Как солнце называет свою дочь
«СО» уже сообщала о том, что в СОИГСИ создана рабочая группа под руководством профессора Людвига ЧИБИРОВА, разрабатывающая большой проект – Осетинскую нартовскую энциклопедию. Редакции любезно предоставлен очередной материал из будущей энциклопедии, который и предлагается вашему вниманию. А давнего друга и автора газеты мы поздравляем с 85-летним юбилеем и желаем ему дальнейших творческих успехов!
Чаще остальных астральных персонажей в нартовском эпосе упоминается дочь Солнца (Хуры чызг). Завидная невеста, она живет в недосягаемом замке, в неприступной башне (Æрхуымæсыг), в некоторых сказаниях обладает крыльями либо способностью летать: «Раскрыла она крылья, вспорхнула, Батрадз еще попытался схватить ее, но не тут-то было («Йæ базыртæ куы бакæны, куы ныппæррæст кæны, // Батрадз дæр ма йæм бæргæ фæлæбуры, фæлæ ницы»). Чтобы жениться на дочери Солнца, героям (в эпосе это чаще Батрадз либо Сослан) приходится преодолевать различные преграды, справляясь со сложными задачами. Описание внешности героини дается в эпосе весьма скудно. Пример находим в сказании «Как Батрадз женился на дочери Солнца» («Батрадз Хуры чызджы куыд ракуырдта»), при этом сказитель называет ее «человеком»: «Есть такой человек. Сидит она в башне Архы, спит в золотой кровати, ее волосы позади в золотом тазу плавают» («Ис ахæм адæймаг. Æрхы мæсыджы бады, сызгъæрин хуыссæны хуыссы, дзыккутæ фæсте сызгъæрин тасы ленк кæнынц»).
Золото, золотые предметы являются атрибутами дочери Солнца: «В одном месте мы увидели молочное озеро. Там три дочери Солнца сидели на золотых креслах»; Батрадз подарил девушке золотой наперсток, а она ему – золотой меч. Цветовая символика данного персонажа складывается из сочетания двух цветов – золотого и белого. Об этом же свидетельствует то, что воплощением дочери Солнца являются и другие астральные персонажи – лань (белая или золотая): «А лань была дочь Солнца Фатима»; «А лань та была такая лань, у которой вся шерсть была золотая».
Лань – наиболее часто встречающееся зооморфное воплощение дочери Солнца, но есть и другие – рувас (лиса): «…перед ним появилась золотая лиса». И далее: «…выскочила, сверкая, словно солнце, красавица».
Адыгская версия эпоса содержит сюжет о сватовстве и женитьбе нарта Сосруко на красавице Адиюх, имя которой значит «светлорукая» (Алиева А.И.) В одном из осетинских сказаний светящиеся руки были у подруги Хамыца: «Женщина закатала рукава и открыла окно. Высунула одну руку, и рука, как солнце, засветилась». Примечательно, что свет от ее рук сравнивается с солнечным.
Сказание, зафиксированное в югоосетинском говоре, повествует о том, что героиня превращается в куницу: «Так превратилась девушка в куницу и пошла в селение Нартов». Здесь не сказано прямо, что речь идет о дочери Солнца, но все факты указывают на это – действие происходит в месте, названном в сказании Поляной Солнца (Хурыбыдыр), в других текстах упоминаются огороды и сады Солнца (Хуры цæхæрадæттæ ‘мæ дыргъдæттæ), двор Солнца (Хуры кæрт), дом Солнца (Хуры хæдзар); девушка приходится сестрой семерым братьям (дочь Солнца часто воспитывается у семерых братьев-уаигов), затем становится женой Сослана. Герой, встретив куницу, наносит ей смертельную рану, преследует, находит у семерых братьев раненую девушку, излечивает ее и впоследствии женится на ней.
В сказании «Как умер нарт Сослан» дочь Солнца названа сестрой семи ангелов (авд зæды хо). Сослан застал ее купающейся в молочном озере и обидел, не ответив взаимностью. Она пожаловалась своим братьям, которые отомстили, наслав на него колесо Балсага (в данном варианте сказания – Бæрцæджы цалх). Таким образом, она стала виновницей гибели Сослана.
В ряде сказаний рассматриваемый астральный персонаж именуется дочерью одного из небесных покровителей: Балсага, Сафа или Куырдалагона, но поскольку все эти варианты повествуют о гибели Сослана, можно считать их репрезентациями одного сюжета.
Нелишним будет сакцентировать внимание на то, что в указанных вариантах сюжета причиной трагедии (смерти Сослана) становится «невольное подсматривание». Оно имеет место, если что-то запрещено видеть. «Видение запретного влечет за собою фатальные последствия», и если исключить среднее звено – отказ героя жениться на дочери Солнца, вырисовывается закономерная картина наказания за «подсматривание», тем более что запрет в данном случае касается женской (к тому же божественной по своему происхождению!) обнаженности.
Дочь Солнца купается в молочном озере, обладает волшебной силой: «…девушка прошлась по краям поляны, и там, где она прошла, появилась железная ограда, с одной стороны в ней – железная дверь, а посреди двора – большой благоустроенный зáмок». На землю она спускается на лучах солнца: «Когда первые лучи солнца коснулись земли, дочь Солнца спустилась на солнечных лучах в земное озеро».
Некоторые варианты эпических сказаний повествуют о том, что дочь Солнца является не супругой, а названой сестрой Батрадза, с которой он советуется в сложных ситуациях: «Утром встал рано [Батрадз]. И дочь Солнца была ему названой сестрой, и говорит он себе: «Пойду-ка спрошу свою названую сестру, не узнала ли она чего». С ее помощью Батрадз попадает на небо на лучах Солнца и получает закалку у небесного кузнеца Куырдалагона. За советом к ней обращаются и семеро братьев-уаигов.
В некоторых сказаниях у дочери Солнца есть имена: «Созырыхъойы ус Хуры чызг Фатъимæт – жена Созырыко дочь Солнца Фатима», «Хуры чызг Ацырухс-Уацырухс» (дочь Солнца Ацырухс-Уацырухс), «Хори кизгæ Акула-рæсугъд» (дочь Солнца Акула-красавица), «уæларв Хуры чызг Ацырухс» (дочь небесного Солнца Ацырухс), «Хуры чызг Агуындæ» (дочь Солнца Агунда), «Зæлихан-рæсугъд» (Залихан-красавица), «Хори кизгæ Хорческæ» (дочь Солнца Хорческа).
Есть варианты сказаний, где дочерей Солнца несколько – две или три. «Жены обоих были сестрами, дочерьми Солнца»; «Утром отправились они и увидели в одном месте озеро, сидят там три дочери Солнца». Л.А. Чибиров указывает, что в эпосе у солнца было семь дочерей, одна была женой Батрадза, другая – Сослана, третья – Хамыца, четвертая – Сыбалца, следующая – жена сына Фалвара Дзудзумара. Однако в сюжетах о женитьбе нартовских героев Батрадза и Сослана оба относятся к типу «солярного героя» (на солнечную природу Батрадза, по мнению И.В. Мамиевой, косвенно указывают черты «паршивца», замеченные исследователями в сюжетах о юном герое). Наблюдается явная контаминация, что позволяет говорить о вариациях мотива женитьбы эпического героя на дочери Солнца.
Связующим атрибутом между небом (как территорией Солнца) и землей (селением Нартов), «средством передвижения» героя выступают либо солнечный луч (хуры тын), либо стрела, которую запускает Солнце: Солнце отправило их (Сыбалца и дочь Солнца) на стреле».
Сын Уархтанага, будучи младенцем, лежащим в люльке, просит свою мать принести ему отцовские лук и стрелы. Та удивляется просьбе, но исполняет ее. Прикусив стрелу деснами, сын Уархтанага отправляет ее к Солнцу. Оно отлучилось в тот момент, и стрела попала в зеркало. Уархтанаг догадывается, что стрела, посланная его сыном, предназначалась дочери Солнца, родившейся с ним в один день. Спустя неделю сын Уархтанага просит мать вынести его в люльке на солнце. Мать вынесла его, мальчик начал гладить лучи солнца. Спрашивает их: «Как поживает девочка?»
Исходя из анализа статуса небесных светил в «Нартиаде», а также образа дочери Солнца, можно заключить, что осетинские сказания о нартах имеют определенные мифологические черты, в частности, им свойственны характерные особенности солярных мифов. Как известно, ими называются, в том числе, «мифы, в которых у героя или героини обнаруживаются солярные черты, т.е. черты, сходные с признаками солнца как мифологического героя». Существенным отличием развитых солярных мифов является включение солнца в пантеон, что и наблюдается в эпических сказаниях осетин.
Образ дочери Солнца из эпоса перешел в некоторые литературные произведения. Так, фольклорная основа сказки А. Батырова «Приключения Солнечной девочки нартов» проанализирована А.Б. Бритаевой.
Таким образом, в сказаниях, связанных с дочерью Солнца, можно выделить две основные сюжетные линии: 1) брак дочери Солнца с одним из нартовских героев (Батрадзом, Сосланом, сыном Уархтанага, Сыбалцем или др.); 2) дочь Солнца, будучи обижена Сосланом, становится косвенной причиной его гибели от колеса Балсага.
Источник
Не называют ребенка по имени!
Поначалу только свекровь не называла дочку по имени. Точнее, называла, но только когда она делала что-то, что нельзя. А так «маленький» или «солнышко». Меня поначалу очень бесил этот «маленький» — в первую очередь потому, что она так называет свою 35-летнюю дочь и 14-летнюю крестницу. И та и другая просто феерически несамостоятельны и безответственны.
Но — фиг с ним, не очень грамотная, закрытая, мнительная дама. Я стараюсь не обращать внимания. И вот сейчас — муж! Зовёт дочку «солнце» и «тигрёнок». Говорю «почему по имени не называешь?» Он «а зачем?». Тут она даже капризничала среди ночи, так он ей опять «солнце, иди сюда!». И тоже стал по имени её называть, когда ругает. Может, это конечно мои заморочки на словах и языке — я филолог по образованию и к словам отношусь не так, как другие люди (особенно поизучайте психолингвистику — основу нлп). Но в голове крутится и общеизвестное «в начале было слово» и «как корабль назовёшь — так он и поплывёт» — «Титаник — помните. Короче, я сегодня даже уснуть не могла — всё думала — стОит поговорить с мужем — или пусть идёт, как идёт? Свекровь — это дохлый номер. Ей до фонаря все мои просьбы о том, что не надо слова коверкать (например, говорит „чеБодан“, а не „чемодан“ — так, мол, говорили её дети в детстве… на самом деле и до сих пор). А с мужем. Мы так долго имя выбирали, чтобы обоим пришлось по душе. Изначально я думала про другое имя, если у меня будет дочка, пошла мужу навстречу — ему моё имя мечты не понравилось… И вот сейчас, когда дочка ещё даже сама своё имя не пытается сказать, его говорю только я… (Из тех, кто живёт с ней)Извините, что много букв… Но меня просто накрыло сегодня ночью… (Когда плачущую дочку муж позвал к себе „солнце“
Источник
Как солнце называет свою дочь
Я называю, когда была маленькая Мама обращалась ко мне «дочь», и это звучало тааааак ласково, это самое мое любимое обращение)
«Сынок» в моем лексиконе имеется Иногда употребяю.В основном называю по имени- Дима, Димусик, Димчик, Димон, Димас.Еще есть куча всяких обращений, о которых не стоит упоминать, они не ругательные, просто чисто для дома, между нами.Мои родители почему-то называют его Дмитрий Александрович, всегда… и не лень же
Дмитрий Саныч это сильно))) готовят к большому будущему. Не всё ж комикам у руля стоять
Меня родители никогда не называли «доченька», только по имени или просто «моя дочь». Также не принято было обниматься. Но у нас и близких отношений с родителями никогда не было и нет. Я такого своим детям не хочу, поэтому называю «доченька» и «сыночек».
Близость не зависит от слов. У нас в семье близкие доверительные отношения, но другие слова в ходу
Думаю, что все-таки близость выражается и словами тоже, и если дочку трудно назвать доченькой — значит у вас по отношению к ней есть некий барьер, значит вы не принимаете ее как «доченьку». Вот только что для вас это слово означает? Почему не можете ее так назвать? Я, конечно, не психолог, и возможно в этом вообще нет никакой проблемы, просто так случилось у меня и я точно знаю, что у моей мамы были проблемы с ее мамой, а у меня с ней. И точно знаю, что вы не единственная, кто не может так говорить. Но если провести аналогию — мы не может назвать стул кроватью, потому что он ей не является, не можем назвать злую мачеху мамой, потому что она не мама, и наоборот — можем назвать мачеху мамой, если она ведет себя как мама. Все слова для нас определены и имеют какое-то значение. И если не получается применить какое-то слово — значит оно не соответствует нашему представлению о нем.
Я поняла вашу теорию, но с точки зрения психологии она совершено не оправдана. Не хочу сказать грубо, но у меня сложилось впечатление, что «доча» приживается в не слишком интеллигентных семьях. Всё-таки ребенок — личность, у него есть имя, самость. Нужно к этому с детства приучать. И есть ещё такой момент. Моя свекровь может назвать дочкой и меня, и моего ребенка, и племянницу — да кого угодно. Слово обесценивается, никакой сакрализации не происходит. Но это, в целом, вкусовщина. Просто в моем случае всё сошлось: нет привычки, слово не нравится фонетически, выделить личность ребенка через ласковые формы его имени мне кажется более логичным, чем делать ее такой же дочерью, как и остальные
А я не замечала никакой разницы в плане интеллектуальная семья или нет, мне показалось, что это больше зависит от того — интроверт мама или экстроверт, легко ли ей вообще проявлять чувства, насколько она строга в воспитании, насколько требовательная и — как вы правильно сказали — насколько приняты такие формы обращения в семье изначально. А насчет личности ребенка, его самости и индивидуальности — у самого ребенка она проявляется к 2-3 годам, до этого он не особо себя идентифицирует, поэтому здесь проявляется только личность мамы по отношению к нему. Кто-то с рождения относится к малышу как к отдельной личности, а кто-то видит в нем продолжение себя. Отсюда и разное обращение к нему, и разное отношение. И хочешь-не хочешь — ребенок все равно осознает свою индивидуальность, и привыкнет к любым ласковым словам, которыми его называет мама, сформируется привычка к ним. Но мне кажется, если он будет помнить, что мама его в детстве называла «доченька» или «сынок» — в его душе сформируется что-то сакральное, что-то очень доверительное к маме, чем просто ласкательное от его имени или банальное «зайка». Я мужа могу назвать «зайка», «котик», или ласкательно от имени, но «сынком» его может назвать только мама. А может, вы правы, и ничего особенного в этом нет, а для меня это важно только потому, что меня в детстве так не называли.
Источник
Королева Елизавета II заранее знала, как принц Гарри назовет дочь
Принц Гарри рассказал своей бабушке, королеве Великобритании Елизавете II, как назовет свою новорожденную дочь до того, как официально было объявлено о ее появлении на свет. Об этом проинформировал официальный представитель Гарри и его супруги Меган Маркл, чтобы опровергнуть сообщение телерадиокорпорации BBC, утверждавшей, что это они сделали, не посоветовавшись с королевой.
«Герцог поговорил с семьей, прежде чем сделать это объявление, причем его бабушка была первым членом семьи, которому он позвонил. Во время разговора он сказал, что надеется назвать дочь Лилибет в ее честь. Если бы она не поддержала это, они не назвали бы ребенка так», — приводит РИА Новости цитату из распространенного заявления.
О рождении дочери принц Гарри и Меган Маркл объявили 6 июня, спустя два дня после ее появления на свет. Девочку решили назвать Лилибет «Лили» Диана Маунтбеттен-Виндзор. Имя она получила в честь семейного прозвища королевы Елизаветы II (в детстве она не могла выговорить свое имя). По некоторым данным, лишь ее недавно скончавшийся супруг принц Филипп продолжал ее так называть. Второе имя — Диана — было выбрано в честь ее покойной бабушки, принцессы Уэльской.
Лилибет является 11-й правнучкой королевы и восьмой в очереди на престол. Принц Гарри и Меган поженились в мае 2018 года на церемонии в Виндзорском замке, а год спустя у них родился первый ребенок Арчи Харрисон Маунтбеттен-Виндзор. Они оставили свои должности старших членов королевской семьи в марте 2020 года и теперь живут в Калифорнии. Их отношения с остальными родственниками несколько обострились после принятия этого решения. Масла в огонь добавило недавнее интервью Опре Уинфри, в котором они раскрыли некоторые нелицеприятные подробности об отношениях внутри королевской семьи.
Источник