Меню

Как сделать глобус луны

Глобус Луны

Г. АЛЁШИН (Москва).

Изначально я планировал создать трёхмерный топографический глобус Земли, но потом планы изменились. NASA разместило в Интернете виртуальную карту Луны, и я решил, что большие глобусы Земли уже существуют, а вот глобуса Луны в мире ещё нет. Затея увлекла моих друзей.

Каркас мы изготовили из гнутых алюминиевых профилей, затем обшили его кусками штампованного АБС-пластика. У этого типа пластика невысокая адгезия (слипание поверхностей, различных по свойствам), и для того чтобы лунный рельеф лёг надёжно, весь шар обклеили хлопчатобумажной тканью. В процессе изучения карты Луны мы столкнулись с дилеммой: пойти по пути точной топографии или изобразить спутник Земли таким, каким видим его мы — земляне. Ведь тёмные участки на Луне, моря и океаны — это отражения солнечного света под определённым углом. А так как угол фотосъёмки со спутников всегда разный, то лунный рельеф также выглядит по-разному.

Начали мы с картографии. Нанесли на шар сетку меридианов и параллелей, затем — самые крупные кратеры в точном соответствии с масштабом и географическим местоположением. Потом — менее крупные, и так вплоть до кратеров диаметром 15 км (на нашей Луне это примерно 12 мм).

Всего мы нанесли около 800 именных кратеров, горные области и очертания морей. Примерно два месяца шла работа по формированию лунного рельефа.

Когда рельеф закончили, встал вопрос о цвете поверхности. Здесь без многочисленных экспериментов не обошлось. Различные источники определяют цвет лунной поверхности по-разному — от серого и жёлто-серого до зелёного. Краску наносили сначала с помощью автоматов в специализированных компаниях. После пяти попыток создали фон. Если до покраски поверхность была абсолютно белой, то потом она приобрела ровный матовый серый оттенок холодной тональности. Затем при помощи ручной колеровки в несколько слоёв наносили затемнённые области. Нам пришлось изобрести свой способ ручного окрашивания (мы назвали его «втиранием»). В результате удалось добиться эффекта, когда глубокие области (например, дно кратера или расщелина) стали более тёмными, а горы и высокие области — более светлыми. Это вполне логично, ведь они лучше освещены Солнцем.

Луна вращается вокруг своей оси, но угловая скорость этого вращения равна угловой скорости вращения вокруг Земли, поэтому кажется, что она вокруг оси не крутится.

Мы установили мощный микродвигатель, который вращает глобус со скоростью один оборот в минуту. Это позволяет расположить прибор в любом месте, и вся поверхность будет доступна для обозрения. Высота глобуса 2 м, диаметр — 165 см.

Следует сказать что, глобус — это наше оригинальное видение Луны, компиляция знаний из многочисленных источников: карты и мнения астрономов, рисунки и фотографии, научные труды. Нам кажется, что глобус может стать прекрасным экспонатом для планетариев, музеев естественных наук и музеев космонавтики.

Источник

Проектная работа : Глобус Луны по астрономии

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НЕМЧИНОВСКИЙ ЛИЦЕЙ

(143026, Московская область, Одинцовский район, г.п.Новоивановское

ул.Агрохимиков дом 6)

«Земля и небо» (астрономия)

Олейник Александр, 7 класс

ул.Агрохимиков, д.19 кв.189

Сергеева Ксения,7 класс

ул. Агрохимиков д.4 кв.106

Говор Наталия Петровна,

учитель физики и астрономии

МБОУ Немчиновский лицей

Паспорт проектной работы…………………………………………..3

3.1 Общие сведения о Луне. 7

3.2 Форма, поверхность, рельеф и грунт Луны…………………………..8

3.3. Исследования поверхности Луны……………………………………11.

Б). Практическая: Моделирование поверхности Луны………………………………. 15

5. Список использованных источников…………………………………. 17

Паспорт проектной работы

Ученики 7 класса Немчиновского лицея Олейник Александр и Сергеева Ксения.

Данные авторы обобщили известный опыт и самостоятельно выполнили модель глобуса.

Говор Наталия Петровна, учитель физики Немчиновского лицея

Изучить поверхность Луны и создать свою модель глобуса Луны.

1.Изучить литературу и другие источники информации о особенностях лунной поверхности .

2. Создать собственную модель глобуса Луны.

3. Сформулировать свои инструкции для самостоятельного создания

модели этого небесного тела ;

4. Выяснить важность достижений в исследованиях Луны.

Создание своего глобуса лунной поверхности; описание и распространения опыта собственной деятельности.

Знакомство с историей вопроса об исследованиях поверхности Луны. Результат- теоретическая часть проекта.

Работа с картами лунной поверхности. Результат- выявление особенностей и закономерностей на поверхности данного небесного тела.

Переход к практической части, подготовкаоборудования и сборка модели глобуса.

Результат-модель глобуса Луны.

Создание презентации готового продукта.

Материально – техническое обеспечение

Детский резиновый мячик, подставка из дерева, пластиковый стержень, грунтовка, бумага для папье-моше, клей ПВА, акриловые краски, кисти, карты.

Ближайшее к Земле небесное тело, которое называют естественным спутником нашей планеты — Луна. Наша спутница видна на небе только в отраженном свете солнечных лучей, так как собственного свечения не имеет. Внешний вид Луны на небе не одинаковый и зависит от взаиморасположения Луны, Земли и Солнца. Периодические изменения вида Луны, то есть ее фазы от узкого серпа до полного диска, привлекало внимание людей с давних времен. Смена лунных фаз запечатлена в наскальных рисунках пещерного человека, который жил еще лет 35000назад. Недалеко от деревни Гонцы на Украине нашли клык мамонта, испещренный насечками. Возраст находки 10000-15000лет. Анализ чередования длинных и коротких насечек приводит к вывод, что клык хранил результаты наблюдений фаз Луны (стр.150,6).

А причины наступления затмений, смены фаз Луны, ее влияние на природу земных явлений оставались неизвестными на заре человеческой цивилизации, и тогда Луну люди стали обожествлять. Она стала объектом религиозного поклонения во времена язычников. Всем известна Селена — богиня Луны из древнегреческой мифологии, а в египетской мифологии – это Тефнут.

Луну без конца «обживали» разные персонажи разных фантастических книг. Ее посетителями были герои: Уильяма Годвина — английского писателя- романиста, Сирано де Бержерака — французского писателя, Эдгара По — классика американской литературы. О полетах на Луну писали такие знаменитости мира фантастической литературы, как Жюль Верн, Герберт Уэльс, Александр Беляев, Станислав Лем, АйзерекАзимов и другие (стр.152,6).

На деле же, трассы в космосе к этому небесному объекту были проложены советской (российской) наукой и техникой.

Исследование Луны является актуальной проблемой в наше время.

Во-первых, добыча природных запасов на Земле затрудняется с каждым годом. По прогнозам учёных в ближайшем будущем наступит момент в земной цивилизации, когда она исчерпает свои полезные ископаемые, поэтому уже сейчас необходимо начинать осваивать ресурсы других планет и спутников. Луна станет первым таким объектом для внеземного промышленного производства из-за близости к нашей планете. Создание лунной базы, планируется уже в ближайшие десятилетия. Более того, такая работа уже ведется. Из лунных пород можно извлекать много полезных ископаемых: кислород, водород, железо, алюминий, титан, кремний и другие полезные элементы.

Во-вторых, Луна будет использоваться для уникальных научных исследований и наблюдений. Изучая лунную поверхность, учёные могут «заглянуть» в очень древний период нашей собственной планеты, поскольку особенности развития Луны обеспечили сохранность рельефа поверхности в течение миллиардов лет. Кроме того, Луна послужит экспериментальной базой для отработки космических технологий, а в дальнейшем будет использоваться как ключевой транспортный узел межпланетных сообщений(8).

Тема нашей работы актуальна еще и потому, что в ней мы применяем полученные знания по астрономии на практике. А еще об актуальности выбранной нами темы свидетельствует отсутствие глобусов Луны среди учебных пособий во многих школах.

Нашей практической работе предшествовала работа с источниками информации по выбранной теме.

Цель проектной работы:

Изучить условия, существующие на поверхности Луны и создать свой глобус.

Для достижения цели были поставлены задачи:

1.Изучить литературу и другие источники информации о особенностях лунной поверхности.

Читайте также:  Трин венера марс трин марс луна

2. Создать собственную модель глобуса Луны.

3.Сформулировать инструкции для самостоятельного создания модели этого небесного тела;

4.Выяснить важность достижений в исследованиях Луны автоматическими станциями и космическими аппаратами.

5 . Узнать интересные факты о единственном спутнике Земли – Луне, о его пользе и значении в жизни людей на Земле.

Итогом или продуктом нашего проекта является законченное изделие: глобусная модель поверхности Луны.

Прикладная ценность проекта: надеемся, что изложенный нами опыт работы пригодится тем, кто хочет сделать глобус небесного тела своими руками.

Если мы узнаем, как делать глобус, то можем построить макеты и для любого небесного тела в Солнечной системе с их демонстрацией и сравнением.

Знания по астрономии должны плотным образом войти в жизнь каждого обучающегося!

Работа над проектом строилась на основе интеграции двух учебных предметов: астрономии и изобразительного искусства.

3. Основная часть. А).Теоретическая:

«Всевластный лик, глядящий с вышины!

Настанет ночь – и взор летит из бездны,

И наши сны, взлелеянные сны

Пронизывает знанием надзвездным

И лик глядит, о тварях не скорбя,

Под ним бегут в громах века и воды…

Под черствым равнодушием природы

Невыносимо осознать себя!»

(А.Л. Чижевский,1921 год)

3.1. Общие сведения о Луне

Люди всегда особенно относились к Луне. Жизнь на Земле без Луны была бы просто иной. Землю с ее спутником Луной иногда называют двойной планетой, настолько они близки во многих отношениях: близость расположения среди других объектов Солнечной системы, «близость» происхождения.

Луна находится от Земли на расстоянии около 400 000км ( более точно -384000км), то есть, всего — ничего: 30 поперечных размеров земного шара. Диаметр Луны только в 4 раза меньше, чем у Земли и он равен 3476 км.

Луна – это единственное небесное тело, в отношении которого с древнейших времен ни у кого не было сомнений, что оно движется вокруг Земли. Во II в. до н.э. Гиппарх определил наклон лунной орбиты к плоскости эклиптики и выявил ряд особенностей движения Луны (стр.55,2).

По современным научным данным: Луна вращается вокруг своей оси, наклонённой к плоскости эклиптики под углом 88 градусов . Наша спутница вращается в том же направлении, что и Земля вокруг своей оси с периодом, точно равным сидерическому месяцу(27,32 суток), вследствие чего она повёрнута к Земле всегда одной и той же стороной (стр.34,1).

Луна движется вокруг Земли со скоростью приблизительно 1 км/сек. Направление ее движения в ту же сторону, что и большинства других тел Солнечной системы. Орбита Луны сложная и эллиптической ее можно назвать примерно, потому что на ее движения влияют возмущения, связанные с притяжением Солнца и других планет.

Поднимая голову вверх и вглядываясь в бесконечность просторов Вселенной, человек, в первую очередь, среди всех объектов космоса, видит Луну. Луна – единственный естественный спутник Земли. Луна не имеет биосферы, в отличие от Земли. Ускорение свободного падения, а значит и сила тяжести на Луне в шесть раз меньше, чем на нашем планете. Считается, что из-за малого притяжения Луна не смогла удержать вокруг себя газовую оболочку, а также воду в свободном состоянии . Суточные перепады температур до 200 — 250 градусов Цельсия длятся по две недели, это и есть лунные сутки. Период одного полного оборота Луны происходит за 27,3 суток. Он называется сидерическим или звездным периодом Луны. Есть еще и синодический период Луны, его продолжительность равен 29,5 суток. Это период полной смены лунных фаз.

Луна имеет относительно малую массу. Масса нашей спутницы относится к массе самой планеты как 1:81. Средняя плотность Луны 3,35г/см³. У нее практически нет атмосферной оболочки, как у Земли. Газы свободно рассеиваются в окружающем космическом пространстве. Поэтому поверхность Луны освещается прямыми солнечными лучами. Тени от неровностей рельефа на Луне глубокие и черные, так как отсутствует рассеянный свет. Да и Солнце с лунной поверхности выглядит гораздо ярче. Поскольку Луна не имеет газовой оболочки, на её поверхности в течение суток происходят очень большие изменения температуры. Также медленное вращение Луны вокруг своей оси приводит к тому, что днем ее поверхность сильно разогревается и ночью сильно остывает (стр.89,1).

3.2 Форма, поверхность, рельеф и грунт Луны.

а). Общие сведения о форме и поверхности спутника:

В недрах Луны выделяют разные по свойствам и размерам ядро, мантию и кору. В мантии Луны залегают очаги лунотрясений, частота которых регулярно изменяется в зависимости от положения ее на орбите по отношению к самой Земле. Американские астронавты, посетившие Луну, установили сейсмометры в четырех точках Луны. Эти приборы фиксируют лунотрясения, очень слабые в сравнении с нашими землетрясениями. Характер распространения волн от лунотрясения показывает, что лунная кора имеет толщину от 60 до 100 км. Под ней лежит слой холодной, плотной породы толщиной в 1000 км. В глубине ее недр находится горячее и чуть расплавленное ядро. Ядро не содержит железа, поэтому у Луны нет магнитного поля, в отличии от Земли. Форма Луны очень близка к шару с радиусом 1737км. Но расстояние от центра до полюсов меньше, чем до экватора, по данным ученых- на 400км, а в сторону Земли – на 700км. Получается, что Луна под влиянием приливных сил, немного вытянута в сторону Земли.

Поверхность Луны довольно тёмная, она отражает в среднем лишь 7,3% световых лучей Солнца и посылает в полнолуние на Землю в 465 000 раз меньше света, чем Солнце. Не будучи защищена атмосферой, поверхность Луны нагревается днём до +130, а ночью остывает до -170 градусов Цельсия. Солнечное излучение поглощается лунной поверхностью, которая слабо отражает лучи света. Даже невооружённым глазом или при наблюдении в бинокль на Луне видны неправильные протяжённые темноватые пятна, которые были приняты за моря; название сохранилось, хотя было установлено, что эти образования ничего общего с земными морями не имеют. Воды на Луне нет. Названия «моря, заливы» сохраняются по традиции. Эти моря — сухие и залитые базальтовой остывшей лавой равнины. Наблюдения в телескопы позволили обнаружить гористое строение поверхности Луны: моря – более тёмного оттенка, чем другие области. На поверхности много гор, большинство которых имеет кольцеобразную форму. Им ученые — астрономы дали название, тождественные горным образованиям на Земле: Апеннины, Кавказ, Альпы. Тёмные низменности на лунной поверхности имеют фантастические названия: Океан Бурь, Море Кризисов, Море Спокойствия и другие. Темные области, меньшего размера, которые примыкают к морям, были названы заливами, например: Залив Радуги. Моря вкраплены в материки.

Там, где совершали посадки космические аппараты, присутствовал обломочно-пылевой слой толщиной от нескольких метров до нескольких десятков метров. Он возник в результате дробления и перемешивания лунных пород при падениях метеоритов. Это реголит . Реголит служит прекрасным термоизоляционным материалом. По слою реголита перепады температуры распространяются до глубины всего в несколько сантиметров. Среди образцов, доставленных на Землю автоматическими аппаратами, встречаются породы двух типов: вулканические и породы, возникшие за счёт раздробления и расплавления лунного грунта при падениях метеоритов. Возраст этих пород равен 3-4,5 млрд. лет, что соответствует древнейшим периодам развития Земли (стр. 152, 6).

б). «Тайна »лунного рельефа.

Давно спорят ученые — селенологи о происхождении лунного рельефа. Ряд ученых считают, что вулканы на Луне извергались лишь первые 1,5 миллиарда лет от её образования. 3- 4 миллиарда лет лунная поверхность подвергалась бомбардировке метеоритов. Один из сильнейших ударов породил так называемое Море Дождей. Другие крупные метеориты создали остальные так называемые очаги, впоследствии залитые тёмной базальтовой лавой и были названы морями.

Читайте также:  Луна естественный спутник земли история

На фотографиях поверхности Луны обнаружены рельефы необычной формы: оползни, отколы, борозды. Селенологи, ученые изучающие Луну, предполагают, что причины их образования, это резкие толчки изнутри. Так возникла мысль, что формирование лунного ландшафта имеет сейсмическое происхождение, он создан в результате выхода к поверхности волн, возникших при катастрофических столкновениях с Луной метеоритов. Такого рода закономерности удалось тщательно изучить в районе кратера Коперник (его диаметр около 70 км, расположен в районе южного полюса Луны).

При попадании небольших космических аппаратов на поверхность Луны, сейсмические колебания происходят часами. Можно представить себе, как встряхивалась Луна при ударах, в результате которых родились наиболее крупные объекты на ее поверхности. Таким образом, сейсмика внесла свои значительные штрихи в лик поверхности современной Луны (8).

3.3 Исследования поверхности Луны.

а). Общие сведения о исследованиях Луны.

15 февраля 2020 года исполнилось 456 лет со дня рождения итальянского ученого Галилео Галилея. В 1609 году он сконструировал первый телескоп. Уже тогда Галилей открыл, что на Луне есть горы и горные цепи.

Важные исследования Луны начинаются с того времени, когда на помощь человеку пришли рукотворные аппараты. Хронология их такова.

Исследования Луны проводилось несколькими сериями космических аппаратов:

«Луна-1….-24», «Луноход- 1, Луноход-2» (СССР), «Рейнджер», «Сервейор» , «Орбитер» (США),» Зонд» (СССР) и пилотируемые человеком космические ракеты серии «Аполлон» (США).

Последний полет по программе «Аполлон» состоялся в конце 1972 года, а через 4 года прекратились и полеты советских не пилотируемых космических аппаратов. Лишь через два десятка лет, в 1990 году, свой искусственный спутник «Хиттен» послала к Луне Япония. Эта страна стала третьей страной по исследованию лунной поверхности. Затем было еще два американских спутника — «Clementine» (1994 год) и «LunarProspector» (1998 год).

Всем понятно, что первый полёт космического аппарата за пределы околоземной орбиты был направлен именно к Луне. Эта честь принадлежит советскому (российскому) космическому аппарату «Луна-1», запуск которого был осуществлён 2 января 1958 года.

В октябре 1959 года космический аппарат «Луна-3», был оснащен приборами для фотографирования и провёл съёмку обратной (не видимой) стороны Луны. Это изображение впервые было передано на Землю. На обратной стороне Луны обнаружены заметные различия с видимой стороной, главное — на оборотной стороне нет протяжённых лунных морей.

В 1966 году аппарат «Луна-9» доставил на Луну автоматическую лунную станцию, совершившую мягкую посадку и передавшую на Землю несколько панорам лунной поверхности. Панорамные снимки показали людям каменистые пустыни Луны (стр. 153,6).

Следующим этапом в лунной программе были автоматические станции «Луна-16, — 20, -24». Они были созданы для забора грунта с поверхности Луны и доставки его образцов на Землю. Полёты состоялись в1970, 1972 и 1976 годы.

Важную роль в исследованиях поверхности нашего спутника сыграли «Луна -17, -21». Запуск этих космических аппаратов осуществлялся в 1970,1973годах. Они доставили на Луну самоходные аппараты – луноходы, управляемые с Земли. На них были установлены грунтозаборное устройство, спектрометр для анализа химического состава грунта и измеритель пути.

Космические аппараты «Рейнджер» сделали снимки во время прилунения, начиная с высоты около 1600 километров до нескольких сот метров над поверхностью нашего Луны. Во время 3 полётов были получены огромное количество материалов для изучения составных частей лунной поверхности.

Американские пилотируемые космические аппараты «Аполлон» были следующими в программе исследований Луны США. После «Аполлона» полёты на Луну не проводились. Учёным пришлось довольствоваться продолжением обработки данных от автоматических и пилотируемых полётов в 1960-е и 1970-е годы.

б).«Лунный дом» для грунта.

«Архитектура у домов на Луне причудлива»… Их облик, интерьер, конструкции зависели только от воображения фантастов. В одном случае, как у Г. Уэллса, жилище селенитов напоминало муравейник, в другом – дома на Луне превращались в воздушные шары из пластика, в третьем – походили на панцири черепах.

Первые «лунные дома» появились не на Луне, а на Земле. Нелегко где-нибудь в Море Кризисов построить сооружение, пригодное для жизни. И не менее сложно воспроизвести условия Луна на Земле. А именно такие «лунные дома» потребовались ученым, когда готовились первые экспедиции за грунтом. Разрабатывалась станция, способная совершить рейс на Луну, взять там образы породы и привезти их на Землю. В 70-х, 80-х годах прошлого столетия в Академии наук СССР строилась приемная лаборатория, в которой грунт можно изучать в условиях, приближенных в естественным. В Институте геохимии и аналитической химии имени В. И. Вернандского, была вскрыта капсула, доставленная советским автоматом «Луна-16» из Моря Изобилия. Лунное вещество тщательно изучалось, исследовались его состав, физические и химические свойства.

Потом груз «Луны-16» и «Луны-20» отправился в другие страны. Ученые Чехословакии, ГДР, Венгрии, Болгарии изучают его. Есть он в американских «лунных домах». Англичане особо интересовались углеродом в лунном грунте, индийские специалисты анализировали минералогический состав – в Индии недавно вышел научный труд, где подробно описан весь цикл исследований. Это яркое свидетельство того, что успехи нашей страны в космосе – весомый вклад в мировую науку. И миссия «Луны-24» интернациональна. Ее груз исследован в разных странах. Но прежде всего, конечно, в Москве.

Каков результат этих исследований? Большой интерес вызвало то обстоятельство, что в грунте обнаружены частички металлического железа, которое не боится коррозии. Когда железо распыляется в вакууме, а потом конденсируется, то оно уже не коррозирует. Этот эксперимент был произведен в институте, и такое «лунное железо» было получено. Однако в промышленных условиях воспроизвести процесс чрезвычайно сложно, надо создавать глубокий вакуум. Это сугубо космическая технология, и возможно, когда-нибудь люди построят металлургические цехи в космосе или на Луне, где «лунное железо» можно будет получать в больших количествах – ведь там не нужно устанавливать мощные вакуумные насосы (стр.90,7).

Углубленное изучение доставленных «Луной-24» образцов продолжается и на сегодняшний день.

Б). Практическая часть работы : моделирование поверхности Луны.

Практическая цель проекта: создание топографического глобуса Луны.

Задачи практического части :

1. Практическое познание поверхности и особенностей рельефа « нашей спутницы».

2. Совершенствование своих практических умений и навыков.

3. Применение теории на практике.

1.Детский мячик . 2.Деревянная подставка.

3. Пластиковый стержень. 4.Грунтовка.

5.Гуашь и акриловые краски, разноцветные. 6.Карты Луны .

Чтобы закрепить теоретические познания о поверхности Луны, мы решили предпринять попытку — сделать своими руками глобус ближайшего небесного тела.

а). Для этого мы взяли старый детский мяч, счистили остатки старой краски.

б). Далее, на готовую подставку закрепили мяч с помощью клея «Момент».

в). Следующий этап – грунтовка , которой мы равномерно старались покрыть поверхность мяча.

г). Когда грунтовка высохла, краска ложилась плохо, особенно гуашь. Тогда мы во много слоев обклеили поверхность мяча кусочками специальной бумаги для папье- моше. Это заняло достаточно много времени. Каждый слой требовал тщательного высыхания.

д). Пока сохла грунтовка, надо было внимательно изучить карты Луны.

ж). Когда наша конструкция окончательно высохла, мы стали работать простым карандашом на получившейся поверхности: нанесли объекты сначала видимого, а затем и невидимого с Земли полушария Луны.

з). С помощью только акриловых красок удалось получить желаемый результат объектов лунной поверхности .

Итак, наш глобус — топографический, где с помощью разных цветов мы выделили разные образования на поверхности Луны и даже, с учетом их высотности. Оказывается, и это можно сделать, есть ли очень хочется и интересно!

Читайте также:  Ночь луна висит над

Экономические затраты на реализацию нашего проекта: мяч детский резиновый-150 рублей; грунтовальная смесь -150р.; клей ПВА-50р.; краски акриловые-500р., но покупать не пришлось специально для реализации проекта, так как они уже были в применении для кружка изобразительного искусства; кисти рисовальные (также имеются дома) и бумага папье-моше была сделана нами из обрезков газет, подставка сделана заранее одним из наших пап из деревянного бруска + пластиковый стержень ( был в наличии). По максимуму стоимость 850рублей, по минимуму всего – 600 р. Наша модель выполнена из экологически чистых материалов, допустимых в работе школьников.

Влияние Луны на Землю заметили еще очень давно. Один ученый древнего Рима — Плиний Старший в своем труде «Естественная история» писал: «Всепроницающую силу Луны хорошо чувствуют и растения, и животные, и человек» (стр.68, 4).

Люди, трудящиеся в сельском хозяйстве выявили такую закономерность, что растениям и животным не все равно, при какой фазе Луны завязывались или созрели плоды. Растения и животные живут как бы с оглядкой на Луну.

Земля и Луна находятся на близком, в космическом смысле, расстоянии друг от друга и странно было бы отсутствие взаимного влияния этих небесных тел друг на друга. Многие астрономы рассматривают их, как будто эти два небесных тела — единая целая система. Луна может существенно повлиять на развитие жизни путём изменения климата на планете. Луна вызывает сильные приливы в гидросфере Земли. А атмосферные приливные явления оказывают существенное влияние на общую циркуляцию атмосферы, то есть на климат нашей планеты.

Разнообразные данные, полученные в результате полетов космических аппаратов, проливают свет на происхождение Луны и дают ключ к разгадке многих тайн всей Солнечной системы. Результаты космических исследований Луны помогают объяснить многие процессы, происходящие на Земле, и помогают людям при решении проблем в народном хозяйстве. Астрономические исследования небесных тел и, особенно, нашей спутницы Луны — одна из задач, которую решает современная наука. У многих школьников, как и у нас, существует большой интерес к загадкам Вселенной. Эта работа поможет нам стать пропагандистами знаний по астрономии. Мы очень надеемся, что наш проект сделает жизнь других ребят более интересной и содержательной!

«В необъятной Вселенной безмерно долгое время будут возникать для нас, один за другим, новые нерешенные вопросы; таким образом, перед человеком лежит уходящий в бесконечность путь научного труда».

( Академик Ф. А. Бредихин)

5.Список использованных источников:

Воронцов – Вельяминов Б. А.«Астрономия». М. «Дрофа», 2018 год.

Лейзер Д.« Создавая картину Вселенной», М. «Мир», 1988 год.

Перышкин А.В., В.П. Чемакин. «Факультативый курс физики, 7 класс». М. «Просвещение», 1980 год

Уиппл Ф. «Земля, Луна и планеты», М. «Наука» 1994 г.

Школьный астрономический календарь М.,2011 год, 2014год; издательство «Московский планетарий».

Энциклопедический словарь юного астронома, под редакцией Э.Р.Мустель. М. Педагогика, 1980год.

«Эврика», сборник; 16-й год издания. М. ,»Молодая гвардия», 1978 год.

Интересные факты о Луне:

1 . Когда впервые на Луну высадился экипаж американского космического корабля «Аполлон – 11». Его командир, делая первый шаг на поверхности Луны, произнес: »Один небольшой шаг для человека – огромный скачок для человечества»!

Здесь речь идет о том, что сила тяжести на Луне меньше, чем на нашей планете Земля. Она зависит от массы небесного объекта, масса Луны в 81,3 раз меньше, чем на Земле и составляет 7,35*10 в 25 степени грамм, как уже упоминалось в работе;

а ускорение свободного падения на Луне в 6 раз меньше земного!

Средняя плотность Луны составляет 3,34 г/см в кубе. Она примерно соответствует плотности верхней оболочки Земли – ее коры. Американским астронавтам, совершившим посадку на Луну, пришлось приспосабливаться и осваивать особые приемы лунной ходьбы, которые назвали «стиль кенгуру».

2 . Вулканы на Луне:

Активно действующих вулканов на Луне нет! Но, в свое время их, как на земле было много. Луна состоит из нескольких слоев. На поверхности расположена твердая кора, по плотности похожая на земную. Под корой находится частично расплавленная мантия. Она окружает внешнее и внутреннее ядро. На протяжении 100 – 150 лет после формирования Луны взбудораженная мантия выплескивалась на поверхность через отверстия в коре в виде раскаленной лавы, образуя много вулканов. Но внутренние слои быстро исчезли и стабилизировались, поэтому лунные вулканы давно перестали существовать. А те, немногие, которые остались, представляют собой небольшие возвышенности в несколько сот метров высоты.

3.Английский лорд, чудаковатый человек, замечательный ученый Генри Кавендиш в 1798 году провел опыт со своими крутильными весами и измерил силу взаимного притяжения небесных тел: у Луны и Земли она составляет10.000.000.000.000.000.000.000 (Н), а между Землей и Солнцем она еще больше в 150 раз. Весы Кавендиша – маленькая модель солнечной системы в виде 2 притягивающихся шаров. Увеличим ее в 10.000.000 раз, вот вам и модель галактики…..

4. Иллюзии Луны: Вблизи горизонта Луна выглядит гораздо большей, чем высоко в небе. Это оптическая иллюзия. Психологические опыты показали, что наблюдатель подсознательно регулирует свое восприятие размера объекта в зависимости от размера других объектов в поле зрения. Луна кажется меньше, когда она высоко в небе и окружена большим пустым пространством; но когда она у горизонта, ее размер легко сравнить с расстоянием между ней и горизонтом. Под влиянием этого сравнения мы неосознанно усиливаем свое впечатление о размере Луны.

5. Взаимодействие Земли и Луны замедляет вращение Земли примерно на 2 миллисекунды в столетие. Исследования показывают, что 900 миллионов лет назад год состоял из 481 дней!

Работа выполнена с использованием знаний, полученных на занятиях по внеурочной деятельности обучающихся и статей, найденных в интернете. Ученики были заинтересованы историей об исследованиях Луны советскими космонавтами и американскими астронавтами, значением Луны для Земли и для человека.

У Саши и Ксении было желание создать свой собственный глобус. Поставив перед собой данную цель, они с увлечением подбирали и изучали материал. Был проведён анализ статей, переработана информация об характеристиках Луны, как ближайшего к Земле небесного тела и проведены исследования и классификация основных объектов поверхности спутника Земли, грамотно подготовлен проект с презентацией и рекомендациями по созданию глобуса.

Работа над проектом помогла глубже заинтересоваться астрономией ближнего космоса. Знания, приобретённые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов — самые прочные, а л юбое физическое открытие, пусть даже самое маленькое, обязательно находит свое практическое применение.

Сегодня особую актуальность приобретают знания по астрономии, особенно с возвращением этой учебной дисциплины в современную школу. Луна — единственный естественный спутник нашей планеты, единственно обитаемой живыми существами.

Созерцая бесконечную Вечность космоса, человек получает возможность забыть о повседневных проблемах и хлопотах, отвлечься от беспокойств и переживаний, которыми наполнена жизнь в современном мире и задуматься над вопросом: а так ли мы одиноки во Вселенной? Возможна ли жизнь на других планетах и вообще на небесных телах?

Практическое значение проекта заключается в том, что его результаты могут быть использованы и в урочной деятельности учителей, как наглядный материал к урокам астрономии, и на внеклассных мероприятиях в начальной школе. Может быть и у других обучающихся появится огромное желание сконструировать свой лунный глобус или их мысль пойдет еще дальше!

Источник

Adblock
detector