Занятие № 47
Уважаемый одиннадцатиклассник (и девятиклассник)!
Чтение предложений с готовыми фрагментами анализа способствует развитию навыков синтаксической характеристики предложения. Советуем в ходе подготовки к ЕГЭ (и ГИА) читать сложноподчинённые предложения, обращая особое внимание на все элементы анализа:
- схемы : [ ], ( ); ( ) , [ ]; [ , ( ), ];
- выделенные союзы;
- вопросы
Перед Вами примеры сложноподчинённых предложений с ПРИДАТОЧНЫМИ ВРЕМЕНИ , в которых обозначены
- [ ] — главное предложение (главная часть)
- ( ) — придаточное предложение (придаточная часть) присоединяется с помощью союза когда
- вопрос, который можно задать к придаточному предложению, — когда ?
- сложноподчинённое предложение соответствует схеме: [ ], ( ).
__________________________________________________________________________________________________________________________
1.[ Родная земля становится бесконечно дорогой ], → когда? → ( когда радость бытия сливается с чувством долга перед людьми, отстоявшими красоту). (В.Сухомлинский).
2.[ Обоз весь день простоял у реки и тронулся с места ], → когда? → ( когда садилось солнце). (А.Чехов).
3.[ Павлик проснулся ], → когда? → ( когда солнечный квадрат окна подобрался к его глазам). (Ю.Нагибин).
4.[ Как будто и ветра не было ], → когда? → ( когда первые огромные тучи снега стали срываться с вершин и кружиться, поднимаясь всё выше и выше). (В.Каверин).
5.[ Воздух мы замечаем тогда ], → когда? → ( когда его начинает не хватать). (В.Солоухин).
6.[ Конечно , я был взволнован ], → когда? → ( когда впервые приступил к изучению древнерусских рукописей, хранящихся в московских архивах и библиотеках). (По Р.Пересветову).
7.[ Очнулся он ], → когда? → ( когда солнце уже стояло высоко). (А.Гайдар).
8.[ Я вернусь, → когда? → ( когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад). (С.Есенин).
9.[ Солнце уже садилось ], → когда? → ( когда я, наконец, выбрался из леса и увидел перед собой небольшое село). (И.Тургенев).
10.[ Уже восток начинал бледнеть ], → когда? → ( когда я заснул). (М.Лермонтов).
*** Перед Вами примеры сложноподчинённых предложений с ПРИДАТОЧНЫМИ ВРЕМЕНИ , в которых обозначены
- [ ] — главное предложение (главная часть)
- ( ) — придаточное предложение (придаточная часть) присоединяется с помощью союза когда
- вопрос, который можно задать к придаточному предложению, — когда ?
- сложноподчинённое предложение соответствует схеме: ( ), [ ].
1.( Когда отливался большой колокол), ← когда? ← [ то летописец заносил это событие в свою хронику, не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела ]. (Е.Осетров).
2.( Когда художник Василий Иванович Суриков приступил к работе над «Боярыней Морозовой»), ← когда? ← [он прочитал много книг на эту тему, изучал памятники старины в музеях, ходил по Москве и жадно всматривался в Кремль, в храм Василия Блаженного ]. (По Е.Каменевой).
3.( Когда Л.Толстой вернулся с Крымской войны), ← когда? ← [ он открыл в Ясной Поляне школу и содействовал организации ряда школ в Тульской и Орловской губерниях ].
4.( Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу), ← когда? ← [ это невольно влечёт за собой обмен мыслями ]. (С.Львов).
5.( Когда Великая Отечественная война пришла в Ясную Поляну), ← когда? ← [ большинство экспонатов было вывезено ].(Из журнала «Отечество»).
6.( Когда юноши и девушки нашей страны оканчивают среднюю школу), ← когда? ← [ они обыкновенно попадают в положение этаких «витязей на распутье» ]. (Л.Успенский).
7.( Когда мы пересекали Восточную Пруссию), ← когда? ← [ видел я колонны возвращающихся пленных ]. (А.Солженицын).
8.( Когда солнце прощается с летом), ← когда? ← [ краски памяти так пестры ]. (В.Яковенко).
9.( Когда они переходили мост через Оку), ← когда? ← [ утренний туман ещё сливал воедино небо и воду, превращая весь мир в сплошное серо-голубое небо ]. (А.Рыбаков).
10.( Когда солнце поднимается над лугами), ← когда? ← [ я невольно улыбаюсь от радости ]. (М.Горький).
11.( Когда стало совсем темно), ← когда? ← [ Каштанкою овладели отчаяние и ужас ]. (А.Чехов).
12.( Когда в комнате мало-мальски согрелось), ← когда? ← [ я записал свои наблюдения зимы ]. (М.Пришвин).
13.( Когда поехали дальше), ← когда? ← [ дождь разошелся уже по-настоящему ]. (И.Бунин).
14.( Когда наступит вечер длинный, объятый таинством немым), ← когда? ← [ иду один я в сад пустынный бродить с раздумием моим ]. (П.Вяземский).
15.( Когда они возвращались домой), ← когда? ← [ то ещё издали услышали музыку и хоровые песни ]. (А.Гайдар.)
16.( Когда я открыл окно), ← когда? ← [ моя комната наполнилась ароматом цветов ]. (М.Лермонтов).
17. Когда наступает весна), ← когда? ← [ молодеют, краснеют стволы ]. (С.Маршак).
18.( Когда они переходили мост через Оку), ← когда? ← [ утренний туман ещё сливал воедино небо и воду, превращая весь мир в сплошное серо-голубое небо ]. (А.Рыбаков).
19.( Когда пришла пора), ← когда? ← [ я стал охотиться с Яриком на тетеревов ]. (М.Пришвин).
20.( Когда я писал этот рассказ), ← когда? ← [ всё время старался сохранить в себе ощущение холодного ветра с ночных гор ]. (К.Паустовский).
21.( Когда мальчик принёс Ване завтрак), ← когда? ← [ он застал его ещё плачущим ]. (К.Паустовский).
22.( Когда служба кончилась), ← когда? ← [ было без четверти двенадцать ]. (А.Чехов).
*** Перед Вами примеры сложноподчинённых предложений с ПРИДАТОЧНЫМИ ВРЕМЕНИ , в которых обозначены
- [ ] — главное предложение (главная часть)
- ( ) — придаточное предложение (придаточная часть) присоединяется с помощью союза когда
- вопрос, который можно задать к придаточному предложению, — когда ?
- сложноподчинённое предложение соответствует схеме: [ , ( ), ].
1.[ Позднее, → когда? → ( когда появились моторные лодки), перевозчики хорошо зарабатывали ]. (В.Екимов).
2.[ Ветки деревьев казались мохнатыми и, ( когда набегал ветерок), ← когда? ← слегка шумели первым зелёным шумом ]. (Г.Скребицкий).
3.[ Через много лет, ( когда имя Грина будет произноситься с любовью), ← когда? ← люди вспомнят об этой могиле ]. (К.Паустовский).
*** Перед Вами примеры сложноподчинённых предложений с ПРИДАТОЧНЫМИ ВРЕМЕНИ , в которых обозначены
- [ ] — главное предложение (главная часть)
- ( ) — придаточное предложение (придаточная часть) присоединяется с помощью союзов: пока, покуда, покамест
- вопросы, которые можно задать к придаточному предложению, — как долго ? до каких пор?
- сложноподчинённое предложение соответствует схеме: [ ], ( ); ( ), [ ]
1.[ Дедушка приказал не будить Танюшу до тех пор ], → до каких пор? → ( пока сама не проснётся). (В.Аксаков).
2.[ Я шёл в глубь лесного массива ], → как долго? → ( пока не услышал шум мотора). (К.Паустовский).
3.[ Вы кладёте на ладонь с десяток камешков и пальцем долго перекатываете их с места на место ], → как долго? → ( пока не остановите свой выбор на трёх…) (По В.Солоухину).
4.[ Пришлось мне сидеть на месте до тех пор ], → до каких пор? → ( пока рана на ноге не зажила). (В.Арсеньев).
5.[ Я глядел вслед синице ], → как долго?до каких пор? → ( пока она не исчезла). (К.Федин).
6.[ Давай молчать с тобой ], → как долго? до каких пор? → ( покуда не ворвётся день в недолгий наш покой). (Б.Смоленский).
7.( Пока молоды, сильны и бодры), ← до каких пор? ← [ не уставайте делать добро ]. (А.Чехов).
8.( Пока возились с лошадьми и разбирали сёдла), ← когда? ← [ кто-то успел уже разложить костёр и повесить над огнём чайник ]. (В.Арсеньев).
9.( Покамест слуги управлялись и возились), ← когда? ← [господин отправился в общую залу ]. (Н.Гоголь).
Перед Вами примеры сложноподчинённых предложений с ПРИДАТОЧНЫМИ ВРЕМЕНИ , в которых обозначены
- [ ] — главное предложение (главная часть)
- ( ) — придаточное предложение (придаточная часть) присоединяется с помощью союзов: лишь, лишь только, только, как только, едва, в то время как, до тех пор пока
- вопрос, который можно задать к придаточному предложению, — когда?
- сложноподчинённое предложение соответствует схеме: [ ], ( ); ( ), [ ]; [ ,( ), ].
1.[ По синим волнам океана, ( лишь звёзды блеснут в небесах), ← когда? ← корабль одинокий несётся, несётся на всех парусах ]. (М.Лермонтов).
2.( Лишь только солнце скрылось за горизонтом), ← когда? ← [сразу подул резкий, холодный ветер ]. (В.Арсеньев).
3.( Как только мы заходили за какую-нибудь вершину), ← когда? ← [ шум моря замирал ]. (В.Арсеньев).
4 .Как только мы углубились в лес), ← когда? ← [ тотчас же пришлось пустить в дело топоры ]. (В.Арсеньев).
5.( Как только в лесу сойдёт снег), ← когда? ← [ набухают на берёзах смолистые почки ]. (И.Соколов-Микитов).
6.( Как только прекращалась пурга), ← когда? ← [ охотники выходили в море ]. (Г.Семушкин).
7. Как только наставало утро), ← когда? ← [ пение дверей раздавалось по всему дому ]. (Н.Гоголь).
8.( Только мы разошлись на обед), ← когда? ← [ как вдруг снаружи донёсся звон колокольчика ]. (А.Чехов).
9.[ Мы спустились в долину и, (как только нашли воду), ← когда? ← тотчас остановились ]. (В.Арсеньев).
10.[Утром, ( только мы отошли от бивака), ← когда? ← тотчас же наткнулись на тропу ]. (В.Арсеньев).
( Едва апрельское солнце начинало вытапливать с крыш большие серебряные сосульки), ← когда? ← [ ребячья ватага играла в бабки ]. (В.Белов).
11.( Едва начал брезжить рассвет), ← когда? ← [ а мы уже проснулись и вышли на улицу ]. (В.Солоухин).
12.[ В середине марта, ( едва начинается капель), ← когда? ← всё оживает от предчувствия близкой весны ]. (С.Крутилин).
13.( В то время как она выходила из гостиной), ← когда? ← [ в передней послышался звонок ]. (Л.Толстой).
14.( В то время как я вздремнул), ← когда? ← [ взошла луна ]. (Л.Толстой).
15. (В то время как на берегу моря бывает пасмурно и сыро), ← когда? ← [ в горах ясно, сухо и тепло ]. (В.Арсеньев).
16.[ И лосёнок , спину выгибая, ( до тех пор пока я видеть мог), ← до каких пор? ← всё порхал, как бабочка лесная, у огромных материнских ног ]. (М.Шутов).
17.( До техпор пока не узнаешь горя), ← до каких пор? ← [ не станешь взрослым ]. (К.Федин).
Для подготовки к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК. СБОРНИК № 1».
Автор-составитель — учитель русского языка и литературы, автор-разработчик сайта «Егэтека» Помелова Галина Николаевна.
Подробные инструкции как воспользоваться сборником здесь
Источник
Сложноподчиненные предложения с придаточными времени
Придаточные предложения времени указывают на время действия в главном предложении и отвечают на вопросы когда? С каких пор? До каких пор? Они относятся ко всему главному предложению и связываются с ним союзами когда, пока, как только, с тех пор, в то время как и др. Например: Утром, когда Никита проснулся, на дворе было уже светло. Солнце уже садилось, когда я выбрался из леса. Пока я шел, край неба заалел. Как только солнце скрылось за горизонтом, сразу подул резкий холодный ветер.
Содержимое разработки
Класс: 9 «Ә». Русский язык. Дата: 24 .11.2016
Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными времени
1. находить СПП с придаточными времени в тексте;
2. знать, на какие вопросы они отвечают;
3. правильно расставлять знаки препинания.
Тип урока : изучение новых знаний и способов действия
Форма организации урока : практическое занятие
Оборудование: учебное пособие
I. Организационный момент.
— поздороваться с учениками;
— проверка принадлежности учащихся.
II. Проверка домашнего задания.
1 На какие виды делится сложное предложение (союзные и бессоюзное)
2 Средства связи в сложных предложениях (союзы, союзные слова и интонация) (средства связи-интонация)
3На какие группы делятся союзные предложения (сложносочиненные и сложноподчиненные)
4Какими союзами соединяются части этих предложении (сочинительными и подчинительными)
5.На какие группы делятся сочинительные союзы (соединительные разделительные и противительные)
6. Из каких неравноправных частей состоит СПП ( из главного и придаточного предложения)
7. Виды придаточных предложении ( Обстоятельственными, изъяснительными и определительными)
ІІІ. Изучение нового материала
Сегодня мы с вами продолжим изучать тему спп с придаточными време н и . Запишите число и тему урока.
Придаточные предложения времени указывают на время действия в главном предложении и отвечают на вопросы когда? С каких пор? До каких пор? Они относятся ко всему главному предложению и связываются с ним союзами когда, пока, как только, с тех пор, в то время как и др. Например: Утром, когда Никита проснулся, на дворе было уже светло. Солнце уже садилось, когда я выбрался из леса. Пока я шел, край неба заалел. Как только солнце скрылось за горизонтом, сразу подул резкий холодный ветер.
Иногда в главном предложении может быть указательное слово тогда. Например: она проснулась тогда, когда в избе было совсем светло.
Придаточное предложение времени может стоять впереди, после и в середине главного. Например: как только стало светать, мы двинулись дальше. Деревья жалобно шумели, когда настали холода. От земли, когда наступили сумерки, стал подниматься туман.
ІV. Закрепление нового материала.
V. Домашнее задание. Упражнение 128, 130. Выучить правилу на стр. 100-101
Источник