Меню

Как солнце светит ярко плещеев

Как солнце блещет ярко

Как солнце блещет ярко,
Как неба глубь светла,
Как весело и громко
Гудят колокола.
Немолчно в Божьих храмах
Поют «Христос Воскресе!»
И звуки дивной песни
Доходят до небес.

Статьи раздела литература

  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Источник

Как солнце блещет ярко

Как солнце блещет ярко

Как солнце блещет ярко,

Как неба глубь светла,

Как весело и громко

Немолчно в Божьих храмах

Поют «Христос воскресе!»

И звуки дивной песни

Доходят до небес.

Читайте также

СОЛНЦЕ.

СОЛНЦЕ. Обычно люди, пожимающие плечами, когда слышат об оборотнях или о заклинателях молний, считают вполне понятным, отчего светит Солнце. Даже старшеклассникам кажется, будто они знают как, в сущности, «просто» устроено наше Светило: огромный плазменный шар, в недрах

Солнце веры

Солнце веры Солнце животворной веры Освещает поле жизни, Затмевая жар тревоги. Мудрые заветы Бога В час сердечной укоризны — Совести болящей мера. Солнце животворной веры В тьме душевного ненастья Нежно сердце согревает, Но сурово обжигает В ослепленье грешной

Земля и солнце

Земля и солнце Земля и солнце, Поля и лес — Все славят Бога: Христос воскрес! В улыбке синих Живых небес Все та же радость: Христос воскрес! Вражда исчезла, И страх исчез. Нет больше злобы — Христос воскрес! Как дивны звуки Святых словес, В которых слышно: Христос

Солнце

Солнце В официальной структуре государственной религии инков Солнце традиционно возглавляло действующий пантеон. В качестве божественного предка династии Инков Солнце в рамках этой структуры играло доминирующую роль и ассоциировалось с верховенством и мощью

Солнце

Солнце Конфуций, странствуя по Востоку, заметил двух спорящих мальчиков и спросил, о чём они спорят.— Я считаю, что солнце ближе к людям, когда только восходит, и дальше от них, когда достигает зенита, — сказал первый мальчик. — А он считает, что солнце дальше, когда только

Солнце и луна

Солнце и луна Солнце и Луна вначале одинаково ярко и сильно освещали землю. Но Луна захотела первенствовать.— Господи! — сказала она. — Нехорошо, что свет солнца равен моему свету, так как никто теперь не может отличить Солнце от Луны.— Хорошо же! — изрёк Всевышний. —

5. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит.

5. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Но и в жизни природы, так же как в жизни человечества, происходит постоянная сменяемость. И здесь все движется, все течет, но только не вперед, а вокруг, следовательно, всегда по одному и тому же

91.Солнце

91.Солнце Во имя Аллаха, Всемилостивого и Милосердного!1. Клянусь солнцем и его сиянием!2. Клянусь луной, когда она движется вслед за ним,3. клянусь днем, когда он освещает мир,4. клянусь ночью, когда она застилает мир,5. клянусь небом и Тем, кто его воздвиг,6. клянусь землей и Тем,

11. Верить в солнце

11. Верить в солнце Вы уперлись в классическое препятствие: чувство, что ничего не получается, что время на молитву тратится зря, или даже, возможно, чувство унижения, что вам не удается представить Богу ничего, кроме какой-то бесформенной, безнадежно пустой молитвы. И вот

Сура 91 Солнце

Сура 91 Солнце 1. (1). Клянусь солнцем и его сиянием,2. (2). и месяцем, когда он за ним следует,3. (3). и днем, когда он его обнаруживает,4. (4). и ночью, когда она его покрывает,5. (5). и небом, и тем, что его построило,6. (6). и землей, и тем, что ее распростерло,7. (7). и всякой душой, и тем, что ее

Сура 91 Солнце

Сура 91 Солнце 1. Клянусь солнцем и его сиянием!2. Клянусь луной, которая следует за ним!3. Клянусь днем, который выявляет его (солнца) сияние!4. Клянусь ночью, которая скрывает его!5. Клянусь небом и Тем, Кто его воздвиг (или тем, как Он воздвиг его)!6. Клянусь землей и Тем, Кто ее

Ярко–рыжая корова

Ярко–рыжая корова И обратился Бог к Моисею и Аарону:— Скажи сынам Израиля, чтобы привели к тебе яркорыжую корову без какого?либо изъяна и чтобы она не была ранее под ярмом. И пусть Элиазар отведет ее за стан, зарежет ее, возьмет кровь ее и пальцем своим помажет семь раз

Источник

Стихи Алексея Плещеева

Внучка (Бабушка, ты тоже маленькой была)

Бабушка, ты тоже
Маленькой была?
И любила бегать,
И цветы рвала?
И играла в куклы
Ты, бабуся, да?
Цвет волос какой был
У тебя тогда?
Значит, буду так же
Бабушкой и я, —
Разве оставаться
Маленькой нельзя?
Очень бабушку мою —
Маму мамину — люблю.
У нее морщинок много,
А на лбу седая прядь,
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.
Может быть, и я такою
Буду старенькой, седою,
Будут у меня внучатки,
И тогда, надев очки,
Одному свяжу перчатки,
А другому — башмачки.

Ёлка (В школе шумно)

В школе шумно, раздается
Беготня и шум детей…
Знать, они не для ученья
Собрались сегодня в ней.
Нет! Рождественская елка
В ней сегодня зажжена;
Пестротой своей нарядной
Деток радует она.
Детский взор игрушки манят:
Здесь — лошадка, там — волчок,
Вот — железная дорога,
Вот — охотничий рожок.
А фонарики, а звезды,
Что алмазами горят.
А орехи золотые.
А прозрачный виноград.

Как солнце блещет ярко

Как солнце блещет ярко,
Как неба глубь светла,
Как весело и громко
Гудят колокола.
Немолчно в Божьих храмах

Поют «Христос Воскресе!»
И звуки дивной песни
Доходят до небес.

Весна (Опять весной в окно мое пахнуло)

Опять весной в окно мое пахнуло,
И дышится отрадней и вольней.
В груди тоска гнетущая заснула,
Рой светлых дум идет на смену ей.

Сошли снега. Оковы ледяные
Не тяготят сверкающей волны.
И плуга ждут далекие, немые
Поля моей родимой стороны.

О, как бы мне из этих комнат душных
Скорей туда хотелось — на простор,
Где нету фраз трескучих и бездушных,
Где не гремит витий продажных хор.

В поля! в поля! знакомая природа
К себе красой стыдливою манит.
В поля! там песнь воскресшего народа
Свободная и мощная звучит.

Весна (Песни жаворонков снова)

Песни жаворонков снова
Зазвенели в вышине.
«Гостья милая, здорово!»-
Говорят они весне.

Читайте также:  Хочу лето солнце жару

Уже теплее солнце греет,
Стали краше небеса.
Скоро все зазеленеет —
Степи, рощи и леса.

Позабудет бедный горе,
Расцветет душой старик.
В каждом сердце, в каждом взоре
Радость вспыхнет хоть на миг.

Выйдет пахарь на дорогу,
Взглянет весело вокруг;
Помолясь усердно богу,
Бодро примется за плуг.

С кротким сердцем, с верой сильной,
Весь отдастся он трудам,-
И пошлет господь обильный
Урожай его полям!

Весна (Уж тает снег, бегут ручьи)

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.
«Весна!»- читаешь в каждом взоре;
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь — лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят — кто больше всех
Природы любит обновленье!

Осень (Я узнаю тебя, время унылое)

Я узнаю тебя, время унылое:
Эти короткие, бледные дни,
Долгие ночи, дождливые, темные,
И разрушенье — куда ни взгляни.
Сыплются с дерева листья поблекшие,
В поле, желтея, поникли кусты;
По небу тучи плывут бесконечные.
Осень докучная. Да, это ты!

Я узнаю тебя, время унылое,
Время тяжелых и горьких забот:
Сердце, когда-то так страстно любившее,
Давит мертвящий сомнения гнет;
Гаснут в нем тихо одна за другою
Юности гордой святые мечты,
И в волосах седина пробивается.
Старость докучная. Да, это ты!

Что за детская головка

Что за детская головка,
Что за тонкие черты!
И в улыбке и в движеньях
Сколько детской простоты!

Лишь во взгляде, полном думы,
Я читаю иногда,
Что исчезли безвозвратно
Детской резвости года.

То огнем, то негой дышат
Эти карие глаза;
Знать, для сердца наступает
Страсти первая гроза.

И боюсь я, и невольно
Грудь сжимается тоской:
Не степной былинке слабой
С ураганом вынесть бой!

Смотрю на нее и любуюсь

Смотрю на нее и любуюсь:
Как птичка порхает она,
И уст ее детских улыбка,
Как майское утро, ясна.

Смотрю и любуюсь, а сердце
Привычная дума гнетет:
Быть может, и эту головку
Судьба невеселая ждет.

И скоро, быть может, поникнет
Под бурей житейской чело,
Слезой отуманятся глазки,
Что смотрят на мир так светло.

Настанет тяжелое время
Тоски и душевных тревог.
Но всё же пусть лучше страданья
В удел посылает ей рок,

Чем пошлости омут бездонный,
Что много так жертв поглотил,
Где много так гибнет бесследно
И честных стремлений и сил.

Запах розы и жасмина

Запах розы и жасмина,
Трепет листьев, блеск луны.
Из открытых окон льется
Песня южной стороны.

И томят и нежат душу
Эта ночь и песня мне;
Что затихло, что заснуло —
Снова будят в ней оне.

И нежданно встрепенулась
Вереница давних грез;
А казалось, что навеки
Эти грезы рок унес;

И что все, чем в молодые
Дни душа была полна,
Поглотила невозвратно
Жизни мутная волна!

Но опять потухший пламень
Загорается в крови,
И опять раскрылось сердце
Для восторга и любви!

Пахнут розы и жасмины,
Серебримые луной.
И поет, поет о счастье
Чей-то голос молодой.

Источник

Анализ стихотворения А. Н. Плещеева «Весна»

Весна и связанные с ней преображения всегда были излюбленной темой для многих поэтов. Одним из самых ярких литературных произведений на «весеннюю» тематику является стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Весна». Предлагаем краткий анализ «Весна» по плану, с помощью которого можно лучше разобраться в произведении и подготовиться к уроку по литературе в 5 классе.

Полный текст стихотворения А. Н. Плещеева «Весна»

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждет чего-то,

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.

“Весна!”- читаешь в каждом взоре;

И тот, как празднику, ей рад,

Чья жизнь — лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех

И беззаботных птичек пенье

Мне говорят — кто больше всех

Природы любит обновленье!

Краткий анализ стиха «Весна» А. Н. Плещеев

Вариант 1

В стихотворении Алексея Николаевича Плещеева «Весна» описывается приход весны. Весна — это образ праздничный, молодой, радостный, веселый. Он связан с пробуждением жизненных сил. В нем обозначено нечто большее, чем весна – как время года. Природа изображена не просто фоном, на котором происходит жизнь и деятельность человека, но и как часть его души.. .

Чтение этого стихотворения вызывает у нас чувство радостного ожидания, предчувствия счастья.

Мы все ждем, когда придет весна. Потому, что после долгой и снежной зимы, после сильных морозов приятно выйти во двор и вдохнуть запах теплого ветра, увидеть первых весенних птиц. Хорошо, когда тает снег и бегут ручейки. Еще не успевает сойти последний снег, а сквозь прошлогоднюю траву пробивается молодая зелень.

Тоненькие росточки тянутся к солнцу. Вскоре все покрывается зеленым ковром. Почки на тополях и березах набухают, в воздухе чувствуется едва уловимый запах клейких листочков. Постепенно деревья покрываются нежной зеленью. Это все показано в стихотворении

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.. .

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Небо весной ярко голубое. По-особенному светит солнце: как-то ярко, радостно и празднично. С каждым днем становится все теплее. Появляется надежда, что все будет хорошо.

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

Хочется ходить по улице и улыбаться всем подряд. Не только природа наряжается в яркие краски. Люди тоже скидывают с себя теплые шубы и пальто. Одевают красивую и нарядную одежду. Все рады приходу весны!

И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждет чего-то,

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы!

Стихотворение оставляет на душе доброе, радостное впечатление.

Вариант 2

Знаменитые стихотворения Алексея Плещеева «Осень наступила» и «Весна» написано в лучших российских традициях. Оно передает радость от прихода весны, и все вокруг представляется как обновление природы. Начал таять снег, собираясь в ручейки, еще только начало весны, но все говорит о том, что тепло не за горами.

Поэт представляет, как скоро зазвучат соловьиные трели и «лес оденется листвою», и это явственно чувствуется по самому настрою стихотворения. Человек радуется, что зима позади с ее студеными морозами, а впереди – радость и тепло, потому что «унесла зима заботы»!

Плещеев затрагивает тяжкий труд крестьян, впереди у них страда, но даже эти люди рады весне, потому что невозможно не радоваться такому великолепию, и «все лица весело глядят». Поэт говорит о весне, как о великом чуде, которого ждут всю долгую зиму.

И все же рассуждая о трудностях зимы и радостном весеннем шествии, автор стихотворения подчеркивает, что все это – явления природы, вполне естественные и понятные. Их надо принимать и жить в гармонии с ними, только так возможно настоящее счастье.

И это состояние счастья очень хорошо прослеживается в строках стихотворения. Плещеев замечает и звонкий смех детей, и оживление птичек. В природе все радуется и ждет разгара весенней поры. Каждое существо подвластно веяниям природы, а потому находится с ней в тесной связи.

Все стихотворение наполнено теплотой авторского позитивного мироощущения: «чиста небесная лазурь» – так просто и проникновенно сказано о весеннем небосклоне. Всего три слова, но как точно они выражают мысль поэта о том, что пора вьюг и затянутого неба миновала, наступает великое обновление.

Яркий и самобытный поэт, талантливый мастер слова Алексей Плещеев небольшими набросками, маленькими деталями создает великолепную картину наступающей весны. Он подобно художнику, прописывает каждую деталь, даже самую маленькую.

Из этих небольших набросков складывается целостная радужная картина приближающейся весны. Простая фраза «в окно повеяло весною» четко обозначила замечательный миг наступления тепла и счастья.

Вариант 3

Весенняя тематика очень распространена в мировой литературе. Поэты разных эпох описывали это время года, не остался в стороне и А. Плещеев. Стихотворение «Весна» относится к позднему периоду творчества поэта. В нем автор мастерски переплел пейзажные и психологические зарисовки.

Читайте также:  Разработка системы слежения за солнцем

Тема анализируемого стихотворения – весеннее пробуждение природы, радость людей, вызванная весенними переменами. Автор показывает, что все в природе циклично: после холодов обязательно наступают теплые деньки, а горе и уныние сменяется радостью. А. Плещеев утверждает, что человеку нужно научиться разделять радость, царящую в природе, чтобы быть счастливым.

В начальных строфах поэт описывает наступление теплого времени года. В пейзажах важную роль играют не только визуальные образы, но и звуковые, помогая выразительно передать весеннюю атмосферу. За переменами в природе с восторгом наблюдает лирический герой. Первые вестники весны – теплый ветерок и веселые ручейки. Они подсказывают, что лес скоро облачится в новый наряд и наполнится свистом соловья. Герой радуется чистому, высокому небу и яркому солнышку, ведь «пора метелей злых и бурь опять надолго миновала».

После пейзажной зарисовки автор описывает внутреннее состояние лирического «Я». Герой замечает, что его сердце начало стучать сильнее, ожидая чего-то. Мужчине кажется, что впереди ждет только счастье, а все заботы унесла зима. В последних двух катренах психологическая зарисовка обобщается. А. Плещеев рассказывает, что весне рады все, даже те, «чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе». Завершается стихотворение своеобразным выводом. Автор утверждает, что больше всего весеннему пробуждению радуются дети и птицы. Это слышно по их голосах.

Композиция стихотворения А. Плещеева простая. По смыслу оно делится на две части: пейзажная зарисовка, описание внутреннего состояния лирического героя и людей в общем. Формально «Весна» состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу. Строки в четверостишиях объединены перекрестной рифмовкой. Написаны строфы четырехстопным ямбом.

Инструментом для создания пейзажа и передачи эмоций служат средства выразительности. В наборе тропов отобразились как традиционные представления о весне, так и авторские ассоциации. Главную роль в произведении играют метафоры: «в окно повеяло весною», «лес оденется листвою», «пора метелей злых и бурь», «унесла зима заботы», «все лица радостно глядят». Эпитеты – вспомогательное средство: «метели злые», «теплее и ярче солнце», «тяжкий труд», «звонкий смех», «беззаботные птички».

Радость лирического героя, людей и природы выражается посредством восклицательных предложений. В некоторых строчках автор использовал аллитерацию. Например, свист соловья воспроизводится при помощи слов с согласными «с», «щ»: «засвищут скоро соловьи», невеселый оттенок придают согласные «ж», «з», «ш», «ч»: «чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе».

Стихотворение «Весна» – анализ по плану

Вариант 1

История создания

Произведение «Весна» было написано Алексеем Николаевичем в 1872 году. Тема весеннего пробуждения природы и ее преображения была близка многим русским поэтам. Не стал исключением и Плещеев, которому удалось написать одно из самых прекрасных стихотворений, посвященных этому времени года.

Центральная тема – приход весны и изменения, которые она вызывает в природе и людях. Лирический герой не скрывает свой радости по поводу окончания лютой и безжалостной зимы.

Под первыми лучами весеннего солнца природы будто оживает: тает снег, деревья готовятся примерить зеленый наряд, птицы радуются теплу. Но с весной пробуждается не только природа: душа человека также очищается от накопившихся забот и проблем.

Даже простые крестьяне, вынужденные много и тяжело работать, радуются приходу весны. Что же говорить о птицах и детях, которые встречают долгожданное тепло звонким пением и радостным смехом!

Главная мысль произведения – ощущение счастья, которое дарит весна каждому человеку. С ее приходом в душе зарождаются самые смелые надежды и весны, чувствуется прилив сил, все печали и горести забываются, уступая место радости и светлым грезам.

Композиция

Произведение условно можно разделить на три части. В первой части автор раскрывает всю прелесть природы, пробуждающейся после зимнего сна. Тает снег, бегут ручьи, еще совсем немного – и деревья наденут свое зеленое убранство, а соловьи будут разливаться звонкими трелями. Весна только вступает в свои владения, но уже понятно, что злые метели и снежные бури позади, впереди – солнце, цветущие луга и пение птиц.

Во второй части лирический герой делится своими переживаниями, которые возникают у него с приходом весны. В каждом человеке, будь то труженик или беззаботный ребенок, с приходом весны просыпаются надежды и светлые мечты, возникает чувство неподдельной радости и счастья, предвкушение прекрасных перемен. Кажется, будто вместе с зимой ушли все беды и проблемы, и впереди ждет лишь безоблачное счастье.

В финальной части произведения звучит радостная весть – «Весна!», знаменующая собой слияние природного и человеческого торжества.

Произведение написано в жанре пейзажной лирики, состоит из пяти четверостиший. Стихотворный размер – четырехстопный ямб с использованием перекрестной рифмы.

Средства выразительности

Для придания стихотворению образности, лиричности и эмоционального накала поэт мастерски использует самые разнообразные средства художественной выразительности.

Красочные эпитеты («небесная», «звонкий», «беззаботных») создают ощущение праздника, которое несет с собой весна. При описании пробуждающейся природы автор использует олицетворения («лес оденется листвою», «бегут ручьи», «зима унесла») и метафоры («небесная лазурь», «пора метелей злых и бурь»).

Также в произведении встречаются инверсии («тает снег», «засвищут соловьи») и сравнения («стучит, как будто ждет чего-то»).

Впечатление в значительной мере усиливается благодаря противопоставлению «злых метелей» «небесной лазури» и радостному восклицанию «Весна!».

Вариант 2

История создания. Произведение «Весна» было написано Плещеевым в 1872 г. К теме весеннего пробуждения природы обращались многие русские поэты. Рассматриваемое стихотворение принадлежит к наиболее удачным произведениям, посвященным весне.

Жанр произведения – лирическое стихотворение.

Основная тема – весеннее обновление природы и чувства, которые оно пробуждает в каждом человеке. Автор бесконечно рад тому, что миновала злая и холодная зима. Природа оживает под лучами весеннего солнца. Вместе с природой от забот очищается душа, в ней просыпаются новые надежды и мечты. Важным моментом стихотворения является упоминание о людях, «чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе». Автор не забывает о простых крестьянах. Он считает, что их тяжелое положение также скрашивается наступлением весны. Главными же глашатаями весны являются птицы и дети. Их «звонкий смех» и «пенье» — торжественный гимн, посвященный очередному сказочному преображению природы.

Композиция. Стихотворение делится на три части. Оно открывается изображением оживающей весенней природы. Во второй части автор описывает человеческие чувства, возникающие в это время. В финале происходит слияние человеческого и природного торжества.

Размер произведения – четырехстопный ямб.

Выразительные средства. Автор применяет яркие эпитеты («ярче», «резвых», «звонкий»), которые создают ощущение праздника. Описывая природные явления, Плещеев использует олицетворение («лес оденется», «бегут ручьи»). Значительно усиливает впечатление противопоставление «злых метелей» «яркому солнцу».

Основная мысль произведения – неизбежное наступление счастья. Плещеев показывает, что приход весны способен оживить не только природу, но и душу человека, которая забудет все свои печали и горести.

Вариант 3

Стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Весна» — хрестоматийный образец детской поэзии конца XIX века. Прибегнув к анализу произведения, можно представить замысел поэта во всей полноте, понять его стиль и технику стихосложения.

История создания, жанр и размер

Стихотворение написано в 1872 году. Поэту 47 лет, он сотрудник журнала «Отечественные записки», переводчик, и его поэзия все чаще обращается к детям и теме детства. «Весна» написана в жанре пейзажной лирики, четырехстопным ямбом с перекрестной рифмой.

Основная тема, мысль и композиция

В произведении 5 четверостиший, по композиции его принято делить на 3 части. Первая часть посвящена пробуждению природы после долгой зимы. Пока еще март, но скоро весна вступит в свои права как полновластная хозяйка.

Во второй части появляется лирический герой и его переживания. Он радостно ждет обновления не только природы, но и собственной жизни, гонит прочь воспоминания о невзгодах зимы, надеется на лучшее, как и бедные труженики, крестьяне, которых он видит вокруг.

В третьей части поэта охватывает восторг от общего ликования людей и природы, нежность к детям и птицам, приветствующим весну.

Выразительные средства

Стихотворение построено на противопоставлении зимы и весны, насыщено простыми, близкими к фольклорным, эпитетами: метелей злых, тяжкий труд, резвых деток, беззаботных птичек. Согласуются с фольклорной традицией и уменьшительно-ласкательные суффиксы: деток, птичек.

В «Весне» встречается инверсия: засвищут скоро соловьи. Олицетворения также привычны и просты: бегут ручьи, лес оденется, унесла зима. Как перифраз, за которым скрывается время года, употребляется выражение: пора метелей и бурь. Стук сердца сравнивается с ожиданием, а восклицание «Весна!» становится риторическим. Значение некоторых слов может быть не совсем понятным: миновала, взор.

Читайте также:  Земля просторная добыть сияние солнцу

Стихотворение отличается реализмом, герои его и чувства узнаваемы и понятны любому читателю. Для поэта весна — символ надежды, объединения всего живого, преображения человека. В стихотворении автор соединяет пейзажную лирику с гражданской, время года с временем перемен.

Стихотворение Плещеева А. Н. «Весна» — классическое произведение отечественной поэзии XIX века, одна из вершин русской пейзажной лирики. Оно прочно вошло в круг детского чтения, стало источником вдохновения для П. И. Чайковского, который положил его на музыку для своего цикла «Шестнадцать песен для детей».

Анализ стихотворения А. Н. Плещеева «Весна»

Вариант 1

Образ весны описан не только в литературных произведениях, но и у великих художников, к примеру, картина Боттичелли “Весна”, где три неразрывных друг от друга направления нашли свое место. В русской литературе образ весны тесно связан с обновлением природы и ее удивительным преображением. Эта тема волновала многих поэтов, которые не переставали удивляться тому, насколько мудро устроен наш мир, и сколько радостных открытий он может подарить тому, что умеет видеть и чувствовать прекрасное.

Стихи, посвященные первым солнечным лучам, тающему снегу и сочной молодой траве, есть у многих поэтов. Однако самим знаменитым из них по праву считается произведение Алексея Плещеева «Весна», написанное в 1872 году.

В первой строфе этого стихотворения чувствуется пусть едва заметные, но необратимые изменения в природе. Слежавшийся и почерневший снег превращается в веселые ручьи, а автор выражает надежду, что «засвищут скоро соловьи и лес покроется листвою». Чистое голубое небо и яркое солнце ассоциируются у поэта не только с наступающей весной, но и свидетельствуют о том, что «пора метелей злых и бурь опять надолго миновала».

И это вызывает в душе автора ощущение неподдельного счастья, его сердце стучит сильнее «как будто ждет чего-то». Вместе с зимой, по мнению Плещеева, уходят заботы и горести. Даже несмотря на то, что впереди предстоит довольно сложный период полевых работ, «все лица весело глядят». Ведь весна несет с собой не только новые ощущения, но и надежды на лучшее для тех, «чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе». Под такими людьми Плещеев подразумевает крестьян, которым весна дает возможность заложить основы личного благополучия и обеспечить себя хорошим урожаем. Именно поэтому люди с нетерпением и радостью ждут начала посевной.

Противопоставляя угрюмую зиму и теплую весну, Плещеев отмечает, что жизнь по законам природы является естественной и разумной. Поэтому не стоит пренебрегать ими, чтобы не лишать себя возможности быть в гармонии с окружающим миром. Именно эту гармонию особенно остро, по наблюдениям автора, чувствуют дети и птицы, которые с восторгом реагируют на то, как преображается все вокруг, и это чувство новизны дает силы жить, мечтать, верить и стремиться к лучшему.

Каждая строчка стихотворения «Весна» наполнена теплотой, искренним счастьем и умиротворением. Алексею Плещееву мастерски удалось передать эти ощущения и создать целостную картину преображающегося мира, в котором важна каждая мелочь, будь то «беззаботных птичек пенье» или же «резвых деток звонкий смех».

И именно эти детали, на которые многие из нас в повседневной жизни не обращают внимания, дают возможность в полной мере ощутить, насколько жизнь может быть привлекательной, если уметь ценить то, что она дарит каждому человеку.

Вариант 2

Это стихотворение оригинально сочетает в своих строках пейзажную, психологическую и социальную лирику.

Рассказчик находится в той точке стихотворения и времени, когда уже ручьи бегут, тает снег, но ещё не поют соловьи, деревья ещё без листьев. Но поэт точно знает, что уже скоро весна полностью вступит в свои права.

В момент стихотворения небо уже по-весеннему чисто, солнце светит теплей и ярче. Можно радоваться, что злые бури надолго ушли. Весна, теплая погода, солнечный свет всегда ассоциируются у людей с добротой, молодостью, свежестью.

Автор приходит от описания внешнего к своим ощущениям. Человек также вместе со всей природой возрождается, чувствует прилив оптимизма: сердце бьется радостно. Кажется, что все заботы унесла зима, а впереди лишь счастье.

И у всех вокруг похожего ощущения: весёлые лица, счастливые взгляды. Особенно рады окончанию зимы те, у кого больше нет повода для радости – бедняки, трудяги. Несмотря на свой тяжкий труд, они радуются весне, как празднику. Также радуются весне беззаботные птички и дети – для них это абсолютно естественно.

Конечно, поэт использует такие устаревшие сейчас слова как «лазурь», «взор». Написано это произведение в конце девятнадцатого века, когда социальный вопрос стоял особенно остро в России.

Пожалуй, это самое известное стихотворение Плещеева о весне, но поэт создал ещё несколько произведений с аналогичным названием.

Например, одно описывает старый сад в разгар весны. Здесь уже всё зелёное, всё цветёт – сад возродился. Он полон ароматов, бабочек, пчёл, птиц. Восхищенный рассказчик почти плачет от восторга, он ощущает высшую силу во всём. В стихотворении много описаний и восклицаний.

Другое произведение начинается с песни жаворонка. Она снова предвещает приход весны. Её, как милую и долгожданную гостью, рады поприветствовать все. Даже старики, даже несчастные – все, хоть на мгновение, но улыбнутся.

Третье раскрывает окно в весенний сад. В нём всё прекрасно, радостно и вольно. На его весенние просторы хочется сбежать автору из душных комнат, от продажных и подлых людей. Русскую природу он называет стыдливой, а народ – воскресшим. Несколько раз поэт восклицает: «В поля!»

У Алексея Плещеева ещё множество стихотворений, посвященных этому прекрасному времени года, хотя они уже и под другим названием. Видно, что именно весна вдохновляла Алексея Николаевича. Теперь его стихи вдохновляют читателей.

Вариант 3

Весна – это прекрасная пор года, когда хочется жить и быть счастливым, несмотря ни на какие проблемы в нашей жизни. Недаром многие поеты-романтики, и не только романтики, но даже реалисты, описывали природу весной и чувств, которые вызывает у нас весна и природа, а также – нежное солнце и воздух.

Плещеев — русский поет, который написал произведение «Весна» в 1872 году. Это стихотворение стало после считаться самым знаменитым из всех его произведений.

Это произведение может по праву называться самым лучшим, ведь в этом стихе описываются все красивые и приятные проявления весной в природе.

В первом куплете стиха сразу же начинает чувствоваться какие-то изменения в природе. Пусть даже небольшие, но все же какие-то. Весна – самое красивое и приятное время года, когда кажется, нет никаких проблем. Автор произведения выражает надежду, что снег, который немного перележал свои сроки – скоро станет мягким и в конце-концов – растает.

Невозможно скрыть радость и надежду, которая выражается автором, что солнце скоро выйдет окончательно, и засияет сильнее обычного. И тогда уже запоют птицы – соловьи.

Вообще, на всем процессе чтения стихотворения Плещеева «Весна» — ощущается, что автор, когда писал стих, радовался и ощущал пробуждения к жизни после долгой и холодной зимы. В стихотворении писателя есть строки, в которых он описывает радость простых людей, которые только и знают, чтобы трудиться и как-то прокормить себя и своих детей. Обычные крестьяне – ведь они очень много работают в земле и на ней. А потому они должны радоваться, что идет весна – теплая и радостная, так как еще это означает, что новый этот год будет лучше предыдущего. И есть возможность изменить все к лучшему.

Прекрасный поет, Плещеев, смог передать на протяжении всего произведения хорошие воспоминания и впечатлении от этой поры года. Ведь весна – всегда делала нас, людей, в чуточку раз больше счастливее. Весна дарит всем тепло и радость, а потому нужно относиться и к ней также хорошо, да и к людям тоже, ведь тогда все будет намного раз больше.

Поет в каждой строчке стихотворения «Весна» смог передать прекрасные ощущения свободы, счастья, наполненной радости. Эта пора года наполнена только хорошими впечатлениями и настроем. Потому никак нельзя грустить, передавая плохое настроение другим. Плещеев хорошо выразил и передал свои чувства в своем произведении «Весна».

Строчки куплетов – хорошо и качественно рифмуются, а потому читать намного удобнее и декламировать еще лучше.

Источник

Adblock
detector