Человек и природа (Кладовая Солнца)
Человек и природа «Кладовая Солнца» оказываются связанными друг с другом. Каждое природное явление, каждый представитель растительного и животного миров являются действующими лицами в произведении Михаила Михайловича Пришвина.
Взаимодействие
М. М. Пришвин в своем рассказе показывает, что человек является частью природы. Вся природа подобна живым существам: животные и птицы говорят друг с другом, деревья живут собственной жизнью.
Само название произведения подчеркивает значимость болота. «Кладовой солнца» называется Блудово болото, хранившее уникальные растения. На фоне богатства окружающей среды писатель смог показать и богатство человеческой души.
Читатель видит все красоты природы своими глазами, он чувствует запахи, слышит звуки разговоров животных. Природа в сказке одушевлена, она является действующим лицом. Природа способна оказывать влияние на человека. Какие-то природные явления для человека являются друзьями, какие-то – врагами, которые негативно сказываются на жизнедеятельности людей.
Помощники
Настя и Митраша отправляются в лес за клюквой. Эта ягода является «целебной», она помогает человеку. Читатель узнает из произведения, что это за ягода, где она растет и как ее можно собрать. Писатель дает краткое пособие для людей.
Когда дети входят в лес, природа разговаривает с ними: животные и птицы «закрякают в ответ, и зачуфыкают, и зашваркают, и затэтэкают, стараясь всеми голосами этими ответить» ребятам.
Когда же Митраша попадает в беду, природа начинает грустить и сожалеть о том, что мальчик не послушался свою сестру.
Так, природа способна сочувствовать человеку, искренне переживать за него и помогать. Например, ель, когда место для человека безопасно, готова своими ветками гладить прохожего по голове, когда же место опасно – она хочет ударить человека, чтобы он не захотел пойти дальше.
Главный помощник детей в произведении – собака Травка. Это самый настоящий друг человека. Травка жила для своего хозяина Антипыча, она охотилась не ради себя, а ради него. Жизнь собаки – пример истинной преданности природы человеку. Она по-настоящему любила своего хозяина, он был для нее целым миром. Собака не верила в смерть Антипыча, она искала его по всему лесу.
Именно благодаря Травке Митраше удалось выбраться из болота, которое его затянуло очень глубоко. Без посторонней помощи он бы не смог выжить. Собака спасла жизнь главного героя.
Враги
Главным врагом в произведении называется волк. В селе, которое было местом жизни главных героев, остался лишь один волк – хитрый и сильный Серый помещик. Для каждого жителя он был негативным гостем, потому что ему удалось перерезать всех овец.
Рассказчик говорит о том, что волк пытается обмануть людей своим воем, похожим на собачий вой: «Но ты, прохожий человек, если услышишь и у тебя поднимется ответное чувство, не верь жалости: воет не собака, вернейший друг человека, – это волк, злейший враг его, самой злобой своей обреченный на гибель».
Болото, хоть и является «кладовой Солнца», способно приносить вред человеку. Так, Митраша оказывается погруженным в болото, он понимал, что находится на грани жизни и смерти. И если бы не собака Травка, он бы не смог спастись, как не смогли этого сделать другие люди.
Болото показано в произведении с двух сторон: это и помощник человека, и его враг. Важно уметь найти общий язык с этим представителем окружающей среды.
Источник
Тема природы (Кладовая Солнца)
Михаил Михайлович Пришвин тщательно раскрывает тему природы «Кладовой Солнца». Писатель показывает взаимоотношения природы и человека. Авторское отношение выражается с помощью приема олицетворения окружающей среды.
Олицетворение
На первый взгляд, природа в произведении выступает фоном, который позволяет представить ситуацию, произошедшую с детьми. Действие происходит в селе «возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского». Читатель видит всю красоту лесной природы, слышит звуки, которые проносятся по всему лесу, чувствует вязкость болота, в которое попал главный герой Митраша.
Однако природа в сказке М. М. Пришвина выступает как отдельный образ, который в свою очередь делится на отдельные деревья, веточки, на отдельных животных и птиц. Природа живет, существует отдельно от человека, но связано с ним. Природные явления либо помогают главным героям рассказа, либо мешают им. Поэтому природа в рассказе является одним из действующих лиц.
Все образы олицетворены. Писатель показывает, как деревья, «словно живые существа», ведут себя как люди: ель и сосна, растущие вместе, боролись за свое существование. «Волновались» старушки-елки, а когда деревья тревожил ветер, они «стонали и выли».
Лес «наполнялся птичьими песнями, воем, стоном и криком зверьков». Животные пытаются говорить между собой, пытаются донести свои речи до человека: «закрякают в ответ, и зачуфыкают, и зашваркают, и затэтэкают, стараясь всеми голосами этими ответить нам».
Образы друга и врага человека
М. М. Пришвин в сказке «Кладовая Солнца» поднимает важный вопрос взаимоотношений человека и природы. Когда Митраша попадает в опасность, природа хмурится, когда он освобождается из болота, окружающий мир радуется вместе с героем. Слепая Елань – настоящий враг не только для Митраши, но и для других людей, которые не смогли спастись.
В произведении есть два цельных образа животного мира: собака Травка и волк Серый помещик. Травка является олицетворением дружбы природы с человеком. Волк же несколько раз в повествовании называется врагом человека.
Собака, преданная хозяину Антипычу, не может смириться с его смертью. Во всех людях она ищет своего любимого хозяина. Это спасает Митрашу от гибели. Именно благодаря Травке герою удалось выбраться из болота.
Волк же описан как хитрое животное, которое никто не может поймать. Среди волков в тех краях остался лишь Серый помещик. Для жителей села он был настоящим врагом, потому что «за одно лето порезал коров и овец не меньше, чем резала их раньше целая стая». Рассказчик несколько раз называет волка врагом человека.
Образы собаки и волка резко противопоставлены друг другу. Они находятся в разных взаимоотношениях с человеком.
Авторское отношение к природе
Самостоятельный образ природы в «Кладовой Солнца» несет большую смысловую нагрузку. Писатель хочет показать, что природа живет независимо от человека, что именно она делится всеми своими богатствами с человеком. Именно поэтому автор вкладывает рассказ о походе детей за ягодой в уста человека, добывающего торф в местах, где жили главные герои. Природа делится своим торфом, чтобы человек смог существовать в мире. Ребята идут за клюквой – «целебной ягодой».
По мнению М. М. Пришвина, природа является «кладовой Солнца», которая «достается человеку от солнца в наследство». Природа не жалеет своих богатств для человека, поэтому нужно защищать и ее.
Источник
Человек и природа в произведении М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
Тема: Человек и природа в произведении М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
Проблему взаимоотношений человека и природы затрагивает в своих произведениях Михаил Михайлович Пришвин.
М. М. Пришвин, тонко чувствовавший природу и так красиво и проникновенно писавший о ней, сказал когда-то: «Многие любуются природой, но не многие ее принимают к сердцу, и даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удается так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу». А ведь только тогда, когда человек всем сердцем ощутит свое родство с окружающим миром, он сможет понять его, увидеть его проблемы, опасность, которая ему угрожает.
М.М.Пришвин родом из Орловщины, зеленого, щедрого, поэтического края. Там было имение, купленное у помещика еще дедом.
Огромное влияние на мальчика, на формирование его характера оказала мать, Мария Ивановна. Она была энергичная, волевая женщина; работала, не покладая рук с утра и до вечера
Мальчик с детства был близок к природе. С перепелиным охотником Гуськом он вместе встречал ночь и, «замирая от восхищения и любви, Бог весть к кому и чему, слушает песню этих птиц…»
Он прожил долгую жизнь, был агрономом, страстным охотником, землепроходцем. Пришвин написал много книг для детей и взрослых. Книг, пленяющих воображение своими сказочно-поэтическими названиями “Журавлиная родина”, “Лесная капель”, “Корабельная чаща”, ”Родники Берендея”. И это далеко не полный список всего, что создано писателем.
Разные бывают книги. Одни-как стремительные горные реки. Они захватывают нас острыми сюжетами и головокружительными приключениями. Другие-как реки равнинные, широкие, полноводные, на первый взгляд,едва подвижные.
Книги Михайла Михайловича Пришвина читаются не спеша, без излишней торопливости. У него мир особый, в нем сказка — продолжение были, а быль удивительна, сказочна. В нем неизменна побеждают добро и справедливость, солнечный луч всегда проглядывает сквозь самые мрачные тучи.
В окружающем нас мире Пришвин открывает что-то очень важное, близкое каждому человеку. Нас самих он делает умнее, добрее, великодушнее. С нами беседует человек, влюбленный в свою землю, влюбленный в Родину, в ее неброскую красоту, в ее захватывающую дух ширь. В ее луга и леса, в ее птиц и зверей. Мы часто говорим о «живой» и «неживой» природе. Пришвина такое деление не признает. Мало кому случалось слышать, как деревья…рычат, стонут, воют, как на вой этот откликается лисица, как собака вступает в разговор с …лесом. Или видеть, как ель, стоя, вяжет чулок, как знобит болото, как волнуются собравшиеся вместе старушки елки.
Пришвина надо уметь не только читать, но и видеть, слышать, внимательно вглядываясь в каждое слово, пытаясь представить скрытую за словом картину.
И чем более человек открывается и видит в природе, тем более он сам становится Родиной, народом, тем духом земли, который питает следующие поколения.
Это особенно важно помнить в наши дни общей борьбы за сохранение родной земли. Для каждого читателя в творчестве Пришвина открывается свое окошко, и каждый видит по своей душе и по своему возрасту.
Природа — это огромная кладовая, и человек должен научиться пользоваться природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качес тва.
Одной из вершин творческих достижений М.Пришвина стала его «Кладовая солнца», написанная в 1945 году в течение месяца вдохновенного труда писателя и удостоенная единственной первой премии Всесоюзного конкурса на лучшую детскую книгу. События изложенные в сказке, имеют реальную основу.
В ней рассказывается о судьбе двух детей, Насти и Митраши, которые осиротели после смерти родителей. «Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки».
Митраша был маленький, но плотный, «мужичок в мешочке»,улыбаясь называли его между собой учителя в школе .
Забота близких, соседей, односельчан, смекалка и трудолюбие , доставшиеся в наследство от родителей , не дали им погибнуть, помогли выстоять. Рано повзрослели ребята, крепко живет в них память об убитом на фронте отце. Это отец научил Митрашу делать деревянную посуду.
Отцовский компас берут с собой дети в дорогу. Известную им по рассказам отца палестинку, место в лесу, где обильно растет сладкая клюква, настойчиво ищут дети. Сын старается во всем быть похожим на отца.
Своебразие сказки-были Пришвина – раскрытие человека через природу, через отношение человека к природе. Показывая взаимосвязь между человеком с природой , писатель раскрывает человека через природу. Еще не возник спор между детьми, но все вокруг охватывает тревожная напряженность , как бы предвещая драматические события: ветер рванул, елка нажала на сосну, и сосна простонала. Разгоревшийся спор между детьми воспринимается с большой остротой благодаря тому эмоциональному аккомпанементу, который создается природой: злой ветер рванул; деревья, прокалывая друг друга, зарычали , завыли , застонали.
Когда на пути Митраши встает грозное Блудово болото, уродливые старушки-елочки цепляются за мальчика , не желая пропускать его в глубь свего царства , вороны каркают , чуя близкую добычу.
Митраша шел по верной дороге , определяя направление по компасу и болотной траве белоусу ,выросшей на тропе , кем-то проторенной давным-давно.Обманула мальчика Слепая елань – топкое болото, которое показалось ему безобидной полянкой. На самом деле название его произошло оттого, что обычная топь покрыта слоем воды , а в Слепой елани эта вода затянута травой. Митраша не знал секрета Слепой елани , не захотел ее обходить по белевшей траве и попал в топь. Жизнь его теперь висела на волоске. С каждым вздохом он все глубже уходил в глубь болота. Трясина засасывала его.
И чем заканчивалась бы эта история с Митрашей. Если бы на помощь не пришла травка, собака Антипыча?
Автор во время напоминает , что в природе идет постоянная борьба , в которой побеждает сила , и человек должен уметь совладать с этой силой , подчинять себе могучую стихию.
«Кладовая солнца» — книга познавательная. В ней можно узнать о целебных свойствах клюквы, о значении леса для человека, какие повадки у зайцев и лисиц, у волка и тетерева, почему на болоте надо держаться твердой тропы, что собой представляют большие торфяные болота.
До мелочей писатель описывает каждую травинку, каждую ягодку.
Читая сказку, мы узнаем о многом: о волчьих повадках и охотничьих хитростях , о ядовитых змеях и целебных лесных ягодах, о птичьих повадках и заячьей мудрости. Природа, убежден Пришвин, таит несметные богатства , и человеку надо научиться ее понимать ,чувствовать , по- хозяйски бережно охранять.
Почему М.М.Пришвин назвал свой рассказ «Кладовая солнца»?
И сам же дал ответ: «…горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достается человеку в наследство». Для меня теперь ясно, что кладовая солнца есть вся природа с ее несметными богатствами и человек тоже частица природы.
Повествуя о природе, писатель прежде всего сосредотачивает внимание на ответственности человека в ней, тем самым смело поднимая и решая важнейшие этические вопросы современности.
А ведь жизнь природы идет по своим мудрым глубинным законам.
Михаил Михайлович Пришвин сказал: «Берегите природу! Если будет вода
и ни одной рыбки – я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летает в нём ласточка – я не поверю и воздуху. И лес зверей с одними людьми – не лес…Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные звери – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Произведения Пришвина заставляют нас задуматься над многими вопросами : в чем смысл жизни человека , как нужно относиться к природе и животным, где граница между добром и злом.
Источник