Конспект урока по теме «Сложное предложение» в 9 классе
Тема: Обобщение по теме «Сложное предложение» в 9 классе
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Форма проведения: урок – практикум
— организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Сложное предложение» как одной из составляющих подготовки к ГИА;
— проверить знания учащихся по данному разделу.
— развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды деятельности.
— помочь учащимся осознать ц енность совместной деятельности;
— воспитывать бережное отношение к языку.
Для того чтобы понимать всё, что происходит в окружающем мире, для того чтобы и нас понимали те, с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современным русским языком.
II. Проверка домашнего упражнения № 248 ( 1-5)
Работу на уроке мы начнем с проверки домашнего задания. На слайде вы видите схемы предложений из вашего упражнения. Поменяйтесь тетрадями с соседом, сверьте работу с прави льными ответами. Слайд 2
1.Как только солнце начинает греть по-летнему и земля обсохнет после весеннего разлива, нам не сидится на месте, и мы отправляемся путешествовать. 2. С первыми лучами солнца, когда по полю еще тянулся волнистый розоватый туман, вторая эскадрилья поднялась вслед за своим командиром, и самолеты, не теряя друг друга из виду, взяли курс на юг. Кругом, теряясь в золотом тумане, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльбрус на юге вставал белой громадой, замыкая цепь ледяных вершин, между которыми уже бродили волокнистые облака, набежавшие с востока. Мы его [Вулича] не понимали, но, когда он взвел курок и насыпал на полку пороха, то многие, невольно вскрикнув, схватили его за руки. При каждой вспышке молнии не только Млечный Путь, но и яркие звезды исчезали, но, как только потухала молния, опять, как брошенные какой-то меткой рукой, появлялись на тех же местах.
1. (Как только) и (…), [..], и [..].
С какими предложениями вы работали?
III. Запись темы, целеполагание
— На прошлом уроке мы изучили последнюю группу сложных предложений – сложные предложения с разными видами связи. Какова же будет тема данного урока? ( Повторение темы «Сложное предложение»). Слайд 3
— Какие цели урока вы поставите перед собой? Слайд 4
Обобщить и систематизировать знания по теме «Сложное предложение»; отработать умения
правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, составлять схемы предложений,
развивать языковые и коммуникативные умения.
IV. Повторение и обобщение изученного материала. Учебные задания
1. Опрос по теме
— Какой раздел русского языка изучает предложения? (Синтаксис)
— Кроме предложений, что еще изучает синтаксис? (Словосочетания)
— На какие группы делятся все сложные предложения? (Союзные и бессоюзные)
— Какие виды союзных предложений вы знаете? (ССП и СПП)
Работа в группах
— Расскажите о ССП . Най дите сложносочиненное предложение, в котором одно — односоставное, а другое – дв усоставное, выпишите его, расставьте знаки препинания, составьте схему предложения. Приведите пример, когда в ССП запятая не ставится.
Наш язык — наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость. (К.Г.Паустовский)
Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. ( Л. Толстой)
Как человека можно распознать по его обществу, так о нем можно судить по его языку.
— Дайте определение бессоюзного сложного предложения, расска жите об употреблении знаков препинания в бессоюзн ых сложн ых предложени ях. Расставьте знаки препинания в данных предложениях , объясните их постановку.
Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли. ( Короленко В. Г)
Существует один знаменательный факт: мы на нашем еще неустроенном и молодом языке можем передавать глубочайшие формы духа и мысли европейских языков. ( Достоевский Ф. М)
— Дайте определение СПП; наз овите основные группы по значению. Определите в ид придаточных предложений, составьте схемы предложений:
Наполняешься гордостью за наш родной язык, когда читаешь высказывания выдающихся людей о его богатстве, живости, многогранности и меткости!
Надо любить и хранить те образцы русского языка, которые унаследовали мы от первоклассных мастеров. (Д. А.Фурманов)
— Запишите предложение, расставьте знаки препинания, дайте характеристику предложения.
Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание . Слайд 5
— Перестройте данное предложение – высказывание К.Паустовского соответственно схемам:
[ Тот. (кто…), …]. Тот, кто желает выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание, должен использовать знаки препинания.
(Если …), […]. Если хочешь выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, используй знаки препинания .
[ … , ]. Желая выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания.
3. Тест (задания части 2 ГИА)
— Укажите в каком значении употребляется в предложении слово «привести»? (А3)
1) ведя, помочь дойти;
2) довести до к-н результата;
3) огласить, напомнить;
4) сделать, произвести ч-н.
— Укажите слово с проверяемой безударной гласной в корне ( А5, выделить).
— Замените книжное слово «фраза» стилистически нейтральным синонимом ( В1, высказывание, выражение).
— Замените словосочетание «выделить мысль», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование ( В2, выделенная мысль).
— Выпишите грамматическую основу из главной части ( В3, Знаки препинания существуют).
— При оформлении письменной речи большую роль играет правильная, осмысленная расстановка знаков препинания. Ориентироваться на интонацию очень опасно. Пунктуационная небрежность, неточность создают трудности в процессе письменного общения между людьми. Вспомним ряд примеров:
1. Древнегреческий богач оставил завещание, где содержалось требование поставить в память завещателя «СТАТУЮ ЗОЛОТУЮ ПИКУ ДЕРЖАЩУЮ». Отсутствие запятой вызвало долгие споры. Одни считали, что запятую нужно поставить после слова «золотую» («Статую золотую, пику держащую»), другие — после слова «статую» («Статую, золотую пику держащую»), так как в противном случае можно вконец разорить наследников.
2. Утром в одно учреждение пришла телеграмма о прибытии в Москву иностранной делегации: ДЕЛЕГАЦИЯ ВЫЕЗЖАЕТ УТРОМ ВСТРЕЧАЙТЕ. Телеграмма вызвала недоумение сотрудников.
3. Девочке очень хотелось пойти в поход с одноклассниками, но бабушка не отпускала. Тогда она решила послать телеграмму родителям в санаторий, а в ответ получила следующее: БЫТЬ ДОМА НЕЛЬЗЯ ИДТИ В ПОХОД.
— Какой раздел науки о языке изучает правильную постановку знаков препинания? (Пунктуация) — Какими признаками предложения следует пользоваться, чтобы правильно ставить знаки препинания? ( Правилом)
— Укажите виды предложений, опираясь на правила русской пунктуации: Слайд 6
1.Хочешь добиться уважения – начинай с себя. (БСП, условие)
2. «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни». (Н. Г. Чернышевский) (ССП)
3. Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я. (СПП, изъяснительное)
4. Мы знаем главное предназначение человека: оставить свой добрый след на земле. (БСП, дополнение)
5. Метель не утихала, небо не прояснялось. (БСП)
6. У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена. (ССП)
7. Я бы в летчики пошёл – пусть меня научат . ( БСП, результат)
8. Солнце освещало вершины лип, уже пожелтевших под свежим дыханием осени. (СПП, определительное)
9. Дунул ветер – всё дрогнуло, ожило, засмеялось. (БСП, быстрая смена действий)
10. Знаки препинания – это нотные знаки. (Простое)
11. Помните, что в придаточном определительном, что можно заменить словом который. (СПП, изъяснительное)
12. Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников. (БСП, пояснение)
7. Устная разминка
— Укажите верные утверждения:
1. СПП – это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений. (нет)
2.СП делятся на три группы. (да)
3. В ССП всегда ставится запятая между частями сложного предложения. (нет)
4. По союзам и по значению ССП делятся на три группы. (да)
5. Предложения, в которых одно явление противопоставляется другому, называется ССП с противительными союзами. (да)
6. СПП делятся на две группы: с одним придаточным и несколькими придаточными. (да)
7.В ССП одно предложение по смыслу подчиняется другому. (нет)
8. Простые предложения в составе БСП связаны по смыслу и с помощью союзов. (нет)
9. СПП с несколькими придаточными делятся на три вида. (да)
10. Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами: при помощи интонации и союзов (союзных слов) и при помощи интонации. (да)
8 . Самостоятельная работа
Заполните таблицу « Типы сложных предложений». Слайд 7
— Согласны ли вы с высказыванием о русском языке? (эпиграф к уроку), авторов научно-популярной книги «О культуре русской речи» Зои Николаевны Люстровой, Виктора Яковлевича Дерягина, Льва Ивановича Скворцова.
— Закончить урок мне бы хотелось словами Н. А. Добролюбова «Чтобы воспользоваться всеми сокровищами русского языка, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им». Слайд 8
VI. Контроль-проверка своих знаний
Карта для оценки своей деятельности.
Напишите синквейн, посвященный теме нашего сегодняшнего урока, о впечатлениях об уроке.
VII . Домашнее задание. Слайд 9
Повторить словарные слова.
Выполнить тестовую работу. (см. приложение)
Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 9 классе». — М: Просвещение, 2003 г.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Современный урок», ч. 2.- Издательство «Учитель», 2006 г.
Люстрова З.Н. «Беседы о русском слове». — М.: «Знание», 1978 г.
Поташник М.М., Левит М.В. «Как подготовить и провести открытый урок». — М.: «Педагогическое общество России», 2006 г.
5. Мамона Т.Н. Поурочные разработки по русскому языку.- М.:Издательство «Экзамен», 2011г.
Источник
Сложноподчиненные предложения, включающие в свой состав части с несколькими основами
I. 1. Тайга знала и другие мгновения, когда молнии ударяли в стволы, расщепляя их, и начинались страшные пожары или когда бураны начинали свое вытье, креня и ломая деревья и насыпая на деревенские дворы столько снега, что по утрам невозможно открыть двери и приходилось их рубить изнутри. (Евт.) 2. Когда волнуется желтеющая нива, и свежий лес шумит при звуке ветерка, и прячется в саду малиновая слива под тенью сладостной зеленого листа; когда росой обрызганный душистой, румяным вечером иль утра в час златой из-под куста мне ландыш серебристый приветливо кивает головой; когда студеный ключ играет по оврагу и, погружая мысль в какой-то сладкий сон, лепечет мне таинственную сагу про мирный край, откуда мчится он,— тогда смиряется души моей тревога, тогда расходятся морщины на челе, и счастье я могу постигнуть на земле. (Л.)
II. 1. Но кофе пах так сильно и мне так хотелось есть, что я не встала и не ушла. (Пол.) 2. По мере того как бричка близилась к крыльцу, глаза Манилова делались веселее и улыбка раздвигалась более и более. (Г.) 3. Как только солнце начинает греть по-летнему и земля обсохнет после весеннего разлива, нам не сидится на месте и мы отправляемся путешествовать. (Пришв.)
III. 1. Басаргин подумал, что если бы стих шум моторов, то, может быть, оттуда, с земли, долетело бы до самолета мирное и непрерывное жужжание тысяч ткацких станков. (Пауст.) Не умаляя значения чая как общеизвестного напитка, скажу одно, что, если бы прижился, как чай, такой же напиток из листьев земляники, здоровье людей при этом только выиграло. (Сол.) 3. Прокофьев, одеваясь на ощупь в кромешной темноте, говорил, что писательство — самое тяжелое и заманчивое занятие в мире и что, если бы он не был геологом, наверное, сделался бы писателем. (Пауст.)
Источник
Русский язык ЕГЭ Задание №15 Практикум
Русский язык ЕГЭ Задание №15
Практикум Источник: Ряш 2014 №4
Упражнение 3. В сложноподчиненных предложениях поставьте недостающие знаки препинания. Впишите номера предложений в соответствующую строку таблицы.
а) запятая перед союзом и;
б) запятая после союза и;
в) не нужны запятые ни перед союзом и, ни после союза и.
Просмотр содержимого документа
«Русский язык ЕГЭ Задание №15 Практикум»
Русский язык ЕГЭ Задание №15
Практикум Источник: Ряш 2014 №4
Упражнение 3. В сложноподчиненных предложениях поставьте недостающие знаки препинания. Впишите номера предложений в соответствующую строку таблицы.
а) запятая перед союзом и;
б) запятая после союза и;
в) не нужны запятые ни перед союзом и, ни после союза и.
1. Жутко бывает ночью в горах, когда над головой бушует гроза и огненной чертой молния крошит свод черного неба. (Г.Федосеев)
2. Бирюк останавливался только изредка и для того, чтобы прислушиваться к стуку. (И.Тургенев)
3. Мы спустились в долину и как только нашли воду, тотчас же остановились среди дубового мелколесья. (В.Арсеньев)
4. В ожидании ужина мы сидели у костра, наблюдая, как на реке угасает последний отсвет мутного заката и прислушиваясь к порывистому дыханию переката у изголовья заводи. (Г.Федосеев)
5. Я пошел быстро, почти побежал и когда очутился на окраине тихой деревушки, перевел дух и утер испарину со лба. (В.Астафьев)
6. Помедли, осень, покажи мне желтых листьев виражи, дай убедиться не спеша, как тишина твоя свежа и как бездонна неба синь над жарким пламенем осин. (Л.Татьяничева)
7. Мы с сыном сидели на полу и недоуменно глядя друг на друга, гадали, куда запропастился ежик. (В.Астафьев)
8. Мысль, что его товарищи будут участвовать в сражениях, а он обречен на прозябание в тылу и что ничем этого не поправишь, была для него так горька, что, когда комиссар читал газеты, Алексей закрывался с головой одеялом, чтобы ничего не слышать. (Б.Полевой)
9. На задаваемые вопросы он (Дерсу) объяснял, что, если в тихую погоду туман поднимается кверху и если при этом бывает сильное эхо, непременно надо ждать затяжного дождя. (В.Арсеньев)
10. Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях и хотя слова ее были привычными, у Сабурова вдруг защемило сердце. (К.Симонов)
11. Как только солнце начинает греть по-летнему и земля обсохнет после весеннего разлива, нам не сидится на месте. (М.Пришвин)
12. Он (кот) давно сидит тут и как только я вношу чайник, с добрым криком бросается ко мне. (М.Пришвин)
13. Тогда я заметил, что ветер несет на меня опилки и они тут же ложатся дорожкой в направлении ветра. (М.Пришвин)
14. Варвара Гавриловна положила письмо на печку в кухне, чтобы оно просохло и снова села на табурет. (К.Паустовский)
15. Я выезжаю отсюда через неделю и как только прибуду в Петербург, дам вам знать. (И.Тургенев)
16. Все пошли в ту комнату, откуда несшийся запах давно начинал приятным образом щекотать ноздри гостей и куда уже Собакевич давно заглядывал в дверь. (Н.Гоголь)
17. Он обхватил стакан обеими руками, чтобы согреть пальцы и долго молчал. (К.Паустовский)
18. Мы вошли в наш двор, где нас тихонько окликнули дежурные и пошли в самый дальний конец. (В.Драгунский)
19. Сережка догадывался, что его пытаются разглядеть через окно и нарочно стал так близко к двери, чтобы его нельзя было увидеть. (А.Фадеев)
20. Помню время, когда работа на заводе приостановилась и отец уехал из дому искать счастья. (С.Маршак)
Источник