Как создать фэнтези-мир?
Сеттинг — это устройство мира, то есть организация пространства произведения, в котором происходят основные события. Каждый писатель фэнтези приходит к вопросу: как создать волшебный мир?
Если нужно придумать интересную идею, почитайте об этом специальную статью.
Виды фэнтези-миров
Но сначала немного теории. Выделяют много видов волшебных миров. К наиболее популярным классификациям относится:
Автономный фэнтези-мир
Пример полностью автономного мира — это «Хроники Нарнии» К. С. Льюиса, а также «Властелин колец» и в целом вселенная Арда Дж. Р. Р. Толкина.
Сеттинг, который частично соприкасается с реальным миром
Это Джоан Роулинг, её «Гарри Поттер». Он частично соприкасается с реальным миром, и пропорции эти примерно: 80% автономный фэнтези-мир на 20% реального.
Полностью реальный мир
Действие происходит в нашей реальности. В этом мире происходят чудеса, но без соприкосновения с другими мирами.
Материковый фэнтези-мир
Действие происходит на одном материке. Таких большинство в фэнтези.
Фэнтези-мир в виде архипелага
Тут наиболее известный мир — Земноморье Урсулы Ле Гуин.
Фэнтези-мир, состоящий из разных цветов
Страна Оз (Лаймен Фрэнк Баум) состоит из страны мигунов (Жёлтая), жевунов (Голубая), гилликинов (Фиолетовая) и кводлингов (Красная).
Фэнтези-миры с разной формой
Например, Плоский мир Терри Пратчетта в виде плоского мира, покоящегося на огромной черепахе.
Элементы фэнтези-мира
Есть также элементы, которые сделают ваш мир более «живым». Их нужно учитывать, несмотря на то, что у вас произведение может быть фэнтезийное, но определенная логика должна присутствовать в нем, так как это делает более правдивой вашу историю и мир более реальным.
Какие же элементы стоит учитывать при создание волшебного мира?
Разработка географии
Географию нужно учитывать в зависимости от идеи вашего произведения. Если, допустим, у вас идея предполагает развитие повествования на островах, то нужно проработать структуру островов, архипелагов. Здесь сразу же появляются такие моменты, как: нужно изучить, что такое приливы, отливы, флора, фауна островов. Какие это острова? Если это северный остров, то значит, флора и фауна не особо богатые, если южный, тропический, то, соответственно, совсем другое.
Если у вас предполагается развитие действия в лесах, полях, горах и так далее, то тоже нужно полностью проработать эту географию, наполнить её волшебными элементами, если нужно, продумать другие моменты.
Флора
Чтобы мир не был голой пустыней, его можно засадить нужными растениями. Если по задумке не требуется наличие волшебных растений, можно использовать обычные.
Если сюжет требует присутствия волшебных растений, то придумываем необычные растения. За основу можно взять реально существующее растение, но придумать к нему необычное свойство. Например, растение обладает заживляющим эффектом, и герой протирает им свой поломанный меч, и обе половинки становятся одним целым. Или могучий дуб прикрывает собой отверстие в стене, и даже таран врагов, штурмующих башню, не может пробить его.
Фауна
Тоже следует продумать, какие животные вам нужны: обычные или говорящие, волшебные. Если требуется создать оригинальное животное, берете уже существующие варианты и комбинируете из них, наделяя необычными свойствами. Например, можно сделать, что у героя висят на шее несколько голов: крысы, птицы и рыбы. И, когда надо, он надевает их и становится этим существом.
Население
После географии сразу идёт население. Если они живут на севере, то нужно продумать, то, как жители одеваются, какие традиции и так далее.
Кто населяет эту территорию? Это могут быть: люди, другие расы, либо животные, растения и так далее… Это тоже надо всё продумывать сразу.
Вера, религия
Далее следует вера, религия, если это нужно, конечно. Если нет, то можно в общих чертах хотя бы упомянуть.
Язык
Четвёртый момент — язык. Обязательно нужно проработать! Если есть познания, можно разрабатывать свои языки, если таких глубоких познаний нет, то можно просто придумать общий язык.
Препятствия на пути героя
Ещё есть такие моменты, как препятствия герою. В сеттинге нужно разработать естественные препятствия, либо умышленные, которые будут мешать герою слишком быстро добраться из пункта А в пункт Б и закончить его квест, потому что в целом фэнтезийная литература — это литература квестов. Герой проходит полноценный квест, реализует какую-то миссию и так далее, но, если на его пути всё гладко, то это будет очень плохо и скучно. Соответственно, нужно продумать, какие пропасти, болота, глубокие, непроходимые леса, твари, чудовища и т. д. будут попадаться на его пути и мешать реализовать свое предназначение, свою миссию.
Названия
Также очень важно продумать названия: мира, ваших персонажей, городов, стран и так далее. Лучше, чтобы они что-то означали, не были просто пустым звуком либо красивым сочетанием. Всё-таки нужно придерживаться хороших традиций, что каждое слово несёт какую-то полезность в себе. В этом смысле нужно опираться, конечно же, на классиков литературы. Это Льюис, Роулинг и Толкин, которые очень грамотно проработали свои миры и бесконечно дополняли, совершенствовали их.
История волшебного мира
Также очень важно расписать подробную предысторию всего, что происходит у вас в истории, и каждому герою желательно также написать подробную биографию.
Но этому (созданию реального образа героя) лучше посвятить отдельную статью, потому что эта тематика достаточно обширная.
По поводу истории: нужно охватывать тот период времени, который вам нужен: пятьдесят, сто, сто пятьдесят, двести лет, — смотря какая у вас задача.
Экономика
Также важным элементом является экономика: как ваши государства торгуют между собой, в чём интерес, какие полезные ископаемые, чем занимаются и так далее. Какие интересы могут быть потенциально затронуты и, самое главное, — какие могут быть причины конфликта в будущем.
Карта фэнтези-мира
Если пишете книжный цикл и ещё не уверены в полном оформлении, что будет происходить в других книгах, то лучше не стоит печатать в книге карту заранее, иначе она будет корректироваться.
Лучше описать в первой книге в общих чертах. Я поступил именно так.
Магия в фэнтези-мире
Так как произведение фэнтези предполагает наличие магии, то нужно продумать её дозировку в вашем мире. В каких пропорциях, много ли, мало ли её, она в свободном доступе или ей надо учиться и так далее. Самое главное — не переборщить с количеством магии, иначе читатель быстро пресытится ею.
Конфликты, войны в волшебном мире
Обязательно нужно продумать, какие конфликты будут в вашем мире, между кем: внутри государства, между государствами, между расами, между героями, между животными, между растениями и так далее. Потому что конфликт — это движущая сила произведения. Если все хорошо, читатель не прочтет и полстраницы.
Обязательно нужно продумать, что вносит дисбаланс в ваш мир.
Советы про создание волшебного мира от автора статьи
Эти приемы я выработал за время написания первой книги трилогии «Король-Дворец» и далее успешно применяю для написания оставшихся книг.
Лепим 3D-модель фэнтези-мира на оргстекле
Вы уверены, что у вас всё прекрасно с фэнтези-миром? Вы всё рассчитали и учли? Не спешите делать такие выводы. На большом оргстекле набросайте схему вашего мира и вылепите его из пластилина. Тогда вы полностью почувствуете фактуру мира. Это очень приятное, скажем так, прикосновение к своему миру. И, что самое интересное, вы сразу увидите, что он у вас, допустим, слишком плоский, на нём преобладает ландшафт: поля, леса и так далее. Либо на нём, наоборот, одни горы и нет никаких лесов, и так далее. Вы сразу увидите все огрехи.
P.S. К сожалению, вылепленная на оргстекле карта фэнтези-мира была разбита при очередном переезде нерадивыми рабочими.
Ориентировка в пространстве
Если у вас будет готовый вылепленный фэнтези-мир, то вы сразу будете видеть, где юг, север, северо-восток северо-запад. К югу от такого-то объекта, к западу от такого-то объекта. Это вам очень облегчит работу в процессе написания!
Также будет понятно, куда идут герои, в какую сторону. Вам не надо будет в голове постоянно держать информацию: а куда они, собственно, движутся?
На создание волшебного мира нужно время!
Вообще, для полной подготовки мира нужно примерно где-то в районе двух лет, если пишется очень крупное произведение, чтобы все основные моменты были охвачены, чтобы не было никаких противоречий, потому что они (противоречия) будут возникать по мере написания.
Потому лучше, если вы пишете произведения, продумать сразу, хотя бы в целом, все три ваших романа или повести. Это позволит избежать того, что у вас «на ходу» будет меняться мир. Глобально, я имею в виду. То есть был полностью, допустим, материковый фэнтези-мир, и внезапно он стал у вас архипелагом. Ну, если только не произошел какой-то катаклизм и часть Земли просто не затопило. Это тоже можно, в принципе, обыграть. Вообще, богатство мира зависит от вашей фантазии.
Дополняйте, дополняйте и ещё раз дополняйте!
Нет такого понятия, как «законченный сеттинг». По мере написания книги он будет постоянно редактироваться, совершенствоваться. Из своего опыта могу сказать, что вначале мир у меня был очень плоский, и в основном были поля и леса, потом я стал добавлять горы, чтобы ландшафт немного поменялся, а также пропасти (создание глубины). Далее населил мир существами, которые будут мешать всеми силами герою пройти квест, задуманный мною.
В процессе написания ваш сюжет подскажет вам, как улучшать создание волшебного мира
То есть, если вам нужно, чтобы была река по сюжету, то вы ее можете вставить. Другой момент, что тогда не стоит, пока не написаны все книги, если пишете трилогию, публиковать карту мира.
Раскрывает ли ваш мир идею вашего произведения?
Это главный вопрос. Все элементы должны работать на ваше произведение, главную мысль, раскрытие персонажей. Фэнтези-мир — это всего лишь декорации, а ваши персонажи в нём — актёры.
Если ваш мир ничем вам не помогает, то следует без сожаления менять эти элементы. Если для реализации вашего романа, трилогии, нужно, чтобы была пустыня, — смело её добавляйте, если нужна река, — добавляйте, если вообще реки не нужны, то можно убрать их полностью.
Подготовительный материал
Побольше знакомьтесь, побольше читайте качественную литературу и развивайте свою фантазию, создавайте уникальные фэнтези миры.
Удачи вам на этом поприще!
P.S Если нужен общий план, как писать книгу, читайте на здоровье.
Источник
Как придумать фантастический мир, в который поверит зритель?
О трех подходах к созданию фантастических Вселенных и о том, почему спасение мира является одним из основных сюжетов жанра sci-fi, — в материале CINEMOTION.
Взлет популярности научной фантастики начался не со зрелищного кинематографа, а с литературы, которая как раз и научилась первой создавать новые вселенные — с романов Жюля Верна, Герберта Уэллса, Рэя Бредбери, Айзека Азимова. Писатели ориентировались на воображение читателя, которое было взбудоражено описаниями новых загадочных планет. Создавать по-настоящему впечатляющие вселенные кинематограф научился не сразу — только к концу 1960-1970-х, когда и появилась кинофантастика, которая сегодня считается классической — «Звездный путь» и «Звездные войны».
Традиционно выделяется три основных подхода к созданию новых миров. Первый — это придумать собственную Вселенную, последовательно описывая его географию, досконально указывая на то, какой должна быть флора и фауна этой планеты, ее жители, их культура, традиция, история. На сайте Science Fiction & Fantasy Writers of America, например, в помощь начинающим авторам научной фантастики предлагается обширная анкета, составленная писательницей-фантастом Патрицией Риди, создавшей трилогию романов «Звездные войны» по мотивам фильмов Джорджа Лукаса. Последовательно ответив на вопросы этой анкеты, разделенной на семь пунктов «Мир: настоящий или альтернативный», «Физика», «Магия», «Население и обычаи», «Социальная организация», «Торговля», «Быт», можно придумать новый мир: начиная с погоды и полезных ископаемых и заканчивая государственным строем и произведениями искусства. Среди важных вопросов, которые предлагаются писательницей, – «Ваш мир настоящий или альтернативный?», «Действуют ли в нем законы физики?», «Как долго его населяют живые существа?», «Какие исторические события в вашем альтернативном мире являются важными?», «Населяют ли ваш мир животные? Что они едят?», «Сколько континентов и стран на вашей планете? Что эти страны импортируют, а что экспортируют?» и т. д.
Кадр из фильма «Звездные войны: эпизод второй — Атака клонов»
Именно этот подход был использован при конструировании вселенной в масштабных многосерийных сагах «Звездный путь», «Звездные войны», «Звездные врата». Но даже если вы придумываете новый мир, ничего искусственного и упрощенного в нем быть не должно. Например, один из сценаристов эпизода «Империя наносит ответный удар» Ли Бреккет утверждала: «Если на вашей выдуманной планете все жители говорят на одном языке и принадлежат к одной расе, никто никогда не поверит в ее существование».
Второй способ создать новый мир — это обратиться к будущему нашей планеты. Чтобы его смоделировать, можно взять конкретную политическую, социальную, технологическую, экологическую и другую проблему, актуальную для человечества сегодня, и максимально ее развить — сделать допущение, что, например, на Земле остается все меньше кислорода и человечество должно искать новые способы его добыть (как в фильме «Красная планета»). Или, например, по сюжету «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта технологии будущего позволят создать роботов-андроидов, которые захотят занять положение людей. Также практически все антиутопии строятся по данному принципу: действие «Особого мнения» Стивена Спилберга разворачивается в утопической действительности, когда человечество якобы полностью победило преступность.
Кадр из фильма «Бегущий по лезвию»
Иногда два этих подхода к созданию сюжетов совмещаются. Сегодня при создании научно-фантастических фильмов режиссеры больше не могут рассчитывать только на впечатляющую картинку и спецэффекты, поэтому потребность в сложных интересных сюжетах как никогда актуальна. Например, «Аватар» Джеймса Кэмерона описывает будущее Земли, естественные ресурсы которой исчерпаны, поэтому земляне отправляются на планету Пандора – тот самый новый мир, который изображается до мельчайших деталей.
Третий подход к созданию нового мира — это придумывание альтернативной истории. В этом случае автор допускает, что в какой-то момент история пошла совершенно по-другому сценарию. Например, в фантастических фильмах «Солдаты вне времени», «Железное небо», «Капитан Америка», «Хеллбой» предлагается нетрадиционный взгляд на Вторую мировую войну и нацистов. А «Космическая Одиссея: 2001» Стенли Кубрика, «Пятый элемент» Люка Бессона, «Прометей» Ридли Скотт в список научных гипотез зарождения жизни на Земле вносят фантастическую — что этим мы обязаны инопланетянам.
Кадр из фильма «Прометей»
Но каким бы таинственными, захватывающими и детально описанными ни были новые миры, на зрителя они не произведут нужного впечатления, если их изображение не будет эмоционально окрашено. Автор сценариев к «Прометею» Ридли Скота и продюсерскому кинопроекту Тимура Бекмамбетова «Фантом» Джон Спэйтс утверждает, что фантастические вселенные обязательно должны вызывать у зрителя две главные эмоции: восхищение масштабом новой вселенной и страх за то, что она будет разрушена или порабощена. Именно поэтому почти каждый фантастический фильм по своему сюжету глобален – всегда речь идет об угрозе жизни и спасении всего мира.
Источник