Меню

Как появилась луна для 3 класса

Доклад (3 класс) «Все о Луне».

Луна́ — единственный естественный спутник Земли. Это второй по яркости объект на земном небосводе после Солнца и пятый по величине естественный спутник планет Солнечной системы.


Лунарные мифы

Луна с древних времен приковывала к себе внимание человека. Ей поклонялись, ее обожествляли, о ней слагали легенды.

Наиболее распространенный сюжет — мотив «небесной свадьбы»: Солнце и Месяц вступают в брак, но затем Месяц покидает Солнце, и в наказание рассекается пополам. Так объясняется явление смены лунных фаз.

Также широко распространен миф о том, что кто-то (обычно — волки либо демоны, сверхъестественные существа) пожирает Луну по частям, пока она не исчезает; затем Луна возрождается заново.

У многих народов встречаются сказки и легенды на тему «откуда на Луне пятна?». Согласно сказке народа бай-нингов, однажды Месяц спустился на землю, и там его поймала женщина; он вырвался и вернулся на небо, но следы от ее грязных ладоней так и остались на нем.
По другим легендам на Луне находится особый человек, шаман с бубном, уехавший жить на небо, или лунная женщина-сплетница, она якобы была много лет назад за дурное поведение отправлена богами с полными вёдрами воды на Луну.
У саяно-алтайских тюркоязычных народов существовал миф о людоеде Тельбегене и о том, как его пытались убрать с земли. Сначала за ним спустилось Солнце, но тогда люди стали умирать от жары. Затем, убыв наполовину, чтобы уместиться на земле, за ним отправилась Луна. Тельбегень ухватился за куст тальника, но Луна подняла его на небо вместе с кустом он-то и виден с земли как пятна.

Божеству Луны многие народы придают особое значение, считая, что оно даёт необходимые элементы для всего живого.
Во многих традициях (в частности, греческой) Луна покровительствует магии, колдовству, гаданиям.

Откуда взялась Луна

Ученые давно спорили о происхождении нашего спутника. Одни считали, что новообразованная Земля вращалась настолько быстро, что сбросила с себя часть вещества, ставшую затем Луной. Другие предполагали, что Луна прилетела из глубин космоса и была захвачена силой земного тяготения. Третья теория состояла в том, что Земля и Луна образовались независимо, почти одновременно и примерно на одинаковом расстоянии от Солнца. Различия в химическом составе Земли и Луны указывают на то, что эти небесные тела вряд ли когда либо составляли одно целое.

Не так давно возникла четвёртая теория, которая и принята сейчас как наиболее правдоподобная. Эта гипотеза гигантского столкновения. Основная идея состоит в том, что, когда планеты, которые мы видим теперь, только ещё формировались, некое небесное тело величиной с Марс с силой врезалось в молодую Землю под скользящим углом. При этом более легкие вещества наружных слоёв Земли должны были бы оторваться от неё и разлететься в пространстве, образовав вокруг Земли кольцо из обломков, в то время как ядро Земли, состоящее из железа, сохранилось бы в целости. В конце концов это кольцо из обломков слиплось, образовав Луну. Теория гигантского столкновения объясняет, почему Земля содержит большое количество железа, а на Луне его почти нет. Кроме того, из вещества, которое должно было превратиться в Луну, в результате этого столкновения выделилось много различных газов — в частности кислород.

Лунные цифры

Расстояние от Земли до Луны равно 384.4 тыс. км.
Радиус Луны = 1738 км
Температура поверхности = от — 160 до +120° С
Сутки = 708 часов
Период обращения Луны вокруг Земли = 27.3 дней.
Толщина коры Луны = 60-100 км.
Возраст Луны около 4,4 млрд. лет
Масса Луны в 81 раз меньше массы Земли
Сила тяжести на Луне в 6 раз меньше, чем на Земле
С Земли можно увидеть 59 % лунной поверхности
Атмосфера на Луне практически отсутствует.
Сила взаимодействия между Землей и Луной постоянно снижается, это приводит к тому, что расстояние между Землей и Луной увеличивается примерно на 4 см каждый год.

Фазы Луны

Изо дня в день Луна меняет свой облик. Как известно, она не излучает собственного света, виден лишь отраженный солнечный. Поскольку Луна не стоит на месте, каждый раз мы видим ее освещенную сторону под разными углами.

Новолуние. Когда Луна оказывается между Землей и Солнцем, Солнце освещает ту сторону Луны, которая повернута к нему. Нам же Луна не видна.

Растущая Луна. Через несколько дней мы видим часть освещенной стороны Луны — серп, повернутый как дужка буквы Р (РАСТУЩИЙ). С каждым днем он увеличивается, постепенно превращается в полукруг, затем все больше приближается по виду к светлому кружку.

Полнолуние. Земля расположена между Солнцем и Луной. Луна повернута к нам лицом.

Убывающая Луна. Постепенно светящийся круг превращается в серп, только теперь он повернут, как буква С (СТАРЫЙ). Наконец, серп совсем исчезает и наступает новолуние.

Лунные затмения. Солнце, Луна и Земля лежат на одной линии в стадии полнолуния. Земля загораживает Луну от Солнца. Луна при этом становится кирпично-красной.

Взаимодействие с Землей.

Гравитационные силы между Землей и Луной вызывают морские приливы и отливы. Гравитационное притяжение Луны более сильное на той стороне Земли, которая повернута к Луне, и более слабое на противоположной стороне. Поэтому поверхность Земли, и особенно океаны, вытягиваются по направлению к Луне. А так как Земля вращается намного быстрее, чем Луна перемещается по своей орбите, перемещение выпуклостей вокруг Земли один раз за день дает две высших точки прилива в день.

Читайте также:  Голубая луна с матом

Лунный рельеф.

Видимыми даже невооруженным глазом деталями лунного рельефа являются так называемые моря и материки.
При наблюдении в телескоп становится ясно, что моря и материки усыпаны кратерами.
Размеры кратеров колеблются от сотен километров до нескольких сантиметров.
На видимой стороне Луны количество кратеров, диаметр которых больше 1 км, около 300 тысяч.
Столкновения с очень крупными астероидами вызвали гигантские разломы в лунной поверхности, через которые вытекала жидкая расплавленная лава. Так на Луне появились моря и океаны.
Итальянский астроном Джованни Риччолли в 17 веке присвоил возвышенностям и впадинам Луны названия: Альпы, Апеннины и Кавказ, Океан Бурь, моря Дождей, Холода и Спокойствия, кратеры Тихо, Пифагор, Птолемей и т.д.
По предложению советских астрономов Международный астрономический союз поместил на первую карту обратной стороны Луны 18 названий вновь открытых образований. Так появились на Луне Море Москвы, кратеры Герц, Курчатов, Ломоносов, Максвелл, Менделеев, Склодовская-Кюри, Циолковский.

Так как на Луне нет атмосферы, границы света и тени очень резкие, полутонов нет, не может быть на ней и ветра. Там постоянно безоблачное черное небо, на котором и при ярком Солнце блистают звезды.


Первые визитеры на Луне.

Луна единственное небесное тело, на которое высадился человек.
Первым искусственным объектом, который преодолел гравитацию Земли и пролетел рядом с Луной, была советская станция Луна 1.
Первым спутником, достигшим поверхности Луны, была станция Луна 2.
Первым спутником, сделавшим фотографии обратной стороны Луны, была станция Луна 3. Все эти три лунные программы были успешно завершены в 1959 году.
Первая успешная мягкая посадка на Луну была произведена советской станцией Луна 9.
«Луна 10» первой стала искусственным спутником Луны 3 апреля 1966-го года, оставаясь им в течение 57-ми дней.
Другая советская станция «Луна 16 «первой доставила образцы лунного грунта на Землю 24-го сентября 1970-го года.
Станцией «Луна 17», запущенной 10-го ноября 1970-го года, на Луну был доставлен самоходный аппарат «Луноход 1». Аппарат проделал по поверхности спутника Земли путь длиною 10 540 метров.
«Луноход 2» был доставлен 16-го января 1973-го года станцией «Луна 21». Аппарат прошел маршрут, протяженностью 37 км.
Последней «Луной» была «Луна 24», в августе 1976-го года доставившая на Землю двухметровую колонку лунного грунта.

Американская лунная программа «Аполлон» началась в начале 60х годов прошлого века с заявления президента Кеннеди, что США запустят человека на Луну до конца 60х годов. С 1966-го по 1968-й годы на орбиту вокруг нашего естественного спутника были выведены пять станций «Лунар-Орбитер» и две станции «Эксплорер». Для посадки на Луну проводились в то же время запуски семи аппаратов «Сервейр». Кроме того, были запущены 17 «Аполлонов», 6 из которых доставили на Луну астронавтов, проведших там уникальные исследования.
Первым аппаратом доставившим людей на Луну «Аполлон11».
Астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин осуществили посадку 20 июля 1969 г. Первым из кабины вышел Армстронг, произнеся при этом фразу, ставшую исторической: «Это небольшой шаг для человека, но огромный скачок для человечества». Астронавты разговаривали с президентом США, используя космическую радиосвязь; установили отражатель лазерного излучения, сейсмометр, сделали снимки, собрали 22 кг образцов лунного грунта. Все работы заняли у них 2 ч 30 мин. За это время астронавты удалялись от посадочного модуля на расстояние до 100 м. В основном блоке на орбите находился Майкл Коллинз, который также проводил научные исследования.

После 1976года довольно долго к Луне не было запусков ни в нашей стране, ни в США.

В 1994 году американский аппарат «Климентина» возобновил исследования нашего спутника, сделав, в том числе, около 3 млн. фотографий.

Воды на Луне нет…почти

Астронавты привезли на Землю около 385 кг лунных камней. Тщательно исследовав привезенные образцы, ученые пришли к выводу, что ни один камень, доставленный на Землю, никогда не подвергался воздействию воды или атмосферы и не содержал органических останков. Луна — абсолютно мертвый мир.
Так считалось до недавнего времени. Но исследования аппарата «Клементина» дают надежду на то, что на полюсах Луны все же есть лед, а в горных породах содержится водород и кислород.
Очень возможно, что когда-нибудь на Луне будут построены космические станции и астрономические обсерватории. Людям не помешают богатые запасы железа, алюминия и кремния на спутнике.

Несколько интересных фактов.

Лунный памятник
Существует памятник, установленный на Луне. Это алюминиевая фигурка в скафандре, посвящённая памяти космонавтов, которые уже погибли. На табличке рядом с фигуркой перечислены имена 14-ти погибших, включая Юрия Гагарина. Памятник установил экипаж Аполлона-15 в 1971 году.

Запах лунной пыли
Хотя американские астронавты тщательно очищали скафандры перед возвращением с Луны на корабль, на них все равно оставалось немного лунной пыли. В корабле астронавты определили, что лунная пыль пахнет порохом.

Первыми животным облетевшими Луну были черепахи.
Это случилось в 1968 году: в советский космический корабль Зонд-5 посадили среднеазиатских степных черепах. Выбор был обоснован тем, что им не требуется большого запаса кислорода, они могут полторы недели ничего не есть и длительное время находиться как бы в летаргическом сне.

Читайте также:  Сбор корней при луне

Твердая по приказу
При конструировании первого советского лунохода возникло много споров: что из себя представляет лунная поверхность? Были гипотезы, что она образована толстым слоем пыли. Одна организация для испытаний лунохода предложила построить громадный ангар площадью несколько тысяч квадратных метров, усыпанный 5-10-метровым слоем нелущёного проса (которое очень скользко и могло стать аналогом «лунной пыли»). Проблему решил Королёв, лично приказав считать поверхность Луны твёрдой.

Источник

Конспект урока по окружающему миру на тему «Луна — спутник Земли» ( 3 класс)

Тема урока: Луна — естественный спутник Земли (Ночная красавица).

• сформировать представление о холодном небесном теле — Луне, о её движении

вокруг Земли, размерах и расстоянии от Земли; S объяснить ученикам, почему видимая форма Луны меняется в течение месяца, а

затем повторяется; S продолжить развивать наблюдательность, умение моделировать предметы и

явления окружающего мира, логическое мышление, воображение и фантазию; воспитывать бережное отношение к окружающему.

2.Постановка цели и темы урока

1. Просмотр видео

-как вы думаете куда мы свами отправимся?

А все ли вы знаете о ней?

– А хотите ли узнать больше? (да)

– Давайте посмотрим, что мы должны узнать о ней в течении этого урока,

Луна — спутник Земли.

Изучение Луны человеком.

До сих пор мы говорили о дневном небе, на котором царит Солнце. Теперь настала пора присмотреться к ночному небу.

3.Работа по теме

— Ребята, перед вами наша планета Земля и Луна. Что вы можете о них сказать?

Ответить на вопросы нам поможет учебник

4.Работа в группах

— Каковы размеры Луны по сравнению с размерами Земли? –(Луна, оказывается, в 4 раза меньше Земли).

Что такое луна (луна –это холодное небесное тело)

Излучает ли луна свет? (Луна не излучает собственного света, а только отражает солнечные лучи)

Каково расстояние от Земли до Луны?

— Расстояние до луны примерно 400 тысяч км. Это самое близкое к Земле космическое тело. , а от Земли до Солнца гораздо больше. Даже, если вы не можете прочитать эти числа, то это видно по линиям. Луна самое близкое к Земле космическое тело./Слайд 9 /. Если бы это было возможно, человек смог дойти до Луны за 40 лет. Автомобиль добрался бы за полгода. Ракета достигнет Луны примерно за трое суток полёта.

Расстояние от Земли до Луны примерно 400 тысяч км.

Человек – 40 лет.

Ракета — трое суток полёта.

— Данная таблица поможет /работа в парах/.

Решение шутливой задачки (печатная тетрадь с. 27 № 18) о том, как второклассник отправился на Луну. Сколько лет будет старичку, когда он вернётся обратно?

(40л + 40л + 8л = 88л)

В космическом пространстве все такие непоседы. На месте никого не удержишь, всё движутся и движутся. Вот и луна так и вертится возле своей подружки Земли. За это Луну и прозвали спутником Земли. т. е Луна движется вокруг Земли ,а вместе с Землёй вокруг солнца.

— Как вы думаете ,что означает слово спутник?

Работа с толковым словарём см. спутник( луна вращается вокруг земли)

А есть искусственные спутники( картинка)

.5. Взаимное расположение Солнца, Земли, Луны:

— Обсудите в парах , на какой схеме правильно изображено движение Земли, Луны

Давайте чтобы это все лучше представить, сами ненадолго превратимся в Солнце, планету Земля и Луну. Мы с вами попробуем показать движение Земли вокруг Солнца, а Луны вокруг Земли. (Они демонстрируют, как движутся Солнце, Земля и Луна. Ученик — Солнце вращается вокруг себя. Ученица — Земля — вокруг себя и очень медленно вокруг Солнца. Ученица — Луна вращается вокруг себя и вокруг Земли.)

Вот мы увидели наглядно движение спутника Земли Луны.

Теперь откройте учебники стр.12 и прочитаем

Вывод: Итак, почему Луну называют спутником Земли? (ответы детей)

Не зевай по сторонам,
Ты сегодня космонавт!
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким.
Руки в стороны поставим,
Правой левую достанем,
А потом наоборот –

Будет вправо поворот.
Раз – хлопок, два – хлопок,
Повернись ещё разок!
Раз, два, три, четыре,
Плечи выше, руки шире.
Опускаем руки вниз
И за парты вновь садись!

-Хотите поближе посмотреть на луну

— Чтобы узнать все это, мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие на Луну. Вы будете настоящими исследователями, учеными-астрономами. Итак, готовы отправится в необыкновенное путешествие?

Пристегните ремни! Внимание! Взлет! (видео «Взлет на Луну)

Закройте глаза, что представляете?

1. Луна — спутник Земли

2. Поверхность Луны. (слайд 13)

Приближаемся к луне

Что вы видите на изображении?

Посмотрите на поверхность Луны и скажите, какая она?

— Рассмотрите фотографию Луны и послушайте стихотворение Джанни Родари., к-е расскажет нам ваш одноклассник … (рассказывает один ученик) . Подумайте, что назвали лунными морями.

На море оно не похоже.

Воды в этом море ни капельки нет,

И рыбы не водятся тоже.

Нельзя в нём плескаться,

Купаться в том море

Удобно лишь тем,

Ещё не умеет совсем!

(Учащиеся высказывают предположения:

Скорее всего, это горы и впадины на поверхности Луны.)

Читайте также:  Прямой эфир две луны

Давайте найдем ответ на этот вопрос в наших тетрадях на стр.7 №12. (читает один ученик)

Что говорится о поверхности Луны в учебниках?

— На Луне много впадин, к-е образовались от ударов метеоритов об ее поверхность).

Ребята, эти впадины называются кратерами или по другому их называют «лунными морями».

Давайте повторим хором это слово — кратер (хором).

Значит, что такое «лунные моря»? (кратеры, образованные в следствии падения метеоритов — камней упавших из космоса).

Так как луна притягивает к своей поверхности слабее, чем земля, то вы бы свободно смогли бы на луне поднять стол, подпрыгнуть до потолка или прыгнуть в длину на 10-20 метров.

.Учитель :Посмотрите на рисунки друг друга. У всех ли одинаковые рисунки?

Почему у одних нарисована круглая Луна, а у других как серп. Как вы думаете кто из вас прав?

-А вы знаете, от чего зависит разный вид Луны?

— Разный вид Луны зависит от того, как она освещена невидимым нам ночью Солнцем Вид Луны в течение месяца меняется, потому что она занимает разное положение относительно Солнца и Земли. Еще в древности люди заметили, что Луна все время меняет свою форму. То она похожа на круглую тарелку, то на серп, который назвали месяцем. Всему этому есть объяснение. Солнце — это пылающий шар. Оно испускает свет. А Луна не испускает света; она словно зеркало, отражает свет Солнца. Лучи Солнца освещают её только с одной стороны. Только эту освещенную сторону Луны и видно с Земли. По мере того как Луна движется вокруг Земли, Солнце освещает её по-разному. В зависимости от того, какая часть Луны освещена, мы видим на небе её то целиком, то половинкой, то узким серпиком. Если наблюдать за Луной, вы заметите, серп «молодой», «растущей» Луны отличается от Луны «стареющей». Для этого нужно соединить отрезком прямой линии кончики рожек и немного продлить вниз эту линию. У нас получится буква «Р», т.е. первая буква слова «растущий». Значит мы нарисовали молодую Луну. А «стареющий» серпик сам об этом говорит, потому что он похож на букву «С» — первую букву слова «стареющий».

_ На каком рисунке луна растёт ,а на каком убывает. (слайд)

. Изучение человеком Луны. (слайд 15)

Ребята, как вы думаете, мечтали ли люди побывать на Луне?

Прочитаем в учебнике на стр.14

Люди издавна мечтали побывать на Луне. Настоящий штурм Луны начинается с 1959 года. В 1966 году станция «Луна-9» прилунилась и передала телевизионное изображение лунного ландшафта. В 1970 году станция «Луна-16» произвела бурение и доставила лунный грунт на Землю. Изучением Луны также занимались и другие страны.

А сейчас мы прочитаем о том, кому удалось побывать на Луне. Внимательно слушайте и запоминайте . ( один ученик читает)

Карточка (читает ученик) В 1969 году американские астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин побывали на Луне. Им даже удалось поездить на лунном вездеходе. В 1970 году на поверхности Луны начал своё движение первый отечественный самоходный аппарат «Луноход — 1». Множество кратеров на Луне вызвано падением метеоритов, т.к. у Луны нет атмосферы, в отличие от Земли. Из — за отсутствия атмосферы на поверхности Луны происходят резкие колебания температуры. На освещенной Солнцем поверхности она поднимается до +130 градусов, а ночью падает до — 160 градусов.

Как звали американских астронавтов побывавших на Луне? ( Нил Армстронг, Эдвин Олдрин)

Что удалось выяснить учёным — астрономам в результате изучения Луны? (Учёные доказали, что на Луне нет воздуха, воды, а следовательно нет животных и растений.)

А теперь закройте глазки и представьте, что мы с вами летим обратно на Землю. С успешным приземлением вас, ребята!

VI. Закрепление изученного материала (слайд 16)

– Что удалось выяснить учёным – астрономам в результате изучения Луны? (Учёные доказали, что на Луне нет воздуха, воды, а следовательно нет животных и растений и т.д.)

Работа в группах тетрадь стр.6 №11(проверка по камере)

– Получили ли мы ответы на неизвестные ранее нам вопросы?

– Что нового узнали на уроке? (о том что Луна спутник Земли, о поверхности Луны, о фазах, о людях покоривших луну)

Вот мы с вами узнали многое о спутнике Земли Луне. А сейчас проверим, насколько вы хорошо все запомнили.

Тест стр.28 3 (проверка одной работы)

Взаимопроверка (выставление оценок)

Мы получили много научной информации. А можно ли любоваться Луной? И мы не одни, любовались Луной во все времена. Художники, писатели, композиторы посвятили Луне свои произведения.

Послушайте отрывок из “Сказки о мёртвой царевне” А.С.Пушкина:

Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаёшь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звёзды смотрят на тебя.

-Я хочу чтобы вы оценили свою работу на уроке: ( на столе у каждого лежат звездочки трех цветов)

Крас.звезда — на уроке было легко, интересно.

Желт.звезда — испытывал затруднения.

Корич.звезда — на уроке было скучно, трудно, я ничего не понял.

(дети наклеивают звёздочки и получается звёздное небо)

Дом. зад. выполнить в тетрадях №13, 8

Подготовить сообщение о Луне от имени астронавта или ученого астронома.

Источник

Adblock
detector