Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ватинская осш»
2. Но есть нечто еще и другое, о чем следует сказать.
Помимо личных грехов, и этого главного греха – самомнения, который присутствует во всех нас без исключения (разница только в том, что один это видит лучше, а другие хуже) – есть еще один грех, который тоже называется грехом, хотя это не грех, а огрех, т.е. это болезнь (т.к. только личный грех есть грех в полном смысле), и что способно вызывать и порождать страдания – родовой грех . Мы будем об этом говорить более подробно.
Под родовым грехом разумеется та болезненная духовная (не телесная, не психическая) наследственность, с которой мы рождаемся. Мы говорим о грехе, то здесь имеет место духовно-отрицательная наследственность. У нас у всех есть полный набор страстей, все есть – о некоторые особенно выделяются, у кого что. Кто очень гневливый, кто очень завистливый, кто с воровскими наклонностями и т.д. Неважно. Т.е. эта дурная наследственность является болезнью духа, и для ее исцеления требуются разные средства:1. Смотря, какие это болезни; 2. Смотря, в какой душе;3. Какой силы. И каждой болезни для исцеления требуются свои средства. И скорби как раз и являются таким целительным средством. Каким же? Опять имеются две стороны: некоторые скорби дают возможность мне увидеть то, что во мне есть, т.е. мое самомнение (за что же?), а, понятно за что. Теперь мне ясно, что я достоин скорбей. Я-то думал, что я хороший человек, а оказывается… Итак, для кого-то страдания служат средством познания себя. Другая сторона страданий – что это есть лекарство, с помощью которого возможно исцеление наших болезней – как личных грехов, так и тех болезней, что мы получили по наследству. Вот две причины – личные грехи и так называемый родовой грех. Так как грех есть рана, которую надо лечить. Сладких лекарств, как мы знаем, не бывает. Вот почему нужны скорби. В человеческой жизни скорби органично впечатаны, что мы уже не представляем своей жизни без них. Без скорби к Богу не приблизиться.
3. Третья причина скорбей. Скорби воспитывают наш дух, это средство укрепления нашего духа. Скорби есть средство познания себя, кто мы есть. Ведь друг познается в беде, а не за праздничным столом. За праздничным столом мы все друзья в доску. А как наступает беда – смотришь, как все разбежались по углам. (Вспомните сказку К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха»). Верность познается тогда, когда человек находится в тяжелом состоянии. Когда человек во славе, занимает престижное место – все с ним здороваются, поздравляют. И вдруг он теряет работу, он оказался никто. И бывшие «друзья» стараются не встречаться с этим человеком, даже не здороваются. И только настоящий друг не покидает его. Так вот скорби происходят для того, чтобы человек увидел – способен ли он сохранять верность Богу, истине, своим убеждениям в том положении, в котором он оказался. Скорби дают возможность укрепиться в твердости духа. Без скорбей невозможно этого. Исаак Сирин сказал: «Невозможно приблизиться к Богу без скорби. Не Дух Божий пребывает в тех, которые пребывают в покое, но дух Диавола». О каком покое он говорит? – о равнодушии. Как у А.С.Пушкина: «Всегда доволен сам собой, своим обедом и женой». Так вот, оказывается, при каком покое человек совершенно не познает себя. Все хорошо, великолепно, больше вообще ничего не нужно – и нет познания себя, никакого движения духовного, духовная жизнь умирает, человек заживо умирает. Покой и праздность есть погибель душе. Да, покой и праздность, что мы больше всего любим. Покой и праздность усыпляют совесть.
4. Другой вопрос, более сложный – когда речь идет о так называемых невинных страданиях. Почему страдают дети, праведники, невинные люди?
В отношении «праведных» — можно сказать, что нет ни единого. Мы все грешны. А вот, дети — почему страдают? Ни одно страдание не посылается Богом без крайней необходимости для человека – не важно кто он, взрослый или ребенок. И если это страдание посылается Богом, то значит, есть какая-то веская причина. Какая же это причина? Здесь может быть две причины. Первая – в родовом грехе. Люди рождаются с родовыми болезнями, и люди для вхождения в вечную жизнь требуют соответствующего лечения. Скорби и страдания, оказывается, являются одним из этих средств. Вторая причина – в том, что страдания детей, как правило, всегда связаны со страданиями взрослых родителей. И дети в данном случае являются теми, кто жертвует своим покоем и благополучием, своим здоровьем и жизнью – ради своих родителей. Но они же ничего не понимают? – спросите вы. С христианской точки зрения, жизнь человеческая имеет две фазы: земную и вечную. Фактически вечность начинается уже на Земле, но ступеней две, они различные: существование земное (в теле) и существование отдельное души и тела – и далее – души в новом теле. И вот личность как таковая, как самосознающая – не прекращает своего бытия со смертью тела, самосознание не прекращается ни на дно мгновение. «Человек – носитель самосознания Вселенной» — указывает Д.С. Лихачев. И это очень важный момент. Оказывается, самосознание личности не обусловлено тем, в теле ли находится душа, или вне тела. Так вот, это самосознание не прекращается и у детей. Только разница в том, что душа в детском развитии, душа ребенка не понимает, что происходит, Страдает, и все. Больно, и все. А там – открывается во всей ясности, лицом к лицу, познается истинная сущность тех страданий, которые переносит человек здесь. И там этот ребенок увидит, для чего происходили эти страдания: или для исцеления болезней, с которыми он родился, или же эти страдания являются своего рода заместительными страданиями, благодаря которым они, эти страдания, помогли тем людям, которых он любит. Он помогает этим людям в их духовном созидании, в их духовном исцелении, в их спасении. Такова природа страданий – когда они добровольно накладываются на себя, тогда они являются средством помощи другому человеку.
Вопрос к классу: Почему страдания названы лучшим учителем человечества?
Прочесть работы Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном», «В чем моя вера», «О жизни и смерти», выписать из них цитаты по теме в дневник.
Выскажите, что заставило вас записать эту цитату, какие мысли, вопросы, воспоминания она вызвала? Дайте свою оценку каждой фразе. Выскажите свое мнение по теме.
«Человек – носитель самосознания Вселенной» (Д.С.Лихачев). О назначении человека.
«Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лука 20:38).
Д.С. Лихачев в книге «Русская культура» пишет : «Человек часть природы, и отсутствие в природе духовного человека, представляющего как бы «самосознание Вселенной», лишает смысла существования не только человека, но и все сущее, все мироздание…Такую обезглавленную природу не будет смысла сохранять». Исключительно точные слова, выражающие высокое назначение человека. «В мире живых существ, а их миллионы, только человек обладает речью, словом, может выражать свои мысли. Поэтому человек, если он действительно Человек, должен являться защитником всего живого на земле, говорить за все живое во Вселенной». «Человек – носитель самосознания Вселенной»! Сознание Дмитрий Сергеевич ставит на первое место. Эволюция Человечества есть эволюция самосознания. Высокоразвитый человек живет высшим сознанием. Слово «со-знание» означает совместное знание. Но с кем? Конечно же, с тем, кто нас создал. Эволюция сознания каждого человека происходит по определенному плану, который состоит в развитии до полноты всех заложенных в него божественных свойств, раскрытии разнообразных сторон сознания, полное выявление скрытых в нас, в потенциальном состоянии, силы, красоты и величия, которыми Бог наделил каждого из нас. Мы находимся как бы в школе вечной жизни, мы постоянно учимся, набираемся опыта. Каждый Человек носит в себе тайну. В чем тайна человека?
Что же такое это бессмертное, вечное Я?
Как мы уже говорили, человек троичен. Самая высшая часть – это частица Бога, искра Его Духа. Это божественное ядро заключено в духовную душу, духовный разум, тело божества, то, что называется «сердцем». Все это образует «Зерно духа», оно неуничтожимо, неизменно, нерушимо и вечно. Оно одинаково у всех людей. И является основой каждого человека. Вокруг зерна духа растет сознание человека. Это нетленная сокровищница результатов жизненного опыта, переживаний, достижений. Здесь хранятся приобретенные умственные и нравственные качества. Это есть вечный, неумирающий Человек, индивидуализированное Божественное «Я». И каждый из нас носит в себе это вселенское, божественное сокровище, этот Огонь единый, неизменный во всей Вселенной! Смерть – лишь перемена, освобождающая человека от самой тяжелой из всех связывающих его цепей. Смерть – есть рождение в духовный мир. Возвращение человека после краткого изгнания на землю в истинную обитель человека. Переход из темницы к свободе. «Мы не умрем, но изменимся» — говорит Христос. — «Но, чтобы родиться свыше, надо умереть здесь» — как подобает зерну. Как еще яснее сказать о вечной жизни? Смерть – есть величайшая из земных иллюзий: смерти нет, есть лишь только перемена в условиях жизни.
Только перейдя за грань Земли в вечность, человек просветляется в познании части своей тайны. Представьте себе, память внезапно озаряется, и прошлое встает во всей справедливости и опыт, накопленный человеком, может оказаться истинным сокровищем. Жизнь не прекращается. Поняв это – отношение человека должно измениться. Зная это, можно эту ценность положить на чашу весов и начать готовить себя для жизни вечной уже здесь, на земле. Только познанием краткости пути земного можно понять величие вечности и научиться совершенствованию духа. Лишь понимание единства пути заставит людей жить красотою и умирать как путники, продолжающие свое странствие.
ЧЕЛО-ВЕК. ДУХ или ЧЕЛО, проходящее веками. В одном слове выражается вся ценность сознания, цель которой – раскрытие его дремлющей Божественности.
Наш разговор о назначении Человека мы начнем с «Пра-откровения». Что это такое? У всех народов сохраняются воспоминания о некоем золотом веке человечества, времени всеобщего благоденствия и счастья. Человек был духовным. И указывается одна и та же причина исчезновения этого золотого века – грех людей – что они восстали против Бога, возгордились, предали своего Бога. Историки религий называют эту отдаленную эпоху истории человечества временем пра-откровения. «Древнее и ветхозаветное человечество жило именно остатками в своей природе эдемского духовного света первобытной райской жизни, остатками, истощавшимися у грешных людей с продолжением времен. Древнейшие творения поражают нас отнюдь не ребячеством, а каким-то духовным величием древнего патриархального человека. Чем ближе был человек к пребыванию своему в Эдеме, тем обильнее и живее были в нем остатки эдемской жизни, в которой он «одушествлялся духом из уст Божиих, и первобытного духовного света, в котором так ясно и ощутительно выражались для него во всем творении творческие глаголы…». В Евангелии нас поражает мысль – вы были такими-то, жили так-то, а теперь вы призваны изменить свою жизнь, жить по-другому. То есть все время речь идет о изменении внутренней, духовной жизни человека.
И именно христианство обратилось к внутреннему миру человека к его неповторимо своеобразному, уникальному «Я».
Христианская позиция о назначении человека .
«Чем больше человек понимает в себе дух Божий, чем больше признает в себе сыновность Богу, тем он больше приближается к Богу»
«Назначение человека – делать добро» (В.И.Даль)
Возвысив человека над всем земным миром, даровав ему разум и свободу, украсив его своим образом и подобием, Творец тем самым указал ему и его особое высокое назначение. Перед духовным взором человека – Бог и духовный мир. Перед телесным взором мир материальный.
Первое назначение человека – верность союзу с Богом, стремиться душой к Нему, познавать своего Создателя, прославлять Его, радоваться единению с Ним, жить в Нем и для Него.
А для этого ему надлежит быть достойным своего Первообраза. Иначе говоря, он призван совершенствоваться, оберегать свое подобие Богу, призван развивать и совершенствовать нравственные силы свои путем добрых дел. Этого требует забота человека о своем собственном благе.
Непосредственный физический взор человека обращен на мир. Человек поставлен быть венцом земных созданий и царем природы, как указано в первой книге Бытия.
Человек был создан выполнять свое предназначение, причем свободно, добровольно, радостно, по влечению души, а не по принуждению.
Первый человек представлял собой полное единство Духа, Души и Тела, — одно гармоничное целое, именно, Дух человека устремляется к Богу, Душа свободно подчинена была Духу, а тело – душе; единство цели, стремления и воли. Совершенствуясь в своей любви, человек должен был стремиться к Богу. Человек был свят. Жизнь первых людей была исполнена радости и блаженства. Совесть их была спокойна, сердце было чисто, разум был светел. Не боялись они болезней, ни смерти, не имели нужды в одежде. Бог создал людей, так же как и ангелов, для того, чтобы они любили Бога и друг друга и наслаждались великой радостью жизни в любви Божией. Так же как и ангелам, Бог дал людям полную свободу: любить Его или не любить. Без свободы не может быть любви. Бог стал учить людей любви. Для этого Он и дал им эту маленькую заповедь – не есть плодов с дерева добра и зла. Постепенно, от простого к сложному, они бы укрепились бы в любви и совершенствовались бы в ней.
Воля Божия состоит в том, чтобы человек сам с любовью стремился к Богу, был в постоянном общении с Богом. Грехопадением своим Адам и Ева нарушили в себе гармонию, единство духа, души и тела. Не стало единства Цели, стремления и воли. Суть грехопадения состояла в том, что прародители, поддавшись искушению, перестали взирать на запретный плод, как на предмет заповеди Бога, а стали рассматривать его в предполагаемом отношении к себе, — к своей чувственности и своему сердцу, своему разумению, с уклонением от единства истины Божией, т.е. с уклонением от Бога ко злу. Зло же зачав грех, рождает действительный грех. Ева же увидела в запретном плоде не то, что он есть, а то, чего она сама желает: она увидела в нем особый вкус, что он приятен для глаз и т.д. Первый грех рождается в чувственности – стремлением к приятным ощущениям, к роскоши, в сердце, в разуме – мечтанием «кичливого многоведения», и, следовательно, проницает все силы естества человеческого. Расстройство естества человеческого и заключается в том, что грех отклонил или оторвал душу от духа. И душа, вследствие этого, стала иметь влечение к телу, к плоти и опираться на него, а тело, потерявшее возвышающую силу души и как само созданное из «хаоса», стало иметь влечение к чувственности, к «хаосу», к смерти. Потому и результат греха есть болезни, разрушение и смерть. Ум человеческий помрачился, воля ослабела, чувства исказились, возникли противоречия, и душа человека потеряла целеустремленность к Богу. Ум, воля и деятельность человека отвратилась, уклонились, ниспали от Бога к твари, от небесного — к земному, от невидимого — к видимому. Первородный грех произошел потому, что Адам и Ева познали добро и зло против воли Бога, т.е. через грех. Первородный грех со всеми его последствиями, путем естественного рождения, перешел на их потомство, т.е. на все человечество. Бог отошел от людей. Преступления порождают искупительную жизнь; несовершенная жизнь вызывает жизнь, полную испытаний. ГРЕХ – это все то, что удаляет человека от Бога.
Поврежденного и расстроенного естества своего человеку собственными силами, без вмешательства Бога восстановить невозможно. Бог не хотел, чтобы созданный им человек был создан напрасно и, хотя бы в отдаленном потомке своем, не победил бы того зла, которому он позволил восторжествовать над собою. Бог ничего не делает напрасно. Он объял своею мыслью весь план своего творения; и в его первичный план входило и воплощение Его Единородного Сына для спасения падшего человечества, о чем нам и повествует Д.С.Лихачев «…спасение человечества Христом было заложено в надвременной сущности человечества» . Воссоздать падшее человечество состраданием и любовью, чтобы не нарушить свободную волю человека; но чтобы сам человек, сам по своей воле захотел возвратиться к Богу, а не по принуждению или по необходимости, ибо в этом случае люди не могли бы стать достойными Бога. А по первичной мысли Бога люди должны «соделаться подобными Ему самому причастниками вечной жизни с ним». Сам Бог сошел на нашу грешную землю, принял на себя нашу поврежденную грехом плоть, лишь бы спасти нас и возвратить к райскому блаженству вечной жизни. Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом.
Как устроен человек с христианской точки зрения?
ТЕЛО. Тело человека создано «из праха земного». И поэтому оно принадлежит земле: «земля еси и в землю отыдеши», сказано первому человеку после грехопадения. Своею телесной жизнью человек мало чем отличается от прочих живых существ. Потребности тела, в общем-то, сводятся к удовлетворению двух инстинктов: самосохранения и продления рода. Оба эти инстинкты вложены Творцом в телесную природу всякого живого существа, с вполне понятной и разумной целью – дабы это живое существо не погибло и не уничтожилось бы бесследно. Для общения с внешним миром тело наделено пятью органами чувств: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, без них человек бы был в этом мире беспомощным. Весь этот аппарат человеческого тела необыкновенно сложен и премудро устроен, но сам по себе он был бы лишь мертвой машиной без движения, если бы его не одухотворяла ДУША.
ДУША. Душа дана Богом, как оживотворяющее начало для того, чтобы управлять телом. Иначе сказать, душа есть жизненная сила человека и каждого живого существа. Душа есть и у животных, и она была произведена вместе с телом землей. И только о человеке сказано, что после создания тела его из праха земного Господь «вдохнул в лицо его дыхание жизни и стал человек душою живою». Это «дыхание жизни», которым он безмерно возвышается над всеми другими живыми существами, благодаря сочетанию ее с духом, который от Бога. Душа как мост между телом и духом. Действия души разнообразны, но сводятся в основном к трем видам: мысли (мозг производит мыслительную деятельность), чувства (сердце – центр жизни человека, в который вмещается все, что входит в душу из вне и выходит, что обнаруживается душою вовне), желания (ими руководит ВОЛЯ, которая не имеет для себя вещественного органа в нашем теле). Воля приводит в движение наши члены, мускулы. Душа и тело тесно связаны. Тело, с помощью органов чувств, дает те или иные впечатления душе, а душа руководит телом, т.е. его деятельностью.
ДУХ. Тело и душа – это еще не весь человек. Над телом и душой стоит ДУХ, который устремлен к Богу, и который проявляется в трех видах: страх Божий, совесть, жажда Бога. Что же это такое? Как нам это понимать?
«Страх Божий» — это, конечно, не страх в нашем обычном человеческом понимании этого слова: это благоговейный трепет перед величием Божиим, неразрывно связанный с неизменной верою в истину бытия Божия, в действительность существования Бога, как нашего Творца. Страх Божий называется началом мудрости и является стражем добродетели. Без него нельзя быть добрым. В нем ключ ко всему, что может предохранить от зла.
Совесть, которая указывает человеку, что право, что неправо, что угодно Богу, что неугодно, и принуждает человека исполнять указываемое. За исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть — есть наш внутренний судья – блюститель закона Божия. Совесть – это голос Бога в душе человека. Нет совести — значит, и Бога нет в душе человека.
«Жажда Бога» И в самом деле, нашему духу свойственно искать Бога, стремиться к соединению с Богом. У нашего духа есть стремление к Богу и полное удовлетворение мы можем получить только в Боге.
Парадоксально, что при всей ограниченности умственных и душевных сил человек с раннего возраста стремится познать Бога. Инстинктивное стремление человеческой мысли к Высшему существу и духовному миру наблюдается среди людей всех рас, культур и уровня развития, но особенно это чувство обостряется перед смертью. Посмотрим еще раз на картину Ф.А.Васильева. Васильев писал картину «Мокрый луг». Очевидно, в самой природе человека находится нечто такое, что наподобие магнита влечет его ввысь, в сферу невидимого и совершенного. Вот это «нечто» именуется «образом и подобием Божиим» в человеке, которые Творец запечатлел в основе нашей духовной сущности. Только наличием этой родственной связи между душой и ее Творцом можно объяснить, почему люди без всякого религиозного образования, при самых неблагоприятных условиях, сами приобретают самые довольно верные представления о Боге. Мысль человека подсознательно тянется ввысь, к потустороннему миру, к Творцу. Человек по природе своей религиозен. Безбожие есть неестественное, патологическое состояние души.
Тело – это внешний покров души, есть нечто конечное; но душа, пребывающая в нем, есть нечто невидимое, невесомое, недоступное тлению, вечное. Земной человек троичен подобно Богу, которого он отражает в себе: у него есть разум, душа и тело. Если Душа соединяется с Разумом, то она достигает мудрости и мира; если она колеблется между разумом и телом, то она подпадает под господство страсти, и вращается от предмета к предмету в роковом круге; если же она подчиняется телу, то она отдается безрассудству и смерти. Это может наблюдать каждый человек внутри себя и в окружающей среде.
Бог пребывает в каждом из нас, ибо он находится внутри каждого человека, но мало кто умеет найти его. Побеждайте ваши желания. Наслаждения, доставляемые чувствами, подобно недрам, рождающим страдания. Не только делайте добро, но и сами будьте добры. Достигайте того, чтобы побуждение заключалось в самом действии, а не в плодах его. Отрекитесь от плодов ваших дел, чтобы каждое из ваших действий было как бы даром, приносимым Богу. Человек, приносящий в жертву свои желания и свои дела Тому, от кого произошли начала всех вещей, кто создал вселенную, достигает по средствам этой жертвы совершенства. В духовном единении с Богом человек приобретает духовную мудрость, которая превышает все дары, и он испытывает божественное блаженство, ибо тот, кто находит в себе самом свое счастье, свою радость, и в себе самом находит Свет, тот в единении с Богом. Знайте же, что душа, которая нашла Бога, освобождается от страданий. Боль, которую мы приносим своему ближнему, следует за нами также, как тень следует за нашим телом.
Образ и подобие Божие в человеке.
Мы часто употребляли в нашем разговоре, что человек создан «по образу и подобию Божию». Как это понимать? Давайте вместе разберемся.
Но вот явился и ОН. «И сказал Бог: сотворим человека по образу и подобию Нашему; и да владычествует он над рыбами морскими, и да над птицами небесными, и да над скотом, и да над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися на земле. И сотворил Бог человека по образу и подобию Божию, мужчину и женщину сотворил». Третий творческий акт Бога Творца, потому что человек имеет в своем существе нечто такое, чего не было в сотворенной им природе, а именно ДУХ, отличающий его от всех других существ.
Человек – вершина творения. Человек создан по образу и подобию Бога. Что это значит? Чтобы понять и разобраться в этих понятиях, необходимо обратиться к библейскому повествованию о сотворении мира и человека. Намереваясь создать человека, Бог в отличии от животных наделяет его. Своим образом и подобием (Быт 1,26). «Образ» и «Подобие» — это неоднозначные термины. Образ – это те свойства, способности и таланты, которые Бог заложил в нашу природу. Образ Божий надо относить не к нашему телу, а к его невещественной душе. К проявлению образа Божия в человеке относят наличие у нас бессмертной души, разума как отображения бесконечного ума Божия, свободной воли, дара слова; возможность творить, т.е. творческие способности, совесть — как способность оценить свои поступки с позиции добра и зла.
Подобие – это уподобление Богу в Его совершенствах. Если образ – это неотьемлимые свойства нашей природы, то подобие мы должны приобретать сами, получив к тому от Бога только возможность. Бог бесконечно мудр, добр и справедлив. Он хочет, чтобы мы, его творения, по возможности совершенствовались в этих свойствах. Естественно, никто не может мгновенно стать мудрым или добродетельным. Надо поработать над собой, исправиться, усовершенствоваться. Такова была цель создания человека. Но грех внес разлад в природу человека, стал помехой на пути к совершенству. Спасение неразрывно связано с процессом духовного обновления. Рай, в первую очередь, — это состояние обновленной Души.
Бог создал человека по образу и подобию своему — это значит, что каждая человеческая жизнь священна и неприкосновенна. Более того: ценность человека не зависит от того, умен ли он, богат, могуществен, красив, здоров; она зависит от одного исключительного факта, что каждый человек создан по образу и подобию Бога. Вот почему мы не должны презирать человека, каким бы он слабым или убогим не был: «Кто теснит бедного, тот хулит Творца его», говорит Библия. Все люди, к какой бы расе они не принадлежали, созданы по образу Бога. Любые проявления расизма и притеснения национальных меньшинств — греховны и оскорбительны для Бога-Творца. И женщины и мужчины так же созданы по образу Бога. Они представляют такую же ценность для Бога, Они не должны быть угнетаемы и унижаемы. Но все, что было создано для человека, должно напоминать человеку о его зависимости от Бога. В Библии сказано: «Бог есть свет, и нет в нем тьмы». Если мы говорим, что верим в Бога, а сами ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине. Нам необходимо вернуться к источнику духовного и нравственного света, в котором мы нуждаемся более всего, чтобы наша жизнь обрела смысл, чтобы мы жили так, как должны жить, т.е. по-божески.
Источник