Меню

Как только солнце начинает греть по летнему гдз

13. Сложные предложения с различнымивидами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них

Оба предложения состоят из двух смысловых частей; в первом между частями — сочинительная связь, во втором — бессоюзная.

1) Плакучие ивы купали в озере свои ветви, и кое-где берега поросли осокой, в которой прятались большие жёлтые цветы, покоившиеся на широких плавучих листьях.

холодная злость овладела мной при мысли, что если б не случай, то я мог бы сделаться посмешищем этих дураков. (Л.) 5) Ночью я почувствовал боль в ноге, и, когда встал утром, она оказалась сильно распухшей. (М.-Мак.) 6) Занавес поднялся, и как только публика увидела своего любимца, театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков. (Купр..) 7) И когда он вернулся в избу, то его лицо, волосы, и одежда были мокры, точно они насквозь пропитались едким болотным туманом. (Купр.) 8) Самолеты гудели уже где-то над самой головой, и, хотя их не было видно, точно чёрная тень от их крыльев прошла по лицам девушек. (Фад.) 9) Я завернулся в бурку и сел у забора на камень, поглядывая вдаль: передо мной тянулось ночною бурею взволнованное море, и однообразный шум его, подобный ропоту засыпающего города, напомнил мне старые годы. (Л.)

161. 1)По вечерам я приходил к сестрёнке и мы подолгу играли. (Кор.) 2) Если маленькая сестрёнка ещё не спала в своей качалке в соседней комнате, я подходил к ней, и мы тихо ласкали друг друга, стараясь не разбудить ворчливую старую няньку. (Кор.) 3) Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату. (Л. Т.) 4) Когда Каштанка проснулась, было уже светло и с улицы доносился шум, какой бывает только днём.

Если в сложносочиненном предложении есть общий для обоих простых предложений, связанных союзом «и», второстепенный член или общее придаточное предложение, то запятая перед сочинительным союзом «и» не ставится.

163. 1) Как только солнце начинает греть по-летнему и земля обсохнет после весеннего разлива, нам не сидится на месте, и мы отправляемся путешествовать. (Пришв.) 2) С первыми лучами солнца, когда по полю ещё тянулся волнистый розоватый туман, вторая эскадрилья поднялась вслед за своим командиром, и самолёты, не теряя друг друга из виду, взяли курс на юг. (Пол.) 3)Кругом, теряясь в золотом тумане, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльбрус на юге вставал белой громадой, замыкая цепь ледяных вершин, между которыми уже бродили волокнистые облака, набежавшие с востока. (Л.) 4) Мы его [Ву- лича] не понимали, но, когда он взвёл курок и насыпал на пилку пороха, то многие, невольно вскрикнув, схватили его за руки. (Л.) 5) При каждой вспышке молнии не только Млечный Путь, но и яркие звёзды исчезли, но, как только потухала молния, опять, как брошенные какой-то меткой рукой, появлялись на тех же мес- тах.(Л. Т.) когда?

(Как толькод и ( V ), [ ІТИ[ ].

[. (КОГДА), ‘. ], И[ , I 1, —].КОГДА?

5) [не только ©, но и © ©, но, (как только), . как —

I. Туман (какой?) волнистый — прилаг. II. Н. ф. — волнистый.

Пост.: относит. Непост.: в форме им. пад., ед. ч., м. р.

III.В предложении — определение.

Эскадрилья (какая? которая?) вторая — числит.

Непост.: в форме им. пад., ед. ч., ж. р.

В предложении — определение.

Теснились (как? что делая?) теряясь — деепричастие, особая форма глагола.

В предложении — обстоятельство.

Облака (какие?) набежавшие — причастие, особая форма глагола.

Н. ф. — набежавший. Пост.: действ., прош. вр., сов. в.

Непост.: в форме им. пад., мн. ч.

В предложении — определение.

В храбрости большую роль играет самовнушение. Если человек внушит себе, что ему страшно, то потом очень трудно отделаться от этой мысли.

Возьмём простой пример. Каждый может пройти в комнате по одной половице. Никому и в голову не придёт, что сделать это страшно. А представьте себе, что такая же узкая доска перекинута через пропасть и по ней нужно пройти. Страшно?! Конечно, страшно. Далеко не всякий решится перейти таким образом пропасть, и того, кто перешёл, будут считать храбрым. А между тем он не сделал ничего особенного: доска такая же самая, как половица в комнате.

II. Когда человек видит и сам внушает себе, что пройти над пропастью по одной доске опасно, то руки и ноги перестают ему повиноваться. Делается страшно.

Человек думает: «Сделаю я это или нет?» И, чтобы всё-таки сделать, нужно твердо сказать самому себе: «Да, я это сделаю! Я должен это сделать во что бы то ни стало, несмотря на опасность. Нужно внушить самому себе мысль, что ты должен сделать, и тогда сделаешь.

Не нужно думать, что храбрость — нечто особенное, присущее только отдельным, каким-то необыкновенным людям. Стать храбрым может каждый. Нужно только долгое время систематически воспитывать себя в таком духе, приучить себя слушаться своих приказов, твердо выполнять то, что решил сделать.

Тип речи — рассуждение. Автор доносит до читателя мысль, что храбрость — качество, которое можно в себе воспитать, и доказывает это на простом примере, приводит «упражнение» на храбрость.

I. Играет (в чем?) в храбрости — сущ. II. Н. ф. — храбрость.

Пост.: нариц., неодуш., ж. р., 3 скл.

Непост.: в форме предл. пад., ед. ч.

III. Играет роль (где?) в храбрости — обстоятельство.

Читайте также:  Солнце встает муслим магомаев

165. I. В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках соловьи, не пахнет цветами, но степь всё ещё прекрасна и полна жизни.

II. Голодная волчиха встала, чтобы идти на охоту. Был уже весенний месяц, но по ночам деревья трещали от холода, как в декабре, и едва высунешь язык, как его начинало сильно щипать. Волчиха была слабого здоровья, мнительная, она вздрагивала от малейшего шума и всё думала о том, как бы дома без неё кто не обидел волчат. Запах человеческих и лошадиных следов, пни, сложенные дрова и тёмная унавоженная дорога пугали её; ей казалось, будто за деревьями в потёмках стоят люди, и где-то за лесом воютсобаки. (А. П. Чехов.)

1) [ ° ^П!?IQ], [ ], [ ], НО [—@ И @ ].

2) [ЕДВА] И ( ),|[ ЇТ], И [ ]

Воют — 2 слога. в [в] — согл., звонк., тв. о [о] — гласн., уд.

ю [й] — согл., звонк., мягк.; [у] — гласн., безуд. т [т] — согл., глух., тв. В слове 4 буквы, 5 звуков. Трескотня — треск (суффиксальный). ^УДІВЛЄННОГО- удивить (суффиксальный).

Не обидел (что сделал?) — глагол.

Пост.: несов. вид., перех., 2 спр.

Непост.: в форме изъяв. накл., ед. ч., прош. вр., м.р.

В предложении — сказуемое.

Не обидел (кого?) волчат — сущ.

Пост.: нариц., одуш., имеет форму только мн. ч. Непост.: в форме вин. пад.

В предложении — дополнение.

166. Отец любил делать бумажные змеи. В субботу он приезжал на дачу, мы сидели до позднего вечера, строгали планки, резали бумагу, клеили, рисовали на бумаге страшные рожи. 1) Рано утром выходили через задние ворота на луг, который тянулся до самой реки; но реки не было видно, а был виден только высокий противоположный берег, желтый песчаный откос, сосны, избы, колокольня Троицко-Лыковской церкви, торчавшая из сосен на самом высоком месте берега.

, на какой? I II (Ю Трифонов.)

[СУЩГНПІНО| [ ], А [еое,е,е ,е,

III ], и [
[©,© и©, ©, I—»I, и 1 Каждый человек должен избрать профессию — ту жизненную работу, которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям. Тогда он будет работать, как го-ворится, не за страх, а за совесть. Любимому делу человек отдаёт все силы, всю энергию, все знания, и тогда это дело будет выпол-няться лучше, отдача, как говорят, будет больше. Но молодой специалист не может быть односторонним в своём развитии и не видеть ничего, кроме своей специальности. Это глубокая ошибка. Молодой специалист должен быть культурным и разносторонне образованным человеком, знающим и любящим своё дело, науку, искусство, музыку, театр, спорт. (В. А. Обручев.)

Основная мысль: важно не только отдавать все силы любимой работе, но и расширять свой кругозор, быть разносторонним человеком.

Как выбирать профессию?

Сочинение. Моя будущая профессия.

Мы становимся взрослее и неизбежно оказываемся перед выбором: какую профессию избрать? Какому делу посвятить себя?

Выбирая профессию, надо обязательно учитывать свои способности и увлечения. Тогда работа будет не тяжелым грузом, а радостью, тогда ты сможешь полностью реализовать себя в любимом деле.

В современном обществе немало профессий, которые привлекают меня. Я люблю общаться с людьми, помогать им в чем-то, мне нравится каждый день видеть все новые и новые лица. Поэтому я всерьез задумываюсь о работе в сфере торговли. Поступив в торговый техникум, я смогу стать не просто продавцом, а менеджером по продажам.

Но меня немало интересует и техническая сфера.

В любом случае, кем бы ты ни стал, необходимо относиться к работе ответственно и серьезно, всегда учитывать интересы коллектива. Только тогда ты завоюешь уважение коллег, станешь настоящим специалистом.

Мы услышали по радио прогноз погоды. Газета прогнозирует результаты будущих выборов.

Строят новую железнодорожную магистраль, подвозят цемент и бетон, не зависят от климатических условий, слышат отдаленную канонаду, правильно используют трудовые резервы, смотрят по телевизору трансляцию спектакля, сеют яровую пшеницу.

На стройку каждый день подвозят цемент и бетон. Жители осажденного города слышат отдаленную канонаду. Мои родите-ли смотрят по телевизору трансляцию спектакля, в котором я иг-раю главную роль.

Мужское население станицы живёт в походах и кордонах, или постах, как называют казаки.

Лукашка, стоявший на вышке, был высокий, красивый малый лет двадцати, очень похожий на мать. Лицо и всё сложение его, несмотря на угловатость молодости, выражали большую физиче-скую и нравственную силу. Несмотря на то, что он недавно был собран в строевые, по широкому выражению его лица и спокой-ной уверенности позы видно было, что он уже успел принять свойственную казакам и вообще людям, постоянно носящим оружие, воинственную и несколько гордую осанку, что он казак и знает себе цену не ниже настоящей.

несмотря на что? что? №Н.Толстой.)

(Несмотря НХ то, что), те , (чтоХ, I 1, (что ©и©).

Источник

Помогите сделать синтаксический разбор этого предложения. Как только солнце начинает греть по летнему и земля обсохнет после весеннего разлива ,нам не сидиться на месте ,и мы отправляемся путешествовать.

1.Она должна пролежать 2. распадётся 3. природа сможет «переварить» и усвоить

Забуд, забуд, уточ, утка, сосед, сосед, лодо, лод, берёз, указ, указ, сказ, полос, полоск.

Заяц Митяй

Я уже давно не играю в игрушки. Мама даже как-то собрала все мои машинки, кубики, плюшевых мишек и тигрят и отнесла их в соседний детский сад. А я и не возражал. Пусть с игрушками теперь малыши играют, ведь мне они больше не нужны. Вот только большого серого зайца я всё- таки оставил себе.

Читайте также:  Год тигра год солнца

Сколько помню себя, этот заяц всегда был со мной. Я ходил с ним вместе и на прогулки, и в детский сад, и в гости. Не разлучался с зайчишкой и дома: мы вместе ели, спали, играли.

Наверное, нет в этой большой мягкой игрушке ничего особенно замечательного. Ушастый длинноногий серый заяц с озорными раскосыми глазами и улыбкой во весь рот. На этикетке моей игрушки когда-то было написано: «Заяц Степашка». Но, как мне тогда казалось, это имя абсолютно не подходило серому хулигану. И я стал называть его Митяем.

На мягкие задние лапы Митяя можно вставать ногами. А если начать управлять его передними лапами, то заяц, поднявшись во весь мой рост, оживает. Я очень любил разыгрывать с Митяем забавные сценки или даже целые спектакли для своих друзей, родителей и просто для себя. Мы часто с ним подшучивали над кем-нибудь, озорничали и веселились. Я не сомневался в том, что у меня есть друг.

Митяй до сих пор живёт в моей комнате. Он сидит в углу на книжной полке, свесив свои длинные лапы до самого пола, и так же озорно улыбается мне.

Источник

Конспект урока по теме «Сложное предложение» в 9 классе

Тема: Обобщение по теме «Сложное предложение» в 9 классе

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Форма проведения: урок – практикум

— организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Сложное предложение» как одной из составляющих подготовки к ГИА;

— проверить знания учащихся по данному разделу.

— развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды деятельности.

— помочь учащимся осознать ц енность совместной деятельности;

— воспитывать бережное отношение к языку.

Для того чтобы понимать всё, что происходит в окружающем мире, для того чтобы и нас понимали те, с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современным русским языком.

II. Проверка домашнего упражнения № 248 ( 1-5)

Работу на уроке мы начнем с проверки домашнего задания. На слайде вы видите схемы предложений из вашего упражнения. Поменяйтесь тетрадями с соседом, сверьте работу с прави льными ответами. Слайд 2

1.Как только солнце начинает греть по-летнему и земля обсохнет после весеннего разлива, нам не сидится на месте, и мы отправляемся путешествовать. 2. С первыми лучами солнца, когда по полю еще тянулся волнистый розоватый туман, вторая эскадрилья поднялась вслед за своим командиром, и самолеты, не теряя друг друга из виду, взяли курс на юг. Кругом, теряясь в золотом тумане, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльбрус на юге вставал белой громадой, замыкая цепь ледяных вершин, между которыми уже бродили волокнистые облака, набежавшие с востока. Мы его [Вулича] не понимали, но, когда он взвел курок и насыпал на полку пороха, то многие, невольно вскрикнув, схватили его за руки. При каждой вспышке молнии не только Млечный Путь, но и яркие звезды исчезали, но, как только потухала молния, опять, как брошенные какой-то меткой рукой, появлялись на тех же местах.

1. (Как только) и (…), [..], и [..].

С какими предложениями вы работали?

III. Запись темы, целеполагание

— На прошлом уроке мы изучили последнюю группу сложных предложений – сложные предложения с разными видами связи. Какова же будет тема данного урока? ( Повторение темы «Сложное предложение»). Слайд 3

— Какие цели урока вы поставите перед собой? Слайд 4

Обобщить и систематизировать знания по теме «Сложное предложение»; отработать умения

правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, составлять схемы предложений,

развивать языковые и коммуникативные умения.

IV. Повторение и обобщение изученного материала. Учебные задания

1. Опрос по теме

— Какой раздел русского языка изучает предложения? (Синтаксис)

— Кроме предложений, что еще изучает синтаксис? (Словосочетания)

— На какие группы делятся все сложные предложения? (Союзные и бессоюзные)

— Какие виды союзных предложений вы знаете? (ССП и СПП)

Работа в группах

— Расскажите о ССП . Най дите сложносочиненное предложение, в котором одно — односоставное, а другое – дв усоставное, выпишите его, расставьте знаки препинания, составьте схему предложения. Приведите пример, когда в ССП запятая не ставится.

Наш язык — наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость. (К.Г.Паустовский)

Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. ( Л. Толстой)

Как человека можно распознать по его обществу, так о нем можно судить по его языку.

— Дайте определение бессоюзного сложного предложения, расска жите об употреблении знаков препинания в бессоюзн ых сложн ых предложени ях. Расставьте знаки препинания в данных предложениях , объясните их постановку.

Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли. ( Короленко В. Г)

Существует один знаменательный факт: мы на нашем еще неустроенном и молодом языке можем передавать глубочайшие формы духа и мысли европейских языков. ( Достоевский Ф. М)

— Дайте определение СПП; наз овите основные группы по значению. Определите в ид придаточных предложений, составьте схемы предложений:

Наполняешься гордостью за наш родной язык, когда читаешь высказывания выдающихся людей о его богатстве, живости, многогранности и меткости!

Надо любить и хранить те образцы русского языка, которые унаследовали мы от первоклассных мастеров. (Д. А.Фурманов)

Читайте также:  Краткое сочинение кладовая солнца 6 класс по плану кратко

— Запишите предложение, расставьте знаки препинания, дайте характеристику предложения.

Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание . Слайд 5

— Перестройте данное предложение – высказывание К.Паустовского соответственно схемам:

[ Тот. (кто…), …]. Тот, кто желает выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание, должен использовать знаки препинания.

(Если …), […]. Если хочешь выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, используй знаки препинания .

[ … , ]. Желая выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания.

3. Тест (задания части 2 ГИА)

— Укажите в каком значении употребляется в предложении слово «привести»? (А3)

1) ведя, помочь дойти;

2) довести до к-н результата;

3) огласить, напомнить;

4) сделать, произвести ч-н.

Укажите слово с проверяемой безударной гласной в корне ( А5, выделить).

— Замените книжное слово «фраза» стилистически нейтральным синонимом ( В1, высказывание, выражение).

— Замените словосочетание «выделить мысль», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование ( В2, выделенная мысль).

— Выпишите грамматическую основу из главной части ( В3, Знаки препинания существуют).

— При оформлении письменной речи большую роль играет правильная, осмысленная расстановка знаков препинания. Ориентироваться на интонацию очень опасно. Пунктуационная небрежность, неточность создают трудности в процессе письменного общения между людьми. Вспомним ряд примеров:

1. Древнегреческий богач оставил завещание, где содержалось требование поставить в память завещателя «СТАТУЮ ЗОЛОТУЮ ПИКУ ДЕРЖАЩУЮ». Отсутствие запятой вызвало долгие споры. Одни считали, что запятую нужно поставить после слова «золотую» («Статую золотую, пику держащую»), другие — после слова «статую» («Статую, золотую пику держащую»), так как в противном случае можно вконец разорить наследников.

2. Утром в одно учреждение пришла телеграмма о прибытии в Москву иностранной делегации: ДЕЛЕГАЦИЯ ВЫЕЗЖАЕТ УТРОМ ВСТРЕЧАЙТЕ. Телеграмма вызвала недоумение сотрудников.

3. Девочке очень хотелось пойти в поход с одноклассниками, но бабушка не отпускала. Тогда она решила послать телеграмму родителям в санаторий, а в ответ получила следующее: БЫТЬ ДОМА НЕЛЬЗЯ ИДТИ В ПОХОД.

— Какой раздел науки о языке изучает правильную постановку знаков препинания? (Пунктуация) — Какими признаками предложения следует пользоваться, чтобы правильно ставить знаки препинания? ( Правилом)

— Укажите виды предложений, опираясь на правила русской пунктуации: Слайд 6

1.Хочешь добиться уважения – начинай с себя. (БСП, условие)

2. «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни». (Н. Г. Чернышевский) (ССП)

3. Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я. (СПП, изъяснительное)

4. Мы знаем главное предназначение человека: оставить свой добрый след на земле. (БСП, дополнение)

5. Метель не утихала, небо не прояснялось. (БСП)

6. У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена. (ССП)

7. Я бы в летчики пошёл – пусть меня научат . ( БСП, результат)

8. Солнце освещало вершины лип, уже пожелтевших под свежим дыханием осени. (СПП, определительное)

9. Дунул ветер – всё дрогнуло, ожило, засмеялось. (БСП, быстрая смена действий)

10. Знаки препинания – это нотные знаки. (Простое)

11. Помните, что в придаточном определительном, что можно заменить словом который. (СПП, изъяснительное)

12. Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников. (БСП, пояснение)

7. Устная разминка

— Укажите верные утверждения:

1. СПП – это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений. (нет)

2.СП делятся на три группы. (да)

3. В ССП всегда ставится запятая между частями сложного предложения. (нет)

4. По союзам и по значению ССП делятся на три группы. (да)

5. Предложения, в которых одно явление противопоставляется другому, называется ССП с противительными союзами. (да)

6. СПП делятся на две группы: с одним придаточным и несколькими придаточными. (да)

7.В ССП одно предложение по смыслу подчиняется другому. (нет)

8. Простые предложения в составе БСП связаны по смыслу и с помощью союзов. (нет)

9. СПП с несколькими придаточными делятся на три вида. (да)

10. Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами: при помощи интонации и союзов (союзных слов) и при помощи интонации. (да)

8 . Самостоятельная работа

Заполните таблицу « Типы сложных предложений». Слайд 7

— Согласны ли вы с высказыванием о русском языке? (эпиграф к уроку), авторов научно-популярной книги «О культуре русской речи» Зои Николаевны Люстровой, Виктора Яковлевича Дерягина, Льва Ивановича Скворцова.

— Закончить урок мне бы хотелось словами Н. А. Добролюбова «Чтобы воспользоваться всеми сокровищами русского языка, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им». Слайд 8

VI. Контроль-проверка своих знаний

Карта для оценки своей деятельности.

Напишите синквейн, посвященный теме нашего сегодняшнего урока, о впечатлениях об уроке.

VII . Домашнее задание. Слайд 9

Повторить словарные слова.

Выполнить тестовую работу. (см. приложение)

Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 9 классе». — М: Просвещение, 2003 г.

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Современный урок», ч. 2.- Издательство «Учитель», 2006 г.

Люстрова З.Н. «Беседы о русском слове». — М.: «Знание», 1978 г.

Поташник М.М., Левит М.В. «Как подготовить и провести открытый урок». — М.: «Педагогическое общество России», 2006 г.

5. Мамона Т.Н. Поурочные разработки по русскому языку.- М.:Издательство «Экзамен», 2011г.

Источник

Adblock
detector