Меню

Как сделать тени от солнца мягче

Все о теплохолодности, или какого цвета будут тени, свет и рефлексы

Этому правилу учат в каждой художественной школе. Старые мастера широко использовали этот прием. Сегодня его активно применяют художники современности. Почему? Просто это хорошо выглядит!

«Когда рисуешь теплый свет, сделай тень холодной и наоборот»

Сочетание теплых и холодных цветов добавляет работе приятный контраст и делает ее визуально насыщенной и интересной. Давайте разберемся, правда ли это такое универсальное правило и могут ли возникнуть условия, когда оно не сработает.

Сценарий I. Теплый свет — холодная тень

Этот световой сценарий знаком всем: мы видим эту схему в природе, ее регулярно изображают в живописи, часто подчеркивают в пейзажной фотографии. Посмотрим на работу Джона Сингера Сарджента, где он использовал теплый свет и холодную голубую тень. Ее хорошо видно в складках на платье.

Эта работа Хоакина Сорольи с рыбаком на пляже следует аналогичному световому сценарию. На ней тоже прекрасно виден контраст холодной тени и теплого света солнца.

Сценарий II. Холодный свет — теплая тень

Этот сценарий встречается реже, но он не так уж невозможен. Посмотрите на работу Дина Корнуэлла. Люди на картине и стена позади них освещены зеленоватым холодным светом, в тени видны вкрапления теплого коричневого.

Холодный зеленый свет придает сцене тревожное настроение

Аналогичную схему «теплые тени — холодный свет» можно заметить в обычной комнате, если ее окна выходят на север, а интерьер выполнен в теплых тонах. Вторичные источники света, отразившись от стен, пола и мебели, дадут теплые тени, а свет из окна, ориентированного на север, будет голубоватым и холодным. Именно в таких условиях шведский художник Андерс Зорн (Anders Zorn) писал свою жену Эмму:

Белый прохладный свет заливает лицо модели, в то время как тени состоят из смеси темных красных и охристых оттенков.

Еще один пример картины с непростым световым решением — это «Обед на борту» Хоакина Сорольи (Lunch on the Boat Joaquin Sorolla). В сцене несколько источников света. На лодке мы видим множество рефлексов; свет проходит сквозь парус, перекинутый через мачту, и подсвечивает лодку. В зоне фокуса формируется территория с теплой тенью, которая хорошо контрастирует с прохладным солнечным светом снаружи.

Внутри затененного пространства плоскости отражают свет по-разному: те, что смотрят вверх, ловят больше теплого желтого света, чем те, что обращены вбок и вниз.

Почему тень то теплая, то холодная?

Мало кто задумывается, что стоит за правилом «если холодный свет — то теплая тень и наоборот», и как правильно использовать его в работе. На самом деле температура тени не зависит напрямую от температуры света. При естественном дневном освещении у нас, как правило, будет теплый свет, который мы получаем от солнца, и холодная голубая тень. Почему так?

Свет солнца — это основной источник освещения, самый яркий. Его видно везде, кроме тени. В тень тоже попадает свет, но не от солнца, а от других источников освещения — неба и рефлексов. Именно они и определяет цвет тени. Если бы в тени вообще не было света, мы бы там ничего не видели — только черное пятно.

Итак, небо — это еще один самостоятельный источник света. Он менее яркий, чем солнце, поэтому проявляет себя только в тенях, подсвечивает теневые участки и дает им голубоватый оттенок. Тот факт, что именно небо отвечает за цвет теней на Земле, особенно заметен в сумерках, или в «синий час» фотографии — когда солнце уже опустилось за линию горизонта и местность окрасилась в голубоватые оттенки.

Когда художникам нужно показать локацию ночью, часто они рисуют именно синий час. В это время еще достаточно света, чтобы зритель мог различить нужные детали. Bill Zhang, концепт-художник в Microsoft

От чего зависит цвет тени?

Чтобы понять, какого цвета будет тень, в первую очередь нужно разобраться, какое у нас окружение. На этот факт особо обращают внимание художники Дайс Цуцуми и Роберт Кондо, мастера работы с цветом и светом.

Читайте также:  Земля меркурий юпитер это от солнца планеты номер

Посмотрим на эту работу Дайса — концепт к мультфильму «Хортон».

На картинке изображен солнечный день. Все ли тени здесь холодные?

Мы видим, что большая часть персонажа, слона Хортона, находится в тени. Свет, проходя сквозь растительность, окрашивает ее в зеленоватый оттенок, на спине у Хортона лежит контурный свет от солнца. На хобот попадает немного теплого света, отраженного от земли. Этот же теплый рефлекс перекрашивает тени на части растительности.

Еще один пример работы, где световой сценарий не очень простой — на этот раз из живописи. Вновь обратимся к Сардженту. В этой акварели он рисует солнечный остров Корфу, расположенный в Греции, и много внимания уделяет теням. Дерево за границами кадра отбрасывает на белые стены необычную тень — одновременно теплую и холодную. Почему так получилось?

(Остров) Корфу: Свет и тени Джон Сарджент

Теплые тени на левой стороне здания возникли из-за того, что их окрасил теплый свет рефлекса, отразившегося от земли. Тени на боковой стороне подсветило небо — и превратило их в голубые.

Все работает в сравнении

Всегда стоит помнить, что тон, насыщенность и температура оттенков работают в контексте. Возьмите цвет с насыщенностью 50%, и поместите его рядом с другим, насыщенным на 25% — и первый цвет будет выглядеть намного ярче, чем если бы вы поместили его рядом с еще более насыщенным оттенком (например, на 75%).

Хотя в окружении цвета на коже кажутся ярко-оранжевыми, на самом деле они гораздо менее насыщенные. В других местах кожа кажется зеленоватой или сиреневатой, но это опять не так. Работа Николая Фешина.

Температура цвета тоже относительна. Поместите теплый оттенок рядом с еще более теплым — и первый покажется вам куда холоднее, а практически нейтральный серый в окружении теплого оранжевого поголубеет.

Marco Bucci о цветовой гармонии и теплохолодности

Каждый художник — режиссер своей работы

Если вы автоматически полагаетесь на правило «теплый свет, холодная тень», значит, вы не анализируете окружение в работе, не вписываете объект в пространство. Рисуя концепт-арт, вы не просто копируете реальность, вы ее режиссируете.

Работа получается недостаточно интересной? Придумайте окружение с источниками света, которые помогут создать живописный контраст между холодным и теплым. Возможно где-то нужно будет добавить дополнительный источник света другой температуры, а где-то поместить большой цветной объект, который будет давать необходимые рефлексы.

Так можно сочетать несколько источников света с разной температурой. Автор Jay Kim

Источник

Солнце и мягкая тень — Sun and Softshadow

Я, Сергей Слипчук, представляю Вашему вниманию перевод урока базовым основам Vue 7.
урок расположен ЗДЕСЬ (урок № 18).

В этом уроке мы рассмотрим, как создавать «Солнце и мягкая тень» — «Sun and Softshadow».

Будем моделировать:
— Создание туннеля;
— Советы и тонкости приемов работы с солнцем (солнечным светом);

Мы рассмотрим:
— создание примитивного туннеля;
— текстурирования туннеля;
— заполнение сцены объектами (в нашем случае это деревья);
— установка освещения;
— настройка параметров источника света (солнца).

В самом начале создаем примитивный куб(Cube) — нажимаем «Shift+U», масштабируем его, создавая подобие стены.
Устанавливаем этот куб слева от камеры.

Делаем копию первого куба ( При нажатой клавише «Alt», в окне «Top view», мышкой перетаскиваем первый куб вправо).
Размещаем его так, чтобы в виде из камеры, левый и правый куб были на одинаковом расстоянии от камеры.

Читайте также:  Бог солнца ра атрибуты

Делаем еще одну копию ( в окне «Side view«) поднимая ее вверх.
Полученную копию поворачиваем ( в окне «Front view»), создавая потолок нашего туннеля.
(Для удобства поворота — удерживайте клавишу «Shift»).
Поместите его так, чтобы он немного пересекался с имеющимися объектами «стенами».

(Если во время перемещения третьего объекта, ваша камера в сцене начнет прыгать и устанавливаться выше третьего куба — просто отключите, в основных настройках камеры, значок «замок». Этот «замок» отвечает за высоту камеры над объектами — не позволяет камере находиться «под объектами»).

Вот так у меня расположены первые три объекта «Cube».

Добавляем в сцену новый объект «Cube», масштабируем его и размещаем сзади камеры (чтобы он закрывал отверстие туннеля за камерой и пересекался с имеющимися объектами — чтобы с обратной стороны туннеля не попадал свет).

Создадим еще один новый объект «Cube». Размешаем его около открытой части «туннеля». Масштабируем его и поворачиваем вдоль оси «Z», имитируя тем самым поворот стены туннеля.

Создаем еще один объект «Cube». Масштабируем его и размещаем дальше предыдущего куба, имитируя еще одну стену (а в нашем случае закрываем задний вид).

Открываем настройки визуализации «Render Options» (нажимаем клавиши «Ctrl+F9«).
Изменяем параметры в разделе «Render destination» — устанавливаем «Render to screen».
Устанавливаем размер получаемого изображения 640х480.
Кликнем ЛКМ по кнопке «Render».

Мы видим примитивные установки нашей сцены.
Закроем окно визуализации.

Выделяем все объекты «Cube*» и объект «Ground».
(Выделяем в окне проводника последний созданный объект «Cube6» и, удерживая клавишу «Shift» кликнем ЛКМ по первому объекту «Cube». Выделены все объекты «Cube, Cube2. Cube6». Когда выделены все объекты «Cube», удерживая клавишу «Ctrl» выделяете объект «Ground».)

Назначаем всем выделенным объектам «Cube*» и объекту «Ground новый материал.
Кликнем ЛКМ по иконке «Load material».

В открывшемся окне выбора материалов я выбрал то, что было у меня. Вы можете выбрать имеющийся у вас материал.
В оригинальном уроке предлагается выбрать в коллекции «MP2″(Mega Pack 2), в папке «building», материал «brickold»(старый кирпич). Я выбрал материал «Old Brick Wall with Staco and Dirt».
Кликнем ЛКМ по кнопке «ОК». Материал назначен всем выделенным объектам.

Материал назначен.
Теперь добавим в нашу сцену одну деталь — это дерево.
Кликнем ПКМ по иконке «дерево» и в открывшемся окне «Please select plant species», в коллекции «Trees» выбираем «Alder-Autumn».

Устанавливаем дерево перед отверстием и наклоняем в сторону угловой «стены» (этим мы добавляем в сцену элемент растения и цветные листья).

У меня в сцене получилось так:

Добавляем в сцену еще одно дерево «Alder-Late Summer».

Устанавливаем его на задний план нашей сцены, между объектами «Cube5» и «Cube6». Опускаем второе дерево ближе к поверхности грунта (так, чтобы над поверхностью были только ветви с листьями).

Нажимаем «F9» и визуализируем нашу сцену на данном этапе.

Мы видим слишком четкие тени на картинке. Картинка зернистая. Это очень плохое качество теней и картинки в целом.
Закроем окно визуализации.

Нажимаем клавишу «F5».В открывшемся окне выбора готовых атмосфер, выбираем и загружаем в сцену атмосферу «Default».
Открываем редактор атмосферы (нажимаем клавишу «F4»).
Переходим в закладку «Sun»,
Уменьшаем до 0% значения параметров «Size of the sun» и «Size of the corona».

Переходим в закладку «Light» и в разделе «Lighting model» выбираем модель освещения сцены «Ambient occlusion».
Изменяем цвет для «Ambient light color» на темно-синий (RGB 18,22,27).
В разделе «Global lighting adjustment» увеличиваем значение параметра «Light balance» до 69%.(Этим мы уменьшили контрастность освещения.)

В закладке «Clouds» мы ни чего не будем менять или добавлять.

Читайте также:  Когда возникли солнце земля

В закладке «Sky, Fog and Haze», в разделе «Fog and Haze» уменьшаем до «0%» значение параметра «Glow intensity», а значение параметра «Scattering anisotropy» увеличиваем до «1».
Кликнем «ОК».

Нажимаем «F9» и визуализируем нашу сцену на данном этапе.

Мы видим слишком темное изображение. Тени получились слишком темные и зернистые.
Закроем окно визуализации.

Мы будем кардинально менять свойства источника света.

В проводнике выбираем источник света «Sun light», кликнем по нему ПКМ и выбираем «Edit Object».

В открывшемся окне редактора свойств источника света, в закладке «Shadows»(1), включаем «Use shadow map»(2).
Переключаемся на «Soft shadow map — no hard shadows»(3).
В разделе «Quality» включаем опцию «Auto size»(4). Кликнем «ОК»(5).

=Если у вас версия программы ниже «8», это окно может иметь другой вид.=

Нажимаем «F9» и визуализируем нашу сцену на данном этапе.

Это не то качество изображения, на котором можно посмотреть результат наших предыдущих настроек.
Закроем окно визуализации.

Открываем настройки визуализации «Render Options» (нажимаем клавиши «Ctrl+F9»).
Устанавливаем в разделе «Preset render quality» предусутановки качества визуализации — «Final«.

Кликнем ЛКМ по кнопке «Render».

Мы видим, что тени получились хорошо размытыми, но плотность теней при такой яркости освещенных участков не натуральная.
Закроем окно визуализации.

Модифицируем сцену.
Так как камера расположена далеко от освещенного участка, приближаем камеру к выходу из туннеля и ориентируем так, чтобы освещенный участок был в центре кадра.

Открываем настройки визуализации «Render Options» (нажимаем клавиши «Ctrl+F9»).
Устанавливаем в разделе «Preset render quality» качество визуализации «Ultra».
Конечно эта настройка не сократит нам время визуализации, но существенно повысит качество и не будет необходимости проводить дополнительные настройки системы визуализациии.

В проводнике выбираем источник света «Sun light», кликнем по нему ПКМ и выбираем «Edit Object».
В открывшемся окне редактора свойств источника света находимся в закладке «Shadows».
Так как тень в туннеле слишком темная, мы уменьшим значение параметра «Shadow density» до 83%.

Открываем редактор атмосферы (нажимаем клавишу «F4»).
Переходим в закладку «Light».
В разделе «Global light adjustment» увеличиваем значение параметра «Light balance» до 90%, тем самым мы увеличили освещенность сцены за счет солнечного света.
Кликнем «ОК».

Нажимаем «F9» и визуализируем нашу сцену на данном этапе.

Мы видим, что нам удалось создать мягкие тени и естественное освещение возле «входа».
Закроем окно визуализации.

Я переместил солнце в другое положение (в редакторе атмосферы этому положению соответствуют параметры «Azimuth» и «Pitch» в закладке «Sun») «Azimuth»=286,66; «Pitch»=21,45.

Визуализируем еще раз нашу сцену — нажмем клавишу «F9».

После изменения положения солнца, коридор туннеля стал более освещен. Тень от дерева стала видна, и освещенность тени совпадает с освещенность теневого участка правой стены тоннеля. Но мы видим, что правая стена и пол освещены, а левая стена и потолок совершенно темные.
Закроем окно визуализации.

Сейчас попробуем немного изменить настроки атмосферы и придать нашей сцене естественный вид.

Открываем редактор атмосферы (нажимаем клавишу «F4»).
Изменим в разделе «Lighting model» модель освещения сцены на «Global radiosity».
Кликнем «ОК» — закроем редактор атмосферы.

В проводнике выбираем источник света «Sun light», кликнем по нему ПКМ и выбираем «Edit Object».
Значение параметра «Shadow density» увеличиваем до 100%.
В разделе «Quality» отключаем опцию «Auto size». Кликнем «ОК».

Нажимаем «F9» и визуализируем нашу сцену.

Мы видим, что тень внутри тоннеля стала темной и реалистичной. Тень от дерева стала тоже очень реалистичной (мягкой и однотонной).

Благодарю за прочтение данного урока.

Данный урок подготовлен «Geekatplay studio»

Перевод и адаптацию урока осуществил Слипчук Сергей Валентинович (e-mail)

Источник

Adblock
detector