Луна 2112 — фильм о цинизме людей и человечности роботов
Фильм «Луна 2112»/Moon 2009 года — удачный режиссерский дебют Данкана Джонса с массой положительных отзывов. Зрительские мнения, как обычно, разделились: любители экшн-фантастики скорее разочарованы, тогда как вдумчивая аудитория приняла работу на ура. Удивительно хорош слоган: «Обратная сторона будущего». Жанр кинофильма можно определить как угодно: фантастика — конечно, социальная драма — безусловно, интеллектуальный артхаус — тоже да. Легко проводятся параллели с «Космической одиссеей» Стэнли Кубрика и «Солярисом» Тарковского — не в части повторения сюжета, а в глубоком эмоциональном воздействии.
Одиночество на Луне
Сэм Белл — главный герой, на котором держится вся история. Бесконечно одинокий работник крупной корпорации отрабатывает трехлетний контракт на обратной стороне Луны. Спутниковая связь неисправна, прямой связи с Землей нет. Время от времени на станцию приходят сообщения от руководства и семьи: милой маленькой дочки, любимой жены — красавицы Тесс.
До истечения контракта остается 2 недели, герою осточертело однообразное существование на базе, он с нетерпением ждет возвращения на Землю. Именно с этого времени начинаются странности.
Персонажи
По сути, этот фильм — бенефис одного актера. Сэм Рокуэлл замечательно хорош в ролях двух ипостасей Сэма Белла: первого и второго клонов. Плюс замечательный робот Герти. Больше в кадре практически никого нет. Второстепенные персонажи появляются на считанные минуты, их влияние на общее впечатление минимально.
Сэм Белл — кто из них настоящий?
Сэм 1
Первый герой, которого видят зрители. Неухоженный, растрепанный, считающий дни до возвращения домой. Три года однообразия и разлуки с семьей приводят к ухудшению общего самочувствия. Героя беспокоят головные боли, появляются психические нарушения в виде галлюцинаций.
Дальше — хуже: рвота кровью, выпадение зубов. Скорее всего, каждому клону отмерен свой срок — около 3 лет. Отработанный материал разрушается просто на глазах, что особенно наглядно видно в сравнении со вторым оживленным клоном — Сэмом 2, который здоров, силен, активен.
Сэм 1 отправляется на поверхность Луны и попадает в аварию. Далее на экране появляется уже другой, новый активированный клон.
Сэм 2
Герой приходит в себя в изоляторе, Герти сообщает ему о несчастном случае. Заподозрив неладное, Сэм 2 выходит наружу и спасает Сэма 1, который по-прежнему оставался без сознания на месте аварии. Произошла непредвиденная накладка: одновременно сразу два клона оказались на базе. Теперь они составляют команду и вместе приступают к поискам истины.
Оба героя имеют одинаковые воспоминания и ссорятся, выясняя, кто же из них настоящий.
Я и есть настоящий Сэм. Я — Сэм Белл!
На самом деле, каждому из героев вживлены импланты памяти — загруженные и отредактированные воспоминания исходника, самого Сэма Белла, живущего на Земле.
Когда оба героя спустятся в тайную комнату-хранилище клонов, им откроется масштаб катастрофы. Никто из них не является настоящим, а сколько клонов работало на лунной базе прежде — кто знает?
Герти — эмоциональный робот
Самодостаточный персонаж, робот в виде коробки с монитором. Задача Герти — помогать, с чем он успешно справляется. Способен ли робот на чувства? На экране монитора просто меняются смайлики: от нейтрального до улыбающегося или печального. Этого уже достаточно для того, чтобы аудитория принимала механического персонажа в качестве полноценного героя. А Герти, плачущий или металлической рукой-манипулятором выражающий сочувствие, — это переворот мировосприятия, супер-находка режиссера для усиления эффекта.
В финале фильма Герти просит Сэма о перезагрузке. Пожалуй, эмоциональному роботу нелегко переносить смену клона-хозяина каждые три года.
Все ложь — это страшно
Сложно представить себе отчаяние человека, который вдруг узнает: все его представления о мире и собственной жизни — обман, чудовищная ложь. В такой ситуации оказывается главный герой. Уверенность в своем прошлом и будущем рухнула в один миг. Фактически связь с Землей не потеряна, а заглушается намеренно, жена давно умерла, а маленькой дочери уже 15.
Более того: оказалось, что у Сэма вовсе нет никакого прошлого, он всего лишь работник-клон, произведенный для выполнения определенных функций. Отпущенное время стремительно приближается к концу, возвращаться некуда, никто и нигде в мире его не ждет.
Клоны — права и человеческие чувства
Фильм поднимает проблему не столь фантастическую, как можно подумать. Развитие науки опережает установление этических норм в обществе. Клонирование людей технически уже возможно, а что дальше? В понимании обывателей — они же клоны бесчувственные. И тут неожиданность: чувствуют, страдают, хотят жить и иметь такие же права.
Каким образом общество, считающее гуманизм своей основой, станет в ближайшем будущем справляться с подобной ситуацией?
Социально-политический подтекст
Трудно сказать, подразумевал ли сам режиссер подобное прочтение сюжета, однако в одноразовых клонах несложно увидеть совершенно реальные образы.
Миллионы людей на нашей планете работают за копейки, их судьбы и здоровье никак не волнуют тех, кто получает в итоге большую прибыль. Труд маленького человека дешево ценится, его можно легко обмануть, заменить другим. Печальная метафора: случись несчастье, многие из этих людей-клонов окажутся столь же бесконечно одиноки, как герой кинофильма на Луне.
Интересные факты
- Отец режиссера — культовая британская мегазвезда Дэвид Боуи — в далеком 1976 году играл в фантастическом фильме роль инопланетянина.
- На съемки «Moon» понадобилось всего 33 дня.
- Крайне малый бюджет (лишь 5 млн. долларов) в результате даже пошел на пользу картине: минималистический антураж усиливает необходимый эффект.
Смысл фильма
Наполненная смыслом, серьезная фантастика — нечастая гостья на экранах. Размышления о смысле картины приводят к определенным выводам о будущем, которое человечество строит уже сегодня.
- Корпорации ради выгоды с легкостью пойдут на запрещенные действия и нарушение этических норм — в любые времена.
- Искусственно созданные личности порой способны поступать более человечно, нежели натуральные биологические организмы.
- Человеческий цинизм и отсутствие понятий об этике могут привести общество к печальным перспективам.
Если вернуться к слогану фильма, понятно, о чем идет речь.
Обратная сторона будущего
Данкан Джонс своей работой заставляет задуматься о вечных проблемах. Добыча энергии из космоса — это, конечно, хорошо. Однако лучшее доказательство высокой ступени развития людей будущего — цивилизованные принципы общения со всеми мыслящими существами. Иначе, чем мы отличаемся от роботов?
Источник
«Луна 2112» (2009) – история создания фильма
Фильм “Луна 2112” был снят всего за 33 дня и всего за 5 миллионов долларов во время забастовки сценаристов, из-за которой многие другие проекты были остановлены. Благодаря этому режиссеру фильма удалось набрать в свою команду первоклассных мастеров по спецэффектам. Предлагаю вам узнать как же при столь малом бюджете был снят вполне неплохой фантастический фильм.
Данкан Джонс – давнишний поклонник актера Сэма Рокуэлла, поэтому, когда он «дорос» до создания собственного фильма, он очень хотел видеть в главной роли именно его. Он нашел Сэма через агентов и встретился с ним. Оказалось, что они оба поклонники фантастики одного типа. Но первый проект, придуманный Джонсом, оказался слишком большим для дебютной работы, и от него пришлось отказаться (этот проект станет вторым фильмом Джонса и в нем тоже появится Сэм Рокуэлл в той же самой роли, так мы узнаем, что стало с персонажем «Луны», это будет совсем другая история, но происходить она будет в той же «вселенной», правда, на Земле).
Но Рокуэлл дал принципиальное согласие работать с Джонсом, поэтому Данкан вернулся домой и написал новый сценарий – специально для Сэма. Сюжет фильма основан на личных переживаниях и опыте Джонса. «Когда пришло время отправляться в колледж, – рассказывает он, – у меня была подруга. Чтобы не расставаться с ней, я поехал в ее колледж в Нэшвеле, штат Техас. Но примерно через пару недель мы с ней поругались и разошлись. Однако, не менять же колледж только из-за того, что ты расстался с подругой? Пришлось доучиваться. И вот там было ужасно скучно и одиноко, мне казалось, что я несу одинокую вахту на Луне – все мои друзья были далеко. Я был в постоянной депрессии. Позже я начал думать, а как бы я вел себя, если бы я сегодняшний встретил себя тогдашнего? Как бы я молодой стал реагировать, и что я старый говорил бы себе в утешение?».
История его более поздних отношений с другой подругой, с которой пришлось длительно общаться по телефону, потому что она уехала работать в другую страну, тоже вошла в фильм в виде сюжетов про видеообщение Сэма и его жены.
После того, как сценарий был закончен, Джонс отправил его Сэму. Он также нашел агента Кевина Спейси и встретился с актером. Спейси прочитал сценарий и был не прочь поучаствовать, но увидев бюджет картины (5 млн долл.), он засомневался. Его смутила маленькая цифра, и возникли сомнения, что фильм будет выглядеть достойно, имея такой бюджет. Сошлись на том, что Спейси должен будет увидеть картину, чтобы решить, участвовать в ней или нет. Его не волновали деньги, его волновало, каким будет фильм, в титрах которого будет стоять его имя. В конечном итоге фильм Кевину понравился, и озвучку робота записали за один день.
Теперь о съемках и спецэффектах
Бюджет фильма очень мал для фантастики. Очень давно с такими деньгами к ней даже не подступают. Напомню, бюджет «Звездных войн» в 1976 году составлял 11 млн долл. То, что Данкан Джонс умудрился сделать пусть не крышесносные блокбастероподбные (а они тут и не нужны!), но безупречные, на уровне той необходимости, эффекты – это удивительно. В этом фильме эффекты есть почти в каждом кадре! И, несмотря на бюджет, все сделано настолько органично, что вопросов не задаешь (ну, разве что, на базе слишком чисто).
Фильм снимали на студии «Шеппертон», там же, где Ридли Скотт снимал своего «Чужого». Многое из того, что мы видим в этом фильме, является омажем к другим, забытым сейчас классическим и не очень фантастическим фильмам. Например, дизайн секретного помещения, найденного Сэмом, напоминает известные картины Сида Мида (Syd Mead), а вся станция и транспортный парк вызывает ассоциации с роботом Рона Кобба (Ron Cobb). Это сходство неслучайно: концепт-дизайнер фильма Гавен Ротери (Gavin Rothery) совместно с художником-постановщиком картины Тони Ноблом (Tony Noble) сделали ретро-дизайн станции.
Джонс, поклонник фантастики 70х и начала 80х, разыскал ветерана-модельмейкера Билла Пирсона (Bill Pearson), делавшего модели кораблей к его любимым «Задворкам» и «Чужому», и попросил его собрать свою команду пенсионеров, чтобы построить модели лунного транспорта.
В студии была построена модель жилых помещений базы в натуральную величину, включая потолок. С одной стороны, это ограничивало съемочные возможности, а с другой – для Джонса было важно иметь полноценную декорацию, чтобы камеру можно было, таская по всей базе, и просто поворачивать во все стороны, при этом, имея на экране уже готовую картинку, не требующую какой-либо доработки. Иногда, правда, все-таки приходилось убирать стену, чтобы поставить камеру туда, куда хотелось.
Но наличие полной декорации не позволило сделать полноценного робота прямо в студии, его пришлось делать частями и дорабатывать с помощью CGI. Модель робота в натуральную величину была сделана Биллом Пирсоном и Стивом Говартом (Steve Howarth). Его поставили на колеса, и просто возили за собой по базе. Отдельно были сделаны и его руки-манипуляторы. Остальные детали робота были сделаны с помощью CGI в студии Cinesite.
Экстерьер станции был построен Стивом Говартом и Питером Ли (Peter Lee) из подручных материалов, которые включали даже коробки из-под компьютера, а также части их старых проектов. Кроме того, в студии построили миниатюрный лунный пейзаж с модельками луноходов. Все модели были сняты за восемь дней после того, как закончился основной съемочный период. Интересно, что у Джонса и его команды не было денег даже на радиоуправляемые модели, они возили свои луноходы в прямом смысле за веревочку. Леску потом пришлось стирать на компьютере.
Модели лунного транспорта были построены в двух масштабах (в случае большого масштаба сделали только часть модели) для общих планов и крупных. Сами модели были построены командой Пирсона во главе с Питером Толботом (Peter Talbot): три набора шасси для лунных роверов со сменными кабинами и один харвестер. Запчасти для роверов брали… из игрушечных тракторов! Пирсон купил восемь игрушек немецкого производства, с хорошей детализаций и снял с них шасси, которые и использовал для моделей роверов. Кроме того, от предыдущей работы (фильм «Казино «Рояль») у него осталось множество частей, которые тоже пригодились. Для модели лунной базы пригодились полистироловые коробки от компьютеров, фильтры для аквариума и даже пластмассовые контейнеры для туалетной бумаги, которые нашли на помойке и распилили.
Чтобы воспроизвести текстуру и цвет лунного грунта, Пирсон нашаманил смесь из измельченной в мелкий порошок черной и белой краски, перемешанной с наполнителем для кошачьих туалетов. Но поскольку воспроизвести пыль в лунной атмосфере (и гравитации!) на Земле не получается, всю эту смесь пришлось смачивать, чтобы она не поднималась от движения игрушечных роверов. Всю пыль вставили позже в компании Cinesite.
Лунная поверхность располагалась на столе размером 12 на 7 метров. Во время работы над миниатюрным пейзажем настольной книгой дизайнера стал альбом фотографий, сделанных во время лунных миссий «Апполонов», поэтому лунный пейзаж сделан очень реалистично. Этот крошечный кусок пейзажа был продлен и раздвинут с помощью работ matte painter Роджера Гиббона (Roger Gibbon). Во время постобработки специалисты студии Cinesite добавили бортовых огней харвестеру и другим лунным машинам в большинстве сцен с лунными машинами.
Для съемки разговаривающего с самим собой Сэма Рокуэлла использовалась технология разделенного экрана (split screen). Сэм Рокуэлл играл сначала одного персонажа, потом его гримировали для второго. В это время он отсматривал свою предыдущую игру, чтобы понять, где он должен стоять для второй роли, и куда смотреть. Актера снимали с помощью системы контроля движения, чтобы движения камеры в обоих дублях были идентичны. Но такая сложная съемка требовалась отнюдь не всегда – гораздо чаще одного из персонажей снимали сзади, что позволяло использовать дублера.
Перед работой с этими сценами Данкан усиленно штудировал два фильма: «Связанные намертво» Дэвида Кроненберга (David Cronenberg) и «Адаптация» Спайка Джонза (Spike Jonze). На одном из DVD с «Намертво связанными» Джонс обнаружил фильм о съемках, который оказался очень кстати, поскольку подробно показывал процесс подобной съемки актера Джереми Айронса (Jeremy Irons). Он даже поговорил со Спайком Джонзом, который дал ему несколько практических советов.
Сцены с разными Сэмами соединяли на студии Cinesite с использованием ротоскопирования и сложных масок, ведь они не могли использовать хромакей, раз вся съемка происходила в декорациях. После съемки обоих вариантов Сэма камера делала третий проезд, чтобы заснять пустой задний план – это было необходимо для удаления стоек, камеры и прочих технических деталей, попавших в кадр при первых двух дублях.
Постобработка
Прежде всего, нужно было подогнать контрастность теней под ту, которую мы видим на лунных фотографиях, а также приглушить цвета, ведь лунные фотографии выглядят почти черно-белыми. Студия Cinesite добавила 16 слоев световых эффектов и пыли в сцены с харвестером. «Для этих сцен было сделано несколько слоев пыли разного размера, – рассказывает супервайзер Саймон Стэнли-Кламп (Simon Stanley-Clamp), – пыль и булыжники, которые расшвыривает харвестер, – это все отдельные слои изображения. Также мы добавили несколько панелей с мелкими заклепками, чтобы визуально увеличить размер харвестера, с помощью системы motion track. Поэтому, когда вы видите детали харвестера крупным планом, вам кажется, что он больше, чем есть на самом деле. Также Сэму Рокуэллу пришлось сниматься на зеленом фоне – его вставляли в лунный пейзаж позже – в сценах, где он сидит в кабине ровера или выходит из нее. Художник Роджер Гиббон создал панораму лунного пейзажа, а также виды Земли и Луны в космосе.
В конечном итоге Cinesite перелопатила 300 сцен для «Луны 2112».
Удивительно, что умело жонглируя технологиями, даже сегодня можно снять весьма неплохой фантастический фильм, полный спецэффектов, за такие смешные деньги!
«За 32 года, что я делаю модели для кино, «Луна 2112» – это фильм, которым я горжусь больше всего, – говорит Билл Пирсон. – Когда я впервые посмотрел готовый фильм, я вышел и пожал руку Данкану Джонсу».
Источник