«Солнечные» картины: Елена Кацура и Лоран Парселье
Какие ассоциации возникают, когда мы слышим слово «солнце»? Свет, яркость, тепло… Уют, защищенность, беззаботность. И все это – на уровне чувств. Это наше впечатление от солнца.
Направление живописи, которое передает впечатления, называется импрессионизм (от французского impression – впечатление). Стиль возник в начале ХХ века во Франции. «Культовой» картиной импрессионизма считается картина Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце».
Примечательно, что все началось с солнца. Прошло столетие, но интерес к солнцу у художников-импрессионистов не пропадает. Импрессионизм – это индивидуальный мир отдельного человека, переданный на полотне. На картине Моне не увидеть реальных предметов, есть только их очертания, которые прячутся за сизой дымкой. Размытые мазки, тени, нестабильность. Рябь на воде, солнечная дорожка, лодки – все это передается на полотне цветом, а выбор цвета зависит от настроения.
С появлением фотографии у художников отпала необходимость изображать предмет точно таким, каким он есть в реальной жизни. Художники стали свободнее – и так появились новые направления в живописи. На картинах импрессионистов изображено не то как мы видим мир, а то, как его чувствуем. Современные художники-импрессионисты продолжают развивать направление и создают картины, от которых невозможно оторвать глаз.
Елена Кацура
Елена Кацура родилась и живет в Челябинске. Ее картины выставлялись в России и Америке. Два года она с мужем и дочерью провела в Калифорнии – и, по словам художницы, именно солнечная Калифорния повлияла ее стиль живописи, вдохновив на подобные картины. В своем творчестве Елена соединяет две школы: школу французского импрессионизма и традиции русского реалистического искусства.
Импрессионизмом, как и живописью в целом, Елена увлекается с детства. Художница вспоминает:
«В детстве меня очень интересовало все, связанное с искусством. У меня была коллекция открыток с рисунками, которые казались мне прекрасными, и я по-прежнему храню эти открытки. Я всегда с удовольствием рассматривала художественные альбомы, могла смотреть на одну картину несколько часов подряд. Потом я поступила в детскую художественную студию в Челябинске. Мне нравилось там и я чувствовала, что искусство – действительно мой путь».
Критики называют ее картины «живыми натюрмортами». И правда, фрукты на картинах очень похожи на настоящие, но, с другой стороны – как будто из сказочного мира: они наполнены солнцем. Это своего рода философия жизни – видеть все вокруг светящимся, ярким.
Сегодня Елена – магистр в области изобразительного искусства. На своих полотнах она пытается запечатлеть красоту момента. Яркая масляная краска идеально подходит для этого. В своей художественной практике Елена пробовала разные техники: и акрил, и акварель, но считает масло самой лучшей стихией для себя. Художница говорит, что не склонна к экспериментам, но, возможно, со временем перейдет и на другие техники тоже, отдохнет от масляных красок, взяв акварельные. Ну а пока что – масло. И, конечно, солнце.
Лоран Парселье
Лоран Парселье – современный живописец, родом из Франции. Профессиональное образование получил в Париже. Сначала он работал мультипликатором, но первая же выставка его картин в арт-салоне покорила и публику, и критиков, и прессу. Про художника стали говорить и писать во всем мире. Его картины стали продаваться и во Франции, и за ее пределами.
Его стиль – современный импрессионизм. Свои первые альбомы Парселье назвал «Странный мир». «Странный» здесь означает скорее – улучшенный. Теплый мир, добрый, позитивный. Мир, сотканный из солнечных зайчиков. На его картинах всегда светит солнце. Цветовая гамма очень широкая: от палитры ярких желтого и красного цветов – до глубоких синих оттенков. Интересно то, что синий цвет, который должен передавать холод – на полотнах Парселье излучает тепло. Выходит, что абсолютно любой оттенок может стать «теплым», если правильно подобрать сочетание тона и цвета. Картины, выполненные в голубой цветовой гамме, передают утренний летний зной: воздух еще свежий, но уже горячий. А утреннее солнце – особенно яркое, ему хватает силы осветить весь мир вокруг.
Американский художник Говард Беренс так отзывался о Парселье:
«Кажется, что он живёт на какой-то другой планете, где нет грусти и слёз, где даже осень – яркая и солнечная, а дождь – веселый и тёплый».
И действительно – на его картинах не найти темных унылых пейзажей. Сам художник говорил о себе так:
«Мне нравятся мои картины, они смотрятся реально. Люди могут узнать, какое место на них изображено».
Парселье живет в загородном доме на юге Франции. Помимо живописи у него есть еще одно хобби: езда на велосипеде. Ежедневно художник совершает часовую велосипедную прогулку на свежем воздухе, любуясь пейзажами вокруг, которые вдохновляют его на написание солнечных картин.
У Елены и Лорана много общего – солнечный взгляд на мир, импрессионистическая стилистика, собственная светлая философия. Но их свет все же разный: у Лорана он отражается от предметов, солнечные зайчики обволакивают все вокруг. А у Елены предметы излучают свет, фрукты сами «светятся», как будто солнце – внутри них.
Импрессионизм часто называют гимном солнцу. Импрессионизм – это уют и умиротворение, гимн природе и жизни. Глядя на подобные картины, человек на мгновение забывает о всех проблемах и наслаждается моментом, отдыхает душой. Такое искусство – своеобразная терапия, ведь картины несут любовь и позитив.
Источник
Солнце в живописи
Алексей Кондратьевич Саврасов.
Лес у озера, освещенный солнцем.
1856.
Теплоте, образовавшейся в центре Солнца, нужно 50 млн. лет, чтобы достичь его поверхности.
Неожиданные цифры. «Техника – молодёжи» №9 1973.
Архип Иванович Куинджи.
Солнечные пятна на инее.
1876-1890.
Некоторые учёные полагают, что Солнце определяет не только погоду и самочувствие, но и социальные процессы, протекающие на Земле. Годы переворотами.
Нельзя не вспомнить Александра Чмжевского, который первым высказал идею о влиянии солнечной активности на социальную деятельность человека, за что и был репрессирован. И Льва Гумилёва, которого идея пассионарности посетила в застенках ГУЛАГа. С точки зрения учёного, на Земле время от времени нарождаются необыкновенно активные личности – пассионарии, претерпевшие биохимические мутации в связи с воздействием неких космических излучений.
«Я считаю, что Чижевский и Гумилёв ошибались, — говорит Владимир Кузнецов. – Солнечная активность оказывает влияние на среду обитания человека. Скажем, если по её вине случилась засуха, начинается голод и мор, люди впадают в уныние, выражают недовольство и могут по этому поводу устроить бунт, что не раз бывало в истории. Однако делают они это под влиянием экономического фактора, а не Солнца».
Наталия Лескова. От Солнца оторвался кусок. «Чудеса и приключения» №11 2011.
Архип Иванович Куинджи.
Солнечные пятна на инее. Закат в лесу.
1876-1890.
«Продолжительность жизни Солнца – 10 миллиардов лет, — говорит Владимир Кузнецов. – Мы прожили 4,5 миллиарда. Примерно через такой же промежуток времени на Солнце начнут выгорать источники ядерного топлива, оно начнёт расширяться и, разумеется, в какой-то момент превратиться в «красного гиганта». Но к нашей теперешней жизни это не имеет ни малейшего отношения. За это время с человечеством может произойти что угодно – полное исчезновение или столь широкое освоение космоса, что гибелью родной Солнечной системы его не испугаешь».
Однако главная угроза – наше стремление создавать всё более сложную техническую инфраструктуру, на которую Солнце оказывает весьма заметное влияние.
Наталия Лескова. От Солнца оторвался кусок. «Чудеса и приключения» №11 2011.
Архип Иванович Куинджи.
Березовая роща. Пятна солнечного света.
1890-1895.
Накануне всех великих бедствий солнце прячет своё лицо. (Уэльс. Вот почему в Уэльсе до сих пор с опаской относятся к солнечным затмениям).
Тот, кто рождён на рассвете, будет умён; тот, кто рождён после обеда или на закате, будет ленив. (Уэльс).
Майские цветы, собранные перед рассветом, спасут тебя от веснушек. (Повсеместно).
Солнце никогда не светит на клятвопреступника. (Корнуолл).
Энциклопедия суеверий. Москва, «Локид» — «Миф». 1995.
Архип Иванович Куинджи.
Вершина Эльбруса, освещенная солнцем.
1898-1908.
Откроем английский ежегодник «Эннюол Рэджиста» за 1766 год (т. 9, с. 120-121).
«Отчёт об очень странном явлении, виденном на диске Солнца.
9 августа 1762 года де Ростан, член экономического общества в Берне и медико-физического общества в Базеле, измеряя высоту Солнца квадрантом в Лозанне при выверке меридиана, заметил, что оно даёт слабый и бледный свет… Направив четырнадцатифунтовый телескоп, оборудованный микрометром, на Солнце, он удивился, обнаружив, что его восточный край закрыт на 3 пальца («палец» равен 1/16 части солнечного диаметра. – А. А.) туманностью, которая окружала какое-то тёмное тело. Приблизительно через два с половиной часа южная часть вышеупомянутого тела отделилась от лимба Солнца, но северный край тела, имевший форму веретена около трёх солнечных пальцев и девять в длину, не освободил солнечный лимб. Это веретено сохраняло свою форму, продвигаясь по диску Солнца с востока на запад со скоростью, составлявшей не более половины скорости движения обычных солнечных пятен, до тех пор, пока не исчезло 7 сентября после достижения западного лимба светила. Ростан вёл наблюдения почти каждый день на протяжении месяца, посредством камеры-обскуры определял форму и размеры тела, а результаты измерений послал в Королевскую академию наук в Париж.
Подобное явление на Солнце наблюдалось и в Базельском епископстве, расположенном приблизительно в сорока пяти немецких лигах на север от Лозанны. Косте, друг де Ростана, воспользовавшись одиннадцатифунтовым телескопом, нашёл у тела подобную веретенообразную форму, как и де Ростан, только не такую широкую, что, вероятно, могло быть следствием увеличения и поворота тела вблизи предела его видимости. Более замечательно то обстоятельство, что положение тела на Солнце не соответствовало наблюдаемому из Лозанны: тело, следовательно, имело значительный параллакс… Это не пятно: его движение было гораздо более медленным; объект также не был планетой или кометой: его форма доказывала противоположное.
Короче, мы не знаем ничего лучшего, как прибегнуть к помощи небес для объяснения этого феномена, тем более что Мессье, который постоянно наблюдал Солнце в Париже в то же время, не видел такого явления…»
Для XVIII века обращение к «помощи небес» выглядело совершенно естественным; но с тех пор наука, казалось бы, далеко шагнула вперёд. Что же можно сказать сегодня о наблюдениях де Ростана и Косте?
«Веретенообразное тело» не могло быть астероидом, так как астероиды из-за своей малой массы лишены атмосферы, которая объяснила бы наблюдающуюся вокруг объекта туманность. Объект, по-видимому, не был и кометой: с начала июля 1762 года по конец сентября 1763 года никаких комет на небе не появлялось. Интересно, что по отношению к поверхности Земли объект находился не ближе 10-20 тыс. км (иначе одновременные наблюдения из Лозанны и Базельского епископства были бы невозможны) и не дальше 90-100 тыс. км (в противном случае тело наблюдалось бы и в Париже). Легко подсчитать, что размеры «веретена» составляли десятки или сотни километров, в то время как размеры ядра даже крупнейших комет (например, у известнейшей кометы Галлея) не превышают нескольких километров. Кроме того, находясь на удалении не более 100 тыс. км от Земли, объект двигался гораздо медленнее, чем предписывает небесная механика.
12 февраля 1820 года Штейнхейбель наблюдал на солнечном диске чёрный круглый объект, окружённый «атмосферой оранжево-красного цвета». Тело пересекало диск Солнца по диаметру целых пять часов. Независимо его наблюдал Старк. Он тоже заметил туманную оболочку и оценил размеры тела в 20 ‘’ (Ежемесячные записки Королевского Астрономического общества. Лондон, 1862, № 7, с. 276; Литров И. И. Тайны неба. Спб., 1904, с. 265). Ядро крупной кометы выглядело бы так с расстояния нескольких десятков тысяч километров, однако никакой кометы в 1820 году открыто не было.
Загадочные тёмные объекты, пересекающие диск Солнца, изредка появляются и в этом столетии. Например, 1 февраля 1962 года такой объект несколько минут наблюдался в Потсдамской астрофизической обсерватории(«Звёзды», ГДР, т. 38, № 3-4. 1962, с. 86).
Возможно, есть какая-то связь между телами с туманными оболочками, закрывающими Солнце, и «затмениями» нашего светила, которых, судя по вычислениям, не должно было быть. Так, 20-22 апреля 1547 года в Германии Солнце было так чем-то затемнено, что вокруг него на небе светили звёзды. Помутнение атмосферы исключается – то, что закрывало свет Солнца, находилось, вероятно, в космическом пространстве. Над объяснением этого случая размышлял ещё И. Кеплер (Араго Ф. Общепонятная Астрономия, т. 4, Спб., 1861, с. 257).
Нечто подобное описано в Черниговской летописи, когда 6 июня 1703 года в полдень около Солнца были видны молодой лунный серп, Венера и Марс. А в 192 году в Риме рядом с Солнцем были видны две звезды и комета. Однако не только полного, но и частичного солнечного затмения в это время, как и в ближайшие годы, не было.
Интересное сообщение опубликовал в 1860 году журнал «Сайентифик Америкен» (т. 3, с. 122): «18 апреля после полудня Солнце было затемнено в Бразилии, хотя на небе не было видно облаков. Потемнение длилось несколько минут, и Венера стала хорошо видимой невооружённому глазу. Историки рассказывают, что подобные явления были засвидетельствованы в 1547 и 1706 годах».
Таким образом, небесные тела и явления, подобные увиденному де Ростаном и Косте, отмечались различными наблюдателями и раньше и позже 1762 года. Что это было? Трудно сказать наверняка.
Алексей Архипов. Предтечи «Чёрного облака». «Техника – молодёжи», 1983.
Архип Иванович Куинджи.
Солнечный свет в парке.
1898-1908.
Сирано де Бержерак родился в 1619 году в Париже.
В книге «Государство Луны» Сирано де Бержерак рассказывает о своём полёте из предместья Парижа в Канаду, в район реки Св. Лаврентия, на каком-то аппарате с двигателем «испарительно-росяного» типа. На это путешествие он затратил пять-шесть часов. Так как расстояние между этими географическими точками около шести тысяч километров, то скорость полёта Сирано превышала скорость авиалайнера ТУ-154!
В других главах этой же книги Сирано де Бержерак говорит о бесконечности Вселенной, о её обитаемости разумными существами, рассказывает о бесконечности атома и т. д. Сирано утверждает, что «Солнце – огромное тело, которое в 434 раза больше Земли». Современные астрономы установили, что в диаметре наше светило превосходит Землю в 109 раз, а по массе – в 333 434 раза. Возникновение этого расхождения можно объяснить либо ошибочными представлениями самого де Бержерака, либо тем, что его друг Н. Лебре при редактировании книги убрал первые три цифры, посчитав их слишком фантастическими.
Н. Непомнящий. Загадки и тайны истории. Москва, «АСТ». 1999.
Валентин Александрович Серов.
Девушка, освещенная солнцем (Портрет М. Я. Симонович).
1888.
Учёные, измерявшие поток солнечных нейтрино, были весьма удивлены, обнаружив, что он значительно меньше теоретически рассчитанного и не соответствует представлениям о Солнце как о гигантском термоядерном реакторе. Астрофизики выдвигают различные гипотезы для объяснения этого явления. Калифорнийский физик К. Роуз, например, разработал модель Солнца с учётом таких его характеристик, как размеры и температура поверхности. В соответствии с этой моделью у Солнца не гелиево-водородное ядро, как считали учёные, а железное, радиус которого составляет 5% радиуса звезды, а плотность – 160 г/куб. см (США).
У Солнца железное ядро? «Техника – молодёжи». 1984.
Г. Тоидзе.
Пусть всегда будет солнце!
Мы видим Солнце таким, каким оно было 8 минут назад.
Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
Живи не тужи. Придёт солнце и в твоё оконце!
Можно ли жить в пороховой бочке?
И не просто в бочке, а в момент её взрыва? Оказывается, можно! Если все жизненные процессы ускорить в миллиарды раз или время взрыва увеличить во столько же. Самое парадоксальное, что математические формулы, описывающие этот процесс, нисколько не изменятся.
Сейчас многие говорят о взрыве галактик и даже вселенной. Но нужно иметь в виду, что для такого громадного образования, как галактика, время жизни и время взрыва изменяется совсем иными временными масштабами, чем для бочки с порохом или даже для Земли и солнечной системы, — в космогонии существует правило, что время существования системы пропорционально третьей степени её размеров! Поэтому, если взрыв нашей Галактики и идёт (что я постараюсь доказать), то мы это можем воспринимать как некое «тление», а вовсе не «горение». Начнём с нашего центрального светила – Солнца. Оказалось, что за последние 350 лет, когда наблюдения над Солнцем были достаточно точными, оно вовсе не гасло, а разгоралось. На фоне вековых циклов солнечных пятен чётко прослеживается абсолютный рост их числа – примерно на 27% относительно начала XVII века.
Но если бы это касалось одного Солнца! В том-то и дело, что, например, Сириус во времена египетских фараонов и значительно позже (до средневековья) описывался как красная звезда, а сейчас стал белой. А название ныне белой звезды – Альтаир – означает по-арабски «пламенная» — красная. И самое главное, что этот процесс, как и разогревание Солнца, идёт на глазах человечества, то есть катастрофически быстро!
А возможно ли такое с точки зрения теории? Говоря откровенно, такой вопрос неправомочен: есть факты. Но с другой стороны, оказывается и теории есть разные. По одним, почти общепризнанным, звёзды постепенно охлаждаются и гаснут, по другим (например Хойла), они постепенно разгораются. В своё время И. Ярковский (1889 г.) подтвердил это статистическим анализом.
Быстрое нагревание звёзд должно приводить к вспышкам новых и сверхновых. Но только за длительное время можно подметить увеличение их числа. И таковое обнаружилось! Опираясь на древние европейские и китайские хроники и ряд существующих каталогов, Ю. Псковский (1972 г.) свёл данные по нетелескопическим наблюдениям вспышек новых и сверхновых начиная со II тысячелетия до нашей эры вплоть до конца XVII века, в единый каталог. И получилось, что если до нашей эры их было всего 3-8 в тысячелетие, то в начале нашей эры их стало уже 2-5 в столетие, а в XIV-XVI веках – 10-15. В соответствии с ростом их числа растёт и энергия процесса.
Нанесённые на график, эти данные образуют экспоненту – кривую, характерную и для взрывных процессов.
А имеются ли внутри солнечной системы (кроме самого Солнца) сведения, подтверждающие рост активности Галактики? Да, и немало!
Автор дважды публиковал материалы («ТМ», №8, 1974 г. И №3 1977 г.), подтверждающие гипотезу о расширении Земли. И по этим данным можно утверждать, что темпы этого процесса (15% за 6000 лет) даже по космическим масштабам весьма велики.
Есть сведения, что ещё в первой половине XIX века была непосредственно видна поверхность Венеры, вокруг планеты существовало мощное магнитное поле. Подъём температуры заставил планету стремительно «дегазироваться», разрушились магнитные структуры её ядра.
Удивительные превращения случились, вероятно, и с Меркурием. В конце прошлого века два блестящих наблюдателя – Скиапарелли и Антониади – сошлись на том, что периоды обращения Меркурия вокруг Солнца и вращения его вокруг оси совпадают: 88 суток. Ныне (году в 1950-м) учёные установили, что если период обращения Меркурия остался тот же, то вращения стал на 1/3 короче: 59 суток. Меркурий катастрофически убыстряет вращение.
Наконец, следует сказать, что Юпитер излучает гораздо больше энергии, чем поглощает от Солнца. Гораздо менее известно (хотя и совершенно достоверно) и то, что светимость его при этом растёт и увеличилась примерно на 10% за последнее столетие!
Все эти данные подтверждают одну мысль – мы живём в Галактике, стремительно наращивающей свою активность.
Владимир Нейман. Солнце светит всё ярче! «Техника – молодёжи» №4 1977.
Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
Собирайтесь люди добрые к солнцу ясному Владимиру на честной пир, на веселье.
1. Центральное тело Солнечной системы, звезда, представляющая собой гигантский раскалённый газовый шар, излучающий свет и тепло за счёт протекающих в его недрах термоядерных реакций.
Солнце уже заходило, и его лучи проникали сквозь рощу, светились на стволах. (Чехов. В овраге.)
2. Свет, тепло, излучаемые этим телом.
Солнце горело на куполах церквей. (Скиталец. Этапы.)
3. О том, что является источником или основой жизни чего-либо прекрасного.
Солнце жизни моей, Россия. Укрепи на подвиг меня! (Рыленков. Золотое облако зноя.)
4. Центральная планета других планетных систем.
Наука изучает всё: все явления вселенной, начиная от движения солнц до строения атомов. (Брюсов. Ремесло поэта.)
До солнца – до восхода солнца, до света.
По солнцу (идти, двигаться) – ориентируясь на солнце, определяя путь по положению солнца.
Словарь русского языка. Москва. «Русский язык». 1984.
Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
Солнце печет, Липа цветёт, Рожь поспевает, Когда это бывает?
Если всё количество потребляемой сейчас энергии увеличить в 30 раз, то и тогда оно составит менее одной тысячной доли солнечной энергии, достигающей поверхности Земли.
Иван Горюшкин-Сорокопудов.
Солнце — на лето, зима — на мороз.
1910-е.
Иван Иванович Шишкин.
Ивы, освещённые солнцем.
Конец 1860-х-начало1870-х.
Иван Иванович Шишкин.
Сумерки. Заход солнца.
1879.
Иван Иванович Шишкин.
Сосны, освещённые солнцем.
1886.
Иван Иванович Шишкин.
Ели, освещенные солнцем.
1880-е.
Иван Иванович Шишкин.
Сосна без солнца.
1890.
Иван Иванович Шишкин.
Солнце в лесу.
1895.
Иван Иванович Шишкин.
Дубы при солнечном освещении.
1890-е.
Иван Иванович Шишкин.
Дуб, освещённый солнцем.
Иван Иванович Шишкин.
Перед заходом солнца.
Иван Иванович Шишкин.
Сосны, освещённые солнцем.
Иван Константинович Айвазовский.
Заход солнца на море.
1898.
Иван Константинович Айвазовский.
Заход солнца на море.
Илья Ефимович Репин.
Старшина со спины, освещённый солнцем.
1885.
Илья Ефимович Репин.
На солнце. Портрет Н. И. Репиной.
1900.
Исаак Ильич Левитан.
Избы, освещенные солнцем.
1889.
Исаак Ильич Левитан.
Последние лучи солнца. Осиновый лес.
1897.
Исаак Ильич Левитан.
Избы. После захода солнца.
1899.
Исаак Ильич Левитан.
Последние лучи солнца.
1899.
Исаак Ильич Левитан.
Лесное озеро. Заход солнца.
1890-е.
Ольга Александровна Крестовская.
Солнечные блики.
1997.
Источник