Меню

Как природа помогает понять настроение спорящих детей кладовая солнца

Как природа помогает понять характер и настроение спорящих? Как изобразительные средства помогают понять происходящее?

Жанр произведения – сказка-быль, отсюда и
композиция сказки:
сказка – это повествование, основанное на вымысле.
сказка – быль, где тесно переплетая сказочное и
реалистическое

сказочный зачин (брат и сестра пошли за ягодами и
заблудились герои стоят перед выбором пути-испытания
у камня: хороший или плохой путь выбрать.
присутствие врага героя: в рассказе это волк,
елочки-старушки, черный ворон.
есть предмет-помощник – это компас.
природа предостерегает о приближении опасности
(елочки пугают героя, вороны и сороки трещат,
предчувствуя наживу, природа хмурится,
наблюдая за ссорой сестры и брата.
добро побеждает зло, и в рассказе все заканчивается
благополучно.
название болота – Блудово – от слова «заблуждаться»,
«скитаться в поисках истины».
Так и наши герои искали и нашли истину, преодолев все
испытания этого враждебного человеку места.
поучительный смысл «Сказка ложь, да в ней намек,
добрым молодцам урок»:
надо жить дружно, заботиться друг о друге.
Самая большая правда «есть правда вековечной суровой
борьбы людей за любовь».
Эту правду герои поняли в конце своего пути-испытания.

Быль – это история о том, что действительно было.
В начале рассказа писатель рисует голодную,
трудовую, сиротливую послевоенную жизнь русских людей.
Называет реально существующий город Переяславль-
Залесский и торфяное месторождение, где работают геологи.
В простой и ясной форме Пришвин рассказывает
о серьезных естественнонаучных открытиях:
«Солнце отдает свое тепло растениям, умершие и
упавшие в болото, они скапливают эту энергию и
образуют горючее вещество – торф.
Герои рассказа Настя и Митраша выходят победителями
из этой истории не потому, что им помогали волшебные
существа и предметы, а потому, что они прислушивались
к советам старших, любили и знали природу,
повадки животных.
Урок, который вынесли ребята из похода за клюквой,
есть главный закон жизни на земле, залог счастья.

Солнце, такое горячее и чистое, вышло против них над болотными ёлочками. Но случилось на небе в это время одно облако. Оно явилось, как холодная синяя стрелка, и пересекло собой пополам восходящее солнце. В то же время вдруг ветер рванул, ёлка нажала на сосну, и сосна простонала. Ветер рванул ещё раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала.)

ЗНАЧЕНИЕ выделенных слов-

Загляделась в пруд — отражение в пруду
Сонные берёзы — берёзы недавно расцвели
Косы — листья на ветвях
Природа кладовая солнца — это такое выражение как будто лучи солнца попадают на разные растения в общем на природу.

Источник

Прочитайте эпизод Спор детей о дороге из сказки-были М.М.Пришвина- Кладовая солнца. Ответьте на вопросы: 1.Что происходит в природе после ссоры детей 2.Как природа помогает понять характер и настроение спорящих 3.Какие изобразительные средства использует автор 4.Как изобразительные средства помогают понять происходящее 5.Объясните,с какой целью М.Пришвин использовал в своем тексте выделенные слова

1)Природа пытается предупредить детей об опасности,вставая на их защиту.Природа пытается отвлечь детей,примирить их ссору,давая знаки,но дети разобижены и не видят ничего вокруг.»Серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце со всеми его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали».

2)Автор описывает спор,накал страстей происходит и в природе,так как человек связан с природой,являясь частью природы.Через состояние природы,пейзаж,автор показывает эмоциональное состояние Митраши и Насти.сравнивая детей с птицами.
«–Кра!–крикнула в это время ворона в гнезде.И ее самец мелкими шажками перебежал ближе к Косачу на полмостика.Сверху стала надвигаться серая хмарь.
– Кра! – закричала ворона. И самец быстро перебежал по мостику остальной путь до Косача и со всей силой долбанул его. Как ошпаренный метнулся Косач к улетающим тетеревам, но разгневанный самец догнал его, вырвал, пустил по воздуху пучок белых и радужных перышек и погнал и погнал далеко.»

3)Автор использует сравнения (» вся красная, как кумач»,»как ошпаренный», эпитеты(» мелкими шажками»,»упрямый мужичок»,»злой ветер»,»радужные пёрышки» и другие), олицетворения («стрелка пересекла солнце»,»ветер рванул»,»прокалывая друг друга сучьями» и другие),метафоры(Золотая Курочка,Мужичок в мешочке),
Повторы(-Кра,крикнула ворона.) и риторические восклицания героев:Это не тропа! – ответила Настя. – Вот еще!-рассердился Митраша.

4)Пришвин оживляет природу,используя олицетворения.Природа-как действующий персонаж,живая и творящая:»серая хмарь надвинулась и закрыла все солнце»,»ветер очень резко рванул»,»деревья, прокалывая сучьями, зарычали, завыли, застонали.»
Красочные эпитеты помогают увидеть полную картину происходящего,
сравнения добавляют образности ,повторы выделяют начало ссоры и завершаю её,а риторические восклицания передают эмоции,состояние героев.

5)Выделенные слова,ключевые, автор использует,чтобы показать своё отношение к происходящему и показать состояние детей.Автор осуждает ссору детей,никто не захотел уступать друг другу,послушать и обсудить разногласия и поэтому они чуть не попали в беду.Насте стало обидно,что младший ей указывает,а Митраша не стал слушать Настю и отправил её «куда все бабы за клюквой «ходят,по лёгкому и бесполезному пути(как ему это казалось).Разругавшись,дети пошли по разным тропам-каждый по своей дорогой.

Источник

ПОЖАЛУЙСТА Подскажите как! (Это все из произведения М.М. Пришвина “Кладовая солнца”,где Митраша и Настя спорили по какой дороге пойти ) Ответье на вопросы 1)Что происходит в природе после ссоры детей? 2)Как природа помогает понять характер и настроение спрорящих? 3)Какие изобразительные средства использует автор? 4)Как изобразительгые средства помогают понять происходящее? 5)Объясните , с какой целью М.Пришвин использовал в своем тексте выделенные слова? (я сама незнаю где эти выделенные слова) Пожалуйста не отвечайте глупо, что бы получить бал Буду благодарна!

1. Что происходит в природе после ссоры детей

Ответ: «Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетённые корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали»

Читайте также:  Почему озеро байкал называют озером солнца

Автор относится к происходящему с горечью. Он описывает природу так, как будто серая хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними.

2. Как природа помогает понять характер и настроение спорящих

Ответ: «Солнце, такое горячее и чистое, вышло против них над болотными ёлочками. Но случилось на небе в это время одно облако. Оно явилось, как холодная синяя стрелка, и пересекло собой пополам восходящее солнце. В то же время вдруг ветер рванул, ёлка нажала на сосну, и сосна простонала. Ветер рванул ещё раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала».

Автор словно подготавливает нас к предстоящим осложнениям во взаимоотношениях героев. Он как бы говорит: человек близок к природе, он отражается в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями.

3. Какие изобразительные средства использует автор

Ответ: Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (например ), сравнения (пример ) и олицетворения (пример)

4. Как изобразительные средства помогают понять происходящее

Сравнения помогают лучше представить то, о чём пишет автор, украшают произведение и нашу речь. Олицетворения подчеркивают восприятие автором природы как живого существа. Слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами помогают автору выразить любовь к природе, показать что он относится к ней ласково, а также это показывает авторскую любовь к своим героям.

5. Объясните, с какой целью М. Пришвин использовал в своем тексте выделенные слова

6. Смысл названия произведения. Автор относится к происходящему с горечью. Он описывает природу так, как будто серая хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними.

Ответ: Автор описывает Блудово болото, с одной стороны, как сказочное место, где под ногами трясина, растут елочки-старушки, летает ворон, говорящий на своем языке, болото, враждебное человеку. С другой стороны, автор говорит от имени разведчиков природных богатств, что Блудово болото «со всеми огромными запасами горючего торфа есть кладовая солнца». «Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достается человеку в наследство».

Источник

Урок-проект по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

Разделы: Литература

Цели урока:

  • показать единство человека и природы, неразрывную тесную связь всего существующего в мире;
  • сделать мудрые выводы о высоком назначении человека – быть ответственным за всё живое на земле;
  • раскрыть метафоричность и символику языка произведения;
  • пробудить в шестиклассниках волнение, чувство переживания;
  • воспитывать в детях чувство красоты, доброты;
  • раскрыть мастерство М.М.Пришвина как писателя.
  • интерактивная доска, ноутбук, проектор, портрет М.М.Пришвина, выставка книг писателя, книжные издания, используемые шестиклассниками при подготовке к уроку, рисунки учащихся “Ель и сосна на Блудовом болоте”, “У лежачего камня”, альбомы о лесных ягодах и охотничьих собаках, плакаты:

    “Слова у Пришвина цветут, сверкают, шелестят, как травы”

    “Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя М.М.Пришвина”

    Не то, что мните вы, природа,
    Не слепок, не бездушный лик –
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь, в ней есть язык.

    Ход урока

    I. Вступительное слово учителя.

    Сегодня у нас заключительный урок по сказке-были М.М. Пришвина “Кладовая солнца”, урок-проект. Вы многое знаете об этом произведении, и, я надеюсь, с удовольствием поделитесь своими знаниями, а вместе мы с вами сделаем важные и серьёзные выводы.

    Нам предстоит раскрыть метафоричность и символику пришвинского произведения, показать единство человека и природы, и, наконец, понять, к каким людям приходит успех: житейский, человеческий; кто остаётся человеком и в трудной ситуации.

    В этом нам помогут ребята из группы литературоведов. Они получили задание найти в тексте произведения слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также сравнения и олицетворения. Посмотрим, что у них получилось.

    II. Ответы учащихся из группы “Литературоведы”

    Примеры слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами

    – Почему автор использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? О чём это говорит?

    (О любви к природе. О том, что он относится к ней ласково, с уважением. Человек и природа неразрывно связаны друг с другом. А также это говорит об авторской любви к своим героям.)

    Примеры сравнений и олицетворений

    – Какую роль играют в тексте сравнения и олицетворения?

    (Сравнения помогают лучше представить то, о чём пишет автор, украшают произведение и нашу речь. Олицетворения подчеркивают восприятие автором природы как живого существа.)

    Учитель. А теперь давайте поговорим с вами о жанре этого произведения. Как сам автор определяет его?

    Уточним значения этих слов. Нам помогут в этом ребята из группы “Лингвисты”.

    III. Ответы учащихся из группы “Лингвисты”

    1) В толковом словаре Ожегова даётся такое значение этих слов:

    Быль – то, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы.

    Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

    Значит, определив таким образом жанр своего произведения, Пришвин даёт нам понять, что в нём переплелось сказочное и реальное.

    Что же можно считать былью в этом произведении?

    (Былью является конкретная история осиротевших во время войны детей, которым трудно жилось, но они дружно трудились и помогали друг другу и людям, чем могли.)

    – В какой момент дети подходят к границе сказки? Где сказка входит в их жизнь? Как писатель даёт нам почувствовать, что мы приблизились к границам иного мира?

    (Это мы понимаем, когда читаем о ели и сосне, описанным как живые существа. Пришвин даёт нам понять, что обычная история кончилась и начинается сказка. С этого момента, с первого шага от Лежачего камня, как в сказках и былинах, начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес с помощью образов сосны и ели, которые вместе растут, стонут и плачут на всё болото, превращается в заколдованный, сказочный лес, где разговаривают птицы и звери, где живут собака – друг человека, и волк – враг человека.)

    Читайте также:  Люблю когда утром солнце

    Давайте вслушаемся в музыку пришвинского языка. Послушаем художественный пересказ описания ели и сосны.

    IV. Художественный пересказ описания ели и сосны.

    А теперь представим себе зрительно рассматриваемый образ. Обратимся к рисункам ребят из группы “Художники”.

    V. Представление рисунков группы “Художники”.

    – Что самое главное вы хотели показать в своих рисунках?

    (1) Я хотела показать, что деревья не просто срослись и переплелись друг с другом, это не свидетельство их мирного сосуществования, они проткнули друг друга, и это результат жестокой борьбы за жизнь)

    (2) Деревья борются между собой за жизнь, а злой ветер натравливает их друг на друга. Ель и сосна стараются обогнать друг друга, впиваются иголками, прокалывают, стонут и воют. Очень жалко и ель, и сосну.)

    – А какие ещё сказочные образы вы можете назвать?

    (Образ ворона, ёлочки-старушки, серый волк, Лежачий камень. В произведении Пришвина есть лесные тайны, лесные жители говорят.)

    VI. Выбор пути. Детальный анализ текста.

    И в это сказочное царство попадают Настя и Митраша. Давайте повторим их путь. Отправимся с вами тропою Пришвина.

    Итак, к Лежачему камню пришли брат и сестра, дружные и любящие друг друга. Докажите это текстом.

    (стр. 178. Настя, заметив, что брат начинает сердиться, вдруг улыбнулась и погладила его по затылку. Митраша сразу успокоился, и друзья пошли по тропе, указанной стрелкой, теперь уже не рядом, как раньше, а друг за другом, гуськом.)

    – Что произошло потом?

    (Дети поссорились, и каждый пошёл своей тропой).

    – Как природа помогает понять настроение спорящих?

    Найдите и прочитайте описание солнца. Как изменяется солнце?

    (Стр. 180. Солнце, такое горячее и чистое, вышло против них над болотными ёлочками. Но случилось на небе в это время одно облако. Оно явилось, как холодная синяя стрелка, и пересекло собой пополам восходящее солнце. В то же время вдруг ветер рванул, ёлка нажала на сосну, и сосна простонала. Ветер рванул ещё раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала.)

    Видите, ребята, автор словно подготавливает нас к предстоящим осложнениям во взаимоотношениях героев. Он как бы говорит: человек близок к природе, он отражается в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями.

    А что происходит в природе после ссоры детей? Найдите в тексте.

    (стр.181. Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетённые корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали.)

    Как, по-вашему, автор относится к происходящему?

    (Автор относится к происходящему с горечью. Он описывает природу так, как будто серая хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними.)

    Но это не остановило наших героев, и каждый из них пошёл своей тропой. Отправимся вслед за ними, а помогут нам в этом ребята из группы “Топографы”. Они изобразили маршрут Насти и Митраши…

    Надя, расскажи, куда ведёт тропинка, которую выбрал Митраша?

    (Я вместе с мамой постаралась изобразить путь брата и сестры вот на таком плакате. Мы использовали не только краски, но и другие материалы, чтобы более ярко представить и самих героев, и их дорогу. Митраша выбирает малоизвестную тропу и попадает в болото. Он чуть не утонул, но благодаря выдержке, смекалке и помощи собаки Травки выбрался из болота да ещё и Серого помещика убил. А Настя, вот здесь у меня на рисунке видно, отправляется совсем в другую сторону.)

    Митраша шёл по болоту. Направление на север ему указывала стрелка компаса. Как вы думаете, смогли бы растения указать Митраше не только путь на север, но и безопасную тропу на болоте?

    А как это описывал Пришвин? Докажите текстом, что растения, деревья хотели помочь мальчику? А Катя укажет это на своём рисунке.

    “Ёлочки-старушки” стр. 186. Очень волновались старушки-ёлки, пропуская между собой мальчика с длинным ружьём, в картузе с двумя козырьками. Бывает одна вдруг поднимется, как будто хочет смельчака палкой ударить по голове, и закроет собой впереди всех других старушек. А потом опустится, и другая колдунья тянет к тропе костлявую руку. И ждёшь – вот-вот, как в сказке, полянка покажется, и на ней избушка колдуньи с мёртвыми головами на шестах.)

    “Трава-белоус” стр.187-188. Оглядев местность, Митраша увидел прямо перед собой чистую, хорошую поляну, где кочки, постепенно снижаясь, переходили в совершенно ровное место. Но самое главное: он увидел, что совсем близко по той стороне поляны змеилась высокая трава белоус – неизменный спутник тропы человеческой. Узнавая по направлению белоуса тропу, идущую не прямо на север, Митраша подумал: “Зачем же я буду повёртывать налево, на кочки, если тропа вон, рукой подать виднеется там, за полянкой?”)

    Чему же учит нас Пришвин в этих эпизодах?

    (Пришвин учит нас видеть, знать и понимать природу).

    А теперь пришло время обратится к эпиграфу нашего сегодняшнего урока. Как вы понимаете слова Ф.Тютчева?

    (Я думаю, что Ф.И.Тютчев хочет нам сказать, что природа – это живое существо, у которого есть душа, есть язык, и если мы это осознаем, то научимся разговаривать с природой и понимать её, а за это она будет нам дарить свою любовь.)

    Я думаю, что вы правы. И в таком отношении к природе оба автора едины.

    Ну, а теперь давайте вернёмся к Насте? Видела ли природу Настя?

    (Настю охватила жадность. Она позабыла обо всём, даже о брате. И ничего, кроме клюквы, не видела.)

    Ребята, а вы знаете, как выглядит клюква? А другие лесные ягоды? Давайте послушаем наших “Ботаников”. Они нашли научное описание этих ягод.

    Сообщения группы “Ботаники”

    (Я нашёл научное описание ягод в биологическом энциклопедическом словаре. У нас в школе есть такой диск, и я работал с ним в медиа-центре. Вот что мне удалось узнать…)

    А ещё ребята из этой группы подготовили вот в таком виде (альбом) рассказ о ягодах.

    (Здесь мы попытались рассказать о лесном богатстве от лица самих ягод, а также нашли в учебнике ОБЖ сведения о том, насколько эти ягоды полезны, и когда их применяют. Я сейчас хочу рассказать о клюкве, поскольку на нашем сегодняшнем уроке эта ягода главная.)

    Но все эти ягоды описывает и Пришвин в своём произведении. Давайте найдём это описание. (Стр. 191.)

    Отличается описание Пришвиным ягод от того, которое ребята нашли в словаре? Какой же мы делаем вывод?

    (У Пришвина это художественное описание. Видно, что автор описывает каждую ягодку с любовью, для него это чудо, драгоценность.)

    А в других произведениях вы встречали описание ягод?

    (Да, мы нашли стихи, в которых речь идёт об этих ягодах. Чтение стихов.)

    Продолжим разговор о Насте. Она, попав на палестинку, забыла не только о брате, но и о себе: она забыла о еде, о том, что она человек. Девочка ползала и собирала клюкву. Вот как хорошо это показано на рисунке Кати. В это время в рощице на пригорке находился лось. Что говорится о нём?

    (Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползающую девочку, как на всякую ползающую тварь.

    Лось её и за человека не считает: у неё все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно, как мы на бездушные камни.)

    Огромный, но беззащитный лось обходится малым: корой деревьев. Человеку, такому могущественному, всё мало, и он от жадности забывает себя. Для чего даётся это описание?

    – А что значит контраст?

    – Это подчёркивает ничтожность человеческой жадности. Ведь глядя на ползающую Настю, лось не признаёт в ней человека. А Настя продолжает ползать, пока не добирается до пня. Давайте сравним Настю, лишившуюся человеческого облика, и пень. Что они делают?

    – Собирают. Настя – клюкву, а пень – солнечное тепло.

    – Для чего они собирают?

    – Настя – для себя, пень – для других (отдать накопленное тепло, когда уйдёт солнце). Поэтому на пень вползла змея.

    – Есть ли сходство между девочкой и змеёй?

    – Да. Как будто боясь, что клюква достанется кому-то ещё, девочка ползает по земле, собирая её. Змея на пне “стережёт тепло”.

    – А что происходит дальше?

    (Настя потянула за ниточку, обвивавшую пень. Потревоженная змея с угрожающим шипением “приподнялась”. Девочка испугалась; вскочила на ноги (теперь лось признал в ней человека и убежал); Настя посмотрела на змею, и ей показалось, что она сама только что была этой змеёй; вспомнила о брате; закричала, начала звать Митрашу и заплакала.)

    – Кто же заставил Настю встать на ноги?

    – Змея, и пень, и лось.

    – То есть, если обобщить, то на помощь Насте приходит природа. Именно она помогает ей остаться человеком.

    – А всё-таки, ребята, как вы думаете, жадная Настя? Кому она отдала ягоду?

    – Но ветер далеко отнес Настин голос, и Митраша его не услышал. На помощь мальчику пришла собака Травка, как вы думаете, почему?

    (Травка спасла Митрашу, потому что он напоминал ей Антипыча. И она очень скучала одна после смерти своего хозяина. Когда она увидела Митрашу, то подумала, что это Антипыч.)

    – А какой породы была Травка?

    – А что вы знаете об этих собаках? Послушаем, что нам расскажут кинологи?

    (Гончие собаки получили своё название за то, что они гонят зверя с ровным гулким лаем. Охотник становится где-нибудь на пути зверя, а собака гонит лису или зайца прямо на него. Это смелые и выносливые собаки. Поэтому и Травка не побоялась прийти на помощь Митраше.)

    Итак, ребята, Митраша выходит победителем из сложной ситуации.

    – Почему жители деревни говорили о Митраше: “Был мужичок…да сплыл, кто смел, тот два съел: не мужичок, а герой”?

    (Мужичок – слово шутливое, с уменьшительно-ласкательным суффиксом, оно указывает на то, что мужичок – это ещё не настоящий мужчина. Жители деревни сделали вывод, что Митраша проявил себя как настоящий мужчина, когда узнали, что он сумел не потерять силы духа и нашёл способ спастись из болота. Во-вторых, он не растерялся и застрелил волка Серого Помещика, которого не могли застрелить даже опытные охотники.)

    – Как вы понимаете слова Пришвина: “Эта правда есть правда суровой борьбы людей за любовь”?

    (Любить по-настоящему может только тот человек, который сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Чтобы любить, надо в своей душе бороться с жадностью, себялюбием. И только такому человеку, который победил в себе эти качества, даётся возможность любить.)

    – А как вы думаете, Настя и Митраша поняли, в чём правда жизни?

    (Настя и Митраша поняли, что они любят друг друга, что нужны друг другу. Благодаря этой любви они выжили и остались людьми. А это и есть правда жизни.)

    VII. Подведение итогов.

    VIII. Домашнее задание.

    Написать сочинение-миниатюру: “Что я узнал о жизни, прочитав “Кладовую солнца” М.М.Пришвина?

    Источник

    Adblock
    detector