Меню

Как проповедовать евангелие по всей вселенной

Последняя проповедь Евангелия. Будьте готовы. Би

ПОСЛЕДНЯЯ ПРОПОВЕДЬ ЕВАНГЕЛИЯ. «БУДЬТЕ ГОТОВЫ. » (Библейские вопросы).

Как понимать слова Господа: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец»? (Матф. 24:14).

О какой проповеди говорил Иисус? Когда? Как будет «проповедано Евангелие по всей вселенной, во свидетельство всем народам», после чего наступит конец?

РЕЛИГИОЗНЫЙ ЗАНАВЕС В МЫШЛЕНИИ.

Любая религия под словом «Евангелие», в целом, подразумевает свои религиозные учения, утверждая, что Евангелие проповедует она одна. Смотрит, например, православный мыслитель на политическую карту мира, и спрашивает: «О, сколько еще работы! Когда же наши миссионеры пройдут всю Индию, Индонезию, Бангладеш, Перу, Марокко…, чтобы проповедовать Евангелие?». Аналогично думает и Свидетель Иеговы, считая, что весть о Царстве проповедуют одни Свидетели Иеговы. И так – по каждой религии.

Проблема многих исследователей заключается в их религиозной принадлежности, во влиянии, которое на их мышление оказывают учения их религий. Под впечатлением своих религиозных взглядов исследователи просто не понимают, о чем именно, то есть, о каком Евангелии говорил Иисус. Религиозные догматы повисают как плотная штора на мышление людей, закрывая от них подлинный смысл слов Христа.

Между тем, рассматривая данный вопрос не с религиозной кафедры, а с позиции Духа Священного Писания, можно понять, что проповедь Евангелия, о которой предсказывал Господь Иисус, которая перед концом пройдет по всей населенной земле — эта проповедь уже прошла, и все народы ее услышали. Люди давно знают, что Суд Небесный приближается. И только религиозные учителя, и толкователи — ничего из этого не поняли.

В наше время трудно встретить человека, не знающего, или не слышавшего, что Господь однажды придет на Землю, чтобы судить живых и мертвых. На всех континентах Земли, на самых отдаленных островах, во всех культурах и религиях, люди в том, или в ином виде слышали, знают, что придет Судья Свыше. Они могут этому не верить. Им такая информация может представляться неправдоподобной, даже несерьезной. Но слышать ее – они слышали!

Иисус говорил: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам, и тогда придет конец». (Матф. 24:14).

Слово «сие» значит – «это». В Современном Русском Переводе сказано: «Но прежде по всей земле возвестят эту Весть о Царстве, чтобы услышали ее все народы,- и только тогда наступит конец».

«ЭТА ВЕСТЬ О ЦАРСТВЕ». Что за весть?

Прочитаем еще раз 24 главу Евангелия от Матфея. А также и Марка 13 главу. О чем там речь? Там говорится о Пришествии Христа, и о конце мира. Там показан признак, свидетельствующий о приближении конца мира. И – больше ничего!

И вот, эту информацию Христос назвал «Сие Евангелие». Ни религиозные учения, ни какие-то специальные проповеди, ни религиозная теория, и ни что другое «Сим Евангелием» не является.

«Сим Евангелием», о котором говорил Иисус в этих текстах, и которое прозвучит перед Пришествием Христа, будет известие о том, что наступает конец мира, и что Господь идет на землю. Это есть Евангелие, которое будет проповедано всем народам. Его услышат все народы.

Известие о том, что Господь идет на землю, чтобы навести на ней порядок, является доброй, хорошей, радостной Вестью. С позиции Бога и праведных людей!

В то же время далеко не для всех известие о Пришествии Христа является хорошей вестью. Многим оно служит по-настоящему плохой, дурной вестью. И они все равно услышат ее. Все будут знать, что Господь идет на землю.

…РАСТРУБИЛИ ДАЖЕ БЕЗБОЖНИКИ…

Понимание вопроса о том, что является «сим Евангелием», само собой снимает вопрос относительно проповедников этого Евангелия. Кто сегодня проповедует «сие Евангелие»? Кто свидетельствует, говорит о грядущем конце мира? Все! Буквально все религии. Но не только формальные религии…

В процессе активно участвуют и безбожные атеисты. Даже они! Последние, пожалуй, как никто стараются, правда, косвенно, зато весьма эффективно. И стараются не только публичной критикой и нападками на проповедь Евангелия, чем весьма способствуют распространению в народах знания о нем. Прежде всего безбожная система вещей своими делами, политикой, всеми иными средствами на практике подводит людей к единственному выводу, что мир скатывается к разрушению, концу, краху.

Проповедь Евангелия, это не религиозные занятия с целью воцерковления человека в государственную религию. И это не «бесплатное изучение Библии», направленное на превращение человека в адепта организации Свидетелей Иеговы. И – никакое другое религиозное обучение.

Проповедь Евангелия, это — информация, факты, события, приводящие к единственному выводу: Конец мира приближается!

Если посмотреть с такой позиции, можно увидеть, что проповедь Евангелия сегодня идет круглые сутки, по всем каналам, буквально во всех народах.

Очень опасно утверждать, что Матфея 24:14 еще не исполнилось. Вполне может статься, что данное пророчество давно полностью исполнилось. Мы будем думать-гадать, что, мол, еще то не исполнилось, и то не исполнилось. А все повернется по-другому. Как бы заранее отвечая все таким «думающим» об исполнении пророчеств, Господь говорил в той же 24 главе от Матфея: «Вы же будьте готовы, ибо, в который час ее думаете, придет Сын Человеческий». (текст 44-й)

Поскольку все народы уже услышали о приближении конца мира, дальнейшие слова Христа «И тогда придет конец» могут исполниться в любой день, час.

ГОТОВ ЛИ ТЫ К ПРИХОДУ ГОСПОДА?

Люди, в основной массе, не воспринимают всерьез информацию о приближающемся конце мира. Этому причин много. Одной из тяжелейших, является то, что религиозные лжепророки своими бесконечными несбывшимися предсказаниями даты «Конца света» достигли дьявольской цели – скомпрометировали саму идею о конце злого мира. Грех лжепророков, назначавших даты и времена пришествия Христа – весьма велик.

Почему так опасны и вредны религиозные пророчества о «скором-скором» Пришествии Господа, с указанием временных ориентиров? Казалось бы, они призывают людей к бдительности, духовной и нравственной? Их опасность в том, что провоцируют они ложные духовные выводы. Религиозные пророчества о «скором-скором» Пришествии лишают человека этой жизни. Они призывают «затянуть пояс», поднатужиться, чуть-чуть подождать. А потом, когда придет Господь, «заживем, и все получим от жизни».

Господь не лишает человека «этой жизни». Заповеди Бога всего на всего не разрешают жить безбожно, простите, по-скотски. А нормально, чисто, благородно Учение Христа жить не запрещает. Наоборот, жить нормально и возможно только лишь по Учению Христа.

«…Вы же будьте готовы…»,- предупреждал Иисус. Быть готовым к пришествию Господа не значит отречься от семьи, радости жизни, уйти в пустыню, зарыться в пещеру. Быть готовым к пришествию Господа, значит – отречься от ГРЕШНОЙ жизни.

Быть готовым к пришествию Господа не трудно. Живи нормальной человеческой жизнью, которая дарована тебе от Бога. Уклоняйся от зла. Делай добро. Радуйся каждому дню. Не завидуй. Благодари Бога за все. Помни о Боге. Не забывай, что Господь видит все и всегда. И День Господень для тебя не придет внезапно. В какой бы день и час Господь не явился, для тебя Он придет вовремя. Жди Господа. Кто ждет и любит, для того приход ожидаемого и любимого не бывает неожиданным. А кто не ждет, спит, к тому, конечно, гости сваливаются, как снег на голову. Не проспи пришествие Господне!

ОЖИДАНИЕ ГОСПОДА, В ЛЮБВИ К БОГУ И БЛИЖНЕМУ.

Есть еще такой, важный аспект готовности к Пришествию Господа. Пожалуй, он едва ли не самый сложный.

Если ты не простил своих обидчиков, значит, пока еще ты не готов к пришествию Господа. И тогда ты находишься в большой опасности. Ты каждый день сильно рискуешь, ибо твоя жизнь может оборваться в любой момент, а ты все-еще не готов к разговору с Небесным Судьей. «Ибо, если вы будете прощать людям их согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». (Матфея 6 гл).

Во Христе Бог прощает людей. Раскаявшихся грешников Бог милует и оставляет их без наказания. И это есть наше спасение!

Кто не научился прощать согрешивших против него, тот – в сложном положении. Забудь, вычеркни из своего сердца все плохое, что имеешь против других людей, выбрось весь негатив, обновись духом ума. Выйди из духовной спячки, проснись, Господь идет, а ты носишь зло в сердце! Мы обязаны прощать людей.

Читайте также:  Как стать президентом вселенной

Готовность верующего к приходу Господа заключается в том, что верующий в любой момент, в любой час готов предстать пред Богом. У готового к приходу Господа нет ни одного «хвоста», затаенного греха, не разрешенного конфликта. «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним…», — говорит Иисус.

По всей вероятности, пророчество из Матфея 24:14 уже исполнилось. Неоспоримый факт в том, что все народы ведь знают, что Небесный Судья придет на землю. Значит, Евангелие уже проповедано «во свидетельство всем народам»… «Всадники Апокалипсиса» – основные исполнители проповеди из Матфея 24:14. Сама жизнь криком кричит, что наступает конец.

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Мф. 24:14

Свт. Иоанн Златоуст

И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец

См. Толкование на Мф. 24:1

Прп. Иустин (Попович)

И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец

Вопреки умножившемуся беззаконию и усилившемуся христоборчеству — проповедано будетъ сiе Евангелiе царствiя по всей вселенной, во свидетельство всемъ народамъ. Евангелие царства будут проповедовать неустрашимые христопроповедники в мире, в котором будет царить зло, и грех, и смерть. Но в этом и заключается все мужество и всевозвышенность веры: веровать в победу царства Божия, царства Добра, царства Христова, хотя везде зло, хотя «весь мiръ лежитъ во зле» (1 Ин. 5:19), ибо Богочеловек — главный и непобедимый военачальник Евангелия царства. «Сiя есть победа, победившая мiръ, вера наша. Кто побеждаетъ мiръ какъ не тотъ, кто верует, что Iисусъ есть Сынъ Божiй (1 Ин. 5:4-5). Чем побеждаем? Христом, Который в нас: «ибо Тотъ кто въ» нас, «больше того, кто в мiре» (1 Ин. 4:4).

В целой вселенной будет выставка Христова добра и диаволова зла; Евангелие будет проповедано всей твари, чтобы ни одна тварь не имела извинения, будто она не знала о Богочеловеке Христе и о спасении, совершенном Им. Поэтому Спаситель и сказал: во свидетельство всемъ народамъ. Значит: все народы будут иметь достаточно многочисленные свидетельства о Христе как Спасителе рода человеческого, так что никто не будет иметь извинения для своего неверования во Христа в день Суда. И тогда прiйдетъ конецъ. Чего? — Мира. Ибо он завершит миссию, определенную Богом. Это как бы некое дополнение и объяснение этих слов Спасителя: «доколе не прейдетъ небо и земля, ни одна iота или ни одна черта не прейдетъ изъ закона, пока не исполнится все» (Мф. 5:18). Свидетельство всемъ народамъ, — какое, о чем? — о том, что никто кроме Богочеловека Христа не спасает человека, род человеческий и мир от греха, смерти и диавола. Все остальные так называемые «спасители человечества» — это ничто иное, как «воры и разбойники», ибо не дают человеку «жизнь съ избыткомъ» = жизнь вечную, и не гарантируют ему бессмертие, но крадут у него или убивают в его душе то, что бессмертно, божественно, богообразно, богоустремленно, вечно, богочеловечно (ср. Ин. 10:9-10). Конец мира настанет, когда весь мир узнает Божию истину о мире: Евангелие Христово. Ибо это — Божия всеистинная философия о мире. В нем объявлен весь Божий вечный план о мире: с начала до конца, хотя он осуществляется во времени и вечности.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Иероним Стридонский

И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец [мира]

Признак пришествия Господня тот, что во всем мире будет проповедано Евангелие, чтобы никто не мог считать себя заслуживающим — снисхождения [по неведению]. А это или уже исполнилось, или должно в непродолжительное время исполниться, как мы видим. В самом деле, — по моему мнению, — не осталось ни одного народа, который не знал бы имени Христова. И даже, если у такого народа и не было проповедника, тем не менее, он не может не иметь понятия о вере от соседних народов.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец

Дерзайте, вы не встретите препятствия для проповеди! Евангелие будет проповедано среди всех народов «во свидетельство», то есть для обличения, для обвинения тех, которые не уверуют, «и тогда придет конец» не мира, но Иерусалима. Действительно, до взятия Иерусалима Евангелие было всюду проповедано, как говорит апостол Павел: «Евангелие возвещено всей твари поднебесной» (Кол. 1:23). Что речь идет о конце Иерусалима, ясно из дальнейших слов Господа.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

И проповестся сие Евангелие Царствия по всей вселенней, во свидетельство всем языком: и тогда приидет кончина

И проповестся сие Евангелие Царствия по всей вселенней

Этим показал, что никакие опасности не заглушат проповеди, и таким образом сообщил проповедникам великое утешение, укрепив их надеждой, что ничто им не может препятствовать, если только они будут терпеливы. Марк (13:10) сказал яснее: и во всех языцех подобает прежде проповедатися Евангелию.

Во свидетелство всем языком

во обличие, в осуждение не уверовавших, чтобы они не могли сказать в день Суда: мы не слышали проповеди. Это же сказано и в десятой главе (ст. 18)…

…И тогда приидет кончина

конец храма и Иерусалима, как мы выше сказали. Итак, говорит: после того как исполнится все вышесказанное и после того как будет проповедано Евангелие по всей вселенной, тогда настанет для иудеев совершенная гибель. А что действительно прежде разрушения Иерусалима было проповедано Евангелие по всему миру, об этом сказал Павел: неподвижими от упования благовествования, еже слышасте, проповеданое всей твари поднебесней (Кол. 1:23). Если он сам проповедовал от Иерусалима до Испании, то подумай, до каких пределов доходили остальные апостолы. Потому-то Иерусалим погибает уже после того, как было проповедано Евангелие по всей вселенной, чтобы иудеи не имели даже тени защиты, видя такую силу проповеди, что она в короткое время облетела всю вселенную и везде воссияла, между тем как сами они оставались в неверии и упрямстве.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Анонимный комментарий

И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец

См. Толкование на Мф. 24:12

Лопухин А.П.

И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец

(Мк. 13:10 — перестановка, сделанная вследствие неизвестных причин). Блаженный Августин говорит: “если кто думает, что слова: проповедано будет Евангелие Царствия по всей вселенной значат, что это сделали сами апостолы, то на основании достоверных свидетельств можно доказать, что этого не было. Потому что есть в Африке бесчисленные народы, среди которых еще не проповедано Евангелие и проч. Такое понимание дела представляется несколько узким. Читающий апостольскую историю видит, что еще до разрушения Иерусалима евангельская проповедь приняла столь широкие размеры, что если не абсолютно, то в относительном смысле можно было говорить, что Евангелие проповедано было тогда по всей вселенной. Про настоящее время также можно говорить, что христианство есть вселенская религия, хотя еще много народов не просвещено светом Евангелия. Абсолютный смысл слова Христовы должны получить пред концом мира, когда о Христе и Его учении узнают все народы, что вполне возможно предполагать ввиду необычайной энергии, с которою на протяжении почти двух тысяч лет (факт беспримерный в истории других религий) велась евангельская проповедь. Слово “конец” здесь означает не только конец Иерусалима, но и конец царств (вообще мировые перевороты) и мира.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Ст. 14-26 И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец. Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне » , — не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах », — не верьте

Читайте также:  Мистер вселенная что это за конкурс

Дерзайте, как бы говорит Господь, сколько бы и кто бы ни преследовал вас, дело Божие не может быть остановлено или замедлено, прежде чем решится судьба Иерусалима и народа Иудейского; гонимое Евангелие Царствия Божия, благовествование о Царстве Христовом, успеет быть проповедано всем народам: и проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, по всей земле, во свидетельство всем народам, что и они призываются к спасению, что преграда между ними и народом избранным рушится, и двери Царствия Божия для всех открыты. «Кто за сорок лет мог поручиться за такое исполнение. И однако же это несбыточное предсказано и исполнилось на самом деле со всей точностью… Малое стадо, оставленное в пустыне среди волков, но блюдомое Промыслом Божиим, растет, и своими совершенствами доказывает язычникам и Иудеям, что ему завещано духовное царство в целом мире. Церковь распространяется с неимоверной скоростью у самых непросвещенных и диких народов; проповедь апостолов обходит видимо все концы вселенной; победа Евангелия достигает дома кесарева. Никто не может противиться премудрости, которая является всякий раз в устах проповедников Евангелия, когда они свидетельствуют перед судиями во имя Иисусово. Выслушав Павла, римский прокуратор едва не делается христианином; сами фарисеи, увлеченные его словами, превращаются из обвинителей в защитников; весь синедрион не знает, что отвечать на слова рыбарей, которые упрекают его в убийстве Мессии!» (Иннокентий, архиеп. Херсонский). «Потому-то, – говорит святитель Златоуст, – уже после проповедания Евангелия всей вселенной разрушается Иерусалим, чтобы неблагодарные не могли иметь и тени извинения. Ибо видевшие могущество Его, воссиявшее всюду и столь быстро наполнившее вселенную, какое могут иметь извинение, оставаясь в неблагодарности? А что Евангелие тогда было всюду проповедано, послушай, что говорит Павел: «не отпадете от надежды благовествования… которое возвещено всей твари поднебесной» (Кол. 1:23). Тебе известно, как скоро он перешел из Иерусалима в Испанию. Если же он один обошел столь великую часть вселенной, то размысли, сколько сделали и другие. Ибо в другом месте Павел говорит о Евангелии, что оно «приносит плод, и возрастает… во всем мире» (Кол. 1:6). Это и служит величайшим знамением силы Христовой, то, что слово Его достигло пределов вселенной в течение двадцати или тридцати лет. И тогда, – говорит Христос, – придет конец, не всего мира, а только Иерусалима».

А что Господь говорит здесь о разрушении Иерусалима, это видно из пророчества Даниила, которое Он приводит: когда увидите, – говорит Он, – Иерусалим, окруженный войсками, знайте, что приблизилось запустение его. Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, где не должно, – читающий указанное место в книге пророка Даниила да разумеет таинственный смысл его, – когда увидите на месте святого города страшное запустение, которое будет возбуждать омерзение или отвращение, когда увидите среди развалин храма римские знамена с изображением орлов, которым Римляне воздают божеские почести, когда увидите их идолов, вносимых в полуразрушенный храм, и статую их военачальника в том же храме, тогда каждый оставь надежду на спасение отечества и думай только о своей собственной безопасности. находящиеся в Иудее, как христиане, так и другие жители города, всего лучше да бегут в горы, ибо на ровных местах не будет убежища от множества неприятельских войск. А в горах много пещер, развалин, глухих мест, где можно безопасно укрыться. И кто на кровле, тот да не сходит вниз взять что-нибудь из дома своего, хотя бы это была самая необходимая одежда; пусть он поспешно бежит по той лестнице, которая ведет с кровли на улицу; иначе его гибель неминуема. И кто будет тогда работать на поле, тот да не обращается назад, в город, хотя бы за самой нужной вещью, например, чтобы взять одежды свои, захватить верхнюю одежду, без которой обычно работают в поле, – пусть бежит прямо с поля. Для всех будет одно спасение – бегство. Это – дни исполнения угроз пророческих, ужасные дни суда и воздаяния небесного. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! «Первым – потому что они, отягощенные беременностью, по немощи, не могут удобно бежать, – говорит святитель Златоуст, – а последним – потому что они связаны узами сострадания к детям и не могут спасти вместе с собой питающихся сосцами. Деньги легко и выбросить, и сохранить, также и одежду; но того, что бывает от природы, как можно избежать? Как может быть легкой беременная женщина? Как молоком питающая может оставить дитя свое?». Молитесь, просите Бога, чтобы тяжесть бедствия, по крайней мере, была облегчена Его милостью, чтобы не случилось это несчастье – бегство ваше зимою, когда дожди и непогоды увеличат страдания беглецов, или в субботу, когда по Закону запрещается далекое путешествие даже в крайних случаях 1) .

Я говорю вам: ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, да и не будет. Много должно пасть от меча, еще более будут отведены в плен во все народы. Иерусалим будет лишен покрова небесного и отдан в попрание язычникам, которое продолжится до тех пор, пока не исполнятся их времена. И если бы не сократились те дни, дни осады, голода и войны, то не спаслась бы никакая плоть: никто из Иудеев не избежал бы смерти, все жители Иерусалима погибли бы от меча, голода и язвы; но ради избранных, ради верующих в Меня, или имеющих уверовать, чтобы сохранить их, сократятся те дни… «Это сказал Господь для того, чтобы утешить верующих, находившихся среди Иудеев и успокоить их, чтобы они не боялись, что они не погибнут вместе с Иудеями», – говорит святитель Златоуст. По свидетельству историка Евсевия (Церковная История, т. 3, с. 6), христиане, составлявшие Иерусалимскую Церковь, видя исполнение слов Господних, оставили город и переселились в небольшой городок Пеллу, лежавший в горах за Иорданом, так что при разорении Иерусалима никто из них не погиб. Размышляя в благоговении над исполнением этих пророчеств Господа, святитель Херсонский Иннокентий восклицает: «Боже мой! Какое страшное и поучительное зрелище! Какое чрезвычайное согласие событий с предсказаниями! Какая непредвиденная случайность и точность в исполнении!» Страшные землетрясения, голод, язвы, кровопролитные междоусобия, – словом, все те самые бедствия, о которых говорил Иисус Христос, кажется, предвещают всему миру нечто необыкновенное, заставляют ожидать исполнения одного из великих Судов Божиих. Но вот, тучи бедствий, носившиеся дотоле по разным местам, вдруг устремляются в Палестину, сосредоточиваются над Иерусалимом, по-видимому, за возмущение против кесарей, а на самом деле за противление Иудеев Богу отцов своих, за отвержение Мессии. Начинается скорбь, коей, по точным словам очевидца Флавия, не было подобной и не будет. Десятки тысяч Иудеев, подобно безсловесным животным, закалаются еще прежде войны; города Иудейские, один за другим, падают в развалинах; земля, кипевшая некогда медом и млеком, становится пустыней. Один Иерусалим еще стоит. Но, Боже мой, какой Иерусалим! Со всех сторон окруженный легионами Римлян, коих развевающиеся знамена, с идолопоклонническим изображением полубогов римских, кажется, призывают его погибель; внутри – наполненный разбойническими толпами зилотов, идумеев, сикариев, которые, величая себя защитниками святилища, оскверняют его преступлениями, не слыханными в домах разврата, безжалостно предают смерти лучших граждан, режут друг друга, издеваются над пророками Мессии, над Самим Господом Богом.

Виденная Даниилом мерзость запустения могла ли быть больше этой мерзости. «Друзья, обезумев от голода, дерутся из-за пучка кореньев или глотка воды; осажденные покупают на вес золота и употребляют в пищу то, к чему отказывались прикасаться животные, что благопристойность запрещает называть… Знатная женщина-мать, в припадке голодного бешенства, убивает и съедает собственного младенца; окровавленные зилоты, с разинутыми от голода ртами, шатаясь, бродят и падают подобно бешеным собакам… Все улицы, площади, дома, покрыты трупами мертвецов, которых насчитывают до шестисот тысяч, а за воротами Иерусалима не хватает места для крестов и крестов недостает для распятия этих, Богом отверженных Иудеев, которых безпощадно вешают римские солдаты, из ненависти и мщения пригвождая их одного к другому, или одну к другой… На улицах, во дворах храма, у самого подножия алтаря стояли лужи крови, от которой, местами, даже пламя пожара погасало… «Сам римский полководец приходит в ужас от бедствий, которые терпят осажденные, и клянется богами, что он невинен в них, ибо много раз предлагал мир» (Иннокентий, архиеп. Херсонский). Тит хотел принудить город к сдаче голодом, окружив его окопами со всех сторон, чтобы воспрепятствовать подвозу съестных припасов и никого не выпускать из города. Но дела империи в это время потребовали его возвращения в Рим, и он ускорил осаду и взял город приступом. Так «избранных ради» Бог сократил дни этих ужасных бедствий, «чтобы Иудеи не сказали, как говорит святитель Златоуст, что эти бедствия случились по причине Евангельской проповеди и поклонения Христу», и чтобы показать им, что «верующие не только не были причиной этих зол для них, но еще напротив, если бы верующих не было, то они совсем бы погибли». Наконец, Иерусалим пал; все предано пламени; на месте безпримерного по величине, богатству и крепости храма являются груды камней и кучи пепла. Из всего Иерусалима остаются только три башни, в память прежнего величия. Сто тысяч Иудеев, переживших отечество, влекутся в плен; более здоровых и красивых из них назначают для торжественного входа победителя в Рим, для игр в цирке, на растерзание зверям; других продают, как презренных рабов, на торжищах Азии, Европы и Африки, так что, наконец, некому и покупать этих рабов… Более миллиона гибнет их в эту злосчастную годину. «Да не подумает кто, – говорит святитель Златоуст, – что это сказано преувеличенно; но пусть прочитает сочинения Иосифа и узнает истину слов Христовых. Никто не может сказать того, что Иосиф, как верующий, преувеличил изображение этих бедствий для того, чтобы подтвердить сказанное Христом, так как он был не христианин, а Иудей, и Иудей весьма строгий, ревнитель, и из числа тех, которые жили после пришествия Христова.

Читайте также:  Законы дуальной вселенной жикаренцев

Что же он говорит? То, что эти бедствия превзошли вякое описание бедствий, и подобной войны никогда не бывало ни у какого народа. Такой, по словам его, был голод, что сами матери с жадностью ели детей и спорили об этом между собой, и у многих, даже мертвых, растерзывали чрево»… Невероятное, по-видимому, число погибших Иудеев объясняется тем, что римляне осадили город во время праздника Пасхи, когда в Иерусалиме собралось до двух миллионов евреев, кроме женщин и детей. Так исполнилось над ними страшное слово, сказанное ими же: «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27:25). «Флавий, записывая свою историю, конечно не имел в виду искажать истину в пользу христианства и, однако же, многие страницы его истории, кажется, написаны для того именно, чтобы свидетельствовать перед потомством, как верно исполнилось в народе Иудейском предсказание Иисуса Христа», – говорит Иннокентий, архиепископ Херсонский. С другой стороны, «заметь, – говорит святитель Златоуст, – премудрое распоряжение Духа Божия в том, что евангелист Иоанн ничего не писал об этом, дабы не показалось, что он пишет на основании самого повествования о происшествиях, ибо он долгое время жил еще после разрушения Иерусалима; но те евангелисты, которые умерли прежде разрушения и не видели ни одного из этих событий, пишут об этом, так что сила пророчества отовсюду сияет». Исполняется оно и поныне. Что теперь Иерусалим? Что – некогда столь цветущая, молоком и медом текущая Святая Земля? Она доселе кажется пустыней; садов уже нет; речки пересохли; тощие нивы сохнут от зноя, засыпаются песком; города обратились в жалкие деревушки, а не то – просто в кладбища; о некоторых даже спорят, где они существовали. Жители постоянно в опасности… «Кончив предсказание об Иерусалиме, Христос переходит уже к Своему Второму пришествию (слова свт. Иоанн Златоуста) и говорит ученикам о знамениях, полезных не только для них, но и для нас, и для всех, которые будут после нас. Тогда, – когда же? Здесь слово тогда не означает строгого порядка времени в упомянутых ранее событиях. Подобно тому, как в начале Евангелия, евангелист, сказав о рождестве Иисуса Христа, о пришествии волхвов и смерти Ирода, тотчас говорит: «В те дни приходит Иоанн Креститель» (Мф. 3:1), и этим не обозначает времени, которое тотчас последовало, но разумеет то время, которое было спустя много лет, так как тридцать лет протекло между этими событиями, – так и здесь, опустив весь промежуток времени от разрушения Иерусалима до начала кончины мира, Христос говорит о времени, имеющем быть незадолго до кончины мира».

Впрочем, должно помнить, что разрушение Иерусалима было прообразом кончины мира, а потому оба события Господь изображает нераздельно, так что некоторые черты более приложимы к одному, другие – к другому событию. И слова Господа о мерзости запустения, о лжехристах и лжепророках относятся к обоим событиям. По разумению святых отцов, мерзость запустения явится и перед кончиной мира, когда придет антихрист, «человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2:3–4). Осквернение ветхозаветного храма было прообразом осквернения Церкви Божией этим слугой диавола. То же и относительно лжехристов и лжепророков, Иудеи не вразумились ни разрушением Иерусалима, ни рассеянием их по всему миру, и продолжали мечтать, о восстановлении родной столицы своего отечества. Этим пользовались лжехристы, каковыми были, например, Баркохав и Омерит, выдававшие себя за Мессию; они прельщали народ, возмущали его, и снова лились потоки крови, и снова сотни тысяч Иудеев отводились в плен и тяжелое рабство… Еще хуже, еще опаснее будут лжехристы и лжепророки последних времен. Предостерегая Своих учеников и всех верующих от тех и других, Господь говорит: тем осторожнее должно быть вам, ибо тягость бедствия усилит ожидание обетованного Избавителя до того, что расположит верить всякому известию о Нем, а это даст случай сынам погибели злоупотреблять именем Мессии. Смотри же, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, — не верьте. Истинный Мессия «не так явится тогда, как в Первое Свое пришествие явился в Вифлееме, в малом углу вселенной, когда сначала никто не знал о том, – говорит святитель Златоуст, – но явится открыто, со всей славой, так что не нужно будет кому-нибудь возвещать о том». Итак, не верьте этим слухам: Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут ложные великие знамения и чудеса, покажут такие страшные и необыкновенные дела, которые будут уподобляться истинным чудесам, так что трудно будет распознать обман, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Подобно тому, как египетские волхвы подражали чудесам Моисея, и эти самозванцы и обманщики будут представлять хитростью диавольской перед очами зрителей такие явления, что некоторых обольстят, да и самые праведники, истинные христиане, если не будут всегда осторожны, могут обмануться, впасть в прелесть и признать этих лжемессий и лжепророков. Таковы будут перед кончиной мира антихрист и слуги его. Об антихристе и апостол Павел говорит подобным же образом.

Назвав его человеком беззакония, сыном погибели, он продолжает: «того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих» (2 Фес. 2:9–10). И апостол Иоанн Богослов говорит о нем же в Откровении, в главе 13-й. «Апостолами основанная Церковь пребывает на земле: это Православная Церковь. И здесь Христос. Если услышишь кого, говорящего, – во мне говорит Христос, а между тем Церкви он чуждается, пастырей ее знать не хочет и Таинствами не освящается, – не верь ему…» (епископ Феофан). Потому-то Я и сказываю вам все это, – говорит Господь: Вот, Я наперед сказал вам, чтобы вы тверже стояли против обмана. Итак, если скажут вам: «вот, Он (Мессия) в пустыне », — не выходите, не ходите туда; «вот, Он в потаенных комнатах », — не верьте. Не так придет истинный Мессия, когда Ему должно будет прийти. Он не будет иметь нужды в указателях.

Троицкие листки. №801-1050.

Источник

Adblock
detector