ное серд­це и два круга кро­во­об­ра­ще­ния

Источник

Adblock
detector