Меню

Как ты понимаешь название сказки кладовая солнца

Смысл названия сказки-были кладовая солнца?

В название “Кладовая солнца” автор вкладывает большое значение.
Пришвин был агрономом, биохимиком, исследователем, следил за развитием современной ему науки.
В «Кладовой солнца» он выступил не просто как писатель, но и как просветитель.
В простой и ясной форме автор рассказывает о серьёзных естественнонаучных открытиях.
Солнце отдаёт своё тепло растениям, растения отмирают и падают на дно болота, и там накапливается постепенно слой торфа.
Торф — это природное богатство, которое жизнь на земле копила веками.
…Всё Блудово болото, со всеми своими огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца. Горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало своё тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его как наследство другим растениям… Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца как торф достаётся человеку от солнца в наследство.
Целебная клюква, деревья и травы, животные и птицы этого болота — это тоже кладовая природы.
Главная идея в том, что природа — это огромная кладовая, и человек должен научиться пользовать природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества.
Название «Кладовая солнца» вполне соответствует этой идее.

1.Смысл названия заключается в том что природа очень богата разными ресурсами. Например как описывается в рассказе о торфе.

2. Природа это кладовая. Везде слышны звуки. Звуки пении птиц, звуки шелеста листвы, звуки воя волка, звуки лаяния собаки и звуки бегущего зайца.

Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека» .
Если бы Пришвин назвал рассказ «Друг человека» , то весь акцент перенёс бы на образ собаки, которая спасла мальчика. Но главная идея рассказа в том, что природа — это огромная кладовая, и человек должен научиться пользовать природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества. Название «Кладовая солнца» вполне соответствует этой идее.

С одной стороны, это сказочное место, где под ногами трясина, растут ёлочки-старушки, летает ворон, говорящий на своём языке, болото, враждебное человеку. С другой стороны, автор говорит от имени разведчиков природных богатств, что Блудово болото “со всеми огромными запасами горючего торфа есть кладовая солнца”.
“Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достаётся человеку в наследство”.

В словосочетание “кладовая солнца” автор вкладывает большое значение. Вновь вспомним о том, что Пришвин был агрономом, биохимиком, исследователем, следил за развитием современной ему науки. В «Кладовой солнца» он выступил не просто как писатель, но и как просветитель. В простой и ясной форме автор рассказывает о серьёзных естественнонаучных открытиях. Солнце отдаёт своё тепло растениям, растения отмирают и падают на дно болота, и там накапливается постепенно слой торфа. Торф — это природное богатство, которое жизнь на земле копила веками. Но целебная клюква, деревья и травы, животные и птицы этого болота — это тоже кладовая природы. дааа

Спасибо за вопрос. «Кладовая солнца» — это произведение, жанр которого сам М. Пришвин определил как сказка-быль.
Название произведения метафоричное. Отсылает нас к устному народному творчеству, к волшебным сказкам.
Действие произведения происходит возле «Блудова болота» в районе города Переяславль-Зелесского. Время — период Великой Отечественной войны.
Главные герои — дети, Митраша и Настя, которые отправились в лес за клюквой. Дети находят место, где огромные залежи торфа.
В те годы торф был очень важен. Ведь его использовали в качестве топлива.
Важную роль играют несколько историй, включенных в это произведение. История старого охотника Антипыча, который ищет ответ на вопрос «Что есть правда?»; история Травки, которой трудно было привыкать к дикой жизни; история о том, как природа предупреждает Митрашу об опасности.

Произведение пронизано любовью к природе, к её богатствам.

Пришвин — автор, который в своих произведениях воспевает природу. И это произведение не стало исключением. Кладовой солнца, конечно, здесь он называет не только залежи торфа, но и говорит о людях, их душевном богатстве. Залежи торфа — кладовая солнца, жизнь многих поколений — кладовая душевного тепла.

«Кладовая солнца» — это произведение, жанр которого сам М. Пришвин определил как сказка-быль.
Название произведения метафоричное. Отсылает нас к устному народному творчеству, к волшебным сказкам.
Действие произведения происходит возле «Блудова болота» в районе города Переяславль-Зелесского. Время — период Великой Отечественной войны.
Главные герои — дети, Митраша и Настя, которые отправились в лес за клюквой. Дети находят место, где огромные залежи торфа.
В те годы торф был очень важен. Ведь его использовали в качестве топлива.
Важную роль играют несколько историй, включенных в это произведение. История старого охотника Антипыча, который ищет ответ на вопрос «Что есть правда?»; история Травки, которой трудно было привыкать к дикой жизни; история о том, как природа предупреждает Митрашу об опасности.

Произведение пронизано любовью к природе, к её богатствам.

Пришвин — автор, который в своих произведениях воспевает природу. И это произведение не стало исключением. Кладовой солнца, конечно, здесь он называет не только залежи торфа, но и говорит о людях, их душевном богатстве. Залежи торфа — кладовая солнца, жизнь многих поколений — кладовая душевного тепла.

Источник

Напишите пожалуйста сочинение Тема: как я понимаю название сказки-были «Кладовая солнца». Надо срочно.

Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека» .
Если бы Пришвин назвал рассказ «Друг человека» , то весь акцент перенёс бы на образ собаки, которая спасла мальчика. Но главная идея рассказа в том, что природа — это огромная кладовая, и человек должен научиться пользовать природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества. Название «Кладовая солнца» вполне соответствует этой идее.

С одной стороны, это сказочное место, где под ногами трясина, растут ёлочки-старушки, летает ворон, говорящий на своём языке, болото, враждебное человеку. С другой стороны, автор говорит от имени разведчиков природных богатств, что Блудово болото “со всеми огромными запасами горючего торфа есть кладовая солнца”.
“Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достаётся человеку в наследство”.

В словосочетание “кладовая солнца” автор вкладывает большое значение. Вновь вспомним о том, что Пришвин был агрономом, биохимиком, исследователем, следил за развитием современной ему науки. В «Кладовой солнца» он выступил не просто как писатель, но и как просветитель. В простой и ясной форме автор рассказывает о серьёзных естественнонаучных открытиях. Солнце отдаёт своё тепло растениям, растения отмирают и падают на дно болота, и там накапливается постепенно слой торфа. Торф — это природное богатство, которое жизнь на земле копила веками. Но целебная клюква, деревья и травы, животные и птицы этого болота — это тоже кладовая природы.

Источник

Смысл рассказа «Кладовая солнца» Пришвина

М.М. Пришвин сам определил жанр своего произведения «Кладовая солнца» — сказка-быль. Это произведение наполнено душевной теплотой, чистотой и нежностью. Именно М.М. Пришвин выделяется среди авторов своим особенным отношением к природе. Но что означает понятие «кладовая солнца»? Попробуем разобраться, какой истинный глубокий смысл заложил автор в своё произведение.

Смысл названия рассказа «Кладовая солнца»

Заглавие книги «Кладовая солнца» метафорично. Это своеобразный отсыл читателей к чудесным сказкам и волшебному устному народному творчеству. Кладовая солнца в одноименном рассказе символизирует огромные залежи торфа, найденные детьми. Для жителей того сложного времени это были невероятные богатства.

Однако кладовая солнца говорит не только об источнике света и тепла. Это собирательный образ внутреннего богатства человека. Простые люди имели чувство сострадания к ближнему, они не завидовали успехам другого. Персонажи стремились жить в согласии не только со всем обществом, но и с самим собой. Смысл заглавия рассказа «Кладовая солнца» в том, чтобы показать добрые помыслы и душевное отношение к каждому.

Смысл произведения «Кладовая солнца»

События рассказа «Кладовая солнца» разворачиваются недалеко от городка Переяславль-Залесского. В книге описан тяжёлый период Второй мировой войны. Главные персонажи произведения — дети с их чистыми помыслами и большими ясными глазами. Герои решили сходить недалёко в лес за клюквой. Именно там они и наткнулись на залежи торфа огромных размеров. В те сложные времена торф являлся источником тепла. Находка маленьких персонажей была очень важной и ценной. Теперь в посёлке можно было не волноваться по поводу тепла. Торф был отличным средством для добывания огня.

Однако эта сказка-быль не только рассказывает об удивительной и полезной находке. В произведение включено несколько невероятных историй, представляющих определённую значимость. Из рассказа старого охотника мы узнаем вопрос, который его больше всего волнует. «Что есть правда?» Действительно, эта тема остается актуальной и в наше время.

Смысл произведения «Кладовая солнца» заключается в раскрытии понятий «любовь к ближнему» и «любовь к природе». Автор считал, что мы живет в чудесном мире, который таит в себе огромные богатства. Важно только научиться правильно ими пользоваться. Нельзя пренебрегать предупреждающими об опасности знаками природы. Нужно прислушиваться к дуновению ветра, внимательно следить за капельками росы и с уважением относиться в животному миру.

Читайте также:  Кладовая солнца тематическое планирование

Смысл книги «Кладовая солнца»в том, чтобы показаться читателю, что природа является нашим другом. Только при условии любви к окружающему миру мы можем построить доброе искреннее общество, которое будет чтить свои корни. Человек не может существовать вне природы. Несмотря на новейшие технологии, прогресс и последние разработки мы тесно связаны с окружающим миром. Эту связь никогда нельзя обрывать. Иначе мы погубим источник всей нашей жизни.

Это произведение раскрывает истинные ценности, которые актуальны во все времена. Автор чётко описывает человеческие качества, которые помогают людям оставаться людьми. Доброта, взаимопомощь, участие, сострадание. В душе человека не должно остаться места для равнодушия, недоверия, неприязни, зависти.

Смысл финала произведения «Кладовая солнца»

Книга «Кладовая солнца» насквозь пронизана любовью к природному миру. М.М. Пришвин — автор, который не оставляет без внимание ни одно явление. Он холит, уважает природу. Автор рассчитывает, что с помощью своих рассказов он заставит людей пересмотреть свои взгляды на жизнь и на окружающий мир.

В финале произведения маленькие герои нашли несметные богатства в виде залежей торфа. Кажется, это просто топливо. Но для жителей военного времени торф являлся кусочком солнца. Топливо было источником жизни. Люди очень трепетно и бережно относились к природе, и она отвечала им тем же. Смысл финала произведения «Кладовая солнца» заключается в том, чтобы научить людей верить в чудеса. Иногда для счастья необходимо так мало, а мы упорно этого не замечаем. Людям нужно быть ближе к природе, ценить то, что она нам преподносит. Именно в этом случае наше существование будет обречено на радость и успех.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 2.7 / 5. Количество оценок: 3

Источник

почему произведение пришвина называется Кладовая солнца. почему у сказки такое название?

Если бы Пришвин назвал рассказ «Друг человека» , то весь акцент перенёс бы на образ собаки, которая спасла мальчика. Но главная идея рассказа в том, что природа — это огромная кладовая, и человек должен научиться пользовать природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества. Название «Кладовая солнца» вполне соответствует этой идее.

«Кладовая солнца» — одно из лучших произведений русской литературы для детей. Сказку-быль «Кладовая солнца» Пришвин написал в 1945 году, сразу после окончания Великой Отечественной войны. “Сказка-быль” — это жанровое определение произведения. Сказка — это повествование, основанное на вымысле. Быль — это история о том, что действительно было. Пришвин подчёркивает, что в его произведении вымысел переплетается с реальностью. Возможно, автор хотел, чтобы читатели воспринимали это повествование не просто как историю о двух детях, которые заблудились, но и в более широком смысле.
В словосочетание “кладовая солнца” автор вкладывает большое значение. Вспомним о том, что Пришвин был агрономом, биохимиком, исследователем, следил за развитием современной ему науки. В «Кладовой солнца» он выступил не просто как писатель, но и как просветитель. В простой и ясной форме автор рассказывает о серьёзных естественнонаучных открытиях. Солнце отдаёт своё тепло растениям, растения отмирают и падают на дно болота, и там накапливается постепенно слой торфа. Торф — это природное богатство, которое жизнь на земле копила веками. Но целебная клюква, деревья и травы, животные и птицы этого болота — это тоже кладовая природы.
Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека» .
Если бы Пришвин назвал рассказ «Друг человека» , то весь акцент перенёс бы на образ собаки, которая спасла мальчика. Но главная идея рассказа в том, что природа — это огромная кладовая, и человек должен научиться пользовать природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества. Название «Кладовая солнца» вполне соответствует этой идее.

Источник

Кладовая солнца анализ произведения. Урок литературы на тему»Смысл названия сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» Смысл название сказки были кладовая солнца

Скачать:

Предварительный просмотр:

Метафорический смысл названия сказки М.М.Пришвина

(урок литературы в 6 классе)

Цели урока : показать метафорический смысл сказки-были; раскрыть замысел писателя – показать единство человека и природы.

Оборудование : портрет писателя, рисунки-иллюстрации учеников, презентация к уроку.

Методические приемы : рассказ учителя, беседа по вопросам, пересказ учащимися эпизодов повести; сообщения учащихся, тестирование.

  1. Слово учителя . «Кладовая солнца» — необычно название, волшебное. Это, как определяет автор, сказка-быль. Слайд 1 – тема урока.
  2. Беседа по вопросам.

Где и когда происходит действие?

(Действие происходит в селе, в районе города Переславль-Залесского, во время Великой Отечественной войны – «возле Блудова болота»).

  1. Устное рисование. Какими вы видите главных героев сказки-были? (Рассказы учащихся о Насте и Митраше (с рисунками-иллюстрациями). Слайды 4-5.
  2. Сообщение с элементами пересказа. Куда и зачем отправились брат и сестра? Сообщение ученика о ягоде клюкве с включением описаний из сказки. Слайд 7.
  3. Наблюдение над художественными средствами, использованными в описании природы и тетерева-косача. Слайды 7-8.
  4. Проверка домашнего задания: пересказ эпизодов.

— история про лесника, старого охотника Антипыча. Главная мысль – вопрос о том, «что есть правда, какая она, где живёт и как её найти».

— история Травки – «ужасное несчастье в жизни Травки». Главная мысль – почему Травке трудно было привыкать к дикой жизни? Слайд 9.

— эпизод «Митраша в беде». Как природа предупреждала мальчика об опасности? Митраше? Слайд 10.

— эпизод «Приключения Насти в лесу». Почему Настя забыла о брате? Как животные реагируют на появление детей в лесу? Слайд 11.

7. Слово учителя . В конце сказки-были Пришвин восклицает: «Вот какие богатства скрыты в наших болотах!» Это, конечно, не только о торфе. Это, прежде всего, о людях, их душевном богатстве. Как торф – «кладовая солнца», то есть жизни, так человеческая жизнь многих поколений – кладовая душевного тепла, любви.

Что нового мы узнаем о детях? (рассказ о возвращении Насти и Митраши в деревню, о помощи больным, ослабленным ленинградским детям). Слайд 12.

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

9. Домашнее задание : подготовиться к тестированию.

Тест по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

  1. Жанр произведения: а) рассказ, б) роман в) сказка г) сказка-быль.
  2. В произведении описываются события

А) времени первой мировой войны

Б) периода Великой Отечественной войны

3. Тема произведения:

А) единство человека и природы

Б) взаимоотношения между людьми

В) размышления о том, насколько природа выше человека и человеческих страстей

4. Повествование ведется от лица

А) Митраши и Насти

В) жителей деревни

5. Рассказчики считают, что в дружбе Насти и Митраши было

А) прекрасное равенство

Б) бесспорное первенство сестры

В) преимущество брата

6. Елань (топкое место в болоте) называлась Слепою, потому что

А) люди, попав в неё, теряли зрение

Б) здесь раньше росли цветы, которые народ именовал «куриной слепотой»

В) внешне она никак не отличалась от остального болота

7. В предложении: «Могучие стволы соснового бора стали как зажжённые свечи великого храма природы» — автор использовал

8. Рассказ о тетереве-косаче («Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост») представляет собой

9. Закон жизни в лесу, отвергнутый Травкой, требовал от диких зверей жить для

10. Человеческая правда, которую Антипыч «перешепнул» Травке,- это правда

А) принципа «Один за всех и все за одного»

Б) вековечной суровой борьбы людей за любовь

В) слов «Мы с тобой одной крови: ты и я»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема: Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.Пришвина «Кладовая солнца». работа с текстом

2 слайд

3 слайд

Композиция – построение произведения. Экспозиция (обрисовка положения действующих лиц, в которм они находятся до начала действия), 1. завязка (событие, знаменующее начало развития действия), 2.развитие действия (система событий, подводящих к кульминации, кульминация (момент наивысшего действия), 3.развязка (один из элементов сюжета, заключительный момент в развитии действия в художественном произведении)

4 слайд

Сказка-быль Пришвин сам определил жанр своего произведения – сказка-быль. Что это такое? — Где и когда происходит действие, похожа ли «Кладовая солнца» на настоящую сказку? Есть ли в ней зачин? Вспомним, из каких частей состоит сказка, чем она отличается от рассказа.

5 слайд

Композиция сказки: 1. Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”). 2. Основная часть 3. Концовка. (“Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”). Особенность сказки троичность повторов: три дороги, три брата 33 года и т.д. присказки: «и я там был Стали они жить-поживать и добра наживать» постоянные эпитеты мотив «запрета», переход границы в «чужой мир» (нарушение запрета), испытание, возвращение домой.

Читайте также:  Солнце телеком личный кабинет зарегистрироваться

6 слайд

Работа в группах Задание: 1 ряд называет сказочные мотивы, 2 ряд – черты реалистического повествования, 3 ряд обсудит, почему писатель соединил сказочное и реальное в произведении. Что он хотел сказать людям? Внимание: подсказка

7 слайд

Смысл названия произведения сказка-быль Сказочные элементы в произведении Пришвина не более, но и не менее сказочны, чем все остальные образы произведения. Следовательно, здесь все можно назвать сказкой и одновременно былью. Отметим и особенности стиля писателя: когда говорится о чем-то волшебном, Пришвин осторожно заметит: «кажется», «как будто», «похоже», а если речь идет о реальном, писатель обязательно подчеркивает волшебные свойства доброты и трудолюбия. В «Кладовой солнца» «быль и сказка никогда не становятся разными образами, разными компонентами повествования — они отчетливо ощутимы и абсолютно неразделимы в каждой детали текста»

8 слайд

сказка – это повествование, основанное на вымысле. сказочный зачин (брат и сестра пошли за ягодами и заблудились герои стоят перед выбором пути-испытания у камня: хороший или плохой путь выбрать. присутствие врага героя: в рассказе это волк, елочки-старушки, черный ворон. есть предмет-помощник – это компас. природа предостерегает о приближении опасности (елочки пугают героя, вороны и сороки трещат, предчувствуя наживу, природа хмурится, наблюдая за ссорой сестры и брата. добро побеждает зло, и в рассказе все заканчивается благополучно. название болота – Блудово – от слова «заблуждаться», «скитаться в поисках истины». Так и наши герои искали и нашли истину, преодолев все испытания этого враждебного человеку места. поучительный смысл «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»: надо жить дружно, заботиться друг о друге. Самая большая правда «есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь». Эту правду герои поняли в конце своего пути-испытания.

9 слайд

Быль – это история о том, что действительно было. В начале рассказа писатель рисует голодную, трудовую, сиротливую послевоенную жизнь русских людей. Называет реально существующий город Переяславль-Залесский и торфяное месторождение, где работают геологи. В простой и ясной форме Пришвин рассказывает о серьезных естественнонаучных открытиях: «Солнце отдает свое тепло растениям, умершие и упавшие в болото, они скапливают эту энергию и образуют горючее вещество – торф. Герои рассказа Настя и Митраша выходят победителями из этой истории не потому, что им помогали волшебные существа и предметы, а потому, что они прислушивались к советам старших, любили и знали природу, повадки животных. Урок, который вынесли ребята из похода за клюквой, есть главный закон жизни на земле, залог счастья.

10 слайд

Автор хотел, чтобы читатели воспринимали это повествование не просто как историю, произошедшую с конкретными детьми, но и в более широком, обобщенном, символическом смысле. В конце сказки-были Пришвин восклицает: «Вот какие богатства скрыты в наших болотах!» Это, конечно, не только о торфе. Это, прежде всего, о людях, их душевном богатстве. Человеческая жизнь – это кладовая душевного тепла, любви. Писатель показывает, что важнейший смысл «правды жизни» заключается в единстве человека и природы, в родственном, мудром отношении к ней человека. Рассказ «Кладовая солнца» заставляет нас задуматься над многими вопросами: в чем смысл жизни человека, как нужно относиться к природе и животным, где граница между добром и злом. Чтобы, прочитав это произведение, люди стали чуточку добрее, поняли, как нужно относиться к природе и животным, не нужно быть легкомысленными и равнодушными.

11 слайд

Работа в парах Составление плана произведения Озаглавь части произведения. Можно составить простой план, а можно- цитатный план.

12 слайд

План сказки – были «Кладовая солнца»: а) Жизнь Насти и Митраши после смерти родителей. б) За клюквой. в) Восход солнца в лесу; уЛежачего камня. г) История Травки. д) Блудово болото. е) Путь Митраши. ж) Путь Насти. з) Закат солнца в лесу. и) Спасение Митраши. к) Счастливый конец. Какой из пунктов предложенного плана вы назвали по-другому? Сравни с цитатным планом:

13 слайд

1. «В одном селе, возле Блудова болота, . осиротело двое детей. ». 2. «Митраша и Настя стали собираться за клюквой 3. «Сюда, к Лежачему камню, пришли дети. ». 4. «Ужасное несчастье в жизни Травки». 5. «Не зная броду. Митраша прямо полез в Слепую елань». 7. Насте «захотелось идти по набитой тропе». 8. «День кончился. последним легким дыханием». 9. «У маленького человека в словах не только дружба и радость была, . а таился и хитрый план своего спасения». 10.«Серый Помещик» окончил жизнь свою без всяких мучений». 11. «Охотники за сладкой клюквой идут из леса гуськом, и на плечах у них шест с тяжелой корзиной, и рядом с ними Травка. ».

14 слайд

Анализ сюжета сказки-были. Как называется самое напряженное место в развитии действия художественного произведения? — Какова кульминация в развитии действия «Кладовой солнца»?

15 слайд

Выразительное чтение эпизода спасения Митраши. — Проследите по тексту, как образ «кладовой солнца» соотносится с образом собаки — друга человека.

16 слайд

«Плач (ребенка) не могла выносить Травка», «хозяин любил ее, кормил и берег от волков», «собака сразу поняла человека», «увидела маленького человека и, забыв о зайце, остановилась», «скорее всего, это Антипыч» и др. Травка — результат созидательной деятельности прошлых поколений на пользу будущих. Люди, по мысли писателя, жили в сотворчестве с природой и тем самым утверждали человечность.

17 слайд

урока литературы в 5 классе

Печерской Людмилы Владимировны,

учителя русского языка и литературы МАОУ СШ №51 г. Липецка

Тема урока: СМЫСЛ НАЗВАНИЯ СКАЗКИ-БЫЛИ М.М.ПРИШВИНА «КЛАДОВАЯ СОЛНЦА»

Цель урока: помочь учащимся выявить смысл названия произведения великого писателя, тем самым приблизиться к замыслу автора, понять мысли, которые он хотел донести до читателей.

обучающие: работать над навыками (УУД) различных видов чтения: изучающим, просмотровым, помогающими понять содержание прочитанного, извлечь нужную информацию и изложить ее подробно, сжато или выборочно; развивать навыки анализа художественного текста;

развивающие: развивать внимание, коммуникативные навыки, позволяющими не только формулировать и излагать свое мнение, но и слушать и слышать других, работать над навыками выразительного чтения;

воспитательные: воспитание положительной мотивации к обучению, интереса к творчеству М.М.Пришвина, любви к родной природе и уважения к людям.

Тип урока: урок обобщения знаний по произведению.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Техническое оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор.

Содержание урока (деятельность учителя)

1. Формулирование темы и цели урока

Мы прочли удивительное произведение М.М.Пришвина «Кладовая солнца» и, заканчивая изучение сказки-были, должны понять, какие же мудрые мысли хотел донести до своих читателей автор.

Как вы понимаете слова М.М.Пришвина?

( Предполагаемый ответ) Человек и природа взаимосвязаны. Мы живем на земле, кормимся ее плодами, она дает на тепло и защиту. Солнце, и воздух, деревья и травы, животные и птицы – неотъемлемая часть человеческого существования. Но природа без человека обойтись может, а человек без природы нет. Без окружающего мира человек обречен. Его ждет неминуемая гибель, как физическая, так и духовная.

О чем же тогда сказка-быль: о природе или о людях?

Какова, во-вашему, тема нашего урока?

(после того, как тема названа, открыть слайд 3)

Какая цель стоит перед нами?

Дети пытаются формулировать тему и цель урока, после чего делают записи в тетрадь.

работа с текстом.

Начинаю со словарной работы – определения значения слова «кладовая»

Какое значение слова использовал автор?

Употребляется ли это словосочетание в тексте?

Значит, произведение посвящено богатства Блудова болота?

( Произведение о природе, в которой есть и болото, и лес, куда пришли Настя и Митраша ).

Как еще называет природу Пришвин?

Великий храм природы

Что же Настя и Митраша, а вместе с ними и читатели, увидели в этом храме? Перескажите близко к тексту отрывки – описание глухаря, лося, ягод (это было домашним заданием по выбору)

Почему внимательно наблюдают за происходящим в природе?

(Дети очарованы и чувствуют робость перед величием и красотой природы)

Почему природа – храм?

(После предполагаемых ответов читаем на слайде)

Что является божеством в этом храме? (солнце)

Прошу ребят объяснить, почему Пришвин называет солнце божеством и доказать свои мысли цитатами.

Найдите текстовые фрагменты 1 ряд – о Блудовом болоте, 2 ряд – о пне, приютившем насекомых и змею, 3 ряд – о заходе солнца («Последний порыв был, когда солнце погрузило…»)

Какие изобразительные средства языка использует автор, чтобы передать красоту природы?

Можно ли сказать, что природа живет в гармонии?

Что, по-вашему, нарушает эту гармонию?

(описание ели и сосны)

(Взаимоотношения людей. Люди тоже могут ссориться, соперничать, даже ненавидеть друг друга)

Предлагаю прочесть высказывание Пришвина на слайде.

Как вы понимаете это высказывание?

Значит, и в человеке есть гармония и красота. И, как в природе, в человеке срыты богатства.

Читайте также:  Тебе необходимо написать письмо благодарность солнцу

Какими богатствами наделены герои повести: Настя и Митраша, лесник Антипыч, соседи ребят, сам автор-рассказчик?

(Душевной добротой, отзывчивостью, любовью к родной природе, родной стране. Только эти богатства не сразу проявляются, они накапливаются в человеке, который не для себя живет, а стремится помочь другим, стремиться постичь красоту родной природы).

Читают определение, дают свое объяснение авторского выбора.

Выборочное чтение (отрывок о Блудовом болоте)

Подробно излагают отрывки, опираясь на иллюстрации – слайды 7-10, поправляют и дополняют ответы одноклассников.

Высказывают и обосновывают свое мнение.

Выразительное чтение отрывков, сопровождаемое показом слайдов.

Находят изобразительные средства, с помощью которых автор создает удивительные картины.

Выразительное чтение отрывка.

Дети сравнивают «ссору» деревьев с ссорой Насти и Митраши.

Учащиеся высказывают свои мнения.

Постарайтесь ответить на вопрос: только ли Блудово болото является «кладовой солнца»? В чем, по-вашему, заключается смысл названия сказки-были?

Обратимся к слайду.

Мир природы и человека – это и есть кладовая солнца, если сущностью этого мира является любовь, доброта, душевная красота и щедрость.

М.М.Пришвин – удивительный писатель, который открыл для нас мир природы и показал, как тесно связаны мы с этим миром.

Читаю слова писателя на слайде.

Учащиеся высказывают свое мнение, аргументируя его.

Запись в тетрадь смысла названия произведения.

Предлагаю подготовиться к уроку внеклассного чтения по рассказам М.М.Пришвина. Самостоятельно прочесть «Времена года» и подготовить близкий к тексту пересказ одной из зарисовок, нарисовать иллюстрацию.

5.Выставление оценок за урок.

Предлагаю учащимся самим оценить свою работу на уроке и работу своих товарищей, поправляю и определяю оценку, если ученик завысил или занизил ее.

Учащиеся оценивают свои ответы на уроки по следующим критериям:

полнота и точность ответа, убедительность аргументов, грамотность и выразительность речи.

Михаил Михайлович Пришвин все свои произведения посвятил природе. В его повестях и рассказах явления природы оживают, наделяются свойствами, присущими живому существу. И хотя сам писатель говорил, что природа в его творчестве не существует отдельно от человека, все же в его книгах она становится самостоятельным персонажем. И у этого персонажа свои привычки, свой «характер».
В сказке-были Пришвина «Кладовая солнца» человек выступает хозяином природных богатств, благ, которыми нас одаривают леса, реки, поля, степи. Но не всякому природа открывает свои кладовые: только щедрый, добрый и мудрый человек достоин распоряжаться несметными сокровищами, которые скрывает от нерадивых хозяев матушка-природа.
Как писал сам автор, люди — «хозяева природы», а она для них является «кладовой солнца с великими сокровищами жизни». Но не так-то легко властвовать над природой, которая сама устанавливает законы, а люди должны им подчиняться. В сказке были «Кладовая солнца» природные явления становятся своеобразными действующими лицами, которые помогают или мешают людям. Так, у Пришвина «. ветер поиграл с домиком, и он сразу весь развалился». Словно живые, «очень волновались старушки-елки, пропуская между собой мальчика».
В пришвинской «Кладовой солнца» живут ель и сосна, о которых автор рассказывает так: «Ветер-сеятель принес два семечка. Оба семечка легли в одну ямку. С тех пор. ель и сосна вместе растут. Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями — за воздух и свет. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья. стонали и выли на все Блудово болото».
И мы, читая эти строки, ясно видим «борьбу» искалеченных деревьев и сочувствуем этим жителям «кладовой солнца». Ведь Пришвин рассказывает о сосне и ели как о живых существах: они стремятся обогнать друг друга, борются за жизнь и воюют между собой. А не менее реальный злодей — ветер-прилетает мучить этих несчастных.
Чем внимательнее вчитываешься в строки этой пришвинской сказки, тем больше находишь на ее страницах примеров жизни обитателей «кладовой солнца». Они живут, радуются солнцу, горюют так, как если бы это были люди с их проблемами, страстями, слабостями, достоинствами и недостатками.

Другие сочинения по этому произведению

Мордовский республиканский институт образования Кафедра гуманитарного образования

  • Курсовой проект
  • Сказка-быль «Кладовая солнца» М.М.Пришвин «Смысл названия сказки-были.»
  • Выполнила:
  • учитель русского языка и литературы
  • Грачёва Светлана Геннадьевна
  • МБОУ « Поселковская средняя школа №1»
  • Атяшевского муниципального района
  • Республики Мордовия
  • Саранск 2015 год

Цели и задачи проекта:

  • выяснить смысл названия произведения “Кладовая солнца”;
  • на примере этого произведения учить детей добру, взаимовыручке, любви к природе и всему живому.
  • выявить авторское отношение к природе

Проблемные вопросы:

  • Что в произведении можно считать былью?
  • О чём говорит автор с убеждённостью очевидца?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы…

  • должны находить полезную информацию;
  • должны научиться анализировать прозаическое произведение;
  • должны научиться делать выводы

План сказки – были «Кладовая солнца»:

  • а) Жизнь Насти и Митраши после смерти родителей. б) За клюквой. в) Восход солнца в лесу; у Лежачего камня. г) История Травки. д) Блудово болото. е) Путь Митраши. ж) Путь Насти. з) Закат солнца в лесу. и) Спасение Митраши. к) Счастливый конец. Какой из пунктов предложенного плана вы могли бы назвать по-другому?

Работа по группам:

  • Где и когда происходит действие?
  • Что уже в начале произведения напоминает сказку,а что –быль?
  • Как ведется повествование? Кто рассказывает историю?
  • Какими вы видите главных героев сказки-были?

Закончите предложение:

  • «Страницы произведений М. Пришвина, певца природы, рассказывают о …»
  • «Я, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».
  • М.М. Пришвин

«Выслушав гон лисицы, Травка поняла круг пробега зайца: от Лежачего камнязаяц бежал на Слепую еланьи оттуда на Сухую речкуЛежачему камню».

  • «Выслушав гон лисицы, Травка поняла круг пробега зайца: от Лежачего камнязаяц бежал на Слепую еланьи оттуда на Сухую речку, оттуда долго полукругом на палестинку и опять непременно к Лежачему камню».

Географические названия

  • СУХАЯ РЕЧКА
  • ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ
  • СЛЕПАЯ ЕЛАНЬ
  • БЛУДОВО БОЛОТО
  • ВЫСОКАЯ ГРИВА
  • ЗВОНКАЯ БОРИНА

«История названия Блудова болота» Что мы узнали о Блудовом болоте из текста произведения?

  • 1. Болото было небезопасное для людей.
  • 2. Здесь есть погибельные места, которые затянули многих жителей и животных.
  • 3. В Блудовом болоте можно заблудиться.

Раскройте значение слова «заблудиться»

  • В толковом словаре С.И.Ожегова:
  • «Сбиться с пути, потерять дорогу»

Сбился с пути

  • Сбился с пути
  • Потеряла дорогу и незаметно сошла с пути

Раскройте значение словосочетания «слепая елань»

  • В толковом словаре
  • живого великорусского языка В.И. Даля:
  • «Топкое место в болоте,
  • всё равно что прорубь на льду»

Почему же эту елань назвали СЛЕПОЙ?

  • Почему же эту елань назвали СЛЕПОЙ?

Объясните лексическое значение слова «Слепой»

  • 1. Лишенный зрения, способностей видеть, незрячий, плохо видящий.
  • 2. Неотчетливый, плохо различаемый.
  • 3. Безрассудный, действующий или совершающий без разумного основания.

Умейте различать – умейте видеть Запомните!

  • ТОПОНИМ – собственное название отдельного географического места (населенного пункта, реки, озера…)
  • ТОПОНИМИКА – раздел языкознания, изучающий топонимы

«Для всего что существует на свете в природе, — воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав – в русском языке есть множество хороших слов и названий»

  • «Для всего что существует на свете в природе, — воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав – в русском языке есть множество хороших слов и названий»
  • К.Г. Паустовский

Нет у нас безымянных лугов и полей; как людям, даются им имена

  • Нет у нас безымянных лугов и полей; как людям, даются им имена

Географические названия

  • СУХАЯ РЕЧКА
  • ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ
  • СЛЕПАЯ ЕЛАНЬ
  • БЛУДОВО БОЛОТО
  • ВЫСОКАЯ ГРИВА
  • ЗВОНКАЯ БОРИНА

«Топонимы моего села»

  • 1. Составьте карту топонимов своего села.
  • 2. Сфотографируйте географические объекты своего села.
  • «Всё прекрасное на земле от солнца, а всё хорошее –
  • от человека». М. Пришвин

Список литературы

  • 1. Чижова Г.И. Пришвинское “родственное внимание” к природе на уроках русского языка // Русский язык в школе. – 2000. – № 2.
  • 2. Шанский Н.М., Махмудов Ш.А. Филологический анализ. – СПб., 1999.
  • 3. Шевченко А.И. Повесть М.М. Пришвина «Кладовая солнца» в VI классе // Литература в школе. – 2002. – № 4.
  • 4. Школьный атлас – определитель птиц. – М., 1988.
  • 5. Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М.В. Панов. – М., 1984.
  • 6. Пришвин М.М. Календарь природы // Пришвин М.М. Собр. соч.: В 8-ми т. – М., 1983. – Т. 3.
  • 7. Пришвин М.М. Кладовая солнца // Пришвин М.М. Собр. соч.: В 8-ми т. – М., 1983. – Т. 5.
  • 8. Пришвин М.М. Корабельная чаща // Пришвин М.М. Собр. соч.: В 8-ми т. – М., 1983. – Т. 6.
  • Иллюстрации из ресурсов Интернет

Источник

Adblock
detector